Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий, страховые отношения и государственные финансы. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, является финансовым аппаратом.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Планирование занимает одно из важных мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.
Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.
Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством финансов. Министерством экономики и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской Федерации и местных органов власти, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
При выработке управленческих решений финансового характера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.
В нашей стране в условиях экономических преобразований неоправданно недооценивается накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику в прошлом. В управлении почти не находят применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения, и другие. Слабо развиваются формы государственного кредита, игнорируется применение субвенций (целевых дотаций) из бюджета. Финансово кредитный кризис августа 2008 г. потребовал разработки и осуществления новой финансово кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиление государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы.
Система государственных органов управления финансами и их функции
Общее управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, аппарат Президента РФ и Правительство РФ.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.
Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и его органы на местах, тесно связанные с органами Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами, выступает Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, осуществление мер по развитию финансового рынка;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
- разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
- участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами;
- организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
- обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также федеральных внебюджетных фондов;
- разрабатывает с участием Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
- принимает участие в определении ценовой политики;
- участвует в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
- разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
- выдвигает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
- осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
- разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.
Основными департаментами Министерства финансов России являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса, иностранных кредитов и внешнего долга, налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его органы на местах — налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить проверки налогоплательщиков;
- ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
- информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
- осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
С деятельностью Министерства Российской Федерации по налогам и сборам тесно связана работа Федеральной службы налоговой полиции РФ, которая обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, коррупции в налоговых органах, оперативно розыскную деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также безопасность деятельности налоговых инспекций, защиту их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей.
Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами; возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Все это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и повышение собираемости налогов.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ который обязан:
- проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
- проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
- приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
- взыскивать недоимки по налогам, а также штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.
На современном этапе развития возникает острая необходимость совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана с изменением проводимого до августа 2008 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основу управления финансовыми отношениями должна быть положена активизация финансовой политики. В частности, это связано с изменениями системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.
Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.
Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
финансовое планирование, как уже отмечалось, выступает важнейшим элементом управления финансами. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам.
Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, предприятия, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, — сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.
При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется объем денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономики в расходах, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами, в условиях рыночной экономики планирование как функция управления не может охватывать все стороны экономической и социальной деятельности. Оно опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации. Определяющим способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рыночный механизм, включающий деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода с элементами планирования результатов производства и обмена.
Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов. Наиболее важными из них являются: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования. Метод экстраполяции состоит в том, что финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики, в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов. Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.
Финансовое планирование в условиях рыночной экономики требует постоянного совершенствования. В частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета (народное образование, здравоохранение), ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, эти ресурсы используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов.
В сфере материального производства при планировании наряду с развернутой формой — балансом доходов и расходов применяется сокращенная форма (для мелких и средних предприятий) — финансовый план, состоящий из доходной и расходной частей. Хозяйствование в условиях рыночной экономики требует более широкого развития принципов хозяйственного расчета, превращающегося в коммерческий, т. е. с ясно выраженной целью получения прибыли (доходов).
Рыночная экономика ориентируется, как отмечено выше, на такие главные элементы, как цена, спрос и предложение товаров и услуг, рабочая сила, ссудные капиталы, конкуренция. Колеблющиеся цены, из уровень зависят от предложения товаров и услуг и спроса на них. В этих условиях особо важны наличие системы управления рынком, учет его запросов, что определяет необходимость планирования товарного ассортимента, его гибкое изменение на основе свободы инициативы в предпринимательской деятельности. Изучение рынка, его организация и управление с элементами планирования составляют содержание маркетинга.
В условиях рыночных отношений исключительно важное значение имеет также эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности — финансовый менеджмент.
Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов предприятий состоит в максимизации их реальных пассивов и активов.
При этом важнейшее значение имеют следующие вопросы финансового менеджмента:
- планирование и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовые службы предприятий разрабатывают финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и обеспечения их финансовыми ресурсами. Главные показатели: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения;
- принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования средств. Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования;
- координация финансовой деятельности со всеми службами предприятий. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что, в свою очередь, оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций;
- проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.
Автоматизированные системы управления финансами
Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ становятся неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.
Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост экономической и финансовой информации. Все это требует умения ориентироваться в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами специалистами финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).
АСУ финансами — это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.
В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы финансовых расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов Российской Федерации функционирует АСФР. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.
АСФР содержит 4 подсистемы, в которых решается комплекс задач по: сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСУФ также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.
В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах, особенно налоговых инспекциях, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов Российской Федерации.
При всем положительном значении и важности АСУФ в то же время нельзя преувеличивать ее возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно — совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.
АСУ представляют качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.