Управление финансами

документы

1. Будут ли ещё разовые выплаты на детей в 2020-2021 годах
2. Новое пособие для домохозяек с 2020 года
3. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
4. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
6. Банки с 2020 года начали забирать пособия на детей
7. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
8. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года

О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Антикоррупционное поведение

Антикоррупционное поведение

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Антикоррупционное поведение

Сегодня мы поговорим про антикоррупционное поведение, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постарался раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбил её на темы:

Не забываем поделиться:

1. Антикоррупционное поведение
2. Требования к антикоррупционному поведению
3. Антикоррупционные стандарты поведения
4. Формирование антикоррупционного поведения
5. Правила антикоррупционного поведения
6. Антикоррупционное поведение государственных служащих
7. Антикоррупционное поведение муниципальных служащих

Антикоррупционное поведение

Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственного служащего, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

Действия по передаче и приёму взятки в России противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса Российской Федерации. Термин «взятка» чаще используется для обозначения подкупа государственного служащего, тогда как для обозначения подкупа сотрудника коммерческой структуры принято использовать термин «коммерческий подкуп». Получение и дача взятки государственным служащим является одним из проявлений коррупции.

Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании — 140 фунтов стерлингов (250$), в США — 50$, в России — не должна превышать 3 000 рублей (п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Взяткой могут быть признаны:

• Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных камней и металлов, автомашины, продукты питания, техника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, гаражи, земельные участки и другая недвижимость;
• Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости;
• Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой заработной платы взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

В современном российском уголовном праве есть следующие преступления, связанные со взяточничеством:

- получение взятки (ст.290 УК РФ),
- дача взятки (ст.291 УК РФ),
- посредничество при взяточничестве (ст.291.1 УК РФ),
- коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ),
- провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.304 УК РФ).

Получение взятки (статья 290 УК РФ):

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере от двадцати пятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Дача взятки (статья 291 УК РФ):

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
2. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника в значительном размере - наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.
3. Дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
4. Дача взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в крупном размере - наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
5. Взятки в особо крупном размере - наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ):

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере - наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Посредничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в крупном размере - наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере - наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве - наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или штрафом в размере от 25 000 до 500 000 000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Действия и высказывания, которые могут быть восприняты как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

При обсуждении рабочих вопросов следует избегать:

- спорных жестов, мимики и выражений. Например: «вопрос решить трудно, но можно», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры в другой обстановке», «ну что делать будем?» и т.п.
- определенных тем: низкий уровень заработной платы служащих, нехватка средств на реализацию нужд, желание приобрести имущество или услугу, отсутствие работы у близких, необходимость поступления детей в образовательные учреждения.
- получения подарков и приглашений в рестораны.
- предложений о предоставлении скидки, услуг по подготовке необходимых документов, взносе в благотворительный фонд, поддержке конкретной спортивной команды.
- неожиданно прерывать беседу и под благовидным предлогом оставлять посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, сумку, портфель.
- написания посторонних цифр на бумаге или набора на калькуляторе с последующей их демонстрацией посетителю.

Вас могут провоцировать на принятие или дачу взятки с целью компрометации!

Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу без его согласия взятки в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа - наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.

Действия в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа):

- Вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп.
- Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов).
- Постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи.

- Поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа.

- Не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.

Наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 1 года, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Донос с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления - наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы за период от 1 до 2 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Донос с искусственным созданием доказательств обвинения - лишение свободы на срок до 6 лет.

Не допускается дарение, за исключением подарков, стоимость которых не превышает 3 000 рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
3) государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
4) в отношениях между коммерческими организациями.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» № 79-ФЗ (статья 17) и Закон города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» № 3 (статья 13).

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, таможенного органа или органа наркоконтроля Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес, телефон правоохранительного органа, а также дата приема сообщения.

Полученное от Вас сообщение (заявление), должно быть незамедлительно зарегистрировано в правоохранительном органе и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать, чтобы Вас принял руководитель соответствующего подразделения для получения более подробной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Требования к антикоррупционному поведению

Государственный служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, а также соответствующими нормативными актами Верховного Суда.

Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственными служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются государственным служащим по акту в Верховный Суд, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Антикоррупционные стандарты поведения

Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, как это следует из п. 6 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Антикоррупционные стандарты поведения выступают значимым элементом в системе предупреждения коррупционной преступности и представляют собой совокупность обязанностей, запретов, ограничений и рекомендаций, возлагаемых на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, государственных (муниципальных) служащих, работников организаций в целях предупреждения коррупции.

Антикоррупционные стандарты поведения в системе предупреждения коррупции выполняют следующие основные функции: информативную и охранительную. Информирование работников образовательной организации о закрепленных антикоррупционных стандартах поведения способствует разрушению базовых коррупциогенных стереотипов, сформировавшихся в сфере образования: «коррупция – это только преступление (взяточничество)», «подарок не взятка», «репетиторство не конфликт интересов», «а пусть докажут» и пр. Кроме того, закрепление антикоррупционных стандартов поведения позволяет сформировать в образовательной организации общепринятые, понятные и прозрачные правила поведения, позволяющие предупреждать влияние личной заинтересованности на исполнение педагогическим работником и иными работниками своих должностных обязанностей. Охранительная функция таких стандартов заключается в том, что они выступают дополнительными сдерживающими правовыми средствами, «препятствующими» совершению коррупционных правонарушений, в том числе и преступлений. Образно говоря, антикоррупционные стандарты поведения стоят «на страже» личной антикоррупционной безопасности работника сферы образования.

Анализ судебной практики привлечения к уголовной ответственности педагогических работников за совершение коррупционных преступлений (ст. 290 «Получение взятки» УК РФ) свидетельствует о получении ими за незаконное использование своих должностных полномочий преимущественно незначительных денежных сумм или материальных ценностей небольшой стоимости.

Традиции дарения испокон веков присущи русскому народу. Оказание внимания благодетелю в виде подарка или услуги – неотъемлемая составляющая культуры как межличностного, так и профессионального общения. Получение неподготовленным студентом оценки за зачет или экзамен может вполне восприниматься последним как благо и особое расположение со стороны преподавателя, вызывать вполне искреннее желание отблагодарить материально преподавателя за избавление от необходимости учить предмет. Вместе с тем назрела необходимость разграничения традиций дарения (благодарения) и завуалированных под подарки форм подкупа (коррупции). Преподавателю неюридических специальностей зачастую трудно самостоятельно определить, предлагают ему подарок или взятку. Дрова, подарочная карта, алкоголь и конфеты, приведенные ниже в качестве примера привлечения к уголовной ответственности, вряд ли рассматривались принимающими их педагогическими работниками как предмет взятки, как совершение уголовно наказуемого деяния.

По справедливому утверждению Н. В. Щедрина, «организуя противодействие коррупции, нужно всегда отдавать себе отчет в том, что:

а) вся система и любой субъект управления действуют в условиях ограниченных ресурсов;
б) особенно ресурсоемкими являются ограничительно-репрессивные меры».

В связи с этим в предупредительной деятельности необходимо руководствоваться принципом «основного звена», который «позволяет найти главную задачу деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько проблем и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы».

В предупреждении коррупции роль такого «основного звена» и играют антикоррупционные стандарты поведения, формирование которых в сфере образования находится на начальном этапе своего развития.

Ранее проведенное исследование позволило установить, что в отношении узкого круга лиц, осуществляющих управленческие функции в образовательной организации, распространены антикоррупционные стандарты поведения, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее – постановление № 568). Данным постановлением закреплены основные антикоррупционные стандарты поведения для лиц, замещающих должности в различных организациях публичной сферы.

Некоторые из содержащихся в данном постановлении антикоррупционных стандартов поведения являются едиными и распространены также на лиц, замещающих государственные, муниципальные должности (министры, депутаты и пр.), на государственных, муниципальных служащих (советники, консультанты и пр.) соответствующими нормативными правовыми актами.

К таким единым стандартам относятся:

- запрет на получение вознаграждений (подарков и иных) в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», пп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 568);
- обязанность уведомлять об обращении каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», абз. 1 пп. «в» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 568);
- обязанность представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», абз. 2 пп. «в» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 568);
- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», абз. 3 пп. «в» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 568);
- и др.

Содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации № 568 антикоррупционные обязанности, запреты и ограничения распространяются в образовательной организации высшего образования только на ректора, президента, первого проректора, главного бухгалтера и директора филиала. На работников, выполняющих управленческие функции в вузе (проректоры, руководители департаментов, директора институтов, деканы факультетов, заведующие кафедрами и др.), как и на иных работников (педагогических, научных, работников деканатов и иных структурных подразделений), единые антикоррупционные стандарты поведения, установленные данным постановлением, не распространяются.

Вместе с тем анализ судебной практики свидетельствует, что одним из основных субъектов коррупционных преступлений в сфере образования является педагогический работник образовательных организаций высшего образования. Основными преступлениями, совершаемыми педагогическими работниками, являются получение взятки (ст. 290 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 290.1 УК РФ). При этом достаточно часто педагогические работники получают взятки в виде денежных средств в сумме до 3 000 рублей. Значительно реже предметом становятся материальные ценности. Так, например, старший преподаватель гуманитарного факультета одного из университетов попросил у студента за сдачу зачета доставить к нему на дачу машину колотых дров. Студент выполнил требование преподавателя, нанял грузовое такси, купил 1,5 кубических метра дров стоимостью 2 000–2 500 рублей. Загрузив автомашину, студент поехал на дачный участок преподавателя, по пути заехав в ОБЭП, где сообщил о требовании преподавателя. Суд признал преподавателя виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 1 УК РФ, и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком два года (условно) с лишением права занимать должности, связанные с преподавательской деятельностью, сроком два года.

В другом случае преподаватель признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 292, ч. 3 ст. 30, за незаконное выставление оценки за сдачу зачета без самой процедуры зачета. Предметом взятки стала подарочная карта магазина на сумму 500 рублей. Осужденной было назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Преподаватель физического воспитания поставил зачеты по предмету «физическая культура» студентам, имевшим пропуски занятий и своевременно не сдавшим необходимые спортивные нормативы, за вознаграждение от одной студентки в виде 3 плиток шоколада «Бабаевский», от другого студента – в виде бутылки водки «Русский лед», бутылки шампанского «Абрау-Дюрсо». Приговором суда преподаватель признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей.

Приведенные примеры свидетельствуют не столько о корыстности привлеченных к уголовной ответственности педагогических работников, сколько о недостаточности принимаемых мер по предупреждению коррупции в сфере образования. Представляется очевидным, что ресурсы государства, потраченные на подготовку к трудовой деятельности одного педагогического работника, «в холостую» растрачиваются репрессивным вектором борьбы с коррупцией.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение состояния антикоррупционных стандартов педагогических работников образовательных организаций высшего образования, поскольку именно антикоррупционные стандарты поведения как совокупность обязательных к соблюдению предписаний выполняют важную предупредительную функцию в системе противодействия коррупционной преступности.

Согласно ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на организации возложена обязанность по самостоятельному предупреждению коррупции. К числу рекомендованных мер по предупреждению коррупции, принимаемых в организации, в названной статье отнесены: разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации (пп. 3); принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации (пп. 4); предотвращение и урегулирование конфликта интересов (пп. 5).

Основываясь на данных положениях, ряд образовательных организаций приступил к самостоятельному закреплению антикоррупционных стандартов поведения для работников, в том числе и педагогических, в кодексах этики и в соответствующих локальных нормативных актах. Соответственно, каждая образовательная организация вне зависимости от типа по собственному усмотрению определяет правовой акт, в котором закрепляет антикоррупционные стандарты поведения, а также их содержание и объем.

С целью выявления состояния антикоррупционных стандартов поведения педагогических работников в образовательных организациях высшего образования было проведено исследование и локальных нормативных актов, и кодексов этики образовательных организаций высшего образования, вошедших в ТОП-50 Национального рейтинга вузов. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что лишь в 27 вузах из 50 приняты кодексы этики, что составляет 54 %. Соответственно, почти в половине исследованных образовательных организаций высшего образования антикоррупционные стандарты поведения либо вообще не установлены, либо закреплены в каких-то иных локальных нормативных актах (вместе с тем, возможно, кодексы этики в некоторых вузах все же приняты, но не размещены на официальном сайте).

Анализ кодексов этики вузов позволил также установить, что в подавляющем большинстве они устанавливают антикоррупционные положения для всех категорий работников образовательной организации. И за редким исключением для педагогических работников отдельно. Антикоррупционные положения в таких кодексах касаются преимущественно следующих основных антикоррупционных стандартов поведения.

Запрет на получение вознаграждений (подарков и иных) в связи с исполнением должностных обязанностей как один из основных антикоррупционных стандартов поведения, направленных на предупреждение совершения таких коррупционных преступлений, как получение взятки (ст. 290 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.1 УК РФ), закрепляется в незначительном количестве кодексов этики ряда образовательных организаций. Так, в Этическом кодексе Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова установлено, что преподаватели и научные сотрудники должны воздерживаться от таких отношений с учащимися, которые могут препятствовать эффективному обучению и затруднить беспристрастную оценку результатов учебной деятельности. Среди них отношения должника и заимодавца, дарителя и получателя подарков (абз. 5 п. 3.1).

Согласно Кодексу этики и служебного поведения работников и преподавателей Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ «МИФИ») «недопустимо прямое или косвенное высказывание, либо иные действия преподавателя в отношении обучающихся, которые могут быть расценены ими как обещание положительной оценки или привилегий в обмен на денежные средства или подарки» (п. 3.4).

В Кодексе корпоративной этики Кубанского государственного технологического университета преподаватель не имеет права брать от обучающихся деньги или подарки за сдачу экзаменов, зачетов, иную форму отчетности; не допускать обучающихся к сдаче экзамена по причинам, не связанным с выполнением учебного плана (п. 5.5).

В Кодексе этики и служебного поведения работников Новосибирского национального исследовательского государственного университет а отдельно регламентируется общение преподавателя с обучающимся. Так, преподаватель не злоупотребляет своим служебным положением; преподаватель не имеет права требовать (просить, предлагать добровольно и т.п.) от обучающихся вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную (п. 4.2.1).

Такой антикоррупционный стандарт поведения, как обязанность уведомлять об обращении каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, в данной формулировке применительно к педагогическим работникам не был выявлен в исследованных кодексах этики. Вместе с тем в Кодексе этики и служебного поведения работников и преподавателей НИЯУ «МИФИ » закрепляется, что «преподавателю следует незамедлительно уведомлять руководителя структурного подразделения, а также проректора, курирующего вопросы противодействия коррупции, в случаях создания предпосылок для совершения правонарушений коррупционной направленности» (п. 3.1).

Специальные положения для педагогических работников по предупреждению и урегулированию конфликта интересов как одного из основных антикоррупционных стандартов поведения также содержатся в кодексах этики.

«Кодекс профессиональной этики и служебного поведения научно-педагогических работников и сотрудников ИРНИТУ» содержит дословное воспроизведение понятия «конфликт интересов педагогического работника», закрепленного в п. 33 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как следует из положений Кодекса профессиональной этики и требований к служебному поведению педагогических работников Алтайского государственного университета, педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов (пп. 20 п. 2.2).

В соответствии с Кодексом этики и служебного поведения работников и преподавателей НИЯУ «МИФИ» преподавателю следует при возникновении в преподавательской деятельности конфликта интересов уведомлять непосредственное руководство и учебный департамент (п. 3.1).

В Этическом кодексе Московского технологического университета МИРЭА-МГУПИ-МИТХТ установлено, что взаимоотношения преподавателей и обучаемых основаны на таких принципах и нормах поведения, как «взаимное доверие, порядочность, общность этических принципов – основа решения спорных вопросов и преодоления конфликта интересов в формате «преподаватель – заведующий кафедрой – декан факультета – проректор – ректор» (п. 10).

В ряде образовательных организаций приняты кодексы этики педагогических работников, в которых устанавливаются антикоррупционные стандарты поведения соответственно только для педагогических работников. Например, в Кодексе деловой этики для педагогических работников Санкт-Петербургского горного университета педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (абз. 5 п. 2). Аналогичная норма содержится п. 2.4 Кодекса профессиональной этики и требований к служебному поведению педагогических работников Алтайского государственного университета.

Кодекс профессиональной этики научно-педагогических работников ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» закрепляет, что «при осуществлении педагогической деятельности научно-педагогическому работнику запрещено «совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей», а также «проявлять коррупционное поведение со своей стороны, допускать его со стороны иных субъектов образовательного процесса» (п. 5).

В настоящее время в образовательных организациях начался этап принятия локальных нормативных актов, закрепляющих антикоррупционные стандарты поведения для всех категорий работников образовательных организаций, включая педагогических работников. Изучение содержания соответствующих локальных нормативных актов этих же образовательных организаций не позволило выявить специфики правового регулирования антикоррупционных стандартов поведения педагогических работников. В ряде локальных нормативных актов, принятых в виде приказов ректоров и касающихся предупреждения и урегулирования конфликта интересов в образовательной организации, воспроизводится лишь понятие «конфликт интересов педагогического работника», закрепленное в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Вместе с тем особенности предупреждения и урегулирования конфликта интересов педагогического работника не устанавливаются.

В некоторых положениях о конфликте интересов содержатся типовые ситуации конфликта интересов педагогического работника. Например, в Положении о конфликте интересов работников Казанского (Приволжского) федерального университета указано следующее: «педагогический работник участвует в процессе оказания платных образовательных услуг тем обучающимся, которые получают образование за счет бюджетных средств; педагогический работник занимается репетиторством с учащимися, которых он обучает; научно-педагогический работник является членом жюри конкурсных или иных мероприятий с участием обучающихся, в процессе обучения которых он участвует» и др. (п. 7.9 Положения).

Как уже было отмечено, на уровне федеральных законов (Федеральный закон «О противодействии коррупции», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») нормы, непосредственно закрепляющие антикоррупционные стандарты поведения педагогических работников образовательных организаций, не установлены. Изучение положений кодексов этики, а также локальных нормативных актов свидетельствует, что приведенное понятие «конфликт интересов педагогического работника» используется крайне редко. Образовательные организации, как правило, воспроизводят определение конфликта интересов, закрепленного в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» (как в новой, так и старой редакции) либо предлагают собственное определение.

Важно отметить, что в изученных локальных нормативных актах, закрепляющих основные стандарты поведения, они формулируются не всегда ясно, а с некоторой правовой неопределенностью. Антикоррупционные обязанности (например, сообщить о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения, уведомить о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к возникновению конфликта интересов) должны быть сформулированы четко, ясно и понятно. При этом соответствующее правовое предписание должно содержать указание на лиц, у которых такая обязанность возникает, на юридический факт или событие, с которым связывается возникновение соответствующей обязанности, сроки и порядок выполнения обязанности. Декларативность изложения правового предписания может не только повлечь проблемы с его пониманием и исполнением обязанным лицом, но и также создать проблемы с привлечением к дисциплинарной ответственности.

Формирование антикоррупционного поведения

Формирование антикоррупционного поведения сотрудников и служащих в системе управленческих задач руководства ОВД.

Как уже отмечалось выше, в действующем уголовном законодательстве понятие коррупция не должно сводится только к простому взяточничеству. Анализ показал, что коррупционная практика многообразна. Это: лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почётных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счёт бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счёт спонсоров и другие изощренные технологии.

И здесь необходимо отметить, что коррупция в системе ОВД проявляется в двух формах:

а) внешняя (возникающая во внешне организационной деятельности);
б) внутренняя (образующаяся в внутриорганизационной деятельности).

Коррупционные действия возможны, если должностное лицо уполномочено осуществлять особые функции в структуре. При реализации функций управления, должностные лица имеют возможность использовать служебное положение в личных интересах.

Здесь необходимо остановиться на функциях, именуемых в науке управления «общими», т.е. управленческие функции, осуществляемые руководителями всех подразделений, служб. Общие функции управления - универсальные виды и направления деятельности субъектов социального управления.

Эти обособленные группы видов деятельности субъекта определяют сам процесс управления, представляя собой такую деятельность, которая определяется общими закономерностями управления как социальной категории в целом.

Именно в рамках общих функций управления решаются наиболее общие, имеющие отношения ко всем субъектам и объектам задачи управленческой деятельности.

К числу общих функций социального управления относят, как правило, следующие: планирование; прогнозирование; регулирование; руководство; организацию; координацию; контроль и др.

Хотя, в некоторых случаях в их число включают и иные функции:

- выработку и принятие решений;
- работа с информацией (поиск, анализ, передача, хранение);
- осуществление кадровой политики;
- стимулирование и др.

Формирование антикоррупционного поведения сотрудников при планировании, организации, контроле и оценке результатов оперативно-служебной деятельности сотрудников – одна из задач в борьбе с коррупцией в системе ОВД. Примером коррупционного поведения может служить использование управляющего влияния при осуществлении контроля. При реализации различных форм контроля в системе органов внутренних дел каждый руководитель стремится представить подчиненное подразделение в выгодном свете. Предполагается, что неудовлетворительная оценка деятельности подразделения влечет негативные последствия для сотрудников и руководителя, что толкает руководителя подконтрольного подразделения на действия, которые, по его мнению, могут положительно повлиять на результаты контроля: организация банкетов, взятки, подарки и др.

И это не единственный вид управленческой деятельности, при котором возможны коррупционные действия. Так, ежемесячная оценка деятельности подразделения, при котором существенное влияние оказывают информационные центры (корректировка информации, отражающей результаты работы служб и подразделений в целях формирования удовлетворительной оценки); организация исполнения управленческих решений (в части материально-технического обеспечения) и пр.

Значительная доля коррупционных действий совершается при реализации кадровой политики. При исполнении некоторых кадровых функций как отбор и расстановка кадров выявляются такие факторы, как протекционизм, «своячество». Руководители кадровых аппаратов, используя управленческое влияние, при назначении и перемещении на должности проявляют личную заинтересованность.

Ранее было сказано о совмещении должностными лицами работу в государственных и муниципальных аппаратах управления с предпринимательской деятельностью. Установление ограничения в отношении публичных должностных лиц на владение долями в хозяйственных товариществах, акциями акционерных обществах, в том числе, переданных в доверительное управление, когда их деятельность прямо связана с функциями, которые осуществляет должностное лицо, может также ограничить отмеченные злоупотребления властью.

Концепцией обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России определены внешние и внутренние угрозы, ключевые направления и механизмы реализации стратегии противодействия коррупции. По сути стала создаваться система комплексной защищенности от деструктивного и дезорганизующего воздействия негативных факторов. Она призвана обеспечить законность и соблюдение служебной дисциплины, личную безопасность сотрудников, гражданских служащих и работников, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению ими преступлений и правонарушений.

Важно подчеркнуть, что определен и критерий оценки состояния собственной безопасности, - это способность успешно и оперативно решать поставленные задачи тогда, когда коррупция и должностные преступления реально угрожают конституционным правам и свободам граждан. При оценке состояния собственной безопасности учитываются в том числе такие факторы, как эффективность выявления собственными силами уголовно наказуемых деяний, совершаемых сотрудниками МВД, своевременность их предупреждения, пресечения и раскрытия. Важна и адекватность реагирования руководителей и коллективов на проступки своих сослуживцев, связанных с нарушением законности и правопорядка.

В основу концепции положена профилактика борьбы с коррупцией.

Такие меры на ведомственном уровне связаны не только с аналитической работой по выявлению всевозможных коррупционных угроз и определению объектов, нуждающихся в защите, но и проверкой моральных качеств сотрудников и их профессионального поведения:

- Приказ МВД России № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел»;
- Приказ МВД России, закрепляющий перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России и федеральные государственные гражданские служащие системы МВД России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (приказ МВД России № 680 «О перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»);
- Приказ МВД РФ № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» (Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации);
- Приказы МВД России, определяющие порядок организации и проведения в системе МВД России экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (приказ МВД России № 15 «Об организации проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность в системе МВД России»). Основной целью антикоррупционной экспертизы является выявление в проектах правовых актов и иных документов коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Данный приказ МВД России определяет, в том числе порядок размещения на официальном сайте МВД России в сети Интернет нормативных правовых актов МВД России, затрагивающих права и свободы граждан, для организации проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, которая осуществляется аккредитованными Минюстом России независимыми экспертами;
- Приказ МВД России № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».

Здесь необходимо отметить, что наравне с указанными нормативными актами, отражающие в целом комплекс мер борьбы с коррупцией, ведомственным нормативным актом введена в действие система согласования с подразделениями собственной безопасности лиц, назначаемых на руководящие должности в системе органов внутренних дел.

Правила антикоррупционного поведения

Ведь взяточничество – преступление особого рода, и оно не может быть совершено одним лицом, а требует взаимодействия, по крайней мере, двоих: того, кто получает взятку (взяткополучатель) и того, кто ее дает (взяткодатель). Но к совершению взяточничества нередко привлекаются и посредники, которые способствуют совершению преступления (ведут переговоры, передают взятку). Их действия подпадают под статью 291.1 УК РФ.

Получение взятки заключается в приобретении должностным лицом имущества или выгод имущественного характера за законные или незаконные действия (бездействия) в пользу дающего. Уголовный кодекс РФ разграничивает взяточничество на получение взятки (статья 290 УК РФ) и дачу взятки (статья 291 УК РФ).

Дача взятки – начальный этап коррупции. Она как бы провоцирует должностное лицо, создает для него нездоровый соблазн постоянного обогащения незаконными средствами, связанного с исполнением служебных обязанностей.

Антикоррупционные стандарты поведения, основанные на знании общих прав и обязанностей, должны стать нормой для всех.

Сотрудники полиции напоминают, как вести себя гражданам, которым предлагают дать взятку:

- Надо внимательно выслушать и точно запомнить, а при возможности и зафиксировать поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, формы коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов).
- Следует вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить коммерческий подкуп.
- Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей встречи с чиновником, предложить для этой встречи хорошо знакомое вам место. Но не переусердствуйте в своей настойчивости.
- Следует поинтересоваться гарантиями решения вашего вопроса в случае вашего согласия дать взятку или совершить коммерческий подкуп.
- Не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушайте, позволяйте взяткодателю выговориться, сообщить вам как можно больше информации.

Антикоррупционное поведение государственных служащих

Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего это совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих.

Антикоррупционное поведение государственного служащего предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий.

В основе поведения государственного служащего лежит исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

Отклонение при осуществлении своих полномочий от положений должностного регламента может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения:

1. Представление достоверных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление гражданином при поступлении на государственную службу указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную службу. Невыполнение государственным служащим вышеуказанной обязанности, является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Государственный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии:
- если это не повлечет за собой конфликт интересов;
- государственный служащий предварительно уведомил представителя нанимателя об этом (это должно быть сделано в письменном виде и у государственного служащего до начала осуществления иной оплачиваемой деятельности должно быть подтверждение, что представитель нанимателя уведомлен).
3. Получение письменного разрешения представителя нанимателя:
- на занятие оплачиваемой деятельностью;
- на принятие наград, почетных и специальных званий (за исключением научных);
4. Передача подарков, полученных государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, в государственный орган, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Указанное правило применяется в случае, если стоимость подарков превышает три тысячи рублей. Вместе с этим государственный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подарки стоимостью до трех тысяч рублей поступают в самостоятельное распоряжение государственного служащего. Поведение государственного служащего в этом случае направлено на то, чтобы получение подарка, не было связано с его личной выгодой.
5. Передача принадлежащих государственному служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
6. Отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. При наличии таких обстоятельств государственный служащий обязан отказаться от замещения соответствующей должности в установленном порядке путем увольнения с государственной службы, перевода на другую должность в этом же или другом государственном органе.
7. Использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей. В противном случае действия государственного служащего можно рассматривать как действия, направленные на получение каких-либо благ для себя или для третьих лиц, что подпадает под признаки коррупции. Не допускается также передача государственного имущества другим лицам.
8. Проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
9. Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, в части антикоррупционной составляющей. Государственный служащий, считающий, что он не обладает достаточными знаниями в сфере противодействия коррупции, может самостоятельно получить необходимые знания (в режиме самоподготовки), либо проинформировать об этом представителя нанимателя для возможного направления его на обучение. Дополнительное профессиональное образование государственного служащего может осуществляться в любых не запрещенных законом формах и видах.
10. Уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего. Государственный служащий, своевременно уведомивший в установленном порядке указанных лиц о фактах обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Невыполнение вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Государственный служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Указанная обязанность служащего направлена на предотвращение коррупционного поведения. После получения от служащего уведомления представитель нанимателя принимает меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:
- в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;
- в отказе государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- в отводе или самоотводе государственного служащего. 12. Обращение в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего. В течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Решения комиссии являются обязательными для лица, замещавшего соответствующую должность.
13. Сообщение представителю нанимателя (работодателю) сведений о последнем месте своей службы при заключении трудовых договоров. В течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
14. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Основные запреты, ограничения, требования к служебному поведению, связанных с государственной службой:

1. Не осуществлять предпринимательскую деятельность.
2. Не участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.
3. Не приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
4. Не быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
5. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Государственный служащий должен отказаться от каких-либо подарков (вознаграждений), так как это является одним из признаков коррупции - получение выгоды от осуществления своей непосредственной служебной деятельности.
6. Не выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
7. Не разглашать и не использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.
8. Не использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
9. Не использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных и организаций. Не создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Исключение из этого запрета - право государственных служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских и иных профессиональных ассоциаций.
10. Не входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
11. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
12. Не допускать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. Указанный запрет направлен на предотвращение коррупционного поведения служащего, так как следующий шаг после того, как служащим допущено влияние какого-либо интереса, будет само коррупционное правонарушение.
13. Не исполнять данное ему неправомерное поручение.

Неправомерное поручение может заключаться в необходимости совершения действий, содержащих признаки коррупционного поведения. В связи с этим, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный служащий обязан отказаться от его исполнения.

В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

Поведение государственного служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес. У государственного служащего должна быть хорошая моральная репутация (лояльность, умение пойти на компромисс, взаимодействие, взаимная поддержка в отношениях с коллегами, конструктивное сотрудничество). Государственный служащий должен быть примером поведения для подчиненных (честным, справедливым, беспристрастным, вежливым, доброжелательным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами).

В служебном поведении государственный служащий должен воздерживается от курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Антикоррупционное поведение муниципальных служащих

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность - возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Муниципальный служащий обязан:

1. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные законодательством.
2. Представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в случае, если должность, замещаемая муниципальным служащим, включена в соответствующий Перечень должностей.
3. Уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
4. Уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
5. Передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) в доверительное управление в случае, если такое владение приводит или может привести к конфликту интересов.
6. Сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы в случае, если замещаемая в муниципальном органе должность была включена в соответствующий Перечень должностей.

Муниципальному служащему запрещается:

1. Замещать должность в случае избрания или назначения на муниципальную должность или выборную должность в органе местного самоуправления.
2. Осуществлять предпринимательскую деятельность.
3. Приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход в случае, если владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов.
4. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
5. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в муниципальном органе, в котором он замещает должность муниципальной службы.
6. Выполнять иную оплачиваемую работу в случае, если выполнение такой работы приводит или может привести к конфликту интересов.

Ограничения, связанные с гражданской службой:

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
• близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
• представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
• непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на муниципальную службу.
2. Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с муниципальной службы вышеуказанного требования, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) заключенного с указанным гражданином.

Муниципальный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

• непринятия муниципальным служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
• непредставления муниципальным служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
• участия муниципального служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
• осуществления муниципальным служащим предпринимательской деятельности;
• вхождения муниципального служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему муниципальный служащий.

темы

документ Виктимологическая характеристика и предупреждение коррупции
документ Коррупция
документ Противодействие коррупции
документ Конформистское поведение
документ Отклоняющееся поведение

Не забываем поделиться:



назад Назад | форум | вверх Вверх

важное

Кого следующего затронет прогрессивная шкала НДФЛ
Новые пенсионные удостоверения с 2021 года
Дефолт в России в 2020 году
Предоставление кредитных каникул в 2020 году
Девальвация рубля в 2020 году
Как получить квартиру от государства в 2020 году
Не стоит покупать доллары в 2020 г.
Как жить после отмены ЕНВД в 2021
Изменения ПДД с 2020 года
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2020 Центр управления финансами.