Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про человеческий смысл, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно нереализуемое адекватное существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.
Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира. Часто эта картина заключает в себе нечто мифологическое, так как создается на основании взглядов на мир многих поколений, которые жили на определенном месте до нас и будут жить после нас. Как правило, в нее также входят "мифы", лозунги, стереотипы и предрассудки, созданные не в прошлом, а в настоящем времени, в ту эпоху, в которой живем мы сами. Очень часто человек строит свою систему ценностей на основании ценностей, которые проповедуются господствующей идеологией, политической системой или религией, и в подобном случае трудно говорить об осознанном смысле жизни.
Издревле человек пытался познать себя и найти свое место в обществе и в окружающей его природе. Многие мыслители пытались ответить на вопросы: "Для чего живет человек (в чем жизненные ценности)? С какой целью пришел он в этот мир и для чего жить?"
Люди чаще всего видят смысл существования в том, чтобы:
• иметь семью, детей, дать им хорошее образование, достойную специальность, "вывести их в люди";
• стать миллионерами, и смысл жизни видят в обретении богатства;
• посвятить себя науке, видя свое предназначение в том, чтобы выяснить, как устроен наш мир;
• никакого смысла в нашем существовании нет ("все – суета сует");
• найти ответ в разных духовных (религиозных и мистических) течениях;
• участвовать в социальном противостоянии, революционной борьбе;
• страдать, некоторые люди считают, что благодаря страданиям реализуют "самое человеческое" в себе, обретают зрелость, растут и перерастают самих себя, там, где люди беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там они ощущают необходимость измениться.
С. Л. Франк в своей книге "Смысл жизни" задает вопрос: "Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно?.. Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь, есть ли для этого какая- либо твердая почва в бытии человека, или это – только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?".
Вопрос о смысле жизни интернационален и стоит выше проблем пола, возраста, национальности и расы. Неповторимость и своеобразие каждого человека являются неотъемлемыми составляющими смысла его бытия.
В разные периоды развития философии смысложизненные вопросы занимали большое внимание мыслителей.
Ориентация древнегреческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры – с призывом к самопознанию. Изречение "Познай самого себя", высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.
Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа – идеальная сущность в человеке – освобождается от оков бренного тела. Человеческая душа состоит из трех частей: первая из них выражает идеально-разумную способность, вторая – вожделяюще-волевую, третья – инстинктивно-аффектную. В зависимости от того, какая из этих частей берег верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни.
По мнению Аристотеля, целью всех поступков человека является счастье, которое заключается в осуществлении человеческой сущности. Мышление и познание – это счастье для человека, как и занятие искусством, а также научная деятельность (дианоэтические добродетели), которые человек может в себе развить, если научится подчинять разуму свои страсти.
Киники были уверены в том, что смыслом человеческого существования является добродетель – умение избегать зла и довольствоваться малым, что человека делает независимым и свободным.
Целью жизни человека, согласно взглядам эпикурейцев, было получение удовольствия, которое понималось не только как наслаждение чувств, но и как избавление от страданий, страха смерти, душевного смятения. Идеалом, по мысли эпикурейцев, являлась жизнь в спокойном месте, тихое созерцание (атараксия).
Целью человеческой жизни, по мнению стоиков, являлась нравственность, которая немыслима без истинного познания. Добродетель человека, который имеет бессмертную душу, заключается в полноценной жизни в согласии с Логосом (Мировым разумом) и природой. Невозмутимость и спокойствие по отношению к внутренним и внешним раздражающим факторам – для стоиков было жизненным идеалом.
Августин Блаженный проблему смысла жизни отождествлял с поиском в существовании божественного, духовных явлений, благодати. Высшей формой познания смысла жизни является божественное откровение.
И. Кант писал: "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования".
Г. Гегель считал, что Абсолютная идея выступает основой разрешения проблемы смысла существования. Она выступает в качестве могучей внешней силы, которая все вызвала к бытию, наполнила жизнью и дала возможность к существованию, постоянно поддерживая равновесие.
А. Шопенгауэр полагал жизнь проявлением Мировой воли, которая, являясь по своей природе бессознательной, безразлична к сотворенным ею людям – они не более чем жертвы случая. Жизнь – это не более чем ад, борьба со смертью, наслаждения жизни в конечном итоге заканчиваются страданием и муками. Мудрецу, который об этом знает, ни к чему брать все от жизни – он готов идти на самоограничение и обуздание страстей.
Ф. Ницше находил, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: "Человек – это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком... В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение", – что имеет определенные общие черты с мнением сторонников современного учения трансгуманизма о постчеловеке, человеке будущего.
В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) люди, "вброшенные" в существование, определяются и оцениваются по их выбору и действию. Ж.-П. Сартр писал: "Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными и остается неопределенным само значение проблем... Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно... Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем".
Прагматический подход к исследованию смысла жизни (У. Джеймс, Дж. Дьюи) предполагает необходимость поиска полезности жизни. Его суждения сводятся к возможности создания, но не поиска истины. Цели, позволяющие ценить жизнь, и есть ее смысл. У. Джеймс призывал: "Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться". Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт.
Таким образом, различные философские школы дают свое обоснование смысла жизни, отличное от других, и призывают следовать в поисках понимания бытия собственным путем.
Следует признать, что смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности, независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.
Иногда жизнь человека становится бессмысленной, это можно описать через следующие экзистенциальные моменты:
• скука – переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит;
• тоска, раздражение, депрессия;
• отсутствие значимых целей, те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются;
• собственная незначительность, ненужность в субъект-субъектных отношениях, личностное одиночество и покинутость другими людьми;
• собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения;
• неприятие реальности, отрицание и отказ от нее.
В противоположность этому наличие смысла жизни описывается через следующие моменты:
1. Спонтанный интерес к жизни и к людям. Смысл и интерес – две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего "интересного" для себя.
2. Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла проявляется в радости, сокровенной силе, которая воодушевляет нас ("Проснись и пой!"). Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.
3. Целеустремленность. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние. Например, композитор видит смысл своей жизни в том, чтобы писать музыку, которая звучит в его душе, и воплощает эту внутреннюю бесконечную цель в создании конкретных произведений. Женщина видит смысл своей жизни в любви к детям, воодушевляется этой любовью и выражает себя через заботливую целеустремленную деятельность: уход, воспитание, развитие своих детей.
4. Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Достижение чувства единения и гармонии. Конечно, конфронтация, соперничество, вражда тоже могут придавать жизни осмысленность, однако в этом случае мы, противостоя одним людям (противникам, врагам), солидаризируемся с другими (соратниками, друзьями). Люди, которые потеряли всякий "свой круг" и которым нет, "для чего" и "для кого" жить, теряют смысл жизни.
5. Восприятие своего места в универсуме как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он "вправе быть" и "вправе быть таким, как он есть".
6. Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы. Поиск и поддержание смысла – это работа не только ума, но также воли, сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.
В решении проблемы смысла жизни философией можно выделить несколько подходов:
1. Теоцентристский подход основывается на признании подчиненности индивидуальной человеческой жизни божественному промыслу. К подобной позиции следует причислить ранние философские системы, носившие нравственный характер, прежде всего восточные (буддизм, джайнизм, конфуцианство). В современных неотомических концепциях смысл человеческой жизни на земле сводится к стремлению к некоторому космическому центру – "Омега" (Т. де Шарден). У человека есть путь земной (по земным законам), небесный (к Богу, по божественным законам), эволюционный, индивидуальный. Эволюция предстает видом божественного промысла. Русские религиозные философы считали, что смысл жизни – постоянное стремление к Богу. У В. С. Соловьева теургический процесс (в родовом, индивидуальном смысле) проходит к Богу как своему прообразу и идеалу. Соловьев отрицал добродетельность поисков смысла жизни без Бога. Н. А. Бердяев считал, что смысл человеческой жизни – в творчестве. Его концепция называется антроподицея – оправдание человека с помощью творческого начала, тесно связанного с Божественным.
2. Космоцентризм рассматривает мир как космос – центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония, человек здесь является микрокосмом – вселенной в миниатюре, играющей незначительную роль в мире. Согласно учению "Философии общего дела" Н. Федорова, каждый живший на земле человек должен воскреснуть, возродиться, ценность каждой человеческой жизни неизмерима, бесконечна. Задача общества – подготовить этот процесс: "наше тело должно стать нашим делом" – человеческое тело надо приспособить к жизни в любых средах: человечество должно подготовить к воскрешению всех умерших не только физически, но и духовно. Все человечество должно быть готово к переселению в Космос, на другие планеты. В. Вернадский считал, что разум – планетарная и космическая сила и смысл человеческой жизни – в преобразовании сначала Земли, а потом и Космоса. В этом же направлении были и мысли К. Циолковского.
3. Социоцентризм – смысл жизни человека состоит в служении обществу. Для некоторых смысл жизни заключается в служении классу, партии, сословию. Посвятил свою жизнь другим людям Данко – герой рассказа М. Горького "Старуха Изергиль". Ради спасения своих соплеменников от тьмы губительного леса ценой своей жизни Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце, высоко поднял его над головой и вывел людей из леса в прекрасную степь. А люди, радостные и полные надежд, даже не заметили его смерти. Только один осторожный человек заметил сердце Данко возле его тела и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.
4. Антропоцентризм полагает смысл жизни в самом человеке, а не вне него. Например, в традициях психоаналитической философии концепции самореализации человека (К. Хорни, А. Адлер). К. Юнг создал теорию трудновоспитуемых подростков и пользовался понятием "самость" – архетип наиболее полной самореализации. В экзистенциалистской философии (Сартр) смысл жизни – в реализации своего проекта. Сартр считал, что человек в процессе своего существования достигает своей сущности, т.е., по Сартру, сущность человека есть результат его индивидуальной жизни.
С антропоцентризмом связана логотерапия ("лечение смыслом") – учение, созданное австрийским философом и психологом В. Франклом, в котором человеческая сила духа превыше всего. Франкл, испытав величайшие страдания в фашистских концлагерях, понял, что человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Эта потребность является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки.
Среди современной молодежи распространяется социальная форма поведения – эскапизм (от англ. escape – убежать, спастись) и дауншифтинг (снижение жизненных оборотов), то, что Маркс называл "отчуждением человека от его человеческой сущности", а Франкл – "экзистенциальным вакуумом". Именно он – причина, порождающая в широких масштабах неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве, алкоголизме и наркомании.
Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутреннее состояние – "трагический оптимизм". Оптимизм означает веру в возможности человека, веру в лучшее в нем, трагический – следует учитывать, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека.
Смысл нужно не просто искать, за него приходится сражаться с неблагоприятными обстоятельствами, с происками злых людей и, наконец, с самим собой, с собственной нерешительностью и ленью. Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной (близкие существа, сильные переживания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело).
Таким образом, следует признать, что человек все же не "заброшен" в этот мир, он творит его, живет в этом мире и находит свое место в том мире, который создает он сам, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы.
Проблема человеческих смыслов
Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле жизни человека. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о смертности человека. Существуют различные трактовки смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл жизни человека как путь к Богу. Смысл жизни заключается в служении Богу, путь земного совершенствования представляет собой средства вечной жизни в потустороннем мире. Земная жизнь, с этой точки зрения, испытание для жизни вечной. Цель жизни человек - спасение его души.
Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения.
В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни:
1) Гедонизм. Гедонизм - (от греч. hdouh - наслаждение). Этическое учение, согласно которому наслаждение является высшим благом в жизни человека. Наслаждение – движущее начало жизни человека. Стремление к наслаждению заложено в природе человека. Последовательное рассмотрение гедонизм получил у Эпикура.
2) Аскетизм. Аскетизм - (от греч.aschthz - упражняющийся в чем-либо, отшельник, монах). Религиозный принцип, направленный на подавление чувственных желаний человека. Аскетизм присущ некоторым философским школам (киникам) и религиям. Аскетизм представляет собой одну из форм практики исповедания той или иной религии. Цель аскетизма - свобода от материальных потребностей и ценностей, развитие сверхъестественных способностей.
3) Эвдемонизм. Эвдемонизм – (от греч. eudaimonia - счастье, блаженство). Учение сформированное в античной философии, согласно которому счастье представляет собой высшую цель жизни человека. В отличии от гедонизма, в эвдемонизме счастье достигается в результате преодоления чувственных наслаждений. Человек должен отрешиться от привязанности к внешнему миру, вести борьбу со своими страстями. Одним из проявление эвдемонизма является стоицизм. Человек покоряясь судьбе обретает истинную свободу. Для человека имеет значение внешние обстоятельства жизни, которые человек должен принимать как данность.
4) Прагматизм. Смысл жизни заключен в активном, деятельном отношении человека к окружающему миру. В прагматизме как философии действия утверждается, что цель жизни - в достижении успеха. Представители прагматизма (Джемс, Дьюи) делают акцент на практической жизни и волевом начале. Познание человеком окружающего мира должно быть направлено на «урегулирование ситуации», на реальную действительность в которой живет человек.
5) Перфекционализм. Согласно перфекционализму - совершенствование, это та цель, к которой должен стремиться человек. Он должен развивать присущие ему способности и таланты. Совершенствование человека – смысл человеческой истории.
6) Гуманизм. Представители гуманизма (Э. Роттердамский, М. Монтень, Петрарка, Ж.-П. Сартр) утверждают, что человек - высшая ценность. Гуманисты на первое место ставят достоинство и права человека. Ренессансные гуманисты полагали, что человека нужно изучать таким каков он есть.
Смысл жизни - понятие, отражающее положительную ценность жизни. Отечественный философ Е.Н. Трубецкой писал: «Речь идет не о том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) быть выражена в терминах общезначимой мысли, а том - стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого». Для того, чтобы разобраться в понимании смысла жизни, необходимо рассмотреть сознание человека. Смыл жизни есть некий сверхпсихологический смысл. Это - стремление соотносить свои поступки с поступками других людей, с общественными ценностями. Человек, расценивая свои переживания, соотносит свои действия с высшими ценностями, с каким-либо авторитетом. Человек должен пытаться объяснить себе и другим, с какой целью, для чего он живет.
Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.
В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:
1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.
2. Смысл жизни творит сам человек. Это положение развивает в своей философии Эпикур. Он утверждает, что человек должен наслаждаться своей жизнью, получать от жизни удовольствие. Значение позиции Эпикура в том, что поиск смысла жизни, Эпикур ведет с учетом, ценности жизни как таковой. Жизнь - ценность, человек должен с благодарностью принимать этот дар. Жизнь любого человека является неповторимой и уникальной.
На каждый этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.
Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.
Человек как биологическое существо смертен. Как и все органическое, человек наделен жизнью, которая рано или поздно заканчивается, и переходит в другое состояние - небытие, смерть. Человек - лишь часть жизни Вселенной. Человек имеет временные законы жизни, обусловленные его органической природой. В античной философии ставится вопрос о смерти и бессмертии души. Смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. Древнегреческий философ Эпикур полагал, что смерть, это такое естественное состояние человека, которое не нужно отвергать, и не нужно бояться. Эпикур утверждал: «Самое страшное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем». Эпикур, указывал, что сознание человека и смерть – явления разного порядка, они несопоставимы.
Традиционные религии: иудаизм, христианство, ислам утверждают, что человек бессмертен. Путь духовного совершенствования позволяет человеку преодолеть, победить смерть. В христианстве человек наделен способностью к воскрешению. Достигнув высокого духовного развития, человек способен выйти за пределы природно-космического бытия. Смерть - начало новой жизни. В Исламе умершие должны воскреснуть. Они предстанут перед судом Аллаха, который знает обо всем содеянном каждым человеком. Он вынесет каждому приговор по его делам и заслугам. Праведники попадут в рай, а грешники - в ад.
Атеизм отрицает идею бессмертия. Жизнь человека конечна, «загробной жизни» не существует.
Для того, что жизнедеятельность человека не потеряла своего значения, в атеизме формируется концепция личности, которая включает в себя следующее:
1) человек - часть космоса, которая не исчезает бесследно. Человек после смерти входит в вечный круговорот жизни, он сохраняет свое бессмертие;
2) человек - человек не только часть общества, но и часть человечества. Человек оставляет свой вклад для жизни будущих поколений.
Человек несет в себе стремление внести свой вклад в улучшение жизни будущих поколений. Согласно идеям русского космизма о «патрофикации» (Н. Федоров), на основе регуляции природы благодаря развитию науки, возможно воссоздание всех ранее живших людей. По мысли К. Циолковского, в основе материи находится бессмертное элементарное существо – атом. С помощью атома материя претерпевает превращения. Таким образом, космос - живое вещество (существом). В нем человек наделен бессмертными одухотворенными атомами. Согласно В. Вернадскому развитие ноосферы, как «сферы разума» позволяет человеку познать космос, открыть законы жизни и обретения бессмертия.
Смысл человеческой деятельности
Под профессионализмом мы понимаем особое свойство людей систематически, эффективно, качественно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность. Это интегральная характеристика человека-профессионала, которая проявляется, прежде всего, в деятельности и деловых коммуникациях, но оказывает влияние на его поведение, межличностное общение, образ жизни. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда – того, что составляет профессиональное самосознание.
Профессионализм рассматривается нами не в качестве набора признаков, а как психологический синдром, в котором отдельные признаки (проявления) профессионализма объединены общим механизмом возникновения и развития указанного психологического феномена.
Было показано, что макроструктура профессионализма (как синдрома) включает блоки:
а) исходных предпосылок;
б) особенностей человека;
в) особенностей его профессиональной подготовки и деятельности;
г) особенностей профессионального взаимодействия.
Предметом данной статьи является ценностно-смысловая сфера человека как важнейшая предпосылка становления профессионализма.
Мы исходим из понимания того, что профессионализм (как системное свойство человека-профессионала) предназначен для «обслуживания» (или, иначе, «обеспечения») системы более высокого уровня, в качестве которой выступает профессиональная деятельность.
Общепринятыми являются идеи деятельностного подхода, развиваемого в трудах А.Н. Леонтьева, Е.А. Климова, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова, согласно которому личность формируется и развивается в деятельности. Тем не менее, ориентируясь на изучение профессионализма как свойства человека, являющегося субъектом профессиональной деятельности, следует учитывать точку зрения В.П. Зинченко и Е.С. Моргунова, утверждавших, что «генеративные возможности деятельности, даже если она сознательная, целенаправленная, осмысленная, предметная и т.д. и т.п. не безграничны». Но если развивающие возможности деятельности ограничены, то для становления профессионализма следует учитывать и иные условия (внешние и внутренние) способствующие формированию личности профессионала.
При рассмотрении исходных предпосылок становления профессионализма мы опираемся следующие позиции:
1) недостаточно изучать профессионала лишь с операциональной точки зрения, как наделенную разумом «рабочую силу»;
2) любая профессия, профессиональная деятельность, возникшая в результате разделения труда, представляет собой представляет собой исторически обусловленный социально-психологический феномен; это – явление общекультурное и этическое, она включает в себя ценностно-смысловую составляющую.
Любая трудовая деятельность (в том числе и профессиональная) имеет своей целью достижение некоторого внешнего, материального результата. Но кроме материального результата в процессе труда возникают определенные взаимодействия, связи, отношения (а как их частный случай – производственные отношения), сочетание которых на определенных этапах развития личности могут существенно преобразовывать бытие человека. Можно заметить психологические аспекты трудовой деятельности, на которые указывал К. Маркс: «производственное отношение (социальное отношение общения, в котором субъекты выступают в качестве агентов производства) фактически выступает как еще более важный результат процесса, чем его материальные результаты».
Многие аспекты экономических и социологических разработок К. Маркса (бесспорность которых признается специалистами в области экономики и социологии), вызывают, как отмечает Н.С. Пряжников, целый ряд вопросов у психолога: «ради чего создается «стоимость», ради чего людям нужен «капитал», наконец, какие вообще существуют смыслы в самом труде?». Последний вопрос связан и со смыслом профессиональной деятельности, и смыслом формирования профессионализма человека в современном мире.
Попытки «психологического» понимания проблем труда в «мире капитала» делались неоднократно. Э. Фромм, говоря об обозначенном К. Марксом «отчужденном характере труда», определяет его как разъединение («отчуждение») человека и дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит «ценность продажи своего труда», т. е. рабочей силы, интеллекта, способностей, продаваемой работодателю. Отсюда можно сделать вывод, что сохранение работником «идентичности своему делу» (или, по крайней мере, ощущения такой идентичности) обеспечивает его неотчужденность от труда («единение» его с трудом).
Но вновь возникает вопрос: а что его, человека–деятеля, специалиста, должно (или может) «сподвигнуть» к такому «единению», и какой индивидуальный смысл имеет для него такая («неотчужденная») деятельность?
Для ответа на этот вопрос нам представляется полезным использование введенного Н.С. Пряжниковым понятия «чувство собственной значимости», которое возникает у человека в результате успешной профессиональной деятельности. Успех «окрыляет», человек не только ощущает себя в качестве субъекта труда и жизни в целом, но, и, осознавая, что улучшает мир, он улучшает и себя. Успех в профессиональной деятельности означает, что у человека повышается социальный статус и самооценка. Он становится «одним из немногих».
Здесь возникают новые вопросы, также связанные со смысловой сферой: каковы критерии успеха; как успех соотноситься с его «ценой» и чем она измеряется и т.д. Вопросы же критериев профессионального успеха, цены их достижения связаны с отношением человека к жизни и к профессии. Положительное отношение к жизни, к профессии, к труду, заложенное в допрофессиональный период человека и сохраняющуюся позитивную направленность при профессионализации является важнейшей личностной предпосылкой становления профессионализма.
Отношение к жизни в целом и профессиональной деятельности как ее важнейшей части опосредовано всей жизненной философией человека, мировоззрением, жизненными принципами. По мнению В. Франкла, именно стремление к обретению смысла своего существования является той силой, которое детерминирует развитее личности.
Мы считаем, что смысл жизни как способ отношения к миру реализуется человеком как в профессии, так и в непрофессиональной сфере. Через жизненный смысл как многообразие отношений человека он стрит свое отношение и к профессии, и к профессиональной деятельности – в рамках данной профессии.
В. Франкл выделил «три триады» смыслов. С точки зрения анализа профессиональной деятельности наибольший интерес представляет вторая триада, в которой смысл представлен ценностями творчества, переживаниями и отношениями. Ценностям отношения придается большее значение, чем ценностям творчества и переживания. Понятие «ценность» обычно используется для обозначения объектов (а также явлений, свойств, идей и др.), воплощающих в себе общественные идеалы. Социальные ценности (в том числе такие, как воплощение общественных ценностных идеалов – нравственных, морально–этических, эстетических, политических, правовых и др.), преломляющиеся через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как личностные ценности – один из источников мотивации поведения человека.
А.Н. Леонтьев в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность», ставшей, для психологов, классической, использует понятие жизненного смысла для оценки жизненного значения для человека объективных обстоятельств и его действий в них. Смысл цели действий (и деятельности) исследователь видит в том, какому мотиву он служит, удовлетворению каких потребностей деятельность способствует. А.Р. Фонарев, говоря о смысле жизни как детерминанте развития личности, в качестве высшего этапа («модуса») становления личности профессионала называет модус служения.
Выдающийся российский психолог и философ Н.Я. Грот говорил, что «устои нравственности находятся внутри человека, а не вне его». В то же время исследователь отмечал, что, изучая личность человека, необходимо учитывать условия ее развития. К последним он относил, то, что мы называем «исходными предпосылками (синдрома) профессионализма» – воспитание, образование, общественную ситуацию. По Н.Я. Гроту, состояния сознания человека, – идеи, чувства, стремления, – потенциально заключены в его духовном «Я». Ученый предупреждал, что духовное начало в личности очень хрупко и легко может подвергнуться разрушению в случае чрезмерной увлеченностью чувственным, материальным. Поэтому он стремился обосновать не только данную человеку возможность совершить свободный выбор, но и какой стиль жизни ему необходимо избрать для того, чтобы вся жизнь могла рассматриваться как личностное самосовершенствование.
Существует неразрывная связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы (профессии) и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической и др.) ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе деятельности. Мы исходим из того, что смысл конкретной трудовой деятельности (в том числе – профессиональной) всегда определяется в контексте всей жизни, объективируется в жизненном пути человека. В самоопределяемом (определяемом для себя) смысле жизни отражается активная нравственная позиция человека в своей судьбе.
Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты занимают в его жизни, являются потребности и ценности человека. Они занимают важнейшее же место в структуре мотивов человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей.
Регулирующую функцию поведения обеспечивают принятые человеком нравственные принципы. Нравственные законы – это вневременные этические принципы, определяемые религиозными, культуральными, а также базовыми общечеловеческими ценностями. Нравственное отношение к действительности, нравственное поведение связано с принятием на себя ответственности, даже если это ситуативно «невыгодно», не соответствует принятым в данном сообществе формальным или неформальным законам. Нравственное в человеке может рассматриваться как выражение внутренней свободы человека, его духовности, и должна рассматриваться как необходимая предпосылка формирования профессионализма.
Нравственность, – с момента ее возникновения и закрепления в сознании людей, – составляет основу всякого общества. Люди, оценивая поведение других, руководствуются принципами нравственности. О нравственности человека можно судить по его поступкам, так как они отражают внутренние мотивы и помыслы человека, формируют отношение окружающих к тому, кто их осуществляет.
Исследователи отмечают, что в последние годы проблема падения нравственности в современном российском обществе становится актуальной, анализируют причины этого феномена, рассматривают возможные пути исправления ситуации. Нравственный кризис, – кризис смысла, кризис ответственности, – это расплата за теорию и практику людей–«винтиков», людей–потребителей, ориентированных на немедленное «удовольствие», «разрядку» любой ценой. Вспомним, что В. Франкл писал, что смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо это всего лишь внутреннее состояние человека.
Мораль, в отличие от нравственности, подчинена нормам, принятым в данной социальной группе. Поэтому можно говорить о сословной, классовой, национальной, корпоративной и т.п. морали. Она всегда связана с актуальной ограниченностью человека как члена данной группы и представляет конечную систему норм и правил, характерных для этой группы. Это могут быть и отдельные профессиональные группы, ориентирующиеся на деструктивные, отвергаемые обществом этические принципы. Мораль, в отличие от нравственности, поддерживается «внешней целесообразностью» или «необходимостью».
Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, таким образом, являются не моральные нормы, а нравственные ценности. Именно они играют важнейшую роль в структуре мотивов человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации его глубинных потребностей или личностных ценностей. Такие ценности являются необходимой составляющей исходных предпосылок формирования «синдрома» профессионализма человека, обеспечивая человеку внутреннюю свободу и самореализацию.
Мы считаем, что деятельные нормы (нормы профессиональной деятельности) взаимосвязаны с нравственными нормами – как личность и субъект профессиональной деятельности взаимосвязаны в единой структуре индивидуальности профессионала.
Игнорирование человеком нравственных ценностей, принятым профессиональным сообществом отступление от них, деструктивная профессиональная направленность (ориентация на деструктивные ценности), искаженное восприятие смысла деятельности приводит к профессиональной марганализму. Термином «профессиональный маргинализм», введенным Е.П. Ермолаевой, обозначаются следующие признаки: при внешней формальной причастности к профессии – внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и профессиональным ценностям как в плане самосознания, так и в сфере реального поведения.
Направленность личности – это активность, осуществляющая объективизацию личности в значимых для нее поступках. Она формируется в допрофессиональный период жизни человека, а значит, может рассматриваться как предпосылка дальнейшего становления профессионализма. Профессиональную направленность, являющуюся формой жизненной направленности личности, мы рассматриваем как предпосылку для реализации самовыражения человека в жизни, обеспечивающее его готовность к освоению профессии, формированию профессионализма и самореализацию в профессиональной деятельности.
Смысл человеческого разума
С моей точки зрения, когда я оглядываюсь на 18 лет исследований того, как человеческий мозг обрабатывает язык, лишь одна чёткая и стойкая тенденция превалирует над всеми остальными. Цель человечества следует из потрясающей потребности нашего разума извлекать смысл из окружающего мира.
У многих учёных каждый их шаг связан с поисками смысла, и это определяет всё, что они думают или говорят. Понимать природу, постоянно пытаться объяснять её базовые принципы, правила и механизмы – в этом суть существования учёного. И это можно назвать наиболее упрощённой версией цели их жизни.
Но такое определение применимо не только к людям научного склада ума. Изучая большие выборки человеческого разума при помощи таких технологий, как получение снимков мозга или ЭЭГ, мы находим неослабевающую одержимость мозга к извлечению смысла из его окружения у всех людей, независимо от их статуса, образования или места жительства.
Возьмём, к примеру, слова – эти захватывающие единицы языка, пакующие смысл с феноменальной плотностью. Если мы покажем слово человеку, способному его прочесть, он не только воспримет его смысл, но и все смыслы, которые он с ним ассоциирует. А ещё они зависят от смысла слов, напоминающих это слова, и даже от смысла бессмысленных слов, похожих на это слово по виду или звучанию.
А ещё есть двуязычные люди, у которых есть слова из разных языков для перекрывающихся концепций. Люди, говорящие не только на одном языке, автоматически обращаются к переводу слова на свой язык, встречая слово из второго языка. Они делают это не только бессознательно, но и ненамеренно.
Недавно мы смогли продемонстрировать, что даже абстрактная картинка – которую нельзя назвать изображением определённой концепции – предсказуемым образом связывается разумом со словами. Судя по всему, не имеет значения, насколько на первый взгляд бессмысленным будет изображение, звук или запах – человеческий мозг навяжет ему смысл. И он будет делать это автоматически (хотя и предсказуемо), вероятно, потому, что многие люди извлекают смысл из происходящего примерно одним и тем же способом, поскольку восприятие мира у нас по большей части одинаковое.
Возьмём следующее изображение. В нём нет отличительных особенностей, которые могли бы помочь вам идентифицировать его, не говоря уже о том, чтобы назначить ему название.
Вы, вероятно, с трудом сможете точно обозначить текстуры и цвета, из которых оно состоит, или объяснить, что оно изображает. Однако ваш разум с большим удовольствием свяжет его с концепцией “милосердия”, чем с концепцией “насилия” – даже если вы не можете объяснить, почему – до того, как вам предоставят слово в качестве инструмента интерпретации.
Стремление людей понимать не ограничено языком. Наш вид, судя по всему, подстёгивает глубокий и непреклонный импульс понимать мир во всех аспектах нашей жизни. Иначе говоря, смысл нашего существования сводится к достижению полного понимания этого существования, что-то вроде калейдоскопической бесконечной петли, в которой пойман наш разум, начиная от появления протосознания в чреве, и заканчивая смертным ложем.
Это предположение совпадает с теоретическими позициями квантовой физики и астрофизики под влиянием великих учёных, таких, как Джон Арчибальд Уилер, предположившего, что информация является фундаментальной концепцией существования (его “it for bit“, возможно, является наилучшей из всех попыток описать весь смысл Вселенной в одной простой фразе).
Информация – атомы, молекулы, клетки, организмы, сообщества – одержимы поисками целей своего существования и постоянно ищут их в зеркале, как Нарцисс любуется своим изображением, как ДНК молекулярного биолога играет сама с собой под микроскопом, как специалист по искусственному интеллекту пытается придать роботам все свойства, которые смогут сделать их неотличимыми от его самого.
Возможно, неважно даже, удовлетворит вас это предположение, или нет, поскольку получение ответа на вопрос о смысле жизни будет эквивалентно превращению её в бессмысленную. А кому этого захочется?
Человеческий смысл общения
Человек – существо общественное. Он живет в обществе и, следовательно, может и должен общаться с членами этого общества. Обратим внимание на этимологию (происхождение) слов «общение» и «общество»: они имеют общий корень. И слово «коммуникация» имеет тот же корень, но только латинский - communication (от латинского – communis – общий). Без общения нет общества, без общества нет человека социального, разумного, homo sapiens. Важнейший путь к пониманию другого – это общение с ним.
Общение – понятие широкое, оно не сводимо к устной речи. Ведь многие люди не могут общаться посредством речи, но могут использовать другие способы и средства общения, например, жесты. В последующих темах мы познакомимся с различными системами коммуникации и подробно рассмотрим их. В рамках данной темы мы ознакомимся с узловыми понятиями психологии общения. Значение исследований в области психологии общения столь велико, что структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений, психологического воздействия, влияния межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т.д. изучаются в специальном разделе социальной психологии - психологии межличностного взаимодействия (общения и отношений).
Проблема общения, конечно, не ограничивается только психологической наукой. Она разрабатывается также в лингвистике, литературоведении, искусстве и т.п. При этом важно подчеркнуть, что достижения в изучении общения другими, пограничными с психологией областями знания сыграли и продолжают играть важную роль в определении собственно психологической проблематики и методов психологического анализа общения. Поэтому, рассматривая проблему общения, мы с вами будем опираться на тот богатейший научный материал, который содержится в трудах отечественных, российских и советских психологов.
Перед нами с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности.
Исследователи рассматривают общение в ряду других видов деятельности: общение, игра, учение и др. (Б.Г. Ананьев), как особая самостоятельная форма активности субъекта (Б.Ф. Ломов). Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А.Н. Леонтьев). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А.А. Леонтьев). Многие авторы (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Леонтьев, К. Обуховский, и др.) подчеркивают, что общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Такой вид общения называется межличностным.
Проблема отношений имеет в психологии большое методологическое значение, она в значительной степени освещена в работах В.Н. Мясищева. В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений, вступая в межгрупповое общение. Как отмечает Г.М. Андреева, проблемы межгруппового общения рассматриваются, прежде всего, в рамках социологии.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев в книге «Психология педагогической оценки» впервые в развернутой форме доказал важность общения среди других компонентов, обуславливающих проявление и развитие человеческой психики. В более поздних работах, рассматривая проблемы формирования человека как личности, он возвращался к категории общения, выявляя его новые характеристики, подчеркивая его роль в личностном становлении и развитии. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Развитие человеческого общества и общение людей - сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Мы рассмотрим одну из них.
Б.Ф. Ломов выделяет следующие функции общения:
• информационно-коммуникативная: охватывает все процессы, которые могут быть описаны с точки зрения приема-передачи информации посредством различных знаковых систем (вербальных (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальных (различные неречевые знаковые системы));
• регуляционно-коммуникативная: благодаря общению человек способен регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны;
• аффективно-коммуникативная: связана с эмоциональной сферой человека; большинство эмоций, переживаемых человеком, возникает именно в процессе общения, зачастую индивид вступает в процесс общения с целью изменить свое эмоциональное состояние (например, снять эмоциональное напряжение, получить эмоциональную разрядку).
М.Ю. Горбунова выделяет несколько видов общения. В основе такой классификации лежат следующие критерии: содержание, цели и средства.
В общении можно выделить ряд аспектов, отражающих сущностную характеристику этого многопланового процесса: содержание, цель, и средства.
Содержание общения - информация, которая в процессе общения передается от одного человека другому. Передаваемая информация представляет собой сведения о внутреннем (эмоциональном, мотивационном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Несмотря на многопредметность и разнообразность человеческого общения, по своему содержанию оно может быть представлено как обмен продуктами и предметами деятельности; знаниями; действиями, операциями, умениями; психологическими или физиологическими состояниями; побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека же эти цели могут быть разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и декодирования информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д. Сведения о разных средствах общения будут подробно рассмотрены в последующих темах.
Как уже отмечалось выше, общение представляет собой сложный процесс. Тем не менее, для того, чтобы дать подробную характеристику средствам вербальной и невербальной коммуникации, необходимо иметь представление о его структуре. Начиная знакомиться с проблемами общения, мы убедились, что уже на уровне определения, что представляет собой общение, каковы его функции, в рамках психологии существуют различные точки зрения, взаимодополняющие друг друга. Аналогичная ситуация обстоит и с выявлением структурных компонентов общения. Но все же большинство исследователей, авторов учебников по общей и социальной психологии, склонны придерживаться структуры общения, предложенной Г.М. Андреевой, в которой автор выделяет несколько сторон общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Мы в нашем курсе наиболее полно будем говорить об общении с точки зрения коммуникации и средствах коммуникации.
Г.М. Андреева выделяет следующую специфику обмена информацией в коммуникативном процессе:
1. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а активный обмен ею.
2. Посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования. Иными словами «говорят на одном языке».
4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, о которых речь пойдет в п.3 данной темы.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие.
Цель и смысл человеческой жизни
Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости – другие, в старости – третьи.
Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой конкретной эпохи.
Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).
Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.
Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.
Человеческий смысл искусства
Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.
Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.
К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.
Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.
К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.
Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.
Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.
Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.
Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.
Смысл человеческого познания
Сущность и смысл познания отражают естественное стремление людей к приобретению новых знаний с бытии мира. На протяжении всей истории своего развития человечество стремилось постичь тайну естественного мира и суть самого знания об этом мире. В данном разделе главы мы будем говорить о той части философии, которая специализируется на выяснении феномена знания и путей его получения.
Нельзя назвать ни одного мыслителя, который бы с теми или иными успехом и оригинальностью не осмысливал проблемы познания. В своей совокупности эти проблемы составляют науку (или наиболее общую теорию), занимающуюся уяснением принципов познаваемости бытия мира, а также прояснением самой природы познания человеком этого мира, в какой бы сфере жизни и деятельности оно ни осуществлялось: в науке, медицине, искусстве, религии и т.д. Но самая влиятельная часть современной теории познания прямо ориентирована на научное (прежде всего естественнонаучное) познание и в своих методах и материале по существу сливается с методологией науки. У теории познания и методологии очень много общего, но немало и различий. Прежде всего теория познания (гносеология) связана с осмыслением знания как истины и выясняет, каким образом это знание постигается. Методология же вырабатывает приемы его получения. Она указывает на наиболее общие методы и способы познания.
Основными методами естествознания являются наблюдение, эксперимент, измерение и, конечно, догадка (гипотеза). Руководствуясь ими, можно четко отделить область естествознания от всех иных областей познавательной человеческой деятельности: гуманитарных дисциплин, философии, искусства, религии. Научное знание, таким образом, является лишь малой частью человеческого знания в целом. Академик В.И. Вернадский, оценивая процесс развития самого познания, писал: «Создается единый общеобязательный, неоспоримый в людском обществе комплекс знаний и понятий для всех времен и для всех народов. Эта общеобязательность и непреложность выводов охватывает только часть научного знания — математическую мысль и эмпирическую основу знаний — эмпирические понятия, выраженные в фактах и обобщениях. Ни научные гипотезы, ни научные модели в космогонии, ни научные теории, возбуждающие столько страстных споров, привлекающие к себе философские искания, этой общеобязательностью не обладают. Они необходимы и неизбежны, без них научная мысль работать не может» [9]. Это заявление ученого становится еще понятнее в свете современных представлений о том, что все знания базируются на вере как истине, не нуждающейся в подтверждении и не претендующей на объективную значимость.
В познании тайн бытия значение веры весьма велико. Путь к знанию открывается преданностью человека определенной цели или идеалу. Вера в религии абсолютна, но пассивна. Вера в искусстве имеет исключительное значение как субъективная правда. Наука тоже не может обойтись без веры, активной по своей природе, как и в искусстве.
Любая вера начинается с простого доверия к информации, предлагаемой авторитетными органами или людьми. В науке, как и в религии, существуют безусловные «догматы», или аксиомы, которые не доказываются, ибо не могут быть доказаны. Это такие постулаты, как объективность, порядок и гармония мира. «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, — заявлял А. Эйнштейн, — есть основа всего естествознания… Эта вера есть и всегда останется мотивом всякого научного творчества». А академик Л.С. Берг утверждал следующее: «Основной постулат, с которым естествоиспытатели подходят к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее можно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание». Отец кибернетики Н. Винер писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки». Известный немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс предложил свое понятие о роли веры в познании («философская вера»).
Впервые философские вопросы веры в познании поставили и частично разрешили Платон и Аристотель. Они, кстати, уделяли большое внимание анализу знания, которое выводится из факта. Знание содержится «вовсе не в ощущении, а в том имени, которое душа носит, когда сама по себе занимается рассмотрением существующего». В данном случае «в имени» — значит в слове, точнее в языке. Мыслить — значит, рассуждать; мышление — это процесс, в котором «душа ведет рассуждение сама с собой о том, что наблюдает». Приведенные слова принадлежат одному из авторитетнейших философов античности Платону. В этом же ключе размышляет и Аристотель. Его силлогистика на тысячелетия определила развитие науки логики. В «Органоне» автором предлагается некий инструмент получения нового знания.
Конечно, Аристотель и многие другие его предшественники и последователи глубоко осмысливали природу знания и пути его получения. Они рассуждали о законах разума, о роли чувств (зрения, слуха, осязания и т.п.) в познании бытия мира, о значении аргументации, о потенциале и границах человеческого познания и о многом другом. Но все они были уверены, что эти по сути гносеологические вопросы являются в философии не столь важными, как онтологические (природа Бога, сущность пространства и времени).
Фактически философско-методологическая разработка самой теории познания началась с революционных научных исследований ученых XVII-XVIII веков. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и другие сделали гносеологические проблемы основой своих философских учений. Так, в философии Ф. Бэкона в центре познания оказался чувственный опыт как источник истинного знания. Чувственное познание с тех пор стало именоваться эмпиризмом (греч. empeiria — опыт). Продолжателем этого направления и фактическим основателем гносеологического эмпиризма, развивающегося в тесной связи с прогрессом в области экспериментального естествознания, считается оригинальный английский мыслитель, ученый, врач Дж. Локк. А вот философские рассуждения Р. Декарта по поводу познания коснулись в первую очередь потенциальной возможности человеческого разума. Такого рода система познания получила название рационализма (лат. ratio — разум). По всеобщему признанию, именно Р. Декарт стал первооткрывателем современной теории познания. Он первым сформулировал два философских метода в познавательной деятельности — вопрошания и сомнения. Первый, по существу, представляет собой метод доказательства того, что в принципе уже всем известно, но требует усовершенствования. Метод сомнения указывает на то, что нельзя «никогда принимать за истинное все то, что я не признал бы таковым с очевидностью».
В теории познания философы уделяют исключительное внимание таким извечным проблемам, как познаваемость мира, границы возможного человеческого познания и способы получения достоверного знания — истины. Человеческий интеллект (разум), поднимаясь по ступеням познания самого себя, на каждом новом этапе вновь и вновь стремится ответить на главный философский вопрос: познаваем ли мир в принципе? А если да, то как возможно познание вообще? Пользуясь разного рода умозрительными системами и доказательствами получения истинного знания, философия стремится понять внутренний механизм постижения мира вещей, предметов, явлений и взаимосвязи между ними Научное познание бытия природы привело к возникновению механики, физики, химии, биологии, геологии и т.д., составляющих в своей совокупности естествознание Познание же человеком своей собственной природы и перспектив саморазвития обусловило становление гуманитарных дисциплин — психологии, языкознания, логики, наконец, философии. Существует также сфера научного постижения механизма общественного развития — обществознание, включающее социологию, политэкономию, политологию.
Само познание не существует в виде некоего законченного результата, а всегда является процессом, движением мысли ко все более полному и углубленному знанию, обладающему достоинством истинности Исходным генератором постижения нового знания становится рефлексия (лат reflexio — обращение назад) как человеческая предрасположенность к самоосмыслению. Любой вид познания включает в себя рефлексию как целенаправленное стремление человека осознать и оценить собственные разум и чувства, волю и потенциальные возможности, помыслы и идеи.
В религии рефлексия выступает как исповедь, в морали — как пробуждение совести, в искусстве — как ощущение красоты, в науке — как сомнение в достоверности знания. В философии рефлексия — это осознание сути и смысла собственного «Я» Она предполагает фактическое освидетельствование способности человека осознавать свою ответственность за результаты овладения знаниями о реальном мире и творчества, то есть созидания мира нового. Только благодаря рефлексии - специфическому проявлению духовности человека, последний становится субъектом познания и созидательной деятельности. Современная теория познания, по сути, представляет собой результат философского обобщения всей истории познания мира, общества и человека. Она осмысливает природу и характер человеческого познания вообще, формы и закономерности перехода от субъективного мнения или поверхностного представления о вещах, предметах, явлениях природы к пониманию их сущности, внутренних связей и отношений между ними (то есть к истинному знанию) Познание и знание различаются как процесс и его результат Знания всегда являются идеальным образом объективной действительности. Знать о чем-либо или о ком-либо — значит иметь как минимум идеальное представление о вещи, предмете, явлении природы, человеке и т.д. Все знания о мире и обществе в совокупности играют роль связующей цепи между Вселенной, жизнью человека и его познавательной деятельностью.
В настоящее время существует немало различных теорий познания. Одной их самых авторитетных по сей день считается материалистическая диалектика, опирающаяся на данные всех наук и форм познавательной деятельности. Важнейший принцип материалистической диалектики — единство теории познания мира, общества и человека. Позитивистская теория познания тоже нацелена на развитие научного знания в его целостности, но несколько иначе.