Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Менеджеру » Коллективная деятельность

Коллективная деятельность

Коллективная деятельность

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

1. Коллективная деятельность
2. Коллективная творческая деятельность
3. Организация коллективной деятельности
4. Формы коллективной деятельности
5. Технологии коллективной деятельности
6. Виды коллективной деятельности
7. Коллективная деятельность учащихся
8. Социально-коллективная деятельность
9. Совместная коллективная деятельность
10. Управление коллективной деятельностью

Коллективная деятельность

Коллективная деятельность предполагает координацию и интеграцию деятельности отдельных членов коллектива. Эта задача обеспечивается в коллективе руководителем, ибо управление производством непосредственно связано с управлением людьми. Эффективность управленческой деятельности, естественно, оценивается по производственным результатам. Высокие трудовые показатели коллективов в большой степени зависят от личных качеств руководителей, и потому проблема психологии личности является важной проблемой в области управления.

Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимовлияние педагога и учащихся, так же как учащихся друг на друга.

Успешность коллективной деятельности в бригаде во многом зависит от психологической групповой совместимости как одного из показателей зрелости межличностных отношений в бригаде.

Особенность коллективной деятельности новаторов при социализме заключается в том, что трудящиеся добровольно вступают во временные производственные связи, чтобы использовать свои знания и умения для достижения еще больших производственных результатов и с еще большим народнохозяйственным эффектом.

В процессе коллективной деятельности важно наличие группировок для разрешения конфликтов при совместном использовании ресурсов, санкционирование входа по индикаторам и паролям, защита информации с помощью прав доступа. Дополнительный уровень безопасности поддерживается методами и средствами шифрования и электронной подписи.

Кроме положительных проявлений коллективная деятельность может иногда сопровождаться и неприятными эффектами, которые руководитель должен предвидеть и быть готовым отличить действительно положительный дух коллектива от феномена группового единомыслия. К таким нежелательным эффектам коллективности относятся: иллюзия неуязвимости, стремление к устранению любых возможных возражений, негативное отношение к соперникам, сопровождающееся точкой зрения Мы против Них, открытое давление на членов коллектива, иллюзия единодушия оценок собственной деятельности.

Какими нормами регулируется коллективная деятельность.

Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности - сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого сумасшедшего видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно: активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с другой стороны, - синергетический (взаимообогащающий) эффект дает мощный импульс развитию самой группы, выполняющей деятельность. Однако в деятельности такого типа следы индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы.

Что означает стиль коллективной деятельности.

Лисп не является результатом коллективной деятельности комитетов или поиска компромиссов, он, прежде всего, отражает личное видение сущности и возможностей программирования одного человека, Джона Маккарти. Возраст языка и продолжающийся рост его применения вне рамок чисто научных лабораторий показывают, что в идеях Маккарти есть нечто значимое и непреходящее.

Используются в целях моделирования ситуаций коллективной деятельности и получения информации о типичных способах и средствах поведения человека в них, а также об особенностях взаимодействия людей в группе при решении общей для них задачи. В ходе наблюдения за взаимодействием участников данные фиксируются в специальных бланках, иногда применяются технические средства записи: аудио - и видеоаппаратура.

Современная наука представляет собой результат коллективной деятельности человека, его опыта и знаний, накопленных в течение многих столетий. Она включает в себя многочисленные открытия законов развития природы и общества.

Перечисленные ниже факторы показывают, что коллективная деятельность в научно-исследовательской работе становится все более необходимой, постоянно возрастающий объем информации, требуемый для решения научных проблем; возрастающая комплексность проблем; необходимость быстрейшего завершения исследовательских работ, для внедрения их результатов в производство и для более эффективного использования исследовательской аппаратуры; возрастающая специализация отдельных ученых.

Наиболее эффективной формой движения новаторов является коллективная деятельность новаторов на базе заключения коллективного договора новаторов.

Ее суть заключается в том, что коллективная деятельность любых агентов всегда основывается на отношениях социальных зависимостей и общественной власти. При этом считается, что эти являются составляющими компонентами когнитивных структур агентов.

Но это сплочение выражается прежде всего в коллективной деятельности. Сила партии заключается в единстве партии, в единстве ее действий. И вот, товарищи, мне кажется, что при всем желании, - а, несомненно, такое желание имеется у многих коммунистов, - найти какую-либо форму, которая дала бы нам возможность оставить этих людей в партии, мы не можем удовлетворить этого желания. Идти навстречу такому желанию опасно для партии. Это значит обольщаться только видимостью единства партии, стремясь сохранить во что бы то ни стало определенное количество явно лишних членов партии. Но такое единство разлагает партию, разрушает цельность большевистского миросозерцания, подрывает большевистскую организационную структуру.

Секции в домах 50-х годов. По двухчастной, самой простой схеме зону коллективной деятельности отделяют от зоны отдыха и самостоятельных занятий. В четырехместной схеме предусмотрена еще большая дифференциация помещений.

Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность. Их воспитательная и образовательная сущность в современных условиях лучше всего проявляется в демократизме организации социальной. Гласные способы трудовых поручений, обоснование контрактов качеством образования, профессионального опыта, личностными свойствами обеспечивают не только высокие показания по менеджменту, но и педагогизацию социальной работы.

Для определения многих ситуаций коллективного решения задач, коллективной деятельности подходит понятие спор. Воспользуемся определением, приводимым в книге Л. Г. Павловой Спор, дискуссия, полемика: спор - всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая сторона отстаивает свою правоту. Часто в качестве синонимов этого слова воспринимают слова: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Но зачастую в научной литературе эти понятия отражают отдельные разновидности споров.

Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов.

Грандиозные успехи нашей страны достигнуты благодаря неутомимой, по-ленински принципиальной, коллективной деятельности Центрального Комитета и его Президиума. Теперь мы, коммунисты, видим, какое огромное одобрение в сердцах всех трудящихся любой отдаленной окраины нашей страны получил утвердившийся в деятельности Центрального Комитета партии ленинский принцип коллегиальности. Последовательное осуществление принципа коллегиальности во всей деятельности партии является верной гарантией всех наших побед. Нас глубоко радует, что Центральный Комитет своевременно и решительно пресек деятельность антипартийной фракционной группы Маленкова, Кагановича, Молотова, Булганина и Шепилова. На примере разоблачения и разгрома этой антипартийной группы еще раз проявлена верность нашей партии ленинским заветам о сохранении единства ее рядов, о неразрывной связи партии с массами.

Экспериментальные данные, полученные психологами свидетельствуют о том, что коллективная деятельность даже с учетом разделения членов группы на лидера и ведомых может при определенных условиях не нивелировать, а развивать личность каждого из членов группы, участвующих во взаимодействии. И это происходит именно в тех группах, где уровень взаимной деятельности оказывается наиболее высоким. Особенно велика роль совместной деятельности в формировании культуры общения, в развитии коллективистских отношений между людьми. Ускоренными темпами стали создаваться программно-технические средства, ориентированные на организацию коллективной деятельности проектировщиков различного - профиля (расчетчиков, конструкторов, технологов), не имеющих специальных познаний в программировании и вычислительной технике.

Ускоренными темпами стали создаваться программно-технические средства, ориентированные на организацию коллективной деятельности проектировщиков различного профиля (расчетчиков, конструкторов, технологов), не имеющих специальных познаний в программировании и вычислительной технике.

Крупные успехи советского народа и партии достигнуты благодаря неутомимой, по-ленински принципиальной коллективной деятельности Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Все мы являемся свидетелями того, какой огромный одобряющий отклик в сердцах коммунистов, всех трудящихся получил утвердившийся в деятельности Центрального Комитета КПСС ленинский принцип коллегиальности - высший принцип партийного руководства. Необходимым условием функционирования организации как социального образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности, является соединение разнородных деятельностей в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения общих целей. Наконец, прогресс цивилизации проявляется в расширении социальных потребностей людей в общественной, коллективной деятельности.

Исторически термин менеджмент зародился как обозначение принципов оптимизации, научной обоснованности организации коллективной деятельности людей на производстве. Впоследствии апробированные принципы, методы и формы менеджмента проникают в сферу услуг, а затем и в сферу государственного управления, что и послужило основой расширения его применения.

Имея в виду, что высшая школа готовит командиров производства, организаторов коллективной деятельности людей в условиях общественного производства, предметом анализа необходимо сделать единство слова и дела, единство профессионального и нравственного, подготовленность к применению знаний на практике в различных ситуациях.

Разделение труда и последующее формирование специализированных структурных подразделений тесно связаны с проблемой рационализации коллективной деятельности. Логика формирования структурных подразделений в организации вариативна и базируется на разных основаниях, именуемых принципами департаментализации.

Важность процесса разработки и принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием управления возникла и развивалась теория принятия решений. Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникла после того, как появились организации в современном понимании. В расширенном определении решения отождествляются со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор оптимального из множества альтернативных вариантов.

Уже в процессе зарождения первобытного человеческого общества необходимость совместного добывания пищи, отражения нападений врагов и вообще коллективной деятельности сформировала у наших далеких предков средства общения между собой.

Разумеется, ряд положений, вытекающих из анализа полученных данных (это, в частности, касается изучения коллективной деятельности, где эксперименты с большими группами проводить чрезвычайно трудно), нуждаются в дальнейшей проверке и разработке. Но в целом, учитывая большое число конструкторов, охваченных исследованием, диапазон их конкретной исполнительской деятельности, различный стаж, результаты можно считать достаточно надежными, а сделанные выводы представляются применимыми на практике.

Проблема ответственности возникла в связи с тем, что проектная документация, получаемая в САПР, является результатом коллективной деятельности. При ручном проектировании каждый проектный документ, как правило, выполняется от начала до конца одним лицом, которое подписывается под этим документом и несет за него ответственность.

Лицевой счет экономии - документ, являющийся формой оперативного учета экономии всех видов ресурсов и отражающий результативность индивидуальной или коллективной деятельности по использованию трудовых, материальных, финансовых и других производственных ресурсов. Лицевой счет экономии - документ, являющийся формой оперативного учета экономии всех видов ресурсов и отражающий результативность индивидуальной или коллективной деятельности по использованию трудовых, материальных, финансовых и других производственных ресурсов.

Кравцовым исследование показало, что ведущей деятельностью подросткового возраста является такая учебная деятельность, которая обеспечивает общение подростков между собой по содержанию коллективной деятельности, причем все ее участники имеют право и способны на оценку и постановку целей осуществляемой данным коллективом деятельности.

Социологический подход к культуре рассматривает ее как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Согласно противоположной теории, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой один из тех феноменов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим, т.е. от форм социальной, коллективной деятельности ребенка к его индивидуальным функциям. Этот переход является общим законом, как мы показали в одной из наших прежних работ. Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития. В зависимости от этого изменяются и наши воззрения на вопрос о структуре, функции и судьбе эгоцентрической речи. Структура ее, представляется нам, развивается параллельно обособлению ее функций и в соответствии с ее функциями. Иначе говоря, приобретая новое назначение, речь, естественно, перестраивается и в своей структуре сообразно с новыми функциями. Мы ниже подробно остановимся на этих структурных особенностях. Скажем только, что эти особенности не отмирают и не сглаживаются, не сходят на нет и не инволюционируют, но усиливаются и нарастают, эволюционируют и развиваются вместе с возрастом ребенка, так что развитие их, как и всей, впрочем, эгоцентрической речи, идет не по затухающей, а по восходящей кривой. Использование фактора оценки - санкции в качестве средства самоорганизации коллектива предполагает выработку форм внутреннего воздействия коллектива на своих членов, гарантирующего полноценное участие каждого в коллективной деятельности.

Но независимо от тех тонких различий, которые позволяют говорить об особенностях поведения в различных группах, существуют и какие-то общие закономерности этого поведения в обстановке коллективной деятельности. Этим объясняется секрет повышения производительности труда уде в условиях простой кооперации.

Обобществление труда - исторический процесс превращения труда из индивидуального в общественный на основе углубления общественного разделения труда и замены средств производства обособленных производителей средствами производства, требующими коллективной деятельности.

Сторонники Ленина говорили, что устав пишется не для профессоров, а для пролетариев, которые не так робки, как профессора, и не испугаются организованности и коллективной деятельности. Мартовцы, наоборот, стремились открыть дверь именно для профессоров.

Это значит, что формирование таких качеств личности ребенка, как мышление, внимание, память, воля и другие, невозможно лишь путем индивидуальной его деятельности; необходима и совместная, коллективная деятельность ребенка со своими сверстниками и с взрослым - учителем. Больше того, совместная деятельность должна предшествовать индивидуальной.

Концепция команды состоит в том, что команда выходит за рамки традиционной формальной рабочей группы, благодаря коллективному синергетическому эффекту, который состоит в том, что целое - результат коллективной деятельности больше, чем простая сумма слагаемых - сумма результатов деятельности членов команды.

Решение проблемы состоит в том, чтобы создать специальную систему принципов, методов и выяснить условия, при которых объективные оценки способностей не вели бы к ухудшению микроклимата и расстройству коллективной деятельности.

При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умения их применения в труде, в общении, личной жизни.

Если в стимулирующей стратегии руководителя его замысел ориентировал коллектив на перспективу, полностью самореализуясь в этой стратегии, то в другой, мобилизующей стратегии замысел руководителя ограничен ориентацией на поиск привлекательности целей коллективной деятельности, чтобы лучше выполнить план.

Коллективная творческая деятельность

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и детей, а в ряде случаев и родителей.

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого;
2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;
3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;
4) данная форма является по исполнению неповторимой.

На практике доказывается преимущество коллективных способов воспитания, которые являются мощными оптимальными средствами индивидуального воздействия на детей. Существует несколько видов коллективной творческой деятельности: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, спортивные, художественные, досуговые.

Трудовая коллективная творческая деятельность: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, поста трудовая, рейд, фабрика трудовая.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания педагогов — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательная коллективная творческая деятельность: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир–викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Суть познавательных КТД — открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у детей гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД — формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Художественная коллективная творческая деятельность. Концерт. Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий. Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека.

Создавая и воплощая замысел своих художественных обозрений, в которых соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыка и танцы, дети применяют знания, умения и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во внеклассных и внешкольных занятиях — коллективных и индивидуальных. И применяют тем успешнее, чем полнее и глубже подкрепляют художественный опыт идейно-нравственным (содержание художественных обозрений), трудовым (предметно-художественное творчество), познавательным, творческим.

Спортивная коллективная творческая деятельность: веселая спартакиада, спартакиада народных игр и т.д.

Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.

Например. Веселая спартакиада — несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры.

Веселая спартакиада прививает интерес к спорту, развивает ловкость, находчивость, меткость, умение соотносить свои действия с действиями других, ориентироваться в обстановке и быстро принимать нужные решения. Это КТД — хорошее средство поднятия тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков и девочек, старших и младших, ребят и взрослых, Экологическая коллективная творческая деятельность: операции «Родник», «Муравейник», «Малая речка», «Болото», «Озеро», «Поляна» и т.д.

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

Общественно-политическая коллективная творческая деятельность: агит-афиша, агит-календарь, агит-поход, анкета общественного мнения, аукцион идей, беседа политического обозревателя, беседа за «круглым столом» и т.д.

Деидеологизация и деполитизация, идущие сейчас в стране, не означают, что ребят надо совсем уводить от общественных и политических дел. Это было бы серьезной ошибкой. Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Забота педагога – помочь ребятам использовать те знания, которые они уже усвоили на уроках истории, обществоведения, литературы. КТД «политического» толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат плюрализму мнений и суждений.

Досуговая коллективная творческая деятельность: ринг, рыцарский турнир, турнир бумажных голубей, хит-парад, хоровод друзей, цирк из газетной бумаги, чаепитие, час импровизаций, час инсценировки и т.д.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действительная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Организация коллективной деятельности

Современное общество предъявляет к человеку высокие требования, проявляющиеся в способности успешно адаптироваться в изменяющихся условиях. Общепризнанно, что существование человеческого общества базируется на коллективной деятельности людей. С течением времени, формы коллективного взаимодействия развиваются и усложняются, становятся разнообразнее. Успешное развитие во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно взаимодействовать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли они развивать в себе взаимопонимание, терпимость друг к другу.

Для будущего очень важно, чтобы новое поколение выросло людьми, умеющими эффективно взаимодействовать при решении сложных жизненных задач. Благоприятными условиями для формирования подобных качеств личности располагает начальная школа.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива сверстников. Поэтому именно школа призвана решить задачу формирования у ребёнка навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Эти вопросы призваны решать занятия, обучающие детей взаимодействию и сотрудничеству.

Работа в выбранном направлении решает следующие задачи:

1. Создание у детей мотивации (побуждения, направленности) на сотрудничество. Для этого необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия и сотрудничества, который позволит им убедиться:
• работать вместе с другими приятно и интересно;
• коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;
• в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и после того как общая работа окончена.
2. Формирование у детей привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Для этого необходимо обеспечить детям такой опыт совместной работы со сверстниками, который позволит им:
• принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции, результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов;
• почувствовать, что вклад каждого обогащается вкладами других участников.
3. Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы.
• до начала выполнения работы и по ходу её обсуждать и согласовывать планы;
• знать и использовать правила эффективного обсуждения;
• распределять обязанности и средства, используя справедливые процедуры и объективные критерии.
4. Развитие эмоциональной сферы личности детей.
• Распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, ориентируясь как на вербальные так и на невербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию);
• Адекватными средствами выражать собственные чувства и говорить о предполагаемых чувствах партнёров.

Взаимодействие и сотрудничество должно подчиняться принципам:

• Обучение в деятельности. Участие детей в групповых работах даёт им непосредственный опыт взаимодействия, который незаменим и который нельзя получить, пассивно изучая с ними правила поведения.
• Предоставление детям всей возможной самостоятельности в организации деятельности группы. Лишение учеников права на инициативу снимает с них ответственность за происходящее. В этих условиях у детей не возникает потребность вникать в суть человеческих отношений и учиться эти отношения налаживать и поддерживать. Для эффективного обучения детям должна оказываться только необходимая помощь.
• Обеспечение детям позитивного опыта деятельности.
Позитивным оптом считается такой, когда удовлетворение, полученное ребёнком от участия в групповой работе, компенсирует то чувство напряжения и негативные эмоции, которые возникали в процессе работы.
• Работа учителя в стиле сотрудничества. Учитель является образцом для детей. Поэтому, если учитель ставит своей целью научить детей сотрудничать, сам он должен действовать в стиле сотрудничества, уважать мнения и решения детей.
• Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы, по сравнению с качеством продукта деятельности.

Поскольку целью учителя является обучение детей сотрудничеству, именно этому аспекту деятельности он должен уделять основное внимание. Нельзя признать успешной работу, которую. За всю группу выполнил один талантливый участник.

Задания, направленные на обучение детей взаимодействию и сотрудничеству должны отвечать трём требованиям:

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
• задания, которые требуют выполнения большого объёма работы;
• задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
• задания на развитие творческого мышления, где требуется рассмотреть максимальное количество оригинальных идей;
• задания, требующие принятия решений непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям;
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

В организации данной работы важна роль учителя. Учитель выступает как гарант безопасности, как знаток и эксперт, как генератор идей и судья. Присутствие учителя и его внимание к происходящему помогает детям преодолеть страх и неуверенность, почувствовать себя защищёнными. Дети полагаются на то, что в случае необходимости учитель вмешается, предотвратит или исправит их ошибки, примет на себя ответственность за происходящее.

Учитель может оказать следующие виды помощи:

• моральная поддержка («Я уверена, вы справитесь, если ещё немножко подумаете, как можно поступить в данном случае»);
• намёк («А как поступают другие люди в таких ситуациях?»);
• демонстрация образца, рекомендация («Посмотри, ты не одна оказалась в такой ситуации. Видишь, как сделали девочки?»);
• прямое указание и предписание, как действовать.

Организуя совместную деятельность, важно познакомить учеников с правилами обсуждения их работы в группе.

Обсуждение организуется следующим образом:

• все дети высказываются по очереди;
• запрещается перебивать другого;
• нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; необходимо ограничиться высказыванием собственного мнения о выполненной работе.

Формы коллективной деятельности

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляют тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, стремясь отыскать каждый раз новый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает 6 стадий (И. П. Иванов).

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов через детей, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): Что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые — равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, возбуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Потому велика роль взрослого, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать секретным договором, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами — опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД.

На общем сборе, в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми, при этом данная проблема высказывается школьниками при создании специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и. понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является мозговой штурм, когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе мозгового штурма может создаваться банк идей, т. е. набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, т. е. участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведения любого КТД, допускать извращения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе, ранее используемые формы. КТД — лишь одно из средств в системе воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях и близких людях, окружающем мире.

Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология, коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

- доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
- выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;
- определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
- создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
- от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
- создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
- оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

Технологии коллективной деятельности

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в предыдущей теме "Технология конструирования педагогического процесса".

Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентаций и ограничений.

Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

Пятая стадия технологии коллективного творческого воспитания - коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общее собрание коллектива или специальный сбор-"огонек", посвященный результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее.

Технология коллективного творческого воспитания не завершается подведением итогов. На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы КТД, выполняются те решения, которые были приняты на общем собрании, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело.

Технологию коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на нее как на универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики.

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы.

Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:

Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию?
К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?

В конце данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД.

На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогать?

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Виды коллективной деятельности

Не все потенциальные виды государственной, или коллективной, деятельности должны организовываться по одному и тому же правилу принятия решений; это кажется очевидным утверждением, которое непосредственно следует из общего анализа индивидуального расчета. Даже на этой концептуальной стадии мы можем изолировать две потенциальные сферы государственной деятельности и рассмотреть применимость правил принятия решений по отношению к каждой в отдельности.

К первой категории мы должны отнести те возможные коллективные, или общественные, решения, которые модифицируют или ограничивают структуру индивидуальных прав человека и прав собственности после того, как она ранее уже была однажды установлена, и с ней согласилось все сообщество. Права собственности, в частности, никогда не могут быть установлены раз и навсегда, всегда будет существовать область квази прав собственности, подверженных изменению в результате деятельности сообщества. Индивид может прогнозировать, что такие коллективные действия в этой сфере могут привести к чрезвычайно большим издержкам для него. В таких случаях он будет стремиться к тому, чтобы увеличить значимость своего согласия и вполне добровольно ^может понести значительные издержки по принятию решений, чтобы гарантировать себе защиту перед угрозой конфискации. Верхняя кривая, представляющая собой внешние издержки, принимает относительно большие значения по всему спектру возможных правил принятия решений до момента резкого изгиба в направлении абсциссы при приближении к правилу единогласия. Нижняя кривая, представляющая издержки принятия решений, может в таких условиях вообще не иметь значения. Продолжение частной деятельности, хотя и при ограничениях, накладываемых правами собственности, может привести к определенным ожидаемым побочным издержкам, и индивид может встать на точку зрения о необходимости получить что-то при помощи коллективных действий. Однако до тех пор, пока ему предлагается в качестве защиты нечто, лишь приближающееся к правилу единогласия, он может рационально выбрать бремя издержек, являющихся результатом частного принятия решений. Он может опасаться, что коллективные действия, предпринимаемые против его интересов, будут более вредны, чем его издержки, обусловленные частной организацией деятельности. Предположим, что для индивида, чьи ожидания ожидаемые издержки частной организации деятельности представлены отрезком ОА. Ожидаемые внешние издержки коллективной деятельности, не зависящие от издержек принятия решений, превышают ожидаемые издержки частной организации для всех правил, требующих согласия меньше, чем K/N числа индивидов.

Наиболее известным практическим примером такого вида деятельности являются решения многих муниципалитетов о земельных зонах. В них права собственности определяются через конкретные разрешенные варианты использования земельных участков. Если в соответствии с желанием конкретного или перспективного владельца орган земельного регулирования хочет внести изменения в список разрешенных видов пользования, то для этого может понадобиться получение почти единогласного одобрения всех собственников близлежащих участков. Основной вывод состоит в том, что когда индивиду может быть нанесен значительный ущерб, то он может не согласиться с любым правилом принятия решений, кроме того, которое будет приближаться по результатам своего действия к правилу единогласия.

Вторая категория потенциальных коллективных действий может быть определена как включающая все те особые виды деятельности, которые осуществляются государством. Анализируя большинство этих видов деятельности, индивид поймет, что частная схема их организации приведет к возникновению у него определенных издержек взаимозависимости, причем значительных, и он, согласно нашей гипотезе, поддержит перемещение таких действий в коллективный сектор. Тому можно привести множество примеров. Так, индивиды, если им предоставить полную свободу частного выбора, могут не дать своим детям достаточного образования, могут не соблюдать в районе своего проживания правил противопожарной безопасности, могут не уничтожать в своих владениях москитных гнезд, могут не объединяться в достаточно большую группу для наиболее эффективного приобретения услуг полицейской охраны и т. д. - все это приводит нас к мысли, что такие виды деятельности могут быть рационально переведены в общественный сектор. Во многих таких случаях может быть проведено относительно четкое разграничение между ожидаемыми издержками от чисто частной организации и ожидаемыми издержками от коллективных действий, практически независимо от того, какое правило принятия решений должно быть выбрано.

Рациональный индивид также понимает, что от него потребуются время и усилия для участия в принятии всех таких решений и что эти издержки будут расти с увеличением размеров решающей группы. Поэтому настолько, насколько он может спрогнозировать последствия таких решений, он будут стараться избрать правило принятия решений, минимизирующее общие ожидаемые издержки, которые он должен понести, то есть как издержки, возникающие у него вследствие принятия неблагоприятных, с его точки зрения, коллективных решений, так и издержки, которые он несет как субъект, участвующий в принятии решений. Эту вторую категорию удобно анализировать при помощи нашей первой концептуальной модели, где соответствующее правило показано отношением R/N.

Отметим, что набор видов коллективной деятельности, которые должны регулироваться правилом принятия решений R/N общего числа индивидов, будет сопровожден с некоторыми положительными издержками для индивида, которые отображены отрезком RR, но неспособность ограничить частную деятельность также может быть чрезвычайно дорогим удовольствием. Предположим, ожидается, что неограниченный принцип частной организации деятельности породит у индивида издержки, отображенные отрезком ОА. Индивид ожидает, что он сможет снизить общие издержки взаимозависимости с ОА до RR, если переместит рассматриваемые виды деятельности из сферы частного в сферу коллективного выбора. В определенном смысле отрезок АВ отображает "выгоды от обмена", которые индивид ожидает получить в результате своего участия в "политическом обмене" со своими собратьями. Отметим также, что выгоды от обмена возникнут при организации рассматриваемых видов деятельности на коллективных принципах по любому правилу принятия решений числом голосов больше, чем Q/N общего числа членов группы и меньше, чем Q/N.

Однако выгоды максимизируются только при правиле R/N.

Конечно, использование нами такой грубой двойной классификации не означает, что все коллективные действия должны были бы быть рационально отнесены к сфере действия одного из двух правил принятия решений. Число категорий и количество выбранных правил принятия решений будут зависеть от той ситуации, возникновение которой прогнозирует индивид, и от ожидаемого эффекта "роста отдачи от масштаба" в результате использования одного и того же правила в отношении многих видов деятельности.

Коллективная деятельность учащихся

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Происходит модернизация образовательной системы, в связи с этим обстоятельством ведётся постоянный поиск эффективных способов обучения и воспитания, поскольку в основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. А это значит, что наиболее важным сегодня для педагога является формирование у учащихся информационно-коммуникативной компетенции, создание условий для развития навыков сотрудничества, формирование умений взаимодействовать в процессе учебной деятельности с педагогом и сверстниками. В этой связи учителю целесообразно использовать «метод коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся, развивающих в них чувство единения и ответственности».

Вместе с тем урок остаётся основной дидактической единицей образовательного процесса, хотя содержание ФГОС обязывает педагога внести в него существенные изменения и дополнения, среди которых следующие:

- урок проектируется как интегрированный, полипредметный, что означает выход за рамки учебного предмета;
- урок становится полем использования новых дидактических приемов, образовательных и информационных технологий;
- современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны, а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом.

Подавляющее большинство современных педагогических технологий можно реализовать посредством организации коллективной деятельности. В начальной школе коллективную деятельность мы выделяем как один из актуальных методов личностного развития, художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности.

Проблемам коллективной изобразительной деятельности учащихся начальных классов как средством воспитания и обучения, посвящены труды учёных-педагогов, психологов (А.В. Бакушинский, Л.А. Буровкина, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова, К.М. Лепилов, И.Н. Турро, А.И. Савенков и др.).

Одной из первых классификаций коллективных работ по изобразительному искусству была классификация, предложенная исследователем И.Н. Турро. В начале 70-х годов он выделил одну из главных особенностей коллективной изобразительной деятельности – это форма организации совместной работы. По этому признаку автор выделяет три группы коллективных работ по изобразительному искусству: к первой группе учёный относит работы, полученные путём соединения индивидуальных рисунков, сделанных с учётом общего замысла (фронтальные); вторая группа – работы, выполняемые по общему решению на одном листе, когда каждый ребёнок делает свою часть задания, согласовывая это с тем, что делают другие (комплексные работы); третья группа – работы, при выполнении которых каждый участник выполняет только одну определённую операцию (коллективно-производственная). В 80-х годы в отечественной дидактике существовала иная классификация (Т.Н. Доронова, Е.И. Коротеева, Б.В. Пионтик и др.), согласно которой работы по изобразительному искусству делятся на парные (работа в паре); групповые (работа в небольшой группе); коллективные – общие (работа всем классом). Очевидно, что такое деление, является только внешним.

В психологических исследованиях учёных, посвящённых проблемам совместной деятельности (Ф.Д. Горбов, Л.И. Умацкий, А.С. Чернышов) можно встретить следующие формы её организации: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая, что, по сути, очень схожа с классификацией И.Н. Турро.

На практике нами используется усовершенствованная Т.С. Комаровой, А.И. Савенковым классификация форм организации совместной деятельности, объединившая в себе разработки И.Н. Турро, учёных-психологов, в основе которой более тонкая дифференцированная систематизация, предполагающая постепенное усложнение процесса взаимодействия учащихся и педагога.

В работе с учащимися младших классов активно использую три основные формы организации изобразительной деятельности метода коллективного творчества. Совместно-индивидуальная (фронтальная) форма организации коллективной деятельности чаще других используется в работе с первоклассниками, особенно в период адаптации к школьной жизни.

Одна из первых коллективных работ «Осенний лес» проводится в начале октября. Ребята индивидуально последовательно выполняют три творческих задания:

1) вырезать из бумаги необычное облако и наклеить своё облако на общий лист бумаги;
2) сделать дерево;
3) два разных осенних листочка.

При этом учащиеся не сидят весь урок за партой, а находятся в рабочем движении, а значит, меньше утомляются.

Зачастую, выполняя индивидуальное задание, учащийся, оставаясь с ним один на один, не может приступить к его выполнению из-за своей неуверенности, сомнения в том, правильно ли понято было им задание. К счастью, в любом классе есть более активные, быстрые одноклассники, работа которых окажется первой на общем листе и послужит неким толчком, озарением для других ребят. Такой подход позволяет развитию творческого потенциала учащихся, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.

При организации коллективной деятельности для активизации творческого потенциала учащихся важно использовать различные, а где-то даже необычные материалы. Примером такой работы может послужить коллективный проект с тем же названием, но выполненный второклассниками с применением совместно-взаимодействующей формы организации коллективной деятельности. Кроме того, нестандартность этого урока заключается в следующем. Во-первых, урок построен на интеграции двух предметов: окружающего мира и изобразительного искусства, благодаря чему у учащихся формируется осознание того, что мир, окружающий их, познаётся ими во всём многообразии и единстве. Во-вторых, учащиеся своими руками создают модель леса, используя конструктор «Лего». В дальнейшем используют её на уроках окружающего мира в качестве наглядного материала, при этом осознают полезность, нужность и значимость созданного своими руками продукта совместного творчества.

Совместно-последовательная, как форма организации коллективного труда, предполагает работу по принципу «конвейера», когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Как правило, «конвейер» «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встаёт задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, открытки, ёлочные украшения.

Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы коллективная работа спорилась, её объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.

Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, мы пришли к выводу, что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Индивидуальные задания, из которых складывается совместная деятельность, по возможности, должны быть связаны с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом. В данном случае «в содержании и планировании работы необходимо, чтобы прослеживались основополагающие принципы художественного образования». Использование на практике интегрированных уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость. Создавая коллективную работу важно, чтобы ребёнок видел общественно-полезный результат своей деятельности. Именно активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, способствует формированию стержневых черт личности. Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности. Метод открывает безграничные возможности для включения в урок элементов различных современных образовательных технологий.

Социально-коллективная деятельность

Совместная деятельность (в социальной психологии) — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;
2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов;
3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;
4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;
5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер.

Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.

Совместная коллективная деятельность

Содержание взаимодействия, его смысловую нагрузку раскрывают как на уровне отдельных контактов так и в контексте совместной деятельности, т.е. такой, которая реализуется совместно с кем-то.

Межличностная общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а конкретным содержанием этой взаимосвязи является соотношение индивидуального вклада каждого участника в общее дело.

Обычно выделяют три модели совместной деятельности:

1. совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);
2. совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);
3. совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).

Также утверждается, что для организации совместной деятельности необходимо пространственно-временное согласование. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенной общей для них задачи. Взаимодействие словно пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга.

Можно назвать основные признаки совместной деятельности:

• наличие общих целей для участников взаимодействия (совместная деятельность, как и другая форма кооперации, порождается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или достижимые частично);
• совместная деятельность целесообразна в том случае, когда заранее ставятся осознанные цели;
• участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь стимул работать вместе, то есть следует сформировать общую мотивацию для достижения цели;
• необходимое разделение единого процесса достижения коллективной цели на определенные составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупностью действий, операций и их распределением между участниками взаимодействия;
• объединение (или совмещение) индивидуальных дальностей, которое понимается как образование целостности совместной деятельности и содействия возникновению взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками этой деятельности;
• согласованные, координированные выполнения распределенных и объединенных индивидуальных дальностей всех участников;
• необходимость в управлении (включая самоуправление) - потребность, внутренне присуща совместной деятельности;
• наличие единого заключительного результата, общего для участников совместной деятельности;
• единое пространственно-временное функционирование участников взаимодействия.

Относительно собственно психологических составляющих совместной деятельности, то обычно анализ их начинается с выделения и характеристики общей цели, которая является важнейшим компонентом общей деятельности.

Общая цель олицетворяет идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь общность индивидов (коллективный субъект) в ходе взаимодействия. Она может быть расписана и в виде более частичных общих задач, поэтапное выполнение которых приближает всех к получению конечного результата. Обязательным психологическим компонентом совместной деятельности есть общая мотивация, то есть то, что побуждает людей к достижению общей цели. Здесь чрезвычайно важным является вопрос соотношения индивидуальных и коллективных мотивов.

Следующий психологический компонент - совместные действия. Они направлены на реализацию текущих и перспективных задач совместной деятельности. Завершает их психологическую структуру общий результат.

При этом важное значение имеет не только и не столько общий объективный конечный продукт, но и субъективное отражение результата индивидуальными и коллективными субъектами. Бесспорно, условием выполнения совместной деятельности являются процессы разделения, объединения, согласования, управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами.

В контексте рассмотрения вопроса о роли взаимодействия в совместной деятельности важно подчеркнуть тот факт, что взаимодействие как процесс состоит из физического (совместное перемещение в пространстве, совместные действия) и духовного контактов.

Речь идет о том, что в организации коллективной деятельности имеются следующие основные аспекты, которые характеризуют взаимодействие как процесс: действующие индивиды, совместные действия, информационные связи, взаимовлияния, взаимоотношения, взаимопонимание.

Поэтому взаимодействие в коллективной деятельности проявляется, прежде всего, в форме ее организации, т.е. совместных действий, направленных на общий предмет труда. Именно они - совместные действия - вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов и пр.).

Вместе с тем в процессе взаимодействия происходят взаимные влияния участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые, по мнению А. Журавлева, вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых компонентов.

Исследователь считает, что такими составными компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками этой деятельности, но не любые, а детерминированные направленностью на общий предмет, т.е. предметно направленные взаимодействия. При этом под взаимодействием здесь понимается такая система действий участников коллективной деятельности, при которой поступки одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а поступки последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первой группы индивидов.

Возникает вопрос: «Каков характер применения взаимодействия в структуре совместной деятельности?» Автор выделяет два аспекта: предметно направленные (другое название - целевые) взаимодействия, с одной стороны, органично вводятся в психологическую структуру совместной деятельности, а с другой - они изменяют структуру индивидуальной деятельности ее участников, подчиняя их общим целям и задачам. Т.е. взаимодействие превращает, перестраивает выполняемую деятельность, которая перестает быть индивидуальной, а становится формой совместной деятельности.

Вопросы соотношения взаимодействия и совместной деятельности - это не что иное, как продолжение дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности, в ходе которой выделяются две противоположные позиции.

Согласно первой позиции, общение является частью деятельности, а второй - оно принципиально отличается от деятельности, ведь связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом (Б. Ломов).

Г. Андреева предложила компромиссный вариант, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности, и как самостоятельный феномен. Б. Паригин считает, что общение и деятельность взаимно скрещиваются, но они не являются тождественными явлениями, то есть общение не тождественно деятельности и не является ее частью, а соотносится с деятельностью как два взаимно перекрещенных круга.

Иначе говоря, с одной стороны, общение может выступать как условие или составляющее любой деятельности и как специфическая коммуникативная деятельность, а с другой - его можно рассматривать как самостоятельное и отличное от деятельности социально-психологическое явление.

Такая характеристика общения указывает на то, что оно представляет собой сложный процесс взаимодействия между людьми и может быть не только актом осознанного, рационально оформленного процесса, информационного обмена, но и эмоциональным контактом между индивидами (через общение реализуется взаимодействие с субъектом привязанности). Т.е. во время взаимодействия реализуются и определенные цели, взаимовлияния и информационный обмен, познания друг друга и эмоциональное отношение, а также происходят взаимные изменения.

Управление коллективной деятельностью

Подавляющее большинство потребностей людей для своего удовлетворения требует коллективной деятельности, а та, в свою очередь, требует организации самоуправления или организации управления. Это касается всех сфер деятельности (развития науки и техники, экономики, политики и других) и приводит к вопросу об управлении проектами.

Всякий проект в его существе может быть соотнесён с абстрактной формой полной функции управления, в своём существе свободной от какого бы то ни было конкретного житейского содержания, и на этой основе интерпретирован как задача управления. По существу всякий проект является планом целесообразных действий — управленческим решением, которое в процессе своего осуществления может корректироваться. Это наиболее полно реализуется в интеллектуальной версии схемы управления предиктор-корректор.

Необходимо понимать, что выработка управленческого решения и его осуществление — два разных по своей сути дела, относящихся к разным этапам полной функции управления, и, что каждое из них требует своеобразной организации.

В частности, различие сути каждого из этих дел выражается в том, что:

• Управленческое решение (план, проект) может вырабатываться и развиваться как единолично, так и на основе коллективной деятельности.
• Но координатор работ при воплощении в жизнь принятого к исполнению решения (плана, проекта) может быть только один единственный, поскольку при «коллегиальном управлении» неизбежны ситуации, в которых информация, необходимая для успеха проекта, не будет доходить во всей её полноте и целостности ни до кого из «коллегии» координаторов, что чревато падением качества управления проектом вплоть до полного его краха.

Потому и ответственность за воплощение управленческого решения (плана, проекта) в жизнь (т.е. за координацию работ в процессе его осуществления) может быть только персональной и единоличной, хотя у координатора проекта могут быть подчинённые помощники, заместители, «штаб», помогающие ему в работе.

Хорошо видно, что именно эти принципы были реализованы в древнем Египте в организации управления им по полной функции:

• выработка и корректировка управленческих решений — этим были заняты два параллельно работающих предиктора (две команды иерофантов Севера и Юга), согласование результатов работы которых осуществлялось на основе тандемного или политандемного принципов деятельности;
• осуществление принятых к исполнению управленческих решений — за это перед корпорацией верховного жречества единолично был ответственен фараон, который руководил работой государственного аппарата (программно-адаптивного модуля системы управления в схеме предиктор-корректор) и своей персоной олицетворял его перед остальным обществом.

Вопрос о методологии выработки управленческого решения (плана, проекта) — это вопрос особый. Тематика настоящей главы предполагает, что объективно осуществимый проект некоторым образом уже выработан и принят к осуществлению.

Соответственно сказанному выше искусство управления коллективной деятельностью людей в русле выработанного проекта по своей сути представляет собой, прежде всего прочего:

1. Подбор и привлечение (а в ряде случаев, и особенно, в долгосрочных социологических проектах — целенаправленная подготовка) кадров, способных решить задачи, решение которых необходимо для осуществления проекта.
2. Распределение между ними персональной единоличной ответственности за каждый из доверенных им фрагментов проекта и за проект в целом. По сути первые два пункта включают в себя создание так называемой «мотивации» к тому, чтобы участники проекта были заинтересованы в его осуществлении и соответственно — в недопущении его срыва; но всё же это шире, чем создание «мотивации». Однако для успеха проекта этого недостаточно, поскольку для того, чтобы люди могли успешно выполнить возлагаемые на них задачи, кроме возложения на них персональной единоличной ответственности каждый из них:
- Должен быть обеспечен необходимыми и достаточными ресурсами разного рода (материальными, информационными, кадровыми, заведомо достаточными сроками времени и т.п.).
- Наделён полномочиями в отношении других участников проекта, от деятельности которых зависит успех доверенного ему фрагмента проекта или проекта в целом.

Ошибки в каждой из названных выше составляющих успеха проекта (при условии, что он объективно осуществим) чреваты как минимум снижением качества результатов выполнения проекта, а как максимум — крахом проекта. Кроме того, и то, и другое может повлечь за собой негативные обстоятельства и последствия в связанных с проектом отраслях жизнедеятельности общества — вплоть до краха каких-то других проектов, возможно, что более общественно значимых, чем рассматриваемый. Приоритетность составляющих успеха проекта — такая, как показана выше, начиная от исходного постулата «кадры решают всё!».

Соответственно встают вопросы о принципах, на которых основывается искусство управления коллективной деятельностью в русле тех или иных проектов, позволяющее успешно выполнять объективно осуществимые проекты. Эти принципы позволяет понять аппарат сетевого планирования.

Об этом пословицы: русская — «у семи нянек — дитя без глазу»; турецкая — «два капитана судно утопят» и т.п. Именно по этой причине все армии мира строятся на принципе единоначалия.

Отказ от этого принципа может быть вынужденным. Так в годы гражданской войны институт политических комиссаров и фактическое двоеначалие в Красной армии было введено под давлением обстоятельств (требовался контроль над «военспецами» — в прошлом командирами-единоначальниками, вследствие того, что случаи их работы на противника были не единичны), но точно так же под давлением обстоятельств в ходе Великой Отечественной войны было восстановлено единоначалие (к этому времени двоеначалие проявило себя как помеха управлению войсками).

В связи с этим необходимо пояснить, что двоеначалие и тандемный принцип деятельности — разные явления:

• Тандемный принцип предполагает:
- дублированное единоначалие в пределах границ проекта, осуществляемое обоими участниками тандема,
- и персональную единоличную ответственность кого-то одного из них перед вышестоящим руководством и работу второго на обеспечение этой ответственности.
• Двоеначалие как разновидность «коллегиального управления» предполагает равную ответственность обоих руководителей перед вышестоящим руководством, но вот смогут ли они реализовать тандемный принцип деятельности в отношении управления порученным им делом — вопрос открытый: кто-то сможет, кто-то нет.

В других государствах древности и современности структура органов государственной власти не соответствовала и не соответствует полной функции управления. Это означает, что над некоторыми этапами полной функции управления в отношении самих себя общества, породившие эти государственности, не властны.

темы

документ Коллективная организация
документ Коллективная безопасность
документ Коллективная защита
документ Формирование коллектива
документ Коллективные переговоры




назад Назад | | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты