Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.
Период истории итальянского искусства, относящийся приблизительно к 1500-1550 годам, называют Высоким Возрождением (Ренессанс). Это время, придавшее центральное значение "богоравному" человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые - при всем обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей - «титанов", как их романтически именовали позднее).
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным "зеркалом эпохи" явилась иллюзорно-нектароподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.
Время, в которое жили, возрождены, заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Человек эпохи Возрождения смог восстановить в себе потенции античности – рефлективность, способность к осознанию себя и мира, понимание антиномий жизни, стремление к осмысленности существования не только индивидуального, но и цивилизации в целом. Все эти изменения неразрывно связаны с формированием гармонически развитой личности, способной не только глубинно познавать мир, но и преобразовывать его, быть творцом собственной жизни и творцом истории. Возрождается в период Ренессанса и жизнеосмысливающее значение мифа. Но уже мифологически осмысленная жизнь приобретает особую целостность, в которой материальное и духовное, земное и божественное, христианское и языческое звучат в единой гармонической полифонии.
Возобновляется античная традиция рассмотрения телесного и духовного в их единстве.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Эстетическое становится доминирующем аспектом культуры Возрождения, как и в эпоху античности, когда весь космос представлялся эстетически прекрасным теперь отрицается негативное отношение средневековой морали ко всему телесно-природному, в противовес этому выдвигается на первый план идеал прекрасного.
Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возращение к античности. Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение и мироощущение, новая философия. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Мыслители эпохи Возрождения в качестве объекта исследования избрали наиболее сложный из известных человеку предметов – самого человека. Формулировались и проблемы личности (ее сложнейшей структуры, развития) и проблемы взаимоотношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и Мирозданием. Рассматривались проблемы смысла и цели жизни. В центр выносится человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название гуманизм. Неслучайно деятелей эпохи Возрождения называют гуманистами.
Восстановление античного наследия (разыскивание рукописи древних авторов, очищение текста от позднейших наслоений и ошибок переписчиков и т.п.) было не самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Деятели Возрождения, очарованные достижениями греческой античности, положили начало органической преемственности, процессу трансляции духа великой культуры. И в то же время сохранили в себе свободный, естественный способ отношения к миру, позволивший совершить прогрессивный переворот культурного возрождения. Культура Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания.
В период Ренессанса, как в никакой другой, идет интенсивное развитие всех областей жизни, науки, техники, философии. Леонардо да Винчи оставил миру открытия в области инженерии, физики, математики, астрономии, анатомии (устройство для подвески церковных колоколов, модели строгального станка, многоствольной скорострельной пушки, вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана, анатомический атлас мышц и нервов человека, которым пользуются и поныне); врачи уже изучали строение тела, анатомируя трупы, так как был снят запрет с научного исследования человеческого тела; Коперник предложил принципиально новую модель мироздания (геоцентрическую), базирующуюся на объективно истинной картине движения планет.
Он освободил естествознание от догматов теологии; Христофор Колумб открыл миру Американский континент; Васка да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию; Магеллан совершил первое кругосветное путешествие; Галилео Галилей сконструировал телескоп и термоскоп; Джордано Бруно утверждал, что вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно, Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Весь мир представляется Бруно как нечто живое, в его учении явно проглядывается возрожденческий гилозоизм (от греч, «гиле» – материя и «зое» – жизнь). Н. Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знание о незнании».
Человек предстает у Кузанского как Богочеловек, и его главная способность реализуется в способности познания, прежде всего, структурно-математическим образом, геометрически (геометризм в эпоху Возрождения являлся важнейшей формой представления действительности). Можно перечислять до бесконечности, однако важно выявить связь между великими научными техническими достижениями и становлением новой культуры, нового мировоззрения и мироощущения. Изменения во всех областях жизни приводят к переменам в умонастроениях людей и пробуждении их самосознания.
И, прежде всего, это выразилось в тех основных чертах, которые стали характерными для эпохи Возрождения:
1. Специфический возрожденческий антропоцентризм.
Главное в Возрождении – это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно в нем и происходит формирование основ Новоевропейского чувства личности – автономной индивидуалистической личности, осознающей собственную ценность, всевластной, активно действующей и испытывающей потребность в свободе от каких либо ограничений. С этого момента человеческая личность, а не Бог и мир в целом, становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Эту черту культуры эпохи Возрождения, тесно связанную с антропоцентризмом называют индивидуализмом.
Индивидуализм – культ изолированной личности, представленной самой себе, самовластие человеческого Я, возведенное в политическое и общественное право, заменившее собой Бога.
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющегося собой мир горний, а, следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем.
В связи с этим в первой половине XV в. была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося именно в материальном плане. Произошла реабилитация экономической деятельности, оправдание, в отличие от средневековой морали, корыстолюбия и денег как движущей силы развития общества.
Одной из основных возрожденческий ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип – «homo faber» – «человек-созидатель», «человек - творец», «человек-производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек – кузнец своего счастья».
2. Модификация средневековой христианской традиции.
Все это не могло не вызвать и изменение образа Бога в возрожденческой культуре.
В перспективе, при полном раскрытии ее черт, Бог уже не нужен такой личности, и дальнейшее развитие новоевропейского чувства личности ведет к деизму (признанию Бога лишь в качестве первотолчка, после которого Он самоустраняется из мира, представляя его дела естественному течению) или пантеизму (растворяющему Божественную Личность в мире), а, в конечном счете – и к полному атеизму, который становится, таким образом, лишь логическим следствием предельного развития антропоцентризма.
Но в классическом Возрождении, разумеется, всего этого еще не происходит. Так как слишком сильны еще позиции средневекового христианского мировоззрения. Поэтому случаи отказа от христианства в Возрождении (при самой острой критике Католической Церкви) очень редки и в основном выливаются не в форму атеизма, а в форму возвращения к язычеству под влиянием античных текстов.
Но при всем этом, образ Бога в возрожденческом христианстве все-таки принципиально меняется. Человек, ощущая себя индивидуальностью, стремится максимально сблизиться с Ним, сделать Его более понятным себе, в связи с этим принижает образ Бога до собственного понимания, уподобляет его себе. И в результате – постепенно создается все более плотский, очеловеченный Образ Бога и новозаветных персонажей, а образ человека все более предельно обожествляется и возвышается, но далеко не в средневековом христианском понимании «Образа и Подобия Бога».
Возвышенное отношение к человеческой личности очень ярко отразилось в искусстве Возрождения и является одной из отличительных его особенностей. Однако это обожествление человека имеет и свою отрицательную сторону. Человеческая личность обожествляется вся целиком со всеми ее хорошими и дурными сторонами. Возникает культ человеческой личности, культ отдельного индивидуума, культ наслаждения жизнью в самых разнообразных ее формах, вплоть до открытого оправдания и даже превознесения разврата и аморальности. Он ощущается уже и в «Декамероне» Джованни Боккаччо (1313 - 1375), но еще более в созданном почти двумя столетиями позже «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле, воплотившись в лозунге эпохи «Делай, что хочешь!».
В Ренессансе заметно стремление к трактовке человека как целостности, выраженной, прежде всего в телесной целостности. Наряду с этими представлениями о человеке сохраняются христианские представления о составной человека – деление его на душу и тело. Но уже начинает выдвигаться на первое место и теснить душу с ведущих позиций – ум (разум, интеллект).
3. Упрощение средневековой картины мира.
Это происходит, прежде всего, за счет смены значения мореведческих пластов в культуре: выдвигающийся на первый план чувственно-материальный мир заслоняет собой мир горний, отражаясь в новой концепции природы. Возрожденческий антропоцентризм превращает природу в поле человеческой деятельности, но одновременно – и в источник образцов для нее, сокровищницу опыта, неумолимое следование которому полезно для человека. Природа (чувственно-материальный мир) выступает как живой организм, Божье творение, воплощение Божественного замысла, самостоятельная и активная по отношению к человеку сила, мало подвластная ему. Человек мыслится как часть живой природы – хотя и как часть, стремящаяся все более обособиться и выделиться из нее.
Вера в могущество человека и одновременно ощущение им себя частью огромного живого организма мира породили представления о возможности ставить этот живой мир себе на службу, определять и предугадывать в связи с этим свою судьбу. А, следовательно, широкого распространения магии и астрологии.
Астрология в большей степени отразила пассивную сторону этого взаимодействия человека с живым миром, в связи, с чем сам человек выступает, прежде всего, как результат постоянно меняющихся влияний звезд и планет, подчиняющихся определенным законам, в которых от человека уже ничего не зависит. Ренессанс живет верой в предзнаменования, убеждением, что от планет «проистекает все доброе и злое». Все это обусловило небывалый расцвет астрологии в XV-XVI вв., вплоть до повального увлечения ее королями.
Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс – это не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493-1541) и Нострадамуса (1503-1566): «бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии охватывала все возрожденческое общество снизу доверху и была отнюдь не результатом невежества, но результатом все той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы …» (Лосев А.В. Эстетика Возрождения).
4. Гуманизм.
Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения эпохи Возрождения. Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием studia humanitatis – буквально, «гуманитарные студии», так начиная с XIV века обозначали комплекс дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Если другие учебные дисциплины призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, помогают пробудить в человеке процессы самосознания. Осознав особое значение гуманитарных занятий, гуманисты особо подчеркивали значение античного наследия для воспитания человечности.
Начиная с Ф. Петрарки, обнаружилась тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматривались в качестве истинных учителей человечества.
Европейский гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной смысл чем, тот который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (т.е. связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры), гуманизм как понятие включал и мировоззренческое содержание. В контексте эпохи Возрождения, гуманизм не сводится к любви и человеку. Самое существенное в гуманизме – это направленность человека на самого себя. Человек объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Из античного совершенного человека, находящегося в гармонии с космосом, в эпоху Возрождения родился гигант, который был способен не только на гармоничные отношения, но и на управление всем мирозданием. Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции.
Человек обладает свободой воли изменять мир и самого себя по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет. Самое драгоценное приобретение человека с точки зрения гуманистов, – свобода от средневековых регламентов.
Идея о величии человека, о его свободе – это идея христианская, которая была заложена в трудах Святых Отцов и религиозных философов Средневековья.
Идея свободы человека в эпоху Возрождения была интерпретирована в идею возможности воздействия человека на мир, которые не ограничены почти ничем, даже волей Творца. Человек Возрождения не смог усмотреть границы между пониманием свободы и вседозволенности.
Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась для него добром. Освобождение от средневековых регламентов было воспринято как свобода от нравственности. Гуманисты полагали, что избавившись от средневековых регламентов, личность обязательно предпочтет добро злу, свободу зависимости. Но это оказалось утопией. Свобода личности обернулась произволом.
Некоторые ренессансные гуманисты ощущали себя избранными через приобщение к гнозису (знание).
Иногда это знание приближалось к тайно ведению, раскрывавшееся избранным. Совершенно не случайно тяготение гуманистов к тем явлениям, которые были маргинальными или запретными в средневековой культуре: магии, алхимии, астрологии. Устремленность человека к магии несла в себе совсем не религиозность, а скорее само обожествление человека через его разрыв с Богом. Магия и тесно связанная с ней алхимия, в центре ставят индивида, обладающего тайно ведением. Гуманизм заведомо не для всех: гуманистический идеал личности был замаслен именно для избранных, в то время как в эпоху средневековья путь святости был открыт для всех.
Гуманистам чуждо понятие о греховной природе человека. Гуманизм объявил человека свободным от государства и Церкви, подлинным властителем своей судьбы, вершиной природного и творческого развития.
5. Секуляризация, то есть освобождение общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Церковь средневековья не только не несет в себе божественной благодати, считают передовые мыслители Ренессанса, но даже мешает подлинному возвышению человеческой души. Человек, находящийся в лоне церкви, скован предрассудками и ограничениями, он не в состоянии развить в полной мере свои творческие возможности.
6. Эстетизм, согласно которому сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Художник в своей творческой деятельности ориентируется на человеческое понимание мира и обращает внимание, прежде всего, на его гармонию, симметрию, меру. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Ренессанс – эпохой художественно-эстетической по преимуществу. Чувственные представления преобладают над моральными и научными.
7. Характерные черты искусства Возрождения. Искусство в период эпохи Возрождения занимала одно из центральных мест. Именно художники более других определяли содержание духовной культуры своего времени.
Ренессанс не был без религиозной культурой, лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Практически все великие мастера Возрождения (Джотто, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело) создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским сюжетам и персонажам.
Однако именно в эпоху Возрождения начался процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических ценностей (секуляризация).
Ренессансный гуманизм выдвинул идею самостоятельности человеческого мира, существующего наряду с небесным. Искусство стало пониматься как сфера культуры со своим собственным порядком, не сводимым к сверх природным истинам.
Искусство сделалось для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, а в Новое время – наука и техника. Неизмеримо возросла роль художника, порой его сравнивают с творцом Вселенной.
Происходит реабилитация чувственной красоты, которая рассматривалась как квинтэссенция самой природы, требующая своего выявления и раскрытия.
Образ природы занимает в художественной культуре Возрождения гораздо большее место, чем в античной и средневековой.
Особое значение приобрело воплощение красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира. В обществе Возрождения царил культ женской красоты. В отличие от Средневековья, создавшего идеал женщины хрупкой, с тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, эпоха Возрождения отдает предпочтение физически крепким представительницам прекрасного пола.
Признаками мужской красоты были физическая сила, внутренняя энергия, воля, целеустремленность, умение достичь признания, славы.
Вся первая половина XV века проходит под знаком активного утверждения линейной перспективы как системы организации и передачи пространства. И это вовсе не случайно, а напрямую связано с утверждением возрожденческого антропоцентризма.
Под его влиянием происходит очень существенный перелом в представлениях человека о мире. На первый план выдвигается индивидуальная точка зрения, материализованная в системе восприятия пространства в линейной перспективе. Линейная перспектива появляется еще раньше – в античности. Но в Возрождении она имеет совершенно иные функции и масштабы; становится господствующей формой передачи пространства, превращает его в подчиняющуюся себе систему.
Личность встает в непосредственное отношение к миру, и весь мир начинает рассматриваться под углом зрения этой личности. Тем самым система изображения в линейной перспективе исключает ощущение присутствия Бога в мире.
В средневековье было совсем иное: человек смотрел на мир и своими собственными глазами, и глазами Бога, и глазами отдельных членов средневековой корпорации (множество зрительных центров: в искусстве средневековья). Линейная перспектива приводит к исчезновению этой зрительной многоцветности.
Все пространство охватывается единым ощущением одного человека, поэтому начинает восприниматься как одинаковое во всех направлениях, постепенно теряя глубоко свойственную ему в предшествующие ему эпохи неоднородность. Следствием является исчезновение доминанты пространственной вертикали, столь характерной для средневековья, и постепенная горизонтализация пространства – развертывание его в глубину и вширь, ибо пространство теперь все больше ориентируется на масштабы человека и его поля зрения в его повседневном (не религиозном) состоянии, что сразу же отсекает его вертикальные пласты.
Поэтому если для средневековья характерна вертикальная ориентация пространства, ввысь, рождающая ощущение непостижимого горнего мира, то для Возрождения – горизонтальная ориентация, вглубь, создающая ощущение доступности и проницаемости чувственного - материального мира и выражающее объективное отношение к нему.
В архитектуре, в частности, начинается развертывание здания в ширину по фасаду, да и само архитектурное пространство в целом все более переключает внимание на человека – на интерьер, в котором было бы ему легко и удобно.
В Возрождении происходит решающее изменение концепции света: идет активное движение от средневековой концепции Божественного света, активного и не зависящего от человека, просвечивающего вещи изнутри и наполняющего их (энергийно) жизнью, делающей их неподвластными человеку и связанными с живым миром, к новой концепции внешнего цвета. Света, целиком зависящего от человека, идущего с его стороны, погружающего постепенно предметы в тень и тем самым превращающего их в глухие замкнутые формы, сквозь которые почти не просвечивает жизнь.
Все эти процессы в Высоком Возрождении разворачиваются настолько активно, что приводят, в конечном счете, к постепенному погружению вещей через все более интенсивную светотень во мрак, к постепенному растворению их светом и тенью, делающему их максимально зависимыми от мира и человека.
Это новая концепция света, равно как и сам возрожденческий антропоцентризм, требующий подчинения всего воле человека оказывается несовместимым и с онтологичностью цвета, то есть с использования ранее чистым цветом, представляющим независимую от человека и чрезвычайно самостоятельную и активную энергичную среду.
Поэтому в Возрождении начинается постепенное вытеснение этого независящего от человека чистого цвета, переход к сложным, составным цветам, намеренная подмена, изображение одних цветов другими, активное смешивание с черным – словом, сложные эксперименты, приведшие, в конце концов, к технике мелкого и зыбкого масляного мазка и к масляной живописи, тщательно избегающей онтологических цветов. Дело заходит настолько далеко, что основным средством в живописи становится не свет, а тень.
Постепенное исчезновение чистого цвета и все более активное применение сгущенной тени, в конечном счете, приводят к началу широкого распространения в эпохи Возрождения графических искусств – в частности, черно-белой графики (рисунки и гравюры, которые начинают сознаваться как самоценные жанры искусства). Да и сама черно-белая графика есть, в конечном счете, не то что иное, как результат вытеснения чистого цвета из искусства (восточная графика и особенно гравюра – в большинстве случаев цветная или же монохромная, но не черно-белая).