Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Полезные статьи » Политические субъекты

Политические субъекты

Политическая деятельность

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Политические субъекты
2. Субъекты политической системы
3. Субъекты политической власти
4. Субъекты политических отношений
5. Субъекты политической деятельности
6. Субъекты политического процесса
7. Субъекты политической партии
8. Субъекты политической системы общества
9. Субъекты политического взаимодействия
10. Субъекты политической жизни
11. Субъекты политического действия
12. Субъекты политического интереса
13. Субъекты политического управления

Политические субъекты

Политический субъект - это субъект:

а) принимающий политические решения;
б) реализующий их или контролирующий их реализацию;
в) несущий ответственность за свои решения.

Политического субъекта как генератора политических отношений следует отличать от носителя политических отношений: последний лишь реализует извне заданные цели, не участвуя в их выработке. Кроме того, одни политические субъекты - лидеры - имеют серьезную социальную базу выступая ее представителями; другие же представляют лишь себя - граждане. В социологии политики предпочтительнее использовать не просто понятие личности, а термин "гражданин", обозначающий личность в отношении ее прав и свобод.

Таким образом, типология политических субъектов может быть сконструирована на основе двух оппозиций: генератор-носитель политических отношений (фиксируется уровень политической активности) и политический лидер - отдельный гражданин (фиксируется степень социальной поддержки политического субъекта.

Обратим внимание, что политическим субъектом может быть как отдельный человек (голосование на выборах), социальная общность (участие в митинге протеста против действий правительства), социальный институт (подготовка армейскими офицерами политического переворота). Главное отличие политического субъекта от социального состоит в характере принимаемых решений и способе поведения, т.е. отличия функциональные.

Те решения и целенаправленные действия, которые воздействуют на политический процесс, свидетельствуют о политическом характере данного субъекта, кто бы он не был в субстанциальном аспекте.

Взаимодействия политического субъекта со своей базой поддержки и социальной средой в целом, а также взаимодействия в рамках "политического сообщества" образуют политический процесс, которых порождает политические институты. Их устойчивые взаимосвязи оформляются политическую систему, погруженную в насыщенный раствор социальных связей и отношений и не существующую отдельно от них.

Основная функция политической системы состоит в поддержании общественного порядка и целостности общества. Собственно для этого политики выдвигаются своими общностями. Поддержание общественного порядка невозможно без властных функций и применения принуждения. И, наконец, еще одной функцией политической системы является социализация членов общества - подключение их к общепринятой системе ценностей и образцов, позволяющих адаптироваться к меняющимся политическим институтам и процессам.

Субъекты политической системы

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Субъекты политической системы:

1) государство;
2) политические партии;
3) политические движения;
4) общественные организации и объединения;
5) органы местного самоуправления;
6) церковь и т. п.

Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы, которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений); от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Субъекты политической системы - политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.

Учитывая степень вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической системы:

1) Собственно политические организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это государство и политические партии.
2) Не собственно политические организации - они также осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из деятельности (профсоюзы).
3) Неполитические организации - эти организации вообще не участвуют в осуществлении политической власти (спортивные общества).

Государство как субъект политической системы - в историческом плане Г можно считать первой политической организацией. Государство занимает центральное место в политической системе.

Особенности:

1) Примиряя различные социальные группы, государство дало жизнь политической системе. Безусловно, что государство на всём протяжении человеческого развития выступало как "миротворец", но с другой, именно оно дважды ввергало своих подданных в мировые войны.
2) Через государство индивид "включается" в политическую систему общества. Вместе с тем, всегда между государством и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества.
3) Государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Но надо отметить, что такое состояние для государства характерно лишь в период кризисов.
4) Государство стало первым результатом политической деятельности людей. Оно играет роль надклассового арбитра, устанавливает "правила игры" для политических партий и объединений.
5) Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.
6) Политическая система находится в постоянном движении, модификации. Когда же возникают чрезвычайные ситуации, особая роль в их разрешении отводится государству.

Субъекты политической власти

Субъекты политической власти воплощают в себе активное, волетворящее начало, являются её непосредственными носителями и творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительная особенность субъекта политической власти – его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д.

Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть индивид, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти.

Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Современная политическая практика поставила проблему различения субъекта власти, который может иметь формальный характер, и реального носителя власти.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться ноле субъекта власти;
2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;
3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения через установление совокупности правил в соответствии с всеобщим интересом.

Подчинение приказу может иметь весьма различную мотивацию. М. Вебер отмечал, что типичными мотивами повиновения могут выступать:

- интересы (целесообразные соображения повинующихся относительно преимуществ или невыгод выполнения приказа);
- традиции, привычка к повиновению;
- личная склонность подданных.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта - второго важнейшего элемента власти.

Власть - всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта.

Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия.

Готовность к подчинению зависит от ряда факторов:

• от собственных качеств объекта властвования,
• от характера предъявляемых к нему требований,
• от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект,
• от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия, у него авторитета.

Различие между субъектом и объектом политики относительно и зависит от конкретной политической ситуации.

Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

Примером относительного различия между субъектом и объектом политики может быть двойственность положения российского народа: в момент выборов, согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации, он является «единственным источником власти» и, следовательно, её субъектом, тогда как в остальное время народу уготована роль объекта политики.

Следует сказать, что понятия «субъекты политики» и «субъекты власти» не совпадают. Так, например, оппозиция в Государственной Думе является субъектом политики, но в отличие, например, от президентских структур не может быть признана субъектом власти, так как практически не влияет на функцио-нирование власти, принятие судьбоносных для России решений, государственную политику в целом.

Субъектов политики можно классифицировать. Обычно их классифицируют как первичные - индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы, вторичные - общественно-политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни. Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные - проводят их в жизнь.

Согласно другой классификации субъекты политики могут быть как коллективными - политические партии, депутатские группы и другие объединения, так и индивидуальными - политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике определенную роль.

Любая социальная группа - это потенциальный субъект политической власти. Ее политическая активность во многом зависит от доминирующей системы ценностей, её сплоченности, способности к самоорганизации, созданию своих политических структур.

Социальный интерес, ставший побудительным мотивом политической деятельности, превращается в политический.

Социальные группы в любом обществе очень тесно связаны с представляющими их волю политическими институтами. Партии, фонды, союзы, движения и иные политические организации социально активны не сами по себе, а потому, что напрямую или через группы влияния защищают и отстаивают интересы тех или иных социальных групп. Именно через их деятельность реализуется взаимосвязь между социальной структурой общества и политикой государства.

Субъекты политических отношений

Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.

Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык.

Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами.

Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий.

Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

– отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;
– социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;
– политические институты – государство, политические партии, общественные движения;
– международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.

Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность.

Объектами политических отношений могут быть:

– политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;
– политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;
– правовое государство и гражданское общество;
– формы правления и территориального устройства;
– типы избирательных систем, выборный процесс;
– политические конфликты и способы их разрешения;
– современные политические технологии;
– международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

Субъекты политической деятельности

Субъекты политики - это, во-первых, большие социальные сообщества, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т. Например, накануне революции XVIII в. во Франции в политическую деятельность активно включился "третье сословие" (вспомните, какие социальные группы в него входили). А в середине XX в. на политическую жизнь Франции заметное влияние оказала борьба студенчества.

Во-вторых, субъекты политической деятельности - это разные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Вспомним: в курсе истории рассматривается политика разных стран. Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; обеспечивает в классовом обществе подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Ей характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующие функции власти; наличие слои людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, то есть исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и осуществлять правосудие.

Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США; консерваторы, либералы и лейбористы в Англии). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано другими, неполитическими потребностями (например, церковь, профсоюзы), но при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.

В-третьих, субъектами политической деятельности являются политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или его части. Однако понятие "политическая элита" имеет и другое значение. Представим себе ситуацию, когда какая-нибудь массовая политическая партия приходит к власти. Означает ли это, что десятки тысяч членов этой партии будут непосредственно принимать государственные решения, управлять страной? Очевидно, что лишь сравнительно небольшая группа лиц фактически разрабатывает политический курс, отдает приказы. Точно так же, когда говорят, что к власти пришла промышленная буржуазия, это не значит, что все промышленники будут фактически осуществлять власть. На самом деле у государственного руля окажется лишь небольшая часть представителей этой социальной группы.

Итак, правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть, осуществляет политическое руководство обществом, определяет цели и пути политического развития, принимает политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.

В-четвертых, субъектами политики являются личности. На первый взгляд кажется, что речь идет только о выдающихся личностей, политических лидеров. На самом деле каждый человек прямо или косвенно связана с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения власти, а если она игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки в определенные политические отношения.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность. Политиками «по случаю» есть все, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, одобряем или протестуем на «политических» собрании, произносим "политическую" речь и тому подобное. Политиками "по совместительству" является в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые по общему правилу занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном плане. Сюда же относится и часть членов парламента, работающих "на политику" только во время парламентских сессий.

Профессиональными политиками те, кто живет "для политики" или "за счет политики" и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

Чем же определяются степень и пределы политической деятельности того или иного члена общества? В большей степени они зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности (например, групповых привилегий, различных цензов - имущественного, образовательного, оседлости и т.п.). К объективным условиям следует также отнести общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Наконец, активность личности может расти в конфликтных политических ситуациях, затрагивающих его интересы.

Наряду с объективными условиями на политическую деятельность человека накладывают отпечаток ее личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, диктуемых общественным положением личности; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, возможности и амбиции личности. Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы, наверное, знаете, что различается политика внутренняя и внешняя. Какой же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, то есть отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую (вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики).

Рассмотрев объекты политической деятельности, можно сделать вывод, что политика влияет на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Или все средства хороши?

Политическая деятельность, как и любая другая, предполагает определение ее целей. Они делятся на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальная, с другой, та или иная цель, можно ответить только путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Мы уже обращались к вопросу о соотношении целей и средств. Относительно политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527). "Есть лишним говорить, - писал он, - насколько похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем из опыта, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не пытался сдержать данное слово и умел, кого нужно обвести вокруг пальца такие обладатели в результате процветали больше, чем те, кто ценил честность ... Следует понимать, что обладатель, особенно новый, не может исполнять все то, за что люди считают прекрасными, потому что ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы сменить направление, если события наберут другой оборот или в другую сторону "подует ветер фортуны", то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла ".

Итак, политический деятель («обладатель»), как считал Н. Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще "не чураться и зла". И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не лучшие средства. Особенно неразборчивые в средствах экстремистские (т.е. привержены к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их проблемам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут люди, которые случайно там оказались; братья и убивать заложников.

Формуле "цель оправдывает средства" противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, которые не вполне соответствуют "абсолютной морали", или своим бездействием создать проблемы для общества. Моральная граница, которую нельзя переступить, сегодня отражена в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Субъекты политического процесса

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт — воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, — государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование гражданского общества.

Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политической системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

Субъекты политической партии

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их в политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Требования, предъявляемые к политическим партиям:

1. политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть только одно региональное отделение данной политической партии;
2. в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии;
3. руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Основные цели политических партий:

1. формирование общественного мнения;
2. политическое образование и воспитание граждан;
3. выражение мнения граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
4. выдвижение кандидатов на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Деятельность политических партий должна отвечать таким принципам, как добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность.

Существуют следующие ограничения на создание и деятельность политических партий:

1. запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
2. включение в уставы и программы политических партий положения о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание расовой розни;
3. не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;
4. структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;
5. не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;
6. запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;
7. создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с ФКЗ № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и ФКЗ № 1-ФКЗ «О военном положении».

Права политической партии:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных ФЗ № 95-ФЗ «О политических партиях» и иными законами;
3. участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ;
4. создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правом юридического лица, принимать решение об их реорганизации и ликвидации;
5. организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
6. учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
7. пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;
8. создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
9. защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
10. устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
11. осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом политической партии;
12. осуществлять иную деятельность, установленную законодательством РФ.

Обязанности политической партии:

1. соблюдать в своей деятельности Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также устав политической партии;
2. ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы РФ сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица;
3. допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
4. извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Виды предпринимательской деятельности, разрешенные политической партии:

1. информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
2. изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;
3. продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Виды государственной поддержки политических партий:

1. обеспечение равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;
2. создание равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или)муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям;
3. обеспечение равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях;
4. государственное финансирование в соответствии с законодательством.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случае:

• невыполнения требования п. 1, 4 и 5 ст. 9 ФЗ «О политических партиях»;
• неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;
• неучастия политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 ФЗ «О политических партиях»;
• отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее ста членов политической партии более чем в половине субъектов РФ;
• отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного п. 2 ст. 3 ФЗ «О политических партиях».

Субъекты политической системы общества

Основу политической системы любого общества составляют органы государства, политические партии и движения, деятельность которых непосредственно связана с политикой, преследующие четко выраженные политические цели. Именно они наиболее активно влияют на политику. Среди этих органов особая роль принадлежит государству, его органам и структурам.

Государство не просто является самостоятельным субъектом политических отношений. Как орган политической власти оно занимает центральное место в политической системе общества.

Государство возникло как особая форма публичной власти, особая политическая организация общества. Оно, так или иначе, объединяет, связывает различные части общества, обеспечивая условия нормального функционирования общества в целом. Посредством государственной организации общества создается возможность выявления воли максимально широких социальных слоев.

Необходимо отметить, что понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Будучи специфическим социальным институтом, государство осуществляет особые функции в жизни общества. Деятельность государства имеет непосредственно политический характер и затрагивает все основные сферы общественной жизни. Те или иные объединения и организации граждан также участвуют в политической жизни общества, однако только государство, осуществляя политическую власть, выражает не интерес какой-то одной социальной группы, а как бы всеобщий интерес. Государство призвано примирять интересы различных социальных групп и по самой своей сути не может не заключать в себе элемент общей воли, единого интереса. Это позволяет ему выступать от имени всего общества, в качестве его официального представителя, причем как внутри страны, так и за ее пределами.

Объединяя разные слои населения, государство, таким образом, является самой массовой организацией в обществе, выступает от имени всего народа, в качестве представителя его интересов. Эта идея так или иначе декларируется в конституциях большинства современных демократических, социально ориентированных государств. В Конституции Российской Федерации, например, записано: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ст. 3).

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;
5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.; регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Государство является не только основным, но и наиболее стабильным элементом политической системы любого общества. Как свидетельствует история, государство после своего возникновения сохраняется на всех (во всяком случае, обозримых) этапах развития общества. Другие, негосударственные образования, входящие в политическую систему, могут создаваться для решения определенных, пусть важных, но вполне конкретных задач и целей на том или ином этапе развития общества.

Но политическая система, состоит не только из государства в лице его структур, в неё входят и негосударственных образований.

Негосударственные образования - это общественные объединения и организации, относительно самостоятельные и независимые от государства, имеющие целью реализовать свободное самовыражение личности, ее интересы (научные, профессиональные и т.п.). Такие негосударственные образования создаются на основе свободного волеизъявления людей для защиты их общих интересов и решения каких-то общих задач. К негосударственным образованиям помимо политических партий и движений относятся профсоюзы, трудовые коллективы, творческие ассоциации, молодежные, женские, религиозные, кооперативные и другие организации.

Негосударственные образования в свою очередь можно классифицировать на собственно политические и неполитические.

Неполитические образования - это профсоюзы, кооперативные, молодежные и иные организации, деятельность которых не преследует непосредственно каких-либо политических целей. Задачи, которые они решают, лежат в основном в области иных отношений - производственных, профессиональных, культурных, социально-бытовых. Основная задача профсоюзов, например, - защита трудовых прав работников предприятий и учреждений, создание безопасных условий труда, улучшение социально-бытового и материального положения своих членов.

Характерной чертой собственно политических негосударственных образований является приоритетность политических целей в их программах и деятельности. В качестве типичной модели такой организации выступают политические партии. Граждане объединяются в политические партии по политическим взглядам. Из негосударственных образований именно политические партии являются наиболее массовыми и влиятельными политическими организациями.

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются, прежде всего, на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Функции политических партий составляют: выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; активизация и интеграция определенной части людей; борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.); подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества в целом или его части; подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты и т.п.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Для политически развитого общества характерны идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Наличие нескольких политических партий связано с тем, что в социально неоднородном по своей структуре обществе разные социальные группы населения для выражения своих политических взглядов и защиты интересов могут объединяться в политические партии. Факторами, влияющими на особенности многопартийной системы разных стран, являются различные идеологические течения, национальный состав населения, особенности исторического развития и т.п.

Различаются организационно оформленные (основанные на официальном членстве) и организационно неоформленные партии. Первые отличаются четко оформленной структурой и членством, строгой партийной дисциплиной, централизованным партийным аппаратом. Высшие органы партии решают вопросы внутренней и внешней политики партии, лидер партии контролирует деятельность партийного аппарата.

Общественное движение - это массовое общественное объединение, как правило организационно не оформленное и не имеющее постоянного членства. В его составе могут быть отдельные граждане или объединения граждан, которые своим личным участием поддерживают деятельность общественного движения. Целью создания общественного движения является, как правило, решение достаточно значимой проблемы в области политики, культуры, экономики, и т.д.

Важное место в политической системе общества занимают органы местного самоуправления. Они избираются непосредственно населением соответствующего муниципального образования. В России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны. Особенностью органов местного самоуправления как самостоятельных компонентов политической системы является наличие в них признаков, присущих и общественным организациям, и органам, наделенным властными полномочиями.

Существенным компонентом политической системы являются институты непосредственной демократии: митинги, шествия, демонстрации, конференции, собрания и т.д. Через проведение такого рода публичных мероприятий осуществляются агитация и пропаганда политических идей граждан, проявляется их отношение к тем или иным политическим процессам и событиям.

В качестве самостоятельных компонентов в политическую систему входят также трудовые коллективы, организации предпринимателей, негосударственные средства массовой информации и нелегальные (преступные) объединения.

Эффективное воздействие на функционирование политической системы оказывают негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. С одной стороны, СМИ - это действенный канал информирования населения, общественности о деятельности государственных и общественных органов и организаций, о каких-то значимых событиях политической жизни. С другой стороны, они обладают специфическими возможностями воздействия на политическую систему: СМИ - важнейшее средство, позволяющее активно формировать политическую волю граждан, определять политические ориентиры развития общества.

Как верно отмечает Т.Н Рахманина, определенное влияние на политические процессы оказывают организованные преступные сообщества, мафиозные структуры, которые действуют нелегально и осуществляют противоправную деятельность: готовят и совершают преступления против личности, общественной и государственной безопасности и т.п. Именно поэтому было бы неправильным не включать их в политическую систему общества.

Участвуя в политической жизни, государственные и негосударственные образования взаимодействуют друг с другом. В целях консолидации общества, государство и негосударственные образования объединяют свои действия в решении конкретных политических, экономических, социальных, экологических и других важных для общества задач.

Взаимодействие государства с другими элементами политической системы осуществляется в разных организационно-правовых формах. В рамках режима законности это сотрудничество (формирование блоков, выступление с совместными программными заявлениями и обращениями), координация деятельности, в ряде случаев - выработка и принятие компромиссных решений. Наиболее тесное сотрудничество характеризует взаимоотношения органов государства с органами местного самоуправления и политическими партиями.

Сотрудничество как форма участия в политических процессах характерно и для взаимоотношений самих негосударственных образований. Так, разные политические партии пользуются правом совместного выдвижения кандидатов на те или иные выборные должности, объединяются в блоки, выступают с совместными программными заявлениями, организуют общие митинги, пикетирование и т.п.

Негосударственные образования, входящие в политическую систему, участвуют в выборах государственных органов, в обсуждении наиболее важных государственных решений (референдум, всенародные обсуждения), в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Их участие в выработке государственной политики осуществляется в том числе через общественные средства массовой информации. Государство в свою очередь стремится сделать свою деятельность гласной и достаточно прозрачной для общества. В государственных органах создаются специальные подразделения (пресс-службы) для связи с общественными объединениями.

Государство обеспечивает правопорядок в обществе и создает нормальные условия для деятельности негосударственных объединений граждан. Граждане, таким образом, получают возможность влиять на те или иные сферы жизни общества, активно выражать свое отношение к государственной политике.

Государство формирует нормативно-правовую базу создания и функционирования негосударственных образований и обеспечивает защиту предоставленных им законом прав; определяет основы их правового статуса, правовой режим деятельности. Тем самым обеспечивается четкая регламентация форм и способов вмешательства органов государства в деятельность других образований, входящих в политическую систему.

Государство санкционирует деятельность негосударственных образований, входящих в политическую систему. Компетентные органы государства регистрируют политические партии, движения, другие общественные объединения граждан и осуществляют контроль за законностью их деятельности. Государственная регистрация придает этим организациям статус юридического лица. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Компетентные органы государства осуществляют контроль за расходованием денежных средств негосударственных образований, соблюдением требований налогового и другого законодательства. За нарушение законодательства и осуществление деятельности, противоречащей уставным задачам и целям, к ним могут применяться установленные государством правовые санкции.

Во взаимодействии государства и негосударственных образований существенную роль играют правовые нормы, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы, содержащиеся в партийных резолюциях. При этом нормы права в государственно-организованном обществе являются главным нормативным регулятором общественных отношений.

Таким образом, политическую систему общества можно определить как совокупность государственных органов, политических партий, других общественных объединений, хозяйственных организаций, институтов, в той или иной степени участвующих в политической жизни общества.

Субъекты политического взаимодействия

Политика — явление, невозможно без общения, взаимодействия, взаимовлияния. Ее реализация всегда происходит при условии, когда один субъект политики определенным образом влияет на другой. К тому же в таком процессе могут принимать и чаще участвуют многие субъекты (лица, группы, партии, организации, объединения и др.).

Политическое взаимодействие — это определенные отношения по поводу политики как таковой и ее отдельных признаков (составляющих), например власти. Украинские политологи В. Мирончук и В. Храмов отмечают необходимость разграничивать общественно-политические отношения и отношения в политике. Они отмечают, что общественно-политические отношения — это такой тип связи совокупных участников взаимодействия, который становится политической структурой общества. Его институциональный носитель — политическая система общества, в своем функционировании большей или меньшей степени отчуждается от конкретных индивидов.

Политическое взаимодействие существует в двух основных формах:

• неформальной (без участия определенных политических институтов — прежде всего между лицами, группами);
• формальной (через политические институты — формальные структуры или с их помощью).

В процессе формального взаимодействия граждане, образно говоря, делегируют формальным организациям свою волю, установки с целью их реализации.

Политическая взаимодействие невозможно без существования общественного мнения, определенных политических потребностей, политических мифов, политических традиций и ритуалов.

Общественное мнение. Это совокупность массовых представлений о мире, обществе и различные его сферы, в которых отражены отношения (оценка) больших социальных групп, народа к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес.

Общественное мнение является исторически обусловленным и переменным состоянием общественного сознания больших групп людей. Это подвижное, меняющееся явление, в котором происходит постоянная борьба, в который вовлечены самые субъекты политики, политические, экономические, социальные и другие силы.

В реальной жизни общественное мнение формируется и развивается или целенаправленно, под воздействием на массовое сознание граждан политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации), или стихийно, под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций.

В поле зрения общественного мнения, как правило, находятся те проблемы, события, явления и факты, которые вызывают всеобщий общественный интерес, отличаются от других своей актуальности, допуская, однако, разные точки зрения, дискуссии и побуждая к дискуссиям.

Политические ценности. Ценности в общем понимании — это своеобразный объект, удовлетворяющий потребность субъекта — индивида, группы, слои населения, этноса. Другими словами, ценность является одновременно и свойством, и объектом, имеющим это свойство.

Ценности имеют материальную и идеальную природу. Техногенно-природной и социальной среде имеют определенные системы ценностей, которые по субстанцией классифицируются на материальные и духовные; по субъектам потребностей — на ценности человека, организации, объединения, общества; по социальным институтами — на экономические, политические, культурные, педагогические, семейно-родственные, религиозные и т.д.

Различают ценности-блага и ценности-регламенты. К первым относятся такие потребности человека, как материальные ресурсы, духовные продукты «потребление» и услуги, ко вторым — потребности, охватывающих моральные, правовые и эстетические нормы и идеалы, обычаи, традиции.

Ценности разделяют на те, которые санкционируются и культивируются официально с помощью широкой сети специальной системы средств, имеющихся в государстве, и такие, которые существуют на уровне обыденного сознания независимо от тех, которые культивируются официально. Зачастую между такими ценностями существует значительная несогласованность, а то и глубокие противоречия.

Рассмотрим отдельно систему ценностей.

Система ценностей или отдельные ценности распространяются и пропагандируются с помощью слова, символов, символики. Речь идет о государственной символике, символику партий, организаций, объединений, социальных групп, национальностей, национальных меньшинств.

Символы объединяют рациональную суть и рационально трактуемое значение определенной социальной ценности с соответствующим эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.

Политические ценности — это самые высокие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или в отдельных социальных группах по основным целей и проблем; вера в желаемое и лучший (или лучший) тип политической системы, в политическую цель и средства достижения этой цели и представления о них.

На основе политических ценностей субъекты политического процесса выбирают соответствующий способ поведения, а граждане, нации способны даже кардинально менять общественную ситуацию и политическую систему общества. Так, в процессе принципиальных перестроечных процессов в современной Украине вместо ложной пирамиды «социалистических» («коммунистических») политических ценностей государство — общество — коллектив — лицо, — утверждают М. Михальченко и 3. Самчук, — мы должны строить новую демократическую пирамиду: лицо — коллектив — государство — общество.

В сложном политической жизни ориентирами являются именно политические ценности. 3рештою, благодаря им люди познают мир политики.

В национальном обществе, как справедливо отмечает известный политолог А. Боднар, высшей ценностью, объединяющей его членов, является сохранение целостности и независимости государства. Если исходить из приведенного, то можно утверждать, что высшей ценностью, способной объединить весь украинский народ, есть идея национального государства. Достижение этой цели — сложная задача, которая требует согласования, или консенсуса, идей и мыслей многих субъектов общественно-политического процесса.

Консенсус между государствами крайне необходим, когда речь идет об обеспечении мира и согласия на мировом уровне. Здесь возникает проблема группового принятия решения, с чем человечество сталкивается постоянно.

Политические нормы и политические мнения. Политические ценности оказываются в политических нормах.

Политическая норма — правило достижения политических ценностей. Они существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях тех, кто у власти, и тех, кто подчинен власти; в социальных отношениях, которые предопределяют правила функционирования определенных политических норм; в сознании — как чувство или переживание политических норм.

Не следует отождествлять политические нормы и политические принципы.

Различают основные и операциональные политические нормы. Например, в тоталитарном обществе принцип руководящей роли одной из политических партий является основной политической нормой, а обязательная принадлежность руководящих кадров в обществе (стране) к этой партии является операциональной нормой. На основе политических ценностей субъекты политического процесса выбирают соответствующий способ поведения.

Политические мысли — в узком смысле — одно из направлений обществоведения, а в широком — конкретный продукт политического мышления.

Субъекты политической жизни

Субъектами социального действия выступают социальные группы и об-щности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), субъектами политического действия — гражданин, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне — в мировом сообществе — национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, транснациональные корпорации и т.д. Субъектов социального и политического действия именуют еще акторами (действующими лицами). Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве — законодательная, исполнительная и судебная. Вся совокупность отношений между политическими субъектами, а также ме-ханизмы их упорядочения составляют то, что принято называть полити-ческой системой.

Политическая система общества (вспомним термин «социальная система общества») — совокупность всех политических институтов и субъектов политического действия (следовательно, сюда входят и граждане, и президент, и Госдума, и политические партии, и милиция, и многое дру-гое). Характер политической системы определяется двумя факторами — формой правления (монархия, демократия, республика) и политическим режимом (авторитарным, тоталитарным и др.). Различить их просто: фор-ма правления указывает на официально установленный источник власти в обществе (королева Англии обличена всеми официальными атрибутами власти), а политический режим обозначает как бы ее теневую сторону. Действительно, при советской власти у нас официально была республиканская форма правления (Союз Советских Социалистических Республик), но политологи (и не только они) знали, что в стране тоталитарный политический режим.

Наряду с понятием «социальная стратификация» существует термин по-литическая стратификация, предполагающая социальный процесс распределения политических статусов и рангов социальных агентов, в результате чего формируется определенный политический порядок. В политической стратификации, или в политической пирамиде, происходят всевозможные процессы, изменения, перемещения и поведение людей.

Политическое поведение — реализация социальными агентами стратегии повышения-понижения своего социального статуса путем участия в выборах, референдумах; все это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей. Граждане приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. В демократическом государстве благодаря избирательной системе происходит обновление кадров (ротация), одни элиты сменяются другими, закрепляются права и свободы граждан. Успешная адаптация к социальным и политическим реалиям жизни, умение преодолевать трудности и решать неожиданные проблемы возможны благодаря социализации — продолжающемся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоении культурных норм и освоении социальных ролей. (Социализацию не надо путать с воспитанием или обучением, это более широкое явление).

За правильным усвоением норм и ролей следит недремлющий страж — социальный контроль со стороны родителей, соседей, учителей, милиции, государства, администрации и еще множества других агентов социального контроля. Разновидностью социального контроля выступает политический контроль. К нему относятся все политические акции, например сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве — законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево от официального политического курса, применяются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля — залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает паралич — аномия (беззаконие, отсутствие норм).

Политические группы — разновидность социальных, поскольку слово «социальное» часто используется в широком значении «общественное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то политические — по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, а также по политическим ориентациям, электоральной (избирательной) активности и т.п. Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политологи, выясняющие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т.е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают, насколько активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Ниже будут рассмотрены не все многообразие политических групп, но лишь четыре ведущие, а именно: группы давления, группы интересов, лобби и элита. Они в наибольшей степени относятся к социологии, а не только к политологии.

В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на властные структуры двумя путями — голосованием на выборах и созданием организованных общественных групп. Такие группы называют общественными потому, что участвующие в них граждане не получают вознаграждения за свою работу, не регистрируются в качестве организации, скажем института или торговой фирмы, создающей товары и услуги. Добровольные помощники чаще всего работают бесплатно.

Различают два типа организованных общественных групп: группы давления, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринимателей), и группы интересов, выступающие с новой инициативой по изменению законов. Наименование двух групп достаточно условно и часто вводит в заблуждение. К примеру, в какую группу включить общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? С формальной точки зрения — в группу давления, поскольку в их названии есть слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. Профсоюзы, отстаивая собственные интересы, выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общественную жизнь. Поэтому общественные группы следует различать по тому, чьи интересы они защищают — свои собственные или других людей. Очевидно, что советы ветеранов относятся к группам давления, а Красный Крест и Армия Спасения — к группам интересов.

Группы интересов надо отличать от политических партий. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и заняты, а не на своде декларативных утверждений, составляющих программу партии. Группы интересов озвучивают (артикулируют) эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придают им удвоенную силу и благодаря коллективным действиям делают их достоянием общественности. В нашей стране практически никто не знал экологического движения; о нем мало слышали. Но когда выхлопные газы, радиоактивные осадки, промышленные отходы стали массовыми и затронули здоровье жителей многих городов, образовалась группа энтузиастов, которая планомерно, терпеливо и последовательно привлекала к проблеме внимание общественности. В результате проблемы защиты окружающей среды стали одними из главных в законодательной деятельности парламента, в печати, на радио и телевидении, а в школе ввели специальный учебный предмет.

Группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высве-чивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в советской, а позднее в российской армии процветала дедовщина и в мирное время гибли молодые солдаты. В стране сформировалось движение солдатских матерей, которое заставляет обратить на себя внимание самый консервативный в мире властный орган — армейское командование. Через такие общественные движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем министерства или крупные чиновники. Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов подготавливают кадры квалифицированных специалистов, знающих данную проблему. Если вы хотите узнать все о дедовщине и уровне смертности в армии, надо обращаться в совет солдатских матерей. Если вам нужна исчерпывающая информация об окружающей среде, то лучших специалистов, чем в соответствующем общественном движении, не найти и т.д.

Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкретное реше-ние, обращаются к таким специалистам с просьбой дать экспертную оценку. Некоторые группы интересов перерастают в общественные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии. Характер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законные или незаконные способы их деятельности.

Субъекты политического действия

В политике весьма сложно разделить индивидуальных и коллективных субъектов политического действия. Часто они действуют вместе: лидер и массы, партийные вожди и рядовые члены. Потому имеется ряд классификаций субъектов политического действия. Так, французский политолог М. Дюверже подразделяет их на классовые, территориальные и корпоративные группы.

Понятие классов является центральным в марксизме, где они определяются по отношению к средствам производства. Вне марксизма классы различаются по образу и уровню жизни, доходам, престижу и другим критериям. Однако все авторы согласны с такими характеристиками классов, как неравенство условий жизни и труда, наследственная передача привилегий (собственности, статуса, круга связей). У классов неравны шансы, уровни богатства, юридические привилегии, культурные преимущества.

В основе формирования территориальных групп лежит солидарность. Основная территориальная группа – нация, принадлежность к которой осознается каждым человеком особенно остро. Потому конфликты между нациями отличаются особой ожесточенностью, превосходя в этом отношении даже классовые конфликты. К территориальным группам относятся также коммуны, районы, провинции.

Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой деятельностью (профессиональные, парапрофессиональные группы, организации досуга). Профессиональные группы объединяют людей одной профессии, работников одной отрасли. Парапрофессиональные группы образуют выпускники одной школы, одного университета. Они характеризуются корпоративным духом, то есть чувством принадлежности к одному кружку, противостоящему другим. Особенно развит корпоративный дух у выпускников привилегированных учебных заведений, где учатся те, кто претендует на место в элите общества.

Политическое действие можно характеризовать с учетом различных критериев. Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы "прекратить что-то делать". Позиция воздержания не является нейтральной, поскольку всегда имеет определенные последствия. Тот, кто воздержался, облегчил действия других. Непрепятствование событиям идти своим чередом называется абстенционизмом. Те, кто практикует абстенционизм, иногда полагает, что находится вне политической игры, вне интересов групп. Однако на практике такая позиция укрепляет определенную политическую линию.

Абстенционизм практикуется изнутри и вне политической системы. Нейтралитет некоторых государств может рассматриваться как внешний абстенционизм. Отказ от участия в выборах, голосовании (абсентеизм), от принятия каких-либо решений, участия в блоках, коалициях и т.д. также можно рассматривать как формы абстенционизма, которые имеют политические последствия.

Политическое действие можно характеризовать как рациональное и иррациональное. Рациональное действие означает, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам.

Практика показывает, что рациональность политического действия – скорее идеал, а не широко распространенное явление. Талант лидера и измеряется, в частности, способностью приблизиться к этому идеалу. Что же касается иррационального политического действия, то оно, как правило, заканчивается неудачей из-за неспособности политиков увязать цели и средства, слепого отношения к действительности, которую рассматривают в соответствии со своими догмами и схемами. Это почва политических иллюзий, которые зачастую приводят к печальным для общества последствиям.

Реальные политические действия, которые мы наблюдаем ежедневно, представляют собой сочетание различных степеней рациональности и иррациональности. Да и сама политическая жизнь есть переплетение достижений и ошибок.

Политическое действие можно рассматривать как инерционное и творческое. Инерционные действия воспроизводят принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняют ее. Творческие действия вносят в политику перемены, новые моменты, динамику. Политические системы функционируют, как правило, на основе этих двух типов действий, поочередно переживая стадии стабильности и изменений. В них не бывает ни абсолютной стабильности, ни постоянных изменений.

Политическое действие может быть стихийным или организованным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности. Кроме того, не все действия лидеры политической системы могут контролировать, что приводит к возникновению стихийных движений, выдвигающих своих лидеров. В реальной политической борьбе всегда присутствует синтез сознательных действий и элементов стихийности, непредвиденных и неконтролируемых действий.

Субъекты политического интереса

Структура политических интересов социальных субъектов политики включают следующие компоненты:

а) часть всеобщего интереса, касающуюся в целом совпадающих для всех субъектов представлений о том, как следует использовать государство с точки зрения выполнения им основных функций (защита национальных интересов на международной арене, оборона, сохранение суверенитета и территориальной целостности как элементов социального и политического пространства, поддержание общественной стабильности и порядка и др.);
б) частный политический интерес данного социального субъекта, выражающий специфику его социального статуса и стремление к его сохранению и повышению, а также право или претензию на определенный объем и качество «товаров и услуг», которые данный субъект рассчитывает получить в процессе обмена результатами деятельности.

Политические интересы социальных субъектов во всей их совокупности характеризуются наличием как несущественных, так и существенных различий, доходящих порой до противоположности. На базе этих различий складывается система противоречий, которые разрешаются в ходе политической борьбы или преодолеваются посредством сотрудничества. При этом субъекты политики соотносят свои политические интересы с интересами других, определяют возможных союзников и противников, способных реально помогать или препятствовать достижению поставленных целей, вырабатывают формы и методы воздействия на государство.

Важно отметить, что специфические политические интересы отдельных субъектов могут противостоять общим интересам. Ж.-Ж. Руссо в «Суждении о вечном мире» подчеркивал, что «зло и злоупотребления, выгодные стольким людям, входят в жизнь сами собой; то же, что полезно обществу, внедряется только силой, т.к. частные интересы тому почти всегда противостоят». В то же время общий интерес, который отстаивается и проводится государством, если он действительно является общим, вовсе не предполагает обязательного и регулярного выяснения того, кто наиболее достоин воплощать всеобщую волю, лишает смысла борьбу за власть, как бы отдавая ее на откуп любителям покомандовать. Но подобного в современном обществе нигде не происходит. Видимо, собственный интерес является действительной движущей силой любого политического действия.

В наше время нередко пытаются оспорить ведущую роль, прежде всего материального интереса. При этом умалчивается тот факт, что речь идет о материальных, в основном имущественных интересах, интересах обладания собственностью, присущих социальным группам, а не отдельной конкретной личности. Что касается её, то будь это политический лидер или простой гражданин, в качестве побудительной причины своей политической деятельности они могут иметь мотивации и нематериального плана.

Ставя свои материальные интересы, обеспечение, прежде всего, экономических условий своего существования и воспроизводства во главу угла решения всех остальных проблем, большие социальные группы стремятся к обладанию политической властью, так как видят в ней действенное, а порой и единственное, средство достижения поставленных целей. Это вовсе не означает, что на государственном Олимпе каждый раз будет восседать представитель господствующего социального класса. Как известно, президентами становятся киноактеры, писатели, партийные функционеры. Поэтому для определения властвующей социальной силы следует обращать внимание на содержание политики, на то, кому отдаются приоритеты в реализации интересов. Прежде всего, такого рода предпочтения закладываются и фиксируются в законах и других нормативных актах, а затем конкретизируются в решениях исполнительных органов власти.

Политическая практика знает массу приемов сокрытия своих истинных целей, неразглашения имени автора социального заказа, того или иного политического решения, закона, реализация которых зачастую ухудшает условия жизни народа в целом или отдельных социальных групп. Среди них - представление господствующей социальной группой своего собственного интереса в качестве всеобщего, а своего благосостояния как результата радения об общем благе. Чем отдаленнее перспектива достижения этого всеобщего блага, тем изощрённее формы идейно-политических конструкций, внедряемых в сознание «всего остального» общества, которые придают легитимный характер даже самым непопулярным мерам. Поэтому искушенные в политике понимают, что люди были и всегда будут жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов, наций, социальных слоев, государств и т.п.

Политические интересы социальных субъектов во многом зависят от социальной динамики и, в частности, от социальной мобильности по вертикали. Так, изменение позиции в социальном пространстве с неизбежностью влечет перемену интересов. П. Сорокин отмечал, что «человек, бывший в группе бедняков, перейдя в группу богатых, фатально будет другим человеком. Из его тела при таком переходе помимо его воли вынимается душа «бедняка» и вкладывается душа «богача»... Какой-нибудь бедняк, яростно бичующий и ненавидящий богачей-«грабителей», провозглашающий собственность кражей, попав в богачи, быстро трансформируется и очень скоро с пеной у рта начинает защищать священные права собственности». Анализируя подобные явления преимущественно в политических партиях, Р.Михельс еще в начале ХХ века пришел к выводу о том, что в организационных системах власть принадлежит олигархии – ограниченной по составу корпоративной группе. Этим во многом объясняется нежелание представительной власти законодательно закрепить ответственность депутатов за результаты своей политической деятельности перед избирателями.

Важную отдельную проблему составляет вопрос о политических интересах сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим необходимо предварительно отметить ряд моментов. Во-первых, сотрудники ОВД образуют социальную группу, не являющуюся социальным субъектом политики. Во-вторых, они находятся на государственной службе и выполнение ими служебных обязанностей связано с реализацией политики государства в области обеспечения правопорядка. Сотрудники ОВД не должны быть вовлечены в противоборство между различными политическими силами, как стоящими у власти, так и оппозиционными, что противоречило бы их статусу государственных служащих. В-третьих, сотрудник органов внутренних дел в соответствии с Законом «О милиции» не имеет права принимать участие в политической деятельности, заниматься ею. В-четвертых, работники ОВД имеют право принимать участие в выборах, где они могут реализовать свои политические убеждения, симпатии и антипатии. Государству и после проведения деполитизации в своих силовых структурах небезразлична ценностная ориентация исполнителей, проводников своей воли. Поэтому, в-пятых, ценностная политическая установка правового (в идеале) государства для сотрудников ОВД может быть сведена к следованию ими формуле: «Закон - один для всех граждан, вне зависимости от их политических предпочтений и партийной принадлежности».

Политические ценностные ориентации сотрудников ОВД, так или иначе, связаны с выполнением ими общегражданских, а также профессиональных функций и воплощаются в их политических интересах.

Сами же эти интересы состоят как бы из двух частей:

- первая - собственно политические (гражданские) интересы;
- вторая - политизированные корпоративные интересы (связаны с социальным статусом и условиями выполнения социально-профессиональной роли, профессиональной деятельности).

Собственно политические интересы сотрудников органов внутренних дел как граждан являются постоянными и содержательно определяются уровнем их политической социализации, гражданской зрелости. Содержание собственно политических интересов сотрудников ОВД составляет их заинтересованность: в проведении государством политики, отвечающей национальным интересам; в крепкой национальной безопасности, обеспечении защиты Отечества; в общественно-политической стабильности общества на базе динамичного его развития и предоставления всем гражданам социальных гарантий достойного уровня жизни; в обеспечении гарантированной возможности пользоваться конституционными правами и свободами и др.

Названные политические интересы носят общегражданский, общедемократический характер, т.е. являются общими для всех граждан государства. Кроме этих интересов каждый сотрудник, как и каждый гражданин, имеет специфические политические интересы, связанные с различными идеологическими приверженностями, с их особыми политическими и нравственными ценностями. Эти специфические интересы, как уже отмечалось, могут предъявляться сотрудниками как гражданами в виде предпочтения тех или иных кандидатов или партий в процессе тайного голосования во время выборов. В повседневной жизни они должны составлять внутренний план политического бытия гражданина, находящегося на государственной службе.

Политизированные корпоративные интересы возникают по мере появления проблем, связанных с необходимостью поддержания социального статуса или обеспечения эффективного выполнения профессионального долга, когда решение этих проблем невозможно без вмешательства государства. К политизированным корпоративным интересам сотрудников ОВД могут быть отнесены интересы, связанные с обеспечением им, а также их семьям уровня жизни, характерного для среднего класса, а в ближайшей перспективе – хотя бы сопоставимый с уровнем жизни сотрудников других силовых структур. Это соответствовало бы реальной социальной значимости данной социально-профессиональной группы. В профессиональном плане важен также интерес в том, чтобы ОВД использовались в рамках Конституции России и соответствующих законов. В качестве постоянного выступает интерес в направленности политики государства на действенную борьбу с преступностью и снижение уровня криминогенности основных социальных факторов, на обеспечение органов внутренних дел всем необходимым для эффективного выполнения возложенных на них обязанностей и др.

В отличие от политических интересов других социальных групп интересы сотрудников ОВД не могут выражаться, представляться и реализовываться традиционным способом. Организованный характер данной группы предполагает, что ее политизированные интересы выражаются в форме постановки соответствующих вопросов министром внутренних дел перед Правительством. Предполагается также, что Правительство само должно заботиться об органах внутренних дел, их сотрудниках, так как не в его интересах допускать политизацию неудовлетворенных корпоративных интересов.

Предварительным условием реализации любых интересов является их выявление, осознание, формулирование в виде конкретных требований. Процесс же познания, кроме так называемого «политического чутья», предполагает серьезную работу по осознанию своих статусно-ролевых возможностей и связанных с ними потребностей. Для проведения такого рода работы необходима организация. Поэтому политические интересы проходят процесс институционализации. Он находит воплощение в создании социальными субъектами собственных политических объединений, организаций, учреждений, среди которых главную роль играют политические партии. Именно им в первую очередь принадлежат функции артикуляции (выявления и формулирования) и агрегирования (предъявления государству и сочетания с другими интересами субъектов) собственных политических интересов представляемых ими групп.

Между институциональными субъектами политики возникают отношения, в которых концентрируются взаимообусловленность и взаимоисключение интересов социальных субъектов. При этом взаимосвязь социальных и институциональных субъектов не всегда однозначна и прямолинейна. И те и другие имеют собственную, относительно самостоятельную жизнь. Между ними могут возникать и существовать довольно длительное время противоречия, порождаемые невысокой степенью правильности и полноты отражения и выражения интересов базовых социальных субъектов, понимания политической ситуации, тактических задач, а также неадекватным соотношением в политическом сознании соответствующих субъектов элементов политической идеологии и политической психологии.

С этим в значительной степени связана проблема разделения властей в государстве, как главном институционном субъекте политики. При этом получила распространение точка зрения, будто разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную происходит исключительно по рациональным причинам. Однако дело обстоит не совсем так. За разделением властей в государстве стоит реальное разделение власти социальной. Оно обусловлено, по крайней мере, двумя причинами: во-первых, разделением труда, вызывающем необходимость специализации людей на выполнении определенных функций власти и, во-вторых, образованием соответствующих специализированных корпоративных групп. Поэтому разделение властей в государстве происходит не только вследствие ее рационализации, но и вследствие наличия социальных групп реально претендующих на власть. Закрепление в законах независимости различных ветвей власти друг от друга представляет собой особого рода компромисс между различными частями политической элиты. Посредством него обеспечиваются условия существования депутатского корпуса, чиновничества, судей как корпоративных групп, поддержание их высоких социальных статусов и реальных привилегий власти, то есть реализация коренных корпоративных интересов.

Характеризуя взаимоотношения социальных и институционных субъектов политики в целом, можно сделать вывод, что всякая борьба внутри государства представляет собой не что иное, как иллюзорные формы, в которых ведется действительная борьба различных социальных субъектов друг с другом.

Политика, власть, управление неразрывно связаны между собой. Это находит выражение в том, что, во-первых, управление основывается на власти и, приобретая политическую форму, становится политикой, а во-вторых, управление выступает главной функцией, как власти, так и политики. Субъекты политики, вырабатывая и реализуя ее, стремятся удовлетворить свои интересы и, вместе с тем, во имя сохранения общественной целостности и стабильности, вынуждены также руководствоваться и общими интересами.

Субъекты политического управления

Под субъектом управления мы уже условились ранее понимать активное начало управленческого процесса, индивидов, группы, организации, социальные институты, являющиеся носителями управленческого воздействия на объект.

В политических науках достаточно часто используется термин, близкий по значению «политическому субъекту» – «политический актор». Политический актор (от англ. politicalactor) – это лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (политический актор), как в театре, «играет роль» (actor – действующее лицо, актер). Хотя исполнителями действия являются только люди, в политических науках способностью к исполнению действия часто наделяются корпоративные субъекты, такие, как государства. Описывать, анализировать, объяснять и прогнозировать политическое поведение действующих лиц (акторов) можно применительно к политическим системам на всех уровнях: местном, государственном, национальном и международном, а также применительно к различным типам самих действующих лиц, к таким, например, как государство, или какое-либо из высших должностных лиц, в чью компетенцию входит принятие важных решений, или национальный парламент, или административный орган.

Некоторые из выделенных акторов разной природы нуждаются в пояснении. Так, например, группы интересов – это неправительственные и непартийные общественные объединения, которые выражают интересы определённых социальных групп в отношениях с политическими институтами и организациями, а также с другими социальными группами. В отличие от политических партий, не ставят целью достижение политической власти и не принимают непосредственного участия в политических кампаниях. По степени организации делятся на первичные (базисные) (стихийные, слабо организованные – демонстрации, митинги, массовые собрания) и организованные (имеющие свою организацию клубы, профсоюзы, кружки) (Г. Алмонд, Дж. Пауэлл). К наиболее заметным и влиятельным группам интересов относят группы интересов предпринимателей (представляющие интересы бизнеса), профсоюзы (защищающие интересы наёмных работников) и группы общественных интересов (выражающие коллективный интерес – союзы в защиту гражданских прав, общества потребителей, экологические движения и прочие).

Группы давления (лобби) (от англ. lobby – кулуары) представляют собой организованные группы (объединения, корпорации, специализированные организации лоббистов), основной задачей которых является целенаправленное воздействие на органы государственной власти, политические партии и политических лидеров с целью обеспечения своих интересов или интересов социальной группы – заказчика (лоббирование). В отличие от партий они не ставят задачи завоевания политической власти, а стремятся оказывать эффективное влияние на принятие политических решений действующими органами власти.

Некоторые из политических акторов (группы интересов и давления, отчасти политические партии и движения) выполняют функции связующего звена власти и гражданского общества, которое по большей части (в особенности в директивной модели) рассматривается как объект управления. Гражданского общество – это не зависимая от государства сфера свободной, автономной активности граждан и созданных ими добровольных ассоциаций, в основном неполитического характера. Представляет собой совокупность экономических, культурных, этнических, религиозных и др. отношений, реализуемых без непосредственного контроля государственной власти. Институтами гражданского общества являются: добровольные общественные организации и общественные движения, а также партии на первых этапах своего существования (пока они не задействованы в механизмах осуществления власти); независимые СМИ; общественное мнение как социальный институт; выборы и референдумы; основанные на непосредственном участии граждан элементы судебной и правоохранительной систем (суды присяжных, народные милицейские отряды и т. п.).

Подробнее остановимся на таких акторах (субъектах) политического управления, непосредственно задействованных в процессах разработки и принятия политических решений, как политические элиты и политические лидеры.

тема

документ Политическая власть
документ Политическая культура
документ Политическая система
документ Политическая сфера
документ Политическая элита




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты