Прямая закупка – способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).
Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:
- направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);
- принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Случаи осуществления прямой закупки:
1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ).
2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:
- наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ);
- какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:
• Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно;
• Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;
• Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг;
• Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества;
• Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества;
• Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
• Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.;
• Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий;
• Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе;
• Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы;
• Заключается договор на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
• Возникла возможность закупки товаров (работ, услуг) по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), и такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
• Осуществляется размещение заказа на оказание услуг по техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование Заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование заказчику;
• Закупка осуществляется на приобретения права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям) у непосредственного разработчика или его официального представителя и обновление указанных программ для ЭВМ и баз данных;
• Приобретается право на объект интеллектуальной собственности у правообладателя;
• Возникла срочная потребность в определенной продукции (в т.ч. в связи с необходимостью срочного выполнения Заказчиком своих установленных законодательством обязательств перед третьими лицами) в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно; по данному основанию не может осуществляться закупка в случае, если срочность явилась следствием неосмотрительности или промедления со стороны ответственных лиц заказчика;
• Заключается договор с оператором электронной площадки в целях проведения процедур закупок в электронной форме или в целях участия в процедурах закупок в электронной форме в качестве участника;
• При осуществлении закупки услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им юридических лиц либо у организаций, работающих по тарифам, которые устанавливают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов;
• Осуществляется закупка финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов и по осуществлению расчетов по этим счетам, по размещению депозитов, для получения в качестве принципала банковских гарантий;
• В иных случаях, когда закупка из единственного источника не противоречит законодательству РФ и признана руководством Заказчика более целесообразной с экономически-производственной точки зрения. Условия закупки товаров, работ, услуг способом прямой закупки должны быть подтверждены документально.
Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ).
При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию. До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее – ООС, официальный сайт).
Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:
• В план закупок может не включаться.
• Закупка может быть проведена на основании приказа, распоряжения.
• В ежемесячный отчет включается.
• В отчет Росстат включается.
При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 908 (далее – ПП №908).
Закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.
Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).
Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).
Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:
• осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
• осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
• оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
• закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
• признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).
Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.
Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.
Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).
Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн. рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн. руб.
Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:
• Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
• Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
• В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.
В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?
Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).
Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).
При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.
Преимущества закупки у ЕП:
1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.
ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.
Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств (непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.
Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.
Далее — несколько примеров.
Пример 1. Конец финансового года:
Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.
На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.
Пример 2. Профилактика:
Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?
Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.
На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.
В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.
Пример 3. Контракт после аварии:
Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?
Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.
Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено:
1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.
В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):
• невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
• цену и другие существенные условия контракта.
Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.
Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.
Контракт с единственным поставщиком
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 18 ст. 83 Закона 44-ФЗ. Согласование заключения контракта в указанных случаях проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее "Закон № 44-ФЗ") закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующем случае: признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15, ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Закона № 44-ФЗ, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в срок не более чем 20 дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Закона № 44-ФЗ, в сроки, установленные соответственно ст. 70 и ч. 13 ст. 78 Закона № 44-ФЗ. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Таким образом, порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлен данным пунктом этого закона, а также приказом Минэкономразвития России № 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Исходя из п. 3 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденного приказом Минэкономразвития России № 189, (далее "Порядок № 189") для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заявитель направляет в соответствии с требованиями Порядка № 189 письменное обращение, подписанное руководителем заявителя или его заместителем:
1) в целях обеспечения федеральных нужд - в ФАС России;
2) в целях обеспечения нужд субъекта Российской Федерации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
3) в целях обеспечения муниципальных нужд - в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно п. 5 Порядка № 189 обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), указанное в п. 3 Порядка № 189, должно содержать следующие информацию и прилагаемые документы:
1) дату и номер извещения об осуществлении закупки, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок;
2) копии протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком);
4) копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.
При этом, если обращение направлено по результатам несостоявшегося повторного конкурса или несостоявшегося запроса предложений, проведенных в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, к обращению также должны быть приложены документы, предусмотренные настоящим пунктом, по всем предшествующим несостоявшимся процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), явившимся основанием для проведения таких повторного конкурса, запроса предложений.
В силу п. 8 Порядка № 189 по результатам рассмотрения обращения комиссия контрольного органа принимает одно из следующих решений:
1) о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе с указанием выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и необходимости устранения выявленных нарушений при заключении контракта;
2) об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно содержать мотивированное обоснование такого решения, в том числе указание на выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае выявления при рассмотрении обращения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок решение комиссии должно содержать выводы о необходимости передачи материалов обращения для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Окончание срока, определенного периодом времени:
1. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами.
2. К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.
3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
4. Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Цена единственного поставщика
В случае закупки товара, работы либо услуги у ед. поставщика, заказчику, в документально оформленном отчете, необходимо объяснить причину, по которой использовать конкурентные способы закупки было невозможно либо нецелесообразно. В каких случаях делать это необходимо, а в каких нет разъяснено в части 3 статьи 93 Закона 44-ФЗ.
Примеры причин невозможности или нецелесообразности использования конкурентных способов закупки:
• Срочность закупки. Необходимо подтвердить, что проводить торги было нецелесообразно из-за ограниченного времени.
• Отсутствие конкуренции. Например, поставщики являются монополистами либо обладают авторскими правами в данном регионе, а привлечь поставщиков из других регионов у заказчика нет возможности ввиду малого объема или сокращенных сроков закупки.
• Нерентабельность. Например, при наличии в регионе поставки существует единственный поставщик, а поставка из других регионов нерентабельна.
• Отсутствие заинтересованности участников рынка. В случае наличия документально подтвержденных сведений об отсутствии заинтересованности исполнителей при проведении аналогичных закупок либо ответы исполнителей на запросы заказчика, которые свидетельствуют о том же.
• Распродажа. Закупка у поставщика, объявившего распродажу по ценам значительно ниже рыночных, и такое предложение действует ограниченное время.
• Осуществляется дополнительная закупка небольшого объема у того же поставщика ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) и т.п.
Отчет составляется и утверждается до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована.
Обоснование закупки у ед. поставщика включает следующие пункты:
• Цель и необходимость закупки товара, работы, услуги.
• Описание товара, работы, услуги и существенных условий договора и преимуществ поставщика (подрядчика, исполнителя).
• Объяснение причин, по которым невозможно или нецелесообразно использовать конкурентные способы закупки.
• Вывод о необходимости закупки у конкретного ед. поставщика.
• Ссылки на нормы, которые установлены законами и подзаконными актами (при необходимости).
Извещение единственного поставщика
Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика в случае, предусмотренном п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта.
Такое извещение должно содержать информацию, указанную в п. 1 (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации), п. 2 (краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования), п. 4 (ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом № 44-ФЗ) ст. 42 Закона № 44-ФЗ, а также в п. 8 (обеспечение исполнения контракта) данной статьи.
При этом соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт с единственным поставщиком должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Таким образом, из буквального прочтения ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик не обязан при размещении в ЕИС извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика прикреплять к указанному извещению проект контракта.
Вместе с тем, по мнению, Минэкономразвития России при размещении извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика к такому извещению должен быть прикреплен проект контракта, содержащий сведения в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ (письмо № Д28и-2739).
Полагаем, что заказчик вправе самостоятельно принять решение о необходимости прикрепления проекта контракта к размещаемому извещению об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Например, заказчику может понадобиться разместить в ЕИС проект контракта вместе с извещением об осуществлении закупки у единственного поставщика если он не сможет полностью перечислить в извещении все предусмотренные п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ условия контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключении контракта с единственным поставщиком на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Напрямую ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не обязывает заказчика размещать такой отчет в ЕИС (как и не устанавливает требований к форме и срокам его оформления) ни вместе с проектом контракта, ни в качестве самостоятельного отчета в разделе "Отчеты заказчиков".
Однако в силу ч. 1, ч. 2 ст. 7 Закона № 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, которая должна быть открытой и прозрачной.
В свою очередь открытость и прозрачность информации о контрактной системе обеспечивается путем ее размещения в ЕИС.
Таким образом, в целях предотвращения спорных ситуаций при проведении проверок контрольными органами вышеуказанный отчет заказчику целесообразно разместить в ЕИС в разделе "Отчеты заказчиков", а также хранить вместе с заключенным контрактом.
Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
Закупка у единственного поставщика проводится в строго определенных законом случаях. Такие условия диктует 44-ФЗ. Как происходят закупки у единственного поставщика, какие к ним предъявляют требования, а также как необходимо заключать контракт, подробно рассмотрим в статье.
Закупки у единственного поставщика – неконкурентный способ выбора поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг для удовлетворения госнужд. Именно поэтому проведение такого вида закупки строго регламентировано законом. В 44-ФЗ прописаны конкретные случаи, когда можно осуществлять закупки у единственного поставщика. Это сделано, чтобы заказчики ими не злоупотребляли.
Порядок следующий: заказчик направляет предложение конкретному единственному поставщику, чтобы закупить его продукцию, при этом торги не проводятся. В ряде случаев заказчику нужно обосновать выбор такого способа проведения закупки, цену контракта.
Федеральный закон № 44 диктует условия, когда возможно осуществление закупок у единственного поставщика.
Это допускается при следующих обстоятельствах:
• при закупках у единственного поставщика, когда им выступает субъект естественных монополий или компания, которая определена указом Правительства;
• можно направлять предложение лишь единственному поставщику, если лишь эта организация (например, определенный госорган) может выполнить условия контракта;
• при проведении малой закупки – когда цена контракта меньше 100 тысяч рублей, а для образовательных и культурных учреждений – ниже 400 тысяч;
• проведение закупок у единственного поставщика возможно в рамках мобилизационной подготовки;
• заключение контрактов с единственными поставщиками допускается, если ранее проводившаяся конкурентная процедура признана несостоявшейся;
• при закупках определенных товаров и услуг (оружие, культурные ценности, услуги по теплоснабжению, водоснабжение и др.);
• когда имеет место ЧС, и тратить время на торги недопустимо;
• единственным поставщиком может выступать юридическое или физическое лицо, если у него есть права на определенное произведение, которое является объектом закупки;
• путем закупок у единственного поставщика можно приобретать лекарства для пациентов по назначению врача;
• заключение контрактов таким способом возможно, когда предметом договора выступают услуги по посещение учреждений культуры, продаже билетов, абонементов и т.д.;
• закупки у единственных поставщиков допустимы, если они проводятся для нужд госохраны, разведки за рубежом, ФСБ;
• закупками у единственного поставщика можно пользоваться, когда приобретаются услуги преподавателей, права на доступ к образовательным базам данных, различное оборудование для нужд образовательных организаций;
• проведение закупок у единственного поставщика также возможно, если закупаются услуги по управлению многоквартирными домами, аренде, ремонту зданий, покупке жилья и т.д.
В иных случаях, не прописанных в 44-ФЗ, проведение закупок у единственного поставщика не допускается.
44-ФЗ диктует сроки размещения документации о проведении закупки и заключения контракта. При закупке у единственного поставщика извещение публикуют в ЕИС за пять дней до заключения контракта, но не раньше.
В некоторых случаях следует уведомить контрольный орган, направив ему проект заключаемого контракта. В установленных ФЗ №44 случаях при заключении контрактов с единственными поставщиками необходимо включить в текст договора обоснование выбранного способа проведения закупки, цены контракта и ее расчет.
Закупки у единственного поставщика самый простой для заказчика способ выбора исполнителя контракта. Не нужно тратить время и деньги на сбор и оценку заявок, само проведение конкурентной процедуры и т.д.
Но такие закупки можно проводить в строго ограниченных 44-ФЗ случаях:
• В частности, заключение контракта таким образом возможно, если цена контракта меньше ста тысяч. При этом допускается осуществление закупок у единственного поставщика не более чем на два миллиона рублей в год, или 5% от общего объема закупок.
• 44-ФЗ регламентирует порядок проведения подобных процедур, если не состоялся проводимый ранее конкурс, запрос предложений, котировок и т.д. В ряде случае нужно согласование с федеральным органом по контролю в сфере закупок.
• В законе № 44 прописаны сроки размещения извещения в ЕИС и заключения договора. Их необходимо придерживаться во избежание штрафов и проверок контрольных органов.
Обоснование единственного поставщика
Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины.
К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Но есть исключения для следующих закупок:
• работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
• услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
• закупка объектов культурного наследия;
• поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
• приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
• поставка электронных или печатных изданий;
• заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
• услуги по управлению многоквартирным домом;
• ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.
Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.
Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика.
Однако в документе необходимо отразить:
• цель закупки товара, работы, услуги;
• описание объекта закупки;
• цену контракта;
• условия контракта и преимущества поставщика;
• причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
• вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.
К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной.
В обосновании можно указать следующие варианты:
1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.
Заказчик у единственного поставщика
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части, начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК) и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее - контрагент). Иными словами, заказчик обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, только в тех случаях, когда это предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Частью 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. При этом указано, что положения этой части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного контрагента, предусмотренные пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 той же статьи.
Согласно ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.
Таким образом, в силу прямого указания закона заказчик не обязан обосновывать цену контракта с единственным контрагентом, заключаемого на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Аналогичные разъяснения неоднократно давались Минэкономразвития России (письма N Д28и-191, N Д28и-439, N Д28и-144 (п. 4 этого письма), N Д28и-1217).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 23 Закона N 44-ФЗ идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, и обеспечивает их взаимосвязь. Из приведенной нормы следует, что ИКЗ должен указываться во всех документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (смотрите, например, разъяснения по вопросу 2 письма Минэкономразвития России N Д28и-1662, письмо этого же органа N Д28и-278, N Д28и-1386).
Согласно п. 3 Порядка формирования ИКЗ, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ N 422, такой код соответствует одной закупке (одному лоту по закупке в случае, когда закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов). Исключение из этого правила составляют закупки, осуществляемые на основании п. 7 ч. 2 ст. 83 и п.п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Согласно абзацу второму п. 5.1 Порядка в этих случаях при формировании ИКЗ в 30-33 разрядах такого ИКЗ, предназначенных для информации о коде объекта закупки, указываются значения "0". Из приведенных положений следует, что ИКЗ должен указываться в том числе и в контрактах, заключаемых с единственным поставщиком на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На это обращено внимание, в частности, в письме Минэкономразвития РФ N Д28и-1118.
Возможно, Вас также заинтересуют материалы: Энциклопедия решений. Определение и обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ; Энциклопедия решений. Идентификационный код закупки по Закону N 44-ФЗ; Энциклопедия решений. Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: исключения из правила.
Договор с единственным поставщиком
Госзаказчик по закону, сам определяет, провести ли ему в каждом конкретном случае закупку у единственного поставщика, так что задачей поставщика, который желает таковым стать, будет обеспечить свое соответствие условиям, при которых эту процедуру можно осуществить. Расскажем о процедуре подробнее.
Закупка у единственного поставщика, согласно статистике ЕИС, остается весьма популярным способом проведения закупок по 44-ФЗ.Рассмотрим варианты, при которых поставщик может на законных основаниях получить госконтракт, при этом не принимая участия в конкурсной процедуре.
Как указано в Законе № 44-ФЗ, госзаказчики обладают правом осуществлять любую закупку у единственного подрядчика, если ее объем определен как небольшой, то есть, если цена такой закупки не превышает ста тысяч рублей. Одновременно с этим в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ конкретизируется, что объем таких закупок за годовой период не может быть больше, чем 2 миллиона рублей, или 5% от общего объема всех закупок за этот же период и 50 миллионов рублей.
Отдельные ограничения при закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ предусмотрены для музеев, зоопарков, театров и других государственных и муниципальных учреждений культуры (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ): они составляют 400 тысяч рублей на одну закупку, и не более 50% (20 млн. рублей) от совокупного годового объема.
Чтобы стать тем самым единственным поставщиком, с которым в итоге будет заключен госконтракт, поставщику по 44-ФЗ можно посоветовать наработать добросовестную репутацию, иметь перечень выполненных работ и положительные рекомендации, чтобы привлечь внимание находящегося в поиске госзаказчика.
Закон №44-ФЗ предусматривает для заказчика еще несколько случаев, когда он может осуществить закупку у единственного поставщика:
Первый случай. Ситуация, если ввиду форс-мажорных обстоятельств, получить предмет закупки заказчику нужно быстро, и на конкурсные процедуры нет времени (например, нужно ликвидировать последствия ЧС, подготовить срочное мероприятие или отправить работника в командировку).
Второй случай. Когда услуга, являющаяся предметом закупки, уникальна и незаменима. Например, если предметом закупки являются контракт на поставку электричества, или закупка определенного ПО.
В этом случае шансы стать единственным поставщиком достаточно высоки, если подрядчик владеет исключительным правом (возможностью) предоставить такую услугу и обладает хорошей репутацией.
Всего в Законе №44-ФЗ описано почти полсотни вариантов, когда заказчик может провести процедуру закупки у единственного поставщика, в том числе специфические, наподобие закупки лекарств либо оплаты лечения (на сумму не более 200 тысяч рублей и при определенных мед. показаниях), или когда правительство РФ само определяет поставщика. Например, для закупки принадлежностей (бюллетеней, открепительных удостоверений) при проведении выборов в органы государственной власти.
Возможность стать единственным поставщиком в конкретной закупке присутствует и в том случае, если конкурентная процедура определения поставщика уже была проведена.
В таком случае, правда, требуется признание этой процедуры несостоявшейся по одному из трех условий:
1. была подана лишь одна заявка;
2. было подано несколько заявок, но лишь одна проходит по требованиям;
3. (при аукционе) было подано несколько заявок, проходящих по требованиям, но фактически на процедуру в назначенное время явился лишь один участник, который при этом проходит по требованиям заказчика.
В случае, если поставщик стал участником закупки, которая не состоялась, в некоторых случаях ему следует в течение 10 дней после опубликования протокола о результатах, обратиться в ФАС вместе с заказчиком и согласовать со службой контракт.
На сегодняшний день согласование заключения контракта с единственным участником необходимо при признании несостоявшейся закрытой закупки (как конкурса, так и аукциона), а также несостоявшихся конкурсов во всех их разновидностях (с ограниченным участием, двухэтапных, повторных) и запросов предложений. Для несостоявшихся электронных аукционов и запросов котировок согласование законодателем отменено.
После согласования контракта отказаться от его выполнения у поставщика уже не будет возможности.
Согласование единственного поставщика
Заключить контракт есть шанс не только в ситуации, когда определение победителя прошло в общем порядке, но и когда закупка признана несостоявшейся (естественно, при наличии одного участника, соответствующего всем требованиям). Такая возможность предусмотрена в соответствии с частями 24-25 статьи 93 Федерального закона №44 (далее - 44-ФЗ). Однако в ряде случаев для этого необходимо заручиться поддержкой контролирующего органа - Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС), или уполномоченным органом местного самоуправления, если вопросы касаются закупок муниципального уровня. При этом закупка перестает быть конкурентной и превращается в неконкурентную - контракт заключается с единственным поставщиком.
Есть ситуации, когда после признания закупки несостоявшейся можно заключить контракт с единственным допущенным участником, не получая разрешения контролирующего органа:
1. По результатам аукциона в электронной форме, несостоявшегося из-за следующих причин:
• подана единственная заявка, первая и вторая части которой в дальнейшем признаны соответствующими;
• заявок было подано много, но соответствующей после оценки первых частей признана только одна;
• в ходе аукциона не потупило ценовых предложений (в этом случае контракт заключается с участником, который подал заявку первым при его согласии);
• из всех вторых частей заявок соответствующей признана только одна.
2. По результатам несостоявшегося запроса котировок, если потенциальные участники подали или комиссия признала соответствующей только одну заявку.
Нужно отметить, что участник, подавая заявку на аукцион или запрос котировок, должен рассчитывать на то, что на каком-то этапе он может остаться единственным и тогда заключения контракта не избежать. Согласовывать этот момент стороны не должны, за исключением случая, когда в ходе электронного аукциона не поступало ценовых предложений.
44-ФЗ предусматривает случаи, когда не заручившись поддержкой ФАС или иного контролирующего органа контракт с единственным участником закупки заключать нельзя:
• По результатам несостоявшейся закупки, проводившейся закрытым способом. В соответствии с нормами части 24 статьи 93 44-ФЗ. Исключений для этой ситуации не предусмотрено.
• По результатам повторного вновь несостоявшего конкурса, а также проводившихся впервые и несостоявшихся открытого конкурса, двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием.
• По результатам запроса предложений, который признан несостоявшимся.
В каждой из этих ситуаций согласовывать заключение контракта требуется только с контролирующим органом. Мнения единственного поставщика, который подал заявку и в итоге оказался победителем, никто не спросит - это его обязанность.
Порядок согласования с ФАС заключения контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки Регламентируется Приказом Минэкономразвития №189 и нормами 44-ФЗ.
Согласно им, заказчик должен подать документы на согласования не позднее чем через десять календарных дней после опубликования всех необходимых протоколов. Столько же дней, столько рабочих, дается ФАС на рассмотрение документов и принятие решения.
Если оно положительное, то не позже чем через 20 дней с момента получения документа о согласовании заказчик и победитель закупки должны заключить контракт. Сразу же стоит отметить, что подписание контракта без согласования, если оно необходимо, является административным нарушением и влечет за собой наказание в виде штрафа.
Единственный поставщик протокол
После публикации заказчиком протокола о закупке у единственного источника на ООС данные сведения становятся доступными для всеобщего ознакомления.
Чтобы посмотреть сведения о протоколе, необходимо найти нужную закупку, далее возможны два варианта:
1) в разделе «протоколы» с помощью функционала сайта выбрать параметр «печатная форма» либо «просмотр».
Если была выбрана «печатная форма», то на экране появится информация о протоколе, а именно:
- наименование закупки;
- способ проведения закупки;
- сведения о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес);
- дата подписания;
- предмет договора;
- начальная максимальная цена;
- сведения об отсутствии заявок.
Если был выбран «просмотр», то сайт представит для ознакомления
- общие сведения:
• название;
• основание для формирования протокола (№ извещения с указанием даты);
• сведения о протоколе (дата подписания);
• дополнительная информация;
- сведения о заявках (ноль);
- документы (загруженный файл с графическим видом протокола).
2) в разделе «документы», где отобразятся наименование документа, дате создания, имя файла и его размер. Для ознакомления с протоколом (в графическом виде) необходимо кликнуть мышкой его название.
Следует обратить внимание, что у актуального протокола (действующего), будет стоять отметка – «действующая редакция протокола». Если заказчиком были внесены изменения в протокол, то на сайте закупок будет размещена действующая редакция протокола и недействующая.
Отчет по единственному поставщику
Разберемся, какую закупку у единственного поставщика необходимо обосновать, и как это сделать правильно.
О выборе поставщика неконкурентным способом мы писали ранее. Также обратите внимание на статью о способах выбора победителя по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этой статье затронем тему обязательного обоснования, а также приведем пример и образцы, которые помогут в работе.
Перечень случаев, когда госконтракт можно заключить с единственным исполнителем, установлен в ст. 93 Закона о контрактной системе.
Контракт должен содержать отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя контракта, а также расчет и объяснение цены при осуществлении следующих закупок (ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ № 44):
• по мобилизационной подготовке;
• печатных или электронных изданий;
• оказание медицинской помощи в экстренной форме вследствие аварии или других чрезвычайных ситуаций;
• поставка культурных ценностей;
• закупка произведений литературы и искусства.
От работника контрактной службы требуется «доказать» уникальность выбранного исполнителя или товара (работы или услуги) или возникновение непредвиденной ситуации. При этом законодательно сумма контракта не ограничивается. Пользуясь этим правилом, ряд регионов России создали специальные учреждения и наделили их соответствующими полномочиями. Это позволяет им попадать под действие п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 и осуществлять заказ товаров без проведения конкурсных процедур, тем самым существенно сокращая временные затраты. Как правило, это заказ лекарственных средств и медикаментов.
Документ с объяснением цены должен быть неотъемлемой частью контракта, расчет должен быть прописан в самом договоре либо оформлен в виде приложения и подписан обеими сторонами. В то время как отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается только представителем заказчика.
Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования заказа у прямого подрядчика.
Однако в документе необходимо отразить:
• соответствие выбранного исполнителя требованиям ФЗ № 44;
• обоснование НМЦК;
• причины, по которым невозможно провести госзакупку иным способом.
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?