Забота о подрастающем поколении – во всех ее возможных формах – всегда была характерна для нашего государства, независимо от его общественно-политического устройства.
В особенности это касается несовершеннолетних, которые, в силу определенных причин, лишены полноценного родительского внимания и заботы.
Цель законодателя в этой связи – обеспечение правового регулирования данного вопроса для полноценного воспитания недееспособных членов общества (к каковым отнесены, в частности, малолетние дети).
Современные законодательные постулаты данного направления отличаются полнотой и всесторонностью – достаточно упомянуть о том, что институт опеки отражен в нормах гражданского, семейного, административного законодательства.
Последнее регулирует вопросы, связанные с деятельностью органов местного самоуправления в области опеки и попечительства.
Для правильного понимания термина «опека» (в настоящей статье будут рассмотрены лишь вопросы, касающиеся опекунства в отношении несовершеннолетних) представляется целесообразным вначале раскрыть суть понятия, перечислить его основные черты.
Гражданский кодекс называет опеку основным инструментом, призванным защитить права и законные интересы малолетних членов общества. Кроме того, законодатель определил основную цель установления опеки – воспитательные меры в отношении детей до 14-ти лет (статья 31 ГК).
Субъектный состав правоотношения, основания его возникновения, порядок осуществления и основания прекращения, а также иные значимые вопросы сконцентрированы в Семейном кодексе – им полностью посвящена глава 20 указанного источника права.
Здесь понятие опеки трактуется несколько шире – законодатель обязывает опекуна заботиться детях, гарантируя им качественное общее образование, достойное содержание и правильное воспитание. Объектом подобной заботы являются дети, в силу различных причин оставленные без попечения родителей (статья 145 СК).
К основным источникам права относится и ФЗ «Об опеке и попечительстве», многочисленные локальные ведомственные и региональные подзаконные акты.
При осуществлении обязательственной части правоотношения (образование, содержание, воспитание ребенка) опекун приобретает права, прямо вытекающие из одноименных обязанностей.
Они практически идентичны тем, которые предусмотрены для родителей – с некоторыми оговорками, определенными специфическим статусом данного субъекта.
Это, в частности:
• право на свободный выбор методов и способов воспитания – в соответствии с собственными предпочтениями, но с обязательным учетом рекомендаций и распорядительных указаний органа опеки. Мнение ребенка также подлежит учету;
• самостоятельный выбор учреждения, осуществляющего предоставление общего образования. Требования относительно учета мнения ребенка и указаний надзорного органа – аналогичны;
• судебное вмешательство – если необходим возврат опекаемого от любых лиц (в том числе родственников);
• подачу заявлений с целью обеспечения материальной поддержки объекта опеки (пенсии, пособия);
• возбуждение искового производства в отношении лиц, имеющих обязательства, касающиеся ребенка (например, обязательства по выплате алиментных платежей);
• реализацию всех допустимых с точки зрения законодательства мер по защите прав и законных интересов опекаемого.
Даже беглый анализ перечисленных позиций дает основания для вывода – права опекуна непосредственно связаны с правами ребенка, они непосредственно направлены на недопущение любых негативных факторов по отношению к опекаемому.
Законодатель настаивает на том, что выполнение опекуном обязанностей, вытекающих из данного статуса, носит безвозмездный характер – исключения из этого правила отдельно оговорены в законодательстве.
К таковым не относится получение пособий и иных выплат, связанных с осуществлением опеки – такие льготы подлежат использованию исключительно в интересах опекаемого лица.
Уполномоченные органы, в силу своих полномочий, осуществляют контроль за целевым расходованием полученных сумм.
Возмездный характер правоотношения возможен, когда опека производится приемной семьей. С членом семьи заключается договор, в качестве существенного условия которого фигурирует и ежемесячная оплата – т.е. фактически речь идет о предоставлении опекунских услуг.
Действующее законодательство предусматривает различные формы материальной поддержки детей, являющихся объектом опекунства. Это, в частности:
Последний пункт обусловлен правом органов местного самоуправления назначать дополнительные виды пособий. Таким образом, выплаты регламентированы как нормами федерального, так и положениями регионального законодательства.
Размер пособий для лиц, проживающих в разных регионах, может существенно различаться, т.к. полномочия указанных органов предусматривают известную свободу в расчете этих сумм.
Размер пособия зависит также: от возраста опекаемого, состояния его здоровья (дети с инвалидностью наделяются повышенными суммами), некоторые иные факторы.
Необходимо подчеркнуть: все материальные блага, предусмотренные для института опеки и санкционированные государством, направлены исключительно на интересы опекаемого, опекун обязан обеспечить их адресное получение.
Проще говоря, он не вправе использовать эти средства для собственных нужд. Контроль за соблюдением интересов ребенка возложен на орган опеки.
Несмотря на то, что в большинстве случаев опекунство осуществляется на безвозмездной основе, законодатель всячески стимулирует опекунов, предоставляя им весомые льготы.
Они закреплены в ряде нормативных документов, касающихся различных правовых отраслей:
• трудового права;
• налогового права;
• пенсионного права;
• в иных отраслях (например, в нормах ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Кроме того, льготы закреплены в подзаконных актах, касающихся отдельных категорий граждан (социальная защита инвалидов обеспечивается положениями одноименного Федерального Закона).
В области трудовых правоотношений льготы опекунов практически идентичны тем, которые предусмотрены для биологических родителей. Это, в частности:
• право на ограниченную (неполную) трудовую занятость;
• опекуны, осуществляющие одноименные функции в отношении детей, которым не исполнилось пяти лет, могут быть задействованы в ночных и сверхурочных работах только после получения их письменного согласия. Аналогичные ограничения предусмотрены для командировок, для некоторых иных случаев;
• локальный ведомственный нормативный акт, действующий в рамках конкретного предприятия (коллективный договор), нередко содержит нормы, предусматривающие предоставление опекунам дополнительного неоплачиваемого отпуска (его продолжительность – не более 14 дней);
• опекун располагает правом выбора времени предоставления ежегодного отпуска, если от этого зависит оптимальное осуществление им обязанностей по опеке (к примеру, при сопровождении опекаемого к месту учебы).
Если возраст опекаемого менее 3-х лет, то опекун вправе требовать от работодателя предоставления отпуска по уходу за ребенком – с получением 40% пособия до достижения ребенком полутора лет.
Работодатели наделены в этом смысле довольно широкими полномочиями. Все разрешенные Законом меры, направленные на предоставление льгот, имеют право на существование. В то же время ущемление интересов опекуна – а, следовательно, и интересов опекаемого – недопустимо.
Налоговые льготы заключаются в получении так называемых «налоговых вычетов», т.е. определенная сумма заработной платы освобождается от налогообложения.
Основанием для применения данной льготы выступает подача декларации в налоговый орган – с приложением документов, отражающий суммы зарплат за отчетный период, а также копий документов, касающихся осуществления опекунской деятельности.
Для лиц, осуществляющих опекунские обязанности в отношении детей-инвалидов, законодатель предусмотрел ряд дополнительных льгот:
1. компенсационные выплаты (подробно прописаны в Указе Президента № 175) для неработающих опекунов;
2. неполная занятость по основному месту работы;
3. право на предоставление оплачиваемых дополнительных выходных дней (не более 4-х в течение месяца) и др.;
4. запрещение, касающееся сверхурочных работ и иных видов деятельности, сопряженных с дополнительными неудобствами (аналогично вышеописанному) без их письменного согласия;
5. скидка на оплату жилья и коммунальных услуг (не менее 50%).
Нельзя не упомянуть о преимущественном положении опекунов при получении земельных участков для индивидуального строительства, при вступлении в садоводческие и иные товарищества.
В скобках заметим, что здесь довольно сложно разграничить интересы опекаемого и интересы опекуна – не исключено, что льготы создадут дополнительные блага, в основном, для последнего.
Уполномоченный орган (орган опеки) на практике не в состоянии скрупулезно проконтролировать адресное направление благ. Однако законодатель сознательно идет на это – предполагается, что льготы в конечном итоге будут способствовать улучшению положения опекаемого и, таким образом, обязательное требование Закона о максимальном режиме благоприятствования в отношении несовершеннолетнего не будет искажено.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Требование законодателя об обязательном совместном проживании опекуна и опекаемого, изложенное в части 2 статьи 36 ГК РФ, зачастую неверно воспринимается заинтересованными лицами.
Не искушенные в юриспруденции граждане ошибочно полагают, что осуществление опекунских обязанностей наделяет их какими-либо правами в отношении собственности (в данном случае – жилой площади) несовершеннолетнего.
Это – глубоко ошибочное представление. Институт опеки не предусматривает возникновения вещных прав (права собственности или постоянного бессрочного пользования). Право опекуна проживать на жилплощади подопечного (если оно обусловлено конкретной ситуацией) оканчивается в момент прекращения правоотношения.
В соответствие с Законодательством, у опекуна не возникает права распоряжаться имуществом ребенка (поскольку отсутствует право собственности) – в частности, он не может продать (подарить, заложить, обменять) квартиру подопечного.
Мало того, несмотря на схожесть прав опекуна и родителей ребенка, имеются и существенные различия – в частности, опекуны лишены права наследования по закону.
По правилам части 2 статьи 40 ГК опекунство прекращается в связи с достижением подопечным 14-летнего возраста.
Без дополнительного оформления она трансформируется в институт попечительства, что не влечет значимых правовых последствий для сторон правоотношения.
Однако на практике имеют место случаи, когда отказ от опекунства объективно необходим до достижения указанного возраста – он может быть обусловлен интересами опекаемого или самого опекуна.
Если несовершеннолетний возвращается для проживания и воспитания в семью своих родителей (или усыновлен), то отпадает необходимость осуществления опеки.
Выносится соответствующее постановление органа опеки, на основании которого опекунство досрочно прекращается.
Допустим вариант прекращения опеки по инициативе опекуна – «отказ от опекунства». Письменная просьба опекуна должна содержать достаточные основания для подобного действа – например, наличие неустранимого конфликта интересов сторон правоотношения.
Это может быть нежелание ребенка следовать указаниям опекуна в вопросе выбора учебного заведения, спор относительно отчуждения имущества и т.п. После рассмотрения заявления органом опеки – и проверки сообщенных фактов – будет вынесено соответствующее решение.
Изменение правоотношения между опекуном и опекаемым возможно лишь после положительного решения специально уполномоченного органа.
Резюмируя сказанное, отметим, что институт опекунства требует от лица, взявшего на себя обязанности опекуна, исключительно ответственного подхода. Дух и буква Закона стоят на страже интересов несовершеннолетнего, которые имеют несомненный приоритет.
Жесткие требования к личности опекуна, наличие механизма перманентного контроля за соблюдением им обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего обусловлены заботой государства о наименее социально защищенных членах общества.
Доскональное знание прав и обязанностей данного субъекта правоотношения, грамотное их применение в интересах опекаемого – обязательное условие осуществления опекунских полномочий.