По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.
Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат — обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.
В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.
Ясность и четкость группировок — важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации:
1) Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.
2) Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
3) Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
4) Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.
5) В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
По мере развития методов управления бюджетная классификация изменяется и совершенствуется.
В СССР в бюджетной практике использовались две классификации:
• классификация доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик;
• классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
Наличие двух классификаций объяснялось особенностями в доходной и расходной частях местных бюджетов, а также особенностями порядка кассового исполнения местных бюджетов учреждениями Госбанка СССР (по этим бюджетам в банке велись только текущие приходно-расходные счета).
Несмотря на частные отличия, общие основы единой системы группировок обеспечивали возможность свода всех бюджетов в единый государственный бюджет.
Схемы бюджетной классификации
Бюджетная классификация объединяла в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражала изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.
Классификация была построена на принципах применения смешанных видов группировок:
1) расходы бюджета планировались и учитывались по ведомствам в соответствии с их финансовыми планами и сметами, где расходы распределялись по назначениям и направлениям (народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, оборона и т. д.). При этом каждое ведомство было распорядителем определенных кредитов;
2) для доходов ведомственные различия несущественны, поскольку ведомства не являются их распорядителями. Поэтому к доходам применим принцип предметной классификации, т. е. каждое министерство, ведомство, объединение или предприятие вносит установленные ему платежи (налог с оборота, налог на прибыль и т. д.).
В основе классификации была заложена следующая схема:
• раздел (тип дохода и направление расхода),
• глава (министерство, ведомство);
• параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид расхода, вид дохода);
• статья (в расходах — конкретное направление средств).
Изменения, произошедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной частей бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.
Важнейшими требованиями к новой классификации были простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств. Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинное содержание (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).
Согласно этому Закону бюджетная классификация включает:
2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
7) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета:
1. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Все бюджетные доходы объединены в четыре группы:
Группа «Налоговые доходы» (код 10000) включает следующие подгруппы:
• прямые налоги на прибыль (доход), прирост капитала (код 10100);
• налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (код 10200);
• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы (код 10300);
Группа «Перечисления от государственных бюджетных фондов» (код 31000), в том числе:
• дорожный фонд (код 31100);
• экологический фонд (код 31200).
2. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.
Первый уровень этой классификации составляют следующие разделы:
• обслуживание и погашение государственного долга (код 1900);
• пополнение государственных запасов и резервов (код 2000);
• региональное развитие (код 2100);
• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров (код 2200);
• прочие расходы (код 3000).
Второй уровень классификации — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.
Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:
• жилищное строительство (код 1201);
• жилищное хозяйство (код 1202);
• коммунальное хозяйство (код 1203);
• архитектура и градостроительство (код 1204);
• прочие структуры коммунального хозяйства (код 1205).
3. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
Классификация включает следующие разделы:
• текущие расходы (код 100000);
• капитальные расходы (код 200000);
• предоставление кредитов за вычетом погашения (код 300000).
• создание государственных запасов и резервов (код 250000);
• приобретение земли и нематериальных активов (код 260000);
• капитальные трансферты (270000);
• предоставление бюджетных ссуд (код 280000).
4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов.
5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета.
6. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — это группировка долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации — это группировка государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8 . Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
Первый уровень этой классификации — перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждой из которых присвоен свой код.
Второй уровень этой классификации — классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Например:
• Содержание депутатов Государственной Думы и их помощников;
• Обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ;
• Закупки вооружения и военной техники;
• Проведение статистических обследований и переписей и др.
Третий уровень классификации — классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.