Управление финансами

документы

1. Путинские выплаты с 2020 года
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году
11. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года
12. Компенсация за летний отдых ребенка в 2020 году

Управление финансами
О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Отходы 2020

Отходы 2020

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Отходы 2020

Советуем прочитать наш материал Отходы, а эту статью разбиваем на темы:

Не забываем поделиться:



1. Форма 2-ТП отходы 2020 года
2. Обращение с отходами в 2020 году
3. Отчет об обезвреживании и размещении отходов в 2020 году
4. Плата за отходы в 2020 году
5. Паспорта отходов в 2020 году
6. Классификатор отходов 2020 года
7. Утилизация отходов в 2020 году
8. Отходы ТКО в 2020 году
9. Отходы ТБО в 2020 году
10. Медицинские отходы в 2020 году
11. Закон об отходах 2020 году
12. Технический отчет по отходам в 2020 году
13. Декларация по отходам в 2020 году
14. Классы опасности отходов в 2020 году
15. Лимиты на размещение отходов в 2020 году
16. КБК за размещение отходов в 2020 году
17. Переработка отходов в 2020 году
18. Отходы запрещенные к захоронению в 2020 году
19. Учет отходов на предприятии в 2020 году

Форма 2-ТП отходы 2020 года

В 2020 году вводится в действие новый бланк отчета 2-ТП (отходы). Приказом Росстата № 766 утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании размещении отходов производства и потребления» (далее – форма № 2-ТП (отходы)), которая вводится в действие с отчета за прошлый год. Срок предоставления формы № 2-ТП (отходы) – 1 февраля или 15 марта, в зависимости от того, кому отчет сдается.

Новую форму № 2-ТП (отходы) предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональные операторы), операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (операторы). Мы разобрались во всех тонкостях и предлагаем вам пошаговую инструкцию.

Форму 2-ТП (отходы) сдают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

Это следующие компании и предприниматели:

• Образующие отходы,
• Предоставляющие место для накопления и хранения отходов,
• Осуществляющие прием вторсырья для переработки или обезвреживания, транспортировку,
обработку и утилизацию отходов.

Если у организации есть обособленные подразделения, то придется заполнить отчет отдельно по каждому подразделению и по головной организации без учета подразделений. Обособленным подразделением считается филиал, представительство и стационарное рабочее место, созданное на срок более двух месяцев.

Филиалы и представительства иностранных компаний, которые осуществляют перечисленные выше виды деятельности, тоже отчитываются по форме 2-ТП (отходы).

Срок сдачи указан в самом бланке отчета, на титульном листе. Компании сдают форму 2-ТП (отходы) по итогам календарного года.

Срок сдачи 2-ТП (отходы) за прошлый год:

• 1 февраля 2020 года, если отчет отправляется в территориальный орган Росприроднадзора,
• 15 марта 2020 года, если отчет направляется непосредственно в Росприроднадзор.

Несмотря на то, что форма статистическая и утвердил ее своим приказом Росстат, получателем отчета является не он, а территориальный орган Росприроднадзора. Сдать отчет можно как в бумажном, так и электронном виде.

За опоздание или ошибки в отчете компании или предпринимателю придется заплатить штраф по ст.13.19 КоАП РФ:

• Для руководителя компании предусмотрен штраф до 20 000 рублей,
• Для юридического лица сумма штрафа достигает 50 000 руб. при первом нарушении, и до 150 000 руб., если нарушение допущено повторно.

Бланк отчета утвержден Приказом Росстата № 766. Новый бланк содержит изменение в третьем разделе. Раньше в нем справочно приводились три показателя:

1. Количество эксплуатируемых объектов захоронения отходов,
2. Количество объектов захоронения отходов, не отвечающих установленным требованиям,
3. Площадь всех объектов захоронения отходов.

Теперь это полноценный раздел, включающий девять строк. По сути, это те же три основных показателя, но уже не справочно и с более глубокой детализацией.

Порядок заполнения формы 2-ТП (отходы) утвержден Приказом Росстата № 766. Заполняйте форму 2-ТП (отходы) по шагам.

Укажите регистрационные данные организации или предпринимателя на титульном листе.

Поле «Наименование отчитывающейся организации» заполняйте так:

• Организации указывают свое полное наименование, рядом в скобках – краткое наименование,
• Обособленные подразделения указывают свое наименование и название головной компании,
• ИП указывают свои полные фамилию, имя и отчество.

В поле «Почтовый адрес» укажите наименование субъекта РФ, обязательно укажите почтовый индекс. Если юридический и фактический адрес не совпадают, указывать нужно почтовый адрес.

В табличной части укажите характеристику отходов, их количество, способы и результаты работы с отходами.

Заполните столько строк, сколько видов отходов обрабатывает ваша компания. Наименование и коды видов отходов берите из классификатора, утвержденного приказом Росприроднадзора №242. Каждый вид отходов вносите в новую строку, по возрастанию класса опасности.

Количество отходов округляйте до целых тонн:

• Для отходов четвертого и пятого класса – до одного знака после запятой,
• Для отходов первого, второго и третьего класса – до трех знаков.

В разделе 1 компании проставляют данные о массе отходов в графах с 1 по 18 согласно наименованию. Если операция не производилась, то ставят 0.

Номера строк нумеруются, начиная с 1 и далее по порядку:

• Графа 1 - сумма отходов на начало отчетного периода;
• Графа 2 - отходы, образовавшихся в течение отчетного года;
• Графа 3 - отходы, поступившие от контрагентов;
• Графа 4 - отходы, поступившие по импорту из других государств;
• Графа 5 –обработанные отходы;
• Графа 6 - утилизированные отходы;
• Графа 7 - утилизированные отходы с целью повторного применения;
• Графа 8 - отходы, предварительно прошедшие обработку в целях последующей утилизации;
• Графа 9 - полностью обезвреженных отходы;
• Графа 10 - твердые коммунальные отходы, переданные региональному оператору;
• Графа 11 - отходы, переданные другим компаниям для обработки;
• Графа 12 - отходы, переданные другим компаниям для утилизации;
• Графа 13 - отходы, переданные другим компаниям для обезвреживания;
• Графа 14 - отходы, переданные другим компаниям для хранения;
• Графа 15 - отходы, переданные другим компаниям для захоронения;
• Графа 16 - отходы, направленные на хранение на объектах компании;
• Графа 17 - отходы, захороненные на объектах компании;
• Графа 18 - количество отходов на конец отчетного года. Показатель определяется таким образом: к сумме количества отходов на начало отчетного года прибавляется сумма образовавшихся и поступивших отходов в течение отчетного года от других компаний, затем вычитается количество утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов на объектах компании, а также переданных отходов другим компаниям в течение отчетного года.

Контрольные формулы для проверки новой формы 2-тп отходы:

1. гр. 3 >= гр. 4 - по всем строкам;
2. гр. 1 + гр. 2 + гр. 3 >= гр. 6 + гр. 9 + гр. 10 - по всем строкам;
3. гр. 6 >= гр. 7 - по всем строкам;
4. гр. 6 >= гр. 8 - по всем строкам;
5. гр. 1 + гр. 2 + гр. 3 >= гр. 10 - по всем строкам;
6. гр. 1 + гр. 2 + гр. 3 >= гр. 11 + гр. 12 + гр. 13 + гр. 14 + гр. 15 - по всем строкам;
7. гр. 1 + гр. 2 + гр. 3 >= гр. 6 + гр. 9 + гр. 10 + гр. 16 + гр. 17 - по всем строкам;
8. гр. 18 = гр. 1 + гр. 2 + гр. 3 - гр. 6 - гр. 9 - гр. 10 - гр. 11 - гр. 12 - гр. 13 - гр. 14 - гр. 15 - гр. 16 - гр. 17 - по всем строкам.

В разделе 2 региональные операторы заполняют графы 1-28 с количеством твердых коммунальных отходов аналогично разделу 1.

В разделе 3 заполняется количество (в единицах) объектов захоронения отходов производства и потребления (в том числе твердые коммунальные отходы), а также занимаемая площадь объектами в гектарах.

Заполните последний лист, в третьем разделе укажите: • Количество эксплуатируемых объектов захоронения отходов,
• из них - твердых коммунальных отходов,
• Количество объектов хранения отходов,
• Количество объектов захоронения, не отвечающих установленным требованиям,
• В том числе по твердым коммунальным отходам,
• Общая площадь объектов захоронения отходов,
• В том числе по твердым коммунальным отходам,
• Площади объектов хранения отходов.

Отчет подписывает руководитель компании или индивидуальный предприниматель. Директор организации может назначить лицо, ответственное за составление формы 2-ТП (отходы). Тогда заполненный отчет подписывает уполномоченное лицо.

Обращение с отходами в 2020 году

Проблема квалифицированного, экологически совершенного обращения с отходами является одной из основных в современной практике инженерной экологии во всем мире.

В России вся деятельность по обращению с отходами регулируется в соответствии с Федеральным законом РФ № 309-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым установлены следующие основные понятия:

• обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
• размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
• хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
• захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
• использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
• обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
• объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).

Отходы производства в 2020 году отличает однородность состава и постоянство образования, что делает целесообразным их повторное использование в промышленном масштабе. Широко известны: сбор и переплавка металлов и стекла, повторное использование пластических масс и макулатуры, переработка отходов деревообработки в древесно-стружечные плиты (ДСП) и в оргалит, а также многие другие процессы вторичного использования отходов основных производственных процессов. По своей природе подобные отходы являются вторичными материальными ресурсами.

Для многих видов крупнотоннажных промышленных отходов разработаны и реализуются экономически целесообразные технологии их повторного использования (утилизации). Например, золу и шлаки (отходы тепловых электростанций, работающих на угле, металлургических и некоторых химических заводов) используют в производстве строительных материалов в качестве заменителя части цемента при изготовлении бетона и железобетона, а также при строительстве дорог.

В условиях истощения и исчерпания природных ресурсов, загрязнения природной среды в настоящее время промышленные отходы рассматривают как крупный источник вторичных материальных ресурсов.

Обращение с твердыми бытовыми отходами (ТБО) является серьезной современной проблемой городов. Например, в Москве ежегодно образуется до 300 кг ТБО на каждого жителя. Работы по обезвреживанию и переработке отходов дороги, но необходимы для поддержания благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в городе, и кроме того, в отходах содержатся ценные компоненты: лом металлов, бумага, пластмассы, стекло, пищевые отходы, которые могут служить вторичным сырьем.

Анализ мирового опыта обращения с отходами показывает, что в большинстве стран Европы и Северной Америки за последнее десятилетие произошли значительные изменения.

Последовательность удаления отходов в этих странах сегодня включает ряд обязательных этапов, к числу которых относятся:

• редукция (уменьшение объемов образования ТБО прежде всего путем рационализации потребления);
• вторичное использование (использование фракций отходов, обладающих потребительскими свойствами);
• переработка (использование соответствующих фракций ТБО в качестве сырья для производственных процессов);
• утилизация энергии (извлечение энергетического потенциала отходов);
• захоронение остатков ТБО, не обладающих никакими полезными свойствами, на экологически нейтральных полигонах. Полнота осуществления такого алгоритма обращения с отходами в разных странах определяется конкретными экономическими, сырьевыми, демографическими и другими условиями. В зависимости от них принимаются адекватные национальные законодательные акты, вводятся соответствующие организационно-финансовые механизмы, определяющие наиболее важные акценты в переработке ТБО. В целом эти шаги направлены на создание условий, стимулирующих внедрение приоритетных для данной конкретной страны методов переработки отходов.

Для защиты биосферы от вредного воздействия ТБО, утилизации ценных компонентов, содержащихся в отходах, в мировой практике применяется около 20 технологий, из которых наиболее часто и за рубежом и в России используются следующие методы обращения с отходами: складирование отходов на полигонах, сжигание, компостирование.

Наибольшую трудность представляет предварительная сортировка отходов. Определено, что первичная сортировка отходов населением возможна, только если этажность жилого фонда не превышает пяти этажей. Таким образом, в мегаполисах (Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Сингапуре и др.) для сортировки ТБО и отбора из них товарных фракций (макулатуры, полиэтиленовой пленки, черных и цветных металлов и др.) необходимо строить мусоросортировочные станции или предусматривать специальные цеха сортировки на мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводах.

На современных мусороперерабатывающих заводах осуществляют процесс обезвреживания отходов механизированным биотермическим компостированием.

Основные стадии процесса обработки отходов на мусороперерабатывающих заводах:

• прием и предварительная подготовка ТБО;
• биотермическое компостирование;
• сортировка и складирование компоста;
• обработка некомпостируемых фракций.

Отчет об обезвреживании и размещении отходов в 2020 году

Если организация ведет деятельность по обращению с отходами на объектах III категории опасности, то она должна перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и сдавать в Росприроднадзор отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Отчетность носит уведомительный характер. Отчет МСП в Росприроднадзор в 2020 году необходимо подать всем организациям и ИП независимо от статуса малого или среднего предпринимательства. Дело в том, что не предусмотрено деление предприятий на субъекты малого и среднего предпринимательства в рамках обязанностей по отчетам в Росприродназдор. Как результат, организации и предприниматели обязаны сдавать отчетность по размещению отходов, если ведут деятельность на объектах III категории опасности.

Критерии, по которым объект относится к определенной категории опасности, указаны в постановлении Правительства № 1029. К III категории опасности относятся опасные объекты. В частности, речь идет об исследовательских ядерных установках нулевой мощности радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий. Кроме того, к третьей категории опасности относятся другие объекты, которые не вошли в первую, вторую и четвертую категории.

У налоговиков стало больше оснований, чтобы не принять отчетность. В частности, теперь высылать отказы будут из-за отметки в ЕГРЮЛ.

Форму для нового отчета по отходам и сроки сдачи пока не утвердили (письмо Минприроды № 19-50/02703-ОГ). Как только форму и сроки утвердят, мы об этом расскажем на сайте газеты «Учет. Налоги. Право».

До утверждения бланка МСП вы обязаны сдавать форму № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления». О ней расскажем далее.

Отчитываться по форме № 2-ТП (отходы) обязаны все организации и ИП, которые ведут деятельность по обращению с отходами производства и потребления (ст. 1 и п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

Форма № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" утверждена Приказом Росстата № 459. Форма новая, заполнять ее вы будете в 2020 году впервые. Ранее вы заполняли отчет МСП.

Экологический отчет (декларацию) – форму № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» подайте в территориальный орган Росприроднадзора.

Сроки сдачи отчета МСП в Росприроднадзор в 2020 году пока не установлены. А отчет по форме № 2-ТП (отходы) за прошлый год подайте не позднее 3 февраля 2020 года. Установленный срок сдачи формы – 1 февраля. Однако в 2020 году 1 февраля – выходной. Поэтому крайний срок в 2020 году переносится на 3 февраля.

За опоздание или недостоверные данные в отчете № 2-ТП (отходы) грозят штрафы: для организации – от 20 000 до 70 000 руб., для директора или ИП – от 10 000 до 20 000 руб., если нарушение первичное (ст. 2.4. ч. 1 ст. 13.19 КоАП).

За повторное нарушение штрафы выше: от 100 000 до 150 000 руб. – для организации, от 30 000 до 50 000 руб. – для директора или ИП (ст. 2.4 ч. 2 ст. 13.19 КоАП).

В форме № 2-ТП отражайте данные по всем видам отходов производства и потребления. К исключению относятся медицинские, биологические и радиоактивные. Все показатели отражайте на основе паспортов отходов и данных учета в области обращения с отходами.

Плата за отходы в 2020 году

В соответствии с нормативами действующего законодательства тарифные показатели платы за НВОС и дополнительные множители устанавливаются Правительством РФ. Если говорить точнее, во внимание принимаются нормы Постановления Правительства РФ №913.

Согласно нормам Постановления Правительства РФ №913 ставки используются в отношении трех случаев:

• выброс загрязняющих веществ в атмосферу (в документе содержится 159 позиций);
• сброс загрязнений в акваторию (количество направлений является аналогичным);
• размещение отходов (5 штук).

Размеры тарифов в 2020 году определяются характером воздействия на окружающую среду.

В таблице представлено 159 отдельных строчек. Чтобы упростить ее восприятие, объединим их в группы по диапазонам тарифных ставок.

Это далеко не весь перечень загрязняющих веществ. На основании таблицы, приведенной выше, и общего перечня, можно сделать вывод о том, что большинство химических элементов относятся к первой группе, то есть в их отношении устанавливается тариф от 0 до 500 рублей. Самая крупная ставка действует в отношении бензапирена и диоксинов.

По статистике загрязнение воды обходится предприятиям дороже, чем выбросы в атмосферу.

Ставка в данном случае используется с принятием во внимание коэффициента, который определенная как величина, являющаяся обратной сумме предельного увеличения в процессе сброса сточных вод. Как и в предыдущей ситуации, наибольшее количество веществ находится в первой группе, где установлен тариф до 10 000 рублей за тонну.

За размещение отходов. Этот пункт является наименьшим и включает в себя 5 групп по классам опасности:

1. Для первого класса установлен множитель 4643,7 рублей за тонну, поскольку его представители являются чрезвычайно опасными.
2. Для второго класса действует значение 1990,2 руб., поскольку эти отходы таят в себе серьезную опасность.
3. Для третьей группы используется значение 1327 руб.
4. Для четвертой – 663,2.
5. Для пятой применяются коэффициенты в зависимости от направления деятельности, которую осуществляет компания. В случае с добывающей промышленностью показатель равен 1,1, а при переработке – 40,1. В прочих ситуациях – 17,3.

Наряду с этим по отношению к определенным территориям и объектам, которые находятся под особой охраной, согласно нормам федерального законодательства, принято использовать вспомогательный коэффициент, равный двум, что сказано в п. 2 Постановления Правительства РФ №913. Этот же множитель принято использовать в процессе определения платы за загрязнения окружающей среды.

Обязательные платежи в пользу государственного бюджета начисляются по результатам каждого года. Сумма, которая была рассчитана и определена с точностью до сотых значений, прописывается в специальной декларации. В 2020 году коэффициент составит 1,08.

Перечень ставок прописан в Постановлении №913. Утверждение тарифов производится отдельно по отношению к каждой категории загрязняющих веществ (на тонну вредных выбросов). Особенности, в соответствии с которыми проводится тарификация, утверждены в Постановлении Правительства РФ №758. В этом же документе содержится подробная информация о новых ставках платы за негативное влияние.

В этом отношении стали действовать определенные изменения. Их детальный перечень прописан в ФЗ №219.

В данной норме фигурируют следующие термины:

• временно разрешенные выбросы;
• временно допустимые сбросы.

Плата осуществляется с принятием во внимание временных нормативов, регламентированных в отношении каждого отдельного источника загрязнения. Но эти нормы не распространены на отходы, относящиеся к 3, 4 классу опасности. Наряду с этим с прошлого года стал действовать новый документ под названием «комплексное экологическое разрешение». Оно распространено исключительно на объекты 1 категории.

Чтобы получить эту бумагу, от хозяйствующего субъекта требуется подача специальной заявки в отношении каждого источника. Во внимание также принимаются технологические нормативные расчеты и обоснования выведенных норм. Также учитываются положения проекта программы экологического контроля.

Еще одно изменение, начавшее действовать с прошлого года, заключается в появлении декларации о влиянии на окружающую среду. Выдача ее будет производиться разово в 7 лет. Получение ее необходимо субъектам, которые работают на территориях второй категории опасности.

Окончательный размер платы за НВОС определяется с принятием во внимание положений, прописанных в ст. 16.3 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Обязательства определяются силами налогоплательщиков в самостоятельном порядке.

В ряде ситуаций могут действовать понижающие коэффициенты:

1. 0 используется при проведении операций, подразумевающих размещение отходов, относящихся к 5 классу опасности, получаемых в ходе добычи полезных ископаемых.
2. 0,3 используется в случае, если со стороны хозяйствующего субъекта не произошло превышение норматива образования выбросов, а также случилась их отправка на собственные полигоны или иные объекты размещения.
3. 0,5 используется для отходов 4 и 5 класса опасности, если их получение произошло вследствие утилизации выбросов от добычи сырья, его переработки.
4. 0,67 целесообразно использовать при размещении масс отходов третьего класса, полученных вследствие обеззараживания объектов второй категории.
5. 0,49 актуально по отношению к обеззараженным отходам третьего класса, что привело к образованию отходов четвертой степени опасности.
6. 0,33 применим по операциям, нацеленным на размещение отходов 4 класса опасности, если их получение произошло вследствие обезвреживания отходов 2 класса.

Из величины платы за НВОС в обязательном порядке вычитаются величины расходов, предполагающих сокращение негативного влияния на окружающую среду. Эти значения должны иметь под собой документальное подтверждение. Важную роль играет их внесение в предварительно согласованный с государственными структурами перечень мероприятий по охране окружающей среды.

Паспорта отходов в 2020 году

Паспортизация предусматривается не для каждого вида мусора. Основная масса выбрасываемого не требует оформления документации и утилизируется стандартным методом – сбор в контейнеры и отправка на полигон или мусоросжигательный завод.

Паспорта отходов – это документы, которые составляются на утиль, требующий соблюдения норм безопасности при обращении.

Паспорта служат подтверждением того, что отходы принадлежат к определённому классу из представляющих угрозу для окружающей среды.

Паспорт – сопроводительный документ, позволяющий в 2020 году на каждом утилизационном этапе выбирать правильную схему действий с паспортизированным мусором.

Организации, производящие опасные отходы, при оформлении паспорта утилизации мусора должны опираться на такие законодательные акты:

1. ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». Рассказывается, как оформить бланк, какие пункты должны быть обязательно в него включены, и кто должен заниматься оформлением.
2. Распоряжение Минприроды № 541. Расшифровывает каждый класс опасности отходов. Не имеет отношения к медицинским и биологическим материалам, а также к радиоактивным отработкам.
3. Федеральный классификационный каталог отходов за № 445.
4. Правительственное постановление № 712.

Паспорта отходов – звенья, связующие все утилизационные этапы, начиная со сбора и заканчивая переработкой, захоронением или уничтожением.

Паспорт, помимо помощи в выборе направления утилизации, выполняет и другие функции.

Он оказывает влияние на следующее:

1. Выбор и организацию места для хранения мусора. В данном контексте не следует путать процессы накопления и хранения. В первом случае процедура может длиться не более 11 месяцев, во втором может превышать 11-месячный срок.
2. Способ транспортировки утиля.
3. Разработку администрациями предприятий внутренних инструкций по утилизации отходов.

Если рассматривать документ более глобально, цель его оформления в следующем:

• защита природы от вредного воздействия мусора;
• предупреждение угрозы для жизни и здоровья населения;
• установка платежей, связанных с экологической сферой;
• стимуляция компаний к внедрению прогрессивных утилизационных методик;
• основание для наказания предприятий, незаботящихся об окружающей среде.

Паспорт позволяет фирмам легализовать работу с отходами. Без него государство не предоставит разрешительную документацию на работу, не одобрит проекты компании.

Разработка паспортов необходима для отработок 1-4-го классов. Всякий утиль, способный причинить вред живым организмам или среде, в которой они обитают, должен быть паспортизирован.

Предприятие должно иметь паспорт, если его мусор:

• взрывоопасен;
• легко возгорается;
• токсичен;
• содержит патогенны;
• имеет радиационный фон, превышающий нормы.

Паспорт на мусор не нужен, если предприятие производит только отходы 5-й группы. Это самая безопасная категория, при правильном обращении не способная причинить вред природе.

ИП или юридическое лицо должны доказать, что их утиль не является опасным. Для этого следует обратиться в лабораторию, специализирующуюся на анализе отбросов. Будут взяты пробы для изучения, согласно результатам анализа лаборатория сделает заключение о наличии или отсутствии необходимости паспортизации.

Сделать паспорт на утиль обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие вредные отходы. Если каждая компания будет уделять внимание вопросу отходов, улучшится экологическая ситуация.

Паспортизация отходов направлена на обеспечение контроля за циркуляцией всех видов утиля. Ещё одна её цель – сокращение количества нелегальных свалок на территории РФ.

Классификатор отходов 2020 года

Классификатор разделяет мусор на пять классов опасности, где первый – чрезмерно опасный и пятый – неопасный.

Код ФККО содержит в себе различные характеристики:

• отрасль производства – источник происхождения;
• форму фракции, его агрегатное состояние;
• химическую структуру сырья, его источник;
• степень опасности для экологии.

Изначально код был шестизначным, в 2020 году для классификации используют 11 цифр.

Систему приняли шесть лет назад:

• происхождение, тип исходного сырья – со второй по шестую цифру;
• химический состав – 7 и 8 число;
• агрегатное состояние вещества – 9 и 10 цифры;
• класс опасности, ее степень – 11 знак кода.

Агрегатное состояние, определяющееся двумя цифрами, может обозначать:

• 10 – жидкий материал;
• 20-29 – твердое вещество в разном виде;
• 30-39 – дисперсные смеси;
• 40-49 – сыпучие;
• 50 – твердые материалы, состоящие из одного (51) или многих компонентов (52), имеющие жидкость в качестве одного из элементов (53) или газ (54);
• 60 – волокнистые материалы, состоящие из одного (61) или нескольких элементов (62);
• 70 – смесь твердых веществ, изделий и волокон (71), изделий и волокон (72).

По коду 1 12 110 01 33 4 можно определить, что он относится к первому блоку. Название – навоз крупно рогатого скота свежий. Цифры 33 говорят о пастообразной консистенции, последнее число 4 – о классе опасности.

Классифицировать мусор можно по происхождению:

• коммунально-бытовые отходы или потребительские;
• производственные;
• военные.

Также различают виды по составу:

• мусор биологического происхождения, к нему относится навоз, помет, жом и т. п.;
• отходы техногенного характера: отработанное ядерное топливо, мусор электронного характера, шлак, нефтешламы, др.

По агрегатному состоянию бывают газообразные, жидкие, твердые отходы.

По классу опасности различают пять групп:

1. I – представляют собой очень высокую опасность для окружающей среды, после воздействия восстановить экологическую систему невозможно.
2. II – высокая опасность, экология восстановится за 30 лет, если устранить источник воздействия.
3. III – средняя степень опасности, восстановление займет от 10 лет, если снизить негативное воздействие.
4. IV – низкая степень, вещества относятся к малоопасным, самовосстановление происходит за 3 года.
5. V – очень низкая степень воздействия на экологию, являются практически неопасными, экологическая система не нуждается в восстановлении.

Росприроднадзор установил правила обращения с отходами, поэтому предприятия должны классифицировать собственный мусор и иметь на него паспорт, если речь идет об отходах I-IV классов, для V класса – протокол биотестирования.

Поскольку редакция Федеративного классификатора каталога отходов часто дополняется, нужно следить, чтобы данные были внесены в паспорт корректно, в соответствии с действующими правилами.

В случае если производству необходимо вывезти минеральные удобрения, утратившие потребительские свойства, то нужно:

1. Определить блок, к которому относится мусор. В данном случае это отход сельского хозяйства. Код начинается на 1.
2. Найти необходимый минеральный компонент мусора. К примеру, речь идет об азотных, тогда номер ФККО 1 14 111 11 49 4.
3. Получить документ на отход: паспорт или протокол биотестирования. В указанном случае класс опасности IV, поэтому необходим паспорт.

Росприроднадзор может несколько раз в год вносить правки в классификатор отходов. Все изменения публикуются на сайте «Российская газета». Неудобства заключаются в том, что каждый раз публикуется только новый измененный фрагмент документа. Необходимо самостоятельно сопоставлять все изменения. Поэтому наиболее подходящий вариант – на сайте «Российская газета» узнать, от какого числа были внесены последние правки, и воспользоваться онлайн-классификаторами.

Важно сравнить, совпадает ли дата внесения последних изменений. Ее зачастую указывают после названия каталога.

Утилизация отходов в 2020 году

Утилизация отходов – это уничтожение веществ и предметов, которые стали непригодными, безопасным способом. В процессе возможна вторичная переработка мусора в качестве сырья для получения энергии или материалов. Методы утилизации – это действия, направленные на избавление от мусора в рамках экологических требований.

К ним в 2020 году относятся:

• деятельность по сбору, упорядочения и перемещения из зоны проживания или мест работы;
• хранение на территориях, разрешенных местными органами управления, транспортировка для захоронения на участках местных выработок, образовавшихся в результате добычи полезных ископаемых;
• утилизация физическим путем с помощью современных технологий;
• переработка для повторного применения полученного сырья, материалов или энергии в народном хозяйстве.

Часто используемые методы обезвреживания или уничтожения – это сжигание в разных температурных режимах и разложение органических или неорганических соединений термическим путем при отсутствии кислорода (пиролиз). Это действенный метод, который во много раз уменьшает объем мусора. Удобное приспособление в этом процессе – печь для утилизации отходов. Она незаменима в случаях, когда отсутствуют специально предназначенные места для складирования или строительные сооружения для переработки. Преимущество печей, сжигающих отработанные материалы, – это контроль образования мусора на месте.

Мусор, предназначенный для утилизации, разделен на два типа – бытовой и производственный.

К бытовым относят стеклянные и бумажные предметы, продуктово-пищевые остатки, изделия из всех видов пластика.

Отходы производства разделены на несколько групп:

• Биологические. Фрагменты и остатки органов, тканей животного происхождения, обрезки мяса (пищевая промышленность).
• Промышленные. К этой группе относятся сырье, материалы и предметы, которые считаются отработанными, утратившими свойства. Характер отходов этой группы определяется рабочим направлением объекта производства. Их уничтожают или перерабатывают для получения вторичного сырья.
• Радиоактивные. Предметы и вещества (в газообразном или жидком состоянии), в составе которых присутствуют радиоактивные компоненты в недопустимом количестве.
• Медицинские. Биологические материалы из медицинских, ветеринарных учреждений и лабораторий.

Сбор и утилизация отходов – проблема для экологии планеты. Для ее решения необходимо финансовое обеспечение.

Мусор разных видов перерабатывают несколькими способами. Первое место в этом списке занимает изоляция (размещение) в недрах Земли на полигонах, или погружение на морские глубины. Такой метод подходит только для мусора, не подверженного сгоранию, или выделяющего отравляющие вещества в процессе горения.

Главное преимущество этого способа – это маленькая стоимость. Кроме того, не требуется много места. Но важно знать, что в результате захоронения на полигонах в отходах образуется газ. Это следствие расщепления сложных азотсодержащих органических соединений, на которые воздействуют гнилостные микроорганизмы.

Еще один способ уничтожения – это брикетирование. Но этот метод пока не пользуется спросом. Первая стадия этого процесса – сортирование. Затем мусор пакуется в брикеты. Полученные спрессованные плитки отправляют для хранения на специально предназначенные территориальные объекты.

Уникальным и эффективным методом уничтожения мусора в наше время является плазменная технология утилизации отходов. Это замкнутый процесс, технология которого позволяет получать от переработки газ и не засорять им окружающую природу, а рационально использовать его. При этом выделяемая энергия может заменить такие материалы, как уголь, мазут или простой газ.

Преимущества, обуславливающие экономичность плазменной утилизации, состоят в следующем:

• аккумулируется энергия, вырабатываемая из отходов;
• минимальное количество персонала для участия в этой деятельности;
• нет необходимости проводить работы по подготовке (сортировка, высушивание);
• полученное вещество не нуждается в мероприятиях по обеззараживанию;
• сырье, образованное в результате, можно использовать, как строительный материал.

Отходы ТКО в 2020 году

В статье 1 Федерального закона № 89 "Об отходах производства и потребления" дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы - это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06, к твердым коммунальным отходам в 2020 году относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, - например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».

В соответствии с Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления, которые образуются в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров, а также товары, использованные в таких домах для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. То есть, в указанном документе между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами поставлен знак равенства. Таким образом, и ТБО, и ТКО представляют собой один вид отходов.

Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 641". Указанные Правила содержат:

• порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
• порядок осуществления транспортирования ТКО;
• правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
• основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
• форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.

Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 "Об отходах производства и потребления", исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.

Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Отходы ТБО в 2020 году

Принципы обращения с твердыми органическими и неорганическими отходами регламентированы санитарными правилами и нормами.

Какие требования выдвигаются в этом документе:

• Сроки хранения мусора в холодное время года не должны превышать 3 дней, в теплое – 1 суток.
• Отходы собираются в металлические баки или контейнеры, которые устанавливаются на расстоянии 20-100 м от жилых домов.
• Летом емкости для хранения мусора в обязательном порядке промываются не реже, чем 1 раз в 10 дней.
• Забирать мусор из контейнеров, чтобы вторично использовать его, категорически запрещено.
• Вывозить отходы на полигон нужно не реже 1 раза в неделю, причем сторонним лицам или частным организациям делать это запрещено.

За хранение ТБО в 2020 году в местах сборах и его вывоз совместную ответственность несут управляющая организация и выбранный на основе тендера региональный оператор.

Региональный оператор, ответственный за обращение с твердыми бытовыми отходами, имеет лицензию на этот вид деятельности. Для получения этого документа организация должна иметь регистрацию на территории Российской Федерации и соответствующую технику. Выдается лицензия не ранее, чем через 2 месяца после подачи заявки. Регоператору после этого присваивается классификатор экономической деятельности – ОКВЭД 90.00.2.

Санитарными правилами и нормами определяются характеристики транспортных средств, предназначенных для перевозки ТБО.

В документах указаны следующие ограничения и требования:

• Органический мусор вывозится собирающими кузовными мусоровозами. Утильсырье при этом должно быть помещено в водонепроницаемую упаковку.
• Прессованные ТБО перевозятся транспортными мусоровозами.
• Жидкие или пастообразные отходы транспортируются вакуумными машинами, токсичные и твердые пакуются в полиэтиленовые пакеты и пластиковые емкости.
• Остатки пищевых продуктов могут использоваться в качестве корма для животных. В этом случае их перевозка осуществляется в упаковке многоразового применения.
• Вывоз мусора водным транспортом должен проводиться только в контейнерах, надежно защищенных от попадания воды.
• Транспорт, предназначенный для транспортировки пищевых отходов, категорически нельзя использовать в иных целях. То есть запрещено перевозить одной машиной органический и твердый токсичный мусор.

Деятельность мусороперерабатывающей отрасли строго регламентирована и осуществляется в соответствии с определенными требованиями и методиками.

Способы утилизации ТБО, применяемые в России сегодня:

• Захоронение. Создание полигонов для хранения всех разновидностей мусора – самая распространенная и дешевая возможность избавиться от любой разновидности мусора. Она же наносит больше всего урона окружающей среде, а также вредит человеку (газы, выделяемые такими свалками, вызывают респираторные заболевания).
• Сжигание. Технология, позволяющая получать и использовать на нужды народного хозяйства тепловую энергию. Но имеется существенный недостаток – загрязнение атмосферы.
• Компостирование. Подходит только для пищевых отходов, позволяет получать органические удобрения. В промышленных масштабах применяется очень мало, к сожалению.
• Переработка. Оптимальный способ обращения с ТБО, позволяющий получить новую продукцию и минимизировать вредное воздействие на окружающую среду. Например, стекло и керамика используются для производства тротуарной плитки, а пластик – для изготовления обуви, мебели, канцелярских принадлежностей и одежды.

Самая современная и экологичная методика переработки мусора – его пиролиз. Под воздействием температур разного спектра отходы разлагаются на простые составляющие, что меньше вредит окружающей среде. Однако такие технологии требуют больших финансовых затрат по сравнению со сжиганием.

Получившие лицензию на вывоз и утилизацию мусора операторы обязаны оформить документ по ведению операций – паспорт. В нем регистрируются 4 самых опасных класса, исключение составляет только пятый, не наносящий вреда природе.

Чтобы классифицировать утилизируемые отходы и внести в документацию, следует ознакомиться с ФККО. Если информации о конкретном утильсырье в нем нет, проводится лабораторная экспертиза. Полученные данные вносятся как в паспорт, так и федеральный классификационный каталог отходов.

Региональные операторы, занимающиеся вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов, обязаны вести журнал.

В нем регистрируются:

• общая информация по отдельным видам мусора;
• объемы списания и утилизации;
• движение утильсырья, а также денег, полученных в ходе его переработки или использования.

Ведет журнал ответственное лицо, обязанное ежеквартально предоставлять полные отчеты.

Медицинские отходы в 2020 году

Итак, медицинские и биологические отходы регулируются следующими документами:

- Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 163);
- «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (утв. Минсельхозпродом РФ № 13-7-2/469).

Биологические отходы - это трупы животных, птиц и рыб, «ветеринарный конфискат» продукции животного мира.

Медицинские отходы в 2020 году подразделяются на следующие классы:

- Класс А - эпидемиологически безопасные отходы («бытовые», размещаются на полигонах ТБО).
- Класс Б - эпидемиологически опасные отходы (загрязненные выделениями пациентов).
- Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы (контактировавшие с больными инфекционными болезнями).
- Класс Г - токсикологически опасные отходы (просроченные лекарства, ртутьсодержащие приборы и оборудование и т.п.). Отходы класса Г по своему составу наиболее похожи на промышленные. И обезвреживаются они как токсичные промышленные отходы.
- Класс Д - радиоактивные отходы. К ним применяются требования Федерального закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами». Подлежат кондиционированию и последующему захоронению на пунктах захоронения радиоактивных отходов.

Отходы классов Б и В. необходимо обеззараживать (дезинфекция). Соответственно, министерство указывает, что эти группы отходов являются отходами производства, а значит подпадают под действие Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Эти отходы появляются в результате обеззараживания, следовательно являются отходом производства.

Следовательно из требований закона №89-ФЗ, эти группы отходов (исключение - радиоактивные) нужно утилизировать на полигонах.

Закон об отходах 2020 году

Правила и нормы работы с отходами прописаны во множестве нормативных актов. Это можно объяснить тем, что правильные действия при размещении, хранении, перевозке отходов напрямую связаны с благополучием окружающей среды.

Например, нормативы при образовании отходов производства и потребления, лимиты на размещение определяются законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды", Закон РФ N 2395-1«О недрах» содержит правила при обращении с отходами при горнодобывающих работах, Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решает вопросы обращения с неопасным, бытовым мусором и т.д. Ряд специальных подзаконных актов в 2020 году предписывает правила работы с отходами конкретных производств (в животноводстве, в производстве продуктов питания, алкогольной продукции, рыбопереработке, там, где образуются опасные отходы).

Таким образом, рассматриваемая область включает в себя множество норм права, которые регулируют отношения на разных уровнях и с различными категориями отходов. Однако базовым законодательным актом является федеральный закон об отходах производства и потребления.

Нормы закона определяют:

• понятие отходов;
• градацию по степени их опасности;
• общие требования к работе с ними (к размещению, перевозке, к объектам размещения и т.д.);
• государственный учет в данной сфере;
• вопросы утилизации твердых коммунальных отходов (установление соответствующих тарифов, а также заключение договоров утилизации, расчет объемов, контроль и т.д.);
• вопросы оплаты при негативном влиянии на экологию при работе с отходами;
• общественный контроль, государственный надзор за данной сферой;
• ответственность за нарушение правил и норм обращения с отходами.

Закон делит все отходы на 5 классов и определяет критерии для определения каждого класса. Это деление очень важно, поскольку на основании рассматриваемого документа приняты подзаконные акты, которые описывают паспортизацию отходов I - IV классов опасности (Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ N 712), а также классифицируют их по другим основаниям (Приказом Росприроднадзора N 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов).

Также на основании распределения по классам решаются вопросы о лицензировании применительно к данной сфере (Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено Постановлением Правительства РФ N 1062).

Закон № 89-ФЗ (закон об отходах производства и потребления) затрагивает вопросы государственной политики при обращении с отходами. Именно государственная политика решает, как максимально использовать отходы в качестве сырья, какие меры принять для сокращения количества, снижения их опасности, как максимально безопасно утилизировать и обезвреживать их.

Таким образом, закон 89-ФЗ об отходах производства и потребления с изменениями определяет основные направления, базовые принципы при обращении с отходами и отсылает к специальным нормам, регулирующим конкретные сферы, виды производства, этапы работы.

Последние изменения закона существенно не затронули правоотношений всех участников процесса работы с отходами. Были уточнены формулировки ст. 19, где речь идет об отчетности и учете – было дано более расширенное понятие статистического учета.

А вот предыдущие изменения, внесенные Федеральным законом N 503-ФЗ, коснулись некоторых существенных моментов регулирования. Например:

1. Уточнены несколько базовых понятий (сбор, накопление отходов, изменено понятие оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами);
2. Введена новая статья 134 , где определены требования к местам (площадкам) для накопления отходов, указано, какие сведения должен содержать реестр таких площадок;
3. Определено раздельное накопление;
4. Изменены правила по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
5. Затронуты вопросы возмещения за негативное воздействие на экологию при размещении твердых коммунальных отходов.

Статья 28 закона за нарушения в области обращения с отходами предусматривает следующие виды ответственности:

• дисциплинарная (регламентируется ст. 192 Трудового кодекса РФ);
• административная (ряд статей восьмой главы КоАП РФ);
• гражданско-правовая (возмещение причиненного неправомерными действиями вреда);
• уголовная (ст. 247 УК РФ).

Субъектами правонарушений являются граждане и должностные лица.

Введение такого разнообразия видов ответственности, вплоть до уголовной, вполне объяснимо, поскольку такой вид деятельности несет в себе угрозу безопасности не только экологии и окружающей среде, но и жизни и здоровью неограниченного круга лиц.

Технический отчет по отходам в 2020 году

Ранее его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. В 2020 году условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом N 496-ФЗ). До получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР. Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. Вышли новые изменения (Федеральный закон N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР. Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать.

Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2020 подавать не нужно.

Декларация по отходам в 2020 году

Декларация по НВОС — документ, оформляемый 1 раз по итогам года. Форма декларации по НВОС, представляемой в 2020 году за прошлый год, утверждена приказом Минприроды России № 3 (приложение № 2).

Помимо титульного листа и листа, с разбивкой по видам платы и отражающего процесс получения из рассчитанной суммы той ее величины, которая должна быть фактически уплачена плательщиком или возвращена ему, декларация включает в себя разделы для расчета платы, посвященные вычислению платежей:

• по выбросам в атмосферу от стационарных источников (раздел 1);
• по продуктам от сжигания или рассеивания попутного газа нефтяных месторождений в пределах допустимого его объема (раздел 1.1) и сверх этого объема (раздел 1.2);
• по сбросам в водные объекты (раздел 2);
• за размещение отходов, образующихся на объектах (раздел 3) и размещаемых операторами (раздел 3.1).

Каждый из перечисленных разделов заполняется при наличии у отчитывающегося лица оснований для этого.

Правила заполнения декларации подробно описаны в примечаниях к ее бланку и содержат:

• указания на лиц, обязанных заполнять каждый из разделов;
• источники сведений, из которых берется конкретная информация;
• описание особенностей отражения данных, вносимых в каждую из строк (граф) отчета;
• расчетные формулы;
• значения применяемых в расчете коэффициентов;
• соотношения, по которым возможна проверка корректности внесения данных в раздел.

Величину ставок, применяемых для расчета в 2020 году платы за НВОС за прошлый год, определяет постановление Правительства РФ № 913 (в ред. постановления № 758).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

• стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
• осуществляющих сбросы в водные объекты;
• дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ).

Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2020 году 10 марта — рабочий вторник. Поэтому отчитаться за прошлый год нужно не позднее окончательного срока - 10.03.2020.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5 приложения № 1 к приказу Минприроды России № 3).

Представление на бумаге допускается, но, скорее, как исключение для случаев, когда у отчитывающегося лица:

• отсутствует электронная подпись;
• нет технической возможности для подключения к интернету;
• размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но и здесь желательна параллельная подача данных на электронном носителе).

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов). Сдать бумажный отчет можно, принеся его в соответствующий орган или отправив по почте (с уведомлением и описью вложения).

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:

• при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
• при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении;
• при отправке по почте — дата, содержащаяся на почтовом штемпеле.

К декларации прилагают:

• список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
• документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.

Классы опасности отходов в 2020 году

Основная цель систематизации — защита атмосферы, воды и почвы от токсичного воздействия компонентов мусора и государственный контроль экологической безопасности. Определение одного из пяти уровней опасности в 2020 году позволяет подобрать подходящий метод сбора, хранения, доставки к месту утилизации и самого способа уничтожения или переработки отходов.

Первый класс. Сюда входят наиболее опасные виды утильсырья. Они выделяют вещества, ведущие к быстрому и необратимому разрушению экосистемы.

К подобным отходам относят:

• старые трансформаторные и конденсаторные устройства;
• элементы, содержащие твёрдые соли мышьяка;
• полихлорированные дифенилы и терфенилы;
• остатки крезола;
• свинцовый шлам;
• отработка синтетических масел.

Второй. Опасность подпадающих под эту категорию отходов тоже высока, хоть и меньше, чем в первом случае.

Ко второму классу опасности относят:

• старые аккумуляторные батареи;
• медный кабель со свинцовым напылением;
• рафинированные остатки нефтяных продуктов.

Специалисты предполагают, что после контакта с ними окружающая среда способна восстановиться не раньше, чем спустя 30 лет. Да и то, если токсичные продукты быстро ликвидировать. Если же они так и будут лежать на свалке, кислотные составы так отравят почву, что вернуть её в нормальное состояние будет невозможно.

Третий. Под него подпадает умеренно опасное для окружающей среды утильсырье.

В основном это производственные и бытовые отходы, которые подвергались химическому воздействию:

• медные кабели с никелевым напылением;
• ветошь, которой вытирали машинное масло;
• шлам из нефтепроводов;
• ацетоносодержащие составы с истекшим сроком годности;
• цементная пыль.

Из органических составляющих сюда входит куриный жир, помет водоплавающих птиц, свиной навоз, а также табачная пыль.

Четвёртый. Подобное утильсырье не представляет значительной опасности для природы или здоровья людей. Но определённый урон оно всё-таки наносит, хотя после очистки от мусора экосистема способна восстановиться самостоятельно за три года.

В подгруппу входят:

• нетоксичные отходы строительства, ремонта и коммунального хозяйства;
• отработанные покрышки;
• пыль чёрного металла, бетона, гипса, кирпича без загрязнений;
• пух и перья;
• опилки и стружка с мебельных фабрик.

Чтобы хранить подобный мусор, не требуется создавать определённые условия — достаточно территорий полигонов, которые впоследствии предполагается регенерировать.

Пятый. Подобный мусор практически не влияет на состояние окружающей среды и не требует каких-то особых условий перевозки и очистки.

Сюда входят:

• отходы с предприятий, перерабатывающих древесину;
• яичная скорлупа;
• бумажная и картонная макулатура;
• солома;
• керамические черепки;
• щебёнка;
• цементный, гипсовый и кирпичный бой;
• металлолом;
• большая часть просроченных продуктов питания;
• чистые пластиковые ёмкости, пришедшие в негодность.

Лимиты на размещение отходов в 2020 году

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны в 2020 году:

• разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
• внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
• проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

План выдачи лимитов на размещение отходов:

1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Перечень необходимых исходных данных:

1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
4. Основной вид деятельности организации.
5. ИНН.
6. КПП.
7. ОГРН.
8. ОКПО.
9. ОКВЭД.
10. ОКАТО.
11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период.

При отсутствии подтверждения за текущий год деятельность организации в области обращения отходов, согласно действующему законодательству ограничивается или прекращается. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

КБК за размещение отходов в 2020 году

Предприятия и ИП, которые загрязняют атмосферу и природу во время своей деятельности, уплачивают в казну экологический сбор. Для этого в платежных документах указывают КБК НВОС 2020 года. Платежи по этому налогу классифицируются Минфином.

КБК — реквизит в платежке, характеризующий тип платежа в ту или иную инстанцию. В данном случае деньги уплачиваются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзор. Если шифр классификации доходов в бюджет для налогов в ФНС отображает цифра 182, то КБК Росприроднадзора администрируется цифрой 048. Код администратора указывается в первых трех цифрах кода, а узнать шифры можно в Приложении 7 к Приказу Минфина №65н.

Работа предприятий по-разному влияет на атмосферу: одни предприятия загрязняют водные ресурсы, другие воздух. Помимо загрязнения, на атмосферу, почву и воду плохо влияет размещение отходов производства.

Так, согласно Постановлению Правительства РФ №255, компании уплачивают эту пошлину за:

• сброс веществ, которые отрицательно влияют на атмосферу, в воздух;
• выброс различных субстанций в водные ресурсы;
• распределение и хранение отходов от изготовления и употребления продукции.

Также налог уплачивают нефте- и газодобывающие организации.

Для уплаты пошлины на распределение мусора и отходов на земле используются шифры, подстатья прибыли которых нумеруется цифрой 010 в КБК. Плата за размещение отходов также бывает разной: распределение утиля от изготовления и употребления продукции, просто от изготовления, за размещение твердых коммунальных отходов. Каждый элемент нумеруется соответствующим числом: 40, 41, 42.

• Размещение отходов производства и потребления - 048 1 12 01040 01 0000 120;
• Размещение отходов производства - 048 1 12 01041 01 0000 120;
• Размещение твердых коммунальных отходов - 048 1 12 01042 01 0000 120.

Загрязняя воздух, компании и индивидуальные предприниматели уплачивают деньги в бюджет Росприроднадзора по шифрам классификации, у которых подстатья прибыли нумеруется цифрой 010, а элемент числами 10, 30, 70.

• Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 048 1 12 01010 01 0000 120;
• Выбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 048 1 12 01030 01 0000 120;
• Выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа - 048 1 12 01070 01 0000 120.

Кроме уплаты средств за распределение и выброс загрязняющих веществ в атмосферу, компании уплачивают пошлину в Росприроднадзор экологический сбор. Подстатья шифра классификации этого налога также различается от предыдущих и нумеруется цифрами 080. В КБК экологический сбор 2020 года элемент отражает другое число — 10.

Для внесения средств за госпошлину на экологию применяют только одну шифровку типа платежа: 04811208010010000120.

Кроме того, что компании вносят деньги в виде пошлины на загрязнение, Минфин подразумевает и шифры, классифицирующие доход в бюджет, которые систематизируют уплату штрафов за несвоевременный платеж по сборам. Коды бюджетной классификации для штрафов отображены в Приказе Минфина России №132н.

Переработка отходов в 2020 году

Если взять за основу весь объём того, что выбрасывают граждане и предприятия, получим всего 5% того, что перерабатывается, от общего количества. Учитывая, что объёмы твёрдых бытовых отходов (ТБО) ежегодно увеличиваются на 10%, получаем незначительный прогресс. Масштабы прироста во много раз опережают масштабы утилизации.

Опыт Швеции показывает, что можно перерабатывать 99% отходов и получать прибыль за счёт грамотного использования вторсырья.

На настоящий момент Министерство природы РФ продвигает в жизнь масштабный проект строительства мусоросжигательных фабрик. Предполагается, что строительство всех запланированных объектов будет завершено к 2030 году.

Плюс сжигания в том, что не требуется предварительная сортировка сырья. Главный минус — в его нерациональном использовании. Сортировка позволяет выделить из общего объёма массу полезных веществ, переработка которых принесёт огромную пользу обществу.

В РФ по состоянию на 2020 год используется несколько методов утилизации, зависящих от типа перерабатываемых отходов.

Применяются такие способы:

• захоронение;
• компостирование;
• плазменная переработка;
• сжигание.

Рассмотрим отдельно каждый из методов.

Захоронения - наиболее популярен 1-й способ, ему подвергается 90% выброшенного. На всей территории страны организованы специальные полигоны, куда свозят собранный в населённых пунктах мусор. Всё сбрасывается в одну кучу и лежит десятилетиями.

Нормативы предусматривают оснащение полигонов специализированным оборудованием, снижающим вероятность загрязнения воздуха, грунта и вод. На практике, большинство захоронений – обычные свалы выброшенных предметов.

Утиль нередко поджигают, чтобы освободить место для других отходов. Дым от горящих отходов задымляет атмосферу в городах и окрестностях.

Помимо организованных свалок, есть и стихийные. Граждане и руководители компаний выбрасывают мусор в леса, поля и водоёмы, нанося природе огромный вред.

Производство компоста направлен на превращение отходов биологического характера в удобрения для полей и садов. Компост получают безвредным для среды способом. Переработка может осуществляться как в производственных масштабах, так и в домашних условиях.

В основе плазменного метода лежит газификация. Это наиболее безопасный прогрессивный путь решения вопроса. В результате применения плазменного способа можно не только очистить полигоны, но и получить большое количество электрической энергии.

Какой бы совершенной ни была используемая современными мусоросжигающими заводами технология, они загрязняют атмосферу.

Сжигание имеет 2 преимущества:

• эффективное освобождение полигонов от утиля;
• получение электроэнергии.

При сжигании 1 тонны мусора получают 400 КВт-час.

В Европе и США происходит плановое закрытие мусоросжигающих фабрик. Им на смену приходят более безопасные и эффективные производства.

Отходы запрещенные к захоронению в 2020 году

Распоряжением Правительства РФ № 1589-р в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

В 2020 году запрещается захоронение следующих видов отходов:

- 69. Использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги 4 05 122 01 60 5.
- 70. Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 4 05 122 02 60 5.
- 71. Отходы газет 4 05 122 03 60 5.
- 72. Отходы бумажных этикеток 4 05 122 11 60 5.
- 73. Печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства 4 05 123 11 60 5.
- 74. Бумажные втулки (без покрытия и пропитки), утратившие потребительские свойства 4 05 130 01 20 5.
- 75. Бумажные шпули (без покрытия и пропитки), утратившие потребительские свойства 4 05 131 11 20 5.
- 76. Бумажные шпули с остатками пленки поливинилхлоридной 4 05 131 12 20 4.
- 77. Бумажные шпули, загрязненные полимерами на основе поливинилацетата 4 05 131 15 20 4.
- 78. Мешки бумажные невлагопрочные (без битумной пропитки, прослойки и армированных слоев), утратившие потребительские свойства, незагрязненные 4 05 181 01 60 5.
- 79. Отходы упаковочной бумаги незагрязненные 4 05 182 01 60 5.
- 80. Отходы упаковочного картона незагрязненные 4 05 183 01 60 5.
- 81. Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные 4 05 184 01 60 5.
- 82. Упаковка из бумаги и (или) картона в смеси незагрязненная 4 05 189 11 60 5.
- 83. Отходы потребления различных видов картона, кроме черного и коричневого цветов 4 05 401 01 20 5.
- 84. Отходы потребления различных видов белой и цветной бумаги, кроме черного и коричневого цветов 4 05 402 01 20 5.
- 85. Отходы потребления обойной, пачечной, шпульной и других видов бумаги 4 05 403 01 20 5.
- 86. Шины пневматические автомобильные отработанные 9 21 110 01 50 4.
- 87. Шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом 9 21 112 11 52 4.
- 88. Камеры пневматических шин автомобильных отработанные 9 21 120 01 50 4.
- 89. Покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные 9 21 130 01 50 4.
- 90. Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные 9 21 130 02 50 4.
- 91. Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные 4 34 110 02 29 5.
- 92. Отходы полиэтиленовой тары незагрязненной 4 34 110 04 51 5.
- 93. Шпули полиэтиленовые отработанные, утратившие потребительские свойства 4 34 111 11 51 4.
- 94. Отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные 4 34 120 02 29 5.
- 95. Отходы полипропиленовой тары незагрязненной 4 34 120 04 51 5.
- 96. Упаковка полипропиленовая отработанная незагрязненная 4 34 123 11 51 4.
- 97. Отходы пленки полистирола и изделий из нее незагрязненные 4 34 141 02 51 5.
- 98. Отходы пленки полиакрилатов и изделий из нее незагрязненные 4 34 151 01 51 5.
- 99. Отходы пленки из полиэтилентерефталата незагрязненные 4 34 181 02 29 5.
- 100. Тара из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненная 4 34 199 71 52 4.
- 101. Тара стеклянная незагрязненная 4 51 102 00 20 5.
- 102. Тара стеклянная от химических реактивов незагрязненная 4 51 102 02 20 4.
- 103. Тара стеклянная, загрязненная соляной кислотой и ее солями (содержание кислоты не более 1,5%) 4 51 811 01 51 4.
- 104. Тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими веществами, не содержащими гетероатомы 4 51 812 11 51 4.
- 105. Тара стеклянная, загрязненная органическими растворителями, включая галогенсодержащие (содержание не более 2%) 4 51 813 5151 4.
- 106. Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная органическими веществами, в том числе галогенсодержащими (содержание растворителей не более 10%) 4 51 819 11 51 3.
- 107. Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная преимущественно неорганическими солями 4 51 819 12 51 4.
- 108. Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная неорганическими кислотами и органическими растворителями 4 51 819 13 51 4.
- 109. Тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими растворителями (содержание растворителей менее 15%) 4 51 819 25 51 4.

Учет отходов на предприятии в 2020 году

Журнал первичного учета отходов является отчетным документом и необходим для хранения сведений о движении отходов на предприятии. Без такого журнала в последствии будет сложно разрабатывать ежегодную отчетность и документацию. Например, сведения из журнала используются для проведения инвентаризации отходов, разработки ПНООЛР и составления отчетности (например, для среднего и малого бизнеса: отчетность для субъектов МСП, 2-ТП отходы, расчете платы за НВОС).

Порядок ведения такого журнала в 2020 году, правила документирования и первичного учета отходов, необходимость первичного учета отходов, образовавшихся на предприятии, и их дальнейшего поэтапного движения представлены в Приказом Минприроды РФ № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Таким образом для исполнения требований этого приказа на каждом предприятии, в деятельности которых образуются отходы, следует завести соответствующий журнал, в котором фиксировать все факты образования и движения отходов в процессе производственной деятельности. В журнале учитываются все отходы предприятия с I по V класс опасности. Этот журнал должен вести сотрудник предприятия, ответственный за обращение с опасными отходами.

В соответствии с Приказом № 721 все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета отходов. При этом журнал ведется по каждому структурному подразделению отдельно: цеха, склад, производственная площадка и т.д.

Сведения в журнал вносятся в течение каждого и обобщаются ежеквартально до 10 числа месяца, следующего после каждого отчетного квартала. В конце года проводится обобщение сведений за календарный год (до 10 января следующего года).

Журнал можно заполнять самостоятельно, например, в электронном виде при помощи программы Microsoft Excel.

тема

документ Ответственность ООО 2020
документ Ответственность учредителей 2020
документ Отзыв из отпуска в 2020 году
документ Отпуск за свой счет 2020
документ Отсрочка от армии 2020

Не забываем поделиться:



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Процент за перевод с карты на карту с 1 мая 2020 года
Поправки к Конституции РФ в 2020 г.
Дефолт в России в 2020 году
Девальвация рубля в 2020 году
Как получить квартиру от государства в 2020 году
Не стоит покупать доллары в 2020 г.
Как жить после отмены ЕНВД в 2021
Обязательная маркировка товаров в 2020 году
Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Новости
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году
Недвижимость
Брокеру

©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.