Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про гражданскую компетенцию, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ней связано. Я постарался раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбил её на темы:
Педагогические задачи формирования гражданской идентичности неразрывно связаны с формированием гражданской компетентности обучающихся.
Гражданская компетентность – это совокупность способностей, позволяющих индивиду активно, ответственно и эффективно реализовывать комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Гражданская компетентность не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров. Она предполагает наличие определенной жизненной позиции и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Формирование гражданской компетентности обучающихся представляет собой главную цель гражданского образования в школе.
Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Основой формирования гражданской компетентности в школе выступают предметы социально-политического цикла (обществознание, граждановедение, право, а также история), которые дают учащимся систематическое представление об обществе.
Однако гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система. Цели и задачи гражданского образования реализуются на интегративной основе в рамках всех предметов, внеурочной деятельности учащихся, а также деятельности. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.
Следует особо отметить, что гражданское образование возможно не только в социально-гуманитарных предметах. При обсуждении и решении общественно-значимых проблем, связанных с содержанием той или иной дисциплиной, создаются условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей (например, проблемы экологии на уроках географии и биологии; проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках биологии; проблемы гонения на ученых - на уроках биологии, физики и т.д.).
Гражданская компетентность тесно связана с универсальными умениями и способностями, которые проявляются в различных сферах жизни. Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, использовать в полной мере богатейшие возможности учительской кооперации и межпредметных связей.
Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений неэффективна с точки зрения целей гражданского образования. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы обучения, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач. Они создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.
К интерактивным методам, наиболее успешно используемым в сфере гражданского образования, относятся, в частности, социальное проектирование, различные формы дискуссионного обсуждения социально-значимых проблем (в формате дебатов, гражданского форума, круглого стола), ролевые и деловые игры, медиации в разрешении конфликтных ситуаций и др. В приложении к данному разделу вы можете познакомиться с технологией использования некоторых их этих методов.
Для развития сферы саморегуляции ребенка необходимо ставить в условия анализа жизненных ситуаций. Например, рассматривая какую-либо историческую или современную ситуацию, можно попросить ребенка представить себя на месте того или иного персонажа, предположить, какие чувства он должен испытывать, оценить его действия, а затем попросить смоделировать свое поведение в этой или подобной ситуации.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Учитель не только погружает ученика в какой-либо исторический либо социальный сюжет, что способствует достижению учебных целей. Педагог вызывает эмоциональную реакцию, предлагает ситуацию, способствующую развитию умений адекватно оценивать и корректировать свои мысли и действия, соотносить свое поведение с поведением других людей, выбирать цели и средства их достижения. Одним из средств достижения этих целей в учебном процессе и внеурочной деятельности может выступать метод моральных дилемм.
Одним из основных положений компетентностного подхода является понимание компетентности как субъективного качества личности. Это рождает определенное противоречие между коллективным характером учебной деятельности и необходимостью учитывать сугубо индивидуальные факторы – особенности усвоения знаний, выработки умений и навыков, зависящие от субъективных мотивов обучения, отношения к предмету обучения, способностей, личностных качеств и опыта обучаемого. В этой связи особенно актуальным становится вопрос об индивидуализации процесса обучения. Возможно, наиболее сложным вопросом здесь является развитие гражданских качеств в мотивационной сфере. Для развития мотивационной сферы индивидуальности важны интерактивные и проблемные методы обучения.
Интерактивные методы обучения позволяют ребенку на уроке почувствовать себя не пассивным объектом педагогического воздействия, а полноправным участником проектирования познавательной деятельности.
Проблемные методы позволяют сделать познавательную задачу актуальной для каждого учащегося в классе. Решение познавательных продуктивных задач, связанных с необходимостью дать оценку современным историческим событиям и персоналиям, социальным явлениям и фактам будет способствовать формированию эмоционального отношения к ним.
Максимальной степени индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы можно достичь при использовании технологий организации учебной деятельности в малых группах. Групповые формы работы обычно трудно приспособить к традиционному уроку, где учитель выступает в роли основного источника информации, зато их можно эффективно использовать при планировании урока открытия новых знаний, где учащиеся сами определяют содержание учебной проблемы в рамках той или иной темы. Учитель в этом случае выполняет роль организатора познавательного поиска учащихся. Главным принципом групповой работы является то, что задание получает не отдельный ученик, а вся группа. При этом каждый учащийся получает возможность действовать в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, достигнутым уровнем освоения материала, интересами и пожеланиями о достижении общей цели. Таким образом, акцент делается на организацию сотрудничества внутри малой группы учащихся, обладающих различными индивидуальными особенностями. При этом, каждый участник команды несет индивидуальную ответственность за достижение успеха, что предусматривает помощь друг другу на каждом этапе совместной деятельности.
Самым сложным вопросом здесь является учет вклада каждого ученика, если группа получает одну оценку на всех. Эту проблему ученики способны решить самостоятельно, если в качестве оценки группа будет получать общую сумму баллов, которую необходимо будет разделить между всеми участниками. Такой подход поможет сформировать умение оценивать не только свои успехи, свой личный вклад в решение общей для группы проблемы, но и вклад других участников, эффективность работы всей группы в целом.
Важную роль в развитии сферы саморегуляции может играть система оценивания учебных достижений учащихся, если она строится на принципе самооценки. Ученика необходимо ставить в ситуацию, побуждающую анализировать собственный ответ, свою учебную активность. Необходимо развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Формированию активной гражданской позиции способствует демократический уклад жизни в школе, определение целей и мотивов гражданской деятельности. Для этого необходимо внешнюю имитацию демократии в школе превратить в реальную сферу проявления самостоятельности и гражданской позиции.
Основными компонентами демократического уклада жизни учебного заведения выступают:
• Организация учебного процесса на демократических началах.
• Реализация принципов открытого образования; организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных пространств.
• Участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локального законодательства).
• Открытость принимаемых решений.
• Наличие выборных органов управления с включением в них как педагогов, так и учащихся и их родителей и обеспечением реальной процедуры выборов.
• Наличие социально-трудовой практики, в том числе направленной на решение проблем местного сообщества, как обязательного элемента образовательного пространства.
• Наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.
Значительно расширяет демократический уклад жизни привнесение в него опыта участия ребенка в социальных проектах вне учебного заведения. Это требует тесной связи школ с учреждениями дополнительного образования, культуры, разного рода общественными организациями.
Психолого-педагогические исследования вместе с реальной практикой работы образовательных учреждений указывают на то, что весьма широким потенциалом в данном плане обладает грамотно организованная деятельность школьного самоуправления.
Воспитать гражданина демократического общества можно только в демократическом учебном заведении. Поэтому неотъемлемым условием создания образовательного пространства, адекватного задачам гражданского воспитания личности, должно стать формирование демократического уклада жизни школы. Уроки граждановедения или обществознания, равно как и внеурочные мероприятия, не способны сформировать гражданина, если отношения в учебном заведении не являются демократическими.
Школьное самоуправление – это своего рода неограниченный во времени социальный проект для всего учебного заведения, всех субъектов образовательного процесса. Демократический уклад как модель открытого гражданского общества, в сочетании с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.
Развитие школьного самоуправления способствует выработке активной социальной позиции, умения находить компромисс, совместно решать проблемы, отстаивать свои права, противостоять давлению, в том числе в отношениях с другими людьми. Эти качества неразрывно связаны с задачами формирования гражданской идентичности.
Необходимо всемерно поощрять развитие школьного самоуправления, предполагающего практику всеобщего обсуждения и коллективного принятия решений по соответствующим вопросам школьной жизни, и позволяющего реализовать потребность учащихся в самовыражении и поиске идентичности. Нередко попытки учащихся участвовать в принятии решений носят стихийный неуправляемый характер, принимая форму конфронтации и протеста против действий учителей и администрации школ, воспринимаемых как «внешнее давление» и произвол. Участие в органах школьного самоуправления предоставляет учащимся возможность на практике освоить основы управленческой деятельности, умение отстаивать собственные интересы и защищать интересы других. Организация ученического самоуправления, позволяющего трансформировать стихийный протест учащихся в сотрудничество, требует не только осторожного регулирования этого процесса, но и осмысления его социального содержания самими учащимися.
При организации школьного самоуправлении необходимо учитывать основные цели внутришкольного управления:
- успешную реализацию школой как институтом социализации социально предписанных целей;
- управляемое развитие школы в соответствии с социальными запросами и внутренними потребностями в изменяющихся условиях и гибкая адаптация к ним;
- создание общешкольного воспитательного пространства;
- создание благоприятных условий для развития личности всех учащихся на основе совместной деятельности учителей и учащихся.
Уровень ученического самоуправления представляет собой один из уровней иерархической вертикали управления школой, включающей уровни стратегического (государственно-общественного), тактического (административного) и оперативного управления. Он предполагает создание управленческих структур в форме ученического совета, научного общества, клубных объединений по направлениям, проектно-творческих мастерских и пр. Отношение с более высокими уровнями школьного управления должны строиться как взаимно-обусловленные и направленные. С одной стороны необходимо курирование ученических органов самоуправления со стороны педагогического руководства и коллектива, с другой стороны, ученические органы самоуправления должны оказывать реальное влияние на управленческую деятельность школы.
Условиями, обеспечивающими такое влияние, могут стать:
- включение представителей (индивидуальных и коллективных субъектов управления) в структуры управления более высоких уровней. Примером может служить модель расширенного педагогического совета, где в обсуждении актуальных проблем жизнедеятельности и развития школы на постоянной и временной основе могут принимать участие представители учащихся;
- выделение зоны компетентности принятия решений ученическими органами управления, включая свободу и ответственность в принятии и реализации решений, связанных со школьной и внешкольной жизнью (например, установление порядка дежурства, регламента и содержания проведения школьных праздников и пр.);
- реализация принципа демократического коллегиального руководства школой, когда управленческая деятельность осуществляется на каждом из более высоких уровней с учетом позиции ученического коллектива. Демократический стиль управления предполагает особый стиль коммуникации (отказ от приказов, команд, прямых инструкций, угроз, нотаций в пользу совета, просьбы, пожеланий, адекватных, разумных и обоснованных требований); поддержку и поощрение разумной инициативы учащихся и социально полезных дел и поступков; открытость и обоснованность управленческих решений, готовность к их обсуждению; принятие руководством разумных критических замечаний и пожеланий и их учет в управленческой деятельности.
Практика деятельности ученического самоуправления, заключающаяся в решении задач анализа, планирования, принятия управленческих решений, организации их исполнения, контроля, коррекции и оценки результатов, выступает основой формирования социальной компетентности подростка.
Положительный опыт участия в органах ученического самоуправления будет стимулировать снижение тревожности в отношении деятельности в гражданской сфере. Все это неизбежно должно способствовать развитию инициативности, целеустремленности, решительности в отстаивании своей социально-ориентированной позиции, то есть того, что составляет волевую сферу индивидуальности.
Компетенция гражданских дел
В процессуальных кодексах термин "подведомственность" заменен на термины "компетенция" и "подсудность" (в зависимости от контекста). Например:
• статья 27 АПК РФ. "Подведомственность дел арбитражному суду" называется "Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов";
• статья 28 АПК РФ. "Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений" называется "Компетенция арбитражных судов по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений";
• статья 22 ГПК РФ. "Подведомственность гражданских дел судам" именуется "Подсудность гражданских дел".
Термин "подведомственность" означает "разграничение компетенции между различными органами" (ниже приведены определения понятий "подведомственность", "подсудность" и "компетенция").
В пояснительной записке "К проекту Федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" указано, что после объединения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ термин "подведомственность" утратил свою актуальность как принцип разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
В связи с исключением термина "подведомственность" применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов и введением понятия "компетенция суда", упрощены процедурные моменты, позволяющие избежать ситуаций прекращения производства по делу "в связи с неподведомственностью".
Теперь, если при рассмотрении арбитражным судом дела выяснится, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд должен будет передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ (областной, краевой и проч.) для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого дело отнесено законом (ч. 4 ст. 39 АПК РФ).
Аналогичная норма вводится и в ГПК РФ. Так, согласно ч. 2.1. ст. 33 ГПК РФ если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
Если же отсутствие компетенции на рассмотрение дела будет выявлено на стадии принятия искового заявления, его вернут заявителю. Аналогичные положения закрепили и в ГПК РФ.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело будет подлежать рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (статья 33.1 ГПК РФ).
Уточнена компетенция мировых судей. В частности, предусмотрено, что мировой судья рассматривает в первой инстанции дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб. (статья 23 ГПК РФ). Другие имущественные споры, цена иска по которым не превышает 50 тыс. рублей, как и прежде, рассматривают мировые судьи.
Меняется подсудность мировых судей и районных судов.
Из подсудности мировых судей изъяты дела:
• по спорам об определении порядка пользования имуществом;
• семейным спорам, кроме споров о расторжении брака (если нет спора о детях), а также споров о разделе совместно нажитого имущества (при цене иска не более 50 тыс. руб.).
Указанные категории дел рассматривает районный суд.
К ведению районных судов теперь отнесены также корпоративные споры в отношении НКО, кроме объединяющих коммерческие организации, ИП. В статье 22 ГПК РФ указано, что "дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам которых федеральным законом отнесены к подсудности арбитражных судов".
Ранее, в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 также разъяснялось, что "иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются судами общей юрисдикции (пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ, статья 22 ГПК РФ)".
Компетенция (от лат. competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.
Компетенция - (латин. competentia):
1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;
2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право).
Компетенция (лат. competentio от соmpeto - добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов.
Подсудность:
1) принадлежность к разряду дел, лиц, подлежащих суду, относящихся к ведению той или иной судебной инстанции;
2) Круг дел, относящихся к ведению данной судебной инстанции.
Подсудность - распределение между судами дел, подлежащих слушанию по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело. В судебном процессе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную). Родовая подсудность относит дело к ведению того или иного звена судебной системы - в зависимости от вида преступления и характера гражданского дела. Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между судами одного и того же звена. … По гражданским делам иск, как правило, предъявляется в суде по месту жительства ответчика (месту нахождения имущества ответчика - юридического лица).
Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждый государственный орган, учреждение или организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, то есть действовать только в пределах собственной компетенции.
Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.
Компетенция гражданского суда
Применение юридических норм к частным случаям жизни производится целым рядом судебных, судебно-административных и административных учреждений и должностных лиц. Во избежание столкновений между ними каждому из них отведен определенный круг деятельности, в границах которого ему предоставлено право и вместе с тем вменено в обязанность совершать определенные действия. Этот круг деятельности называется компетенцией.
Пределы компетенции судов устанавливаются законом в следующих направлениях:
• Во-первых, закон разграничивает область ведения судебных и административных учреждений. Право судебных учреждений разбирать известную категорию дел называется судебной юрисдикцией (jurisdictio, Gerichtsbarkeit), или властью суда.
• Во-вторых, в сфере судебной юрисдикции различаются юрисдикция гражданская и уголовная, смотря по тому, разбирают ли суды споры между гражданами по поводу их взаимных правоотношений или же осуществляют карательную власть государства.
• В-третьих, ведомство каждого отдельного гражданского суда определяется с трех сторон:
А) Закон указывает, какие именно категории гражданских дел подлежат ведению данного рода судов. Так, например, дела о расторжении браков (кроме раскольничьих) отнесены нашим законом к ведению духовных судов; иски ценою на сумму свыше тысячи рублей - к компетенции окружных судов, и т. п. В этом состоит объективная, предметная компетенция судов (competentia ratione materiae, objective, sachliche Zustаndigkeit), подведомственность или родовая подсудность, подсудность по роду дел.
Б) Закон определяет, какие именно из процессуальных действий имеет право совершать данный суд, т. е. указывает его функции. Это - функциональная компетенция. Напр., судебным палатам предоставлено перевершение дел, решенных окружными судами; Сенату - отмена решений палат и т. д.
В) Наконец, компетенция каждого отдельного суда определяется в отношении пространства, ограничиваясь известными частями государственной территории. Так, власть мирового судьи распространяется на его участок; власть окружного суда - на округ и т. д. Такое пространственное разграничение компетенции судебных учреждений именуется личной, или субъективной компетенцией (competentia ratione personae), или подсудностью (forum, Gerichtstand), а также личной подсудностью, в отличие от родовой.
Таким образом, компетенция гражданских судов обнимает собою:
1) судебную юрисдикцию (в отличие от административной),
2) гражданскую юрисдикцию (в отличие от уголовной),
3) объективную компетенцию (по роду дел),
4) функциональную компетенцию (по кругу функций),
5) пространственную компетенцию (по округам).
При определении ведомства каждого суда необходимо сообразоваться с границами, установленными для него законом во всех перечисленных направлениях. Для того, напр., чтобы данное дело подлежало ведению московского окружного суда, необходимы следующие условия.
Это дело должно:
1) вообще подлежать власти судебных учреждений (а не административных),
2) относиться к компетенции не уголовных, а гражданских судов,
3) притом, судов той категории, к которой принадлежит данный суд (т. е. окружных),
4) возникнуть в округе именно московского, а не какого-либо иного окружного суда,
5) требовать в данном случае исполнения именно тех действий, на которые окружные суды уполномочены законом.
Из этих видов компетенции одна, именно функциональная, не имеет самостоятельного значения, так как она отчасти обусловливается разделением судов по инстанциям, отчасти же связана с распределением судов по различным категориям.
Так, например, функциональная компетенция мирового съезда определяется, во-первых, тем, что он - суд второй инстанции и, во-вторых, тем, что он - мировой, а не какой-либо иной суд. В качестве суда второй инстанции он превышает решения мировых судей, чего не могут делать суды первой инстанции (окружной, коммерческие и другие); в качестве же мирового суда он рассматривает иски о восстановлении нарушенного владения, чего не вправе делать другие суды второй инстанции (судебные палаты, судебный департамент Сената). Вследствие этого функциональная компетенция выяснится при изложении порядка производства в судах различных категорий (см. особенную часть).
В настоящем месте подлежат, следовательно, рассмотрению три вида компетенции, имеющие самостоятельное значение:
Во избежание недоразумений в последующем изложении будет применяться однообразная терминология: именно, гражданская юрисдикция, в отличие от уголовной и административной, будет именоваться "властью гражданского суда"; для обозначения объективной компетенции будет употребляться термин "ведомство", а для пространственной - "подсудность".
В наших законах и литературе нет прочно установившейся терминологии: различные виды компетенции обозначаются одними и теми же терминами, именно, чаще всего "ведомством" и "подсудностью", а иногда и другими ("ведением", "властью").
Пространственная компетенция судов резко отличается от их компетенции во всех других направлениях. В то время как пределы власти судов, в отличие от прочих правительственных учреждений, являются осуществлением публично-правового принципа разделения властей и установлены, следовательно, в публичном интересе; в то время как разграничение категорий дел, предоставленных ведению разнородных судов, и установление функций каждого суда тоже обусловливаются соображениями публично-правового характера относительно наилучшей организации судебной власти, - приурочение деятельности однородных судов к определенным частям территории имеет в виду преимущественно удобство тяжущихся и сделано в их частном интересе.
Отсюда вытекают следующие важные последствия:
1. Пределы ведомства судов во всех отношениях, кроме пространственного, являются безусловными и не могут быть изменяемы тяжущимися по соглашению между собой. Тяжущиеся, напр., не могут условиться, чтобы их бракоразводный процесс разрешался коммерческим судом, а иск о миллионном наследстве - мировым судьей. Напротив, пространственная компетенция может быть изменяема по желанию сторон, которые вправе, напр., войти между собою в соглашение о том, чтобы их споры о взыскании по исполнению договора страхования, подсудные петроградскому окружному суду, разбирались московским (ст. 227).
2. За соблюдением границ компетенции во всех отношениях, кроме пространственного, обязаны следить сами суды, не принимая к своему рассмотрению дел, им неподведомственных (1 п. 584 ст.).
3. На нарушение судом всякой компетенции, кроме пространственной, могут указывать обе стороны в течение всего производства; нарушение же судом пространственной компетенции дает одному только ответчику право заявить отвод о неподсудности дела - и то в самом начале процесса (ст. 574, 575, 793, п. 3).
Из этих трех общих положений существуют, однако, изъятия.
Компетенция суда по гражданским делам
Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся компетенция и подсудность дел (споров).
Компетенция дел в федеральной судебной системе - это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.
При определении к чьей компетенции относится спор, арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.
Основным критерием определения компетенции споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).
Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим компетенцию споров арбитражному суду.
Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:
• организаций, являющихся юридическими лицами;
• граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то рассмотрение такого спора не будет относится к компетенции арбитражного суд;
• в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:
• экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.
• экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.).
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
• дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
• дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ);
• дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
• статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.
Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров - дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации - далее ТК РФ) между акционером - физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.
Арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей (далее - корпоративные споры), в том числе по следующим корпоративным спорам:
1) споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;
2) споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав (кроме споров, указанных в иных пунктах настоящей части), в частности споры, вытекающие из договоров купли-продажи акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, партнерств, товариществ, споры, связанные с обращением взыскания на акции и доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, партнерств, товариществ, за исключением споров, вытекающих из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;
3) споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее - участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;
4) споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, споры, возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц, а также споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров;
5) споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
6) споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;
7) споры о созыве общего собрания участников юридического лица;
8) споры об обжаловании решений органов управления юридического лица;
9) споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.
Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.
Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:
• родовая;
• территориальная.
Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), Суду по интеллектуальным правам.
Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:
• Общая территориальная подсудность - в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
• Альтернативная подсудность - правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ. Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации. Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков. Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
• Договорная подсудность - по правилам договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
• Исключительная подсудность - по правилам исключительной подсудности, установленной статьей 38 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено строго определенным арбитражным судом.
Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации - ответчика.
Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.
Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.
Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно статье 50 АПК РФ должно быть заявлено в арбитражный суд, рассматривающий спор.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).
Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:
• ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
• обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
• при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
• одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
• после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.
О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение. Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
Компетенции на государственной гражданской службе
Эффективность деятельности органов государственной власти во многом определяется качеством их кадрового состава, его способностью и готовностью к решению сложных задач в динамично развивающихся и усложняющихся условиях реформирования системы публичной власти. Особенности таких профессиональных групп как государственные служащие заключаются не только в их правовом статусе, но и в тех требованиях, которые предъявляются к ним для эффективного исполнения функциональных обязанностей.
Поэтому формирование высокопрофессионального и компетентного кадрового корпуса государственной службы с соответствующим уровнем профессиональной компетентности представляется принципиально важным условием успешной реализации реформ и решения задач, стоящих перед органами власти на современном этапе.
Персонал государственных органов реализует в соответствующих правовых формах и при помощи определенных методов управления государственную власть в различных сферах общественной жизни.
Государственные служащие:
1) реализуют полномочия распорядительного, регулирующего характера, т. е. функции так называемого положительного государственного управления во всех сферах государственного строительства;
2) осуществляют юридически-властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и т. д.);
3) реализуют юрисдикционные действия, т. е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам (к различным субъектам права);
4) совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и пр.);
5) осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан.
Труд служащих — интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный — связан главным образом с воздействием на сознание людей, их поведение и воспитание — с осмыслением и продуцированием сложнейшей социальной информации.
Компетенция государственных служащих имеет три уровня:
1. Гражданский уровень компетенции является базовым. Какой бы деятельностью ни занимался гражданин, она регламентирована Конституцией, законами, представлениями о морали, нравственности, справедливости, бытующими в обществе. Особые требования гражданской компетентности предъявляются к государственным и муниципальным служащим, ибо они, как уполномоченные государства и общества, призваны не только руководствоваться правовыми и моральными нормами, но укреплять, защищать конституционный строй, формировать положительный образ государства и соответствующее отношение к нему граждан.
2. Профессиональный уровень компетенции характеризуется спецификой сферы деятельности, квалификацией.
3. Политический уровень компетенции неразрывно связан с первыми двумя, но качественно отличается от них, характеризует политическую культуру профессионала-управленца как целостную систему его знаний, убеждений и действий, позволяющую рассматривать политическое сознание и политическую деятельность в единстве. Деятельность государственного и муниципального служащего имеет политический характер, который обнаруживается в ее связи с властными отношениями, в умении регулировать интересы, потребности различных слоев общества, принимать взаимоприемлемые решения.
Умение работать с людьми, убеждать и отстаивать свои позиции, брать на себя ответственность, проявлять требовательность в сочетании с человечностью - все эти навыки политической деятельности являются составной частью профессионально важных качеств служащих. Подобный методологический подход к пониманию компетентности государственного (муниципального) служащего обусловливает требования и модель профессионально-компетентного специалиста.
Такая модель может быть представлена в виде трех блоков:
1. Что должен знать специалист.
2. Что должен уметь специалист.
3. Какими способностями, личностными свойствами должен обладать специалист.
Специалист должен знать:
- Конституцию РФ, конституцию субъекта РФ и устав муниципального образования, с территорией которого специалист связывает свою профессиональную деятельность;
- законодательство конкретной сферы общественной жизни, к функционированию в которой подготовлен специалист;
- основные источники, учения и научные школы в области гуманитарных, экономических, социальных, политических знаний;
- теорию, основные концепции управления обществом, развитием территорий;
- закономерности формирования личности, ее свободы и ответственности перед обществом, государством за сохранение и развитие жизни, природы, культуры;
- историческое прошлое Отечества, ретроспективу и мировой опыт управления общественными процессами и отношениями;
- признанные в обществе морально-этические, правовые, политические нормы взаимодействия и отношений, механизм их применения и защиты;
- сущность и систему государственной власти и управления, муниципального самоуправления;
- основы российской правовой системы и законодательства, механизм государственно-правового регулирования процессов и отношений в обществе, охраны правозаконности и общественного порядка.
Специалист должен уметь:
- учитывать конституционно-законодательные положения и нормы при решении вопросов теории и практики политического и административного управления;
- основываться на морально-этических и правовых нормах при разработке проектов и программ комплексного развития территорий и конкретных сфер жизнедеятельности общества;
- на научной основе организовать свой труд, использовать современные методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в профессиональной деятельности;
- осваивать научные инновационные методы познания природы, общества, владеть ими на уровне, необходимом для решения управленческих задач и выполнения профессиональных функций;
- осмысливать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы научных дисциплин в их системности, определяющей конкретную область административно-управленческой деятельности.
Специалист должен владеть навыками:
- делового общения и этикета;
- составления документа, применения делового литературного письменного и устного языка;
- диалога, логического доказательства и убеждения, посредничества, управления конфликтом;
- приобретения новых знаний, освоения новых технологий и средств управления;
- взаимодействия с различными группами и институтами власти, общества;
- формулирования целей, задач, связанных с реализацией профессиональных функций;
- анализа управленческой ситуации и в целом аналитической работы;
- разработки социальных планов, программ, инфраструктуры обслуживания;
- работы с компьютером, другими современными техническими средствами.
Специалист должен обладать определенными личностными качествами, к числу которых относятся:
- общая культура, корректность, порядочность;
- умение анализировать, объективность;
- коммуникабельность, внимание к окружающим;
- политическая и социальная эрудиция и культура;
- ответственность гражданская и служебная;
- профессиональная мобильность;
- способность к творчеству, открытость "новому";
- взвешенность при принятии решений, проведении реформ.
При рассмотрении государственного служащего как работника, исполняющего конкретную должность в органе власти, оба смысла понятия «компетенция» сливаются, что создает невероятные методологические сложности при построении системы оценки эффективности деятельности как отдельных государственных служащих, так и соответствующих учреждений (ведомств, органов власти).
Фактически, говоря о компетенциях государственных служащих, одновременно мы должны говорить о полномочиях, определяемых характеристиками конкретного органа государственного управления, об обязанностях, определяемых должностной инструкцией и регламентом конкретной должностной позиции, об особенностях поведения и реализации действий, связанных с индивидуальными характеристиками сотрудника.
Компетенции в гражданском праве
Компетенция – это содержание и объем («круг») властных правомочий, которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе.
Это своего рода визитная карточка и каталог властных правомочий органа государства, должностного лица. В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция (правомочия охватывают все вопросы, относящиеся к данному предмету ведения) и специальная компетенция (в нее входят только точно поименованные в юридическом документе вопросы). В области управления органом общей компетенции является, например, правительство, специальной – министерство, департамент.
Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных законом на решение юридических дел, охватывается понятием юрисдикции (термин «юрисдикция» иногда используется для обозначения того, в ведении какого государственного органа находятся те или иные объекты, имущество и т.п.).
Компетенция реализуется в актах – правомерных действиях государственного органа, должностного лица, устанавливающих, изменяющих, отменяющих в пределах компетенции юридические нормы или решающих юридическое дело, тот или иной конкретный вопрос, входящий в его компетенцию.
Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции органов, правомочных разрешать юридические споры и некоторые другие дела. Подведомственность суду гражданских дел позволяет отграничить круг правовых споров, разрешаемых судом, от круга дел, разрешаемых иными, несудебными органами.
ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.
Например, подведомственность определяется как предметная компетенция судов, арбитражных судов, арбитражей (третейских судов), нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы, или как возможность граждан и юридических лиц обращаться для защиты своих прав в тот или иной орган юрисдикционной системы государства. Существуют и другие определения подведомственности.
В самом общем виде термин «подведомственность» означает под чьим ведомством находится дело, т.е. кто уполномочен рассматривать и разрешать определенного рода дела.
Подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.
В отдельных случаях полномочия того или иного органа закрепляются широко, в других закон прямо перечисляет подведомственные тому или иному органу дела.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Слово «каждому» следует понимать таким образом: если кто-то является субъектом каких-либо правоотношений, то он вправе получить от государства судебную защиту. Одновременно в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ уточняется, что защищать права и свободы можно и путем обжалования действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, т.е. защищать свои права и свободы в сфере управления (публичных отношений). Статья 11 ГК РФ также закрепляет приоритет судебной защиты гражданских прав.
Иными словами, судебная защита прав является в настоящее время универсальной формой защиты гражданских прав. Суд, судебная защита наиболее приспособлены для охраны индивидуального, частного интереса. В связи с этим правильное определение подведомственности является очень важным элементом, гарантирующим осуществление гражданских и иных прав.
Поэтому нередко, когда говорят и пишут о подведомственности, имеют в виду судебную подведомственность дел.
В социальном плане институт судебной подведомственности означает доступность правосудия для граждан и юридических лиц, в юридическом — пределы судебной власти при осуществлении защиты прав и свобод.
Институт судебной подведомственности — совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Возможности судебной защиты прав не безграничны. Следует учитывать условия, при наличии которых допустима судебная защита.
В научной литературе при определении судебной подведомственности использовано несколько критериев:
1. круг дел, отнесенных законом к ведению суда, т.е. учитывается характер дела;
2. компетенция суда, т.е. полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда;
3. судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.
Какие права, свободы и законные интересы можно защищать в суде, указывает ст. 22 ГПК РФ. Иные кодифицированные акты также могут содержать нормы о подведомственности суду дел, вытекающих из гражданских, из семейных правоотношений и др.
Статья 11 ГК РФ кроме суда общей юрисдикции предусматривает возможность разрешения гражданских дел арбитражными и третейскими судами.
В административном порядке защита прав осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом, а решение, принятое в таком порядке, может быть обжаловано в суд.
Понятие подведомственности отличается от понятия компетенции. Компетенция означает объем правомочий суда или иного органа, применяющего право. А подведомственность есть признак, свойство дела, благодаря которому определяется порядок его рассмотрения и разрешения каким-либо ведомством. Например, дела, вытекающие из семейных отношений, могут разрешаться и судами, и органами опеки и попечительства, т.е. в административном порядке.
Компетенция гражданского служащего
В настоящее время идет активное реформирование системы государственной службы и как его следствие поиск оптимальной системы оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, которая позволит установить уровни их профессионализма и компетенции и указать пути их повышения. Разработка и внедрение успешной системы является важным научным направлением в сфере исследований современной государственной службы Российской Федерации, на чём основывается выбор данной проблематики для написания выпускной квалификационной работы.
При анализе работ раскрывающих проблему правового обеспечения профессионализма и компетентности служащих мы вывели отсутствие системного анализа. Обычно акцент делается на специфику отдельных органов управления государственной службой. Во многом не раскрыта тема применения системы оценки профессионализма и компетенции государственных гражданских служащих, в основном рассматриваются пути повышения профессионализма и компетентности, когда сама система оценки упоминается достаточно поверхностно. Основываясь на этом можно заключить о необходимости дальнейшего исследования актуальность проблемы определение уровня профессионализма и компетентности гражданских служащих и путей их повышения.
Объектом исследования является профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.
Предметом исследования является система оценки профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и пути ее совершенствования на примере Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Цель исследования – анализ существующей системы оценки профессиональной деятельности государственных гражданских служащих на примере Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю и поиск пути ее совершенствования.
Для осуществления поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Проанализировать теоретические аспекты профессионализма и компетенции государственных гражданских служащих в Российской Федерации;
• Изучить нормативно-правовую базу регулирующую деятельность гражданских служащих и ее оценку;
• Проанализировать на основе системы комплексной оценки деятельность Федеральной службы судебных приставов;
• Выявить основные проблемы действующей системы оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации;
• Выдвинуть предложения по совершенствованию системы оценки профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих.
В гражданской службе также можно выделить специальные виды, которые могут быть охарактеризованы как профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате спецзадачи и наделенные специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности гражданских служащих.
Принципы государственной службы это основные установки, выражающиеся объективными закономерностями определяющиеся научно-обоснованными направлениями реализации компетенции, функции и задачи государственных органов, полномочий государственных служащих.
Для реализации компетенции, функций и задач государственных органов и полномочий государственных служащих выступают принципы государственной гражданской службы. К основным принципам можно отнести: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; принцип федерализма; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной гражданской службе; принцип профессионализма и компетентности.
Базой для организации и функционирования государственной службы является принцип профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих. Он относится к одним из требований, отвечающих за формирование и фактическую деятельность персонала, а также считается правовым условием, от выполнения которого зависит получение права на осуществление должностных полномочий.
К общим признакам принципа профессионализма и компетентности государственных служащих можно отнести следующее:
• Компетентность госслужащих – понимание своего дела, необходимый уровень профессионального образования и навыков в работе, преемственность передового опыта;
• Качественное систематическое осуществление служащим разнообразных операций, стабильность служебных отношений, принятие решений, чувство устойчивости служебной деятельности, пользы и качества выполняемой работы;
• Динамика в системе государственной службы – сменяемость работников, приток новых идей, усовершенствование методов управления, прекращение застоя, бюрократизма, консерватизма;
• Комбинация сменяемости управленческого персонала и устойчивость квалифицированных, инициативных, добросовестных работников с помощью повышения их в должности или перемещением на другие управленческие участки;
• Сочетание опытных работников в аппарате государственных органов и молодых государственных служащих и специалистов, принимающих опыт и навыки.
Профессионализм государственных служащих можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле говорится о потребности получения общего профессионального образования, которое дает возможность выполнения, как узкоспециальных функций, так и общих функций управления. В узком же смысле акцент ведется на качественном выполнении непосредственно специальных функций и задач, которые характерны для определенного вида государственной деятельности, отрасли или сферы управления. Для некоторых категорий государственных служащих необходима как общая, так и специальная профессиональная подготовка.
В настоящее время к профессиональной подготовке госслужащих весьма высокие требования. Для поддержки профессионализма на требуемом уровне проводятся различные мероприятия, такие как повышение квалификации, получение дополнительного образования и переобучение.
Обеспечение выполнения принципа профессионализма и компетентности государственных служащих основывается на множестве законодательных и иных нормативных правовых актах.
Проведя анализ вышеуказанного принципа, можно заключить что «компетентность государственных служащих» является вытекающим из понятия «компетентность» государственного органа. Проведя сравнение определений можно заключить, что компетенция – определенная и закрепленная законом или иным нормативам актом совокупность полномочий должностного лица или государственного органа, компетенция – определенные законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.
Компетенция заключает в себе полномочия, которые осуществляются государственными служащими и обуславливаются занимаемой ими должности. Полномочия можно описать как конкретные права, характерным признаком которых является распорядительство и наличие административных функций, и разрешающие государственному служащему осуществление задач государственных органов.
Постоянная внутренняя готовность служащих в осуществлении служебных полномочий и есть компетентность. Она должна быть внутренне присуща каждому государственному служащему.
Одной из основ организации и функционирования государственной службы является признак профессионализма и компетенции государственных гражданских служащих. Профессионализм гражданских служащих можно рассматривать как общее профессиональное образование, так и выполнение узкоспециальных функций и задач. Компетентность служащих можно выразить как владение знаниями о собственной государственно-служебной деятельности. Прослеживается соответствие компетенции государственных органов и полномочий государственных служащих. База для обеспечения выполнения принципа заключается во множестве законодательных и иных нормативных актах.
Развитие гражданской компетенции
Глобальные социально-экономические, политические и технологические процессы привели к созданию чрезвычайно разнообразного и взаимосвязанного мира, поставив общество перед необходимостью находить сбалансированные решения многих, ранее не стоявших перед ним вопросов.
Сегодня индивид должен обладать набором самых разных знаний и навыков, чтобы быть успешным как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. От этого зависит не только его благополучие, но и успешное функционирование всего общества. Способность индивида формулировать задачи, мобилизовать ресурсы и эффективно решать возникающие перед ним проблемы составляет суть современного понимания компетенции. При этом компетенция рассматривается как сложная комбинация знаний, навыков, понимания, ценностей, отношений, мотиваций, которые способствуют эффективной самореализации человека, как в конкретной сфере жизнедеятельности, так и в мире в целом.
Гражданская компетенция в этом ряду занимает важное место в силу своей комплексности, взаимосвязи с другими компетенциями, как результат процессов гражданского образования, социализации, самоидентификации и гражданского участия, что позволяет говорить о ней как о трансверсальной (универсальной) компетенции, выходящей за рамки отдельной сферы деятельности. Трансверсальные компетенции направлены на решение актуальных демократических (гражданских), социально-экономических, экологических и других проблем, позволяют овладеть эффективными стратегиями и методами управления новыми ситуациями, возникающими на основе комплекса изменений, а также освоить ненасильственные способы предупреждения и разрешения возникающих при этом противоречий и конфликтов.
Сегодня гражданская компетентность является предметом внимания многих международных структур, так или иначе связанных с мониторингом глобальных процессов и рассматривающих её как необходимое условие становления активного гражданина. Специфика гражданской компетенции состоит в сочетании таких знаний, навыков, отношений и ценностей, которые позволяют людям действовать успешно в гражданском обществе, в условиях репрезентативной демократии и повседневной жизни, основанной на демократических ценностях. В частности, Рекомендация Европейской комиссии по ключевым компетенциям для непрерывного образования определяет основы гражданской компетенции как знание концептов демократии, справедливости, равенства, гражданства и гражданских прав, их применение различными местными, региональными, национальными, европейскими и международными учреждениями.
Гражданская компетенция включает также знания об основных событиях и тенденциях национальной, европейской и мировой истории и политики, осознание целей, ценностей и политики общественных и политических движений, понимание значения европейской интеграции и культурных различий.
Гражданская компетенция «по-европейски», безусловно, не может быть абсолютным образцом, хотя бы в силу существующего различия между политическими культурами. Она имеет свои цивилизационные, социокультурные и политические особенности. Тем не менее, многие её компоненты заслуживают внимания, прежде всего, с точки зрения гуманитарной значимости как для отдельного индивида и отдельного социума, так и для международного сообщества в целом. Кроме того, в основе общеевропейского подхода лежит взаимосвязь гражданской и образовательной компетенций, что видится особенно важным в связи с ростом социально-политической субъектности граждан, их готовностью принимать участие во всё более широком спектре социальных и политических взаимодействий.
Вопросы гражданской компетенции выходят сегодня на первый план и в связи с недавними политическими событиями в стране и мире. События Арабской весны и подъём протестной активности в России, государственный переворот в Украине ясно показали, насколько тонкой является грань, отделяющая движение за гражданские права от разрушительных действий радикально настроенных активистов. В данном контексте остро встаёт вопрос о качестве демократических институтов, гражданского участия и роли гражданского активизма в общественно-политическом развитии. Особенно актуален он для стран, в которых отсутствуют устойчивые демократические традиции, что характерно и для России. Недостаточная зрелость гражданской культуры, доминирование государства во взаимодействии с гражданским обществом, неразвитость институтов гражданской социализации личности и социальных групп, низкий уровень гражданского самосознания — эти и другие обстоятельства обусловливают специфику гражданской компетентности во всех слоях российского общества.
Результаты последних социологических исследований показывают, что россияне имеют сложную структуру знаний, взглядов, ценностных ориентаций и поведенческих установок. В значительной степени сформировавшаяся в условиях институциональной неустойчивости, идейно-духовной неопределённости и социальной напряжённости данная структура отличается внутренней противоречивостью, амбивалентностью своего проявления в различных ситуациях, что во многом обусловливает конфликтный характер всего спектра социально-политических взаимодействий. Между тем современное понимание гражданской компетенции как раз заключается в способности находить точки соприкосновения взглядов, отталкиваясь от которых общество находит наиболее эффективное решение стоящих перед ним проблем. В данном смысле гражданская компетенция становится синонимом демократической компетенции — способности граждан понимать и анализировать различные точки зрения, распознавать их общественно-политическое значение, формулировать своё к ним отношение в контексте текущих событий и в долгосрочной перспективе.
Таким образом, гражданская компетентность выступает не только стабильной, но и динамичной характеристикой общества, а её актуальность для России обусловлена необходимостью социального выбора определённой модели гражданской ответственности, адекватной как национальным традициям, так и потребностям современного развития.