Согласно Жилищному Кодексу РФ, основанием для признания граждан, нуждающимися в жилье, являются договора социального найма жилых помещений.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются:
1) Граждане, которые сами не являются нанимателями жилых помещений или находятся на момент подачи заявления членами семьи законного нанимателя жилья по договорам социального займа, но не обеспечены нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного члена семьи нанимателя.
2) Граждане, которые имеют на момент подачи заявлений аварийное жилье, не отвечающее нормам и требованиям, установленным законодательством РФ к жилым помещениям.
3) Граждане, которые сами являются нанимателями жилья или членами семьи нанимателя и проживают на одной жилой площади с больными людьми, страдающими от хронических заболеваний, когда совместное проживание на одной площади невозможно по санитарным нормам. Перечень таких болезней установлен исполнительными уполномоченными от Правительства РФ.
После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи.
Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.
Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей. Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.
Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более. Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном».
Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире. Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.
Если ранее встать на учет по улучшению жилищных условий могли граждане, прописанные в квартире или доме со своими родственниками, где площадь жилья не соответствовала нормам Жилищного Кодекса, то начали действовать поправки к законодательству.
Теперь при принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий. Следует уточнить, что к понятию «семья нанимателя жилья» относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство.
Например, в малогабаритной двухкомнатной квартире проживает семья из трех человек, один из которых владеет домом в этом же городе. Тогда ни один из членов этой семьи не может встать на учет по улучшению жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходится более 15 кв. метров жилья.
Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.
Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия).
При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).
Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.
До принятия поправок к Законам Жилищного Кодекса каждый из совершеннолетних жильцов «коммуналки» имел право встать в очередь на улучшение своих жилищных условий. Теперь, чтобы встать на учет, нужно не просто проживать в коммунальной квартире, но и иметь документ о закрепленной жилой площади, менее 15 кв. метров.
По новым нормам распределения жилья нуждающимся получить социальное жилье может гражданин РФ (15-20 кв. метров на одного человека), с учетом вычета площади квадратных метров, имеющихся у него в личной собственности на момент подачи заявления.
Например, семья из трех человек претендует получить соцжилье. По законодательным нормативам, этой семье могут быть предоставлены квартира или дом, площадью в 45-60 кв. метров. Но если у одного из членов семьи имеется собственная жилплощадь, скажем, 20 кв. метров, тогда семья может лишь претендовать на соцжилье общей площадью не более 25-40 кв. метров.
Как встать в очередь на улучшение жилищных условий:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Необходимо собрать пакет документов:
- Справка о регистрации жилья для каждого члена семьи;
- Копии документов на владение собственностью на момент подачи заявления;
- Копии охранных свидетельств о бронируемой жилплощади, если таковая имеется во владении;
- Копии санитарных паспортов, для проживающих в общежитиях или коммунальных квартирах;
- Справки с места работы или учебы всех членов семьи;
- Справки о характеристиках имеющегося в наличии жилья;
- Подлинники и копии паспортов, военных билетов, пенсионных удостоверений, свидетельств о рождении (для несовершеннолетних детей), документов о вступлении в брак или о расторжении брака, свидетельств о смерти, а также справки о хронических заболеваниях у членов семьи.
2. Далее заявитель должен обратиться в орган местного самоуправления по месту своей регистрации жилья, предоставив пакет документов и написав заявление, что его семья нуждается в улучшении жилищных условий.
3. После истечения срока рассмотрения предоставленных документов заявителю дается ответ из органов местного самоуправления в письменной форме о включении его в список очередников (с указанием номера в очереди) или об отказе, с объяснением невозможности постановки на учет.
4. Если заявитель проживает в общежитии или в служебной квартире, тогда ему дополнительно понадобится: ходатайство с места работы о предоставлении улучшенного жилья, копия трудовой книжки и акт межведомственной комиссии с признанием его нынешнего жилья непригодным для проживания.
В заключение хочется сказать, что принятие новых поправок к Жилищному Кодексу РФ в скором времени никак не решит проблему с обеспечением жильем всех нуждающихся. По оценке экспертов, чтобы обеспечить всех граждан РФ жильем по существующим законодательным нормам, на данный момент времени состоящих в списках очередников, потребуется не менее 20 лет, с учетом строительства новых жилых объектов. При этом следует учитывать, что очередь на улучшение жилищных условий с каждым годом не уменьшается, а наоборот, только увеличивается.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Для решения проблем нуждающихся в улучшении жилищных условий создали специальную жилищную программу по расширению и улучшению жилой площади.
Достаточно встать на учет и распределение жилья, и возникнет возможность воспользоваться определенными льготами в приобретении собственной квартиры или иного жилья. Только дело в том, что круг лиц, которые могут воспользоваться данной привилегией, ограничен рядом условий.
Жилая программа нуждающихся в улучшении жилищных условий является одной из списка дополнительных методов государственной системы помощи соответствующему населению. Он была утверждена министерствами труда и соцзащиты, строительства и ЖКХ, Министерством финансов.
Граждане, ставшие участниками данной программы, обретают возможность получить частичную или полную помощь государства для строительства, приобретения новой жилплощади либо улучшения условий жилья, которое уже есть.
Какие семьи нуждаются в улучшении жилищных условий? Какие условия нужно соблюсти, чтобы получить соответствующие льготы? В законодательстве указано, что, прежде всего, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в конкретном районе, должны иметь прописку и проживать на данной территории определенный период времени.
Кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий? На постановку на учет нуждающихся претендуют:
• съемщики либо собственники жилплощади, которая не соответствует минимальным нормам площади на одного человека. Если на него приходится менее нормы, указанной в законе, то гражданин, который является членом данной семьи, может претендовать на государственную помощь в приобретении подходящего жилья. Однако все члены семьи должны быть прописаны в этом жилом помещении;
• хозяева жилплощади, техническое состояние которой не соответствует нормам безопасности и условиям к жилым площадям, установленным законодателем. Для быстрой постановки на учет являются весомые причины в виде аварийного состояния или несоответствие затребованным нормативам к жилому помещению;
• проживающие в одной квартире несколько семей, не имеющих родственных связей. Общежития, коммуналки, или просто дележ одной жилой площади осложняют условия проживания. Потому данная причина тоже рассматривается как веский аргумент в пользу представления льгот жилищной программы;
• живущие в одной квартире несколько семей, в которой имеются члены, страдающие хроническим заболеванием.
Данное положение вещей угрожает здоровью остальных проживающих или не соответствует санитарным нормам помещения.
Также можно выделить из этого перечня категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди в срочном порядке:
1. Лица, которые проживают в непригодных условиях для жизни помещениях.
2. Лица, имеющие хронические болезни в тяжелой форме.
3. Дети и сироты, лишившиеся родительского содержания.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и желающие встать на учет, должны собрать необходимый перечень документации, который подтверждает его право на участие в жилищной программе, а также составить заявление и подать его в местный орган самоуправления.
В данном списке находится основной пакет бумаг:
1. Паспорта и иные удостоверения личности.
2. Справки с места трудоустройства и учебы.
3. Подтверждения о регистрации в квартире по каждому члену семьи.
4. При необходимости копии документации на собственность.
5. План жилого помещения. Его необходимо заказать в БТИ.
6. Данные лицевого счета.
7. Выписка из домовой книги.
8. Справка об отсутствии собственности на жилплощадь.
В остальном нужно отталкиваться от требований, на основании которых граждане претендуют на социальную помощь, и прилагать документы, подтверждающие данные аргументы. К примеру, медицинские справки понадобятся тем, кто из-за болезни стремится получить жилье для безопасности членов семьи.
Основания и требования для улучшения жилищных условий указаны в ст.51 ЖК РФ.
В чем заключаются критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий:
1. Недостаточные нормы площади. Согласно жилищным нормам, которые установлены в РФ, на каждого члена семьи должна приходиться определенное количество квадратных метров. Практически на отдельного проживающего человека обязано получаться не менее десяти квадратов, в данном случае жилищные условия считаются удовлетворительными. Если это число менее требуемой нормы, семья может подать заявление на получение муниципального жилья.
2. Аварийно-опасная жилплощадь. Немало россиян живет в старых зданиях, а такое жилье, как правило, уже давно не подлежит ремонту. В том случае, если здание находится с технической и инженерной точки зрения в плачевном состоянии, то подобную ситуацию рассматривают как угрожающую жизни. Заявления от лиц с подобными проблемами рассматривают вне очереди и в срочном порядке. В данном случае можно рассчитывать на государственную поддержку.
3. Несоответствие жилья нормам проживания. Данный факт имеет место, если жилплощадь не имеет каких-либо минимальных требуемых критериев обеспечения нормальной жизнедеятельности. Это могут быть неисправность или отсутствие электропроводки либо отопительной системы, также отсутствие сантехники либо ее несоответствие условиям проживания, нарушение санитарных норм вплоть до угрозы здоровью проживающих.
4. Наличие хронических заболеваний. Когда члены семьи делят одну квартиру с тяжелобольным человеком — любой представитель данной семьи имеет право обратиться в местный орган самоуправления с пакетом нужной документации и заявлением на становление на учет жилищной программы улучшения условий жилья. Эта заявка будет рассмотрена в срочном порядке.
После обращения с пакетом документов проводятся необходимые проверки жилищно-коммунальной комиссией на наличие требований, которые дают возможность предоставить права на участие в специальной программе. Оформляется акт обследования. Далее по истечении времени окончательное решение выносит соответствующий местный орган и выдается справка о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Если озвученный вердикт не устроит подателя прошения, можно оспорить решение в судебном порядке или в Управлении ДЖП (департамент жилищной политики).
Социальная программа дает возможность обратиться к государству за помощью и получить частичную или полную материальную поддержку в обретении собственного жилья нуждающимися гражданами.
Если вы попадаете хотя бы под одно из оснований и под любой из критериев, которые позволяют подать заявление, то ваше обращение не останется без внимания.
Условия постановки на жилищный учет
Обеспеченность граждан жильем является основной проблемой современности, в связи с чем необходимо разъяснить основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Желающие получить жилое помещение от государства должны отвечать двум основным требованиям:
- признание гражданина малоимущим;
- нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации к нуждающимся в улучшении жилищных условий относится 4 категории граждан:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (учетная норма устанавливается органом местного самоуправления);
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для того чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства.
Решение о принятии на учет либо отказ в постановке принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Не позднее чем через три рабочих дня с момента принятия решения о постановке на учет администрация района выдает или направляет гражданину уведомление, подтверждающее такое решение.
Учет жилищного фонда
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ЖК к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение порядка государственного учета жилищных фондов. Государственный учет жилищных фондов субъектов РФ относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений (ч. 1 ст. 13 ЖК). Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда. В настоящее время действует Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ № 1301. Согласно данному Положению основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей (п. 1). Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Это вид учета возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. В настоящее время БТИ действуют как государственные унитарные предприятия и находятся в подчинении органов государственного управления субъектов РФ.
БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
БТИ обязаны осуществлять:
1) техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;
2) контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;
3) оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
4) информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
БТИ проводят следующие виды инвентаризации: основную (один раз в пять лет) и текущую (ежегодно), плановую и внеплановую. Этими же органами могут проводиться единовременные учеты на определенную дату всего обобществленного жилищного фонда, а также переписи жилищного фонда, находящегося в собственности граждан.
БТИ не осуществляют государственную регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними. Такая регистрация возложена на специализированные органы – учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.
Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.
Снятие с жилищного учета
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 56 "Жилищного кодекса Российской Федерации" № 188-ФЗ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
• подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
• утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
• их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
• получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
• предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
• выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 256 "Гражданского процессуального кодекса РФ" № 138-ФЗ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Общие основания - это основания, предусмотренные как ЖК РФ так и ЖК РСФСР, соответственно, действующий до указанной даты.
Учитывая, что автор вопроса поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий смотрим основания, которые были предусмотрены ЖК РСФСР.
Такие основания были предусмотрены статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно указанной статьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Документы жилищного учета
Для успешной постановки на жилищный учет Вашей семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Вам необходимо представить полный комплект документов, который подтверждает наличие оснований для признания Вас нуждающимися и, помимо этого, малоимущими.
Документы необходимые для постановки на жилищный учет:
1. о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи;
2. о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений);
3. о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (при наличии);
4. об имеющемся у заявителей подтвержденном документально в установленном порядке внеочередном праве на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (при наличии);
5. свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме «одно окно» или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.п.);
6. единый жилищный документ (при его отсутствии копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги);
7. подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе: справка о доходах по месту работы, выданная работодателем по форме N 2-НДФЛ, а также трудовая книжка;
8. справка о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданная отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
9. гражданско-правовой договор и справка работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по указанному договору;
10. справка с места работы лица, обязанного к уплате алиментов, о размере взыскиваемых алиментов либо соглашение об уплате алиментов или решение суда об установлении размера алиментов;
11. свидетельство о праве на наследство, справка о размере вклада из банка или другой кредитной организации, договор дарения;
12. документ о праве собственности на объект недвижимости, включая земельный участок;
13. документ о праве собственности на транспортное средство;
14. документ, подтверждающий наличие паенакоплений в жилищно-строительном, гаражно-строительном, дачно-строительном и другом кооперативе;
15. справка о стоимости дачи, гаража, иного строения, помещения и сооружения;
16. справка о кадастровой (нормативной) цене земельного участка, выданная Департаментом земельных ресурсов города Москвы или территориальным отделом Управления Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации;
17. справка, выданная кооперативом, содержащая сведения о стоимости паенакоплений;
18. отчет независимого оценщика, содержащий сведения о стоимости имущества заявителя.
Перечень не является исчерпывающим и органы государственной (ДГИ ГМ) власти вправе запрашивать дополнительные сведения.
Государственный учет жилищного фонда
Частный жилой фонд учитывается наравне с государственным и муниципальным.
Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей (п. 1 Положения «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».
Государственный учет жилищного фонда в РФ включает в себя технический (оперативный) учет, бухгалтерский учет и официальный статистический учет (п. 3 Положения «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»).
Порядок ведения технического учета устанавливает Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее – БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация (п. 3 Положения «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»).
Технический паспорт жилого помещения составляется при приемке такого помещения в эксплуатацию или при его включении в жилищный фонд. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту жилого помещения, содержащие необходимые для них технические сведения. Выписки и копировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Выдача технических паспортов жилых помещений без наличия акта их приемки в эксплуатацию не допускается.
Паспортизация и плановая техническая инвентаризация жилых помещений проводятся БТИ за счет средств их собственников по ставкам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов РФ. Внеплановые обследования могут производиться БТИ по заявкам собственников жилых помещений по договорным ценам.
Бухгалтерский учет жилищного фонда осуществляется на основании и в соответствии с положениями Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иных нормативно-правовых актов.
Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ.
Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
Бухгалтерский учет в организациях, обслуживающих сферу жилищно-коммунального хозяйства, имеет некоторые особенности. Нюансы ведения учета возникают по причине разнообразия поступлений, взаиморасчетов, специфики налогообложения. В статье расскажем про бухучет в ЖКХ, дадим примеры расчетов с проводками.
Бухгалтерский учет в предприятиях ЖКХ не регулируется какими-либо специфическими нормативными актами. Ведение его подчиняется общепринятым правилам, методике и законам, касающихся прочих организаций. В соответствии с нормами бухгалтерского учета организации, осуществляющие деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства, могут разрабатывать свои способы его ведения, закрепляя их в учетной политике.
Учет поступления и списания ТМЦ в организациях ЖКХ не имеет особенностей по сравнению с предприятиями других отраслей. Синтетический учет их ведут на счете 10 в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»: Дт 10 Кт 60, 76.
В установленных законодательством случаях проводят инвентаризацию материалов. С ее помощью устанавливают величину излишков или недостач МЦ. Правила проведения инвентаризации, порядок оформления недостач и излишков, обнаруженных в результате ее проведения, совпадают с общеустановленными.
К наиболее распространенным ошибкам учета материальных запасов можно отнести то, что зачастую бухгалтер не считает необходимым отражать поступление материалов на счете 10, а сразу списывает их стоимость на затраты: Дт 20 Кт 77, 60.
Основное объяснение таких действий – работа со сметами и необходимость отчета по ней. Это заблуждение. Оно возникает в связи с нечетким пониманием работника сути кассового метода и метода начисления. Поступать таким образом разрешено только тем некоммерческим организациям, в которых остатки материалов незначительны, и налажена система эффективного контроля за их расходованием.
В противном случае такой вариант учета может способствовать тому, что сведения, отражаемые по остаткам МПЗ в балансе, не будут достоверными.
Наиболее распространенным вариантом организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей для управляющей компании является заключение договора о возмездном характере оказанных услуг. В таком случае средства, поступившие от собственников квартир, относят к доходам организации, а стоимость услуг по счета поставщиков – к расходам.
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
20
60
На сумму коммунальных услуг поставщиков, предъявленную к оплате
19
60
НДС по услугам поставщиков
68
19
НДС к зачету
62
90/1
Предъявлены счета к оплате потребителям коммунальных услуг
90/3
68
Начисление НДС
90/2
20
Списание затрат
50, 51
62
Поступление средств в оплату коммунальных платежей
60
51
Перечислено поставщику за коммунальные услуги
Управляющая компания может получать средства на определенные цели, например на капремонт. Источник финансирования – бюджет. В таком случае поступления отражаются на счете 86.
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
51
86
На величину целевых поступлений из бюджета
20
10, 60
Списание материалов на выполненный ремонт, услуг сторонних организаций по выполнению ремонтных работ
86
20
Списание расходов на ремонт
В отношении учета доходов и расходов на проведение капитального ремонта при условии самостоятельного формирования специального фонда на эти цели за счет средств собственников жилья у управляющей компании могут возникать некоторые вопросы. С одной стороны может казаться, что поступающие на капремонт взносы необходимо учитывать в составе доходов.
Но следует учитывать, что при формировании фонда на эти цели управляющая компания ничего не реализует и даже не получает дохода по агентскому договору. Из этого следует, что взносы на капремонт не соответствуют критериям выручки. Значит, такие поступления необходимо учитывать аналогично целевому финансированию из бюджета.
Учет целевых поступлений ведется на отдельных субсчетах счетов 86 и 51. Средства, собранные на капитальный ремонт, можно использовать только по назначению. В случае возникновения необходимости частичного расходования средств на иные цели, кроме капитального ремонта, эти суммы попадают под определение дохода со всеми вытекающими налоговыми последствиями.
Управляющая компания может сотрудничать с единым расчетным кассовым центром (ЕРКЦ) при условии заключения агентского договора. Для учета расчетов с ЕРКЦ применяется отдельный субсчет счета 76.
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
51
76
Получены средства от ЕРКЦ
76
62
Оплачены коммунальные услуги собственниками жилья
62
90/1
Показан доход
Важным нюансом учета имущества и обязательств организаций ЖКХ является обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по видам. В соответствии с этим услуги управления объектом недвижимости учитываются обособленно на счете 20. Поскольку основным доходом таких организаций является выручка от управления многоквартирным домом, то и расходы по этому виду деятельности следует учитывать как основные, а не как общехозяйственные.
На счете 26 следует отражать расходы, не связанные напрямую с основным видом деятельности.
Счет 26 в управляющей компании применяется для отражения расходов по иной деятельности. Как известно, счет 26 – собирательно-распределительный. В случае отражения на нем расходов по управлению имуществом основной вопрос возникает у бухгалтера, работающего в сфере ЖКХ, при распределении собранных расходов и при определении величины НДС к уплате за месяц.
Отражение затрат, связанных с управлением многоквартирным домом, на счете 20 позволяет воспользоваться главным преимуществом – экономией на НДС. Для этого следует прописать в учетной политике компании, что управление МКД является обособленной услугой. В таком случае всю величину НДС по управлению разрешается зачесть, поскольку такие доходы являются объектом обложения этим налогом.
Организации, функционирующие в системе ЖКХ, могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения. ОСНО – наиболее простая в применении. Но следует учитывать, что применение такой системы обуславливает достаточно высокое налоговое бремя. Организация является плательщиком налога на прибыль и НДС.
Для большинства компаний, работающих в сфере ЖКХ, предпочтительнее УСН. Такой вариант приемлем, когда:
• численность работников компании не достигает 100 человек;
• доходы в отчетном периоде не превышают 60000000 рублей;
• стоимость основных фондов, состоящих на балансе организации, не достигла 100000000 рублей.
Избрав «упрощенку», компания получает освобождение от обязательства уплаты налога на прибыль по ставке 20% и НДС. Эти платежи заменяются налогом, предусмотренным УСН, по ставке 15%, если обложение проводится по системе «доходы – расходы», либо по ставке 6% при обложении доходов.
УСН привлекательна для компаний, результатом деятельности которых чаще всего является убыток. В таком случае ставка налога для них составит 1% от величины доходов.
В обязанности юридического лица, работающего в сфере ЖКХ, вменяется ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности. Эта обязанность касается любой компании вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется.
Комплект отчетности за год включает:
• бухгалтерский баланс;
• отчет о прибылях и убытках;
• пояснение к балансу и отчету о финансовых результатах;
• отчет об изменениях капитала;
• отчет о движении денежных средств.
Промежуточная отчетность включает лишь первые две формы. В случае принадлежности организации к малому предпринимательству отчетность также включает только баланс и отчет о финансовых результатах. При применении УСН отчетность предоставляется в упрощенной форме и включает баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств.
Кроме того, организации ЖКХ предоставляют регулярно сведения о численности персонала, данные по подоходному налогу 2-НДФЛ. Если предприятие применяет ОСНО, то необходимо сдавать налоговую декларацию по налогу на прибыль и по НДС. Организации, применяющие «упрощенку», сдают декларацию по единому налогу даже в том случае, когда в отчетном периоде отсутствуют доходы и расходы.
Учет муниципального жилищного фонда
Неоднократно поднимался вопрос о неправомерности нахождения на балансе муниципальных предприятий жилых зданий, в которых часть жилых помещений находится в собственности граждан или юридических лиц, а часть - в муниципальной собственности. Однако не во всех муниципальных образованиях решен вопрос о снятии всех помещений с баланса предприятий.
Как правило, это вызвано бездействием комитетов имущественных отношений (далее - КУМИ) муниципальных образований, что не позволяет руководителям предприятий самостоятельно принять необходимые решения.
Еще раз обратим внимание на причины неправомерности нахождения на балансе унитарных предприятий многоквартирных домов:
1. в соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектом жилищных прав является жилое помещение, а не многоквартирный дом (п. 3 ст. 16 ЖК РФ);
2. в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) может находиться только муниципальное имущество (п. 3 ст. 215; ст. 294 ГК РФ; п. 1 ст. 2; п. 1 ст. 8; п. 1 ст. 11 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ)), а относительно объектов права в многоквартирных домах - только жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности;
3. объект права "жилое помещение" не соответствует признакам признания его в бухгалтерском учете коммерческих организаций объектом основных средств (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России № 26н (далее - ПБУ 6/01));
4. закрепление за МУП в хозяйственное ведение муниципальных жилых помещений социального использования противоречит целям использования помещений (ст. 17 ЖК РФ; ст. 671, 294 ГК РФ). Дополнительно разъясним процедуру снятия с баланса МУП жилых помещений.
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России № 91н, для оформления документации на списание с баланса МУП жилых помещений создается инвентаризационная комиссия, в состав которой могут приглашаться представители КУМИ. По итогам инвентаризации составляется инвентарная опись жилых помещений с их группировкой по праву собственности на них. Для целей проведения такой инвентаризации могут использоваться данные БТИ, органов регистрации прав собственности на недвижимое имущество, документы, представляемые собственниками жилья (договоры, свидетельства).
Жилые помещения, принадлежащие частным собственникам, в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 2 ст. 1) как имущество, правообладателем которого МУП не является, снимаются с его баланса. Основанием для снятия с баланса частных жилых помещений является приказ руководителя организации (ПБУ 6/01).
Обращаем внимание на то, что для издания такого приказа не требуется специального разрешения органа местного самоуправления (или уполномоченного им органа - КУМИ). КУМИ может давать МУП какие-либо обязательные указания только в части объектов, находящихся в муниципальной собственности, а относительно жилых помещений, находящихся в частной собственности, КУМИ не вправе принимать решения и давать какие-либо указания.
Таким образом, в итоге установления перечня жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и собственности частных лиц, руководитель предприятия в соответствии с правилами бухгалтерского учета объектов основных средств, регулируемыми ПБУ 6/01, вправе издать приказ о списании жилых помещений, находящихся в частной собственности, с баланса, исключая их из объектов учета основных средств.
Обоснованием такого приказа должно быть приведение учета основных средств предприятия в соответствие с действующим законодательством и правилами соответствующего учета основных средств.
Руководитель предприятия уведомляет КУМИ о результатах списания жилых помещений, находящихся в частной собственности, одновременно указывая информацию о жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности.
Поскольку закрепление за МУП на праве хозяйственного ведения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности социального использования, не соответствуем нормам Жилищного кодекса РФ, руководитель предприятия может обратиться в КУМИ с просьбой решить вопрос об изъятии у МУП муниципального жилья. Если КУМИ принимает решение от таких действиях, то процедура передачи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, от предприятия в казну должна сопровождаться актом приема-передачи соответствующих объектов. Передача объектов жилищного фонда КУМИ оформляется актом приема-передачи основных средств ОС-1 (п. 81 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России № 91н).
Согласно ст. 14 Федерального закона № 154-ФЗ органы местного самоуправления (далее - ОМС) наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований компетенцией в решении вопросов местного значения. Исходя из Устава (Положения) муниципального образования стороной, принимающей жилые помещения, является орган, представляющий ОМС во всех имущественных отношениях (КУМИ и другие органы), если же данный орган отсутствует, то принимающей стороной выступает администрация муниципального образования.
Учет объектов жилищного фонда в муниципальной казне осуществляется в реестровой форме с указанием: всей необходимой информации по идентификации каждого объекта жилого здания в части жилых помещений; и доли общего имущества, находящегося в муниципальной собственности. Во вновь введенных законодательных актах по бюджетному учету наблюдаются предпосылки к постановке данных объектов на балансовый учет. Если до настоящего времени КУМИ администрации муниципальных образований не издал распоряжение об изъятии из хозяйственного ведения МУП жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, списание имущества с баланса МУП можно произвести следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 29! ГК РФ "право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются га основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника".
В ст. 235 ГК РФ указаны основания прекращения права собственности: "Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от прав, собственности, гибели или уничтожении имуществ и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом".
Согласно ст. 236 ГК РФ "юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо прав на это имущество".
Статьи 235 и 236 ГК РФ применяются в случаях прекращения права хозяйственного ведения, следов) следовательно, МУП вправе отказаться от имущества, находящегося в его хозяйственном ведении, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом.
Для реализации названного способа прекращения права хозяйственного ведения необходимо со стороны МУП издать соответствующий приказ по предприятию и направить в КУМИ уведомление об отказе от имущества, находящегося в его хозяйственном ведении, и о снятии с баланса объектов жилищного фонда. В этом случае КУМИ необходимо принять решение о внесении в реестр муниципального имущества записи о прекращении права хозяйственного ведения МУП на соответствующие объекты.
Таким образом, если руководитель МУП выполнит условия отказа от права хозяйственного ведения, а именно - издаст приказ о снятии с баланса МУП жилых домов (помещений) и уведомит об этом КУМИ, то право хозяйственного ведения на указанное имущество прекратится.
Исходя из указанного, МУП вправе списать имущество, находящееся на его балансе, объявив об этом (уведомив КУМИ о намерениях) либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом (уведомления КУМИ о совершенных действиях по снятию с баланса).
Для оформления учета муниципальных жилых помещений в муниципальной казне МУП в КУМИ предоставляются необходимые данные (данные инвентаризации жилых помещений) и акт приема-передачи основных средств ОС-1, подписанный от имени передающей стороны представителями предприятия.
Таким образом, порядок списания с баланса МУП муниципальных жилых помещений зависит от действий КУМИ по данному вопросу.
При согласии КУМИ оформляются:
1. акт инвентаризации жилых помещений;
2. распоряжение КУМИ об изъятии из права оперативного управления МУП жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
3. приказ руководителя МУП;
4. акт приема-передачи объектов основных средств, подписанный от имени передающей стороны представителями учреждения, а от имени принимающей стороны - КУМИ.
При отсутствии согласия КУМИ оформляются:
1. акт инвентаризации жилых помещений;
2. приказ руководителя МУП о снятии жилых помещений с баланса в связи с необходимостью приведения имущественных отношений по владению муниципальными жилыми помещениями в соответствие с нормами жилищного законодательства;
3. акт приема-передачи объектов основных средств ОС-1, подписанный от имени передающей стороны руководителем и специалистами предприятия.
Жилищный кодекс РФ не исключает закрепления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями или учреждениями жилых помещений в тех случаях, когда такие помещения предоставляются в наем работникам соответствующих организаций. Однако такое закрепление жилых помещений за ГУП, МУП, ГУ, МУ, казенным предприятием (КП) возможно только по специализированным жилым помещениям: служебным и в общежитиях (п. 2 ст. 102 ЖК РФ).
Обращаем внимание на то, что передача служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях на право хозяйственного ведения или оперативного управления организациям не является обязательной. Такие жилые помещения могут учитываться в едином порядке со всеми другими государственными и муниципальными жилыми помещениями в соответствующей казне.
При этом различными будут условия предоставления соответствующих жилых помещений в пользование работникам организаций:
1. если жилые помещения переданы в хозяйственное ведение (оперативное управление) организациям, то наймодателем в соответствующих договорах найма с работниками организаций являются сами организации, которые будут не только распоряжаться такими жилыми помещениями в целях их заселения, но и нести расходы по содержанию и ремонту жилых помещений в размере обязательств собственника таких помещений (определять размер платежей для работников - нанимателей помещений; нести расходы по капитальному ремонту общего имущества; оплачивать услуги в случае незаселения помещений);
2. если жилые помещения не передаются их собственниками в хозяйственное ведение (оперативное управление) организациям, то наймодателем в соответствующих договорах найма с работниками организаций является орган, уполномоченный исполнять функции собственника помещений. При этом порядок представления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях работникам государственных (муниципальных) организаций должен исходить из нормативного правового акта органа власти. В таком случае соответствующий орган будет определять размер платы за услуги для нанимателей, нести расходы по капитальному ремонту общего имущества и оплачивать услуги в случае незаселения помещений. Аналогично решаются вопросы и пожилым помещениям коммерческого использования.
3. Однако еще раз обращаем внимание, что жилые помещения социального использования не закрепляются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными организациями, поскольку в соответствии с условиями Жилищного кодекса РФ наймодателями таких помещений могут выступать только органы государственной власти, ОМС или управомоченные ими лица, выступающие от имени таких органов.
Для наглядности приведем схематично информацию об основаниях и порядке учета жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности:
Наймодатель
Наниматель
Передача жилых помещений во владение юридическим лицам
Балансовый учет
Учет жилых помещений социального использования и специализированных в домах маневренного фонда, системы соцобслуживания, в домах для социальной защиты отдельных категорий граждан и для временного поселения
Орган власти Российской Федерации, субъект РФ, ОМС, управомоченное ими лицо, выступающее от имени органа власти
Граждане малоимущие и отдельных категорий, определенных в порядке, установленном федеральным законом, законом субъекта РФ
Не передаются
В государственной или муниципальной казне (п. Зет. 215 ГК РФ)
Учет специализированных жилых помещений: служебное жилье, жилье в общежитиях
Орган власти Российской Федерации, субъект РФ, ОМС или управомоченное ими лицо, выступающее от имени органа власти
Гражданин, отвечающий критериям, установленным ЖК РФ
Не передаются
В государственной или муниципальной казне (п. Зет. 215 ГК РФ)
ГУП, МУП
Граждане, состоящие с ГУП, МУП в трудовых отношениях
Могут быть переданы в хозяйственное ведение
В балансе ГУП, МУП (ст. 294 ГК РФ)
ГУ, МУ, КП
Граждане, состоящие с ГУ, МУ, КП в трудовых отношениях
Могут быть переданы в оперативное управление
В балансе ГУ, МУ, КП (ст. 296, 297 ГК РФ)
Учет жилых помещений коммерческого использования
Орган власти Российской Федерации, субъект РФ, ОМС или управомоченное ими лицо, выступающее от имени органа власти
Граждане, определяемые по решению наймодателя
Не передаются
В государственной или муниципальной казне (п. Зет. 215 ГК РФ)
ГУП, МУП, ГУ, М1У, КП
Граждане, определяемые по решению организации
Могут передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление
В балансе ГУП, МУП, ГУ, МУ, КП (ст. 294, 296, 297 ГК РФ)
Иная организация
Граждане, определяемые по решению организации
По договору аренды
В государственной или муниципальной казне (п. Зет. 215 ГК РФ)
В соответствии со ст. 215 ГК РФ в государственную или муниципальную казну передаются жилые помещения в жилых домах, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Минфин России в своем ответе № 02-14-10а/239 (см. приложение) разъяснил, что имущество казны должно учитываться в балансах органов, осуществляющих управление государственным или муниципальным имуществом. Относительно того, что такой порядок учета имущества не соответствует закону о бухгалтерском учете, устно было дано объяснение о предполагаемом изменении в данной части соответствующего положения закона.
Таким образом, позиция Минфина России по указанному вопросу выражена, и те органы власти, которые будут ей следовать, должны принять решение об обязании органов по управлению государственным или муниципальным имуществом осуществлять балансовый учет объектов, составляющих государственную или муниципальную казну в установленном Минфином России порядке бюджетного учета соответствующих активов.
Под жилищным фондом, подлежащим балансовому учету в казне, понимаются жилые помещения.
До передачи муниципальных жилых помещений в муниципальную казну в отдельных муниципальных образованиях сложилась практика, при которой балансовая стоимость отдельного многоквартирного дома была разделена пообъектно по разным предприятиям. Это происходило в тех случаях, когда органами местного самоуправления принимались решения о передаче отдельных объектов из состава дома на баланс разным предприятиям. Таким образом передавались внутридомовые инженерные системы для предоставления коммунальных услуг, лифты, газовые и электрические плиты.
Такое разделение объектов было ошибочным. Ни внутридомовое оборудование, ни лифты, ни плиты, ни иное имущество, предназначенное для обеспечения нормальной эксплуатации многоквартирного дома, не могло выделяться из состава дома, поскольку является составной частью конкретного дома и не может существовать отдельно от него. Это следует из определения, данного в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утв. постановлением Госстандарта России № 359, в ред. постановления Госстандарта России № 1/98, согласно которому жилое здание представляет собой единый неделимый объект основных средств, в состав которого "входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты".
Поскольку объекты, расположенные внутри дома, не могут существовать отдельно от жилых домов, в которых они установлены, необходимо исправить допущенную ранее ошибку.
Если операции по поступлению объектов в хозяйственное ведение МУП в бухгалтерском учете были отражены записями: Д 01 К 75; Д 75 К 84, то предприятиям следует сделать обратные записи: Д 75 К 01; Д 84 К 75 и проинформировать КУМИ о снятии объектов с баланса.
В большинстве случаев КУМИ администраций принимают решение о передаче ранее переданных объектов на баланс МУП, которое имело многоквартирные дома на праве хозяйственного ведения. Однако МУП, передавшее жилищный фонд в казну, вправе только ввести стоимость ранее исключенных объектов в стоимость жилых домов и учитывать их за балансом. Так как в технической документации жилых зданий указываются все объекты, а муниципальный жилищный фонд не закреплен за МУП на праве хозяйственного ведения, т. е. находится в казне, то передача объектов как части оборудования жилого дома на баланс МУП невозможна. В противном случае снова повторится ранее допущенная ошибка - передача части неделимого имущества на баланс МУП. Поэтому ОМС в лице КУМИ на основании данных передачи объектов жилых зданий от их балансодержателей - МУП, а также данных о приватизированных жилых помещениях (с учетом долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме) должен внести соответствующие корректировки в бюджетный учет муниципального жилищного фонда (учет казны).
В целях приведения отношений по обслуживанию жилищного фонда в соответствие с нормами действующего законодательства и организации его правомерного учета рекомендуем МУП, которые не сняли с баланса жилищный фонд, повторно обратиться в ОМС для решения вопроса об изъятии муниципального жилищного фонда из хозяйственного ведения предприятия и передаче его в казну.
При отказе ОМС принять в казну муниципальный жилищный фонд МУП должно отказаться от права хозяйственного ведения на него, оформив односторонний акт передачи муниципальных жилых помещений в КУМИ. Если МУП не осуществит указанной передачи, то, имея на балансе жилищный фонд, оно будет являться плательщиком налога на имущество муниципального жилищного фонда. При этом расходы по уплате налога на имущество могут быть покрыты только за счет прибыли предприятия, поскольку такие расходы в составе платы за содержание и ремонт жилья не могут быть признаны обоснованными. Кроме того, процедура выбора управляющей организации собственниками жилых помещений не предполагает обязательного сохранения статуса управляющей за той организацией, которая учитывает жилые помещения на своем балансе.
Департамент бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо года № 33 и сообщает.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 214) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Так как согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации № 70н, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, имущество казны следует учитывать на балансах органов, осуществляющих управление государственным, муниципальным имуществом на соответствующих счетах Плана счетов бюджетного учета в порядке, установленном для бюджетного учета указанных нефинансовых и финансовых активов.
В случае когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право муниципальной или государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, их учет следует производить на соответствующих счетах аналитического учета счета 010601000 "Вложения в нефинансовые активы".
Учет жилищно-коммунальных услуг
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод в эксплуатацию, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель, обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию.
Несоответствие прибора учета, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Установленный прибор учета, после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя.
Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета.
Проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести и снять показания прибора учета.
Проверка, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю об удобных для потребителя дате (датах) и времени, в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иной возможной дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить информацию, указанную в подпункте "б";
г) исполнитель в согласованные с потребителем дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки, провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.