Контроль за природопользованием и охраной окружающей среды означает проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства. Это одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Контроль осуществляется на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду.
В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий. Так, одни субъекты проводят лишь контроль в узком смысле, как проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом производить наряду с этим и надзор.
Существуют различные виды контроля за природопользованием и охраной окружающей среды: государственный, ведомственный, производственный и общественный.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» введено понятие муниципального экологического контроля.
Государственный экологический контроль осуществляется:
а) от имени государства;
б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;
в) носит вне- и надведомственный характер;
г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;
д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.).
Существует также несколько видов государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды:
• в зависимости от стадии контролируемой деятельности - предупредительного и текущего;
• по критерию субъекта контроля - общего и специального.
Так, общий контроль за природопользованием и охраной окружающей среды осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией. Специальный же проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Подлежащими федеральному государственному экологическому контролю являются выделенные по ряду критериев (месту расположения, значению, правовому статусу, степени потенциальной экологической опасности) объекты, находящиеся в ведении РФ. К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т. п.
Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются - независимо от форм собственности - такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го класса опасности в год; сбрасывается более 15 млн. куб. метров сточных вод); в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т. д.
Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Так, Минатом ведет ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса, Госатомнадзор - государственный экологический контроль. Министерство природных ресурсов осуществляет ведомственный контроль за работой комитетов субъектов РФ, государственный - в сфере охраны окружающей среды, использования лесов, недр, вод и т. п. в отношении всех иных субъектов хозяйственной и управленческой деятельности.
Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным технологом и т. п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.
Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие как в РФ, так и в других странах. Этот важный правовой институт основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. Данные документы, кроме того, регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации.
По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах:
• общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания;
• референдумы;
• общественная экологическая экспертиза;
• обращения в средства массовой информации;
• направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.
Именно путем экологического контроля достигаются следующие задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение экологических правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных; поддержание законности и правопорядка; предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.
Контроль за природопользованием и охраной окружающей среды проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора органами санитарного, радиационного, строительного и других видов контроля. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает общие начала экологического контроля и его видов. Кроме того, существуют соответствующие разделы (главы) специальных экологических законов, посвященные как контролю и надзору, так и правам и обязанностям должностных лиц; многочисленные постановления Правительства РФ.
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка: - Почему ты плачешь? Отвечает ему ребенок: - Почему ты мне папа, а я не сын тебе? Кто же это плакал?