Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
Психологические тесты Интересные тесты   Недвижимость Недвижимость
папка Главная » Недвижимость » Контроль строительства

Контроль строительства

Контроль строительства

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Контроль строительства (Контроль качества строительства)
2. Контроль строительства объекта
3. Контроль строительства и ремонта
4. Контроль долевого строительства
5. Входной контроль в строительстве
6. Строительный контроль объектов капитального строительства
7. Система контроль строительства
8. Контроль работ в строительстве
9. Контроль строительства дома
10. Государственный контроль строительства
11. Технический контроль в строительстве

Контроль строительства

Строительство бывает непростым и очень затяжным мероприятием. В нем принимают участие организации разного профиля. Они выполняют множество взаимосвязанных работ. Совместная деятельность строительных организаций обеспечивает получение продукции (законченного строительством объекта). Для того чтобы строительная продукция обладала необходимыми характеристиками и соответствовала заданным требованиям, применяют контроль качества в строительстве. Он необходим для определения количественных и (или) качественных характеристик строительной продукции.

Контроль качества в строительстве включает в себя получение фактических данных и сравнение этих данных с заранее установленными характеристиками. Объектом контроля является не только сама строительная продукция, но и процессы ее создания, эксплуатации, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта, а также соответствующая документация. Это обуславливает применение различных видов контроля на всех этапах жизненного цикла строительной продукции.

Контроль качества в строительстве представляет собой деятельность по получению фактических характеристик объектов контроля (продукции, материалов, процессов, услуг) и принятию решения об их соответствии установленным требованиям.

Жизненный цикл строительной продукции является исходным понятием для области применения контроля качества в строительстве. Укрупнено можно выделить пять этапов жизненного цикла. Каждый из них содержит работы, которые необходимо контролировать.

Область его применения охватывает:

- прединвестиционный этап. Здесь формируется инвестиционный замысел, разрабатываются обоснования инвестиций, выполняется выбор и предварительное согласование места размещения строительного объекта, проводится экспертиза инвестиционного решения. Контроль необходим для гарантии эффективности инвестиций. Его проводят в отношении технической составляющей инвестиционного замысла (технико-технологических альтернатив, размеров объекта, сроков реализации, вариантов расположения, доступности ресурсов);
- инвестиционный этап. На этом этапе создают план проектно-изыскательских работ, готовят технико-экономическое обоснование, разрабатывают задание на проектирование, проектируют объект и проводят экспертизу проекта, выделяют площадку под строительство, получают разрешение на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы. Контроль качества в строительстве обеспечивает соответствие технико-экономических решений инвестиционному замыслу. Он выполняется в отношении проектно-изыскательских и проектных мероприятий;
- этап строительства. Характеризуется проведением торгов и заключением контрактов с подрядными организациями, выполнением строительно-монтажных работ, организацией поставок материалов и оборудования. На данном этапе необходимо гарантировать соответствие строительной продукции принятым проектным решениям. Контроль качества в строительстве применяют в отношении всех выполняемых работ, используемых материалов, услуг управления (сроков, стоимости, объемов работ), исполнительной и рабочей документации;
- этап эксплуатации. В этот период идут пуско-наладочные работы и тестирование, вводят в действие инженерные системы и системы обеспечения, благоустраивают территорию, проводят приемо-сдаточные мероприятия, эксплуатируют объект, выполняют обслуживание, текущий и плановый ремонт. Контроль качества в строительстве необходим для обеспечения установленных (проектных) режимов работы строительного объекта. Он выполняется в отношении пусконаладочных работ, работ по индивидуальным испытаниям и комплексному опробованию работы оборудования, строительной и эксплуатационной документации;
- этап реконструкции (утилизации). Связан с выводом из эксплуатации оборудования и систем обеспечения строительного объекта, демонтажем оборудования и строительных конструкций, утилизацией (разборкой) строительного объекта целиком или его частей. Здесь важно обеспечить соответствие строительного объекта планам модернизации (утилизации). Контроль выполняется в отношении демонтажных работ, услуг управления, исполнительной и рабочей документации.

Область применения контроля качества в строительстве охватывает все этапы жизненного цикла строительной продукции. На каждом из них он имеет свои цели и задачи.

Чтобы реализовать инвестиционный замысел, строительная продукция должна соответствовать всем плановым показателям. Отсюда возникает основная цель контроля – обеспечить их достижение. Для этого проверяют результаты работы и определяют методы устранения причин реальных или потенциальных несоответствий. Результаты работы каждого из этапов жизненного цикла различны. Соответственно, различаются цели контроля качества в строительстве.

Наиболее значимыми видами целей являются:

- технологические. Эти цели связаны с выполнением технологических операций строительного процесса. Данный вид целей возникает на этапах строительства, эксплуатации и реконструкции;
- инженерно-технические. Связаны с проработкой проектных решений и методов их реализации. Они возникают на инвестиционном этапе и, частично, на этапах строительства и эксплуатации;
- экономические. Присутствуют на всех этапах, но наибольшую значимость экономические цели получают на прединвестиционном и инвестиционном этапах. В ходе строительного этапа они сильно взаимосвязаны с технологическими целями;
- административные. На каждом из этапов жизненного цикла строительного объекта необходимо управлять работами. Этот вид целей присутствует на всех этапах;
- экологические. Строительство и эксплуатация любого строительного объекта воздействует на окружающую среду. Экологические цели контроля качества в строительстве присутствуют на всех этапах, начиная от замысла (прединвестиционный этап) и заканчивая выводом из эксплуатации (этап реконструкции) и утилизацией строительного объекта.

Качество в строительстве – это сложная проблема. Для ее решения применяют множество видов контроля. На каждом из этапов жизненного цикла строительной продукции может использоваться их различное сочетание. Выбор видов контроля качества в строительстве зависит от конкретных целей, количественных и качественных показателей по которым производится оценка параметров. Виды контроля группируют по нескольким признакам.

По месту в технологическом процессе:

- входной. Выполняют на входе процессов создания строительного объекта. Он необходим для выявления отклонений до начала производства работ;
- операционный. Контроль качества в строительстве осуществляют по ходу технологического процесса. Проверочные мероприятия производят на определенных операциях. Эти операции являются частью процесса;
- приемочный. Выполняется после завершения работ или их части. Предназначен для проверки соответствия результатов работы начальным требованиям. На основании приемочного контроля принимают решение о пригодности строительной продукции к дальнейшим действиям;
- хранения. Этот вид контроля проверяет условия хранения. Он необходим для материалов и оборудования, но может относиться и к информации (хранение данных, проектных материалов);
- транспортирования. Проверяет соблюдение требований по транспортировке. Применяется к тем видам материалов и оборудования, которые могут быть повреждены в ходе перемещения или изменяют свои свойства из-за неправильных условий транспортировки.

По периоду проверки:

- первичный. Это вид контроля, при котором информацию об объекте собирают впервые. Первичность означает, что конкретный объект, по данным конкретным показателям контролируют первый раз;
- периодический. Поступление информации об объекте контроля происходит через определенные отрезки времени. Периоды контроля могут быть разными. Периодический контроль проверяет одни и те же параметры в разные моменты времени;
- непрерывный. Данный вид контроля качества в строительстве необходим для непрерывного получения информации об объекте контроля. Его еще называют мониторингом.

По структуре проверки:

- одноступенчатый. Контроль, при котором достоверную информацию о контролируемых параметрах можно получить за один цикл проверки или на основании одной выборки;
- многоступенчатый. Его применяют в том случае, если достоверную информацию о контролируемых параметрах объекта можно получить только по результатам нескольких циклов проверки или на основании нескольких выборок.

По средствам контроля:

- визуальный. Контроль качества в строительстве, при котором информацию о параметрах объекта получают за счет внешнего осмотра. Визуальный контроль применяют в отношении «качественных» показателей. Визуальный контроль является одним из видов органолептического, но его часто выделяют в отдельный вид;
- инструментальный. Проводят с применением различных средств измерений. Его выполняют в отношении «количественных» показателей. Разновидностями инструментального контроля являются: лабораторный, геодезический, метрологический;
- органолептический. Контроль, при котором информацию о параметрах объекта получают за счет органов чувств (тактильные, звуковые, вкусовые).

По объему проверки:

- сплошной. Контролю подвергается каждая единица объекта проверки. Объектом может быть: продукция, процесс, материалы, проектные решения, данные и пр.;
- выборочный. Вид контроля качества в строительстве, при котором проверяют одну или несколько выборок объекта проверки. Выборкой является совокупность единиц контроля (продукция, материалы, показатели и пр.). На основании данных проверки принимают решение о соответствии установленным требованиям.

По особенностям проверки:

- разрушающий. Контроль, в результате которого происходит разрушение объекта проверки. Данный вид контроля качества в строительстве применяют довольно часто, т.к. он позволяет объективно оценить характеристики идентичного объекта при дальнейшей эксплуатации (в особенности при критических и закритических нагрузках). Этому контролю подвергают строительные материалы, конструкции и оборудование;
- неразрушающий. Контроль, при котором информацию о параметрах объекта проверки собирают без его повреждения. После контроля объект проверки может быть возвращен в эксплуатацию.

По способу организации:

- самоконтроль. В этом случае исполнитель самостоятельно проверяет результаты собственной работы. Одним из видов самоконтроля является внутренний контроль. Его проводят организации строительной сферы в ходе своей деятельности;
- внешний контроль. Исполнитель работ и проверяющий являются независимыми друг от друга субъектами. В этом случае одна организация проверяет работу другой организации. Одним из вариантов такого контроля является строительный контроль;
- надзор. Это вид контроля, который обеспечивает соблюдение требований нормативов. В качестве нормативов могут выступать: проектная документация, СНиПы, регламенты и пр. Надзор применяют к процессу (в отличие от контроля, который применяют к результату). Он необходим для соблюдения порядка и последовательности действий, установленных в нормативной документации. Вариантами надзора являются: авторский надзор, технический надзор, архитектурный надзор;
- экспертиза. Это контроль на основе субъективных оценок. Ее применяют в том случае, когда невозможно или нецелесообразно получение точных параметров объекта контроля. Вариантами экспертизы являются: строительная экспертиза, экспертиза проектной документации.

Выбор необходимых видов контроля качества в строительстве зависит от конкретного типа работ, устойчивости технологических процессов, профессиональной подготовки рабочей силы и многих других причин. Определяющими факторами выбора того или иного вида контроля, или их сочетания, являются: масштаб строительного производства, разнообразие состава и сложности процессов, применяемые технологии.

Контроль строительства объекта

Под качеством строительства понимается соответствие качества построенных зданий проектным решениям и нормативам. Качество должно формироваться на всех стадиях строительства: предпроизводственной (проектирование), производственной (строительно-монтажные процессы) и после производственной (эксплуатация). Поэтому оно является комплексной проблемой, зависящей от всех участников: государственных органов, заказчиков, проектных и строительно-монтажных организаций, заводов-изготовителей, транспортных предприятий и организаций, участвующих в эксплуатации строительных объектов.

Контроль за качеством строительства должен быть оперативным и многоступенчатым, осуществляться строительными лабораториями, ИТР стройки, застройщиком, автором проектной документации, специальными государственными контролирующими организациями. Кроме того, рабочими осуществляется общественный контроль при передаче конструкций в работу. Так, штукатуры, прежде чем приступить к оштукатуриванию каменных стен, проверяют качество работ каменщиков, маляры - качество работ штукатуров и т. п.

Качеством строительных работ во многом определяется стоимость строительства, данным фактором определяются, например такие критерии как износостойкость и долговечность объектов капитального строительства. Как правило, упущения в качестве оборачиваются удорожанием строительства, более значительным расходам по эксплуатации объекта, ухудшению условий комфортности помещения, а также возможности различных аварийных ситуаций.

Контроль качества строительных работ приводит к критериям соответствия качества здания и предполагает проверку требованиям проектным решениям, стандартам и техническим условиям, закрепленным законодательством по строительству в России.

В условиях конкурентной борьбы за технического заказчика система контроля качества строительства работает достаточно эффективно.

Участники строительства (подрядчик и технический заказчик) имеют разные права и обязанности.

На практике различают две формы контроля качества: внутренний (производственный контроль) и внешний.

При внутреннем контроле качество строительной продукции определяется техническим персоналом стройки по результатам производственного контроля и оценивается в соответствии со специально разработанными регламентами и инструкциями. Результаты контроля фиксируются в журналах работ.

Внешний контроль осуществляется государственными органами контроля и надзора, а также техническим надзором (технадзором) заказчика и авторским надзором разработчика проектной документации.

Осуществлением внутреннего контроля занимается персонал строительных организаций (подрядчик). Техническим заказчикам также не помешает иметь представление о проверках подрядчика, так как не исключено, что отдельные процедуры контроля заказчик и подрядчик будут проводить совместно.

Рассмотрим отдельные процедуры строительного контроля.

Он проводится до момента применения строительных материалов в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставки, соответствия материалов требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Входной контроль возложен на подрядчика. Он вправе провести в установленном порядке измерения и испытания стройматериалов своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

При неудовлетворительных результатах входного контроля, когда строительные материалы не отвечают установленным требованиям, их использование в строительстве не допускается.

Со стороны технического заказчика осуществляется проверка полноты и соблюдения сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов.

Это основной этап строительного контроля, в ходе которого проверяются:

• соблюдение последовательности и состава выполняемых технологических операций, их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
• соответствие качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Следить за всем этим может как подрядчик, так и технический заказчик капитального строительства. Напоминаем, мы разобрали только основные процедуры контроля. Есть и другие виды контрольных действий, предусмотренные законодательством или договором подряда.

Операционный контроль осуществляется во время производства или по его завершению. Используется измерительный метод и технический осмотр.

Визуальный и измерительный контроль проводят в соответствии с требованиями специально разработанной документации. Визуальный и измерительный контроль материалов на стадии входного контроля выполняют при поступлении материала (полуфабрикатов, заготовок, деталей) в организацию с целью подтверждения его соответствия требованиям стандартов, технических условий, конструкторской документации.

Результаты должны быть зафиксированы документально.

Объемы проверок выделяют ряд видов контроля. Сплошным контролем проверят все стыки, конструкции. Выборочным контролем проверяют лишь часть продукции. Непрерывному контролю подвергаются ключевые параметры строительства с постоянным поступлением информации по их состоянию. Периодический контроль отражает показатели параметра в заданных промежутках времени. Летучий контроль выполняется случайно, если есть сомнения в целесообразности прочих методов.

С лабораторным оборудованием проводят измерительный контроль.

Регистрационный контроль задействует сверку сертификатов, актов освидетельствования, записей в журналах и прочего. Для проверок возможно привлечение специальных служб: геодезической, строительных лабораторий, технических инспекций.

Внешним видом контроля является приемочный контроль эта форма проверки, как правило, задействует сторону технического заказчика. Внешний контроль качества строительства проводят независимые от строительной организации надзоры.

Как правило, любое строительство для осуществления контроля качества сопровождается:

• Техническим надзором заказчика;
• Авторским надзором проектировщика;
• Контролем от приемочных комиссий при сдаче объектов в эксплуатацию;
• Государственным пожарным надзором;
• Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором;
• Технической инспекцией труда ФНПР;
• Государственным горным и промышленным надзором за безопасным ведением работ;
• Государственным архитектурно-строительным надзором.

Рыночная экономика требует также:

• сертификацию строительной продукции и услуг;
• свидетельство о допуске к определенному виду работ, которое оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Приемочный контроль - контроль, выполняемый по завершении строительства объекта или его этапов, скрытых работ и других объектах контроля. По его результатам принимается документированное решение о пригодности объекта контроля к эксплуатации или выполнению последующих работ.

Таким образом, были рассмотрены основные аспекты, касающиеся качества строительных работ.

Эти мероприятия являются обязательными и также относятся к контролю качества строительства.

Развитие рыночных отношений с зарубежными странами диктует новые требования. Многие строительные организации руководствуются в своей деятельности международными стандартами систем качества (ИСО 9000 и ИСО 9001).

Контроль строительства и ремонта

Чтобы осуществить строительство промышленного или жилого здания либо его ремонт, требуется не только знание основных нормативов, но и наличие особых профессиональных навыков у исполнителей. Процесс этот достаточно сложный и длительный, поэтому без контроля над соблюдением норм качества не обойтись. Ведь от этого будет зависеть, как долго сможет эксплуатироваться здание.

Поскольку сегодня строительством объектов занимаются частные компании, вопрос, насколько отстроенное здание соответствует нормам, волнует многих. Ведь не секрет, что строительная организация может сэкономить на материалах при возведении объекта, и частные застройщики нередко экономят бюджет, который выделяется на проект. Результат может оказаться плачевным. Если контроль и надзор за строительством не осуществлялись, может потребоваться ликвидация брака, возникшего по вине строителей. А в этом случае финансовые затраты неминуемы.

Контроль качества строительства позволяет добиться, чтобы здания возводилось согласно проектной и нормативной документации. Стоит заметить, что контролировать ход возведения промышленного или жилого объекта лучше в процессе работы, а не после того, как строительство будет окончено. Экономически гораздо выгоднее не допустить появления брака, чем тратить время и средства на его ликвидацию. Такой контроль подразумевает, что используемые материалы также будут оцениваться. Кроме того, их укладка должна производиться с соблюдением всех технологий. Поэтому контроль качества строительства и ремонта — наиболее важная и востребованная услуга при возведении зданий в настоящее время.

Строительная экспертиза необходима в том случае, если качество работ в ходе возведения здания никем не контролировалось. Если же подрядчик кажется не слишком порядочным, экспертиза, в ходе которой проверяется и качество работ, и качество использованных материалов, может подтвердить или опровергнуть возникшие подозрения.

Строительный контроль должен выполняться быстро, регулярно и быть многоуровневым, ведь в его осуществлении принимают участие как строительные лаборатории, так и застройщик, как автор проектной документации, так и государственные контролирующие организации. Кроме того, естественно, что так называемый общественный контроль выполняют непосредственно рабочие при передаче-приемке конструкций в работу.

Отметим, что контроль качества бывает внешним, то есть выполняемым госорганами контроля и надзора, а также технадзором заказчика, и внутренним, который выполняет технический персонал, а результаты контроля при этом фиксируют в журналах работ.

В ходе контроля строительства можно выделить несколько этапов (по большому счету эти этапы совпадают с этапами строительства):

• входной контроль выполняется еще до начала строительства. Эксперты, осуществляющие надзор, проверяют наличие документов у поставщиков, сверяют, соответствуют ли материалы требованиям технических регламентов, рабочей документации и стандартам;
• подготовительный этап подразумевает проверку того, как расчищается территория и обустраивается строительная площадка;
• нулевой цикл (в регулирующей документации нет четкого определения этого этапа) -надзор за ходом строительства обязательно должен включать в себя контроль процесса обустройства фундамента;
• строительство дома, или проверка «коробки» и перекрытий;
• обустройство кровли;
• наружные и отделочные работы;
• обустройство окружающей территории – надзор за ходом строительства завершается только после того, как здание возведено, а ландшафт вычищен и приведен в порядок.

В сфере строительства применяется большое количество взаимосвязанных документов, утвержденных компетентными органами, чтобы защитить права потребителей, общества и государства.

И надзор за строительством или ремонтом подразумевает, что все работы и материалы, используемые при возведении (ремонте) здания, будут соответствовать этим документам, а значит:

• будут создавать благоприятные условия для жизнедеятельности населения;
• будут безопасны как в процессе производства, так и при эксплуатации;
• будут защищать людей с учетом риска возникновения ЧС;
• инженерные системы, конструкции и основания будут надежными и надлежащего качества;
• будут соответствовать экологическим требованиям.

При контроле строительства необходимо учитывать не только федеральные нормативные документы - ГОСТам и СНиПам, но и нормативные документы конкретного субъекта Федерации, а также производственно-отраслевые нормативы.

Контроль долевого строительства

Полномочия по контролю и надзору в области долевого строительства установлены ст.23 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

При осуществлении названных полномочий инспекция:

1) осуществляет контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договорам долевого участия;
2) осуществляет контроль за соблюдением застройщиком:
- установленных частью 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ требований к застройщику;
- установленных статьей 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ требований к раскрытию и размещению им информации;
- примерных графиков реализации проектов строительства;
- установленных частью 1.2 статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства;
3) выдает заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона № 214-ФЗ, либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения;
4) получает от застройщика информацию о физическом лице, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем 25 процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком;
5) получает от застройщика информацию о лицах, осуществляющих работы, поставки товаров и (или) предоставляющих услуги по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, а также о видах таких товаров, работ, услуг и информацию о наличии у этих лиц соответствующих допусков (лицензий) к осуществлению указанных видов работ, поставок товаров и предоставлению услуг;
6) вправе получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
7) вправе получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением застройщиком требований, установленных пунктом 7 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ;
8) вправе получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением застройщиком требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ;
9) вправе получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
10) вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
11) вправе получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством объекта недвижимости);
12) ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
13) осуществляет контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;
14) осуществляет контроль за соблюдением требований Федерального закона № 214-ФЗ, в том числе запрашивать у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, или страховой организации, с которой застройщиком заключен договор страхования, требованиям Федерального закона № 214-ФЗ, а также рассматривает жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями Федерального закона № 214-ФЗ;
15) направляет лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований Федерального закона № 214-ФЗ, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений;
16) размещает на своем официальном сайте информацию о проведенных проверках деятельности застройщика, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, а также сведения о вступивших в законную силу постановлениях контролирующего органа о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона № 214-ФЗ;
17) принимает меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
18) вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
19) направляет в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
20) осуществляет иные предусмотренные Федеральным законом № 214-ФЗ полномочия;
21) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, в случае, если:
- более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной Федеральным закона № 214-ФЗ;
- застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;
- застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 Федерального закона № 214-ФЗ, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований или исполнения такой обязанности (указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей);
- застройщиком не исполнялись требования Федерального закона № 214-ФЗ, принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные Федеральным законом № 214-ФЗ меры воздействия;
- в проектной декларации, представленной застройщиком в инспекцию, застройщиком продекларированы заведомо недостоверные сведения о соответствии застройщика требованиям, установленным частью 2 статьи 3Федерального закона № 214-ФЗ, и (или) о соответствии заключивших договор поручительства с застройщиком юридических лиц требованиям, указанным в части 3 статьи 15.3 Федерального закона № 214-ФЗ;
- по истечении шести месяцев со дня выдачи инспекцией предписания об устранении нарушения требований, указанных в пунктах 1, 7 и 8 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ, застройщиком не устранено нарушение таких требований.
22) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, в случае неоднократного или грубого нарушения им требований Федерального закона № 214-ФЗ, принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
23) орган осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, с учетом положений Федерального закона № 214-ФЗ о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.

Входной контроль в строительстве

Поступающие на стройку строительные конструкции, изделия, материалы и инженерное оборудование подвергаются входному контролю на соответствие их государственным стандартам, техническим условиям, требованиям рабочей документации, паспортов и других документов, подтверждающих качество их изготовлении.

Входным контролем качества проверяется соблюдение правил транспортирования и разгрузки.

Входной контроль осуществляет служба производственно-технологической комплектации на базах или непосредственно на предприятиях изготовителях.

При необходимости материалы и изделия испытывают в строительных лабораториях строительно-монтажных трестов.

Производители работ (мастера) обязаны проверять визуально соответствие качества конструкций, изделий и материалов, поступающих на строительную площадку, требованиям рабочей документации, технических условий и стандартов.

Входной контроль строительных материалов — одно из условий обеспечения безопасности и высокого качества строительства. Причиной большинства разрушений элементов конструкции служит низкое качество применяемых материалов и изделий, нарушение технологии осуществления строительно-монтажных работ. Благодаря осуществлению системного подхода в организации производственного контроля стройматериалов, соблюдается качество и заметное снижение производственных затрат, за счет отсутствия исправлений некачественных работ.

При входном контроле проверяют соответствие показателей качества материалов, изделий требованиям стандартов и технических условий.

Основными показателями качества оценки продукции являются:

• Прочность;
• Долговечность;
• Надежность;
• Архитектурная выразительность.

Помимо проверки сопроводительных документов, при входном контроле строительных материалов, проводятся контрольные измерения и испытания соответствующих показателей качества.

Создаваемое строительными материалами химическое загрязнение воздушной среды помещений может оказывать неблагоприятное воздействие на самочувствие и состояние здоровья населения. Для этого проводится санитарно-гигиеническая оценка при помощи специальной экспериментальной установки — климатической камеры. В камеру помещаются образцы исследования, где создаются натурные условия, при которых будет эксплуатироваться здание.

На этапе входного контроля при строительном контроле проверяется качество, количество и характеристики, поступающих на объект, строительных материалов, изделий или конструкций, до начала их применения.

Также эти материалы проверяют на соответствие предъявляемым к ним требованиям, проектной документации, стандартов, сертификатов и других необходимых документов, отражающих их свойства. Вместе с этим проверяется соблюдение условий транспортировки и последующие условия хранения доставленных материалов.

Данный контроль качества строительных материалов регламентируют действующие нормативно-правовые акты: Статья № 52 Градостроительного кодекса, и статьи №34 и №38 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также постановление Правительства РФ № 468 о проведении строительного контроля. Эти нормативные документы обязывают проводить входной контроль качества поступающих на стройплощадку материалов. С целью обеспечения безопасного и качественного строительства.

Такой контроль производиться службой снабжения подрядной компании. Вместе с ней его может выполнять и заказчик и (или) привлеченная им независимая контролирующая организация.

Методы и способы входного строительного контроля различаются в зависимости от вида проверяемой продукции. И могут проходить как непосредственно на объекте, так и в специальной лаборатории.

Особое внимание необходимо уделять материалам, из которых предполагается изготовление несущих элементов. Видам бетона, элементам каркаса или качеству железобетонных конструкций.

Они в первую очередь должны строго соответствовать нет только всем «ГОСТам» но и всем требованиям проектной документации. Их качество нужно проверять постоянно и особо тщательно!

Он может иметь три вида, сплошной, выборочный и непрерывный. Где при сплошном контроле проверки подвергается каждая единица продукции. При непрерывном также контролируют всю продукцию. Но, только до тех пор, пока не наберется, необходимое количество обозначенной в плане работ, безопасной продукции. Затем обычно переходят к выборочному контролю. Когда как видно из названия, проверяют, одну деталь из нескольких.

В общих чертах входной контроль выглядит следующим образом.

Сначала смотрят наличие и состояние документов на поступившие материалы. Затем происходит выгрузка и визуальный осмотр, в первую очередь сверяют соответствие наименований поступивших материалов с наименованиями указанными в документах. Если полученные результаты сомнений не вызывают, начинают проверять фактическое состояние поступивших изделий и материалов. Целостность упаковки, отсутствие деформаций, и иного визуально заметного брака. А в случаи выявления несоответствия материал может быть не принят и отправлен обратно поставщику. Решение об этом принимается контролирующими лицами, оно зависит от состояния или вида привезенного материала. Результаты таких действий должны быть отражены в документах.

Тем самым входной контроль гарантирует качество и соответствие нормативным требованиям всех комплектующих применяемых на строительстве контролируемого объекта. И некачественная или не отвечающая всем необходимым требованиям продукция не будет взята в работу.

Известный факт: частой причиной в лучшем случае необходимости косметического ремонта вскоре после постройки, а в худшем случае необходимости капитального ремонта является применение в строительстве некачественных материалов.

Входной контроль при строительном контроле при правильном и достоверном его проведении призван предотвратить такие вышеназванные трудности. Главное, правильно выбрать исполнителя, обратиться к профессионалам в этом вопросе. Тогда переноса сроков сдачи объекта, лишних трат на исправление дефектов и прочих непредвиденных и неприятных расходов не возникнет.

Строительный контроль объектов капитального строительства

Застройщик обязан осуществлять строительный контроль. Это следует из положений ст. 53ГрК РФ. Также выполнение функций строительного контроля может быть поручено третьему лицу (специализированной организации).

Согласно положениям ст. 55.8ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.

Однако существует довольно распространенное мнение, что застройщик, осуществляющий строительный контроль самостоятельно (силами своих сотрудников), не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО (а это весьма ощутимые затраты). Это мнение основано на том, что в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, есть п. 32 "Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем". Именно потому, что в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и появилось такое мнение. Но верно ли оно? Ведь существует и другая, прямо противоположная точка зрения.

Напомним, ст. 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.

В статье мы ответим на вопрос: обязан ли застройщик, осуществляющий самостоятельно строительный контроль, иметь допуск СРО на эти работы, если само строительство ведет генподрядчик? Для этого рассмотрим, что же представляет собой строительный контроль. Как обычно, мы будем делать выводы с учетом арбитражной практики.

Согласно ч. 3 ст. 52ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

На основании ч. 2 ст. 53ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство. При этом застройщик, заключая договор подряда (генподряда), также обязан проводить строительный контроль.

В соответствии с ч. 8 ст. 53ГрК РФ Постановлением Правительства РФ N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).

В силу п. 2 данного документа предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Согласно п. 3 Положения строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком.

На подрядчика возложено проведение следующих мероприятий (п. 5 Положения):

- проверки качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
- проверки соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
- проверки соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
- освидетельствования работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточной приемки возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с заказчиком работ);
- приемки законченных видов (этапов) работ;
- проверки (совместно с заказчиком работ) соответствия законченного объекта строительства требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

В соответствии с п. 6 Положения застройщик проверяет:

- полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
- выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
- полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
- проводит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с подрядчиком);
- проверяет совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
- проводит иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.

До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается (п. 10 Положения).

Кроме указанного Положения существует Свод правил "Организация строительства" (далее - СП 48.13330.2011), который также регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.

Согласно п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль предоставленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п. 7.1 и 7.1.1).

При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.

Что говорят суды насчет строительного контроля? В Постановлении по делу N А40-120139/12-139-1152 ФАС МО со ссылкой на СП 48.13330.2011 указал: при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате суд признал обоснованным наложение на генподрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 9.4 "Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)" КоАП РФ.

В Постановлении ФАС ПО по делу N А55-31805 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд указал, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что им не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.

Таким образом, строительный контроль застройщика заключается в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда (но не только в этом). Застройщик вправе не осуществлять контроль самостоятельно, а привлечь для этого специализированную организацию. Подрядчик, в свою очередь, в рамках своих функций строительного контроля проверяет некоторые действия застройщика (например, предоставленную им проектную и рабочую документацию, наличие согласований и утверждений).

Выяснив, что представляет собой строительный контроль со стороны застройщика, вернемся к вопросу, обязан ли он иметь допуск СРО для самостоятельного осуществления строительного контроля.

В пункте 2 Письма Минрегиона РФ N 40915-ИП "О выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля" сказано: в соответствии с частью 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.

Казалось бы, вот она - полная ясность в этом вопросе. Однако органы государственного строительного надзора привлекают застройщиков к ответственности за отсутствие свидетельства СРО о допуске к работам по строительному контролю. Рассмотрим мнение судей.

Начнем с Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5024-АК по делу N А60-7214. Управление госстройнадзора обратилось в суд с заявлением о привлечении ФГОУ "Уральский институт ГПС МЧС России" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам. Институт являлся застройщиком учебного корпуса и в своих возражениях указывал на расширительное толкование судом п. 32 Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Институт ссылался на то, что согласно этому пункту работы по осуществлению строительного контроля производятся привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то есть допуски по осуществлению строительного надзора самому застройщику или заказчику при проведении работ по строительному контролю получать нет необходимости.

Суд не согласился с этим мнением и, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации. Решением суда застройщик был оштрафован, причем добиться пересмотра дела ему не удалось (Определение ВАС РФ N ВАС-14190).

Аналогичный вывод сделан в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5069-АКу по делу N А60-3434. Проанализировав нормы ГрК РФ, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также СП 48.13330.2011, суд указал: лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Суд отклонил ссылку застройщика на Письмо Минрегионразвития РФ N 40915-ИП, отметив, что документ не является нормативным правовым актом.

Важно, что рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих судей (Определение N ВАС-10699).

Мнение о том, что застройщик должен получить свидетельство СРО на осуществление строительного контроля, высказал и ФАС МО (Постановление по делу N А40-142460/10-141-1178).

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля является обязательным как для лица, осуществляющего строительный контроль по заданию застройщика или заказчика на основании договора, так и для застройщика, если последний осуществляет строительный контроль самостоятельно (собственными силами).

Система контроль строительства

Действующие нормативные документы регламентируют многосторонний контроль качества строительно-монтажных работ и технологии их производства.

Однако далеко не всегда регулярные проверки приводят к нужному результату – высокому качеству вновь построенного или реконструированного объекта. Более того, зачастую, большое число проверяющих снижает уровень ответственности линейных ИТР за качество работ, выполняемых их подразделением.

Раздел 7 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» - актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 выделяет шесть видов строительного контроля и надзора за строительством:

• строительный контроль лица, осуществляющего строительство;
• строительный контроль заказчика;
• авторский надзор проектировщика;
• авторский надзор архитектора;
• государственный строительный надзор;
• административный контроль.

Каждый из них имеет свои функции и наделен полномочиями, объем которых определен соответствующими нормативными актами:

1. Строительный контроль лица, осуществляющего строительство (подрядчика) ведется на основании п.2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ N 190-ФЗ с целью определения соответствия фактически выполненных работ, конструкций, систем, инженерных сетей требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации. В соответствии с п. 7.1 СП 48.13330.2011 и п. 5 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 468, в ходе строительного контроля лицо, осуществляющее строительство (подрядчик), выполняет:
• входной контроль проектной документации;
• проверку и приемку геодезической разбивочной основы объекта;
• входной контроль поступающих на объект материалов, конструкций, оборудования;
• операционный контроль, производимый в ходе операций, выполняемых в ходе выполнения строительно-монтажных работ и по их завершению;
• освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций, участков инженерных сетей – совместно с заказчиком;
• испытания и опробования оборудования;
• приемка законченных этапов и видов работ;
• совместно с заказчиком проверка соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной документации, инженерным изысканиям, техническим регламентам. Основной объем контрольных мероприятий выполняется линейными ИТР подрядных подразделений, однако часть контрольных мероприятий приходится на долю службы строительного контроля лица, осуществляющего строительство.
2. Строительный контроль заказчика (застройщика, технического заказчика) производится дополнительно к строительному контролю лица, осуществляющего строительство, в случае если строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта производится на основании договора подряда. Объем контрольных мероприятий в этом случае оговаривается п. 7.3. СП 48.13330.2011 и п. 6 «Положения о проведении строительного контроля…», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 468. Строительный контроль заказчика не предполагает непосредственной проверки качества работ, в ходе его осуществления выполняются:
• проверка полноты и своевременности проведения входного контроля и правильность его документирования;
• контроль правильности складирования и хранения материалов, конструкций и оборудования;
• проверка полноты и сроков операционного контроля, выполняемого лицом, осуществляющим строительство, а также достоверность фиксирования его результатов;
• освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций, участков инженерных сетей – совместно с лицом, осуществляющим строительство;
• совместно с лицом, осуществляющим строительство проверка соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной документации, инженерным изысканиям, техническим регламентам. Для этого заказчик либо формирует собственное подразделение, либо заключает договор со сторонним юридическим или физическим лицом, которое должно быть внесено в национальный реестр специалистов в области строительства.
3. Авторский надзор - часть строительного контроля, веление которого возложено на лицо, осуществившее подготовку проектной документации. Суть авторского надзора в проверке соответствия фактически выполненных работ проектной и разработанной на ее основании рабочей документации. Согласно п. 4.3 Свода правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», авторский надзор в обязательном порядке ведется:
• при возведении опасных производственных объектов, перечень которых приведен в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п.3 ст. 8 116-ФЗ);
• в случае производства работ по приспосабливанию к использованию в современных условиях объекта культурного наследия (п. 5 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). В остальных случаях авторский надзор ведется только по решению застройщика (технического заказчика), что зафиксировано п.2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ.
4. Авторский надзор архитектора: весьма специфический вид контроля, поскольку его наличие регламентируется исключительно желанием архитектора, разработавшего проект и его инициативой. На основании п. 2 ст. 1294 Гражданского кодекса РФ № 230-ФЗ, определяющего права автора произведения архитектуры, он имеет право на авторский контроль над реализацией своего проекта. И даже при нежелании заказчика, он сможет этого добиться посредством обращения в местный орган архитектуры и градостроительства, который убедившись в авторстве, может выдать обязательное для застройщика (технического заказчика) любой формы собственности распоряжение о допуске архитектора на строительную площадку. Свои претензии архитектор сможет передать на рассмотрение в местный орган архитектуры и градостроительства, который в случае признания их обоснованными, принимает решение, обязательное для застройщика (технического заказчика).
5. Государственный строительный надзор, чьи функции при проверках регламентированы руководящим документом Ростехнадзора РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации» и ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. «Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ № 54 регламентирует, что:
• надзор за объектами, указанными в п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса, за исключением объектов, связанных с атомной энергией (объекты культурного наследия федерального значения; особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, перечисленные в ст. 48.1 Градостроительного кодекса; объекты, на которых производится переработка, обезвреживание или захоронение отходов I – V классов опасности ведет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – «Ростехнадзор» (п.6 «Положения»);
• надзор за другими объектами, на которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, ведется органами регионального государственного строительного надзора, входящими в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 7 «Положения»). И хотя организации разные, подход и требования у них одинаковые, прописанные в РД 11-04-2006.
6. Административный контроль производится органами местного самоуправления с целью снижения степени влияния строительно-монтажных работ на население и участок, находящийся в зоне влияния стройки. Этот вид контроля распространяется:
• на содержание прилегающей к стройплощадке территории, в т.ч. на загрязнение проездов и дорог населенных пунктов грязью со стройплощадки, переносимой на колесах автотранспорта и строительной техники;
• на способность ограждения площадки обеспечить безопасность прохожих и его внешний вид;
• режим работы, уровень шума;
• периодичность удаления строительного мусора и др.

Органы местного самоуправления также наделены правом выдавать предписания, обязательные для исполнения, нарушение срока исполнения которых влечет за собой наложение административных взысканий.

Однако, несмотря на количество проверяющих и контролирующих лиц, ответственность за качество строительно-монтажных работ всегда лежит на линейных ИТР – мастерах, прорабах, непосредственных руководителях производства.

Поэтому очень важно:

• обеспечить технологическими картами на виды работ, где будет указано, как выполнять каждую операцию; что, как и чем мерить при проверке, какие отклонения можно считать допустимыми и как устранить недопустимые;
• обеспечить необходимыми измерительными инструментами;
• выдать перечень необходимой исполнительной документации;
• минимизировать количество документов, которые линейный ИТР должен оформлять лично. Для этого можно вменить в обязанность подготовку актов освидетельствования скрытых работ и освидетельствования ответственных конструкций ПТО;
• предоставить выписки из стандартов и технических условий на конструкции и материалы для квалифицированного проведения входного контроля;
• довести до сведения правила заполнения общего и специальных журналов работ, журнала входного контроля.

При наличии такой базы жесткий спрос за соответствие фактически выполненных работ рабочим чертежам и техническим регламентам будет вполне обоснованным.

Контроль работ в строительстве

В борьбе за повышение эффективности инвестиционной деятельности на современном этапе развития экономики первостепенное значение приобретает улучшение качества строительства. В системе мер, направленных на достижение высокого качества строительных работ, важное место занимает контроль за качеством строительства.

Контроль за качеством строительства заключается в проверке соответствия строительно-монтажных работ, а также строительных материалов и изделий, от которых зависит качество строительной продукции, требованиям проектов, СНиП технических регламентов, стандартов.

Основная задача контроля качества строительства — предупреждение, выявление, устранение причин, отклонений, которые могут привести в строительстве к браку. Брак, своевременно обнаруженный в процессе строительства, в большинстве случаев сравнительно легко поддается исправлению с наименьшими затратами. Брак, обнаруженный после окончания строительства, исправить значительно труднее.

Контроль за качеством строительно-монтажных работ осуществляют службы государственного, общественного и ведомственного контроля, заказчики, а также проектные организации — авторы проектов.

В зависимости от органов, осуществляющих контрольные функции, различают в строительстве контроль внешний и внутренний. К внешнему контролю относят государственный и общественный контроль, а также контроль заказчика, к внутреннему — ведомственный контроль.

Государственный контроль за качеством строительства осуществляют исполнительные органы государственной власти, органы государственного строительного надзора (Госстрой, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор).

Эти органы осуществляют проверки соответствия выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Порядок осуществления строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами РФ, а государственного строительного надзора — Правительством РФ.

Общественный контроль за качеством строительства осуществляют технические инспекции профсоюзов. Они контролируют выполнение работ по технике безопасности и производственной санитарии, участвуют в комиссиях по приемке вновь построенных или реконструируемых предприятий. Общественный контроль за качеством строительства организуют областные (краевые) комитеты профсоюзов и местные органы исполнительной власти. С этой целью они выделяют общественных инспекторов по контролю за качеством строительства.

Внутренний (ведомственный) контроль качества выполняемых работ проводится инженерно-техническими работниками строительной (строительно-монтажной) организации, осуществляющей строительно-монтажные работы. Ответственность за качество строительства здания, предприятия несет производственно-технический персонал строительной организации — главный инженер, производители работ, мастера и бригадиры, а также непосредственные исполнители — рабочие. При этом особая ответственность возлагается на инженерно-технических работников, дающих подписку на право производства работ.

Внутренний контроль за качеством строительства имеет различные формы: входной, технологический (операционный), промежуточный, приемочный.

Входной контроль применяется на складе при приемке строительных материалов и деталей. Его целью является проверка качества поступающих на стройку материалов, их соответствия требованиям ГОСТа, технических условий, рабочих чертежей. Этот вид контроля осуществляется, прежде всего, путем внешнего осмотра материалов, проверки их размеров, маркировки, комплектности. Более тщательная проверка поступающих строительных материалов и изделий проводится в строительных лабораториях, где при помощи лабораторного оборудования испытывают материалы и устанавливают марки кирпича, цемента, бетона, стали и др., влажность пиломатериалов и т.п.

Технологический (операционный) контроль является частью общего производственного процесса по строительству зданий, сооружений предприятий. Этот контроль проводится по мере завершения отдельных производственных операций. При этом выявляются дефекты и причины их возникновения, что дает возможность своевременно принять меры по их устранению. Госстроем разработаны Рекомендации по осуществлению операционного контроля качества выполнения строительно-монтажных работ, где определены состав контрольных функций применительно к возводимому объекту, допустимые отклонения в размерах и требуемая точность измерений, способ и время проведения контроля.

Промежуточный контроль применяется при приемке полностью законченных отдельных видов работ или конструктивных элементов и в первую очередь так называемых скрытых работ, например устройство фундаментов, гидро-изоляции, сварных стыков и др. Такие конструкции и виды работ проверяются до того, как они будут скрыты последующими работами. Обычно промежуточный контроль осуществляет комиссия, состоящая из персонала стройки. На некоторых стройках принята система промежуточного контроля между бригадами, при котором последующая бригада проверяет и принимает работу у предыдущих бригад.

Правом промежуточного контроля пользуются заказчик и органы государственного строительного контроля. Они вправе приостановить строительство в случае, если будут обнаружены существенные отклонения от проекта или допущен брак, впредь до полного устранения дефектов. Заказчик при этом может приостановить и финансирование строительства.

В ряде организаций практикуется контроль по этапам (циклам) выполненных работ:

1) нулевой цикл;
2) коробка здания;
3) крыша и кровля;
4) отделочные работы и благоустройство.

Контроль заказчика. В соответствии с ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. При строительстве объектов контроль осуществляется также работниками технического надзора, выделенными заказчиком (застройщиком), либо дирекцией строящегося предприятия.

Согласно ст. 748 ГК РФ заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет в дальнейшем право ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением.

Приемочный контроль осуществляется при приемке объекта (здания, сооружения, предприятия) в эксплуатацию или под монтаж технологического оборудования.

Приемочный контроль качества законченного строительством объекта проводится с целью проверки его готовности к эксплуатации.

Контроль строительства дома

В процессе строительства дома требуется постоянный и объективный контроль выполнения всех работ. Только такой подход сможет обеспечить безупречный результат.

С целью контроля выполняется проверка:

• качества проводимых технических процессов;
• объема фактически сделанных работ;
• соответствия реального результата проектной документации и актуальным законодательным нормам, регламентирующим процесс строительства;
• качества используемых строительных материалов;
• соблюдения установленных сроков.

Для выполнения контроля рекомендуется нанять организацию, независимую от подрядчиков. Очевидно, что лицо, занимающееся строительством дома, не сможет объективно проконтролировать качество работ, а у самого инвестора не всегда имеются кадровые ресурсы для проведения полноценного контроля. Опытные специалисты со стороны смогут дать объективную оценку проведенным работам, проконтролировать их качество и объем, соблюдение сроков и установленных норм. Некоторые функции контроля принадлежат государственным органам в лице градостроительных и архитектурных служб. Авторский надзор обычно осуществляет проектная компания, которая занималась разработкой инженерно-технической документации на объект. Внутренний контроль строительства может проводить и сам заказчик при условии, что он имеет свободный доступ на площадку и время для выполнения такой работы.

Основной целью контроля строительства дома является предупреждение появления, своевременное обнаружение и устранение отклонений и дефектов, которые могут привести к браку в возводимом здании. В этих целях выполняется проверка соответствия проведенных строительно-монтажных работ, а также применяемых изделий и материалов требованиям проекта, актуальным Госстандартам, СНиПам. Грамотно проведенный контроль строительства позволяет обеспечить возведение дома, полностью соответствующего своей технической документации и действующему законодательству. Также он способствует экономии средств инвестора.

В ходе строительства нередко случаются различные ошибки или недоработки. Многие из них способны привести к тому, что здание окажется непригодным к эксплуатации или не сможет полноценно выполнять свои функции. Устранение ошибок после выполнения всех работ стоит дорого и не всегда возможно в техническом плане. Контроль позволяет своевременно выявить такие дефекты и оперативно их устранить. Это стоит намного дешевле, чем переделка задания на финальных этапах работ.

Государственный контроль строительства

В соответствии с ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень таких видов деятельности определяется законом. Действует Закон о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статьей 17 указанного Закона предусмотрен перечень видов строительной деятельности, на осуществление которых требуются лицензии:

- проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности по государственному стандарту;
- строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности по государственному стандарту;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности по государственному стандарту.

Постановлением Госстроя N 162-ст введен Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 520592003 "Услуги бытовые.

Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек. Общие технические условия", который:

- устанавливает общие технические требования к услугам по ремонту и строительству жилья и других построек, требования безопасности услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды;
- распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающие услуги по строительству вновь возводимых индивидуального жилья и других построек, реконструкции и ремонту эксплуатируемых жилья и других построек, а также эксплуатируемых квартир в жилых зданиях по индивидуальным заказам населения;
- является основополагающим при разработке нормативных документов на услуги по ремонту и строительству жилья и других построек конкретного вида.

В настоящее время идут споры об отмене лицензирования некоторых видов деятельности, в том числе деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности, строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. Возможно, для данного вида деятельности лицензирование является избыточной мерой государственного регулирования, так как существуют другие более мягкие методы государственного и негосударственного регулирования, которые позволяют добиваться устранения риска.

Для строительной деятельности это:

- государственная экспертиза всех проектов (вы не построите дом, если проект строительства дома не прошел государственную экспертизу);
- наличие требований к безопасности строительных материалов;
- архитектурно-строительный надзор на каждом из значимых этапов строительства;
- приемка уже готового здания государственной комиссией.

То есть не надо лицензировать осуществление строительной деятельности, если есть другие достаточно эффективные методы государственного контроля.

Лицензирующий орган осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий путем проведения проверок на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления.

Лицензия может быть также аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Весь процесс строительства находится под контролем соответствующих государственных органов. Глава 2 Градостроительного кодекса РФ определяет основные полномочия органов государственной власти РФ, субъектов федерации и местного значения в области градостроительной деятельности, включая вопросы строительного надзора.

Органы местного самоуправления не имеют полномочий в области государственного строительного надзора.

Лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Руководители и заместители руководителей органов государственного архитектурно-строительного надзора рассматривают административные дела о нарушениях требований нормативных документов в области строительства, а также установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию.

Без заключения органа государственного строительного надзора, а также органа государственного пожарного надзора (в случае если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации невозможен ввод объекта в эксплуатацию.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате несоответствия построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации, осуществляется в полном объеме лицом, осуществляющим строительство. В случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, субсидиарную (то есть дополнительную) ответственность за причинение указанного вреда несут соответственно Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Что касается строительного надзора на уровне субъектов федерации, то пока там действуют соответствующие инспекции, образованные ранее практически одновременно с Госархстройнадзором. Так, в Москве была создана Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора, входящая в состав Москомархитектуры. Инспекция является государственным учреждением с правами юридического лица, находится в подчинении премьера Правительства Москвы и взаимодействует с Москомархитектурой по вопросам контроля за соблюдением соответствия возводимых зданий и сооружений утвержденной проектной документации и архитектурно-градостроительных решений объектов.

Если говорить о других государственных органах, которые вправе контролировать организации, осуществляющие строительную деятельность, помимо вопросов собственно строительного надзора, то их достаточно много. "Главные" из них, без официального разрешения которых построенный объект нельзя ввести в эксплуатацию, - это организации, осуществляющие противопожарный, энергетический, горный и промышленный, атомный, санитарно-эпидемиологический надзор.

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Таким органом на сегодняшний день является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения юридическими лицами, в том числе строительными организациями, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы санитарно-эпидемиологического контроля, является закон РФ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

Технический контроль в строительстве

Строительный контроль (ранее – «технический надзор») - комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объемов и качества производимых работ и строительных материалов.

Строительный контроль осуществляется на основании положений ст. 53 Градостроительного кодекса РФ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Статья 749 Гражданского кодекса РФ закрепляет право заказчика на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющему свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля, выданное саморегулируемой организацией.

Цели строительного контроля:

- Обеспечение высокого качества строительства;
- Обеспечение применения строительных материалов, указанных в проекте строительства;
- Обеспечение выполнения проекта без превышения сметной стоимости строительства;
- Обеспечение высокого качества строительства.

Проблемы, которые можно избежать с помощью строительного контроля:

- Неравномерная осадка здания, трещины, деформации и обрушения здания, вызванные несоблюдением нормативных и проектных требований и технологий строительства;
- Необоснованное увеличение затрат на реализацию проекта вследствие неправильно составленной подрядчиками сметы. Как правило, сумма сметы подрядчика превышает реальную стоимость работ на 30-50 %;
- Некорректное ведение исполнительной технической документации, затрудняющее поиск нарушений технологий в ходе строительства и сознательных отступлений от проекта и строительных норм со стороны подрядчиков, а также создающее трудности для технических служб при последующей эксплуатации здания;
- Нарушение прочностных характеристик конструкций, ухудшение экологической ситуации в результате использования подрядчиками дешевых строительных материалов, не указанных в проекте;
- Снижение рентабельности проекта, вызванное срывом сроков проведения работ.

Область применения строительного контроля являются строительство, капитальный ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений:

- промышленных зданий и сооружений;
- объектов культурного наследия;
- торгово-развлекательных центров;
- бизнес-центров;
- гостиничных центров;
- жилых зданий и жилых комплексов.

Порядок проведения строительного контроля регламентируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 468.

Строительный контроль строительства осуществляется рабочей группой, назначаемой в соответствии с требованиями проекта и состоящей из специалистов различного профиля:

- инженер по общестроительным работам;
- инженер по электрическим сетям;
- инженер сантехнических систем;
- инженер систем вентиляции и кондиционирования;
- специалист по анализу и составлению сметной документации;
- инженер-проектировщик.

Назначенная группа осуществляет наблюдение и контроль за проведением строительных работ на объекте с частотой, задаваемой требованиями проекта и уровнем сложности объекта.

По каждому посещению объекта (или с частотой, необходимой заказчику) составляются отчетные материалы о ходе реализации проекта, включающие:

- описание выявленных дефектов и нарушений;
- выдержки из нормативной и технической документации, подтверждающие наличие выявленных нарушений;
- фотоматериалы;
- графики выполнения работ;
- таблицы расхода средств.

По окончании проекта осуществляется участие в сдаче завершенного объекта Государственной приемочной комиссии.

В случае подключения технический надзор на стадии, когда строительные работы на объекте уже велись, целесообразно проведение предварительного обследования здания с целью своевременного выявления нарушений технологии и дефектов конструкций здания или сооружения и снижения рисков ухудшения качества строительства в дальнейшем.

темы

документ Разрешение на строительство
документ Контроль за использованием и охраной земель
документ Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
документ Развитие жилищно-коммунального хозяйства
документ Развитие объектов недвижимости



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты