Отходы — это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.
Рециклинг, переработка отходов, вторичная переработка - это повторное использование различных отходов. Широкое распространение получила вторичная, третичная и т. д. переработка таких материалов, как металл, пластик, бумага, стекло, ткани. Еще с древних времен применяются в сельском хозяйстве органические сельскохозяйственные и бытовые отходы.
Промышленные — твердые отходы производства, полученные в результате химических и термических преобразований материалов природного происхождения.
Отходы определенной продукции — остатки сырья, которые нельзя использовать по ряду причин и/или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не подвергающиеся утилизации.
Часть отходов, которая может быть использована в том же производстве, называется возвратными отходами. Возвратные отходы — различные остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Отходы, которые не пригодны для данного производства, но которые могут быть применены, в другом производстве называются вторсырьем.
К твердым бытовым отходам относятся следующие компоненты:
• Бумага;
• Пластик;
• Пищевые и растительные отходы;
• Различные металлы (цветные и чёрные);
• Стекло;
• Текстиль.
По агрегатному состоянию:
• твердые;
• жидкие;
• газообразные.
Класс опасности вредных веществ — условная величина, предназначенная для упрощённой классификации потенциально опасных веществ. Класс опасности отходов представляет степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду .
Влияние загрязняющих веществ на окружающую среду:
Класс опасности отхода
I
II
III
IV
V
Характеристика класса
Чрезвычайно опасные
Высокоопасные
Умеренно опасные
Малоопасные
Практически неопасные
Степень вредного воздействия опасных отходов
Очень высокая
высокая
средняя
низкая
Очень низкая
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности
Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Признаки определения класса опасности вредных веществ установлены стандартом ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности".
Согласно ГОСТу вредное вещество – вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызывать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: 1-й – вещества чрезвычайно опасные; 2-й – вещества высокоопасные; 3-й – вещества умеренно опасные; 4-й – вещества малоопасные.
Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей.
Чрезвычайно опасные вещества (1-й класс опасности). Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/куб. м – менее 0,1;Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг – менее 15;Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг – менее 100;Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/куб. м – менее 500.К чрезвычайно опасным веществам относятся: акролеин, бензапирен, бериллий, диэтилртуть, линдан озон, пентахлордифенил, ртуть, тетраэтилсвинец, трихлордифенил, этилмеркурхлорид, таллий, полоний, плутоний, протактиний, оксид свинца, растворимые соли свинца, теллур, фтороводород.
Высоко опасные вещества (2-й класс опасности). Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/куб. м – 0,1-1,0;Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг – 15-150;Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг – 100-500;Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/куб. м – 500-5000.К высокоопасным веществам относятся: атразин, бор, бромдихлорметан, бромоформ, гексахлорбензол, гептахлор, ДДТ, дибромхлорметан, кадмий, кобальт, литий, молибден, мышьяк, натрий, нитриты, свинец, селен, сероводород, силикаты, стронций, сурьма, формальдегид, фенол, фипронил, фосфаты, хлороформ, цианиды, четыреххлористый углерод, хлор, трихлорсилан.
Вещества умеренно опасные (3-й класс опасности). Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/куб. м – 1,1-10,0;Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг – 151-5000;Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг – 501-2500;Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/куб. м – 5001-50000.Умеренно опасные вещества: алюминий, барий, железо, марганец, медь, никель, нитраты, серебро, фосфаты, хром, цинк, этиловый спирт.
Вещества малоопасные (4-й класс опасности). Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/куб. м – более 10,0;Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг – более 5000;Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг – более 2500;Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/куб. м – более 50000.Малоопасные вещества: симазин, сульфаты, хлориды.
Для отходов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ установлено 5 классов опасности по степени воздействия на окружающую природную среду (ОПС):
I класс, чрезвычайно опасные: Степень вредного воздействия опасных отходов на ОПС – очень высокая.
Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
К чрезвычайно опасным отходам относятся: отходы полихлорированных дифенилов и терфенилов, полибромированных дифенилов, а также отходы веществ и изделий, их содержащих; трансформаторы с пентохлордифенилом отработанные; конденсаторы с пентохлордифенилом отработанные; конденсаторы с трихлордифенилом отработанные; шлам с содержащий тетраэтилсвинец (антидетонационные присадки и отходы, содержащие металлоорганические соединения); крезол (остатки крезола, потерявшего потребительские свойства); синтетические и минеральные масла, содержащие полихлорированные дифенилы и терфенилы, потерявшие потребительские свойства; отходы солей мышьяка в твердом виде; ртутьсодержащие изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства; ртутные термометры отработанные и брак, потерявшие потребительские свойства; отходы асбеста, асбестовая пыль и волокно и др.
II класс, высокоопасные: Степень вредного воздействия опасных отходов на ОПС – высокая.
Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
К высокоопасным отходам относятся: кабель медно-жильный освинцованный, потерявший потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные, брак (неповрежденные, с неслитым электролитом); остатки рафинирования нефтепродуктов, отходы кислых смол, кислого дегтя; щелочи аккумуляторные отработанные; кислота аккумуляторная серная отработанная; отходы хлорида меди в твердом виде; отходы солей свинца в твердом виде; опилки свинцовые незагрязненные и др.
III класс, умеренно опасные: Степень вредного воздействия опасных отходов на ОПС – средняя.
Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
К умеренно опасным отходам относятся: провод медный, покрытый никелем, незагрязненный, потерявший потребительские свойства; ацетон, потерявший потребительские свойства; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более); шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти; дизельное топливо, потерявшее потребительские свойства; авиационные, автомобильные и моторные масла, потерявшие потребительские свойства; пыль цементная; песок, загрязненный бензином (количество бензина 15% и более); песок, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более); навоз от свиней свежий; помет утиный, гусиный, куриный свежий; пыль табачная и др.
IV класс, малоопасные: Степень вредного воздействия опасных отходов на ОПС – низкая.
Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет.
К малоопасным веществам относятся: мусор строительный от разборки зданий; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); покрышки отработанные; отходы битума, асфальта в твердой форме; отходы, содержащие бронзу (в том числе пыль бронзы), несортированные; пыль черных металлов незагрязненная; отходы, содержащие чугун (в том числе чугунную пыль), несортированные; пыль гипсовая; пыль бетонная; пыль от шлаковаты; пыль кирпичная; отходы мела в виде порошка или пыли; разнородные отходы бумаги и картона (например, содержащие отходы фотобумаги); отходы рубероида; опилки разнородной древесины (например, содержащие опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит); отходы перьев и пуха; навоз от звероводческих хозяйств свежий; навоз конский свежий; навоз от мелкого и крупного рогатого скота свежий; навоз от свиней перепревший; помет утиный, гусиный, куриный перепревший и др.
V класс, практически неопасные: Степень вредного воздействия опасных отходов на ОПС – очень низкая.
Экологическая система практически не нарушена.
Состав отходов 5 класса опасности:
• скорлупа от куриных яиц;
• отходы щепы, опилки и стружка натуральной чистой древесины;
• деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины;
• отходы бумаги и картона от резки и штамповки;
• обрезь гофрокартона;
• зола древесная и соломенная;
• керамические изделия, потерявшие потребительские свойства;
• строительный щебень, потерявший потребительские свойства;
• бой строительного кирпича;
• отходы гипса в кусковой форме;
• абразивные круги отработанные, накипь котельная;
• отходы цемента в кусковой форме;
• лом чугунный, стальной, черных металлов и алюминия несортированный;
• стружка стальная незагрязненная;
• железные бочки, потерявшие потребительские свойства;
• пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства;
• отходы полиэтилена в виде пленки;
• отходы из жилищ крупногабаритные;
• мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный;
• пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные;
• отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, промышленными товарами;
• отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий;
• электрические лампы накаливания отработанные и брак; отходы изолированных проводов и кабелей.
Медицинские отходы в 2018 году
Медицинские отходы классифицируются в зависимости от того, какую опасность они представляют для населения и экологической обстановки.
Согласно СанПин 2.1.7.2790-10 медицинские отходы подразделяются на пять классов опасности:
• класс А – эпидемиологически безопасные отходы, близкие по составу к твёрдым бытовым отходам;
• класс Б – эпидемиологически опасные отходы;
• класс В – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
• класс Г – токсикологически опасные отходы;
• класс Д – радиоактивные отходы.
Класс А. К отходам этого класса относится мусор после уборки палаты, кабинета и территории, пищевые отходы, канцелярские принадлежности, упаковки, картонные коробки, мебель и инвентарь. Медицинские отходы класса А – это отходы, не имевшие контакта с биологическими жидкостями пациентов. Отходы категории А считаются безопасными, так как по составу схожи с обычным бытовым мусором.
Но стоит помнить, что пищевые отходы инфекционных и туберкулёзных отделений представляют большую опасность для человека, поэтому относятся к классу Б и требуют отличного от отходов класса А обращения.
Отходы класса А собираются в белые полиэтиленовые пакеты с маркировкой «Медицинские отходы класса А», после чего отправляются для уничтожения на полигон ТБО.
Так как медицинские отходы класса Б представляют собой эпидемиологическую угрозу, к ним применяется особый подход к сбору, хранению и утилизации.
К медицинским отходам класса Б относятся:
• инфицированные и потенциально инфицированные отходы;
• пищевые отходы из инфекционных отделений;
• материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями;
• органические операционные отходы – органы, ткани и так далее;
• патологоанатомические отходы;
• отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности;
• биологические отходы вивариев;
• живые вакцины, непригодные к использованию.
Отходы класса Б упаковывают в жёлтые пакеты и контейнеры с маркировкой «Отходы класса Б».
При работе с отходами класса Б сотрудники медицинских организаций соблюдают следующие требования безопасности:
• одноразовые пакеты и контейнеры закрепляются на специальных передвигаемых тележках;
• контейнеры для острых инструментов наполняют в течение 1-2 дней, но не более трёх суток;
• пакеты в течение рабочей смены должны заполняться не более, чем на три четверти, их вес не должен превышать 10 килограммов.
При закрытии заполненных пакетов и контейнеров из них удаляют весь воздух при помощи стяжек, специальных креплений и крышек для исключения высыпания отходов во время транспортировки и хранения. Перемещают отходы только с использованием механических средств: подъёмников, тележек и лифтов.
Утилизация отходов класса Б происходит только после дезинфекции физическими методами – пароформалиновые шкафы, паровые камеры и так далее. Когда отходный материал готов к отправке на конечный пункт утилизации, ответственное лицо заполняет сопроводительный бланк, в котором отмечает характер отходов, место сбора, дату и фамилию упаковщика.
Медицинские отходы класса В представляют серьёзную эпидемиологическую опасность, так как в эту категорию отходов входят материалы, которые контактировали с инфекционными источниками:
• материалы, находившиеся в контакте с инфекционными пациентами;
• отходы лабораторий и производств, работающих с микроорганизмами 1 – 2 группы патогенности;
• отходы тубдиспансеров и лабораторий, работающих с возбудителями туберкулёза.
Уничтожению отходов класса В обязательно предшествует их дезинфекция. Отходы собирают: в одноразовые пакеты и контейнеры красного цвета с плотно прилегающей крышкой.
Отходы складывают в комнату временного хранения. Помещение для хранения должно быть оборудовано системой вентиляции, централизованным водоснабжением и канализацией, раковиной для гигиенической обработки рук, приборами для мытья и дезинфекции контейнеров. Также здесь устанавливают бактерицидные облучатели, предназначенные для обеззараживания воздуха после вывоза отходов и влажной уборки.
Класс Г. В эту группу входят медицинские отходы 1-4 класса токсичности. Медицинские отходы класса Г – это лекарственные, дезинфицирующие и диагностические просроченные, бракованные и использованные средства. Сюда же включаются цитостатические препараты, ртутьсодержащие предметы, отходы фармацевтических предприятий, которые не подлежат дальнейшему использованию.
Отходы класса Г содержат токсические вещества:
• лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, которые не подлежат использованию;
• приборы и оборудование, содержащие ртуть;
• отходы фармацевтических производств;
• отходы от эксплуатации оборудования, транспорта и систем освещения.
Медицинская организация не проводит дезинфекцию отходов этого класса самостоятельно. Их собирают в герметичные контейнеры с пометкой «Класс Г» и доставляют на специализированное производство, где подобные отходы дезинфицируют, а затем направляют на уничтожение или для повторного использования.
Отходы этой категории собираются в одноразовую упаковку с маркировкой «Отходы класса Г». Используют упаковку чёрного цвета. Цитостатики и те отходы, которые возникают при изготовлении растворов (ампулы, флаконы и другое), дезактивируются перед сбором и обработкой. Это делается в обязательном порядке с помощью специальных средств.
Транспортировкой отходов класса Г для утилизации занимаются только специализированные компании, у которых есть лицензия на этот вид деятельности.
Медицинские отходы класса Д – опасный материал, небрежное отношение с которым может повлечь серьёзные последствия для населения и природы в целом. К классу Д относятся отходы, в состав которых входят радиоактивные изотопы. Сюда входит оборудование, приборы и вещества, использующиеся для лучевой диагностики.
Сбор, дезинфекцию и утилизацию этих отходов проводят специализированные организации с лицензией на этот вид деятельности.
Хранение отходов разных классов в одной ёмкости не допускается. Перемещать отходы вручную запрещено – используются тележки, лифты, подъёмники и автокары. Открытое хранение и контакт медперсонала с отходами классов Б, В, Г и Д вне медицинского отделения недопустимы.
Для организации работы с медицинскими отходами руководитель ЛПУ должен:
• составить и утвердить локальные нормативные акты, касающиеся работы с медицинскими отходами;
• обеспечить материально-техническую базу деятельности по хранению, транспортировке и утилизации медицинских отходов;
• организовать обучение и допуск сотрудников;
• организовать прохождение работниками ЛПУ медосмотров и инструктажей по безопасности при работе с отходами разных классов;
• организовать участок по работе с отходами категориями Б и В;
• разработать систему учёта медицинских отходов класса Б и В;
• организовать контроль соблюдения требований законодательства в сфере работы с медицинскими отходами;
• заключить со сторонними организациями договор на вывоз, дезинфекцию и утилизацию отходов медицинской деятельности.
Эти процедуры проводятся по действующей в медицинском учреждении схеме обращения с отходами. Схема утверждается руководителем учреждения.
В схеме отражается:
• процедура сбора и хранения;
• порядок вывоза;
• методы дезинфекции;
• количественное и качественное содержание;
• нормативы образования медотходов;
• расчётная потребность в таре для сбора медицинских отходов.
Кроме того, в этом документе прописываются требования безопасности для персонала и сведения о проведении инструктажа для сотрудников медицинской организации.
К работе с медицинскими отходами всех классов допускаются только совершеннолетние лица. Перед работой с медотходами сотрудники медицинских организаций проходят инструктаж по безопасности. Также сотрудники регулярно проходят медосмотры и делают прививки по календарю профилактических прививок. При работе с медотходами сотрудники надевают спецодежду и при необходимости обеспечиваются средствами индивидуальной защиты: масками, респираторами, перчатками, комбинезонами и так далее.
Медицинские отходы представляют опасность в эпидемиологическом и экологическом плане. Небрежное отношение к правилам работы с медицинскими отходами могут привести к серьёзным последствиям с риском для жизни.
Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».
Паспорт отходов 2018 года
Паспорт опасных отходов - это официальный документ организации, который фиксирует отходы по видам и классам опасности, а также содержит сведения о составе отходов, образующихся на предприятии.
Подготовка паспорта отходов обязательна для всех юридических лиц и ИП, если в их деятельности образуются отходы. Поскольку даже в обычной офисной фирме используются батарейки, аккумуляторы, энергосберегающие лампочки, то можно сказать, что готовить этот документ, по-хорошему, нужно практически всем компаниям в России.
Для того, чтобы подготовить паспорт опасных отходов, нужно понимать две главных составляющих:
1. Какие отходы образуются на предприятии.
2. К каким классам опасности относятся отходы.
После этого, необходимо правильно заполнить форму.
При заполнении формы важно аккуратно и четко распределить все отходы по классам опасности.
При необходимости - стоит посоветоваться со специалистами.
Паспорт отходов: кто должен делать?
В законодательстве указано, что паспорт отходов должны делать все организации, осуществляющие деятельность с отходами, а также предприятия, в деятельности которых образуются отходы.
Это могут быть:
- юридические лица (ООО, АО);
- индивидуальные предприниматели.
Разработанный организацией паспорт опасного отхода действует бессрочно, то есть не имеет срока действия, если отход внесен в ФККО(федеральный классификационный каталог отходов).
Если же отход не внесен в ФККО, то срок действия есть - паспорт будет действовать пока отход не будет зарегистрирован в ФККО.
После этого, нужно будет сделать новый паспорт, и тогда этот новый паспорт уже будет действовать бессрочно.
За отсутствие паспорта отходов предусмотрен штраф от 100 до 250 тыс. рублей (для юридических лиц).
Поскольку документ не такой сложный для разработки - лучше все-таки его сделать.
Обращение с отходами в 2018 году
В течение 6 лет в России на системной основе создаются условия для становления и развития качественно новой индустрии обращения с отходами производства и потребления. Заложены основы улучшения экологической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах и экологической безопасности будущих поколений. За 6 лет реализовано 30 мероприятий по ликвидации прошлого экологического вреда. Ликвидировано 4,5 млн. т. отходов I–V классов опасности. Рекультивировано и возвращено в хозяйственный оборот 49,3 тыс. га земель. Улучшены экологические условия проживания 16,5 миллиона человек.
В течение 6 лет в России на системной основе создаются условия для становления и развития качественно новой индустрии обращения с отходами производства и потребления. Заложены основы улучшения экологической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах и экологической безопасности будущих поколений.
Осуществляется переход на новую систему нормирования в области охраны окружающей среды на основе принципа применения наилучших доступных технологий (далее – НДТ). С этой целью принят Федеральный закон №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №219-ФЗ), которым предусмотрены правовые основы новой системы нормирования, государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Усовершенствован механизм взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Законом №219-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие налоговые льготы в виде возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и введение для оборудования НДТ дополнительного коэффициента амортизации 2 (вступает в силу с 1 января 2019 года).
Дополнительные стимулы для поддержки экологической модернизации, реабилитации производств и территорий, снижения негативного воздействия на окружающую среду предусмотрены в принятом Федеральном законе №404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законом, в частности:
- внесены уточнения в механизм взимания и исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе для осуществления возможности корректировки размера платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа;
- установлена возможность применения при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
- введены ежеквартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду с целью более плавного формирования доходной части бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов и минимизации кассовых разрывов.
Подготовлены и утверждены справочники наилучших доступных технологий по всем отраслям. Создан государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и уже выдано около 220 тыс. свидетельств о постановке объектов на государственный учёт. Эти объекты разделили на 4 категории опасности для окружающей среды. Из объектов I категории выбрали 300 пилотных предприятий, которые должны будут получить комплексные экологические разрешения на принципах НДТ с 2019 по 2022 год. В 2025 году эти требования распространятся на все крупные предприятия.
В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха осуществляется стимулирование полезного использования попутного нефтяного газа и снижения выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. После принятия постановления Правительства №1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» уровень утилизации попутного нефтяного газа вырос на 12%. Ведущие нефтедобывающие компании инвестировали в проекты более 266 млрд. рублей.
Определены основные механизмы охраны озонового слоя атмосферы (Федеральный закон №226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Распоряжением Правительства №2344-р сформирован механизм регулирования выбросов парниковых газов.
Системная работа ведётся в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде. Так, Федеральным законом №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О континентальном шельфе Российской Федерации” и Федеральный закон “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”» установлены требования к охране морской среды от нефтеразливов. Проведение буровых работ, транспортировка нефти теперь допускается только при наличии у компаний плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. До утверждения такого плана компании должны провести учения по ликвидации разливов нефти и получить по результатам положительное заключение от государства.
Указом Президента России №176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
Определён порядок функционирования федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, установлены механизмы рассмотрения уполномоченными органами результатов общественного экологического контроля. Созданы механизмы для граждан и общественных объединений, позволяющие информировать посредством системы органы государственной власти о несанкционированных свалках, фактах загрязнения водных объектов, незаконной вырубке лесов и других правонарушениях (постановление Правительства №1082).
Полностью завершена работа по формированию правовых основ по переходу субъектов Федерации к новой системе управления твёрдыми коммунальными отходами. Определены требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами (постановление Правительства №197). Введены дополнительные механизмы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, организация деятельности по обращению с отходами которых обеспечивает снижение негативного воздействия на окружающую среду. Определён перечень биоразлагаемых товаров и упаковки, за утилизацию которых после утраты потребительских свойств предусмотрены льготы по ставкам утилизационного сбора (распоряжение Правительства №202-р).
Важным элементом новой системы обращения с отходами, направленным на их разделение и сортировку, стало введение расширенной ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки. Законодательством введена обязанность производителей по уплате утилизационного сбора по установленным группам отходов в соответствии с утверждёнными нормативами утилизации (постановление Правительства №284). Экологический сбор впервые уплачивается в 2018 году. Введён запрет на размещение отходов, содержащих полезные компоненты, т.е. те, что могут быть использованы повторно. Вся система обращения с отходами претерпит изменения: она получит новые механизмы, которые будут соответствовать принципам ответственности производителя.
В России ежегодно образуется 5 млрд. т. отходов, из них перерабатывается 48–57%. Доля твёрдых коммунальных отходов (ТКО) составляет 10% от общего количества образования, или около 5 млн. т., из которых утилизируется 7–9%, остальное захоранивается на полигонах.
В Костромской области запущен в эксплуатацию первый автоматизированный комплекс обработки и обезвреживания отходов мощностью 200 тыс. т твёрдых коммунальных отходов в год. Из 100% входящего объёма отходов извлекается до 25–30% вторичных материальных ресурсов; порядка 20% – сырьё для производства RDF (альтернативное топливо); до 25% – производство технического компоста из органических остатков. На полигон для захоронения направляется не более 1/4 части поступившего объёма отходов, при этом лишь V класса опасности. Завод построен на основе передовых зарубежных технологий и при этом адаптирован под специфику российского мусора. Наличие типовых решений позволяет снизить сроки реализации аналогичных проектов в других регионах страны.
В настоящее время в отрасли переработки отходов реализуются крупные инвестиционные проекты также в Московской, Мурманской, Архангельской областях, Республике Татарстан.
Проводится системная работа по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Приняты изменения в федеральное законодательство в части определения порядка выявления, определения опасности объектов накопленного вреда и их ликвидации. Эти изменения вступили в действие. Федеральным законом №254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Утверждены Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (постановление Правительства №445) и Критерии категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке (приказ Минприроды России №435).
Правительство определило 24 объекта в 15 субъектах Федерации (Хабаровский край, Вологодская область, Архангельская область, Чеченская Республика, Кемеровская область, Смоленская область, Владимирская область, Республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградская область, Мурманская область, Камчатский край, Республика Крым, Краснодарский край, Ненецкий автономный округ), на которых ликвидация накопленного экологического вреда должна быть проведена в первую очередь (распоряжение Правительства №2462-р).
За 6 лет реализовано 30 мероприятий по ликвидации прошлого экологического вреда. Ликвидировано 4,5 млн. т. отходов I–V классов опасности. Рекультивировано и возвращено в хозяйственный оборот 49,3 тыс. га земель. Улучшены экологические условия проживания 16,5 миллиона человек.
Лицензия на отходы в 2018 году
С 01.01.2018 термин «сбор отходов» определен как деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. При этом ранее сбором отходов также признавалась деятельность по приему отходов в целях их дальнейшего транспортирования.
Итак, с 01.01.2018 прием отходов в целях их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, сбором отходов не является. В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли переоформлять лицензии в области обращения с отходами лицам, более не осуществляющим деятельность по сбору отходов в смысле, придаваемом действующей редакцией (от 31.12.2017) ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ)?
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).
Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1062 (далее — Положение о лицензировании), установлен исчерпывающий перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, в числе которых, в частности, следующие:
• сбор отходов I класса опасности;
• сбор отходов II класса опасности;
• сбор отходов III класса опасности;
• сбор отходов IV класса опасности.
Таким образом, лицензируемым видом деятельности в области обращения с отходами является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности — отдельные виды работ в составе лицензируемого вида деятельности.
Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.
При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии.
Как видим, в отличие от Федерального закона № 99-ФЗ Положение о лицензировании обязывает переоформлять лицензию в области обращения с отходами только в случае расширения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Следовательно, в настоящее время Положение о лицензировании не приведено в соответствие с Федеральным законом № 99-ФЗ — вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актом, регулирующим лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Технический отчет по обращению с отходами в 2018 году
Технический отчет по обращению с отходами – ежегодный документ, который составляется с целью:
а) подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
б) подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
Стоит отметить, что данный документ также называется техническим отчетом о неизменности производственного процесса и продлением лимитов на размещение отходов. А почему так? Потому что нет единого нормативного документа, регулирующий весь процесс.
Существует несколько причин, почему стоит сдавать отчетность:
1. Чтобы не получать круглые штрафы и не судится в Росприроднадзором. Например, в <Письме> Росприроднадзора № КТ-08-03-36/6068 сказано следующее:
В случае представления технического отчета позже указанного срока, расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение.
Но Письма имеют рекомендательный характер и в соответствие с нормативной правовой иерархией находятся ниже приказов. В соответствие с этим ФАС Северо-Западного округа по делу № А44-4656 принял следующее решение: "Правовых оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента не имелось, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчетов".
2. Чтобы не аннулировать срок действия проекта НООЛР, максимальный срок действия которого 5 лет, в соответствие с пунктом 12 Приказ Минприроды РФ № 50 (хотя данный вопрос является спорным, так как нет статьи, отвечающей за невыполнение данного требования).
В заключение хочу сказать пословицей: осторожность головной боли не причиняет. А также советую посмотреть судебную практику во вкладке "Штрафы".
В отношении Московской области действует свой НПА по сдаче технического отчета - Распоряжение Минэкологии Московской области N 79-РМ):
Вид организации*
Требуется продление лимитов
Критерии отнесения
Крупный бизнес
Да
Численность работающих – более 250 человек Выручка – 2 млрд. рублей и более
Средний бизнес
Нет
Численность работающих – от 100 до 250 человек Выручка – от 800 млн. до 2 млрд. руб.
Малый бизнес, крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), индивидуальные предприниматели (ИП)
Нет
Численность работающих – до 100 человек Выручка – до 800 млн. рублей
Предприятия с иностранным участием в уставном капитале
Да
Иностранный капитал более 25% — предприятия автоматически относятся к категории крупного бизнеса
Государственные организации и бюджетные учреждения (поликлиники, школы, детсады, учреждения науки, МУП, ГУП, МБУ и т.д.)
Да
Не являются субъектами предпринимательской деятельности
Некоммерческие организации (СНТ, НОУ, АНО, религиозные организации, профессиональные объединения)
Да
Не являются субъектами предпринимательской деятельности
* – Для тех видов организаций, которым не требуется продление (разработка) ПНООЛР, законом предусмотрена обязательная ежегодная подача отчета по обращению с отходами по упрощённой форме в территориальное управление Росприроднадзора (также именуется как отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства).
В соответствии с письмом Росприроднадзора № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов. При этом необходимо помнить о том, что письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.
Особые правила для Московской области. Объектам хозяйственной и иной деятельности по территории Московской области, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие региональному государственному экологическому контролю, требуется сдавать технический отчет по обращению с отходами ежегодно в срок не позднее 1 апреля (Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 79-РМ).
Продление лимитов на размещение и образования отходов включает в себя следующие этапы:
1. Сбор исходной информации для подготовки Технического отчета.
2. Подготовка технического отчета и формирование материалов для подачи в территориальный орган Росприроднадзора (например, Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу).
3. Получение подтверждения о принятии Технического отчета территориальным органом Росприроднадзора.
В законодательстве РФ не содержится требований о согласовании технического отчета, следовательно, и нет сроков его рассмотрения. Таким образом, технический отчет представляется в уведомительном порядке. Отказ территориального органа Росприроднадзора в приеме технического отчета в уведомительном порядке неправомерен.
Технический отчет составляется в соответствии с главой 3 Приказа Минприроды России N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и содержит:
1. Титульный лист.
2. Структура технического отчета.
3. Сведения о хозяйствующем субъекте.
4. Сведения о фактически образованных количествах отходов.
5. Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов.
6. Сопроводительное письмо на имя Руководителя Управления Росприроднадзора.
Также пунктом 40 Методических указаний установлен перечень документов, которые необходимо приложить к техническому отчету:
• копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
• копии договоров на транспортировку отходов, документы, подтверждающие факт передачи отходов на использование, обезвреживание, размещение;
• копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;
• копии лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.
Технический отчет по обращению с отходами составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у хозяйствующего субъекта, а второй, вместе с его электронной версией на электронном носителе предоставляется в ТО Росприроднадзора.
Плата за размещение отходов в 2018 году
Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своем бизнесе объекты, влияющие негативным образом на окружающую среду, должны за это платить. В этом материале будет рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году.
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ЕНВД, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды.
Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:
• отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
• отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
• есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год.
Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзор на основании Постановления Правительства РФ № 995 контролирует расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году и ее своевременное перечисление в федеральный бюджет.
Обращаем ваше внимание, что старый порядок расчета платежа перестал действовать (Постановление правительства РФ № 913 отменило постановления № 1219 и № 344, где содержались правила расчета).
Ставки за загрязнение окружающей среды на 2018 год утверждены Постановлением Правительства РФ N 913 в последней редакции.
Тарифные ставки установлены в зависимости от категорий выбросов загрязняющих веществ:
• за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
В постановлении № 193, в последней редакции содержится 159 наименований загрязняющих веществ для данной категории.
Приведем наиболее часто встречающиеся в производстве:
Название загрязняющего вещества
Ставка в рублях (за тонну)
Азотная кислота
35.1
36.6
Ртуть и ее соединения (кроме диэтилртути)
17492.5
18244.1
Аммиак
133.1
138.8
Серная кислота
43.5
45.4
Сероводород
657.9
686.2
Бенз(а)пирен
5247490.6
5472968.7
В постановлении № 193, в последней редакции содержится 159 наименований загрязняющих веществ выбросы которых происходят в водные объекты, приведем наиемнование наиболее часто встречающихся в производстве.
Название загрязняющего вещества
Ставка в рублях (за тонну)
Алюминий
17630.7
18388.3
Берилий
1900943.1
1983592.8
Аммиак
14105.6
14711.7
Бенз(а)пирен
70523113
73553403
73553407
«Тарифы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности в 2018 году»:
Класс опасности отходов
Ставка в рублях (за тонну)
I класс опасности (чрезвычайно опасные)
4643.7
II класс опасности (высокоопасные)
1990.2
III класса опасности (умеренно опасные)
1327
IV класс опасности (мало опасные)
663,2
перерабатывающей промышленности
40.1
добывающей промышленности
1.1
прочие
17.3
С 17 марта 2017 года начали работать новые правила исчисления и взимания Платы за НВОС, утвержденные постановлением Правительства РФ № 255 (далее Правила).
Теперь для определенных случаев разработаны формулы расчета платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов:
• при отсутствии разрешений на выбросы (сбросы) вредных веществ; (п.17-21 Правил);
• при отсутствии документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение(п.17-21 Правил);
• в др. случаях (п. 12-16, 22 Правил).
Срок уплаты за загрязнение окружающей среды в 2018 году — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал 2018 года платеж не нужно перечислять.
Авансовый платеж за каждый квартал 2018 года = 1/4 от суммы платы за предыдущий год.
Приведем пример. Сумма оплаты за 2018 год составила 170 000 рублей.
На основании пункта 3 статьи 16.4 Закона о№ 7-ФЗнужно перечислить авансовые платежи в таком размере в следующие сроки:
• за 1 квартал — не позже 20 апреля 2018 года — 42 500 рублей;
• за полугодие — не позже 20 июля 2018 года — 42 500 рублей;
• за 9 месяцев — не позже 20 октября 2018 год — 42 500 рублей.
На основании п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год должна быть перечислена в бюджет не позже 1 марта 2018 года.
Такой порядок оплаты приводил к переплатам налога.
Согласно поправкам в Закон № 7-ФЗ, вступающим в действие с 01.01.2018 года, ИП или организации, обязанные ежеквартально вносить плату за НВОС, вправе выбирать, каким из трех способов рассчитывать и оплачивать размер квартального авансового платежа:
1. 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
2. 1/4 части суммы платы за НВОС, исчисленной исходя из установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
3. Равном сумме платы за НВОС, исчисленной за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных производственного экологического контроля.
В декларации о плате за НВОС нужно будет указать, какой из трех способов расчетов и оплаты выбран ИП или организацией.
В 2018 году уплатить авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду нужно в такие сроки:
• за 1 квартал — до 20 апреля 2018 года;
• за полугодие — до 20 июля 2018 года;
• за 9 месяцев — до 20 октября 2018 год.
А общую сумму платы за 2018 года за загрязнение окружающей среды за минусом авансовых платежей необходимо внести до 1 марта 2019 года.
Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды в 2018 году следует составлять так же, как и поручения на уплату налогов (страховых взносов) — то есть, по общим правилам. Учтите, что сумму оплаты необходимо перечислять в банк одним платежным поручением на счета территориальных управлений Федерального казначейства. Об этом говорится в письме Минфина России № 03-06-06-04/1.
Заполняя платежные поручения, укажите КБК Росприроднадзора, который является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России № 65н).
Таким образом, в 2018 году КБК для уплаты следующий: 048 1 12 010х0 01 6000 120, где X — вид загрязнения окружающей среды.
Приводим КБК в виде таблицы:
Название платежа
КБК в 2018 году
За выбросы в водные объекты
048 1 12 01030 01 0000 120
За размещение отходов производства и потребления
048 1 12 01040 01 0000 120
За выбросы в атмосферу стационарными объектами
048 1 12 01010 01 0000 120
За другие виды негативного воздействия на окружающую среду
048 1 12 01050 01 0000 120
Также напомним, что в связи с передачей администрирования страховых взносов ФНС, в 2018 году изменились некоторые КБК.
В завершении добавим, что если у организации (или ИП) нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, то им не нужно ни проходить регистрацию в Росприроднадзоре, ни платить за мусор.
Твердые коммунальные отходы в 2018 году
С 2018 года за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) на полигонах будет взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Нововведение связано с изменением федерального законодательства. В связи с этим региональная энергетическая комиссия пересмотрела тариф на захоронение ТКО на полигонах. Вновь утвержденный тариф имеет предельное значение. Изменение коснется только тех полигонов, где отсутствует сортировка вторсырья.
В Минэкологии края подчеркнули, что плату за обращение с отходами можно существенно сократить, понизив его класс опасности. Добиться этого можно путем организации раздельного сбора отходов от населения, как многоквартирных домов, так и частного сектора.
Коммунальные отходы перед захоронением выгоднее сортировать. Несортированное вторсырье имеет 4 класс опасности, оно долго разлагается и наносит серьезный ущерб окружающей среде. Селективный сбор отходов позволяет не только перерабатывать вторсырье – пластик, стекло, бумагу, но и отделять пищевые отходы, которые характеризуются как пятый класс опасности, что, соответственно, удешевляет их захоронение на полигоне. Мы должны пересмотреть свое отношение к вопросам обращения с ТКО, не захоранивать отходы по старинке, а научиться их сортировать. Кроме того, что из отходов можно извлекать прибыль, необходимо еще заботиться о сохранении окружающей среды.
В настоящее время в министерстве экологии края началась работа с муниципальными образованиями, предприятиями и управляющими компаниями с целью минимизации затрат населения на сбор и вывоз ТКО.
Переработка отходов в 2018 году
Новые мощности для переработки отходов предстоит в самое ближайшее время создать и России — и тут Китай уже ни при чем. Трафик российского мусора в КНР существует, но только из дальневосточных регионов, а объем поставок не самый значительный. Истинная причина в том, что со следующего года в России заработает принципиально новая система управления отходами. Она должна стать драйвером создания современной, отвечающим экологическим стандартам инфраструктуры по сортировке, переработке и утилизации мусора, практически отсутствующей сегодня на внутреннем рынке. Заработает эта система, похоже, в форсированном режиме. Путь, на который Европе потребовалось 20 лет, планируется пройти чуть ли втрое быстрее: согласно ожиданиям властей, к 2030 году уровень утилизации отходов должен составить 60%.
Переработка мусора стал темой дискуссии в рамках Петербургского экономического форума (ПМЭФ) на сессии «Экономика замкнутого цикла: российская модель и зарубежный опыт».
Ежегодно в России образуется, по разным оценкам, от 40 до 60 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Каждый из нас, жителей страны, в год создает почти полтонны мусора. Большая часть мусора с учетом отходов промышленного сектора — свыше 5 млрд. тонн — сегодня отправляется на свалки и полигоны без какой-либо сортировки и обезвреживания. При этом «вторую» жизнь после утилизации обретает лишь несколько процентов всех отходов.
Здесь нет ничего удивительного: развивать переработку мусора в России сегодня невыгодно. Основной доход в отрасли формируется на этапе транспортировки ТБО от коммунального бака до полигона, в том числе по серым схемам. Еще недавно в стране просто не было жестких правовых актов, регламентирующих правила захоронения отходов. Минимально отвечающие современным требованиям полигоны появились 10-15 лет назад. Для сравнения, первый завод по предварительной сортировке мусора заработал в США в 1895 году. До этого российский мусор нередко складировали на не предназначенных для этого территориях, что обернулось серьезной экологической угрозой — полигонами формата подмосковного «Ядрово», к сожалению, успело обзавестись большинство регионов страны. В Челябинске, например, власти вынуждены в экстренном режиме справляться со свалкой размером с многоэтажный дом в самом центре города.
Сейчас появляется есть надежда, что действовать по принципу «собрал, вывез, закопал» больше не получится. С 2019 года в каждом регионе страны заработают единые региональные операторы коммунальных отходов. Под их контроль на ближайшие десять лет перейдет весь комплекс обращения с отходами: начиная со сбора и транспортировки и заканчивая обезвреживанием с последующим захоронением. Транспортные компании получат оплату своих услуг, лишь отгрузив отходы на легальный полигон или сортировочный комплекс.
Но самое главное: именно региональные операторы возьмутся за решение ключевых для каждого региона проблем в управлении отходами — от рекультивации устаревших полигонов до запуска новых сортировочных и перерабатывающих мощностей. Все это должны реализовать в рамках инвестпроектов и программ. Выбор оператора должен проходить на конкурсной основе, причем для каждого региона программа преобразований и реформ будет максимально зависеть от местных особенностей. Можно будет выбрать способ сортировки, обезвреживания отходов и другие детали. По сути, на рынке обращения с отходами наконец-то появятся игроки, которые будут отвечать за свою зону или свой регион целиком.
Ситуация на отечественном рынке переработки мусора и вызовы, с которыми сталкиваются его участники, не уникальны. Еще каких-то двадцать лет назад в Германии не было общепринятой практики раздельного сбора мусора. В Греции в переработку шло лишь 20% отходов. Даже сегодня в Европе проблема нелегальных захоронений отходов существует: ежегодно более 3 млн. автомобилей там «пропадают», а не перерабатываются.
Другое дело, что реформа мусорной отрасли России должна была заработать, а соответствующий федеральный закон №458 был принят двумя годами ранее. Власти отложили реформу из-за неготовности регионов и отсутствия необходимых подзаконных актов. Предполагалось, что к началу мая этого года все субъекты в стране выберут региональных операторов по обращению с отходами, однако по состоянию на 11 мая семь регионов, среди которых Москва, Пермский край и Республика Татарстан, даже не приступили к выборной процедуре. В 26 регионах конкурсные процедуры только объявлены, а по состоянию на 8 мая в 18 регионах не утверждены региональные программы в области обращения с отходами. С отстающими теперь предстоит разбираться федеральному правительству. При этом в Минприроды считают, никаких законодательных препятствий для перехода на новую систему обращения с отходами не существует.
Возможно, сдерживающим фактором в развитии, казалось бы, стройной системы обращения регионального оператора с отходами остается размер инвестиций. Эти инвестиции неизбежно понадобятся для запуска современной перерабатывающей инфраструктуры. В Великобритании, к примеру, строительство системы мусороперерабатывающих предприятий потребовало сотни миллионов фунтов стерлингов инвестиций, при этом страна не достигла и 50% уровня переработки отходов. Избежать трат точно не получится: инфраструктурные инвестиции станут практически обязательным условием для начала работы оператора ввиду крайней степени изношенности и неразвитости существующих мощностей.
В среднем строительство современного полигона в России может стоить от 0,8 млрд. до 1,5 млрд. рублей, сортировочные линии увеличат инвестиции до 2,5 млрд. рублей. В целом объем всего инвестиционного рынка в России приближается к 350 млрд. рублей. Конечно же, проблемой может стать и растянутая во времени окупаемость перерабатывающих предприятий — по моей оценке, она составляет минимум 10 лет. Если оставить за скобками проекты по сжиганию мусора, которые являются отдельным видом бизнеса, то наиболее интересными и рентабельными будут оставаться проекты по сортировке коммунальных отходов при наличии объемов в 150 000–200 000 тонн мусора в год. В случае с автоматической линией сортировки для достижения рентабельности необходим ежегодный поток отходов в 300 000-500 000 тонн ежегодно.
Региональные операторы будут работать в том числе за счет корректировки тарифов для конечных потребителей. Конечно, итоговые значения, которые увидят граждане в квитанциях квартплаты, приходящих им ежемесячно, будут зависеть от накопившихся в регионе экологических проблем. Степень их серьезности и определит объем необходимых инвестиций со стороны оператора. В среднем общая сумма для конечного потребителя вырастет в пределах 5%. Важно понимать, что для того чтобы создать практически с нуля отрасль обращения с отходами, приходится периодически поднимать тарифы — это нормальная практика, так как в абсолютных величинах рост платежей по мусору незначителен и не превышает рост по другим коммунальным услугам, который может быть на 3-5% больше.
Но тарифная составляющая будет далеко не единственной возможностью ускорить возврат инвестиций — операторы рынка сегодня рассчитывают на поддержку со стороны государства. Такой подход на мировом рынке считается общепринятым. Например, строительство завода по переработке мусора в Болгарии на 84% финансировалось Евросоюзом на безвозмездной основе. Власти Уэльса готовятся потратить 15 млн. фунтов стерлингов на улучшение местной системы сбора мусора. Буквально на днях Европейский банк реконструкции и развития принял решение о выделении кредита на 8 млн. евро муниципалитету Улан-Батора для развития системы городского управления отходами.
В России источником дополнительной маржи для участников рынка мусоропереработки могут стать утилизационные нормы, предусмотренные государством для производителей и импортеров товаров и упаковки, требующих переработки. Региональный оператор ТБО сможет брать утилизацию этих товаров на себя — вместо производителя и за счет производителя. По лизинговым программам для малого и среднего бизнеса будет доступна спецтехника, на которую в случае с сортировочным комплексом приходится до 70% вложений.
Но станут ли дотации на переработку и утилизацию мусора в России драйвером развития отрасли, пока неясно. Фактически механизм есть — финансирование на создание объектов по обработке и утилизации отходов будет осуществляться за счет экологического сбора. В этом году Челябинская область даже получила деньги на строительство мусороперегрузочной линии, но открытым остается вопрос относительно системности и объема такой поддержки. Так, в рамках расширенной ответственности производителей товаров и упаковки было собрано лишь около 1,2 млрд. рублей. А в 2018 году на создание объектов по переработке и сортировке отходов в регионах России Минприроды направило 1 млрд. рублей.
В масштабах софинансирования региональных программ по обращению с отходами суммы крайне незначительные. При этом до сих пор порядок принятия решений о выделении этих денег в субъекты четко не определен, как и не определена возможность направления этих средств региональным операторам, которые в основном и представляют частный бизнес. Опять же, на получение данного финансирования регионы смогут рассчитывать лишь после утверждения программ по обращению с отходами.
Конечно, доход оператору может обеспечить утилизация отходов с последующей реализацией вторичного сырья. Сегодня в стране большинство операторов перерабатывает лишь 5-10% получаемых ими отходов, в то же время доля ценного сырья в мусоре составляет как минимум 40%. Именно извлечение из мусора полезных фракций и производство из них готовых изделий и товаров — как показывает мировой опыт — не только привлекательно с точки зрения бизнеса, но и все более необходимо для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Вот только сейчас вторичная переработка отходов остается в России самым «узким местом»: по оценкам Торгово-промышленной палаты, общая мощность пунктов переработки вторичных материальных ресурсов в России составляет менее 60 тыс. тонн в год. Это всего 0,1-0,2% от общего количества мусора, перерабатываемого в России.
Журнал учета отходов 2018 года
Первичный документ отчетности, в который должны ежеквартально заноситься и обновляться данные об утилизируемых организацией объектах, называется журналом учета образования и движения отходов. Без этого документа ИП, ООО или любую другую форму юридического лица (частную или государственную) ждут ощутимые штрафы от Роспотребнадзора, экологов и других контролирующих организаций.
Причем если у компании несколько подразделений, размещенных в разных местах (с территориально разным размещением мусора), то журнал обязано вести каждое отделение. Бумага очень удобна для взаимодействия с ЭбиРП.
Ответственные за учет в отношении мусора (которые должны прописываться в соответствующих приказах) назначаются руководителем. В их ведении и под их ответственностью все моменты, касающиеся организации хранения, утилизации, передачи третьим лицам отходов организации.
Чаще всего это одно МОЛ (материально ответственное лицо). Иногда назначаются его заместители для непредвиденных случаев.
Обучение сотрудника, его инструктаж и введение в курс дела по отношению политики компании с отходами является неотъемлемой частью всего процесса. Причем процесс прохождения обучения тоже должен быть отражен в документации учреждения.
Основываясь на этой бумаге, можно рассчитать плату за утилизацию отходов организации (об этом упоминается в письме Ростехнадзора N 04-09/673).
Контролирующие организации также обращают особое внимание на соблюдение лимитов размещения отходов.
Как фактическое соответствие, так и отображение записей в журнале не должны их превышать. Иначе дальнейшее размещение в тот же временной период будет считаться сверхлимитным.
Также цель журнала в следующем:
• Статистическом анализе внутри организации. Зная, сколько отходов фактически хранится или утилизируется, можно разрабатывать нормативы.
• Помощи работнику в составлении ежегодной экологической отчетности.
• Вспомогательной функции при ежегодной инвентаризации.
• Отражении объема оплаты промышленных и других производственных предприятий за негативное влияние на окружающую среду.
• Предоставлении данных для всероссийской Госстатистики.
Для составления отчета материально ответственному лицу, помимо этого журнала, потребуется схема местности, на которой предполагается хранение этого вида объектов (сроки отдельно прописаны для каждого вида и класса отходов). Также на этой схеме отмечаются места размещения и данные о конкретной единице.
Это могут быть:
• число контейнеров;
• вид и класс отходов;
• ФИО ответственных лиц.
Как только продукты переработки (мусор) фактически поступают в место хранения или предполагается их вывоз и утилизация сторонней организацией, данные об этом факте должны быть внесены в журнал.
На месте передача подтверждается актом или накладной, но последние никак в журнале не прописываются.
Ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает, что начисление штрафа возможно в случаях:
• Когда журнал образования и движения отходов не ведется ни в одной из форм (электронной или бумажной).
• Когда нет паспортов на опасные виды отходов.
• В организации нет утвержденных нормативов образования отходов (они не соблюдаются) либо нет лимитов на их размещение.
• Не предоставлена отчетность формы 2-ТП. Она носит название «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Если для частных лиц штрафы за подобные нарушения минимальны – 1-2 тыс. руб., то для должностных лиц сумма многократно возрастает: может составлять до 300 тыс. руб. А если в подобных нарушениях доказана виновность юридического лица, то административная ответственность выражается штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
В верхней части журнала содержится информация об утверждении бумаги Приказом Минприроды №721. Затем идет название организации или его подразделения (для каждого из подразделений бумага создается индивидуально). Справа указываются сведения, за какой квартал и год создается документ.
Продолжает описание табличная часть журнала. Она состоит из таких столбцов:
• Наименование видов отходов.
• Код по ФККО.
• Наличие сохраненных или предназначенных для переработки отходов на начало квартала.
• Те же данные на конец квартала.
• Информация о приеме объектов.
• Данные о том, осуществлялась ли передача отходов и в каком объеме для каждого класса. Также должно учитываться, кому конкретно передаются отходы и для каких целей: использования, обезвреживания, хранения или захоронения.
В графе «Наименование видов отходов» обязательно должен быть отмечен класс отходов по степени опасности.
Первый класс – самый опасный мусор, содержащий ртуть или тяжелые металлы. Далее с четвертого по пятый идет утиль по убыванию его опасности.
Самый неопасный мусор – пятого класса. К нему относятся неработающие лампы накаливания, бумага, картон, незагрязненные резиновые изделия (если есть хотя бы частичное загрязнение, то они подходят к другому классу), словом, бытовые отходы офиса. Это самый распространенный класс мусора, но обозначать его раздел также необходимо.
После перечисления в конце листа обязательна подпись ответственного исполнителя с расшифровкой и дата заполнения.
Предусмотрено ведение журнала как в электронном, так и в печатном виде. Если выбран второй вариант, то на каждом его листе обязательно наличие двух подписей: ответственного лица и руководителя. Без второй подписи документ будет недействительным.
Каждый новый лист документа подшивается к предыдущим сверху. Так проверяющий может в любой момент увидеть свежую информацию. Причем обновляться данные должны минимум 1 раз в отчетный квартал. В идеале лист журнала заполняется при каждом фактическом действии с отходами любого класса.
Утилизация отходов в 2018 году
Со следующего года россияне увидят в своих платежных квитанциях за предоставление коммунальных услуг новый пункт – плата за вывоз и дальнейшую утилизацию твердых отходов. Иными словами, за то, что регулярно вывозится мусор, российские домовладения должны будут доплачивать. Собираются внедрить вывоз мусора по квитанциям в 2018 году. А, если быть точнее, то уже с 1 января должны будут функционировать обновленные платежные квитанции.
Смысл нового закона в том, чтобы каждый регион принял региональные программы, направленные на обращение с твердыми коммунальными отходами: на первом этапе – сбор и вывоз мусора, затем обработка и утилизация или обезвреживание и захоронение.
Изменения в этой сфере помогут создать все необходимые условия для продуманной подготовки и эффективного перехода к новым правилам регулирования обращения с мусором. Благодаря новому порядку будут предотвращены беспочвенные административные наказания и штрафы, а также, исключается вероятность банкротства (по вине государства) лиц, которые управляют многоквартирными жилыми домами.
Напомним, поставить новой строкой в платежке «вывоз мусора» собирались еще 1 января 2017 года. Однако незадолго до конечного срока в правительстве пересмотрели временные рамки и отсрочили внедрение нового законопроекта до 1 января 2018 года. Связано это с опасениями депутатов, что неоправданная спешка с изменениями в процессе сбора, вывоза и утилизации мусора создаст предпосылки для окончательного срыва выполнения данного вида деятельности в надлежащем качестве.
Нельзя сказать что эта новость станет неожиданной — утвержденный правительством РФ новый законопроект должен был вступить в силу еще 1 января. Однако регионы не были готовы к столь стремительным переменам и нововведениям, поэтому переподготовку и внедрение прочих изменений перенесли сперва на 1 января 2017 года, а затем отсрочили еще на год.
На сегодняшний день графа «вывоз мусора» идет не отдельной строкой, а негласно содержится в тарифе «содержание и ремонт жилого фонда». Подобный платеж может либо устанавливаться органами местного самоуправления, либо утверждаться голосованием на собрании собственников, по сговору с транспортной компанией, которая и вывозит твердые отходы.
СМИ пугают звонкими заголовками о введении налога за мусор, который вынесут отдельной строкой в платежке за коммунальные услуги. Но, как говорилось выше, мы уже выплачиваем определенную сумму за то, что наш мусор собирают и вывозят, а затем утилизируют согласно всем правилам, дабы не навредить экологии планеты.
С нового года тариф «за мусор» станет чисто коммунальной услугой. С 1 января 2018 года устанавливать тариф за вывоз твердых коммунальных отходов будут не органы местной власти или сами собственники на общем собрании, а специальные региональные операторы по обращению с мусором.
Авторы нового законопроекта подразумевают, что каждый регион выберет своего оператора, следовательно, для всех жителей региона плата за сбор, вывоз и утилизацию отходов будет одинаковой.
Сейчас россияне оплачивают строчку в платежной квитанции «содержание и ремонт жилья», где уже просчитан вывоз мусора. Если вычислить эту составляющую из общего счета, то получится, что за вывоз твердых отходов мы платим по 2,5 рубля с каждого квадратного метра квартиры. Правда, кое-где сумма может незначительно увеличиться по велению управляющей компании.
В правительстве заверяют, что со вступлением изменений в законную силу плата за сбор, вывоз и утилизацию мусора никоим образом не повлияет на общую цену в коммунальной квитанции. Что может оказать влияние, и, по всей видимости, так и будет, на размер цены платежки, так это ценообразование, затрагивающее обычные коммунальные тарифы, такие как газ, свет, вода и отопление.
Итак, с 2018 года начнут действовать следующие правила, изменения и нововведения, которым нужно следовать неукоснительно:
1. Услуга по сбору, вывозу и утилизации мусора «идет» отдельной строкой в платежке.
2. Тариф рассчитывается по нормативу отходов на одного человека, а также по нормативу, который устанавливает региональный оператор.
3. Региональный оператор заключает договор сроком на 10 лет со всеми собственниками квартир и организациями, заведующими жилыми фондами.
4. Собственники и жильцы имеют право оплачивать за вывоз мусора напрямую региональному оператору.
5. Те дома, где отходы вывозят на основании государственного контракта, не включаются в перечень обязывающихся заключать договор с региональным оператором.
Наряду с законопроектом, направленным на изменение правил обращения с твердым коммунальным мусором, в Госдуму внесли и законопроект, рассматривающий включать объекты, где размещаются бытовые отходы, в список объектов, подразумевающих изымание земли под государственные нужды.
К объектам хранения мусора относят:
• свалка;
• мусороперерабатывающий комбинат;
• полигон;
• мусоросжигающий комбинат;
• другие места хранения и захоронения отходов.
Депутаты настаивают на необходимости строительства новых объектов под отходы. По их словам, на сегодняшний момент это животрепещущая и весьма актуальная ситуация, в виду переполненности уже существующих полигонов и свалок.