Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
Психологические тесты Интересные тесты   Недвижимость Недвижимость
папка Главная » Полезные статьи » Надзор природопользования

Надзор природопользования

Надзор природопользования

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Надзор природопользования
2. Органы надзора в сфере природопользования
3. Функции надзора в сфере природопользования
4. Надзор в сфере экологии и природопользования
5. Контроль природопользования
6. Государственный контроль природопользования
7. Экологический контроль природопользования
7. Службы контроля в сфере природопользования
8. Органы контроля природопользования
9. Контроль за природопользованием и охраной окружающей среды
10. Государственный инспекционный контроль в области природопользования

Надзор природопользования

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Свою деятельность она реализует непосредственно и через свои территориальные органы.

Служба осуществляет контроль и надзор за:

• охраной, использованием и воспроизводством объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
• организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий федерального значения;
• геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
• состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
• использованием и охраной водных объектов;
• соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
• рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
• безопасностью гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.

Она осуществляет государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

Служба выдает лицензии (разрешения) на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, ввоз (вывоз) в Россию диких животных, экспорт диких животных, дикорастущих растений, лекарственного сырья, рыбы, информации о недрах и др.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Принимают решение о выдаче лицензий на экспорт диких животных, дикорастущих растений, кости слоновой, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов, лекарственного сырья растительного и животного происхождения: живых рыб, живых ракообразных, живых моллюсков и прочих живых водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб Контролирует использование лицензии имеет право приостанавливать действие лицензии отопить лицензии в случаях нарушения законодательства.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Ростехнадзор является:

• органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
• специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
• органом государственного горного надзора;
• специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
• органом государственного энергетического надзора;
• специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Органы надзора в сфере природопользования

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

• По контролю и надзору в сфере природопользования;
• По контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды;
• По охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Положение о Федеральной утверждено постановление Правительства РФ №400.

В Положении определяются полномочия Роспроднадзора по выполнению полномочий в установленной сфере деятельности.

Свои функции осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими ФОИВ и органами власти субъектов РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) осуществляет следующие полномочия и функции в установленной сфере деятельности:

Осуществляет контроль и надзор:

• За геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр РФ;
• За соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
• За рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
• Осуществляет государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
• Осуществляет контроль и надзор за соблюдение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); контроль и надзор осуществляется посредством проведения проверок.

Выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

• Экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории РФ, и в пределах континентального шельфа и морской зоны РФ;
• Создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок;
• Проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов;
• Прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и на континентальном шельфе РФ в пределах своей компетенции.

Функции надзора в сфере природопользования

Объектами надзора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в части деятельности, связанной с природопользованием и негативным воздействием на окружающую среду. Количество поднадзорных объектов превышает 100 тысяч.

В среднем Службой в год проводится порядка 20 тысяч надзорных мероприятий. Государственные инспекторы в своей деятельности применяют 66 статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обладает обширным кругом полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, в сфере осуществления контроля и надзора:

- в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
- в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
- за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
- за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
- государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
- за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и иные полномочия.

Надзор в сфере экологии и природопользования

Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору. На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением. В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.

Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года. Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы. Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования экологической безопасности, а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок.

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности.

В частности, инспекторы могут:

1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.
Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно. Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по охране окружающей среды на предприятии. Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания.

В качестве оснований для применения санкций выступают:

1. Нанесение вреда природе либо ее компонентам.
2. Причинение ущерба здоровью граждан вследствие негативного воздействия на среду проживания.
3. Нанесение вреда имуществу организаций и физлиц экологическим правонарушением.

В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:

1. Выявление факта нанесения вреда.
2. Установление вины лица, причинившего ущерб. Если вред возник от источника повышенной опасности, выполнение этого условия не требуется.
3. Определение размера ущерба, причиненного правонарушением.
4. Установление причинно-следственных связей между вредом и действиями субъектов.

Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину. Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане.

К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:

1. Законодательных положений об экологической экспертизе.
2. Правил охраны акваторий, атмосферного воздуха, порядка заготовки древесины, охоты, рыбной ловли.

К основным видам таких территорий относят:

1. Природные заповедники и заказники.
2. Национальные и дендрологические парки.
3. Памятники природы.
4. Ботанические сады.
5. Лечебно-оздоровительные территории и курорты.

Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.

Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования. Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором. Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.

Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом. Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей технической документации. Радиационная безопасность обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения. Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе.

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения защиты окружающей среды. На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность. При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм. Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции. Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства.

Проверки должны осуществляться на всех уровнях. Поэтому в регионах, а также МО действуют подразделения федеральной службы по экологическому надзору. Законодательство допускает проведение собственных внутренних проверок на предприятиях. В ходе них может пересматриваться техническая и иная документация, связанная с обеспечением защиты окружающей среды от вредных выбросов или иного негативного влияния.

Контроль природопользования

Контроль за природопользованием и охраной окружающей среды означает проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства. Это одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Контроль осуществляется на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий. Так, одни субъекты проводят лишь контроль в узком смысле, как проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом производить наряду с этим и надзор.

Существуют различные виды контроля за природопользованием и охраной окружающей среды: государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» введено понятие муниципального экологического контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется:

а) от имени государства;
б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;
в) носит вне- и надведомственный характер;
г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;
д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.).

Существует также несколько видов государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды:

• в зависимости от стадии контролируемой деятельности - предупредительного и текущего;
• по критерию субъекта контроля - общего и специального.

Так, общий контроль за природопользованием и охраной окружающей среды осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией. Специальный же проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Подлежащими федеральному государственному экологическому контролю являются выделенные по ряду критериев (месту расположения, значению, правовому статусу, степени потенциальной экологической опасности) объекты, находящиеся в ведении РФ. К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т. п. Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются - независимо от форм собственности - такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го класса опасности в год; сбрасывается более 15 млн. куб. метров сточных вод); в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т. д.

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Так, Минатом ведет ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса, Госатомнадзор - государственный экологический контроль. Министерство природных ресурсов осуществляет ведомственный контроль за работой комитетов субъектов РФ, государственный - в сфере охраны окружающей среды, использования лесов, недр, вод и т. п. в отношении всех иных субъектов хозяйственной и управленческой деятельности.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным технологом и т. п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие как в РФ, так и в других странах. Этот важный правовой институт основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. Данные документы, кроме того, регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации.

По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах:

• общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания;
• референдумы;
• общественная экологическая экспертиза;
• обращения в средства массовой информации;
• направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Именно путем экологического контроля достигаются следующие задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение экологических правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных; поддержание законности и правопорядка; предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.

Контроль за природопользованием и охраной окружающей среды проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора органами санитарного, радиационного, строительного и других видов контроля. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает общие начала экологического контроля и его видов. Кроме того, существуют соответствующие разделы (главы) специальных экологических законов, посвященные как контролю и надзору, так и правам и обязанностям должностных лиц; многочисленные постановления Правительства РФ.

Государственный контроль природопользования

Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля, экологического мониторинга и экологической экспертизы.

Государственный экологический контроль заключается в наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это — административный контроль (надзор), так как его задачи и соответствующие им полномочия практически реализуются исполнительными органами и представляющими их должностными лицами.

Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. По своей сути он является элементом системы государственного контроля в области использования и охраны природных ресурсов.

Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля. Цель экспертизы — проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности. Экспертизе подлежат проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, проекты комплексных схем использования и охраны земельных, водных, лесных и других природных ресурсов и т.д.

Экспертное заключение содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку материалов по объекту и представление их на повторную экспертизу. Положение о государственной экологической экспертизе утверждено Правительством Российской Федерации.

Экологические контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды.

В связи с реорганизацией системы исполнительных органов, действующих в сфере природопользования и охраны природных ресурсов, в настоящее время названная государственная служба представлена преимущественно Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции государственный геологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных объектов; ведет наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивает контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий и предотвращает самовольное пользование недрами и водными объектами; осуществляет государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр; осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод; обеспечивает контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведет государственный мониторинг водных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов; участвует в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду.

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляет в пределах своей компетенции государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу; организует мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинг животного и растительного мира (кроме лесов); осуществляет общее руководство единой государственной системой экологического мониторинга; контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы и т.д.

При этом Минприрода как субъект государственного экологического контроля действует в области рационального использования и охраны тех видов природных ресурсов, которые применяются в экономике страны. Это, как отмечалось, недра и воды. В систему Министерства природных ресурсов вошли территориальные и специализированные органы бывшего Комитета Российской федерации по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству (бассейновые водохозяйственные управления и т.п.).

Госкомэкология восприняла функции и полномочия бывшего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также (частично) — Государственного комитета по рыболовству. В его системе — специализированные природоохранные инспекции (например, рыбоохраны).

Должностные лица Министерства природных ресурсов и Госкомэкологии наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования и водопользования, а так же в области охраны окружающей среды и природопользования.

Полномочия, которые используются в порядке осуществления государственного экологического контроля, весьма широки.

В сфере природопользования и охраны природных ресурсов действуют и некоторые иные контрольно-надзорные службы. Так, можно выделить Государственный контроль за использованием и охраной земель (Госземконтроль). Он осуществляется в целях обеспечения соблюдения всеми юридическими, физическими и должностными лицами требований земельного законодательства, а также эффективного использования и охраны земель. Положение о порядке осуществления этого контроля утверждено Правительством Российской Федерации.

Госземконтроль возложен на Роскомзем.

В порядке его осуществления организуется проверка и экспертиза изменений качественного состояния земель; принимаются меры по устранению нарушений земельного законодательства; разрабатываются предложения о консервации загрязненных земель; контролируется использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением; не допускается самовольное их занятие; контролируется своевременное и качественное выполнение мероприятий по улучшению земель, предотвращению их загрязнения.

Должностные лица, осуществляющие Госземконтроль, вправе: приостанавливать промышленное и гражданское строительство, эксплуатацию объектов, если они осуществляются с нарушениями земельного законодательства; рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; давать обязательные предписания по вопросам охраны земель.

Определенные функции и полномочия в области экологического контроля (надзора) осуществляются также органами и должностными лицами Госгортехнадзора по предупреждению и устранению вредного влияния деятельности по использованию недр на окружающую среду; Министерства здравоохранения (по линии государственного санитарно-эпидемиологического надзора); Госатомэнерго-надзора и т.д.

Экологический контроль природопользования

Природопользование в широком смысле — это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности 1еловека, связанный с использованием природных ресурсов и условий и изменением состояния окружающей природной среды. В узком же смысле природопользование — это система специализированных видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а также охрану окружающей среды.

В целом же природопользование — это воздействие людей на природную среду в процессе их хозяйственного использования; это также и научная дисциплина, изучающая присущими ей методами использование человеком природной среды для удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время природопользование рассматривается:

1) как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды;
2) как система отношений между обществом и природой, возникающих в процессе их взаимодействия.

Природопользованием можно считать особый вид человеческой деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях. При этом выделяют следующие виды природопользования: основной (сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика и т.д.); вспомогательный (водопользование в производственных процессах); побочный — загрязнение окружающей среды.

С правовой точки зрения природопользование осуществляется в двух видах: общем и специальном. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих в результате их рождения и существования. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъектами (предприятиями, фирмами, организациями) на основе законов, постановлений и разрешений компетентных государственных органов. Оно носит целевой характер и подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, а также пользование ресурсами животного мира и атмосферным воздухом.

Природопользование представляет собой крупную сферу экономики, имеет сложное организационное строение.

На макроуровне оно представлено системой отраслей (хозяйств), специализирующихся на операциях по выявлению, учету природных ресурсов, охране и их воспроизводству, а также по охране окружающей среды. Состав этих отраслей в настоящее время усложняется. Например, активно формируется специализированный блок природоохранного машиностроения и приборостроения, а также сектор экологических услуг.

На региональном уровне сфера природопользования образована предприятиями и организациями региональной экологической инфраструктуры, системами мусороудаления и мусоропереработки, объединенными очистными комплексами, системами канализации, службами регионального экологического мониторинга, сетью особо охраняемых и защитных территорий.

На микроуровне к сфере природопользования относятся экологические подразделения (службы, отделы, цеха) предприятий и фирм. Их задачей является выполнение мер по защите природной среды от техногенного воздействия с учетом особенностей применяемых на конкретных подразделениях технико-технологических приемов, сырья, номенклатуры образования отходов и производимой продукции.

Различают рациональное и нерациональное природопользовани. Рациональное природопользование сводится к превращению линейной экономики в круговую, что существенно снизило бы нагрузку на экосистемы и обеспечило бы равновесное природопользование. Нерациональное природопользование — это деятельность, не обеспечивающая сохранение эколого-экономического потенциала. Оно включает в себя многие негативные процессы антропогенного воздействия на окружающую природную среду (загрязнение окружающей среды, разрушение природного ландшафта, уничтожение отдельных видов животных и растений, нарушение связей между элементами экосистемы и др.). В качестве термина, охватывающего всю совокупность процессов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, в литературе используется понятие «детериорация» (ухудшение, порча).

Нерациональное природопользование и приводит к экологическим кризисам. Если же природопользование осуществляется рационально, то возможно получение не только дополнительных материальных благ от тех же природных ресурсов, но в определенной мере сохраняется окружающая среда; то есть одновременно осуществляется охрана природы.

Рациональное природопользование как экономическая категория представляет собой отраженную в сознании определенную систему экономических отношений по поводу использования природных ресурсов и окружающей среды. В конкретной действительности оно состоит из ряда тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой процессов и явлений. Рациональное природопользование — это процессы по рациональному использованию природных ресурсов, воспроизводству отдельных природных ресурсов и элементов окружающей среды, а также по охране природы. Совокупность этих процессов должна быть направлена на поддержание эколого-экономического потенциала на оптимальном уровне.

Экологический контроль – это одно из направлений функций развития государства. Это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями и гражданами экономических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Цель экологического контроля – охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений.

Формы контроля:

• информационный;
• предупредительный;
• карательный.

Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи ее соответствующим органам с целью принятия предупредительных либо карательных мер.

Предупредительный контроль направлен на предотвращение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды и несоблюдения законов.

Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям виновным в невыполнении обязательных мероприятий по охране окружающей природной среды либо в несоблюдении предписаний законов.

Методы осуществления экологического контроля:

1. Наблюдение за состоянием объектов контроля.
2. Проведение проверок по соблюдению законодательства и выполнению обязательных мероприятий по охране природной среды.
3. Предупреждение по необходимости выполнения обязательных мероприятий по охране природной среды.
4. Пресечение экологически вредных действий (ограничение, приостановление, прекращение деятельности).
5. Выдача разрешений или аннулирование их на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ.
6. Установление нормативов качества окружающей природной среды и лимитов вредного воздействия на нее.
7. Привлечение к административной ответственности.

Система экологического контроля состоит из

• государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды;
• государственного контроля;
• производственного;
• общественного.

Природоохранные затраты делят на две категории: текущие и капитальные.

Капитальные затраты представляют собой средства, овеществленные в основном капитале экологического назначения. Капитальные вложения в природоохранные фонды иногда достигают значительных размеров (по некоторым отраслям до 40%).

К капитальным вложениям средозащитного назначения относятся единовременные затраты на:

— создание новых и реконструкцию существующих объектов природоохраны;
— модификацию технологии производства, осуществляемую исключительно с целью снижения его отрицательного воздействия на окружающую среду;
— модификацию технологии производства в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей.

Капитальные вложения различают: в охрану водных объектов, воздушного бассейна и земель. Обычно большая доля капитальных вложений приходится на охрану водных объектов.

К капитальным вложениям в охрану водных объектов включают единовременные затраты на строительство:

— станций очистки производственных и коммунальных сточных вод, а также сооружений и установок по первичной стадии очистки сточных вод и их доочистке;
— водоохранных зон с комплексом мероприятий (технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических, санитарных и др.);
— установок по сбору нефти, мазута, а также мусора и других отходов с акваторий водных объектов;
— полигонов и установок для обезвреживания вредных промышленных отходов, загрязняющих водные объекты;
— береговых сооружений для приема с судов хозяйственно-бытовых сточных вод и мусора для утилизации, складирования и очистки;
— систем канализации городов и т.д.

Капитальные затраты на охрану воздушного бассейна включают в себя единовременные затраты на строительство:

— установок для улавливания и обезвреживания отходящих веществ и газов от технологических агрегатов;
— контрольно-регулировочных пунктов по проверке и снижению токсичных выхлопных газов передвижных источников;
— дымовых труб, газоходов;
— создание санитарно-защитных зон. Капитальные вложения в охрану земель включают:
— строительство противоэрозионных, гидротехнических, противоселевых сооружений, не входящих в проекты ирригационно-мелиоративных систем;
— террасирование крутых склонов;
— создание защитных лесных полос, включая лесозащитные и противоэрозионные;
— рекультивацию земель;
— строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов.

К текущим (эксплуатационным) затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения (заработная плата обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонт, амортизационные отчисления, расходы на энергию и т.п.), а также затраты на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды. Удельный вес природоохранных текущих затрат в общих затратах на производство продукции колеблется в пределах 0,2 — 3%.

В целом, в России текущие затраты, по отношению к размерам капитальных вложений, превышают последние почти в три раза, а по воздушному бассейну — 5:1, по водным ресурсам — 4:1. В США это соотношение почти 1:1. Большая доля текущих затрат говорит о том, что происходит очень медленное обновление природоохранного оборудования.

Экологические издержки являются составным элементом издержек производства, и в конечном итоге через цены на продукцию их оплачивает покупатель.

Одним из важнейших инструментов управления природопользованием является экологический аудит, основанный на конкретном и подробном анализе, оценке выполнения соблюдения экологических требований на предприятиях. Концепция экологического аудита была впервые разработана в США в конце 70-х и первоначально применялась для проверки соблюдения компаниями экологического законодательства и нормативов. Затем эта процедура обогатилась новым содержанием и аудирование начали проводить в большинстве высокоразвитых стран. В них существуют консультативные фирмы, оказывающие услуги по проведению экоаудита. Кроме того, в этой процедуре начинают участвовать многие международные организации.

При обосновании целей, задач, содержания (процедур) экологического аудирования, оно рассматривается, с одной стороны, как вид предпринимательской деятельности, а с другой — как элемент экологического менеджмента. Кроме того, экологическое аудирование представляет собой также составную часть организационно-управленческого механизма обеспечения национальной безопасности в экологической сфере и как инструмент гарантии экологических прав граждан.

Международная торговая палата дала следующее определение экологического аудита. Экологический аудит — это инструмент управления, включающий в свой состав систематическую, документально подтвержденную, периодическую и объективную оценку соответствия организационной системы управления природопользованием и функционирования производственных процессов экологическим требованиям. Международная же организация по стандартизации содержание экологического аудита рассматривает как систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления экологическим требованиям, а также передачи результатов этого процесса заказчику, Экологический аудит является частью послепроектной ОВОС, при которой сравнивается воздействие действующей деятельности на окружающую среду с оценкой на проектной стадии.

В настоящее время в высокоразвитых странах экологический аудит проводят как крупные, так и средние, и мелкие компании. Различают внутреннее и целевое (внешнее) экологическое аудирование. Внутреннее аудирование может быть добровольным, а внешнее иногда и обязательным. Внутреннее аудирование чаще всего проводят для обеспечения экологического (зеленого) имиджа. Экологическое аудирование компании часто проводят по требованию общественности или акционеров для выявления отношения руководства акционерного общества к окружающей среде. При этом результаты проведенного мероприятия доводятся до общественности. Кроме того, в странах ЕС фирмам можно участвовать добровольно в европейской системе экоаудита в рекламных целях и целях установления связи с общественностью.

Внешнее аудирование организуется и проводится местными службами природопользования и контроля по требованию, решению местных органов самоуправления, а также организаций, финансирующих проведение природоохранных мероприятий (местного правительства, целевого экологического фонда, коммерческих банков и т.д.). Кроме того, внешнее аудирование может проводиться при приватизации и продаже фирм. Новые хозяева должны иметь ясную картину того, что представляет собой предприятие в эколого-экономическом плане, так как непомерно высокие экологические санкции в будущем могут привести фирму к банкротству.

Внешнее экологическое аудирование — это систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия производственных процессов на среду в свете их соответствия законодательству и внутренним стандартам по охране окружающей среды, а также экологическому паспорту и согласованным томам ПДВ, ПДС, ВСС, ВСВ.

Экологический аудит проводится в несколько этапов: подготовительный, непосредственный и постаудит, Первый этап включает отбор объектов аудирования, составление графика, подбор команды, разработка плана аудита и т.д. Второй (основной) этап посвящается сбору исходных данных с их последующей оценкой. Также проводится работа с персоналом фирмы и внутренними документами. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов и технических расчетов, а также картографирования. Третий этап включает в себя подготовку отчета по результатам аудирования, а также рекомендаций и предложений по устранению выявленных проблем.

Российское законодательство по аудиторской деятельности предусматривает заключение аудитора, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Хозяйственный субъект обязан представлять заинтересованным лицам только итоговую часть заключения. В силу отсутствия конкретных нормативных актов по экологическому аудиту можно пользоваться общими принципами аудирования: независимость, ответственность аудиторов и т.п.

Экологический аудит может быть использован:

— для развития систем производственно-экологического контроля;
— при государственном и общественном экологическом контроле;
— для развития территориальных систем мониторинга;
— в оценке воздействия на окружающую среду, включая общественную и государственную экспертизу;
— для разработки территориальных экологических программ;
— при приватизации и продаже недвижимости (включая и землю);
— при разработке бизнес-планов;
— при осуществлении экологического страхования (обследование страхователей, оценке ущерба при наступлении страхового случая);
— для развития экологического образования, просвещения и воспитания.

Кроме экологического аудирования деятельности (функционирования) фирмы существует и экоаудит инвестиционной деятельности.

При этом процедура оценки инвестиционных проектов осуществляется по двум направлениям:

1) определение экологического состояния местности, на котором предполагается инвестирование (экоаудит местности);
2) определение экологической безопасности самого объекта.

В нашей стране экологическое аудирование еще не нашло широкого применения. Процедура экологического аудита в России регламентируется приказом Минприроды № 540. К числу основных причин, сдерживающих развитие аудиторской деятельности, относятся пробелы в законодательстве об экологическом аудите, а также отсутствие заинтересованности заказчиков на проведение квалифицированного экологического аудита.

Экологический аудит может осуществляться как вид самостоятельной экологической деятельности наряду с экологической паспортизацией и сертификацией и как организационно-правовая мера по обследованию соответствия хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.

Службы контроля в сфере природопользования

Экологический контроль — важное звено организационной правового механизма охраны окружающей среды, включающего наблюдение за ее состоянием, рациональное использование природных ресурсов, соблюдение требований природой охранного законодательства и нормативов качества.

Экологический мониторинг — составная часть экологического контроля, он состоит из комплекса выполняемых наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе вариантов управленческих решений, необходимых для улучшения состояния окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно Закону об охране окружающей среды в Росси осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Государственный контроль включает организацию государственного экологического мониторинга. Действующая в стране единая система экологического мониторинга осуществляется единой службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая выполняет функции специально уполномо-ченного государственного органа по организации наблюдения за гидрометеорологическими процессами и состоянием загрязнения окружающей среды, комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей среды и составления государственного фонда данных. В состав Росгидромета входят территориальные органы управления, центры по гидрометеорологическому мониторингу окружающей среды, наблюдению за состоянием загрязнения природной среды, гидрометеорологические обсерватории и бюро, научно-исследовательские учреждения, наблюдательные станции и т.д. Кроме того, в проведении государственного экологического мониторинга участвуют Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Комитет по земельной реформе РФ и др.

Государственный инспекционный контроль предполагает надзор за следующими объектами и направлениями:

- воспроизводством и оздоровлением природной среды, охраной и рациональным использованием природных ресурсов;
- соблюдением законодательно установленного режима особо охраняемых территорий;
- возникновением, использованием, переработкой и захоронением токсичных отходов;
- выполнением предприятиями экологических программ и планов;
- соблюдением предприятиями независимо от ведомственной принадлежности законодательства РФ и решений местных администраций и исполнительных органов в области охраны природы;
- соблюдением экологических нормативов.

Государственный инспекционный экологический контроль входит в состав Единой республиканской системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Производственный контроль осуществляется экологическими службами предприятий, учреждений, организаций.

Его задача — проверка выполнения планов и мероприятий по следующим направлениям:

- охрана окружающей среды;
- рациональное использование природных ресурсов;
- соблюдение нормативов качества окружающей среды;
- выполнение требований природоохранного законодательства.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами в целях проверки выполнения требований Закона об охране окружающей среды министерствами, предприятиями и другими организация ми независимо от их форм собственности и подчиненности.

Органы контроля природопользования

В России, согласно утверждающимся демократическим подходам, система органов экологического контроля и управления базируется на таком важнейшем принципе, как разделение властей. На федеральном уровне представлены все четыре ветви власти - президентская, законодательная, исполнительная, а также судебная. Сходные принципы демократического управления реализуются и в субъектах Российской Федерации, но с той лишь разницей, что высшими должностными лицами таковых являются губернаторы, а во входящих в состав РФ республиках - президенты соответствующих республиканских формирований.

К числу полномочий президентской ветви власти в рассматриваемой нами области относится выработка исходных принципов общенациональной экологической политики, а также правового обеспечения охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии с действующей в России Конституцией Президент не только обладает правом на законодательную инициативу, но и утверждает (или отклоняет) принимаемые депутатами законы, после чего они вступают (или не вступают) в силу, а также имеет право на подготовку собственных Указов. В составе президентской ветви власти функционирует Совет Безопасности РФ, а в его рамках - Межведомственная Комиссия по экологической безопасности, которая готовит предложения по решению принципиальных вопросов охраны окружающей среды и природопользования. В их числе вопросы, связанные с предотвращением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, характеризующихся особо тяжелыми экологическими последствиями, в том числе на море и водных бассейнах России, с безопасным размещением радиоактивных отходов, обеспечением выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных конвенций и договоров и др.

Законодательная (представительная) ветвь власти представлена в России двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием, которое готовит и принимает природоохранное законодательство. Законодатели участвуют в регулировании природопользования и охраны окружающей среды также посредством включения экологических норм в хозяйственное, уголовное и административное законодательство, в том числе в Гражданский, Уголовный и другие кодексы.

Существенное воздействие на охрану окружающей среды и обеспечение устойчивого природопользования оказывает принимаемый обеими палатами парламента Государственный бюджет. Непосредственное значение при этом имеют структура его доходов и расходов, налоговая база, в том числе экологические и ресурсные налоги, перечень включаемых в состав бюджета федеральных экологических программ, условия и уровень финансирования системы органов власти и управления в области природопользования и охраны окружающей среды и т. д.

Участвуя в законодательном процессе и процессе нормотворчества, депутаты отражают разнообразные предпочтения избирателей в отношении конкретного набора общественных благ, включая экологические. Итогом этой деятельности и является реально реализуемая общенациональная экологическая политика, отражающая баланс интересов различных социальных слоев, общественно-политических и хозяйственных структур, их представления о степени приоритетности общественных проблем, а также подкрепленная соответствующей правовой базой и материально-финансовыми ресурсами.

Исполнительная ветвь власти представлена специализированными органами государственного экологического контроля и управления, входящими в состав Правительства РФ. Структура Правительства утверждается соответствующими Указами Президента РФ. Деятельность каждого из федеральных органов исполнительной власти определяется специальным Положением, которое устанавливает: функции и задачи соответствующего федерального органа в конкретной области охраны окружающей среды, обеспечения экологически безопасного и устойчивого природопользования; порядок его взаимодействия с другими ведомствами; внутреннюю (как правило, территориальную) структуру.

В механизме регулирования природопользования и экологической безопасности участвуют и ряд федеральных ведомств общей компетенции. В их числе - Госстандарт РФ; Госкомстат РФ (информационно-статистическое обеспечение наряду с другими ведомствами экологического управления), Государственный Таможенный Комитет (ГТК) РФ (в частности, контроль за соблюдением требований международных договоров и экологической безопасности при пересечении грузами государственной границы), Министерство Внутренних Дел РФ (контроль за соблюдением мер пожаробезопасности - Управление пожарной охраны).

На федеральном уровне систему специально уполномоченных органов власти и управления природопользованием и экологической безопасностью можно разбить на три взаимосвязанные звена. Начнем их анализ с ведомств, выполняющих комплексно-координирующие функции.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), осуществляющее: разработку и реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования и координацию в этой области аналогичных функций других министерств и ведомств; управление государственным фондом недр и государственным водным фондом; наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; лицензирование пользования недрами, лицензирование водопользования, а также контроль за исполнением природопользователями условий лицензионных договоров, в том числе в целях предотвращения самовольного пользования недрами и водными объектами. Минприрода, как и многие другие органы экологического контроля и управления, для реализации своих полномочий создает в субъектах Федерации территориальные (бассейновые) подразделения, инспекции и т.п.

В соответствии с Указом Президента РФ № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в ведение МПР России были переданы организации Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии) и Федеральной службы лесного хозяйства России. Одновременно на подразделения МПР была возложена значительная часть функции упраздненных ведомств. В силу того, что новое положение о Министерстве природных ресурсов еще только готовится, его дополнительные функции могут быть определены с учетом тех задач, которые ранее решались данными ведомствами.

Так, для Госкомэкологии основными функциями были следующие: межотраслевая координация и регулирование в сфере охраны окружающей среды; государственный экологический контроль; государственная экологическая экспертиза; мониторинг антропогенного воздействия на окружающую природную среду; мониторинг растительного и животного мира (кроме лесов); лицензирование экспорта биоресурсов и импорта отходов, а также всех других видов действий с отходами и др. Большая работа также проводилась территориальными (в каждом из субъектов Федерации) органами этого Комитета, включая формирование нормативной и инструктивно-методической базы для экологического контроля и управления на местах; согласование с предприятиями-природопользователями нормативов допустимой техногенной нагрузки на соответствующие природные среды и предоставление им соответствующих эмиссионных разрешений (разрешений на допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и нормативы размещения отходов) и др.

Что касается Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз), то она ранее осуществляла контрольные, регулирующие и разрешительные функции в области управления лесным фондом страны.

А с учетом особой биосферной роли лесов данная служба участвовала в контроле за состоянием окружающей природной среды в целом, а также контролировала и регулировала использование объектов животного мира и среды их обитания.

Конкретно, основными задачами Рослесхоза являлись:

• реализация основных направлений государственной лесной политики;
• организация и обеспечение рационального, многоцелевого и непрерывного лесопользования, воспроизводства и защиты лесов, а также сохранение и усиление средообразующих и других полезных свойств лесов;
• обеспечение сохранения природных комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, рекреационное значение, а также биоразнообразия;
• совершенствование экономических и иных методов управления лесным хозяйством; • контроль за соблюдением требований лесного законодательства и др.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) в качестве основных решает следующие задачи:

• мониторинг состояния и загрязнения окружающей природной среды в целом и ее важнейших ресурсов (в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства), включая космический мониторинг состояния природных объектов;
• оценку климатических изменений.

В группу ресурсно-отраслевых ведомств, в ведении которых находится управление эффективным использованием, воспроизводством и охраной отдельных природных ресурсов ныне входят только два ведомства: Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) и Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство России).

Основными функциями Росземкадастра являются:

• реализация государственной политики в области рационального использования земель, сохранения и воспроизводства почвенного плодородия;
• организация и проведение работ, связанных с земельной реформой, приватизацией земель и регистрацией прав собственности на землю;
• проведение землеустроительных работ, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель, создание банка данных о федеральных и иных землях и др.

В компетенции Госкомрыболовства России находится:

• регулирование, использование, охрана и воспроизводство рыбных запасов, а также регулирование рыболовства;
• государственный контроль за соблюдением нормативов и правил охраны рыбных запасов, их учет, установление норм допустимого улова рыбы и других биоресурсов;
• определение нормативов чистоты вод рыбохозяйственных водоемов;
• выдача разрешений (лицензий) на промысловый, спортивно-любительский, научно-исследовательский лов рыбы и др.

К органам, выполняющим по преимуществу контрольно-надзорные функции, относится Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, входящая в систему Министерства здравоохранения РФ.

Ее основными задачами являются:

• организация и ведение государственной системы санитарно-гигиенического мониторинга, включая наблюдение, оценку и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды обитания;
• участие в разработке целевых и территориальных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также подготовка предложений к программам оздоровления среды обитания человека;
• разработка и утверждение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
• организация и проведение санитарно-гигиенической и эпидемиологической экспертизы, государственного контроля за соблюдением требований санитарного законодательства России и др.

Важные задачи в области обеспечения безопасной эксплуатации недр и промышленной безопасности выполняет Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Контроль за соблюдением требований законодательства в части безопасного использования ядерной энергии и материалов, радиоактивных веществ, государственный надзор за организацией и состоянием учета и хранения подобных материалов и веществ осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Обеспечению управления экологической безопасностью как составной части общей безопасности служит Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В числе прочих в задачи этого Министерства входит принятие чрезвычайных мер по ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами.

Организационная структура управления каждого из перечисленных федеральных ведомств как правило строится по административно-территориальному принципу с образованием соответствующих подразделений (комитетов, инспекций и т.п.) либо в субъектах Федерации, либо в более укрупненных округах.

Контроль за природопользованием и охраной окружающей среды

В числе инструментов, с помощью которых государство осуществляет природоохранное регулирование хозяйственной и иной деятельности в целях обеспечения конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, - контроль в области охраны окружающей среды, или иначе - экологический контроль.

В Российской Федерации действуют следующие виды экологического контроля:

- государственный;
- муниципальный;
- производственный;
- общественный.

Государственный экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения природоохранного законодательства, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности Федеральным законом № 199-ФЗ обозначены два уровня осуществления государственного экологического контроля: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления) является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, организации (имеет задачей проверку выполнения - и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды). Зональному использованию природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранного законодательства. Производственный экологический контроль регулируется на основании Закона «Об охране окружающей природной среды».

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления уполномоченными ими организациями. Это новый вид экологического контроля, появившийся в соответствии с пп. 1,2 ст. 68 Федерального закона №7 –ФЗ № «Об охране окружающей среды».

Общественный экологический контроль осуществляется профсоюзами и другими общественными организациями. Его задача - проверка выполнения природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, должностными лицами и организациями. Порядок организации регулируется на основании Закона «Об охране окружающей природной среды».

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определен постановлением Правительства Российской Федерации № 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".

В обязанности специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих экологический контроль, входит проверка выполнения всей совокупности требований законодательных и подзаконных нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов, российских и международных стандартов, норм, правил, окончательной целью которой является констатация допустимости дальнейшей реализации хозяйственной или иной деятельности с позиций охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Нормативно-правовую и инструктивно-методическую базу осуществления государственного экологического контроля и надзора должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов в настоящее время составляют федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок осуществления государственного экологического контроля и его отдельных видов.

Эффективность государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды в последние годы снизилась в связи с разделением полномочий в этой области между Росприроднадзором и Ростехнадзором.

Основными задачами государственного экологического контроля являются:

- контроль обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- наблюдение за состоянием окружающей среды и его изменениями;
- контроль за соблюдением требований правовых актов по безопасным для здоровья граждан и окружающей среды условиям осуществления хозяйственной и иной деятельности;
- контроль за соблюдением установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, норм и правил обращения с отходами;
- проведение проверки выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;
- осуществление контроля выполнения заключений и рекомендаций государственной экологической экспертизы;
- проведение проверки выполнения выданных ранее предписаний.

Государственный инспекционный контроль в области природопользования

Надзор за использованием и охраной природных ресурсов осуществляет природоохранная прокуратура. Основные направления ее деятельности: надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране окружающей природной среды и ее объектов; осуществление досудебного следствия по уголовным делам о нарушении природоохранного законодательства; возмещение причиненного окружающей природной среде вреда; пропаганда законов об охране окружающей природной среды. Должностным лицам органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной природных ресурсов, предоставлены широкие полномочия по применению мер административного принуждения: личного досмотра правонарушителя и досмотра его вещей, изъятия предметов и средств совершения правонарушения, привлечения правонарушителей к административной ответственности и др.

Мониторинг природных ресурсов выступает составной частью экологического мониторинга и представляет собой систему наблюдений за состояние окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей природной среды под влиянием природных и антропологических факторов.

В зависимости от объекта мониторинга выделяют:

1) мониторинг состояния окружающей среды, ее загрязнения;
2) мониторинг земель;
3) мониторинг водных объектов;
4) мониторинг лесов;
5) мониторинг биоресурсов;
6) мониторинг атмосферного воздуха;
7) мониторинг животного и растительного мира.

В зависимости от уровня измененности человеком окружающей среды мониторинга выделяют:

• Фоновый мониторинг — при наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках.
• Импактный мониторинг — разновидность системы наблюдения за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — это нормативы, регламентирующие деятельность источников вредного воздействия. Данная группа нормативов является наиболее обширной. Применительно к деятельности по использованию природных ресурсов необходимо назвать нормативы допустимых выбросов и сбросов — они представляют собой количество вредных веществ, допустимых для поступления в атмосферный воздух (выброс) и водные объекты (сброс) от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов.

Технологический норматив — это количество поступающих в окружающую среду вредных веществ и микроорганизмов в расчете на единицу продукции.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ устанавливаются для каждого источника вредного воздействия.

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами имеющими источники вредного воздействия ПДВ им разрабатываются временно согласованные нормативы выбросов вредных веществ (ВСН). При этом соответствующие лица обязаны разработать и представить для утверждения в государственные органы планы поэтапною уменьшения загрязнения.

Водным кодексом РФ с целью предотвращения истощения водных объектов устанавливаются следующие нормативы:

• лимиты забора водных ресурсов из водного объекта — устанавливаются в схемах комплексного использования и охраны водных объектов для речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков;
• квоты забора водных ресурсов — устанавливаются в отношении каждого субъекта РФ.

В соответствии с Лесным кодексом РФ устанавливается расчетная лесосека — норматив, представляющий собой допустимый объем изъятия древесины.

ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах» детально регламентируется нормирование изъятия водных биологических ресурсов.

Для этого устанавливаются:

— общие допустимые уловы водных биоресурсов;
— количественный показатель возможного изъятия объектов водных биологических ресурсов в целях обеспечения сохранения биологического разнообразия животного мира и способности водных биологических ресурсов к воспроизводству и устойчивому существованию;
— квоты добычи (вылова) водных биоресурсов.

ФЗ «О животном мире» введены лимиты использования объектов животного мира, эти нормативы применяются при охоте рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Государственный (надзор) контроль за использованием и охраной природных ресурсов представляет собой систему мер, направленную на предотвращение выбросов вредных веществ, пресечения нарушений природоресурсного законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования в своей деятельности, гражданами, государственными органами и органами местного самоуправления требований законодательства.

Виды государственного надзора (контроля) в области природопользования:

• государственный земельный надзор и контроль;
• государственный геологический контроль;
• государственный горный надзор;
• государственный лесной контроль и надзор;
• государственный пожарный надзор в лесах;
• государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
• государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;
• государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством объектов животного мира;
• государственный экологический контроль.

Контроль осуществляется государственными инспекторами, которые вправе:

• запрашивать необходимые документы, содержащие информацию в отношении природных объектов, подлежащих государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны;
• знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного контри, материалами.

Государственные инспектора обязаны:

• предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
• разъяснять нарушителям законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды их права и обязанности;
• соблюдать требования законодательства.

тема

документ Механизм природопользования и охраны окружающей среды
документ Нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды
документ Общество и природа
документ Ветеринарный контроль
документ Ветеринарный надзор



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты