Землеустройство представляет собой важное звено организационно-правового механизма управлением использованием и охраной земель. Оно тесно связано с ведением мониторинга земель и кадастра недвижимости, поэтому многие нормативные правовые акты, содержащие нормы, касающиеся мониторинга и ведения кадастра, имеют отношение и к нему.
Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. При оценке места и роли землеустройства важно учитывать что, «это не просто отвод и определение границ земельного участка, а решающий фактор радикального изменения к земле как к национальному богатству путем введения многообразия форм собственности и системы организации использования земли».
Правовыми основами проведения землеустройства являются ст. 68, 69 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон «О землеустройстве», Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации, Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:
• почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
• оценка качества земель;
• инвентаризация земель.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
Основаниями проведения землеустройства являются:
1) решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
2) договоры о проведении землеустройства;
3) судебные решения.
Землеустройство может носить обязательный и добровольный характер.
В обязательном порядке землеустройство проводится в случаях:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• изменения границ объектов землеустройства;
• выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
• проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
В результате проведения мероприятий по землеустройству создаются фонды землеустроительной документации.
К видам землеустроительной документации относятся:
• генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
• карты (планы) объектов землеустройства;
• проекты внутрихозяйственного землеустройства;
• проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
• материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
• тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Информация о Документах государственного фонда данных, перечне услуг по информационному обеспечению, порядке и условиях доступа к ним носит открытый характер и предоставляется по запросу заинтересованных лиц. Контроль за проведением землеустройства осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.