Управление финансами

документы

1. Путинские выплаты с 2020 года
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году
11. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года
12. Компенсация за летний отдых ребенка в 2020 году

Управление финансами
О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Меры наказания

Меры наказания

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Меры наказания

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Не забываем поделиться:



1. Меры наказания
2. Высшая мера наказания
3. Меры уголовных наказаний
4. Мера административного наказания
5. Виды мер наказания
6. Иные меры наказания
7. Меры наказания осужденных
8. Принудительные меры наказания

Меры наказания

Если возможность приговорить к высшей мере наказания и есть (что доступно правовым инстанциям далеко не в любой стране), то перед ее применением необходимо тщательно проанализировать ситуацию, дабы проступок и его последствия соответствовали друг другу. В настоящее время в нашей державе довольно часто приходится применять к правонарушителям уголовное судопроизводство – из статистики известно, что почти половина случаев приходится именно на эту область права.

Мера уголовного наказания может предполагать условное осуждение. При этом человек обвинен и признан виновным, выбран способ наказать его, после чего принимается постановление о назначении такового условным. Это означает, что в исполнение приводить приговор нужды нет, если человек будет следовать установленным судом условиям поведения.

Конечно, применять в качестве меры уголовного наказания условное можно лишь строго ограничено. Это допустимо в некоторых случаях, когда суд выбрал карой для правонарушителя лишить его свободы, ограничить возможность служить, а также назначил исправительный труд или приговорил к нахождению в дисциплинарной военной части. Условной можно назначать кару, срок по которой – до восьми лет.

Испытательный срок как мера наказания предполагает выбор некоторого временного промежутка, за время которого виновный должен доказать ответственным за оценку должностным лицам, что он исправился. Вариант в полной мере соответствует идее осуждения ради предупреждения дальнейшей преступности. Длительность испытательного срока может быть всего лишь полгода, в других случаях – до пяти лет включительно. Если суд постановил лишить персону свободу на год или выбрал еще более мягкую меру, срок испытания варьируется в пределах 6-36 месяцев. Если предполагается заключение более чем на год, поведение осужденного будут отслеживать от полугода до пяти лет. Подбирая оптимальную длительность срока, оценивают возможность человека исправиться. Предполагается, что именно к концу выбранного срока можно увидеть, насколько изменился преступник. Последствия осуждения зависят от того, как человек будет вести себя во время испытания. За судом сохраняется право применения реальной кары в период испытания, если преступник нарушит установленные условия.

Условное осуждение как мера наказания применяется, если суд предполагает, будто бы преступник может исправиться вне специального учреждения. Насколько это возможно, заключают, оценивая характер человека, особенности совершенного им проступка, его опасность для общества, а также обстоятельства, сопутствовавшие совершенному и сделавшие его более мягким или тяжелым.

В законе нет запрета на выбор условной меры наказания применительно к совершившему тяжелое, особенно тяжелое правонарушение. В реальности суд применяет условные кары в такой ситуации лишь как исключение. У суда есть право выбора этой формы, если выявлено, что преступник был второстепенным, а также к решению в пользу условного осуждения склоняют сведения о личности человека и обстоятельствах, в которых было совершено противоправное деяние.

Меры административного наказания практикуются на уровне державы как способ назначения ответственности человеку, совершившему административное правонарушение. Основная идея такой кары – предупредить аналогичные проступки со стороны иных граждан, а также уже ошибшегося человека. Наказание не может унижать человека, нести ему физические страдания. Если субъект процесса – юрлицо, недопустимо наказанием вредить его деловой репутации. Идея подхода – предупреждение преступности.

Меры административного наказания и пресечения – два раздела юридической науки, сходные по основаниям применения, основной цели, ради которой их практикуют. Пресечение, впрочем, не принадлежит к категории ответственности, преследует целью завершить преступление и сделать виновного ответственным исходя из характера деяния. Пресечение может быть до назначения наказания. От пресечения не зависит выбор кары. Пресечение может идти до уголовных мер, процессуальных, если ситуация удовлетворяет указанным в законах требованиям, а бездействие становится преступлением.

Как правило, административные меры наказания предполагают материальный эффект, моральное влияние на совершившего преступное деяние человека. Специфические разновидности включают в себя моральные аспекты наравне с материальными, могут на время ограничивать права человека. Возможен, в частности, арест или лишение специфических прав. Наказания – это сложная система, для которой свойственны общие основания, преследуемые цели, природа. Наказания могут заменять друг друга в определенных условиях. Они направлены на предупреждение преступлений, изъятие орудий, с помощью которых такие были совершены. Наказание предполагает арест, штраф, лишение некоторых прав, которыми располагал человек. Если наказание назначается иностранцу, его могут выдворить за пределы нашей державы. Аналогичное применимо к тем, у кого гражданства нет вовсе. Еще одна возможная мера – дисквалификация.

Юрлицо в качестве административного наказания может столкнуться со штрафом, изъятием объекта, предупреждением, конфискацией.

Преимущественно правила назначения наказаний регламентируются КоАП РФ. Исключение – административный штраф. В указанном законе наказания принято делить на основные, дополнительные.

Выбирая меры наказания подростков и совершеннолетних физических лиц, юридических лиц, совершивших административные проступки, необходимо ориентироваться на разрешенные законом варианты. Довольно часто применяется в качестве меры предупреждение. Лицо официально подвергается порицанию, что подтверждается письменной официальной бумагой, оформленной со стороны правоохранительных органов. Будучи вынесенным в устной форме, предупреждение не относится к числу наказаний. Являясь наказанием, оно инициирует аналогичные прочим наказаниям последствия. Оно может быть значимым при определении повторности нарушений, за чем возможны утяжеленные последствия.

Предупреждение в качестве меры пресечения может применяться, если случай подпадает под положения КоАП РФ либо действующих на территории конкретного субъекта законов.

Если во времена Советского Союза, особенно периода вскоре после становления державы, а также в сложный этап войны и восстановления после нее были ситуации, в которых судьи могли приговорить подростка к высшей мере наказания, в наши дни ситуация изменилась кардинально. Более того, все более значимыми считаются такие меры, которые не просто не являются высшими, но даже не ограничивают свободу человека. В развитых державах активно распространено назначение наказаний, в рамках которых провинившийся должен работать на пользу обществу. В нашей державе в последнее время список возможностей и мер такого плана активно расширяется.

Классический тип наказания – общественные работы. Некоторое время человек вне учебы, работы, на которой он занят в основном, трудится в оговоренном судом месте, не получая за это оплату. Существенно изменившиеся за последние 15 лет меры наказания прогрессировали в аспектах работ, направленных на пользу обществу, и в настоящее время есть большое разнообразие разновидностей труда, на которые могут направить правонарушителя. Занимается этим специальный комитет, организованный при МВД. Он регулярно получает актуальные данные из местного центра занятости, на основании этих сведений определяет, какие именно работы максимально полезны в настоящий момент, но при этом достаточно просты, чтобы осужденные могли с ними справиться. Чаще всего преступников направляют на благоустройство зон, хотя могут доверить иной труд, направленный на благо общества.

Длительность общественных работ измеряется часами. Минимально могут назначить всего 60 часов, максимальный срок – 240. Недопустимо назначать такую меру, если осужденный не способен трудиться. Это распространяется на тех, кому еще нет 16-ти, на беременных и инвалидов двух первых групп. Нельзя принуждать к труду женщин старше 55 лет, мужчин, чей возраст – за 60. Не применяется такая мера к задействованным на военной службе и лицам в отпуске, выданном для ухода за малышом. Если человеку сперва назначили общественный труд, после чего возникло какое-либо из указанных обстоятельств, человека в официальном порядке освобождают от отбытия меры.

Если человек уклоняется от назначенной меры, его могут арестовать. Длительность периода может достигать четверти года.

Законодательством державы разрешено наказание в форме штрафа. Его размеры зависят от норм, базовых показателей, актуальных для дня вынесения приговора. Штраф варьируется в границах 30-1000 базовых величин. Если штраф выбран мерой наказания в случае, когда состав правонарушения включал административную преюдицию, нельзя назначать материальное взыскание меньше наибольшего размера, указанного для ситуации в действующем кодексе.

Выбирая размер штрафа, важно оценивать материальное благосостояние человека. Если взыскать деньги не представляется возможным, осужденного направляют на труд на благо общества. При уклонении от взыскания при объективной возможности уплаты наказание – арест, длительность которого может достигать четверти года.

Высшая мера наказания

Лишение жизни преступника в рамках правовой процедуры заложено в статье 59 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации. При этом наивысшая мера допускается только в исключительных случаях. Принципы правоприменения уголовного законодательства приведены в первой главе УК.

Из текста выходит, что одной из основных целей деятельности судебной и правоохранительной системы является сохранение в стране законности и защита прав граждан и общества.

Основываясь на идеологии, заложенной в УК, получаем, что высшая мера является одним из средств обеспечения порядка, спокойствия граждан и государственного строя. Данный инструмент применяется в ситуациях, когда иные меры наказания не помогут достичь целей законодательства. На такой основе строилась система уголовно-процессуального права до вступления современной России в Совет Европы (СЕ).

Все государства, входящие в СЕ, обязуются выполнять принятые странами Европы нормы. В их число входят положения страсбургской Конвенции.

Умерщвление в качестве кары предусматривается Конституцией РФ. Текст статьи 20 документа таков:

1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Таким образом, основной закон указывает на тот факт, что в правовом поле отъем жизни признается исключительной мерой. Для ее воплощения необходимо создать механизм, гарантирующий любому гражданину соблюдение основного права — на жизнь. Кроме того, наказание описывается в статье 59 УК. В ее тексте оно также признается исключительной мерой. Применяется казнь в тех случаях, когда иная кара не достигает целей уголовного законодательства, в том числе справедливости (часть первая статьи 60 УК).

Механизм применения умерщвления включает такие институты:

• расследование силами правоохранительных органов;
• подготовка обвинения сотрудниками прокуратуры;
• всестороннее судебное разбирательство, в ходе которого выявляются нюансы дела и личности обвиняемого;
• участие присяжных заседателей в формировании приговора;
• возможность осужденного на:
• профессиональную защиту;
• обжалование приговора суда первой инстанции путем подачи:
• апелляции;
• кассационной жалобы.

В рамках законодательства применение кары в виде умерщвления возможно только после завершения всех процедур, предоставляемых человеку в рамках Конституции.

Высшая мера содержится в пяти статьях УК в виде исключительной. Они таковы:

• часть вторая статьи 105 — убийство;
• покушения:
• на госслужащего, общественного деятеля: ст. 277;
• на должностное лицо, выполняющее обязанности по осуществлению правосудия (расследования в том числе): ст. 295;
• на сотрудников правоохранительной системы: ст. 317;
• ст. 357 — геноцид.

Приговор о высшем наказании выносится в случае, если совершению преступного деяния сопутствовали особо опасные обстоятельства.

В рамках действующего законодательства в РФ к смерти не могут приговорить таких лиц (вторая часть статьи 59):

• несовершеннолетних;
• женского пола;
• достигших возраста 65 лет.

Возраст несовершеннолетнего преступника берется на время нарушения закона, а престарелого — на момент вынесения приговора.

Кроме того, кара в виде умерщвления не полагается преступникам, выданным на территорию России в рамках международных или двусторонних межгосударственных соглашений. Причем учитывается, действует ли подобная мера в стране, откуда прибыл злоумышленник (3 часть статьи 59).

В тексте Уголовного кодекса приведен еще ряд факторов, которые суд обязан учитывать при разбирательстве. На величину наказания влияют такие:

• наличие смягчающих обстоятельств (ст. 61);
• отсутствие отягчающих (ст. 62);
• исключительные обстоятельства, позволяющие применить наказание, ниже минимального (ст. 64);
• вердикт присяжных, подразумевающий снисхождение (ст. 65);
• установление неоконченного состава уголовного деяния (ст. 66);
• истечение срока давности (часть 4 ст. 78).

Казнь суд имеет право заменить на иную кару (часть 3 ст. 83 УК), а именно заключение:

• пожизненное;
• на срок в 25 лет.

Меры уголовных наказаний

При наличии высокого разнообразия свойств уголовных наказаний, действующих на территории Российской Федерации, их можно квалифицировать по различным основаниям.

Уголовный кодекс РФ содержит прямые критерии, которые позволяют выделить три основания для деления наказаний:

1. ст. 44 УК РФ делит наказания на виды по степени их строгости – определяют 12 полноценных наказаний (13, если считать такой вид наказаний, как смертная казнь);
2. ст. 45 УК РФ определяет наказания по потенциальным возможностям – делятся на три группы: основные, дополнительные и смешанные (как основные, так и дополнительные);
3. ст. 45 УК РФ также распределяет наказания по выполняемой ими нагрузке и роли в вопросах реализации целей наказания, так есть основные, выполняющие главную роль, и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции.

Уголовный кодекс РФ в статье 44 насчитывает 13 видов уголовных наказаний, которые подразделяются на три основные подгруппы:

1. Наказания, которые применяются исключительно, как основные (те, которые призваны нести основную нагрузку в реализации стоящих перед наказанием целей):
• обязательные либо исправительные работы,
• ограничения свободы,
• арест,
• ограничения по военной службе,
• содержание в дисциплинарной воинской части,
• лишение свободы на определенный судом срок,
• пожизненное лишение свободы,
• смертная казнь (в России существует мораторий на смертную казнь). Отличительными особенностями основных видов наказания является то, что они прямо указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях УК РФ, а также назначаются судом всегда, если суд имеет убеждения о необходимости назначить виновному уголовное наказание. Кроме того, основные виды уголовного наказания применяются только как самостоятельный вид наказания.
2. Наказания, которые назначаются как дополнительные:
• Лишение специального, почетного или воинского звания,
• Лишение классного чина,
• Лишения государственных наград.
3. Наказания, которые назначаются как основные, так и в качестве дополнительных:
• лишение права наниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности,
• штраф.

Уголовное наказание – штраф. Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление.

Размер штрафа определяется двумя способами:

• в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
• в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.

Лишение права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенную должность (ст. 47 УК РФ) является наказанием, представляющим собой запрет в осуществлении профессиональной или иной деятельности (например, врачебной или педагогической) или запрет на занимание должностей на государственной службе либо в органах самоуправления. Данный вид наказания может быть как основным, так и дополнительным, он назначается на срок от 1-го года и до 5-ти лет.

При осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд может назначить наказание в виде лишения специального, почетного или воинского звания, лишить виновного государственных наград и классных чинов (статья 48 УК РФ).

Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) – это общественно полезные бесплатные работы, которые осужденный должен выполнять в свободное от основной работы или учебы время. Объект, где будут осуществляться обязательные работы и их виды, определяются органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной инспекцией. Обязательные работы могут быть назначены на срок от 60-ти до 480-ти часов, работы отбываются осужденным не свыше 4-х часов в день. При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен другим, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Обязательные и исправительные работы не могут быть назначены в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет, в отношении инвалидов 1-й группы и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

Исправительные работы (ст. 50 УК РФ), в отличии от обязательных, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и только как основной вид наказания. Место отбывания наказания определяется органами местного самоуправления совместно с уголовно-исправительной инспекцией, однако объект должен находиться в районе места жительства осужденного. Срок исправительных работ, которые назначают осужденному, рассчитывается от 2-х месяцев до 2-х лет. Наказание реализуется посредством удержания в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам, размер удержаний устанавливается приговором суда и составляет от 5% до 20%.

В случае злостных уклонений от отбывания наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть исправительных работ арестом, ограничением или лишением свободы на срок из расчета:

• один день ограничения свободы за один день исправительных работ;
• один день ареста за два дня работ;
• один день лишения свободы за три дня работ.

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом. Данный вид наказания назначается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Также осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.

Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) представляет собой содержание осужденного в условиях контроля без изоляции от общества. Ограничение свободы подразумевает:

• невозможность посещения осужденным определенных мест;
• невозможность отсутствия его по адресу постоянного места жительства в определенное время суток;
• невозможность выезда осужденного за пределы определенного муниципального образования без разрешения на то контролирующего инспектора;
• невозможность изменить место жительства, работы или учебы без согласия контролирующего инспектора.

Ограничение свободы назначается осужденным в качестве основного наказания на срок от 2-х месяцев до 4-х лет за преступления небольшой и средней тяжести, в качестве дополнительного на срок от 6-ти месяцев до 2-х лет к лишению свободы или принудительным работам. Кроме того, на осужденного при назначении наказания судом возлагается обязанность по регистрации в специализированном органе в срок от 1 до 4-х месяцев после вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от отбытия наказания, оно может быть заменено на наказание в виде лишение свободы на весь срок ограничения свободы.

Уголовное наказание – принудительные работы. Данный вид наказания регламентирует ст. 53.1 УК РФ, его назначают в качестве альтернативы лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкого преступления, совершенного впервые. Принудительные работы назначаются судом тогда, когда есть основания полагать, что осужденный имеет возможность исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Принудительные работы не могут быть назначены осужденному, которому назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.

Принудительные работы назначаются судом на срок от 2-х месяцев до 5-ти лет. Место осуществления наказания определяется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. При злостном уклонении отбытия наказания работы заменяются лишением свободы из расчета - один день принудительных работ равен одному дню лишения свободы.

Этот вид наказания не применяется к инвалидам, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, к женщинам и мужчинам, достигшим 50-ти и 60-ти лет, соответственно, а также к военнослужащим.

Уголовное наказание – арест. Такой вид уголовного наказания, как арест, есть заключение осужденного в строгую изоляцию от общества. Во время ареста осужденному не предоставляется свиданий, кроме свиданий с лицами, имеющими право на оказание юридической помощи и не допускается передача посылок, за исключением предметов первой необходимости. Арест устанавливается на срок от 1-го и до 6-ти месяцев. При замене обязательных или исправительных работ на арест, наказание может быть назначено судом на срок менее 1-го месяца.

Арест не может быть назначен судом, как уголовное наказание лицам, чей возраст не достиг 16-ти лет к моменту вынесения приговора суда, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14-ти лет.

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), как вид уголовного наказания, назначается военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву или по контракту, касаемо должностей рядового и сержантского состава, при условии, что на момент вынесения приговора, срок его службы не окончен. Данный вид наказания устанавливается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет за преступление против военной службы.

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) являет собой наказание в виде заключения осужденного под контроль с изоляцией от общества, осуществляется путем направления виновного лица в исправительное учреждение общего, строгого или особого режима, а также в тюрьму, колонию поселение, воспитательную колонию или лечебно-исправительное учреждение. Указанный вид наказания назначается судом на срок от 2-х месяцев до 20 лет. При полном или частичном сложении сроков наказания, назначенного по совокупности преступления, максимальный срок лишения свободы не может быть более 25-ти лет, а по совокупности приговоров – 30-ти лет. Для несовершеннолетних срок наказания по совокупности всех преступлений и приговоров не должен превышать 10 лет.

Уголовное наказание – пожизненное лишение свободы. Данный вид наказания назначается судом только за преступления особой тяжести, посягающих на жизнь человека, либо направленных против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ) назначается только за оконченное преступление. Уголовный кодекс РФ содержит в себе шесть статей, ка которые предусмотрен данный вид наказания - это ст.105, 205, 277, 295, 317, 357 УК РФ.

Данный вид наказания не назначается женщинам, а также мужчинам, которые в момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, либо к моменту вынесения приговора достигли возраста 65 лет.

Смертная казнь (ст. 58 УК РФ) является исключительной мерой наказания, которое может быть назначено только за особо тяжкие преступления. Данный вид наказания осуществляется непублично путем расстрела, в присутствии прокурора, представителя учреждения исполняющего приговор суда и врача, который впоследствии констатирует смерть осужденного. По факту исполнения приговора, администрация учреждения обязана поставить в известность об этом суд и одного из близких родственников осужденного. На территории Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь, данный вид наказания заменен на пожизненное лишение свободы!

Мера административного наказания

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1 КоАП РФ).

Административное наказание – это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. По сравнению с КоАП РСФСР КоАП РФ содержит ряд новых предписаний. Новым является введение термина «административные наказания» взамен ранее существовавшего – «административные взыскания». Теперь наименованием «административные наказания» охватываются все установленные КоАП РФ меры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена тем, что любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишения прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Эти ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение.

В ст.3.1 КоАП РФ подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установлены только законом – актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти, во-вторых, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.

По своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусматриваются в ст. 3.2-3.11 гл.2 раздела 1 КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства, и другие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цель административных наказаний - соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст.2.3.КоАП РФ):

- Предупреждение;
- Административный штраф;
- Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- Лишение специального права, предоставленного лицу;
- Административный арест;
- Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- Дисквалификация.

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре административные наказания.

Административные наказания делятся на основные и дополнительные.

Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права и дисквалификация могут применяться только в качестве основных. Остальные административные наказания могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное наказание, либо одно основное и одно дополнительное. Одновременное применение двух дополнительных наказаний также недопустимо.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Применяется в основном к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительных административных правонарушений в области дорожного движения. Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении исполнения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний) уполномоченных органов с указанием допущенных нарушений или их последствий.

Административный штраф – административное наказание имущественного характера. Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указание размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафы, что позволяет при его наложении учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1. минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
2. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
3. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ. Налагаемый на граждан и исчисляемый исходя из МРОТ, штраф не может превышать двадцать пять МРОТ, на должностных лиц – пятьдесят МРОТ, на юридические лица – одну тысячу МРОТ. В Кодексе предусмотрена возможность установления административного штрафа с превышением указанных размеров на значительный круг административных правонарушений (например, финансирование терроризма, нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др.). Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера.

Административный штраф предусмотрен Кодексом в качестве административного наказания практически за все виды административных правонарушений. Он может также устанавливаться законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное их изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Оно касается охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства. При этом не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Возмездное изъятие назначается судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Конфискации подлежит не имущество нарушителя вообще, а лишь те предметы и орудия, с помощью которых совершилось административное правонарушение. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей.

Лишение специального права – это лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права в течение определенного срока. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса.

В настоящее время назначаются лишение права охоты (ч.1 ст. 8.37); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст.9.3.); лишение права управления судном на морском; внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст.11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8. и др.).

В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающих лишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующих правил. Следует отметить, что повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Поэтому систематическое нарушение порядка пользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишения этого права.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Также не может применяться лишение специального права в виде права управления транспортным средством к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состояние опьянения, уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Лишение специального права назначается судьей.

Административный арест – одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам І и ІІ групп. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения указанными лицами административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.

Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов и от депортации, т.е. принудительной высылки иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания в Российской Федерации.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится органами и войсками пограничной службы и органами внутренних дел.

Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, на срок от шести месяцев до трех лет. КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной общественной вредностью и трудностью выявления таких административных правонарушений.

Принят Закон о внесении изменения в КоАП (№45 ФЗ). Вводится новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности. Данная мера административного наказания применяется судами в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию окружающей среды, совершения административного наказания в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Суды могут на срок 90 дней прекращать деятельность индивидуальных предпринимателей, организаций, их подразделений, производственных участков, а также эксплуатацию объектов и зданий и осуществление отдельных видов деятельности.

Еще одно новшество – временный (до 5 суток) запрет на ведение деятельности до рассмотрения дела судом. Такой запрет может быть применен только в случаях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей и причинения вреда окружающей среде.

Виды мер наказания

Наказание – это мера государственного принуждения, назначаемого по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Уголовное наказание характеризуется следующими признаками:

1) Наказание предусмотрено в уголовном законе.
2) Наказание назначается и применяется от имени государства (в отличии от административных, дисциплинарных и гражданско-правовых санкций, которые применяются от имени отдельного органа власти, органа управления или должностного лица).
3) Наказание выражает отрицательную оценку самого преступника и совершенного им деяния со стороны государства.
4) Наказание применяется только по приговору суда за совершение преступления.
5) Наказание влечет за собой особое правовое состояние – судимость.

Наказания направлены на восстановление социальной справедливости, на исправление осужденного, на предупреждение совершения новых преступлений.

Наказания – это, прежде всего кара за содеянное. Поэтому наказание состоит в лишении или ограничении прав и свобод лица, подвергнутого наказанию. Исправление осужденных предполагает (путем применения уголовного наказания) изменить негативные ценностные ориентации преступников, сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировать правопослушное поведение. Нужно оговориться, что при существующей системе исправительно-трудовых учреждений выполнение этих задач является проблематичным.

Предупреждение совершения новых преступлений имеет две составляющие:

1) специальное предупреждение – это такое воздействие на преступника, в результате которого он в дальнейшем не совершит новых преступлений;
2) общее предупреждение – это воздействие наказания (назначенного конкретному преступнику) на социально неустойчивых лиц с целью удерживать их от преступных деяний.

Уголовный кодекс РФ содержит исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести, который называется системой наказаний.

Наказания, входящие в систему наказаний, подразделяются на три группы:

1) наказания, которые могут назначаться только в качестве основных;
2) наказания, которые могут назначаться только в качестве дополнительных;
3) наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

В систему наказания входят следующие их виды, раскроем эти виды подробнее.

Видами наказаний являются:

а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) конфискация имущества;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.

Штраф – это денежное взыскание, выплачиваемое в доход государства. Он может устанавливаться в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью состоит в вынесении судом запрета осуждённому в течение определённого времени (от одного года до пяти лет – в качестве основного наказания и от шести месяцев до трёх - в качестве дополнительного наказания) занимать должности на государственной, в органах местного самоуправления либо заниматься определённой профессиональной деятельностью.

Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено осуждённому за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Это наказание состоит в том, что суд, приняв такое решение, ставит об этом в известность соответствующий компетентный орган, который на основании судебного решения принимает меры к аннулированию прав, льгот и привилегий, связанных с наличием у осуждённого звания, чина или наград.

Обязательные работы заключаются в выполнении осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Это наказание устанавливается на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбывается не свыше четырёх часов в день.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осуждённого. При этом из его заработка производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20 %.

Ограничение по военной службе назначается осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трёх месяцев до двух лет за совершение преступлений против военной службы (или за совершение иных преступлений вместо исправительных работ). Это наказание состоит в удержании части денежного содержания осуждённого (не свыше 20%) в доход государства. Осуждённый в это время не может быть повышен в должности, воинском звании. Кроме того, срок наказания не засчитывается ему в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осуждённого. Это наказание устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершённые из корыстных побуждений.

Ограничение свободы заключается в содержании осуждённого, достигшего к моменту вынесения приговора 18- летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления над ним надзора. Это наказание назначается не имеющим судимости лицам, осуждённым за совершение умышленных преступлений на срок от одного года до трёх лет или же за совершение неосторожных преступлений на срок от одного года до пяти лет.

Арест назначается лицам, достигшим 16-летнего возраста, и состоит в содержании осуждённого в течение определённого приговором срока (от одного до шести месяцев) в условиях строгой изоляции от общества. Этот вид наказания не может быть назначен женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, и беременным женщинам.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву), за совершение преступлений против военной службы. Оно может быть назначено и за совершение иных преступлений, когда характер преступления и личность виновного позволяют это. Наказание состоит в том, что осуждённого на срок от трёх месяцев до двух лет направляют для дальнейшего прохождения службы в дисциплинарную воинскую часть.

Лишение свободы на определённый срок заключается в изоляции осуждённого от общества путём направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Осуждённые, не достигшие к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима. Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет. Однако когда лишение свободы назначается в порядке замены исправительных работ или ограничения свободы, оно может назначаться на меньший, чем шесть месяцев, срок. Если назначается наказание по совокупности преступлений или по совокупности приговоров, то максимальный срок лишения свободы не может быть более соответственно двадцати пяти или тридцати лет.

Пожизненное лишение свободы может назначаться как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Наказание состоит в пожизненной изоляции осуждённого от общества. Для этого его направляют в исправительную колонию особого режима или в тюрьму.

Смертная казнь является исключительной мерой, назначаемой только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Смертная казнь не может быть назначена женщинам, а так же лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста. Закон допускает возможность замены смертной казни, в порядке помилования, пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Так записано в УК РФ. Но вмешалась политика. Вступление России в Совет Европы было обставлено рядом условий. Одним из них являлось отмена смертной казни в стране. Во исполнение этого условия Президент РФ ввёл мораторий на применение исключительной меры наказания. Конституционный суд РФ принял постановление, которым приостановлено вынесение смертных приговоров до того момента, пока каждому, кто может попасть под расстрел, не будет обеспечено рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Конечно, вопрос о смертной казни – непростой. Однозначно ответить на него трудно. Да и наказание ли это? А может быть, ещё одно убийство? Ведь наказание предполагает прежде всего раскаяние преступника в содеянном. Но, с другой стороны, есть такие негодяи (серийные убийцы, насильники), что оставлять им жизнь равносильно предательству памяти погибших.

Если обратиться к сегодняшнему мировому опыту, то страны мира можно разделить на несколько групп. Более 100 стран признают смертную казнь за уголовные преступления (Индия, Корея, Египет, Англия, США (в 38 штатах) и многие другие). В 18 странах эта мера допускается лишь в особых (например, в военных) условиях (Италия, Швейцария, Израиль, Аргентина, Канада и др.). Около 35 стран вообще не применяют смертную казнь (Австралия, Австрия, Германия, Дания, Швеция и др.).

Уголовный закон называет обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание.

Смягчающими обстоятельствами признаются:

а) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
б) несовершеннолетие виновного;
в) беременность;
г) наличие малолетних детей у виновного;
д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
и) явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления;
к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда.

Отягчающими обстоятельствами признаются:

а) неоднократность преступлений, рецидив преступлений;
б) наступление тяжких последствий;
в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества;
г) особо активная роль в совершении преступления;
д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц;
ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
з) совершение преступления в отношении беспомощного или беззащитного лица;
и) совершение преступления с особой жестокостью;
к) совершение преступления с использованием оружия;
л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

Иные меры наказания

Уголовная ответственность включает в себя предусмотренные уголовным законом меры принудительного воздействия, ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления, - меры уголовно-правового характера.

Основной формой реализации уголовной ответственности является наказание, т.е. уголовно-правовая мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

При осуждении лица за совершённое нм преступное деяние закон предусматривает возможность применения мер уголовно-правового характера, отличных от наказания, но также предполагающих лишение осуждённого тех или иных прав: например, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания. Такие меры, как и наказание, применяются в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений; права осуждённого при этом подвергаются существенным ограничениям, предусмотренным уголовным и уголовно-исполнительным законодательством а за поведением осуждённых осуществляется контроль специализированными органами.

Названные меры имеют определенное сходство с уголовным наказанием, поскольку:

1. назначаются исключительно по приговору суда;
2. применяются к лицам, подлежащим уголовной ответственности, чья виновность в совершении преступления установлена приговором суда;
3. заключаются в предусмотренных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством лишениях или ограничениях прав и свобод виновного лица.

Вместе с тем такие меры уголовно-правового характера не могут быть отождествлены с наказанием: они не включены в систему наказаний, не названы в санкциях статей Особенной части; их применение сопряжено с предварительным назначением наказания, исполнение которого отложено на определённых условиях, при несоблюдении которых возможна отмена названных уголовно-правовых мер с направлением лица для отбытия назначенного судом наказания.

Федеральным законом № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК РФ получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен главой 15.1 «Конфискация имущества». Тем самым законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института - иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера. Законодатель, введя новый уголовно-правовой институт, отказался от конструирования нормы-определения иных мер уголовно-правового характера, в настоящее время это понятие активно разрабатывается представителями науки уголовного права.

Подобно наказанию иные меры уголовно-правового характера:

1. предусмотрены Уголовным кодексом;
2. применяются к лицам, совершившим преступное деяние;
3. носят принудительный характер.

Однако принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества относятся именно к иным мерам уголовно-правового характера в силу специфики круга лиц, которым они могут быть назначены, содержания, оснований, целей и сроков их применения, а также их уголовно-правовых последствий. Иные меры уголовно-правового характера могут являться формой реализации уголовной ответственности, но могут быть и не связанными с нею.

Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены как к осужденным, так и к лицам, вина которых не констатирована обвинительным приговором суда, и даже к лицам, которые не могут нести уголовную ответственность (например, совершившим преступление в состоянии невменяемости), а потому такие меры не всегда являются формами реализации уголовной ответственности, выступая вне нее. Они могут быть применены не «за», а «в связи» с совершенным преступным деянием.

По содержанию меры уголовно-правового характера могут быть как связаны с принудительным ограничением гражданина в его правах и свободах (принудительные меры медицинского характера), так и не содержать карательной (правоограничительной) составляющей (конфискация имущества).

Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, в возвращении имущества законному владельцу или возмещении причинённого ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма и организованных преступных структур. Таким образом, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица, совершившего преступление.

Наконец, в отличие от наказания и типичных мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания, судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости, равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.

Таким образом, иные меры уголовно-правового характера образуют самостоятельный институт уголовного права, получивший законодательное закрепление.

Меры наказания осужденных

Меры взыскания и порядок их применения к осужденным при отбывании лишения свободы предусмотрены в статьях 115 и 117 УИК РФ (ст. 136 — меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях).

В УИК РФ отсутствует понятие дисциплинарного проступка, а также санкционирование проступков, а также нормативно-правовое определение их тяжести. В ч. 1 ст. 117 УИК РФ дана лишь общая формулировка о том, что взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Выбор взыскания — исключительно по усмотрению начальника исправительного учреждения/лица, его замещающего.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться установленные УИК РФ меры взыскания.

К ним относятся:

• выговор;
• дисциплинарный штраф в размере до 200 руб.;
• водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор (ШИЗО) на срок до 15 суток;
• перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима — в одиночные камеры на срок до 6 месяцев;
• перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до 1 года;
• перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до 3 месяцев.

Водворение в ШИЗО применяется в ИК; в дисциплинарный изолятор (ДИЗО) — в ВК; в карцер — в тюрьме и СИЗО.

В ч. 4 ст. 117 УИК РФ были внесены изменения. Теперь предусматривается, что перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

К осужденным, переведенным в помещения камерного типа (ПКТ), могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещение камерного типа. К осужденным, переведенным в единое помещение камерного типа (ЕПКТ), могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа и ЕПКТ. Осужденные женщины, имеющие детей до 3-летнего возраста в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами I группы, водворяются в штрафной изолятор, в ПКТ и ЕПКТ не переводятся.

На практике нередки случаи, когда осужденным за грубое нарушение установленного порядка отбывания наказания, например, за употребление спиртных напитков или неповиновение представителям администрации исправительного учреждения, объявляется выговор, а за незначительные нарушения, например, за опоздание на проверку или отсутствие нагрудного знака, осужденные водворяются в штрафной изолятор. Часть взысканий отменяется надзирающими прокурорами. Основная масса отмененных взысканий связана с их применением в отсутствие проверки либо проверка проводилась не в полном объеме. Сроки проведения такой проверки ни в законе, ни в нормативно-правовых актах уголовно-исполнительной системы не оговариваются. Сама же проверка может занимать до 3 месяцев (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).

Согласно закону, взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения. Этот срок отводится также для документального оформления проступка — рапорт, вынесение постановления, получение объяснений, составление акта и т.д. При причинении осужденным материального ущерба, изготовлении запрещенных предметов назначается проверка. На практике она проводится в срок до 10 суток.

Назначенное взыскание подлежит исполнению. В исключительных случаях, когда исполнить взыскание невозможно (например, из-за болезни осужденного, массовых беспорядков, пожаров, наводнений, землетрясений и т.п.), законом определенно, что взыскание должно быть исполнено не позднее 30 дней со дня его наложения.

Если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взысканий (погашение взыскания). Досрочное снятие взыскания разрешается не ранее чем через 1 месяц со дня наложения таких взысканий, как выговор, дисциплинарный штраф (в размере до 200 руб.).

Дисциплинарные штрафы налагаются только за злостные нарушения, указанные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. К ним относятся: употребление спиртных напитков либо наркотиков или психотропных средств; мелкое хулиганство; угроза; неповиновение представителям администрации или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или медкомиссией; организация забастовок, групповых неповиновений; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных выше нарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин; злостным может быть признано также совершение в течение 1 года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из них осужденный подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО или ДИЗО — дисциплинарный изолятор в воспитательных колониях; лишение права просмотра кинофильмов в течение 1 месяца, водворение в дисциплинарный изолятор, и через 6 месяцев — со дня отбытия остальных взысканий (штрафной изолятор до 15 суток; перевод до 6 месяцев в ПКТ на общем и строгом режиме и перевод в одиночные камеры на особом режиме; в ЕПКТ (единые помещения камерного типа) на срок до 1 года осужденных мужчин; женщин в ПКТ на срок до 3 месяцев; отмена проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней в колониях-поселениях).

Федеральный закон устранил пробел в части признания несовершеннолетних осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. До этого в ч. 2 ст. 3 ст. 116 УИК РФ отсутствовало указание на такой вид взыскания, как водворение в дисциплинарный изолятор, поэтому осужденные в воспитательных колониях не могли признаваться злостными нарушителями и переводиться в строгие условия отбывания наказания. Теперь это стало возможно.

Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются только начальник исправительного учреждения или лицо, его замещающее. Ранее таким правом были наделены все вышестоящие начальники, т.е. лица, не относящиеся к сотрудникам и персоналу исправительного учреждения.

Злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания посягают на нормальную деятельность исправительного учреждения.

Штрафные изоляторы (ШИЗО). В исправительных колониях самые строгие условия содержания устанавливаются в штрафных изоляторах. Для осужденных в штрафных изоляторах запрещаются: свидания, телефонные переговоры, получение посылок, передач и бандеролей, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Предоставляется ежедневная часовая прогулка, если не работают на свежем воздухе. Им разрешается пользоваться печатной продукцией из библиотеки учреждения, а также предметами личной гигиены. Письменные и почтовые принадлежности осужденных в ШИЗО хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и выдаются им на время написания корреспонденции. Это, как определил своим решением Верховный Суд РФ, не нарушает права осужденных на обращение с жалобами и заявлениями. Курение в ШИЗО запрещено в соответствии с Приказом Минюста РФ № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» по соображениям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям. Курение не является правом осужденных. Указанный запрет не имеет целью причинение дополнительных страданий.

С осужденных, содержащихся в ШИЗО колоний-поселений, взыскивается полная стоимость питания, предоставленного им по установленным нормам.

К осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных, (ч. 21 ст. 118 УИК). В случае перевода осужденных из ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы срок их нахождения там засчитывается в срок отбывании взыскания.

Одиночные камеры и помещения камерного типа. Осужденные могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания деньги в размере 500 руб., получать 1 посылку или передачу или бандероль раз в полгода, ежедневную прогулку полтора часа. Администрация может разрешить 1 краткосрочное свидание в течение полугода и увеличить время прогулки до 2 часов в день в течение 1 месяца. Осужденные содержатся в одежде, закрепленной за этими помещениями. Личные вещи брать с собой не разрешается, кроме продуктов питания, предметов гигиены, туалетной бумаги, табачных изделий и спичек.

Хранение чая и кофе не разрешается. Можно иметь при себе простые карандаши, ручки, тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться библиотекой, выписывать книги, журналы, газеты. Учащиеся на занятия не выводятся. Разрешается иметь при себе учебники. При переводе в ШИЗО за проступки, совершенные в помещениях камерного типа, ЕПКТ и в одиночных камерах, срок содержания в ШИЗО в срок содержания в ПТК, ЕПКТ и в одиночных камерах не засчитывается. Уборку камер осуществляют лица, в них содержащиеся. Водворение в ПКТ, ЕПКТ не применяются к инвалидам I группы, женщинам, освобожденным от работы по беременности; женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет в доме ребенка колонии.

Принудительные меры наказания

В ст. 22 УК РФ указаны основания для признания лица страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости. К ним относится неспособность лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Такое состояние лица устанавливается судебно-психиатрической экспертизой. В заключении такой экспертизы должна содержаться рекомендация о необходимости применения принудительного лечения. Суд вправе не согласиться с мнением экспертов, но обязан в этом случае мотивировать свое решение.

Согласно ч. 2 ст. 99 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть соединены с исполнением уголовного наказания в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Принудительному лечению они подвергаются только в том случае, если суд постановляет обвинительный приговор с назначением наказания. Во всех других случаях, в том числе и при вынесении обвинительного приговора с освобождением лица от наказания или от его отбывания, принудительное лечение исключается.

В отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, законом предусмотрен только один вид принудительных мер медицинского характера – амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Исполнение данной принудительной меры медицинского характера зависит от вида наказания. Согласно ст. 18 УИК РФ к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, эта мера применяется учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний.

Поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 18 УИК РФ принудительные меры медицинского характера в отношении осужденных к лишению свободы применяют исправительные колонии и другие учреждения, исполняющие лишение свободы.

В отношении осужденных к аресту принудительные меры применяют арестные дома.

Следует отметить, что применение принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных к иным видам наказания уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует. Однако, согласно уголовному законодательству (ч. 1 ст. 104) лица, приговоренные к иным видам наказания, принудительно наблюдаются и лечатся у психиатра в учреждениях органов здравоохранения по месту своего жительства.

Согласно ч. 2 ст. 104 УК РФ, при изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, он помещается в психиатрический стационар или иное медицинское учреждение в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ о здравоохранении. Осужденные к лишению свободы помещаются в подобных случаях в психиатрические стационары, имеющиеся в системе Минюста РФ. Госпитализация лиц, приговоренных к наказаниям, не связанным с арестом, ограничением или лишением свободы, производится в психиатрические или наркологические стационары органов здравоохранения. Время пребывания в них также засчитывается в срок наказания.

Выписка из указанных учреждений осуществляется при отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного, причем не по решению суда, а в порядке, предусмотренном законодательством РФ в сфере охраны здоровья.

Уголовным кодексом РФ изменение и продление данной принудительной меры судом, в отличие от иных мер медицинского характера, не предусмотрено.

Прекращает применение принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, суд по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

темы

документ Исполнение наказания
документ Меры пресечения
документ Административные наказания
документ Виды наказаний
документ Уголовное наказание

Не забываем поделиться:



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Процент за перевод с карты на карту с 1 мая 2020 года
Поправки к Конституции РФ в 2020 г.
Дефолт в России в 2020 году
Девальвация рубля в 2020 году
Как получить квартиру от государства в 2020 году
Не стоит покупать доллары в 2020 г.
Как жить после отмены ЕНВД в 2021
Обязательная маркировка товаров в 2020 году
Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Новости
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году
Недвижимость
Брокеру

©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.