Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.
1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)
2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Определение мифологии
Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы - о происхождении вселенной. Космологические мифы - о устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.
Определение мифологического мировоззрения
Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.
Характеристика мифологического сознания:
1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства;
2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия;
3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
В мифологическом сознании присутствуют:
а) метаморфоза
б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)
д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания)
е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).
В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:
1. вместо образа - рациональные понятия
2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)
3. в философии есть причинно-следственные связи.
Мифологическое мировоззрение в древности
Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.
Важнейшим аспектом Традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.
Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в до литературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.
По традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.
Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.
Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.
Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.
Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.
Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: "человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества", "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем" и т. д.
Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебряному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.
Мотивация выбора мировоззрения
Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг — за него и держись,
Есть только миг между прошлым и будущим
И этот миг называется — "жизнь".
Одному человеку — один миг. Человечеству — много мгновений. И как между вагонами встречного поезда перед человечеством мелькнёт то белая стена вокзала, то зелёная крона дерева, то кладка красного кирпича водонапорной башни...
- вот он камень, а хвать — это сборище молекул, атомов;
- вот солнечный луч, но это и не луч вовсе, а поток квантов или скопище световых волн;
- вот газ давит на поршень машины, как будто всей массой, на всю площадь поршня, а поглубже вник в существо, оказывается это ударное воздействие на поршень хаотически ударяющихся отдельных молекул.
И так во всём (звук, свет, запах...). В тот миг, который отпущен человеку, мало что он может распознать об окружающем его мире. Но и мало зная, человек всегда стремится для себя создать общую картину мира и примыслить, откуда всё началось. Вот она вечная загадка: что первично — яйцо или курица? Разгадыванием этой загадки человечество занимается тысячи лет, с того самого дня как появился Homo Sapiens. Но загадка и нам не по зубам. Выдающиеся умы поколений ломали голову и среди них, как вехи, можно выделить Пифагора, Аристотеля, Иисуса Христа, Птоломея, Мухаммеда ("Магомета"), Коперника, Декарта, Ньютона, Гегеля, Дарвина, Менделеева, Максвелла, Тимирязева, династию Кюри, Эйнштейна, Фридмана.
Людьми создавались теории, мировоззрения, религии. Религии решали задачу о сотворении мира и возникновении жизни проще всего: Бог создал! Вот так, Бог, Аллах, Всевышний, всё знающий, обо всём ведающий сотворил из ничего мир и всё, что в нём и правит им. Религия воздействует не на разум, а на чувства и эмоции. Блажен, кто верит! Для него всё ясно и понятно — он верит. Но ведь "блаженный" означает сумасшедший, дебил, шизофреник. Вера в творца ничего не решила и в этом мы убеждаемся, поставив один единственный вопрос: "А откуда взялся бог? Откуда яйцо? или курица?"
Теологи говорят, что Он был, есть и будет всегда, что Он ни откуда не появился, ибо Он вечен и в это просто нужно верить, т.е. просто нужно быть блаженным.
В противоположность теологам материалисты отрицают существование бога, но опять-таки утверждают идеи вечного существования другого начала — материи. И опять-таки в это нужно верить. В отличие от божественной, материалистическая теория выглядит весьма сложной и далеко неоднозначной. Христианская религия говорит о том, что за 5508 лет до рождества Иисуса Христа (с 14.09.96 г. идёт 7504 год со дня сотворения мира) бог создал мир таким, каким он существует и в настоящее время. Материалистическая теория не ограничивает себя временными рамками, и зарождение мира относится по оси времени, по крайней мере, на многие миллионы лет. И по отношению к первоначальному состоянию материи нет определённости.
Во-первых, она могла находиться в состоянии первичного хаоса. Вследствие действия гравитационных сил из мирового пылевого облака образовались небесные тела, которые мы и наблюдаем в виде звезд и планет.
Во-вторых, как это следует из теории Фридмана, она — первооснова мира — могла находиться в виде сверх концентрата энергии весьма малого объёма, а затем произошёл первичный взрыв, последствием которого явилась расширяющаяся Вселенная. Расширение Вселенной астрономы наблюдают и в настоящее время.
Забавными являются объяснения появления жизни на Земле. По библейским сказаниям произошло это элементарно просто — бог создал всё живое, в том числе и первых людей. Правда и бог совершал ошибки и исправлял их. На шестой день творения бог создал из земли мужчину и женщину, но женщина ему чем-то не понравилась и была изъята. Пришлось творцу из ребра Адама сделать вторую женщину — Еву. Почему то из земли он её слепить не смог.
Вторая крупная промашка произошла с родом человеческим, погрязшем в грехопадении. Пришлось промашку исправлять, утопив во всемирном потопе всё человечество, кроме семьи праведного Ноя.
И до всемирного потопа и после него было ещё много недогляда, ошибок, но так или иначе всё живое на земле без заметных изменений существует с дней творения и до сих пор, семь с половиной тысяч лет. Это утверждение теологов опровергается археологическими находками, свидетельствующими о видоизменениях растительного и животного мира Земли, продолжающихся многие миллионы лет. При наличии таких материальных доказательств, для полной победы материалистического эволюционного учения о развитии жизни на Земле над религиозными постулатами не хватает малого: доказать, откуда появилась на Земле первая органическая клетка (откуда яйцо?). Существует несколько гипотез самозарождения, но все они недоказуемы. Есть предположение о том, что жизнь на Землю занесена из космоса, но это не решение вопроса, ибо остается загадка, а откуда появилась жизнь там, где-то на далёкой от нас планете?
В Россию православие (христианство) пришло по воле одного человека — святого князя Владимира (Крестителя). Прежде, чем принять православие и внедрить его в языческую Русь, князь Владимир немало поездил по разным странам, познакомился с религиями и концепциями разных народов. Ему по душе пришлось православие, он его выбрал для Руси и бывшие язычники, далеко не всегда добровольно, были крещены. Православие стало государственной религией.
А почему Владимир Креститель был прав при выборе религии? Почему, например, он не выбрал магометанство, которое примерно на 620 лет моложе христианства и не имеет многих недостатков, присущих последнему? Например, как можно бога представить в трёх лицах? Почему Бог в образе человека? Его можно изобразить и изображению молиться как языческому идолу? В отличие от христианского бога, Аллах не имеет ничего общего с образом человека. Он всепроникающе, всеобъемлющ, он заполняет мировое пространство, его невозможно увидеть, его нельзя изобразить, это высший разум, господствующий и управляющий во всей вселенной в борьбе с язычеством и его идолами магометанство стоит выше христианства. Но магометанство с его законами Шариата, видимо, было не приемлемо для Владимира. Ближе ему было христианство с его заповедями.
Остановимся на мотивах, побуждавших русских князей к замене языческих верований единой религией. Началось это не с Владимира, а значительно раньше и только, как на промежуточный эпизод, можно указать на факт крещения в православную веру княгини Ольги. Святой Владимир только завершил дело, начатое его предками.
На огромных пространствах были разбросаны языческие племена. Часто они были отделены друг от друга непроходимыми болотами и чащобами, поклонялись различным идолам (огнепоклонники, тополе вики, дырочники и т.д.). Царили дикие обычаи и нравы. В основе отношений между людьми была физическая сила. Обыденными были насилие, грабежи, убийства с целью наживы и по мотивам кровной мести. К этому добавлялись человеческие жертвоприношения языческим богам-идолам.
Характерным являлось отсутствие нравственности и беспорядочность отношения полов. Дело доходило до того, что одна особь мужского пола мог быть по отношению к особи женского пола одновременно и дедом, и отцом и мужем. Кровосмешение грозило вымиранием. (Это бывало и в христианстве, но как исключение. В качестве примера может быть приведен Папа Иоан-23, которого католическая церковь исключила из списка римских пап и всеми путями стремилось и стремиться к тому, чтобы он не фигурировал в истории католической церкви).
Нужна была объединяющая общая идея, упорядочивавшая отношения людей. Таковой могла быть религия, общая для всех, направляющая разрозненные племена к их объединению и подчинению единой власти.
В сегодняшней России сходная ситуация. Христианские заповеди давно забыты. Коммунистические идеи (весьма похожие на христианские) отвергнуты, никаких новых идей и целей нет. Общество, не имеющее идеалов и целеустремленности, разлагается, исчезают нравственные устои, что мы и наблюдаем. Наши правители не нашли ничего лучшего и обратились к церкви, и не только к православной, но и к церквям всех христианских концессий (католической, лютеранской, протестантской), а также к магометанству, к буддизму, к иудаизму. Ещё недавние ярые партийные атеисты перекрасились в истых поклонников веры в бога, в Аллаха, в Будду...
После всего сказанного, пора задаться вопросом: "Чему верить?" В божественное сотворение мира семь с половиной тысяч лет тому назад при современном состоянии научных знаний поверить невозможно. В то, что две тысячи лет назад на палестинской земле жил человек, известный нам под именем Иисуса Христа, верить можно. В те времена было много пророков и одним из наиболее выдающимся был Иисус. Если бы в те же годы, в том обществе жил Кашпировский, он не хуже Иисуса мог бы сыграть его роль.
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?