В истории науки до XIX века не выделялись естественные и гуманитарные направления, а предпочтение ученые до этого времени отдавали естествознанию, то есть изучению природных явлений, существующих объективно. В XIX в университетах начинается разделение наук: гуманитарные дисциплины, отвечающие за изучение культурной, общественной, духовной, нравственной и других видов деятельности человека, выделяются в отдельную область. А все остальное попадает под понятие естествознания, название которого происходит от латинского слова «сущность».
История естественных наук началась около трех тысяч лет назад, но отдельных дисциплин тогда не существовало – всеми областями знания занимались философы. Только ко времени развития мореплавания началось разделение наук: появилась география и астрономия, эти области были необходимы во время путешествий. По мере развития техники в самостоятельные разделы выделились физика и химия.
К изучению естественных наук применяется принцип философского натурализма: это значит, что законы природы нужно исследовать, не смешивая их с законами человека и исключая действие человеческой воли. Естествознание имеет две основные цели: первая – исследовать и систематизировать данные о мире, а вторая – использовать полученные знания в практических целях для покорения природы.
Существуют базовые естественные науки, которые существуют в качестве самостоятельных областей довольно давно. Это физика, биология, химия, география, астрономия, геология. Но часто сферы их исследований пересекаются, формируя на стыках новые науки – биохимию, геофизику, геохимию, астрофизику и другие.
Физика – одна из важнейших естественных наук, ее современное развитие началось с классической теории гравитации Ньютона. Фарадей, Максвелл и Ом продолжили развитие этой науки, а к XX веку относится революция в области физики, когда стало известно, что ньютоновская механика является ограниченной и несовершенной.
Химия начала развиваться на основе алхимии, ее современная история начинается с 1661 года, когда вышла книга Бойля «Химик-скептик». Биология появилась только в XIX веке, когда наконец было установлено различие между живой и неживой материей. География образовалась во времена поисков новых земель и развития мореплавания, а геология выделилась в отдельную область благодаря Леонардо да Винчи.
Естественные науки передают человечеству совокупность имеющихся знаний о природных процессах и явлениях. Само понятие «естествознание» очень активно развивалось в 17-19 веках, когда ученых, специализирующихся на нем, называли естествоиспытателями. Главное отличие этой группы от гуманитарных или социальных наук заключается в сфере изучения, так как последние основываются на человеческом обществе, а не на природных процессах.
Базовыми науками, относимыми к понятию «естественных», являются физика, химия, биология, астрономия, география и геология, которые с течением времени могли изменяться и объединяться, взаимодействуя друг с другом. Именно таким образом возникли такие дисциплины, как геофизика, почвоведение, автрофизика, климатология, биохимия, метеорология, физическая химия и химическая физика.
Физика и ее классическая теория была сформирована при жизни Исаака Ньютона, а затем получила развитие благодаря трудам Фарадея, Ома и Максвелла. В 20 веке произошла революция данной науки, показавшая несовершенство традиционной теории. Не последнюю роль в этом сыграл и Альберт Эйнштейн, предшествующий настоящему физическому «буму» во время Второй мировой войны. В 40-х годах прошлого века мощным стимулом развития этой науки стало создание атомной бомбы.
Химия стала продолжением более ранней алхимии и началась со знаменитого труда Роберта Бойля «Химик-скептик», изданного в 1661 году. В дальнейшем в рамках этой науки стало активно развиваться так называемое критическое мышление, развившееся во времена Каллена и Блэка. Ну и нельзя обойти своим вниманием определение атомных масс и выдающееся изобретение Дмитрия Менделеева в 1869 году (периодический закон мироздания).
Начало биологии было положено в 1847 году, когда врач в Венгрии предложил своим пациентам мыть руки во избежание распространения микробов. В дальнейшем Луи Пастер развил данное направление, связав процессы гниения и брожения, а также изобретя пастеризацию.
География, постоянно подстегиваемая поисками новых земель, шла рука об руку с картографией, особенно быстро развивающейся в 17-18 веках, когда в результате поисков самого южного материка планеты была открыта Австралия, а Джеймс Кук совершил три кругосветных путешествия. В России эта наука развилась при Екатерине I и Ломоносове, основавшем Географический департамент Академии наук.
Последней, но не по важности, науке положили начало Леонардо да Винчи и Джироламо Фракасторо, которые предположили, что история планеты намного длиннее библейского изложения. Затем, уже в 17-18 веках, сформировалась общая теория Земли, давшая начало научным трудам Роберта Гука, Джона Рея, Джоэнна Вудворда и других геологов.
Ошибочно причисление к числу естественных наук математики, которая вместе с логикой входит в другую группу – формальную и отличается формой методологии. По тем же причинам к естественным не относится информатика, но другая наука – естественная информатика – наоборот, относится.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Сегодня все большее число философов техники придерживаются той, по нашему мнению, единственно верной точки зрения, что технические и естественные науки должны рассматриваться как равноправные научные дисциплины. Каждая техническая наука – это отдельная и относительно автономная дисциплина, обладающая рядом особенностей. Технические науки – часть науки и, хотя они не должны далеко отрываться от технической практики, не совпадают с ней. Техническая наука обслуживает технику, но является прежде всего наукой, т. е. направлена на получение объективного, поддающегося социальной трансляции знания.
Как показал Э. Лейтон, становление технических наук связано с широким движением в XIX веке – приданием инженерному знанию формы, аналогичной науке. Среди результатов этой тенденции было формирование профессиональных обществ, подобных тем, которые существовали в науке, появление исследовательских журналов, создание исследовательских лабораторий и приспособление математической теории и экспериментальных методов науки к нуждам инженерии. Таким образом, инженеры ХХ века заимствовали не просто результаты научных исследований, но также методы и социальные институты научного сообщества. С помощью этих средств они смогли сами генерировать специфические, необходимые для их профессионального сообщества знания. «Современная техника включает учёных, которые „делают“ технику и техников, которые работают как учёные». Их работа (если они работают, например, в университете и не выполняют практических обязанностей) является «чистой» наукой, хотя свои результаты они публикуют в соответствующих технических журналах. «Старая точка зрения, что фундаментальная наука генерирует все знания, которые техник затем применяет, просто не помогает в понимании особенностей современной техники».
Действительно, сегодня никого не удивит тот факт, что «целевые исследования, которые проводятся в промышленных лабораториях исследователями, получившими инженерное образование, приводят к важным научным прорывам или что учёные, работающие в университетах или академических центрах, приходят к важным технологическим открытиям». Поэтому технические науки должны в полной мере рассматриваться как самостоятельные научные дисциплины, наряду с общественными, естественными и математическими науками. Вместе с тем они существенно отличаются от последних по специфике своей связи с техникой.
Технические и естественные науки имеют одну и ту же предметную область инструментально измеримых явлений. Хотя они могут исследовать одни и те же объекты, но проводят исследование этих объектов различным образом.
Технические явления в экспериментальном оборудовании естественных наук играют решающую роль, а большинство физических экспериментов является искусственно созданными ситуациями. Объекты технических наук также представляют собой своеобразный синтез «естественного» и «искусственного». Искусственность объектов технических наук заключается в том, что они являются продуктами сознательной целенаправленной человеческой деятельности. Их естественность обнаруживается прежде всего в том, что все искусственные объекты в конечном итоге создаются из естественного (природного) материала. Естественнонаучные эксперименты являются артефактами, а технические процессы – фактически видоизменёнными природными процессами. Осуществление эксперимента – это деятельность по производству технических эффектов и может быть отчасти квалифицирована как инженерная, т. е. как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы и состояния, однако с целью получения новых научных знаний о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств. Поэтому, указывая на инженерный характер физического эксперимента, не следует при этом упускать из вида тот факт, что и современная инженерная деятельность была в значительной степени видоизменена под влиянием развитого в науке Нового времени мысленного эксперимента. Естественнонаучный эксперимент – это не столько конструирование реальной экспериментальной установки, сколько прежде всего идеализированный эксперимент, оперирование с идеальными объектами и схемами. Так, Галилей был не только изобретателем и страстным пропагандистом использования техники в научном исследовании, но он также переосмыслил и преобразовал техническое действие в физике. Быстрое расширение сферы механических искусств «обеспечило новые контролируемые, почти лабораторные ситуации, в которых он мог одним из первых наблюдать естественные явления... ѕ нелегко различимые в чистом состоянии природы». Цель физики – изолировать теоретически предсказанное явление, чтобы получить его в чистом виде. Вот почему физические науки открыты для применения в инженерии, а технические устройства могут быть использованы для экспериментов в физике.
Технические науки к началу ХХ столетия составили сложную иерархическую систему знаний – от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (например, сопротивление материалов и гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физики, другие (как кинематика механизмов) развивались из непосредственной инженерной практики. И в одном, и в другом случае инженеры заимствовали как теоретические и экспериментальные методы науки, так и многие ценности и институты, связанными с их использованием. К началу ХХ столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются систематическая организация знаний, опора на эксперимент и построение математизированных теорий. В технических науках появились также особые фундаментальные исследования.
Таким образом, естественные и технические науки – равноправные партнёры. Они тесно связаны как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Именно из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия, а также был заимствован самый идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию. В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего и возник новый тип организации теоретического знания. Кроме того, технические науки со своей стороны в значительной степени стимулируют развитие естественных наук, оказывая на них обратное воздействие.
Однако сегодня такой констатации уже недостаточно. Для определения специфики технического знания и технических наук необходимо анализировать их строение. На этой основе может быть затем пересмотрена и углублена и сама классификация наук. Не совсем корректно распространённое утверждение, что основой технических наук является лишь точное естествознание. Это утверждение может быть признано справедливым лишь по отношению к исторически первым техническим наукам. В настоящее время научно-технические дисциплины представляют собой широкий спектр различных дисциплин – от самых абстрактных до весьма специализированных, которые ориентируются на использование знаний не только естественных наук (физики, химии, биологии и т. д.), но и общественных (например, экономики, социологии, психологии и т. п.). Относительно некоторых научно-технических дисциплин вообще трудно сказать, принадлежат ли они к чисто техническим наукам или представляют какое-то новое, более сложное единство науки и техники. Кроме того, некоторые части технических наук могут иметь характер фундаментального, а другие – прикладного исследования. Впрочем, то же справедливо и для естественных наук. Творческие и нетворческие элементы имеют место равно как в естественных, так и в технических науках. Нельзя забывать, что сам процесс практического приложения не является однонаправленным процессом, он реализуется как последовательность итераций и связан с выработкой новых знаний.
Естественно-научные науки
Можно выделить несколько основных групп, которые относятся к естественным наукам:
1. Химические (аналитическая, органическая, неорганическая, квантовая, физколлоидная химия, химия элементоорганических соединений).
2. Биологические (анатомия, физиология, ботаника, зоология, генетика).
3. Физические (физика, физическая химия, физико-математические науки).
4. Науки о Земле (астрономия, астрофизика, космология, астрохимия, космическая биология).
5. Науки о земных оболочках (гидрология, метеорология, минералогия, палеонтология, физическая география, геология).
Здесь представлены только основные естественные науки. Однако следует понимать, что каждая из них имеет свои подразделы, отрасли, побочные и дочерние дисциплины. И если объединить все их в единое целое, то можно получить целый естественный комплекс наук, исчисляемый сотнями единиц.
При этом его можно разделить на три большие группы дисциплин:
• прикладные;
• описательные;
• точные.
Разумеется, ни одна дисциплина не может существовать изолированно от других. Все они находятся в тесном гармоничном взаимодействии друг с другом, формируя единый комплекс. Так, например, знания по биологии были бы невозможны без использования технических средств, сконструированных на основах физики.
При этом превращения внутри живых существ изучить невозможно без знаний по химии, ведь каждый организм - это целая фабрика реакций, происходящих с колоссальной скоростью.
Взаимосвязь естественных наук прослеживалась всегда. Исторически сложилось так, что развитие одной из них влекло за собой интенсивный рост и накопление знаний в другой. Как только стали осваиваться новые земли, открываться острова, участки суши, так сразу получили развитие и зоология, и ботаника. Ведь новые места обитания были заселены (пусть и не все) неизвестными ранее представителями рода человеческого. Таким образом, тесно связались воедино география и биология.
Если говорить об астрономии и смежных с ней дисциплинах, то невозможно не отметить тот факт, что развивались они благодаря научным открытиям в области физики, химии. Конструирование телескопа во многом определило успехи в данной области.
Подобных примеров можно привести массу. Все они иллюстрируют тесную взаимосвязь между всеми естественными дисциплинами, составляющими одну огромную группу. Ниже рассмотрим методы естественных наук.
Прежде чем остановиться на методах исследования, которыми пользуются рассматриваемые науки, следует обозначить объекты их изучения. Ими являются:
Каждый из этих объектов имеет свои особенности, и для их изучения необходимо подбирать тот или иной метод. Среди таковых, как правило, выделяют следующие:
1. Наблюдение - один из самых простых, эффективных и древних способов познать мир.
2. Эксперимент - основа химических наук, большинства биологических и физических дисциплин. Позволяет получить результат и по нему сделать вывод о теоретической основе.
3. Сравнение - данный метод основан на использовании исторически накопленных знаний по тому или иному вопросу и сравнении их с полученными результатами. На основании анализа делается вывод о новшестве, качестве и прочих характеристиках объекта.
4. Анализ. Данный метод может включать в себя математическое моделирование, систематику, обобщение, результативность. Чаще всего является итоговым после ряда других исследований.
5. Измерение - используется для оценки параметров конкретных объектов живой и неживой природы.
Также существуют самые последние, современные методы исследований, которые применяются в физике, химии, медицине, биохимии и генной инженерии, генетике и прочих важных науках. Это:
• электронная и лазерная микроскопия;
• центрифугирование;
• биохимический анализ;
• рентгено-структурный анализ;
• спектрометрия;
• хроматография и прочие.
Конечно, это далеко не полный список. Существует множество самых различных приспособлений для работы в каждой области научного знания. Ко всему необходим индивидуальный подход, а значит, формируется свой комплекс методик, подбирается аппаратура и оборудование.
Основные проблемы естественных наук на современном этапе развития - это поиск новой информации, накопление теоретической базы знаний в более углубленном, насыщенном формате. До начала XX века главной проблемой рассматриваемых дисциплин было противостояние гуманитарным отраслям.
Однако сегодня данное препятствие уже не актуально, поскольку человечество осознало важность междисциплинарной интеграции в овладевании знаниями о человеке, природе, космосе и прочих вещах.
Теперь перед дисциплинами естественнонаучного цикла стоит иная задача: как сохранить природу и оградить ее от воздействия самого человека и его хозяйственной деятельности?
И проблемы здесь самые злободневные:
• кислотные дожди;
• парниковый эффект;
• разрушение озонового слоя;
• исчезновение видов растений и животных;
• загрязнение атмосферы и прочие.
В большинстве случаев в ответ на вопрос "Что такое естественные науки?" в голову приходит сразу одно слово - биология. Такое мнение у большинства людей, не связанных с наукой. И это совершенно верное мнение. Ведь что, как не биология, напрямую и очень тесно связывает между собой природу и человека?
Все дисциплины, составляющие данную науку, нацелены на изучение живых систем, их взаимодействия между собой и с окружающей средой. Поэтому вполне нормально, что именно биологию считают основоположницей естественных наук.
Кроме того, она является еще и одной из самых древних. Ведь интерес людей к себе, своему телу, окружающим растениям и животным зародился вместе с человеком. С этой же дисциплиной тесно связаны генетика, медицина, ботаника, зоология, анатомия. Все эти отрасли составляют биологию в целом. Они же дают нам полное представление и о природе, и о человеке, и обо всех живых системах и организмах.
Эти основополагающие в развитии знаний о телах, веществах и природных явлениях науки являются не менее древними, чем биология. Они также развивались вместе с развитием человека, становлением его в социальной среде. Основными задачами данных наук является изучение всех тел неживой и живой природы с точки зрения протекающих в них процессов, их связи с окружающей средой.
Так, физика рассматривает природные явления, механизмы и причины их возникновения. Химия же базируется на знании веществ и их взаимопревращений друг в друга.
Вот что такое естественные науки.
И напоследок перечислим дисциплины, позволяющие узнать больше о нашем доме, имя которому - Земля. К таковым можно отнести:
Всего насчитывается около 35 различных дисциплин. Все вместе они изучают нашу планету, ее строение, свойства и особенности, что так необходимо для жизни людей и развития хозяйства.
Естественные социальные науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука – это:
- социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.);
- отрасль духовного производства (НИОКР);
- особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Мы знаем, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.
В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.
Образование как способ передачи знаний и опыта.
Образование – процесс обучения и воспитания человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
«Формальный образ» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы и др.) осуществляющие процесс обучения. «Неформальное образование», под этим термином понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей средой (друзьями), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоение информации из газет, радио и т.д.
Естествознание - это совокупность наук о природе, взятых в их взаимосвязи. Однако данное определение не отражает в полной мере сущности естествознания, поскольку природа выступает как единое целое. Это единство не раскрывается ни одной частной наукой, ни всей их совокупностью. Множество специальных естественнонаучных дисциплин своим содержанием не исчерпывает всего, что мы подразумеваем под природой: природа глубже и богаче всех имеющихся теорий.
Понятие природы трактуется по-разному. В самом широком смысле под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной. Наиболее употребительно толкование понятия «природа» как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В данной трактовке характеризуются место и роль природы в системе исторически меняющегося отношения к ней человека и общества. В более узком смысле под природой понимают объект науки, а точнее - совокупный объект естествознания.
Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; развитие экологии привело к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.
Задача ученого состоит в том, чтобы выявить эти факты, обобщить их и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Например, явление тяготения - конкретный факт, установленный посредством опыта; закон всемирного тяготения - вариант объяснения данного явления. При этом эмпирические факты и обобщения, будучи установленными, сохраняют свое первоначальное значение. Законы могут быть изменены в ходе развития науки. Так, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.
Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это означает, что истиной в науке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории.
Как уже сказано ранее, природа - материя и формы ее движения. На данный момент естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Оно включает в себя такие науки, как биология, физика, химия, астрономия, география, экология и другие. Каждая естественная наука изучает свой вид материи. Следовательно, естественные науки различаются предметом своего изучения. Например, предметом изучения биологии являются живые организмы, химии - вещества и их превращения. Астрономия изучает небесные тела, география - особую географическую оболочку Земли, экология - взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Физика (в переводе с греческого - "природа") изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. Вследствие этой общности физика и ее законы лежат в основе всего естествознания.
Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания. Так, в состав биологии входят ботаника, зоология, микробиология, генетика, цитология и другие науки. При этом предметом изучения ботаники являются растения, зоологии - животные, микробиологии - микроорганизмы.
Химия также подразделяется на ряд более узких наук: органическая химия, неорганическая химия, аналитическая химия, физическая химия, аналитическая химия, химия полимеров стали в значительной степени самостоятельными науками. На законах химии базируются такие технические науки, как химическая технология, металлургия.
География включает в себя систему естественных (физико-географических) наук - геология, геоморфология, климатология, физическая география, землеведение; и общественных (экономико-географических и социально-географических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты.
Дифференциация наук привела к выделению еще более мелких областей научного знания. К примеру, биологическая наука зоология включает в себя орнитологию, энтомологию, герпетологию, этологию, ихтиологию и так далее. Орнитология - наука, изучающая птиц, энтомология - насекомых, герпетология - пресмыкающихся, этология - наука о поведении животных, ихтиология изучает рыб.
В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк.
Поэтому естественные науки разделили на две:
1) отраслевые естественные науки, или отраслевое естествознание;
2) системные естественные науки, или системное естествознание.
Существует три главные отраслевые естественные науки: физика, изучающая неживую природу; биология, изучающая живую природу; и химия, изучающая как неживую природу (неорганическая химия), так и живую природу (биоорганическая химия), а также переходные состояния вещества (органическая химия). Поэтому химия занимает промежуточное положение между физикой и биологией.
К системным естественнонаучным дисциплинам относятся космология (синтезирующая все знания о Вселенной, включая Солнечную систему), науки о Земле (особенно география) и науки о микромире.
Медицина изучает человека как отдельный организм, составную часть природы. Цель этой высоко значимой науки, постоянно находящейся в развитии, исследование процесса зарождения жизни, борьба с заболеваниями и повышение качества жизни человечества.
Кроме медицины, в рамках естествознания формируется еще одна отрасль исследования, претендующая на объединение всех знаний для обеспечения выживания и развития человечества. Это экология. В настоящее время экология и медицина рассматриваются как наиболее перспективные отрасли естествознания, определяющие приоритеты развития науки в XXI веке.
От общественных и технических наук естествознание отличается по предмету, целям и методологии исследования. При этом естествознание рассматривается как эталон научной объективности, поскольку эта область знания раскрывает общезначимые истины, принимаемые всеми людьми. К примеру, другой крупный комплекс наук - обществознание - всегда был связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществознания наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему. Естествознание имеет существенные методологические отличия и от технических наук, обусловленные тем, что целью естествознания является познание природы, а целью технических наук - решение практических вопросов, связанных с преобразованием мира.
Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками на современном уровне их развития нельзя, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических - бионика. Комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология.
Исходя из того, какие научные дисциплины включает в себя естествознание, можно сделать вывод о том, что оно занимает ведущую роль во всей системе наук. Доказательством тому служат открытия в физике: общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами Э.Резерфорда, работы по квантовой механике Н.Бора, открытие принципа неопределенности В.Гейзенбергом. Эти научные достижения, определяющие саму природу материи окружающего мира, обозначают базис всего существующего и показывают, что человеческое сознание изначально вплетено в систему объективных связей вещей и явлений. Один из принципов новой научной парадигмы утверждает, что мир устроен таким образом, что появление в нем человека является закономерным. Естественные науки, в отличие от гуманитарных, раскрывают мир с объективной точки зрения, вне человеческой деятельности. Тем более рассматривают человека как частицу той же материи, природы.
Проблемы естественных наук
В современных условиях возникла необходимость методологической переориентации научного познания. Новая методологическая основа знаний должна включать человеческий фактор в число установок познания, что требует усиления внимания к проблемам взаимодействия естественных и гуманитарных наук как основы формирования адекватной современному миру научно-мировоззренческой концепции и позитивной стратегии построения целостной и гармоничной цивилизации.
Использование гуманитарных методов познания наряду с естественнонаучными должно обеспечить формирование целостной структуры ценностно-смысловых установок, сквозь которые происходит осознание быстро меняющегося мира и места человека в нём; развитие ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения её внутреннего человеческого смысла, понимания её положительных последствий; развитие таких интеллектуально-личностных качеств, как открытость новому, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности.
Естественные науки – науки, главной задачей которых является объяснение явлений природы, знание основных законов природы и их рациональное использование благоприятно влияет на развитие современного общества (биология, геология, география, физика, астрономия, химия, математика и т.д.).
Гуманитарные науки – науки, относящиеся к человеческому обществу, к человеку и его культуре (история, филология и т.д.).
Таким образом, обобщив эти два определения, можно сказать, что естественные науки – науки о жизни, о природе, о живых организмах. Одним из этих живых организмов является человек. Для того чтобы человек полноценно жил и развивался, ему нужны не только солнце, воздух и вода, но и общество других людей. В обществе человек социализируется, то есть воспитывается, превращается в полноправного члена общества. Ведь воспитание – это передача накопленного опыта из поколения в поколение. Человек учится говорить, подражая своим родителям, перенимает основные навыки, позволяющие ему развиваться и жить. Впоследствии в процесс воспитания человека включаются школа (учителя, сверстники), высшие учебные заведения. Когда человек, окончив учёбу, поступает на работу, он снова оказывается под влиянием коллектива других людей (начальник, сослуживцы). Из всего этого можно сделать следующий вывод: естественные и гуманитарные науки взаимосвязаны и их главным связующим звеном является человек, для полноценной жизни которого одинаково важны как природа, так и общество (жизнь в обществе).
Как и все другие науки, естественные и гуманитарные науки прошли большой путь развития. И пройти этот путь, не испытывая трудностей и проблем, конечно же невозможно. Поэтому у каждой из этих категорий наук есть свои актуальные проблемы.
Для естественных наук, на наш взгляд, главной и по сей день актуальной проблемой является проблема взаимодействия природы и человека. Современный человек всё дальше уходит от своих истоков и всё меньше времени проводит в общении с природой. Цивилизация и современные процессы глобализации отнимают то, что всегда было присуще нашим предкам: движение, активный образ жизни, физическое и духовное здоровье. Особенно актуальна эта проблема для подрастающего поколения. Современная молодёжь прекрасно владеет компьютером, но не может разжечь костёр, способна разобраться со сложной техникой, но не в состоянии выйти из леса даже при наличии компаса и карты. Поэтому сейчас детей и подростков необходимо привлекать к общению с природой. Это могут быть туристические походы, занятия спортом на свежем воздухе или же простые прогулки на природе. Посредством этого можно улучшить своё здоровье, сменить обстановку, а главное получить психологическую разгрузку. Ведь, как известно, одним из факторов, негативно влияющим на человека в повседневной жизни, является постоянный стресс. Мы считаем, что проблеме взаимодействия природы и человека нужно уделять всё больше и больше внимания. Потому что альтернативой чистоты природы в современной жизни являются только город и его улицы, которые мало способствуют общему развитию детей и подростков. Это – комплексная проблема и её решение – задача таких естественных наук, как биология, экология, валеология, география и т.д. Также природа и свежий воздух – это отличная профилактика различных форм болезней и пропаганда здорового образа жизни.
Как и естественные, гуманитарные науки имеют свои острые проблемы, которые не теряют своей актуальности. И одна из таких проблем – проблема нравственного развития человека, основным элементом которого является патриотическое воспитание человека.
Патриотизм – стержневое качество человека. Сюда относится такое важное, на наш взгляд, качество, как любовь к Родине. Это качество сближает ценностные ориентации старшего и младшего поколений, что позволяет сохранить историю государства и внести что-то новое и актуальное в общественную жизнь. Тем самым происходит прогресс в развитии общества и государства.
Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Многие педагоги считают необходимым так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны. Воспитание активной, деятельной любви к Отчизне, приобретение опыта патриотического поведения легче всего происходят в процессе постепенного приобщения человека к делам Родины. Не так трудно воспитать человека, который способен искренне восхищаться окружающими пейзажами, сочностью родной речи, широтой народной души, самобытностью национального искусства, современными достижениями науки, техники, спорта, потому что это и впрямь достойно восхищения.
Любование родным естественно. Но Родине нужны не умилённые созерцатели, а хозяева, строители, защитники. Хозяйское отношение к действительности – первый признак истинно гражданского характера. Истинного патриота надо воспитывать. «Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - завещал А.С. Макаренко.
При «обывательском» мышлении человек, воспринимая действительность, ведёт отсчёт от себя. Он признаёт факты тем более значимыми, чем ближе они его касаются, и тем менее значительными, чем дальше они от его непосредственных целей и задач. И оценивает он их, прежде всего с точки зрения последствий для себя, для своей семьи.
Человек, мыслящий патриотически, обсуждает для себя любой вопрос в обратном порядке. Его первая мысль: как отразится событие на общем деле, принесёт ли оно пользу Родине? И если он решает «да», то это и определяет его оценку независимо от тех затруднений, которые сулит событие ему лично.
Человек изучает историю страны и начинает ощущать себя наследником героического прошлого. Человек прикасается к искусству. С понятием Родины соединяются имена её поэтов и музыкантов, архитекторов и художников. Чем больше он узнаёт, тем больше для чувства любви к Родине он получает. Истинный гражданин и патриот испытывает потребность вмешиваться в жизнь и переустраивать её в соответствии со своими идеалами. Он должен уметь видеть зло и бороться с ним. Патриотическое мышление в соединении с активной жизненной позицией – это результат, к которому должна стремиться деятельность общественных организаций по вопросам патриотического воспитания человека.
Зачатки патриотического воспитания любого человека формируются в семье. У ребёнка можно сформировать эмоциональное отношение к родной стране. Таким образом, у него формируется представление о родной стране, уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу), воспитывается чувство гордости за успехи людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории.
Чтобы пробудить у детей патриотические чувства, их знакомят с достопримечательностями своего города и края; посещают с ними музеи, выставки, памятники; рассказывают им о труде людей. «Овейте душу ребёнка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нём самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях – людях и героях – народах, побольше поэзии и музыки…», - говорил Блонский. Воспитание патриотических чувств начинается с пробуждения в юном человеке способности восхищаться красотой гражданского подвига.
Но воздействие на чувства юного человека – это лишь часть, хотя и очень важная, большого и длительного процесса формирования патриотизма. Одно дело – слушать рассказы отцов, читать книги о героях. Другое - самому прикоснуться к их жизни. Поднять горсть земли, и, рассматривая её, заметить: до сих пор ржавая, потому что каждая её пора пропитана металлической пылью, и время не подвластно эту пыль уничтожить. Или, встретив на своём пути братскую могилу, остановиться и помолчать. Так с малых лет приходит к человеку понимание своего гражданского долга, рождается желание беречь и охранять землю, готовность в любой момент встать на её защиту. «Чувство любви к Отечеству – благородное и возвышенное чувство», - говорил Белинский. И это чувство нужно развивать в человеке. Помогает этому работа общественных организаций, направленная на развитие социально полезных качеств человеческой личности.
Создание общественно – политических организаций и движений является реальным показателем процесса становления гражданского общества. В Республике Казахстан созданы и зарегистрированы свыше четырёхсот общественно – политических организаций, объединений и движений. Также действуют такие общественные организации, как союз молодёжи, научные ассоциации, культурные фонды, женские организации, советы ветеранов войны и т.д. Все они привлечены к общественно – политической жизни республики и вносят серьёзный вклад в жизнь общества.
Одним из основных направлений деятельности общественных организаций является осуществление патриотического воспитания молодёжи, благодаря чему молодое поколение становится достойными гражданами своего государства.
Следует заметить, что общественником человека не воспитать, если не включить его в общественную работу, в систему коллективных дел и коллективной ответственности. Именно общественные организации являются прекрасной школой политической закалки, идейного и нравственного становления личности. Сформировать сознательное отношение к общественному долгу, выработать активную жизненную позицию – в этом одна из важнейших задач общественных организаций.
Однако при этом следует отметить, что включение человека в активную общественную работу ставит перед ним известные трудности. Во-первых, необходимо значительно больше времени. Во-вторых, на человека ложится весьма серьёзная ответственность за дела в коллективе, за поступки не только свои, но и других людей. И, в-третьих, то и дело возникают ситуации, в которых требуется проявить характер, уметь настоять на своём. И, потерпев поражение, не упасть духом, не разочароваться, суметь разобраться в причинах, критично всё оценить и идти дальше, сохранив чистый и ясный взгляд на жизнь. Такое не всегда по силам даже взрослому, умудрённому житейским опытом человеку.
Молодёжь учится жить в коллективе, накапливает опыт общения. Молодые люди не только самоутверждаются, но и ищут взаимопонимания. Но цель общественного воспитания – не просто общение, а совместная коллективная деятельность, формирующая личность. «Человек, - писал А.С. Макаренко, - только тогда становится гражданином, когда он попадает в борющийся, действующий и движущийся вперёд коллектив».
Зрелость, несомненно, понятие не столько возрастное, сколько социальное. Умение взрослого объединяться с другими людьми для совместной работы в значительной мере зависит от воспитания у него этого свойства в детские, школьные годы. Не случайно, что предрасположенность школьника к деятельности в общественных организациях обуславливается, прежде всего, особенностями и формами обучения, которые ему нравятся.
Общественные организации не сразу становятся организациями в полном смысле этого слова. Нужна общая задача, совместная деятельность по её решению, необходима атмосфера взаимопонимания и взаимоподдержки, отчётливо видные всем перспективы дальнейшего движения. Словом, требуется серьёзная вдумчивая работа над созданием единого, сплочённого, борющегося, движущегося коллектива, из которого бы не «выпал» ни один человек. Наличие «робинзонов» - первый признак неблагополучия, сигнал к тому, что необходима немедленная помощь.
При описании основных проблем гуманитарных наук также следует упомянуть о такой значительной проблеме как духовное развитие человека.
Согласно нашему мнению, общение – компонент, благодаря которому человек живёт и взаимодействует в обществе. При помощи общения человек передаёт и получает необходимую информацию. Общение – это один из составных элементов выражения чувств человека (эмпатия, любовь, негодование, грусть, восхищение). То есть общение – духовная потребность человека. А так называемым «целителем» души является литература. Она учит человека выражать свои чувства, приводит в порядок душу. В основе изучения литературы лежит чтение. Люди читают книги, преследуя разные цели. Одни читают книги для того, чтобы забыться, погрузиться в мир фантазий. Другие читают, чтобы понять жизнь, найти ответы на интересующие их вопросы или даже найти смысл жизни. И вот именно здесь, на наш взгляд, кроется одна из актуальных на данный момент проблем современной молодёжи. Раньше молодое поколение уделяло больше внимания чтению книг. С появлением телевизора и компьютера количество детей и подростков, проводящих свой досуг за чтением литературы, значительно снизилось. Подтверждением этому может служить следующий факт. Учащимся шестого класса средней школы было дано задание написать сочинение на тему «Моя мечта». Результаты шокировали: более половины класса не смогли раскрыть свою мысль и к тому же допустили множество грамматических ошибок.
Также, наблюдая за учащимися во время урока литературы, было обнаружено, что у многих учащихся плохая техника чтения: они запинаются на каждом слове, читают по слогам, или же читают, не соблюдая знаков препинания (без выражения). Помимо этого, существует ещё много подтверждений этой проблемы. Многие учащиеся для того, чтобы, например, написать реферат, не стараются найти нужный материал в книгах. Они предпочитают «скачать» весь реферат из Интернета.
Мы считаем, что этой проблеме необходимо уделить особое внимание. Нужно проводить литературные вечера, разнообразить уроки литературы (проводить их в форме игры и т.д.). Литература воспитывает не потому, что из литературного произведения можно извлечь какую-нибудь мораль, а потому, что она способствует формированию мировоззрения, формированию собственной точки зрения.
В заключении хочется выразить надежду на то, что все проблемы, которые существуют на данный момент в области естественных и гуманитарных наук, можно с успехом решить. Это позволит улучшить жизнь человека и обогатить его духовный мир, а также по-новому взглянуть на развитие современной науки и в полном объёме оценить, что уже достигнуто, а чего нужно достичь.
Естественные и точные науки
К точным наукам относится математика, от начала и до конца выдуманная человеком и основанная на полностью абстрактных понятиях. Что такое число 1? В природе его нет. Есть предметы, к которым относится это понятие, например, один кирпич или один стул. Что общего между кирпичом и стулом, где в них число 1? Числа придуманы человеком для облегчения познания объективной части реальности и не существуют нигде, кроме его разума. Другими словами, числа не существуют в материальном мире объективной части реальности. Очень распространённое заблуждение состоит в том, что математика объективна для материального мира, что она каким-то образом существует в этом самом материальном мире. Это не так. Чисел нет в природе, они не являются свойством материальных тел. Числа (и вся математика в целом) служит инструментом, придуманным человеком для познания материального мира объективной реальности. Математика является примером интерсубъективности, но, тем не менее, имеет субъективную природу своего существования.
Математика очень мощный инструмент. В ней существуют десятки направлений, каждое из которых имеет просто бесценное значение для познания Реальности. Возьмём, например, теорию вероятности. Подбросим монетку, что выпадет, орёл или решка? Никто не знает, и математика в том числе, так как это случайное равновероятное событие. Но подбросим монетку миллион раз, и тогда математик может сказать, что с большой вероятностью (почти наверняка) орлов будет от 300000 до 600000. Конечно, это не точное значение, но примечателен тот факт, что казавшееся ранее абсолютно случайным событие приобретает вполне вычисляемый результат. А если бросить бесконечное количество раз, тогда ровно половина будет орлов и половина решек. Результат предсказуем. Так как же сочетается предсказуемость и случайность? А вот это и позволяет познать теория вероятности. И прежде чем говорить о боге, о предопределённости, о судьбе, о других вещах подобного рода, нужно сначала изучить теорию вероятности и посмотреть, может быть это не судьба, а обычная сложная математика.
Естественные науки занимаются тем, что пытаются познать материальный мир, применяя для этого математический аппарат. Причем делают это просто великолепно, например, я набираю этот текст на очень мощном компьютере, который без науки просто не мог бы существовать. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Если бы математика так же хорошо описывала весь материальный мир, как это получается при простом пересчёте пальцев на руках, тогда бы в естественных науках просто не было бы необходимости. Применение математического инструмента связано с большими сложностями корреляции результатов вычислений и научных экспериментов. Для этого вводятся различные коэффициенты, применяются численные и вероятностные методы. Существует большой раздел прикладной математики. Так что сама по себе математика не может точно описать реальный материальный мир даже количественно, только в пределах погрешностей, часто даже не выводимых математически. А про описание сути объектов и явлений, не может быть и речи.
Методы естественных наук
Естествознание использует как общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, логический метод, исторический метод, аналогия, моделирование, классификация), так и конкретно-научные методы, присущие конкретным наукам (спектроскопия, метод меченых атомов, кристаллография и т.п.). Научные методы, по соотношению эмпирического и теоретического подразделяются на методы эмпирического (опытного) исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение, теоретические методы (идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод), а также смешанные методы.
Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».
Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования.
Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер.
Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением.
Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках.
Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), и идеальными (абстрактными).
Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.
Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного.
Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности.
Развитие естественной науки
Развитие производства, торговли, международных отношений, исследование и освоение новых географических районов ввели в научный оборот множество новых фактических сведений. Они позволили восполнить ранее существовавшие пробелы в картине природы, включить те "недостающие звенья", которые подтверждали наличие всесторонних связей природных явлений во времени и пространстве. Стремительно возрастала роль математики как фундаментальной науки, ее достижения применялись в решении практических задач, выдвигавшихся естествознанием и техникой.
Важным достижением математической науки стало открытие и введение в употребление геометрической интерпретации комплексных чисел. Основные заслуги в этой области принадлежат норвежцу, работавшему в Дании, - Касперу Весселю, который был также одним из основоположников векторного исчисления, французскому математику Ж. Арганду и другим ученым.
Возникшая еще в середине XVIII века теория вероятности получает в конце XVIII - начале XIX в. дальнейшее развитие в трудах французских ученых П.С. Ланласа, А.М. Лежандра, С. Пуассона и немецкого ученого К.Ф. Гаусса.
Последующий период развития теории вероятности и ее приложения к решению практических задач связан с именами российских математиков - М.В. Остроградского, В.Я. Буняковского, ПЛ. Чебышева.
Великий русский математик Н.И. Лобачевский произвел подлинную революцию в математической науке, выдвинув и развив систему неэвклидовой геометрии, в основу которой положена аксиома, утверждающая, что на плоскости через точку, лежащую вне данной прямой, можно провести несколько прямых, не пересекающих эту прямую.
Развитие науки и техники помогло создать телескопы огромной мощности, которые позволили изучать движение небесных тел с применением наиболее совершенных математических методов. Замечательных успехов в астрономических наблюдениях добились отец и сын У. Гершель и Д. Гершель, работавшие в Англии. Широкую известность получили труды и практические работы Парсонса (Англия), У. Леверье (Франция), В.Я. Струве (Россия) и других ученых.
К последним десятилетиям XVIII в. - первой четверти XIX в. относится возникновение прикладной или, как тогда говорили, "практической" механики, изучающей работу машин, механизмов и инженерных сооружений и разрабатывающей методы их рассчета. Еще в конце XVIII века во Франции зародилась самостоятельная теория механизмов. Вышла в свет работа Ш.О. Кулона "Теория простых машин". Большую роль в развитии механики сыграла открытая в Париже Политехническая школа. Много сделали для становления теоретической и прикладной механики А. Навье, Т. Юнг, ГЛаме и другие ученые.
Впечатляющими были достижения физиков. Один из основоположников термодинамики - французский ученый Сади Карно исследовал вопрос о получении движения из тепла и о возможности получения "движущей силы" (полезной работы) при переходе тепла от более нагретого тела к менее нагретому. Представление о теплоте как о движении молекул разрабатывал английский ученый У. Томсон. Установление механического эквивалента теплоты является заслугой Джу Цжоуля, У. Грова (Англия), Л. Кольдиига (Дания), Г. Гельмгольца (Германия). Немецкий ученый Ю.Р. Майер не ограничился исследованием о превращении механического движения в теплоту. Он обосновал и доказал экспериментально более общий закон сохранения и превращения энергии ("силы"), открытый впервые в общей форме М.В. Ломоносовым. Г. Гельмгольц дал математическое выражение закона сохранения и превращения энергии. Было установлено, что все виды энергии механическая, тепловая, электрическая - переходят друг в друга.
Серьезные успехи в учении об электричестве были связаны прежде всего с практическим использованием электромагнитных явлений.
На рубеже XVIII-XIX вв. итальянский физик А. Волыпа дал правильное истолкование предшествующих опытов Л. Гальвани и создал "гальваническую батарею". Этого рода батареи долго служили единственным источником электрического тока. Продолжив опыты Гальвани Вольта, русский ученый В.В. Петров построил электрическую батарею значительного по тому времени размера и произвел ряд важных исследований возможности применения злектричества в различных областях производства и быта. В "частности, он обнаружил явление электрической Дуги.
Один из крупнейших английских ученых М. Фарадей открыл и описал явление электромагнитной индукции, заметив, что если замкнутый проводник при своем перемещении пересекает магнитные силовые линии, то в нем возбуждается электрический ток.
Для практической электротехники большое значение имело установление количественных соотношений между величинами сопротивления электрической цепи, электродвижущей силы и силы тока, сделанное немецким физиком Г. Омом в середине 20-х годов XIX века "закон Ома").
В рассматриваемый период больших успехов достигло развитие химии, теоретической и практической. Трудно найти другую отрасль знания, где взаимосвязь и взаимообогащение теории и практики проявилось бы с такой яркостью, как в химии, совершавшей в прошлом веке поистине триумфальное шествие.
Новые идеи окончательно восторжествовали в трудах А.Л. Лавуазье, а также Г. Монжа, КЛ. Бертолле, А.Ф. Фуркруа, Л.Б. Гитона-Морво и других ученых и соратников Лавуазье. Французские ученые разработали новую химическую номенклатуру, впервые ввели такие термины, как "кислород", "водород". Итальянский химик А. Авогадро высказал мысль, что в равных объемах газов содержится одинаковое число молекул. Ампер настоятельно рекомендовал различать молекулы и атомы вещества.
Крупнейшим событием в истории химии явилось открытие периодического закона химических элементов, сделанное гениальным русским химиком Д.И. Менделеевым. Открытие Менделеева оказало огромное влияние на всё последующее развитие химии и физики. Периодическая система установила взаимосвязь между всеми элементами и открыла широкие возможности для более глубокого познания окружающего мира.
Важные открытия были сделаны в области медицины, микробиологии, генетики. Левенгук создал микроскоп, была разработана система прививок против оспы (Дженнер).Ч. Дарвин обосновал теорию происхождения животных и растений. В своем знаменитом труде "Происхождение видов" (1859) он доказал, что в природе происходит естественный отбор, когда в условиях борьбы за существование выживают наиболее приспособленные особи, а их наиболее полезные признаки передаются по наследству.
Луи Постер и его ученики много сделали для установления причин инфекционных заболеваний, перед которыми на протяжении веков оставались бессильными врачебная наука и практика. Позднее Л. Ластер дал научное истолкование иммунитета и разработал метод предохранительных прививок.
Развитие естественных наук в конце XVIII - начале XIX в. существенно повлияло на развитие производства и общества в целом.
Основными завоеваниями творческого опыта литературы и искусства к X VIII - XIX вв. явились прежде всего широта и правдивость изображения общественной панорамы, глубина психологического анализа, раскрытие внутренних противоречий в психологии и взаимоотношениях людей, поиск смысла жизни и предназначения человека. Общая картина развития литературы и искусства в этот период чрезвычайно многообразна и сложна. Наряду с общими чертами литература и искусство каждой страны имели свои отличительные особенности, которые определялись характером социально-политических условий и общественных отношений в истории каждого народа. У каждой нации была своя политическая судьба, свой жизненный уклад, свой образ мышления.
Система естественных наук
Наука – это сфера деятельности человека, которая направлена на теоретическую систематизацию знаний о действительности, носящих объективный характер.
Основой любой науки является сбор фактов, их обработка, систематизация, а также критический анализ, который позволяет построить причинно-следственную связь.
Гипотезы и теории, которые подтверждаются фактами ил опытами, формулируются в виде законов общества либо же законов природы.
Научные знания представляют собой систему знаний о законах общества, природы, мышления. Именно научные знания отражают законы развития мира и составляют его научную картину.
Научные знания возникают в результате постижения человеческой деятельности и окружающей действительности. Научные знания обладают различными видами достоверности.
По своему предмету изучению наука не является однородной, она образовывает множество отдельных систем наук. В период античности все научные знания были объединены философией - то есть существовала единая научная система.
Со временем от философии отделилась математика, медицина и астрология. В эпоху Возрождения отдельными системами наук стали химия и физика.
В конце 19 века статус самостоятельных научных знаний приобрела социология, психология и биология.
Условно все науки, согласно их предмету изучения, можно разделить на три больших системы:
- общественные науки (социология, история, религиеведенье, обществознание);
- технические науки (агрономия, механика, строительство и архитектура);
- естественные науки (биология, химия, физика).
Естественные науки – это система наук, которые изучают влияние внешних природных явлений на жизнедеятельность человека. Основой естественных наук является соотношение законов природы с законами, которые вывел человек в ходе своей деятельности.
В основе всех естественных наук лежит естествознание – наука, которая непосредственно изучает природные явления. Наиболее значимый вклад в развитие естественных наук сделали такие великие ученые как Исаак Ньютон, Блез Паскаль и Михаил Ломоносов.
Общественные науки – это система наук, главным предметом изучения которых является изучение закономерностей функционирования общества, а также основных его составляющих. Проблемы общества интересовали человечество еще в период античности.
Именно тогда начали впервые поднимать вопросы о том, какова роль индивида в общественной жизни, каким должно быть государство, что нужно для того, чтобы создать общество всеобщего благоденствия.
Основоположниками современных общественных наук являются Руссо, Локк и Гоббс. Именно они впервые сформулировали философскую основу развития общественности.
В современной науке выделяются два основных метода исследования: теоретический и эмпирический. Эмпирический метод исследования представляет собой накопление фактов, наблюдение явление и поиск логической связи между фактом и явлением.
Теоретический метод исследования – это философское осмысление данных, полученных в результате эмпирических исследований.
Связь естественных наук
Одной из закономерностей развития естествознания является взаимодействие естественных наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания. Наука, таким образом, единое целое.
Главными путями взаимодействия являются следующие:
• изучение одного предмета одновременно несколькими науками (например, изучение человека);
• использование одной наукой знаний, полученных другими науками, например, достижения физики тесно связаны с развитием астрономии, химии, минералогии, математики и используют знания, полученные этими науками;
• использование методов одной науки для изучения объектов и процессов другой. Чисто физический метод – метод «меченых атомов» – широко применяется в биологии, ботанике, медицине и т. д. Электронный микроскоп используется не только в физике: он необходим и для изучения вирусов. Явление парамагнитного резонанса находит применение во многих отраслях науки. Во многих живых объектах природой заложены чисто физические инструментарии, например, гремучая змея имеет орган, способный воспринимать инфракрасное излучение и улавливать изменения температуры на тысячную долю градуса; у летучей мыши есть ультразвуковой локатор, позволяющий ей ориентироваться в пространстве и не натыкаться на стены пещер, где она обычно обитает и т.д.;
• взаимодействие через технику и производство, осуществляемое там, где используются данные нескольких наук, например, в приборостроении, кораблестроении, космосе, автоматизации, военной промышленности и т.д.;
• взаимодействие через изучение общих свойств различных видов материи, ярким примером чему служит кибернетика – наука об управлении в сложных динамических системах любой природы (технических, биологических, экономических, социальных, административных и т. п.), использующих обратную связь. Процесс управления в них осуществляется в соответствии с поставленной задачей и происходит до тех пор, пока цель управления не окажется достигнутой.
В процессе развития человеческого познания наука все больше дифференцируется на отдельные отрасли, изучающие частные вопросы многогранной действительности. С другой стороны, наука вырабатывает единую картину мира, отражающую общие закономерности его развития, что приводит к более широкому синтезу наук, т.е. все более углубленному познанию природы. Единство мира лежит в основе единства наук, к которому в конечном счете направлено развитие знания на каждом отдельном витке человеческого познания. Путь к единству наук лежит через интеграцию ее отдельных отраслей, что предполагает интеграцию различных теорий и методов исследования. Таким образом, в процессе развития современных наук процессы дифференциации переплетаются с процессами интеграции наук: физика подразделяется на механику, а та, в свою очередь, на кинематику, динамику и статику; молекулярную, атомную, ядерную физику, термодинамику, электричество, магнетизм, оптику и т.д.; медицинские институты готовят врачей самых разных специальностей: терапевтов, хирургов, психиатров, кардиологов, окулистов, урологов и т.д. – спектр специализаций очень широк, но любой выпускник медицинского института – врач.
Дифференциация научного знания на отдельные области побуждает выявлять необходимые связи между ними. Возникает много пограничных наук, например, на границе между физикой и химией возникли новые отрасли науки: физхимия и химфизика (в Москве при Российской академии наук (РАН) есть институты физической химии и химической физики); на границе между биологией и химией – биохимия; биологией и физикой – биофизика. В силу единства науки интеграция принципов в одной из ее областей обязательно связана с интеграцией в другой. Обобщая вышесказанное, можно констатировать тот факт, что дифференциация и интеграция естествознания – процесс незавершенный, открытый. Естествознание не является замкнутой системой, и вопрос о сущности естествознания с каждым новым открытием становится яснее.
Согласно общей теории систем (ОТС), важнейшим свойством систем со сложной структурой является их иерархичность (от греческого hierarchia – лестница соподчинения), характеризующаяся наличием субординации или соподчинения её подсистем или структурных уровней. Иерархичность есть и в естественных науках. Впервые на неё указал французский физик Андре Ампер (1775-1836), который пытался найти принцип естественной классификации всех известных в его время естественных наук. Физику он поместил на первое место как науку более фундаментальную.
Идеи о субординации естественных наук широко обсуждаются и сегодня. При этом выделяют два направления в науке: редукционизм (от латинского reduction – возвращение), согласно которому всё «высшее» сводится к более простому – «низшему», т.е. все биологические явления к химическим, а химические – к физическим, и интегратизм (всё наоборот).
Различие между редукционизмом и интегратизмом заключается лишь в направлении движения мысли учёного. Кроме того иерархия основных естественных наук имеет циклически замкнутый характер. Цикличность – это свойство, присущее самой Природе. Приведём примеры: круговорот веществ в Природе, смена дня и ночи, смена времён года, растение, умирая, оставляет на Земле семена, из которых затем появляется новая жизнь. Поэтому и естествознание, имеющее единый объект исследования – Природу, которой присуще это свойство, то же обладает им.