Соотношение мотивов и интересов к самореализации в процессе музицирования с возможностями личности будет адекватным только при условии глубокой внутренней оценки собственных способностей, личностных качеств в процессе самопознания и самооценки. Тесная связь когнитивного компонента самореализации с ее глубоким и полным воплощением просматривается в утверждении, что «познавая себя, выясняя свои силы и возможности, человек тем самым создает возможности для реализации своих сущностных сил в процессе деятельности. Чем полнее и адекватнее человек познал себя, тем более полной будет самореализация». Реализация когнитивного компонента заложена в определении функции самореализации в современном социокультурном пространстве как раскрытии потенциала личности, где потенциал личности представлен способностями, системой знаний, умений и навыков.
Организационный компонент самореализации личности предполагает самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление личности, являющиеся неотъемлемыми составляющими целостного процесса самореализации, посредством которых субъект осуществляет достижение поставленных целей. Коммуникативный компонент выделен на основе определения самореализации, и проявляется в системном, динамическом взаимодействии человека с миром в процессе деятельности. Эмоционально-ценностный компонент самореализации осуществляется через эмоциональную саморегуляцию, ценностное осознание творческого процесса.
Основываясь на выделенных компонентах самореализации, рассмотрим внутренние и внешние условия успешной самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Внутренние условия самореализации управляемы и осознанны личностью, исходят из ее внутренних сил и потенций. Часть условий определяется потенциалом личности, уже имеющимся составом личности на определенном этапе развития, который будет задействован в самореализации. Среди них исследователи (Э. Шостром, А. Маслоу) акцентируют внимание на мотивационных характеристиках личности (интерес, потребность), ценностных характеристиках (осознанность, как способность самостоятельно формировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке, жизни, общественный интерес), эмоциональных характеристиках (наполненность жизни, искренность в любых чувствах), коммуникативных характеристиках (глубокие межличностные отношения).
Иные внутренние условия связаны с действиями, реализуемыми вовне и самодействиями, направленными вовнутрь личности. Они включают деятельностную реализацию, определение и достижение целей деятельности, «готовность, способность и возможность их осуществления».
Таким образом, самореализация является инициативой личности изнутри, регулируется ею. Здесь мы можем согласиться с выводами Владиславлева А. Н., который обозначает собственную активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соавтора, основным механизмом самореализации как составляющей педагогически управляемого процесса.
Успешность самореализации определяется личностными усилиями. В то же время, наличие только внутренних условий и потребностей не всегда приводит к состоявшейся самореализации. Обязательно наличие внешних стимулов и побуждений, которые способны, затрагивая личностную сферу, влиять на корректировку самореализации, ее совершенствование в целях наиболее полного раскрытия личностных потенциалов, способствовать установлению определенного эмоционального фона самореализации, что акцентирует внимание на особой значимости внешних условий эмоционально-ценностного порядка в процессе самореализации личности.
Внешними условиями успешной самореализации исследователи (Е. А. Никитина, О. С. Газман) называют:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- свободу и пространство преобразовательной деятельности и творчества;
- соизмеримость внешних требований и собственных внутренних возможностей;
- психологический комфорт;
- заинтересованность и адекватную оценку достижений личности окружающими;
- востребованность окружающими качеств личности индивидуально для нее значимых.
Особую сложность составляет сбалансированное сочетание внешних и внутренних условий самореализации, способствующих целостному развитию личности. Педагогическое управление самореализацией с целью создания оптимальных внешних условий может выражаться в помощи и поддержке, и принимать формы педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулировании самореализации. В педагогическом процессе любительского гитарного музицирования создание оптимальных внешних и внутренних условий ведет к проявлению всех структурных компонентов самореализации личности.
Подход Горячевой Е. И. к процессу самореализации как к двум взаимосвязанным аспектам: содержательному, который определяет конкретные способности конкретной личности, и представлен условиями потенциальных возможностей личности; и процессуальному, указывающему на те действия, которые актуализируют, проявляют данные способности, позволяет наблюдать проявления различных компонентов самореализации личности в двух направлениях: динамике формирования внутренних качеств и свойств личности и продуктивности деятельности, свободе в выражении потенциала.
Проявление мотивационно-деятельностного компонента самореализации личности в процессе любительского гитарного творчества происходит через высокие показатели сформированности таких качеств и свойств личности, как целеустремленность, инициативность и самостоятельность. Заинтересованность в поиске и применении информации связанной с любительской гитарным музицированием, увлеченность в реализации творческих проектов, устойчивая потребность в деятельном воплощении любительского гитарного музицирования, которая проявляется в постоянном проявлении инициативы и самостоятельности в решении творческих задач, являются показателями успешной самореализации личности участника объединения любительского гитарного музицирования.
Продуктивность деятельности также является одним из проявлений мотивационно-деятельностного компонента самореализации личности. Она выражается в регулярном участии в организации творческой деятельности в процессе любительского гитарного музицирования, реализации результата собственной творческой деятельности в публичных выступлениях, наличии наград на мероприятиях гитарного музицирования разного уровня.
Проявлениями когнитивного компонента самореализации личности становятся умелое использование полученных знаний в области теории, истории и технологии гитарного творчества, грамотное применение знаний относительно ситуации. Участник объединения любительского гитарного музицирования заинтересован в реализации знаний и творческих достижений окружающим, способен быстро ориентироваться в новых условиях, создавать собственные способы действий, трансформировать полученные знания в зависимости от условий. Он стремится к пополнению знаний и самостоятельно осуществляет поиск новой информации в сфере гитарного музицирования из разных источников, заинтересован в участии в познавательных творческих мероприятиях.
Успешность организационного компонента самореализации может прослеживаться в наличии таких ярко выраженных качеств и свойств личности, как энергичность, ответственность и дисциплинированность, самостоятельность и развитые лидерские качества. В процессе деятельности участник способен грамотно направлять деятельность коллектива с помощью волевого и эмоционального воздействия, входит в актив объединения, требователен к выполнению поставленных целей от себя и окружающих и проявляет находчивость при их достижении. Творческий подход к выполнению коллективных заданий является ярким проявлением самореализации личности. Продуктивный показатель самореализации проявляется в регулярной организации творческих программ и активном участии в их подготовке, что обуславливает наличие большого опыта организационной деятельности в сфере любительского гитарного музицирования.
Ярко выраженное позитивное отношение к процессу любительского гитарного музицирования, проявляющееся в устойчивости положительного эмоционального восприятия творческого процесса, полном согласии с содержанием и формой деятельности клубного объединения, является проявлением эмоционально-ценностного компонента самореализации личности.
Кроме того, показательным будет развитый навык самоконтроля, осознанное и адекватное проявление эмоциональных реакций, грамотное владение проявлениями собственных эмоций в процессе творческой деятельности и общения. Осмысленное ценностное отношение участника к гитарному музицированию, владение критериями оценки результатов гитарного музицирования, способность давать им осмысленную оценку, высоко развитые вкусы в восприятии гитарного творчества говорят о высоком уровне самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Коммуникативный компонент самореализации проявляется в развитом навыке организации общения в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, умении доступно, четко, грамотно излагать собственные мысли, налаживать оптимальные связи и взаимодействия ради достижения поставленных творческих целей.
Участник способен учитывать индивидуальные особенности собеседника в процессе общения, терпеливо и уважительно относится к собеседникам, быстро находит компромиссы при возникновении конфликта. Показательными являются сроки адаптации в коллективе, налаживания контактов, использование различных форм общения в зависимости от условий, умение привлечь внимание собеседника, в диалоге получить нужную информацию.
Проведенное исследование послужило основой для разработки модели и программы самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования в условиях деятельности учреждений социально-культурной деятельности и дополнительного образования.