Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
Психологические тесты Интересные тесты   Недвижимость Недвижимость
папка Главная » Полезные статьи » Лекарственное обеспечение

Лекарственное обеспечение

Лекарственное обеспечение

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Лекарственное обеспечение (Обеспечение лекарственными средствами)
2. Льготное лекарственное обеспечение
3. Обеспечение лекарственными препаратами
4. Лекарственное обеспечение населения
5. Бесплатное лекарственное обеспечение
6. Системы лекарственного обеспечения
7. Качество лекарственного обеспечения
8. Право на лекарственное обеспечение
9. Лекарственное обеспечение инвалидов
10. Лекарственное обеспечение детей

Лекарственное обеспечение

В настоящее время оказание медико-социальной помощи гражданам невозможно без лекарственного обеспечения. Организация качественной лекарственной помощи в составе комплекса мер медицинского обслуживания позволяет решать многие проблемы, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний.

Обеспечение населения, и особенно социально уязвимых его групп, лекарственной помощью имеет большую социальную значимость. Во-первых, данный процесс нацелен на успешное преодоление существующих социальных рисков, поскольку снабжение социально незащищенных людей необходимыми лекарственными препаратами способствует поддержанию их здоровья, препятствует снижению уровня жизни и переходу в бедные слои населения. Во-вторых, доступность лекарств в целом способствует успеху лечения, снижает уровень госпитализации и улучшает качество жизни всех групп пациентов, сокращая затраты на дорогостоящие виды медицинской помощи.

Согласно Федеральному закону № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", лекарственные средства – это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Лекарственные препараты – это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Структура фармацевтического рынка представлена несколькими сегментами: оптовым, розничным и госпитальным.

Лекарственное обеспечение пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений осуществляется через аптечные учреждения: аптеки (государственные и частные), аптечные пункты, расположенные в учреждениях здравоохранения, например в городских поликлиниках, а также аптечные киоски и аптечные магазины. Снабжение пациентов стационарных учреждений здравоохранения производится через соответствующие структурные подразделения данных учреждений – больничные аптеки.

Особого внимания заслуживает проблема льготного лекарственного обеспечения социально уязвимых групп населения, которая возникла еще в период формирования рыночных отношений. Причинами этого явился комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов, в том числе падение доходов населения, ухудшение общественного здоровья, снижение продолжительности жизни, рост социально значимых заболеваний, а также дефицит финансирования, который привел к росту задолженности перед аптечными организациями за отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам декретированным группам населения.

Было принято постановление Правительства РФ № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями лекарственные средства по рецептам врача должны были отпускаться бесплатно или на льготных условиях (с 50%-й скидкой). Введение в действие этого документа было обусловлено перестройкой экономических отношений в сфере обращения лекарственных средств, ростом цен на них, что сделало медикаменты недоступными для населения с низким уровнем доходов.

Была принята программа дополнительного лекарственного обеспечения, основными принципами которой стали: персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня лекарственных средств с единым уровнем цен, ликвидация существующей диспропорции в лекарственном обеспечении на территории РФ.

Особое внимание на льготное лекарственное обеспечение было обращено после принятия Федерального закона № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в котором была предусмотрена система более справедливой государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе в части лекарственного обеспечения социально уязвимых категорий населения.

Трансформация программы дополнительного лекарственного обеспечения произошла когда в рамках общего пересмотра государственных обязательств была предпринята попытка определения объема средств, достаточного для обеспечения формальных гарантий и удовлетворения насущных потребностей населения в медикаментозном лечении.

До начала монетизации льгот система лекарственного обеспечения, реализуемая на региональном уровне, существовала в довольно фрагментарном виде, что не способствовало ее полноценной работе. Предпринятые реформы значительно расширили не только декларируемые гарантии больных, но и возможности реализации предоставленных привилегий, хотя бы потому, что бюджет программы увеличился только за один год более чем в 6 раз. Благодаря преобразившейся системе лекарственного обеспечения многие больные получили возможность получить дорогостоящие лекарства без обращения в больничные учреждения.

Было принято решение о модернизации программы за счет передачи полномочий по организации лекарственного обеспечения, закупки и, соответственно, финансирования в субъекты РФ.

В результате лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан условно разделилось на две составляющие:

1) федеральные закупки, которые осуществлялись на федеральном уровне для обеспечения необходимыми лекарственными средствами пациентов с заболеваниями, требующими проведения дорогостоящей терапии – это семь нозологий, таких как гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкозы, рассеянный склероз, а также после трансплантации органов и (или) тканей;
2) региональные закупки – это закупки, которые осуществлялись непосредственно субъектами РФ для обеспечения других льготных категорий граждан.

В настоящее время право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение имеет значительная часть населения, которую условно можно разделить на две группы:

1) имеющие право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение по статусу;
2) имеющие право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение в связи с характером заболевания.

Так, к первой из выделенных групп лиц, имеющих право на бесплатное лекарственно обеспечение, относятся инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, дети до трех лет (до шести лет из многодетных семей), ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы, бывшие узники концлагерей и др. Ко второй группе лиц, также имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение относятся лица, страдающие такими социально значимыми заболеваниями, как ВИЧ-инфекция, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), сахарный диабет, туберкулез, сифилис и др.

Право на получение лекарственных препаратов с 50%-й скидкой имеют доноры, пенсионеры, получающие пенсию по старости в минимальных размерах, работающие инвалиды II группы, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и др.

Содействие в реализации и защите прав граждан на лекарственное обеспечение, особенно социально уязвимых его групп, является важнейшей составляющей деятельности социальных работников.

Льготное лекарственное обеспечение



Нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено льготное/бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами. Это означает, что лекарственные препараты, назначенные врачом «льготнику», приобретаются не за счет личных средств последнего, а за счет бюджетов различных уровней (как федерального, так и регионального). Информация о финансировании бесплатного лекарственного обеспечения также будет представлена в соответствующих разделах настоящей статьи, а пока предлагаем разобраться с тем, какие категории лиц и в рамках каких нормативных актов обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами бесплатно.

Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о государственной социальной помощи) предусмотрен определенный набор социальных услуг для льготных категорий граждан.

При этом в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

• обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
• обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
• обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
• предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
• бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

В настоящей статье рассмотрен ряд вопросов, имеющих отношение к первой из перечисленных выше услуг – к бесплатному получению гражданами лекарственных средств.

Согласно статье 6.1 Закона о государственной социальной помощи бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами следующие категории граждан:

• инвалиды войны;
• участники Великой Отечественной войны;
• ветераны боевых действий;
• военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
• лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
• лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
• члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
• инвалиды;
• дети-инвалиды;
• лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Информация о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержится в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – Федеральный регистр), который формирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 6.3 Закона о государственной социальной помощи учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе бесплатного обеспечения лекарственными средствами, осуществляется по месту жительства гражданина. На деле это означает, что для того, чтобы лицо было учтено в Федеральном регистре, необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту своего жительства.

Граждане, имеющие право на получение бесплатных лекарственных препаратов, обеспечиваются им в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. При этом для получения лекарственного препарата гражданину выписывается соответствующий рецепт на лекарственный препарат.

Выписывание рецептов на лекарственные средства осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержден распоряжением Правительства РФ № 2782-р.

В указанном приказе лекарственные препараты разделены по кодам анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификации, где каждому коду АТХ соответствует соответствующее лекарственное средство (например: блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов – ранитидин; стимуляторы моторики желудочно-кишечного тракта – метоклопрамид и т.д.).

Действует Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства РФ № 2762-р (ранее был предусмотрен приказом Минздравсоцразвития России № 1).

Законом о государственной социальной помощи установлено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг (в том числе в виде бесплатного лекарственного обеспечения) является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел (не с 1 января) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил (например, не прошел очередное переосвидетельствование, необходимое для признания лица инвалидом) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Законом о государственной социальной помощи предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение социальных услуг, отказаться от набора социальных услуг в пользу получения денежного эквивалента. Для этого достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, и отказ от получения двух любых социальных услуг.

Заявление об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года. При этом гражданин утрачивает право на набор социальных услуг на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) также подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Средства на обеспечение лекарственными препаратами в рамках оказания государственной социальной помощи, предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, передаваемых бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

При этом в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оказывается:

• первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
• специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной;
• скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
• паллиативная медицинская помощь в стационарных условия.

Обращаем внимание, что действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная постановлением Правительства РФ № 1273.

Формирование перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов предусмотрено Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в соответствии со статьей 4 которого перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - ежегодно 2утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

• оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
• назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Обеспечение граждан лекарственными препаратами, входящими в перечень ЖНВЛП, финансируется за счет средств федерального бюджета.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с:

• Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
• Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50%-ной скидкой.

Оба указанных перечня утверждены постановлением Правительства РФ № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Также приведем несколько примеров из перечня групп населения, лекарственные средства для которых отпускаются по рецептам врачей с 50%-ной скидкой:

• Пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;
• Работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными;
• Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на специальное поселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе "в рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшихся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированных, в том числе граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности (далее именуются реабилитированные лица); лица признанные пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности.

Что касается аналогичного перечня лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50%-ной скидкой, принятого на региональном уровне, то в качестве примера такого перечня приведем распоряжение Правительства Москвы № 1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой».

Также укажем, что финансирование расходов на обеспечение упомянутых категорий лиц лекарственными препаратами бесплатно или с 50%-ной скидкой осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Кроме того, особым образом организовано обеспечение лекарственными препаратами лиц, больных:

• гемофилией,
• муковисцидозом,
• гипофизарным нанизмом,
• болезнью Гоше,
• злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей,
• рассеянным склерозом,
• лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей утвержден Распоряжением Правительства РФ № 2782-р (ранее действовали Перечни, утвержденные распоряжениями № 2199-р и № 2053-р соответственно).

Средства на осуществление финансирования расходов на обеспечение лекарственными препаратами указанных категорий лиц предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, передаваемых субъектам РФ.

Законом об основах охраны здоровья граждан установлено, что лица, страдающие заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, обеспечиваются соответствующими лекарственными препаратами.

При этом редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения РФ.

Кроме того, постановлением Правительства РФ № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. В данном перечне приведены 24 жизнеугрожающих и хронически прогрессирующих редких заболевания. Однако, данный перечень пополняется с каждым годом. Так, в список орфанных заболеваний в России Минздравсоцразвития внес 86 заболеваний. По состоянию на Минздравом РФ включены в список 215 заболеваний. Данный перечень можно найти и изучить на официальном сайте Минздрава РФ.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в предыдущем разделе нашей статьи), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Обеспечение лекарственными препаратами

Программы обеспечения государственной помощью всех, кому положены бесплатные лекарства, за последние десятилетия сдвинулись мертвой точки. Качественная организация порядка получения медикаментов – залог успешного решения проблем и преодоления кризиса в сфере здравоохранения, связанного с недостаточно внимательным отношением властей к диагностическим, лечебным и профилактическим мероприятиям населения.

Лекарственное обеспечение в первую очередь должно затрагивать наиболее уязвимые и беззащитные категории населения. Социальную значимость таких проектов сложно переоценить. Стоит отметить, что подобное действие направлено на скорейшее преодоление и предотвращение вероятных рисков. Снабдить незащищенных людей требуемыми лекарственными средствами – немаловажная составляющая для поддержания их здоровья и, как следствие, нормального уровня и качества жизни.

Помимо этого, важно обратить внимание и на то, что доступность медикаментов позволяет достигать успехов терапевтических мероприятий, снизить статистическую численность пациентов, остро нуждающихся в госпитализации и прохождении стационарного лечения. Благодаря предоставленной государством помощи даже дорогостоящие виды препаратов и медицинских приспособлений стали доступны пациентам, которые за собственный счет никогда бы не смогли приобрести их.

Кому положены бесплатные лекарства, а также что за препараты предоставляются людям на гуманитарной основе и как получить их, можно узнать, ознакомившись с регламентирующей данный вопрос законодательной базой. Основным нормативно-правовым актом, к которому следует обратиться за разъяснениями, является документ «Об обращении лекарственных средств». Важно остановиться на трактовке законодателем термина «лекарственные средства». Депутаты в Госдуме считают, что в данную группу следует отнести любые компоненты и их сочетания, вступающие в связь с человеческим или животным организмом и активно проникающие вглубь биологических тканей.

Применять любое из лекарственных средств приходится с целью проведения:

• профилактических мер;
• лечения;
• обследования;
• послеоперационного восстановления и реабилитации;
• для сохранения, предупреждения или прерывания беременности.

В эту же группу входят препараты, добытые самым разнообразным способом:

• из крови;
• органов и тканей животного или человека;
• растений;
• минеральных компонентов;
• полученные благодаря биологическому или химическому синтезу.

Обойдя вниманием фармацевтический рынок, стоит остановиться на рассмотрении проблем, сопровождающих льготное лекарственное обеспечение населения. Первый раз о необходимости решения данной проблемы всерьез заговорили в конце прошлого века. Тогда, в начале 90-х годов, из-за множества неблагоприятных факторов социально-экономического развития у людей, нуждающихся в помощи по приобретению лекарств, самостоятельно купить нужные препараты не было возможности. Низкие доходы у преимущественной части жителей страны, высокий уровень заболеваемости, значительное снижение средней продолжительности жизни и т. д. – все это стало первопричинными факторами, приведшими к увеличению задолженностей перед аптечными компаниями, которые заложили начало отпуска медикаментозных препаратов на безоплатной или льготной основе по рецептам от врача.

В связи с этим Правительством РФ было принято постановление «О государственной поддержке развития медицинской промышленности…». Согласно данному подзаконному акту, отдельной категории жителей страны, а также лицам, страдающим различными патологиями (перечень недугов к постановлению прилагался), положен был льготный отпуск препаратов. Безоплатная основа получения лекарственных средств для отдельных групп населения отразилась самым лучшим образом на медицинском обеспечении граждан и учреждений сферы здравоохранения.

Препараты, изделия терапевтического назначения стали доступны для населения в ходе перестройки политических и экономических внутригосударственных отношений в области оборота медикаментозной продукции. Несмотря на то что стремительный рост цен и упадок уровня доходов населения стали главными причинами недоступности различных препаратов, понятие «бесплатная медицина» не приобрело пустого значения.

Политика российского государства направлена на устранение препятствий на пути получения гражданами страны, вне зависимости от их материального положения, необходимого лечения. Приложением к вышеуказанному постановлению стали адреса аптек, в которых льготные группы населения могли получить по рецепту необходимые лекарства.

Лекарственное обеспечение, принципы и схемы которого были пересмотрены Правительством, приобрело следующие характерные черты:

• индивидуализация учета лекарственных средств, предоставляемых в виде государственной помощи;
• единый уровень цен, действующий в рамках общепринятого перечня медикаментов;
• ликвидировано прежнее диспропорциональное лекарственное обеспечение по регионам России.

Внесением изменений в некоторые законодательные акты особое внимание было уделено необходимости прописывания на официальном уровне более точного механизма получения людьми «лекарственной льготы». Кроме того, в блоке вышеуказанных поправок предусмотрено проведение корректировок относительно непосредственно процесса реализации государственной поддержки социально незащищенным слоям населения.

На сегодняшний день программа предоставления лекарств и медикаментов на безоплатной основе нуждающимся гражданам активно выполняется государством. Получить прописанные врачом средства обладатель льготы может абсолютно без оплаты товара или воспользовавшись такой привилегией, как скидка 50% на приобретение препаратов.

В соответствии с медицинскими стандартами и законодательными актами, право на получение бесплатных медикаментов имеют:

• инвалиды, получившие увечья или заболевание вследствие боевых действий ВОВ;
• участники непосредственных сражений Второй мировой войны;
• ветераны и военнослужащие, проходившие службу в военно-учебных заведениях, в воинских частях, учреждениях в период с 1941 по 1945 год;
• лица, имеющие нагрудный орден «Жителю блокадного Ленинграда»;
• работники объектов ПВО и местной ПВО во времена Великой Отечественной войны;
• лица, задействованные в работе и строительстве защитных сооружений, баз военно-морского флота, аэродрома и др.;
• члены семьи умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов;
• инвалиды и дети-инвалиды 1, 2 групп;
• участники спасательных работ в зоне Чернобыльского и Семипалатинского радиоактивного поражения.

Чтобы получить льготные лекарства, пациенты должны прийти в специализированную аптеку. Фармацевт-провизор сможет предоставить необходимый препарат только в случае предоставления рецепта, заверенного печатью лечащего врача и главврача лечебного учреждения. Рецепт выписывается на предназначенных для этого бланках, оформленных в соответствии с утвержденной формой.

В каждом российском городе доведение льготных препаратов до населения осуществляет аптечная сеть, выигравшая предварительно проводимый тендер. К задачам выбранного предприятия относятся хранение, транспортировка и выдача лекарственных средств нуждающимся гражданам. На протяжении последних нескольких лет процесс получения людьми необходимых медикаментов изменился в положительную сторону. На смену нескончаемым «живым» очередям во многих городах пришла удобная система регистрации, действующая в онлайн-режиме.

Прошедшая конкурс сеть социальных аптек, как правило, максимально приспособлена к принятию посетителей с ограниченными возможностями. Во многих помещениях установлены пандусы и специальные звонки-кнопки для вызова провизора. Чаще всего залы, в которых принимают граждан, располагаются на первом этаже с целью создания максимальных удобств. Адреса аптек в конкретном населенном пункте, отпускающих по рецепту лекарства на безоплатной основе или по скидке, можно найти в справочнике или на официальном сайте города.

Гарантии предоставления социальной помощи в виде льгот на получение медикаментов осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной федеральной программой. Как уже говорилось, средства незащищенным слоям населения отпускаются, исходя из перечней групп категорий граждан и отдельных заболеваний. Для амбулаторной терапии препараты назначают бесплатно, а в отдельных случаях для людей действует скидка 50%.

Бесплатно лекарственные средства отпускаются таким людям, как:

• Герои СССР, Герои РФ и кавалеры орденов Славы;
• узники канцлагерей во времена ВОВ, пленники гетто и жертвы фашистских действий;
• дети до 3 лет и дети до 6 лет из многодетных семей;
• инвалиды 1, 2 неработающей групп, дети-инвалиды.

Больным, страдающим некоторыми недугами, также положена бесплатная лекарственная помощь.

В число конкретных заболеваний входят:

• детские заболевания ЦНС, ДЦП;
• фенилкетонурия и гепатоцеребральная дистрофия;
• муковисцидоз (у детей);
• острая порфирия;
• СПИД, ВИЧ-инфекция;
• злокачественные образования.

Льготные препараты с 50%-ной скидкой чаще всего по всей территории государства получают отдельные группы людей, среди которых:

1. Пенсионеры. Люди старшей возрастной группы, получающие минимальное денежное пособие по достижению пенсионного возраста, инвалидности, а также в случае потери кормильца.
2. Инвалиды 2 группы, продолжающие работать, и 3 группы в случае отсутствия официальной занятости и правильно установленного порядка ее подтверждения.
3. Люди, испытавшие политические репрессии, отбывавшие заключение в местах лишения свободы по политическим мотивам, проходившие необоснованное принудительное лечение в психиатрических лечебницах и т. д.

Отдельным образом отпускаются бесплатные лекарства для людей с заболеваниями, относящимися к особым категориям патологий. Такими являются гемофилия, муковисцидоз, болезнь Гоше, гипофизарный нанизм, рассеянный склероз, рак крови. В специфическом лекарственном обеспечении нуждаются и пациенты после трансплантации отдельных органов и тканей. Средства на реализацию подобной программы, утвержденной на законодательном уровне, предусматриваются дотационными межбюджетными трансфертами.

Бесплатные лекарства – необязательные льготы. Законом России на сегодняшний день предусмотрено право граждан, имеющих основания для получения социальных медикаментов, для отказа от полагаемых им препаратов. Кроме того, вместо пакета лекарственных средств человек может получать денежную компенсацию. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения, подтвердив желание отказаться от получения льгот в естественном виде.

Периодом для предоставления социальных услуг гражданам из категории нуждающихся в бесплатном или льготном обеспечении лекарствами является календарный год. При первичном обращении за предоставлением медикаментов необходимо предъявить медицинский полис ОМС, СНИЛС (гражданам, входящим в Федеральный регистр) и бесплатный рецепт. Выписка лекарственных препаратов осуществляется доктором сразу же после осмотра больного.

Среди специалистов, которые могут назначить прием препаратов, относящихся к категории льготных, на законодательном уровне отмечены:

• участковый терапевт;
• участковый педиатр;
• семейный врач (специалист общей практики);
• фельдшер.

Специалисты узкого профиля могут выписывать рецепты на получение льготных лекарственных средств в соответствии с утвержденным перечнем основных заболеваний. В некоторых «нестандартных» случаях выписка лекарств производится лечащим врачом по согласованию с узкопрофильным специалистом.

Количество предоставляемых препаратов на льготной основе, как правило, соответствует требуемому объему медикаментов для прохождения полноценного курса терапии. При надобности проведения длительного лечения и, соответственно, применения большего количества лекарственных средств по решению специальной комиссии выписка медикаментов может быть назначена не более чем на 2-месячный срок. Исключением являются препараты и медицинские изделия, подлежащие регулярному предметно-количественному учету.

В случаях, когда курс лечения совпадает со временем пребывания пациента в санатории, лечащий доктор обязан выписать рецепты на лекарства в таком объеме, которого будет достаточно для всего периода нахождения в лечебно-профилактическом учреждении. Как правило, речь идет о терапии хронических патологий, имеющих длительное затяжное течение.

Ознакомить с правом на получение льготных медикаментов человека, относящегося к той или иной привилегированной категории, должен лечащий врач или сотрудник скорой помощи. Лекарственное обеспечение каждого, кто в этом остро нуждается, – одна их важных задач современного социально развитого государства.

Лекарственное обеспечение населения

Равными возможностями и правами обладают все граждане населения в получении бесплатной лекарственной помощи. Лекарственное обеспечение необходимо абсолютно всем гражданам, так как в последнее время число тяжелых, трудноизлечимых болезней возросло, и медикаментозное лечение очень дорогое, а в некоторых случаях того или иного лекарства просто нет в стране.

Лекарственная помощь является социальным благом и может быть представлена в виде услуги или лекарственного обеспечения.

Приоритетным направлением здравоохранения Российской Федерации является повышение качества оказания медицинской помощи, которое предусматривает усовершенствование системы лекарственного обеспечения. По статистике лекарственная помощь, составляющая 70-90% врачебных назначений, является важной составной частью лечебного процесса.

Приказом Минздрава России № 66, установленным в период до 2025 года, предусматривается поэтапное решение социально-экономических задач лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации. Главной задачей является доступность лекарственных средств всем гражданам, так как на сегодняшний день только 15-20% процентов населения имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение. На пути реализации приказа стоит целый ряд проблем: отсутствие единого регистра лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях, неравномерность распределения лекарственного обеспечения по субъектам РФ, низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи.

Завершился второй этап мероприятий по реализации усовершенствования лекарственного обеспечения граждан РФ. В рамках этого этапа был осуществлен проект по модернизации бесплатного лекарственного или со скидкой обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджетов. Далее на пути осуществления стоит третий этап по 2025 годы. Он предусматривает введение на территории РФ приемлемой системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан за счет федерального и регионального бюджетов. Эти планы должны осуществляться так, чтобы не нарушить права граждан в сфере лекарственной помощи и обеспечения. Ведь лекарства являются влияющим фактором оказания медицинской помощи.

Чтобы полностью разобраться в предоставлении лекарственного обеспечения, важно знать, что же такое лекарственное обеспечение и какие категории граждан относятся к ним.

Лекарственное обеспечение - мера социальной поддержки, предоставляемая гражданам.

К категориям граждан, обязанных получать медицинское обеспечение, относятся:

- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- военнослужащие, проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- инвалиды;
- дети-инвалиды;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Средства для лекарственного обеспечения представленной категории выделяются из федерального бюджета Российской Федерации. Бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется гражданам, больным гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и тканей.

Набор социальных услуг для определенных категорий граждан определяется законом. Состав набора услуг:

1) бесплатная медицинская помощь, которая предусматривает обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с обязательным медицинским страхованием;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
3) на оплату гражданам набора социальных услуг выделяется 450 рублей в месяц. На оплату медицинской помощи 400 рублей.

Для реализации прав граждан на получение денежных выплат и получение социальных услуг ведется Федеральный регистр лиц, которые имеют право на получение бесплатной помощи. Врач выписывает лекарственные средства в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Минздравом России. В случае, если лекарственное средство не входит в перечень, но оно жизненно необходимо больному, врач согласовывает решение выписать рецепт совместно с врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения. Срок действия лекарства составляет 14 дней.

В настоящее время, в сельской местности проживает почти треть населения Российской Федерации - 27% от общего числа населения. Часто болеющему человеку из села приходится обращаться за помощью в ближайший пункт, где находится аптека или фельдшерский пункт. Это связано с тем, что ни одна коммерческая аптечная сеть не хочет открывать аптечный пункт в селе, это связано с нерентабельностью этого бизнеса, чаще всего она бывает нулевая. В селах и деревнях очень часто не хватает квалифицированного медицинского персонала, так как никто не хочет работать за низкую заработную плату и отсутствует перспектива продвижения по карьерной лестнице.

В настоящее время отсутствует закон или документ, утверждающий полноценное лекарственное обеспечение и оказание медицинской помощи в деревнях и селах. В связи с этим нет специальных мест для реализации лекарств и нет специального списка утверждающего перечень лекарственных средств, так как медицинские учреждения не спешат к проведению процедуры лицензирования. Для того, чтобы наладить продажу лекарственных средств и улучшить лекарственное обеспечение сельского населения, нужно утвердить перечень медицинских организаций, расположенных в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные пункты, утвердить перечень лекарственных препаратов, продажа которых должна производиться в аптечных пунктах, должно быть оборудовано место для хранения и продажи лекарств, провести процедуру лицензирования, организовать доставку лекарственных препаратов.

Обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте до 3-х лет происходит за счет средств регионального бюджета. Лекарственные препараты, предназначенные для выписки на льготных условиях детям включают в себя лекарственные препараты, которые могут быть востребованы при лечении детей, болеющих различными сезонными заболеваниями, не нуждающихся в постоянном приеме лекарственных средств по жизненным показаниям и не страдающих хроническими и социально значимыми заболеваниями: отхаркивающие, жаропонижающие, антибактериальные, препараты для лечения кишечных расстройств, противоаллергические, витамины и другие.

Дети, имеющие право на получение набора социальных услуг, обеспечиваются лекарственными препаратами по заявкам медицинских организаций в рамках федеральной программы «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами». Как правило, при формировании заявок по данной программе учитываются рекомендации узких специалистов: детского эндокринолога, пульмонолога, кардиолога и т.д. Назначение и выписка лекарственных препаратов на льготных условиях осуществляется детям до трёх лет врачами по международным непатентованным наименованиям строго при наличии медицинских показаний, а не по требованиям родителей согласно приказа Минздрава России №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

В заключении хочу сказать, что проблема российского лекарственного обеспечения всегда была и будет актуальна, ведь пациентов с тяжелыми заболеваниями становится больше, и, соответственно, потребность в льготном обеспечении и бесплатном оказании медицинской помощи тоже возрастает, но остается прежним перечень льготных лекарств и выделяемых средств из федерального бюджета и этого катастрофически не хватает.

Бесплатное лекарственное обеспечение

Покупка лекарственных средств может серьезно ударить по карману даже достаточно обеспеченным гражданам, не говоря уже о незащищенных слоях населения. Поэтому на государственном уровне принимаются программы, призванные поддержать малообеспеченных граждан и лиц, нуждающихся в дорогостоящем лечении, выдачей бесплатных медикаментов. О том, кому положены и в каком порядке предоставляются бесплатные лекарства, а также о последних изменениях в перечне читайте далее.

Обеспечение граждан бесплатными лекарствами осуществляется на основании закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В частности, в ст. 6-2приведен набор социальных услуг для льготников, который, помимо выдачи медикаментов, включает в себя санитарно-курортное лечение и проезд на междугородном и городском общественном транспорте.

Более подробно категории льготников и формы предоставления им лекарственных препаратов представлены в Постановлении Правительства РФ №890. Списки бесплатных медикаментов ежегодно пересматриваются и утверждаются Министерством здравоохранения РФ с обязательным опубликованием результатов на официальном сайте ведомства.

Вносить дополнения в установленный на федеральном уровне порядок вправе власти субъектов РФ.

В их полномочия входит:

• введение дополнительных категорий льготников;
• расширение перечня льготных лекарств;
• финансовая поддержка аптечных сетей, занимающихся выдачей бесплатных медикаментов;
• увеличение ассигнований для бюджетных учреждений (поликлиник, детских интернатов, домов престарелых и др.) на покупку лекарств;
• назначение льготных тарифов на коммунальные услуги для предприятий медицинской промышленности с целью снижения себестоимости их продукции.

Со всеми региональными программами можно ознакомиться на сайте администрации вашего региона.

Перечень лиц, наделенных правами на получение бесплатных медикаментов, представлен в Приложении №1 к Постановлению №890.

В него входят следующие категории граждан:

1. Участники ВОВ, в том числе инвалиды. В эту категорию входят военнослужащие, вольнонаемный состав, работники военных предприятий, партизаны и другие участники войны. Помимо лекарств, им положены бесплатные перевязочные материалы, различные медицинские изделия (моче- и калоприемники, аппликаторы, лечебные пояса и др.), зубные протезы. Лицам, получившим во время войны ранения в области орбиты глаз, дополнительно выдаются бесплатные очки для коррекции зрения.
2. Ветераны боевых действий (Афганистан, Чечня и др.). Им бесплатно предоставляются лекарства и зубные протезы.
3. Члены семей погибших участников военных действий. Льгота положена родителям и супругам погибших военнослужащих.
4. Жители блокадного Ленинграда. Могут рассчитывать как на медикаменты, так и на бесплатные зубные протезы.
5. Герои России и СССР, кавалеры ордена Славы.
6. Узники концлагерей.
7. Инвалиды 1 и 2 группы, а также несовершеннолетние дети с ограниченными возможностями. Кроме лекарств им положена помощь в виде бесплатных медицинских изделий и перевязочных материалов. Инвалидам 2 группы медикаменты выдаются только при отсутствии трудоустройства.
8. Лица, подвергшиеся радиационному облучению. Гражданам, как проживающим на загрязненных радиацией территориях, так и устранявшим последствия радиационных катастроф, положены бесплатные медикаменты и зубные протезы.
9. Дети в возрасте до 3 лет. Для детей из многодетных семей этот период продлевается до 6 лет.
10. Представители малочисленных народностей Крайнего Севера.

Получить льготные препараты могут и лица, не входящие ни в одну из перечисленных категорий, в случае наличия у них тяжелого заболевания, требующего дорогостоящего лечения.

К подобным заболеваниям относят:

• ВИЧ-инфекцию;
• ДЦП;
• онкологию;
• туберкулез;
• бронхиальную астму;
• диабет;
• рассеянный склероз;
• период восстановления после пересадки внутренних органов;
• инфаркт миокарда (только на протяжении первых 6 месяцев);
• психические заболевания и др.

Отдельные группы граждан также могут рассчитывать на скидку на приобретение лекарственных препаратов в размере 50%.

Их перечень представлен в Приложении №2 к Постановлению №890 и включает в себя:

1. пенсионеров с минимальным размером пенсии;
2. трудоустроенных инвалидов 2-й группы;
3. безработных инвалидов 3-й группы;
4. жертв политических репрессий;
5. работников тыла, имеющих стаж от 6 месяцев в период ВОВ (за исключением работы в оккупированных территориях).

Льготы на получение лекарств или приобретение их со скидкой дополнительно могут предоставляться властями субъектов РФ многодетным семьям, ветеранам труда, беременным женщинам, малоимущим и безработным гражданам.

Первоначальный перечень бесплатных лекарств был утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ №665. С тех пор он ежегодно пересматривался и дополнялся. С последней версией можно ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения РФ в разделе, посвященном департаменту лекарственного обеспечения.

В настоящее время в перечне представлены все основные группы лекарственных препаратов:

• опиоидные и ненаркотические анальгетики (морфин, фентанил, «Диклофенак», «»Кетопрофен и др.);
• антигистаминные средства («Цетиризин», «Лоратадин», «Дифенгидрамин» и др.);
• лекарства для лечения органов дыхания («Бромгексин», «Нафазолин», «Теофиллин» и др.);
• препараты для лечения паркинсонизма («Циклодол», «Бромокриптин», «Леводопа» и др.);
• противосудорожные средства (бензобарбитал, «Примидон», «Клоназепам» и др.);
• антидепрессанты и прочие препараты, направленные на лечение ЦНС («Пароксетин», лития карбонат, «Золпидем», «Циннаризин» и др.);
• лекарства от сахарного диабета («Гликлазид», инсулин аспарт, «Метформин» и др.);
• противоинфекционные и противовирусные средства («Амоксициллин», «Грамицидин С», «Эритромицин», «Арбидол» и др.);
• антигрибковые препараты («Кетоконазол», «Флуконазол», «Нистатин» и др.);
• лекарства для противопаразитарной терапии («Пирантел», «Мебендазол», «Фуразолидон» и др.);
• противоопухолевые средства («Анастразол», «Гранисетрон», «Сегидрин» и др.);
• препараты для сердечно-сосудистой системы («Валидол», «Индапамид», «Корвалол» и др.);
• лекарства для лечения ЖКТ («Омепразол», «Лоперамид», «Панкреатин» и др.);
• гормональные средства («Гидрокортизон», «Лиотиронин», «Соматропин» и др.);
• офтальмологические препараты («Бетаксолол», «Таурин», «Цитохром С» и др.);
• витаминно-минеральные комплексы (аскорбиновая кислота, калия йодид, эргокальциферол и др.);
• антисептики (хлоргексидин, йод, спиртовые растворы) и многое другое.

Всего в данный перечень входит 646 наименований. Это на 42 позиции больше, чем в прошлом году. Тенденция к расширению списка бесплатных препаратов сохранится, и он будет пополнен еще 25 наименованиями.

Среди них:

• противоопухолевые средства «Панитумумаб», «Брентуксимаб ведотин», «Афатиниб», «Афлиберцепт» и др.;
• иммунодепрессанты «Апремиласт», «Пирфенидон», «Тофацитиниб» и др.;
• лекарства для лечения ЖКТ «Месалазин», «Элиглустат», гемостатики и др.;
• гормональный препарат «Ланреотид»;
• противовирусные средства «Нарлапревир», «Долутегравир», «Дасабувир» и др.;
• лекарства от сахарного диабета «Эмпаглифлозин» и «Ликсисенатид»;
• препараты от ревматизма «Декскетопрофен», «Перампанел», «Тетрабеназин» и др.;
• офтальмологические препараты «Афлиберцепт» и «Тафлупрост»;
• другие лекарственные средства.

Прежде чем приступать к оформлению льготы, обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом по поводу наличия в льготном списке необходимых вам медикаментов либо их аналогов.

Оформление льготы на бесплатные медикаменты осуществляется в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ.

Там необходимо написать заявление и подать следующий пакет документов:

• паспорт или свидетельство о рождении;
• СНИЛС;
• документы, подтверждающие право на получение льготы.

В качестве подтверждающих документов может выступать справка об инвалидности, удостоверение ветерана боевых действий, медицинские документы, доказывающие наличие тяжелого заболевания (для онкобольных, диабетиков и др.), а также иные документы, по которым вас можно отнести к одной из льготных категорий.

После проверки достоверности поданных данных ПФР выдаст вам справку, подтверждающую право на получение бесплатных лекарств. Существует также альтернатива, позволяющая монетезировать данную льготу. Чтобы вместо бесплатных медикаментов получать денежную компенсацию, необходимо написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд и сдать вышеуказанную справку, если она выдавалась ранее.

Прежде чем направляться в аптеку за бесплатными медикаментами, необходимо в поликлинике оформить рецепт на их получение. Для этого лечащему врачу необходимо предоставить полученную в ПРФ справку, подтверждающую право на льготу.

Рецепты выписываются на специальных бланках (обычно формы 107/у-НП или 148 -1/ у-88) и, помимо лечащего врача (фельдшера), заверяются заведующим отделения. На них обязательно указывается срок действия, в течение которого нужно успеть получить лекарства.

Если в поликлинике не оказалось необходимого бланка, а приобретение медикаментов не требует отлагательств, купите их за свой счет и сохраните чеки. Позже, когда у доктора появится возможность выписать вам рецепт, по этим чекам вам смогут возместить потраченные средства.

За лекарствами нужно идти только в те аптеки, которые являются участниками госпрограммы. Информацию о подобных организациях можно получить в поликлинике. Помимо рецепта, фармацевту необходимо предъявить паспорт и медицинскую выписку, подтверждающую ваш диагноз. Если по состоянию здоровья больной не может самостоятельно посетить аптеку, получить льготные лекарства за него может любой другой человек, предоставивший все необходимые документы.

Если в аптеке не окажется нужных вам препаратов или их аналогов, вам обязаны их заказать и предоставить в 10-дневный срок. Врач, в свою очередь, должен продлить срок действия рецепта. А если рецепт был утерян, вам его обязаны выписать повторно. При этом в амбулаторной карте пациента делается пометка, а в аптеку направляется уведомление об утере документа. Эти меры необходимы для того, чтобы нашедшие рецепт не смогли им воспользоваться.

Ограничений на количество или стоимость выдаваемых бесплатно лекарственных средств не предусмотрено. Их количество и дозы устанавливаются доктором на основании диагноза пациента.

Большинство регионов России имеет собственные программы по предоставлению населению бесплатных медикаментов. Власти субъектов РФ вправе расширять федеральные категории льготников, добавляя туда малоимущих граждан и иные незащищенные слои населения. Кроме того, регионы полностью могут изменять подход к назначению льготы. Например, в Санкт-Петербурге утверждены не категории льготников, а конкретные заболевания, при наличии которых бесплатные лекарства может получить любой гражданин, независимо от его заслуг или уровня дохода.

Вправе субъекты РФ устанавливать и собственные перечни бесплатных препаратов. Они разрабатываются территориальными подразделениями Министерства здравоохранения с учетом распространенных в регионе заболеваний и возможностей местного бюджета. Наиболее обширные региональные программы по льготному обеспечению лекарствами представлены в Москве и Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Ханты-Мансийском АО.

Один и тот же человек не может одновременно быть льготником как по федеральной, так и по региональной программе. Поэтому прежде чем оформлять права на льготу, следует выяснить, на каком уровне предоставляются необходимые вам лекарственные средства.

О возможности бесплатного получения лекарств больного обязаны информировать медицинские работники. Но это происходит не всегда, поэтому за информацией можно обратиться в страховую компанию, в которой вы получали полис ОМС, а также в местные подразделения ПФР и фонда социальной защиты.

Право на региональную льготу оформляется в том же порядке, что и на федеральную. Для этого с аналогичным пакетом документов обращаются в отделение Пенсионного фонда. Выдача бесплатных препаратов также осуществляется только по рецептам врача в аптечных организациях, участвующих в региональной программе.

Цены на лекарства растут быстрее, чем доходы большей части населения. При этом многие граждане не подозревают о наличии у них возможности получения бесплатных медикаментов от государства. Врачи не всегда заботятся о том, чтобы информировать пациентов об их правах, поэтому никогда не стесняйтесь выяснять это самостоятельно.

Системы лекарственного обеспечения

Оказание медицинской помощи как амбулаторно-поликлиническим, так и стационарным больным, проведение различного рода профилактических мероприятий возможно в основном благодаря применению высокоэффективных лекарственных средств и наличию хорошо организованной системы лекарственного обеспечения.

Производством лекарственных препаратов и других изделий медицинского назначения в нашей стране занимаются около 450 производителей лекарственных средств, 80 % которых негосударственной формы собственности.

В Российской Федерации обеспечением населения и учреждений здравоохранения медикаментами занимаются около 7 тысяч оптовых структур, из которых 98 % составляют негосударственные предприятия, 16 тысяч аптек, 40 тысяч аптечных пунктов, 10 тысяч аптечных киосков, 1200 аптечных магазинов.

Многие препараты поступают в порядке закупки по импорту из ряда зарубежных стран. Связующим звеном между промышленностью, системой снабжения с одной стороны и лечебно-профилактическими учреждениями и населением по обеспечению их лекарственными веществами с другой является фармацевтическая служба, которая объединена в систему лекарственного обеспечения.

Система лекарственного обеспечения состоит из органов управления аптечной сетью и учреждений, непосредственно обслуживающих население и ЛПУ.

Качество лекарственного обеспечения

Лекарственное обеспечение является одной из важнейших составляющих оказания медицинской помощи населению и включает в себя, как уже было сказано, систему управления фармацевтической деятельностью, производство, контроль качества, оптовую и розничную реализацию и использование лекарственных средств.

Регулирующими этот сектор здравоохранения документами являются Конституция Российской Федерации, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», а также другие законодательные и нормативно - правовые акты.

Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объемах по доступным ценам и осуществляется путем развития рынка фармацевтических услуг.

Основными путями государственного регулирования в сфере лекарственного обеспечения являются:

• государственная регистрация лекарственных средств;
• лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств;
• аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;
• государственный контроль производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;
• государственное регулирование цен на лекарственные средства.

Сложившийся в настоящее время на основе действующей законодательной и нормативно - правовой базы хозяйственный механизм лекарственного обеспечения характеризуется сочетанием рыночных принципов функционирования фармацевтических организаций с мерами государственного регулирования, направленными на осуществление социальной защиты населения.

Минздравсоцразвития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти в области охраны здоровья осуществляет лекарственное обеспечение федеральных учреждений здравоохранения и в рамках целевых федеральных программ по социально значимым заболеваниям - учреждений здравоохранения регионального уровня.

В субъектах Российской Федерации лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и населения. Обеспечение доступности и адекватности лекарственной помощи населению при постоянном увеличении доли расходов на медикаменты в бюджетах здравоохранения и снижении платежеспособности населения требует принятия дополнительных мер, направленных на совершенствование механизмов государственного регулирования лекарственного обеспечения; обеспечение государственной поддержки отечественных производителей лекарственных средств; совершенствование организации обеспечения лекарственными средствами и управления фармацевтической деятельностью.

Фармацевтический рынок Российской федерации имеет ряд особенностей, которыми он отличается от рынков других товаров. К этим особенностям можно отнести широкий ассортимент лекарственных средств, длительный цикл их разработки, высокую наукоемкость, зависимость потребности в препаратах от эпидемий, стихийных бедствий, других экстремальных ситуаций.

Внедрение рыночных механизмов в фармацевтическую деятельность способствовало насыщению российского рынка широким ассортиментом лекарственных средств. Ассортимент лекарственных средств представлен 98 фармакотерапевтическими группами, 70 % объемов потребления которых приходится на 4 группы: анальгезируюшие, жаропонижающие и противовоспалительные средства (28 %), витамины (18 %), сердечно - сосудистые препараты (13 %) и антибактериальные средства, включая антибиотики, сульфаниламидные и противотуберкулезные препараты (12 %).

Отсутствие в достаточных объемах и номенклатуре лекарственных препаратов отечественного производства компенсируется продукцией, ввозимой из - за рубежа, в структуре которой преобладают расфасованные для розничной продажи лекарства (до 95 %). Значительные объемы приходятся на импорт препаратов крови, рентгеноконтрастных веществ, инсулинов, иммунодепрессантов и онкологических препаратов.

Производством лекарственных средств в России занято около 450 предприятий, организаций и учреждений различных отраслей, представляющих производственный потенциал фармацевтической промышленности России. Из них 117 предприятий фармацевтической промышленности являются основными производителями и выпускают более 2500 наименований лекарственных препаратов.

За последние годы произошли значительные изменения в сфере обращения лекарственных средств и управления фармацевтической деятельностью.

В оптовой торговле лекарственными средствами преобладают организации негосударственных форм собственности. На территории России оптовую торговлю лекарствами осуществляют около 7000 структур, из которых 700 имеют федеральные лицензии и реализуют лекарственные средства на всей территории Российской Федерации. В рейтинге 25 крупнейших оптовиков России, контролирующих 45 % рынка, имеется только 1 государственное предприятие.

Аптечная сеть представлена 16 тыс. аптек, среди которых преобладают государственная и муниципальная формы собственности (71,3 %); 40 тыс. аптечных пунктов; 10 тыс. аптечных киосков; 1,15 тыс. аптечных магазинов и магазинов оптики. При этом отмечается тенденция к увеличению объема реализации лекарственных средств населению через мелкорозничную аптечную сеть (аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины), которая в основном приватизирована.

Система управления аптечной службой представлена тремя формами: структурное подразделение в составе органа управления здравоохранением (62 %); самостоятельный орган управления при органах исполнительной власти субъектов Федерации (22 %); негосударственная организация (ОАО, ООО и так далее), на которую возложены отдельные функции государственного управления (16 %).

Несмотря на широкий ассортимент лекарственных средств, представленных на фармацевтическом рынке, доступность лекарственных средств ограничена, что обусловлено высокими ценами на медикаменты, недостатком финансовых средств у государства и низкой платежеспособностью населения. Уровень цен в значительной степени зависит от удельного веса валютной составляющей как для импортируемых лекарственных средств, так и для отечественных препаратов».

Регулирование цен на лекарственные средства в соответствии с действующим законодательством осуществляется системой торговых надбавок, которые устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Существующая система формирования цен на лекарственные средства позволяет участникам товаропроизводящей сети неоправданно завышать цены на медикаменты, что не способствует рациональному использованию бюджетных средств.

Особенно остро этот вопрос стоит в части номенклатуры жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, перечень которых утверждается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 890. Указанный перечень, включающий 394 номенклатурные позиции, из которых 47 % не производится в Российской Федерации, является основой для реализации Программы «Государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

В результате глубокого экономического кризиса резко снизилась платежеспособность населения, что привело к уменьшению спроса на импортные медикаменты. Произошло сокращение импорта лекарственных средств и медицинских изделий. Это давало предприятиям отечественной промышленности возможность увеличить объем продаж медикаментов и отвоевать у зарубежных производителей значительную долю рынка.

В первую очередь это объясняется постоянной нехваткой оборотных средств у отечественных производителей и, как следствие, невозможностью резкого увеличения, как в количественном исчислении, так и перечня выпускаемой продукции. Но с другой стороны, это результат политики многих фармацевтических предприятий, направленной на получение максимальной прибыли при минимальном вложении средств в развитие производства и, как результат - выпуск устаревшей и неэффективной продукции.

Особого внимания требует организация лекарственной помощи населению, проживающему в сельской местности. В селах работают филиалы только государственных и муниципальных предприятий, частный сектор не развивается. В населенных пунктах, не имеющих аптек, лекарственная помощь осуществляется через фельдшерско - акушерские пункты (ФАПы). С этой целью Минздравсоцразвития России рекомендует следующее: в целях улучшения доступности лекарственной помощи гражданам сельской местности целесообразно в ФАПах организовать аптечные пункты продажи населению ЛС, ИМН, а также отпуска необходимых лекарственных средств отдельным категориям граждан по рецептам врача (фельдшера), при наличии лицензии на осуществление фармдеятельности. При отсутствии экономической целесообразности или наличии причин, препятствующих организации аптечных учреждений, помощь в реализации лекарств населению может оказывать фельдшер ФАПа на основании договорных отношений с аптечной организацией.

Право на лекарственное обеспечение

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 7, 41).

Отдельные категории граждан имеют право на льготное лекарственное обеспечение.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам, включено в состав набора социальных услуг, оказываемых в рамках государственной социальной помощи.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды, участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, ряд категорий ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

При этом льготное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами предусмотрено как за счет средств выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1403 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, так и за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечни групп населения, обладающих первоочередным правом на получение региональной льготы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Этот перечень включает в себя все категории граждан, имеющих право на получение лекарственных средств по федеральной льготе.

Группы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которыми могут быть обеспечены граждане в соответствии с имеющейся льготой, утверждены Постановлением № 890.

Частью 3 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ федеральным льготникам предоставлено право отказаться от получения лекарственного обеспечения в натуре взамен на ежемесячную денежную выплату за счет средств федерального бюджета.

Полномочия по контролю за реализацией льготного лекарственного обеспечения возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. В этой связи в случае нарушения права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами гражданин вправе обратиться в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми либо в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

Лекарственное обеспечение инвалидов

По одному из дел судом было установлено, что гражданин страдает онкологическим заболеванием. Ему было проведено амбулаторное лечение путем курса химиотерапии препаратом «Кселода» в объеме 8 курсов (упаковок). Закупка лекарственных средств производилась гражданином самостоятельно за счет собственных средств. Было приобретено 6 упаковок препарата Кселода.

При этом Письмом Главный врач ГУЗ «Областной онкологический диспансер» сообщил о том, что выписка рецептов на получение данным гражданином препарата «Кселода» бесплатно не производилась в связи с отказом гражданина от обеспечения лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета в пользу денежных выплат.

По изложенным основаниям гражданину было отказано в выписке рецепта в процессе лечения. При обращении в Департамент здравоохранения Костромской области с просьбой о решении вопроса о возврате затраченных на закупку препарата «Кселода» средств этим гражданином были получены письма департамента о том, что ему не полагается бесплатного обеспечения лекарственными средствами в связи с тем, что он выбрал получение социальной услуги в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в виде денежных выплат.

Суд, рассматривая данные обстоятельства, указал, что ГУЗ «Областной Онкологический диспансер» необоснованно отказал гражданину, страдающему онкологическим заболеванием, в выписке рецептов на бесплатное получение лекарственных средств и в свою очередь Департамент здравоохранения Костромской области, также необоснованно отказал возместить затраченные ею денежные средства на приобретение лекарств, в связи с чем их действия следует признать незаконными.

Суд указал, что независимо от того, что инвалид отказался от набора социальных услуг в пользу ежемесячных денежных выплат, он имеет право на получение лекарственных средств бесплатно.

Кроме того, суд отметил, что поскольку необходимые препараты были самостоятельно приобретены гражданином., то затраченные им денежные средства в силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ являющиеся для него убытками, должны быть ему возмещены за счет средств областного бюджета (по материалам Решения Свердловского районного суд города Костромы по делу № 2-2369).

Лекарственное обеспечение детей

Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено право каждого человека на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Статьями 80, 81 Федерального закона №323-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлено, что дети до 3 лет и дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет обеспечиваются лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно в соответствии с ежегодно устанавливаемым Перечнем лекарственных средств.

Таким образом, на все назначаемые детям до 3 лет и детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет лекарства, включенные в указанный Перечень, лечащим врачом должен быть выписан рецепт на их бесплатное получение в розничной аптечной сети.

Обо всех наименованиях лекарственных средств, входящих в Перечень, граждане могут узнать на информационных стендах в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Отсутствие в общедоступных местах в лечебном учреждении такой информации является нарушением ст.79 Федерального закона № 323-ФЗ и влечет привлечение должностного лица и (или) юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.30 КоАП РФ.

Нередко врачами для лечения детей назначаются лекарственные препараты, предоставление которых бесплатно действующим законодательством не предусмотрено. В таких случаях на лечащем враче лежит обязанность информирования законного представителя ребенка о возможности получения лекарственного препарата аналогичного спектра действия, предоставляемого по рецептам бесплатно (ст.70 Федерального закона №323-ФЗ).

тема

документ Обеспечение инвалидов
документ Права инвалидов
документ Социальная поддержка инвалидов и репрессированных граждан
документ Социальная ответственность
документ Социальная политика



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты