Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка 2018

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Предпринимателю » Мелкое предпринимательство

Мелкое предпринимательство



Мелкое предпринимательство

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

  • Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики
  • Проблемы развития малого предпринимательства
  • Основные преимущества и недостатки малого предпринимательства
  • Государственная поддержка развития малого предпринимательства

    Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики

    Роль малого предпринимательства в экономике России многогранна. Малые предприятия ориентируются на удовлетворение спроса потребителей; они обеспечивают демонополизацию экономики; по сравнению с производителями монополистами обладают гибкостью; способствуют развитию конкуренции в сфере производства, обеспечивая повышение качества производимой продукции; более эффективно используют технику и материальные ресурсы и др.

    Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям).

    Малое предприятие характеризуется небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т.д.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли.

    Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым по тому виду деятельности, продукция которого занимает наибольшую долю в объеме реализации.

    Федеральный закон № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным настоящим Федеральным законом.

    Данный закон определяет численность работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    •             от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

    •             до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.

    Нельзя определять малое предприятие только по численности, необходимо этот показатель учитывать в сочетании с другими показателями, например, размером уставного капитала, величиной активов, объемом оборота предприятия (прибыли, дохода и пр.), как правило за год.

    В Европейском Союзе малое предприятие характеризуется двумя показателями: численностью занятых работников и годовым оборотом, а в России помимо численности занятых на предприятии работников учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов.

    Принято постановление Правительства РФ № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которое вводит экономические критерии отнесения к малым и микропредприятиям по сумме выручки от реализации. Для микропредприятий предельные значения выручки составляют 60 млн. руб., для малых предприятий — 400 млн. руб. При этом категория субъекта предпринимательства изменяется только в случае, когда отклонения от предельных значений численности и выручки наблюдаются в течение двух календарных лет подряд.

    Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются экономически развитые страны, выделяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек — как средние и свыше

    Малые предприятия различаются по юридической организации, формам собственности, видам деятельности, занятости, способу их образования.

    Для экономики страны деятельность малого предпринимательства является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

    Малое предпринимательство создает благоприятные условия для оздоровления российской экономики: развивается конкуренция, расширяется ассортимент и повышается качество товаров, работ, услуг, появляются новые рабочие места, активнее идет структурная перестройка, формируется инновационный сектор экономики, более эффективно используются творческие способности людей и т.д.

    Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

    Вместе с тем по роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др.

    По данным российских и зарубежных специалистов в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес создает от 1/2 до 2/3 валового внутреннего продукта и примерно столько же рабочих мест среди экономически активного населения. В странах Западной Европы на долю малых и средних предприятий приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% — в сфере услуг, почти 90% — в строительстве и торговле.

    На втором месте по числу занятых — сфера предоставления услуг, в этот сектор вовлечено 290 тыс. компаний (18% общего числа МСП). В указанной сфере занято 16% работников — около 2 млн. человек.

    Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний, — это строительство: 195 тыс. предприятий (12%), которые предоставляют рабочие места для 1,8 млн. работников (14,6% от общей численности занятых в секторе МСГ).

    На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний — обрабатывающие производства — 10,5% компаний и 2 млн. занятых работников (17%).

    Отраслевое распределение занятости является отражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности.

    Самым распространенным видом деятельности малых предприятий, как отмечалось выше, является торговля и посреднические услуги в области торговли. На оптовую и розничную торговлю приходится 60,7% оборота малых предприятий. На втором месте обрабатывающие производства — 11,9%, на третьем — строительство — 10,4%.



    Таким образом, развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором развития конкурентных отношений в масштабах национальной экономики.

    Появление самостоятельных товаропроизводителей — это практически единственное средство противодействия процессу монополизации экономики, а, следовательно — условие успешного решения стоящих перед государственными структурами задач антимонопольного регулирования. Наконец, малые предприятия, обладая высокой степенью гибкости и мобильностью производства, способны, при необходимости, оперативно наращивать объемы, обеспечивая высокие темпы экономического роста.

    Влияние малого предпринимательства на экономический рост в современных условиях имеет несколько аспектов:

    Во-первых, малое предпринимательство создает гибкие организационные формы рационального использования трудовых ресурсов общества, позволяет сохранить трудовой потенциал общества в периоды экономических кризисов.

    Во-вторых, малые предприятия, сохраняя и развивая трудовой потенциал общества, способствуют повышению его качества, создавая одно из важнейших условий для инновационной деятельности.

    В-третьих, активизируются факторы экономического роста, позволяющие добиваться экономии всех видов ресурсов за счет их эффективного использования.

    Таким образом, малое предпринимательство выступает как наиболее гибкая организационная форма экономики. Его основной целью является работа на свой специализированный и локальный рынок товаров и услуг. Это та форма хозяйственной деятельности, которая лучше всего учитывает достигнутый уровень общественного разделения труда и открывает новые перспективы для развития инновационной экономики.

    Проблемы развития малого предпринимательства

    Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран.

    Это говорит о том, что в российской экономике существует ряд проблем.

    Результаты мониторинга, проводимого Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», выявили основные проблемы, которые мешают нормальному развитию малого и среднего бизнеса, а именно: спад спроса на продукцию, дефицит финансовых ресурсов, ослабление рубля и инфляцию.

    Спад спроса на продукцию. Спад спроса на продукцию как основную проблему малого и среднего бизнеса сегодня отмечает половина всех респондентов мониторинга, проведенного организацией «Опора России» и Торгово-промышленной палатой РФ.

    По мнению экспертов, поддержать спрос на продукцию малых предприятий можно следующим образом:

    •             обеспечить доступ малых компаний к государственному и муниципальному заказу;

    •             распространить на закупки государственных корпораций и естественных монополий требования законодательства о государственном заказе, включая квоты для малого бизнеса;

    •             использовать потенциал развития электронных аукционов. Как свидетельствует статистика, именно при таком размещении заказа возможно наибольшее количество случаев участия малого предпринимательства.

    Дефицит финансовых ресурсов. Общая тенденция ухудшения финансового положения предприятий проявляются вне зависимости от отраслевой ориентации исследуемых субъектов малого бизнеса — число предприятий, финансовое положение которых можно оценить положительно, существенно снизилось во всех отраслях. Наиболее сильно негативные тенденции изменения финансового положения проявляются в торговле. Например, число предприятий торговли, финансовое положение которых оценивалось как «удовлетворительное» и «хорошее», сократилось более чем на 36%.

    Недостаток финансовой дисциплины привел к дефолтам по долговым обязательствам и к вынужденным продажам объектов недвижимости в сегменте розничной торговли. Кризис ликвидности вынудил банки ужесточить условия для клиентов. В результате несколько средних по размеру сетей столкнулись с проблемами внутренней ликвидности из-за большой доли долга в капитале, недостаточной финансовой гибкости и недоступности нового долга.

    Анализ результатов исследований, которые проводились последние пять лет Информационно-аналитическим центром МЦ развития предпринимательства и социологической службы «Кассандра», ОАО «ВЦИОМ», а также мониторинг состояния МСП в регионах России, осуществленный Минэкономразвития России совместно с ТПП РФ и объединениями предпринимателей, позволили диагностировать еще перечень проблем, присущих малому и среднему предпринимательству:

    • резкое сокращение доступа к банковским кредитным услугам. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого предпринимательства велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. По оценкам специалистов общая потребность в кредитах малого бизнеса — 1 трлн. руб. (реальный объем банковского кредитования — около 250 млрд. руб.). Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могли удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Тем не менее проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается довольно острой;

    •             несовершенство процедуры регистрации предприятий, а именно: требование избыточного количества документов для начала дела; необоснованные отказы в регистрации компаний, завышение сроков регистрации; дополнительные требования, предъявляемые к заявителям при регистрации предприятий (например, личное присутствие учредителя при сдаче документов); невозможность регистрации предприятия через Интернет; отсутствие межведомственного взаимодействия (во многих регионах отсутствие «единого окна»); получение множества документов в различных госорганах;

    •             отсутствие кредитования начинающих предпринимателей (startup). Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса.

    Участниками опросов стали как начинающие предприниматели, так и те, кто уже ведет свой бизнес. Большую часть первой категории предпринимателей волнует, в основном, как найти инвесторов и финансовую поддержку на старте своего дела (34% респондентов), как развить бизнес с нуля (25%), как получить банковский кредит без залога (18%). Почти 5% опрошенных начинающих предпринимателей жалуются на отказы служб занятости в предоставлении финансирования по программе содействия самозанятости населения. При этом 33% предпринимателей отметили, что основной причиной отказов в кредитовании является отсутствие и недостаточность залогов, 21% респондентов полагают, что банки не кредитуют «startup», а 16% — что малый бизнес подвержен высоким рискам, которые банки расценивают как неприемлемые для выдачи кредита;

    •             сокращение, а в ряде случаев прекращение деятельности организаций инфраструктуры бизнеса. В случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые являются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из них могут прекратить свое существование;

    •             рост издержек на малых предприятиях. Основные факторы роста — затраты на лицензирование, разработку нормативной документации, рост стоимости электроэнергии, которая увеличилась по данным предпринимателей на 40—60%. Плата за присоединение предпринимателей к электросетям с мощностью до 100 кВт составляет не менее 43 млрд. руб. в год. Непрозрачная и громоздкая процедура заключения договоров присоединения; негарантированные сроки присоединения; предъявление необоснованных требований к потребителям; присоединение без заключения договора. Еще одним фактором роста издержек являются высокие арендные ставки. Так, арендные ставки на муниципальное имущество в разных регионах выросли от 50 до 400%;

    •             несовершенство системы налогообложения. Требует корректировки Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), непредсказуемость базовой доходности. Для хозяйственных обществ избыточный объем бухгалтерской отчетности;

    •             низкий уровень применения патента само занятыми и малыми семейными компаниями. Патентная «упрощенка» была введена с целью создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства и выхода из тени само занятого населения, которое не очень охотно переходит на систему приобретения патента;

    •             слабость действия механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. По мнению предпринимателей, государственные программы носят больше декларативный характер, в связи с чем большинство не верит в государственную поддержку;

    •             высокая доля теневого оборота. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены высвобождать дополнительные средства, многие предприятия минимизируют налоговые поступления, принимают большие усилия по экономии издержек, в том числе в укрытии собственных доходов. На сегодняшний момент общая доля теневого оборота составляет 42% от фактического оборота (в том числе 16% не отражается в официальной отчетности, 26% составляют контракты с конторами по обналичиванию). «Выпадение» оборота МП из легальной экономики оценивается в 36,5— 49 млрд. долл. Легализация теневого оборота увеличит величину текущих налоговых выплат примерно в 3,6 раза, в том числе в розничной торговле в 3,3 раза;

    •             высокая стоимость аренды. Доля выплат за аренду в ряде российских регионов достигает 70% от оборота предприятия. Результаты исследования, проводимые Московским центром предпринимательства, показали, что по единодушному мнению всех опрошенных в последнее время достаточно успешно удовлетворяется спрос лишь на помещения высокого класса, расположенные в элитных бизне-сцентрах. Такие помещения несложно найти, они нередко даже простаивают в ожидании арендаторов. Однако в среднем и низком ценовом сегменте наблюдается явный дефицит;

    •             дефицит офисов экономического класса и промышленных площадок для складских программ. По оценке Knight Frank, спрос на земельные участки под коммерческую недвижимость сейчас составляет около 50% спроса на землю в Подмосковье в целом (соответственно, 50% — спрос на земли под ИЖС), из них около 80% спроса приходится на участки под промышленно-складские площади. В то же время на рынке наблюдается жесточайший дефицит земель промышленного назначения;

    •             бюрократия российских чиновников. Так, например, IKEA заявила о намерении приостановить расширение своей сети в России из-за бюрократических барьеров на рынке.

    Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы.

    Основные преимущества и недостатки малого предпринимательства

    Малое предпринимательство играет большую роль в экономике стран всего мира, так как оказывает значительное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

    Для стран инновационного уклада малое предпринимательство является источником и двигателем внедрения новых технологий во всех отраслях экономики.

    Для стран с развитым производственным потенциалом малое предпринимательство является механизмом снижения издержек, борьбы с монополизмом крупных предприятий, что позволяет иметь устойчивую, конкурентоспособную экономику.

    Для развивающихся стран малое предпринимательство способствует увеличению доходов населения путем его самозанятости, что позволяет обеспечить местные рынки продукцией повседневного спроса, увеличить доходы населения и стимулирует государства третьего мира направить значительные усилия на развитие сектора малой экономики.

    Поступательное развитие малого предпринимательства обусловлено определенными преимуществами.

    Преимуществами малых и средних предприятий по сравнению с крупными фирмами следует считать их динамичность, конкурентоспособность, маневренность. Они требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы, создают дополнительные рабочие места, способствуют возрождению народных промыслов, содействуют экономическому и социальному развитию малонаселенных городов и сел.

    Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

    Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

    Кроме вышеперечисленных недостатков чаще всего предприниматели сталкиваются с необязательностью партнеров и их неплатежеспособностью, высокими ценами на сырье и материалы, неустойчивым положением на рынке.

    Как показывают многочисленные зарубежные и российские исследования, достаточно много проблем малых предпринимателей связано с внутренними факторами, а именно:

    • недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур;

    • несбалансированный опыт руководителей фирм;

    • нехватка (а иногда и полное отсутствие) опыта у предпринимателей в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении, маркетинге;

    • неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты, что особенно характерно для начинающих предпринимателей;

    • воровство и мошенничество. Средний уровень потерь в розничной торговле от воровства составляет 1 — 1,5% от оборота. От 70 до 90% этих потерь приходится на долю воровства со стороны собственного персонала;

    • недостаток культуры у российских предпринимателей;

    • запущенность бизнеса;

    • плохое здоровье или вредные привычки и др.

    Из приведенных выше преимуществ и недостатков можно сделать вывод, что малое предпринимательство — дело трудное и связанное с многочисленными рисками и опасностями. Все сильные и слабые стороны, возможности и угрозы приведены в СВОТ-анализе.

    Из приведенной таблицы видно, что малое предпринимательство в своей основе является площадкой для огромных возможностей и при этом одновременно трудностей и препятствий, которые может преодолеть только человек, наделенный предпринимательскими качествами.

    Государственная поддержка развития малого предпринимательства

    В предыдущем разделе было показано, что на сегодняшний день в малом предпринимательстве имеется много проблем, решение которых состоит в комплексной государственной политике поддержки малых субъектов предпринимательства.

    Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает в себя:

    •             финансовую, имущественную, информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

    •             поддержку их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества;

    •             меры по защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью;

    •             создание механизма участия субъектов малого и среднего предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд;

    •             создание и развитие инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях;

    •             создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства.

    Формами государственной поддержки МП являются:

    •             оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

    •             создание специальных льготных режимов осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе упрощенный порядок государственной регистрации, налогообложения (малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности), учета и отчетности, лицензирования и сертификации их деятельности, механизм ускоренной амортизации;

    •             финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

    •             льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;

    •             предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

    В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

    Только за последние несколько лет были приняты следующие меры:

    •             принята новая редакция закона о поддержке предпринимательства;

    •             приняты законы о сокращении числа проверок, отмене так называемых внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел, переходе к уведомительному порядку открытия нового дела в 20 наиболее востребованных видах бизнеса;

    •             регионам разрешили устанавливать пониженную ставку налога на малый бизнес, увеличили круг компаний, которые могут применять упрощенную систему налогообложения, освободили значительную часть индивидуальных предпринимателей от необходимости использовать кассовые аппараты;

    •             расширено применение патентной системы налогообложения, малым предприятиям предоставлено право требовать выкупа арендуемого ими государственного и муниципального имущества. Принято решение о льготах на подключение к электросетям для объектов небольшой мощности.

    Государственная поддержка малого предпринимательства субъектами РФ предназначена:

    •             на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

    •             поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

    •             развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

    •             создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

    •             реализацию иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

    Поддержка малого предпринимательства осуществляется и на муниципальном уровне. Так, практически в каждом городе действуют муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

    Важная роль в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат.

    На сегодняшний день в России существует достаточно много негосударственных, научно-исследовательских, учебных, консультационных и других организаций, работающих в области поддержки предпринимательства. Наибольшее распространение получили: агентства поддержки предпринимательства, центры ремесел, бизнес-инкубаторы, учебные центры, инновационно-технические центры и т.д.



    тема

    документ Бизнес модель
    документ Коммерческое предложение
    документ Предпринимательские риски
    документ Предпринимательское право
    документ Разработка бизнес плана




    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Курс доллара на 2018 год
    Курс евро на 2018 год
    Цифровые валюты 2018
    Алименты 2018

    Аттестация рабочих мест 2018
    Банкротство 2018
    Бухгалтерская отчетность 2018
    Бухгалтерские изменения 2018
    Бюджетный учет 2018
    Взыскание задолженности 2018
    Выходное пособие 2018

    График отпусков 2018
    Декретный отпуск 2018
    ЕНВД 2018
    Изменения для юристов 2018
    Кассовые операции 2018
    Командировочные расходы 2018
    МСФО 2018
    Налоги ИП 2018
    Налоговые изменения 2018
    Начисление заработной платы 2018
    ОСНО 2018
    Эффективный контракт 2018
    Брокеру
    Недвижимость



    ©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты