На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человек или 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.
Однородный состав населения с полным преобладанием русского населения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.
На территории Волго-Вятского района проживают русские, марийцы, чуваши и мордва; в Северном районе — русские, карелы, коми, ненцы и саамы; на Урале — русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки; в Поволжье — русские, татары, калмыки, казахи; в Западной Сибири — русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы; в Восточной Сибири — русские, буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, долганы, эвенки; на Дальнем Востоке — русские, якуты, чукчи, коряки, евреи, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и другие малочисленные народы.
Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма. В то же многие народы нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований.
Христианство в России в основном представлено православием. Русская Православная Церковь — крупнейшая православная церковь мира. Главой ее является Митрополит Московский и Всея Руси — Алексий II, резиденция которого находится в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Влияние Русской Православной Церкви ощутимо по всей территории России. Православие широко распространено среди русских, украинцев, белорусов, мордвы, марийцев, удмуртов, осетин, карел, коми, якутов и других народов. Определенное место в православии занимает старообрядчество. Значительно слабее в России распространены протестантские учения — баптизм, адвентизм, иеговизм, лютеранство. Всё активнее проникает в нашу страну католицизм.
Ислам в России представлен, прежде всего, суннизмом, который исповедуют татары, башкиры, казахи и все горские народы Северного Кавказа, кроме осетин. Главный духовный центр Российских мусульман находится в Уфе.
Буддизм ламаистского толка исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки. Духовный центр буддистов России расположен под Улан-Удэ.
Национальной религией евреев является иудаизм.
Для малых народов Сибири (алтайцев, шорцев, ненцев, селькупов, долганов, эвенков) и Дальнего Востока (чукчей, эвенов, коряков, ительменов, удэгейцев, нанайцев и др.) характерны традиционные языческие верования в виде анимизма и шаманства.
Многонациональная культура
Прежде всего стоит разграничить эти два понятия. Под национальностью понимается этнос, к представителям которого относятся человек. Обычно это определяется по женской линии. То есть национальность матери приписывается и ребенку. Под народом или нацией подразумевают более широкое понятие – это население государства, во всем его многообразии.
Этнографы (ученые, занимающиеся исследованиями различных национальностей, а также их традиций и обычаев) говорят о существовании двух видов государств. К первому из них можно отнести те, в которых проживают люди в основном одной народности. Конечно же, в таких странах есть и представители других этносов, но их численность, по сравнению с государствообразующей национальностью, крайне мала. К таким странам можно отнести, например, Германию.
Ко второй разновидности обычно причисляют территории, где наряду с основной национальностью существуют и многочисленные другие народы. К таким государствам относится, например, Китай. К ним причисляют также и Россию.
Известно, что в нашей стране проживает около 200 различных народов: от многомиллионных, до тех, что состоят из нескольких тысяч или даже сотен человек. Причиной такого числа разнообразных национальностей явились исторические события, повлиявшие на становление Российского государства, и некоторые последующие процессы. О самых значительных из них пойдет речь в следующих главах этой статьи.
Отвечая на экзаменационный вопрос «Как складывается многонациональная культура РФ?», нужно прежде всего сказать о том, что еще до возникновения единого Русского государства, в древние времена на территории нашей родины жили многочисленные племена, большинство из которых относилось к славянской группе.
Все эти сообщества людей имели свою неповторимую культуру.
Это слово можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае под ним понимается все то, что было создано человеком. В узком же смысле, культура – это произведения, имеющие эстетическую ценность. В нее входят различные искусства, достижения науки, язык и так далее.
Когда говорят о том, из чего складывается многонациональная культура, то, как правило, имеют в виду второе значение этого термина.
В настоящее время, представители различных этносов впитали в себя общенациональную культуру, а также всемирную. Поэтому сегодня бывает сложно с первого взгляда определить, к какому народу относится тот или иной человек.
В древние времена было принято носить национальную одежду. Это традиция существовала и на территории Древней Руси. Представители различных племен отличали друг друга по орнаменту на одежде. Узоры говорили о самых главных ценностях, которые существуют в народе: о верованиях, традициях и так далее. Также по рисунку можно было легко узнать о семейном положении каждого конкретного индивида, его социальном статусе.
Все это было необходимо для того, чтобы при встрече с незнакомым человеком можно было сразу понять, каким образом с ним общаться. Следовательно, наши далекие предки уже в древние времена имели представления о ценности таких понятий, как культура.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
То есть понимали необходимость изучения не только собственных обычаев и традиций, но и обычаев и традиций, характерных для соседних народов. На заре своей истории люди отличались большим уважением к искусству других национальностей.
Отвечая на вопрос по теме «Как складывается многонациональная культура России?» в 6 классе, можно в качестве примера взаимодействия людей различных национальностей привести такой исторический факт.
Знаменитый монгольский полководец и правитель Чингисхан никогда не уничтожал памятники искусства других народов. Известны случаи, когда он даже отмечал праздники, принятые в покоренных странах. Таким образом, он налаживал не только политические, но и культурные связи между государствами.
Наше государство как единое образование начало складываться при Юрии Долгоруком. Это было связано с усилением влияния Московского княжества. Однако вокруг этой территории существовали земли, населенные не только русскими, но также и другими народами, исконно проживавшими здесь. Все они тоже стали гражданами единого северо-западного Российского государства.
Культуры всех этих народов за многовековую историю совместного проживания оказывали влияние друг на друга, взаимно обогащаясь. Эти процессы усиливались, по мере того как расширялись границы нашей страны. Взаимопроникновение культур можно проследить даже по одежде. Так, например, в наряде донских казаков присутствовали кавказские бурки и шапки папахи. А у их кубанских собратьев были широко распространены штаны шаровары, берущие свое название от тюркского слова «шальвары». Этот предмет одежды был заимствован у соседних народов.
Одним из средств объединения народов, проживающих на территории Российской Федерации, является единый национальный язык – русский. На нем говорят более 97 % населения. Это дает возможность людям различных национальностей общаться друг с другом. При таком взаимодействии культуры народов тоже обогащают друг друга. Главная государственная религия РФ – православие.
К приверженцам этой веры относится большинство людей, проживающих в России. Поэтому все народности, составляющие одну русскую нацию, так или иначе, имеют представление о ценностях, существующих в православии. Это можно доказать тем фактом, что многие исконно русские слова возникли именно под влиянием религиозной культуры.
Так, когда люди благодарят друг друга, они говорят «Спасибо», что означает «Спаси тебя Бог!». Понятие о спасении – одно из главных в православном учении. А поскольку на русском языке говорят различные народы, многие из которых относятся к другим религиозным концессиям, то все они так или иначе имеют представление об особенностях русских традиций.
Говоря о том, как складывается многонациональная культура нашей страны, нужно упомянуть, и о том, что образование Союза Советских Социалистических Республик внесло значительный вклад в ее развитие. Тогда в состав государства вошло много соседних стран, каждая из которых имела свою уникальную историю, а также традиции. Большая часть этих народов к тому времени еще не имела своего национального алфавита. Поэтому они стали использовать кириллицу, принятую в русскоязычной литературе. В каждой из новых республик были созданы институты по изучению национального искусства. Многое из того, что проходят в рамках темы «Как складывается многонациональная культура?» по обществознанию были получены в процессе их работы.
Древние устные предания записывались, а затем включались в литературные сборники, издавались и переводились на русский и другие языки народов СССР. Поэтому сегодня жители РФ причисляют к произведениям своей национальной культуры не только исконно русские произведения, но и элементы культур тех народов, которые входили в состав Советского Союза.
Например, музыка, написанная армянским композитором Арамом Ильичом Хачатуряном, бесспорно, относится не только к армянской культуре, но и к российской, так как этот композитор творил, проживая на территории СССР, и его оперы и балеты ставились во многих городах страны. Данный пример может быть приведен при ответе на уроке по теме «Как складывается многонациональная культура». А кратко пересказав материал данной статьи, можно успешно сдать экзамен, если попадется соответствующий билет. Осталось добавить лишь то, что процесс образования многонациональной культуры не прекращается и по сей день.
Например, духовой оркестр республики Тыва использует в своих музыкальных композициях и горловое пение – искусство северных народов, и русские мелодии, а также джаз и рок.
В наше время на планете проживает не менее 3000 этнических единиц, а стран существует всего 200 с лишним. Это означает, что во многих странах живет сразу несколько национальностей. Таких государств довольно много, но в статье рассмотрим только самые многонациональные страны в мире.
Индия - это государство занимает первое место абсолютно заслуженно, ведь ее можно сравнить с ярким калейдоскопом из наций, племен, каст и их культурного наследия. Современное многонациональное состояние сформировалось под влиянием других народов, в том числе колонизаторов. Хотя англичане, под чьим началом самая многонациональная страна находилась долгое время, всё же оказали минимальное влияние на ее культуру в отличие от афганцев, китайцев и других территориально близких народов.
70% жителей составляют индо-арийцы – смуглые, с более европейским типом внешности, часто исповедуют ислам либо индуизм. 25% – дравиды. Это коренное население, наполняющее страну до появления индо-арийцев. Почти все они приверженцы индуизма. 3% – монголоидная раса, чья культура во многом зависит от соседних Китая, Непала, Бирмы. Исповедуют по большей части буддизм. На юге страны проживает некоторое количество негроидов, особенно на Андаманских островах.
Численность индийского населения составляет 1,2 миллиарда, это лишь немногим меньше населения Китая.
Бразилия. Это государство Южной Америки за сотни лет также сформировало в себе богатую культурную палитру. Более того, согласно статистическим исследованиям, в этом государстве проживают представители всех основных национальностей, живущих на планете. 54% населения составляют белые (португальцы, итальянцы, испанцы, немцы, арабы), 38,5% мулатов, 6,5% чернокожих, 0,5% азиатов и 0,45% индейцев, представляющих коренное население.
В Бразилии насчитывается более сотни различных народностей.
Бразилия – достаточно густонаселенная страна, плотность ее населения достигает 20 человек на кв. м. Но люди распределены по территории очень неравномерно. Примерно половина населения проживает всего на семи процентах страны, в основном в прибрежном регионе. Урбанизация идет очень быстро: если в 1960 в городах жило менее 50% населения, то в 2007 –уже 85%.
Индонезия. Хотя у этой страны есть собственный государственный язык, национальный ее состав довольно богат. Самой многочисленной национальной группой являются яванцы (42% или примерно 67 млн. человек). На втором месте суданцы, их 15%. Далее следуют малазийцы. Почти все эти люди родились в Индонезии, но от иностранных родителей. Богата страна и такими национальными группами, как малоизвестные дурре, буджис, бетави, мадурцы и т.д. Из приезжих, а не коренных, народов достаточно многочисленны китайцы, индийцы, японцы.
По подсчетам ученых, в Индонезии разговаривают более чем на 700 диалектах.
Россия. Наша страна стала родным домом для многих наций, особенно бывших ранее в составе СССР.
Большую часть населения всё же составляют русские, но полный список народов насчитывает не один десяток.
Самые крупные из них (более 1 миллиона) – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.
Есть и малые народы, живущие на Дальнем Востоке, в Западной Сибири, в Поволжье.
Народы, проживающие на расстоянии от центральных городов (калмыки, нанайцы и т.д.), придерживаются старинных традиций и верований, мало контактируя с основным населением.
В России проживает 80% русских, а остальные 20% занимают жители разных национальностей.
Китай. На территории этого густонаселенного государства живет 56 национальностей по самым скромным подсчетам. Размещены они крайне неравномерно. Например, ханьцы по всей стране, но особенно в речных бассейнах Хуанхэ и Янзцы. У этой народности испокон веков сложились тесные взаимоотношения с соседскими нациями благодаря экономическим и политическим факторам; поэтому именно Хань считается не только самой распространенной, но и самой значимой народностью в стране. Весьма широко распространены также уйгуры, тибетцы, корейцы, казахи, даже русские.
Количество мелких народов, проживающих в Китае и не обладающих даже названием, не поддается подсчету.
Турция - это одна из самых многонациональных стран Европы. Несмотря на то, что основное население – коренные турки, помимо них здесь проживают такие национальности, как греки, черкесы, армяне. Коренное население – курды – осталось в количестве шести миллионов человек. 8% жителей государства составляют крымские татары, начавшие переселяться сюда еще в XVIII веке. Греки же жили здесь еще начиная с Византийского периода, причем это едва ли не единственное христианское сообщество на территории Турции, мусульманской страны.
В Турции проживает примерно 25 национальностей.
Канада. Эта страна является очень привлекательной для иммигрантов со всех концов света, этим и обосновывается многообразие народов на ее территории. Неудивительно, ведь Канада отличается высоким уровнем жизни, продуманной системой образования, хорошей экологией. Это манит и наших соотечественников: в Канаде есть крупные диаспоры украинцев и россиян. А вообще национальный состав страны формировался на протяжении сотен лет. Еще до колонизации здесь жили племена эскимосов и индейцев. Во времена колонизации же преимущество одержали французы.
Нация – высшая единица этнической принадлежности, в отличие от племени или даже народности. Однако по мере развития первостепенное значение нации уходит на второй план, ведь, по сути, все мы люди – жители Земли, а страна – это лишь конкретное место проживания.
Многонациональное государство
Государство многонациональное - государство, в составе которого проживают различные нации, народности, исторически сформировавшиеся на данной этнической территории. Государство многонациональное следует отличать от государства полиэтнического, для которого характерно наличие множества этнических групп в составе одной нации. Например, США не являются государством многонациональным, поскольку в нем сложилась единая американская нация, состоящая из множества этнических групп.
Различными путями складывались государства многонациональные. В одном случае это происходило там, где государственное сплочение народов произошло раньше, чем начиналось формирование наций и развивались национальные движения за политическую самостоятельность. Нередко это происходило путем завоеваний. Так было, например, в Восточной Европе и в ряде регионов Азии. В Африке государства многонациональные складывались чаще всего в ходе колониальной экспансии. К числу типичных государств многонациональных следует отнести Индию, Индонезию, Россию, Нигерию, Иран, Вьетнам, Китай и др. Более половины населения планеты живет в государствах многонациональных.
Существующие государства многонациональные можно разделить на два вида: государства с численным доминированием одной нации и государства, в которых ни одна нация не доминирует над другими. Большинство государств многонациональных относятся к таким, где проявляется доминирующее положение одной нации. Обычно они являются более прочными и стабильными в межнациональном отношении и реже подвержены межэтническим столкновениям. По формам территориального устройства государства многонациональные существуют как унитарные, так и федеративные. Как правило, в государстве многонациональном учитывается многонациональность в построении государственных органов власти в этноязыковой политике, при формировании властных структур, в социально- культурной жизни и т. д.
Российская Федерация — государство многонациональное, в котором живут более 140 народов. Самой многочисленной нацией является русская, численность которой составляет 80% всего населения страны. Характерным для многонациональной России является дисперсное расселение этносов, особенно в республиках в составе РФ. Вместе с тем для подавляющего большинства регионов характерно преобладание русского населения.
Многонациональность не является определяющим признаком, характеризующим тип государства, его социальную природу. Однако наряду с экономической, политической, духовной характеристиками признак многонациональности накладывает отпечаток на исторические судьбы государства и его функционирование. Как правило, многонациональность является дополнительным фактором, осложняющим внутреннюю жизнь государства многонационального.
При правильной национальной политике демократическое государство многонациональное в состоянии обеспечить нормальные взаимоотношения между народами, а сама многонациональность не будет нарушать стабильности и устойчивости государства.
Многонациональный язык
Наша страна Россия по строгому факту – это не государство одних русских или русскоязычных граждан. Это страна, в которой живут многочисленные народности и народы, что общаются на своих национальных языках. Каждый из таких языков – это отдельная задача не просто сохранности, но и совершенствования, развития. Это же относится и к национальным культурам.
Но как тогда обеспечить межнациональное общение этих народных групп, если каждая из них преимущественно используют свой национальный язык? Вот именно с задачами и условиями такого контакта в огромном многонациональном государстве и должен справляться русский язык, конечно, помимо задач общения между собственно русскими людьми.
Русский язык всегда являлся официальным и государственным языком страны, когда она была империей, когда она была Союзом, и теперь, когда она просто Россия.
Этот язык:
• используется в дипломатическом, юридическом, культурном общении,
• на нем мы передаем миру все наши достижения,
• на нем ведем свое делопроизводство (в большей части регионов страны),
• на этом языке идут общегосударственные трансляции СМИ.
Разумеется, периодически появляются сложности, касающиеся взаимодействия русского и национальных языков. Они обуславливаются стремлениями обособления не только на территориальном, но и на языковом уровне. Очевидно, что такие явления сужают развитие, закрывают перспективы совершенствования как самого межнационального контакта, так и созревания собственно самих национальных культур.
Думается, правильным было бы параллельно развивать и изучать национальные языки и русский язык, сохраняя при этом национальные традиции и русскую культуру.
Интересно складываются отношения русского и национального языков – отмечается взаимное воздействие и влияние русского и национальных языков. Это явление классифицируется как взаимопроникновение и носит название интерференция. Как пример, можно наблюдать появление фонетике русского языка фонетических систем иных национальных языков. Обычно это явственно, когда по-русски говорит человек, не являющийся его носителем (т.е. говорит с разным уровнем акцента).
Данная тенденция использования русского как межнационального средства контакта приводит еще и к появлению разных видов двуязычия, когда речь человека состоит из национально-русской лексики и фонетики. А такие перспективы обусловливают, в свою очередь, качественно новые и интенсивные, сложные и многоплановые связи и отношения между русским и другими языками нашей страны.
Как вы думаете, какое может быть отношение к русскому языку у людей разных национальностей нашей страны?
Те отношения, которые существовали между центральной властью и местным населением в Советском Союзе, часто воспринимались как экспансия. То же касалось и русского языка. Сейчас, когда во многом все еще не устоялось, а только формируется, негативное отношение к центру накладывает свой отпечаток на отношение к русскому языку. При благоприятной экономической обстановке народы поймут, что общаться с таким государством, как Россия, и в таком государстве, как Россия, удобнее говорить на одном языке. Без сомнения, таким языком всегда был и останется русский.
Какие языковые формулы сохраняются и при общении нерусских на русском языке?
Это, конечно же, языковые формулы национального языкового этикета (приветствия, обращения и т. п.), также междометия и экспрессивные слова родного языка, которые передают чувства или отношение говорящего к взволновавшему его событию.
Многонациональная Европа
В зарубежной Европе проживает более шести десятков разных народов. Для многих, эта территория стала родной еще до начала формирования современной карты мира.
Факторы становления национального состава Зарубежной Европы:
• Рельеф. Издавна, племена людей объединялись на равнинных территориях. Поэтому, самыми первыми населёнными регионами считаются Парижский бассейн и Северо-Германская низменность. Слияние этнических групп четко прослеживается в странах с преобладающей горной местность – на Балканах и в Альпах.
• Миграция. Европа за свою историю не раз переживала волны миграции. Фактически процессы переселения народов в более развитые страны продолжается уже 4 века. Но самый крупный наплыв людей произошел в начале 20 века, после окончания Первой мировой войны и ликвидации колоний. Континент заселили выходцы из Средней Азии, Латинской Америки, Африки и Океании. Этнические диаспоры этих людей существуют до сих пор во Франции, Германии, Англии, Швейцарии и ряде других стран. Но люди настолько прижились и слились с этническим народом, что выделить чистокровных арабов или мексиканцев практически невозможно.
• Междоусобные конфликты и гражданские войны. Национальный состав зарубежной Европы постоянно изменялся. Только последние 60 лет Европа находится в мире. За свою историю существования сложно перечислить все конфликты и войны. Страны объединялись, делились и только с 1918 года сформировалась основа, которая сейчас изображена на карте мира. Окончательное формирование государств произошло совсем недавно, после распада Советского Союза.
Такого этноса как Испанцы не существует, в десятом столетии нашей эры несколько народностей объединились в одну. Это были: арабы, кельты, евреи, представители романской культуры. На завершения процесса слияния понадобилось несколько веков. Болгары тоже потеряли свою самобытную культуру, потому что находились под властью Османской империи на протяжении 4 веков.
По численности народов внутри страны, все государства делятся на три типа: однонациональные, двунациональные и многонациональные, т.е. те, в которых есть крупные национальные меньшинства.
14 однонациональных стран Зарубежной Европы представлены в таблице:
Объединённые характеристики
Государства, где преобладает одна нация
Самые крупные государства
Германия, Италия, Польша, Австрия
Самые северные
Исландия, Ирландия, Норвегия, Дания
Юго-восточные государства
Греция, Венгрия, Чехия, Словения, Албания
Германию, и ее соседок с запада и востока – Австрию и Нидерланды, условно считают однонациональными, несмотря на массовые миграции в эти страны.
Самые многонациональные страны Зарубежной Европы условно можно разделить на две группы: в первую войдут государства: Великобритания, Испания и Швейцария, а в другую – все страны Балкан.
Коренное население Германии – немцы. Наиболее крупную диаспору составляют турки, россияне, итальянцы и греки.
Великобритания состоит из нескольких этнических территорий, объединённых под одной короной. Именно поэтому, считается, что она многонациональна. В городах и селах Англии живут англичане, в северной части острова – шотландцы, в Ирландии – ирландцы. И среди всего многообразия культур мигрантов, свою самобытность сохранили гэлы и валлийцы.
Народы, преобладающие в Испании: баски, испанцы, каталонцы, цыгане.
Коренное население Швейцарии делится на 4 этнический группы: германо-швейцарцы, итало-швейцарцы, франко-швейцарцы и ретороманцы.
Двунациональные страны:
• Государства Балтийского моря: Эстония, Латвия, Литва. Помимо национального коренного населения, в этих странах преобладает русская диаспора.
• Государства Скандинавии: Финляндия, Швеция. Кроме коренных народов, которые составляют первую группу национального большинства (финны и шведы), в этих странах выделяют вторую группу – иммигрантскую.
• Славянские страны: Словакия, Румыния, Болгария.
• Франция. Несмотря на то, что большинство населения называет себя французами, сохранились такие национальности: баски, лотарингцы, фламандцы, евреи.
В процессе становления Европейского союза, все страны прошли сложный путь становления своих этнических групп. На сегодняшний день чистокровных наций практически не осталось. Но ученые до сих пор делят государства Европы на три группы: с одной преобладающей нацией, с двумя и многонациональные.
Многонациональные империи
Многонациональная империя — это инкубатор народов. Бывает, что птенцы вырастают и разрушают свой дом, но счастья им это не приносит. Так было после распада СССР, так было после распада Австро-Венгрии.
Владимир Путин назвал распад СССР, к 15-й годовщине которого мы приближаемся, «крупнейшей геополитической катастрофой» минувшего столетия. Близящийся полуюбилей, однако, хороший повод вспомнить о том, что катастрофы под названием «крушение крупной континентальной империи» случались в истории не раз. И, хотя, возможно, исчезновение СССР было самым масштабным, у них есть общие черты и закономерности, позволяющие понять, почему империи рушатся и что из этого происходит. Мы всего лишь люди, и пережитое нами самими, на собственной шкуре, зачастую кажется нам уникальным, ни с чем не сравнимым, однако история то и дело рассеивает наши иллюзии своим холодным «все это было, было...».
Австро-Венгрия, о распаде которой пойдет речь ниже, — на первый взгляд, не совсем удачный кандидат в аналоги СССР. Империя Габсбургов создавалась в течение нескольких веков практически с нуля, с маленького княжества в Альпах, а не была, как советское государство, отчасти продолжением, отчасти антиподом ранее существовавшей на той же территории иной великой империи. В отличие от Советского Союза, в основе дунайской монархии лежал династический, а не идеологический принцип: империя Габсбургов опиралась на традицию, империя, основанная Лениным, — на революцию. К тому же советский режим, даже близясь к закату, оставался куда более репрессивным, чем габсбургский, хотя и австрийских монархов «вегетарианцами» считать никак не следует. Наконец, в отличие от «первого в мире государства рабочих и крестьян», империя Габсбургов не ставила перед собой глобальных, универсалистских задач. Тем не менее, и общего у них было предостаточно.
Обе многонациональные империи были враждебны любому национализму — его торжество означало бы их исчезновение.
Что в конце концов и произошло. Искренность «пролетарского интернационализма» советского руководства можно во многих случаях обоснованно подвергать сомнению, но несомненно, что СССР не был национальным государством русских или какого-либо другого из населявших его народов. То же можно сказать и о дунайской монархии: миф о «тюрьме народов» появился уже после ее крушения и активно поддерживался пропагандой и националистической историографией стран-преемниц. В действительности можно вести речь скорее об «инкубаторе народов», в котором были созданы достаточно благоприятные условия для культурного, экономического, а затем и политического развития множества этносов и постепенного превращения их в современные нации. К началу ХХ века «гнездо» стало тесным для «птенцов», Первая мировая довершила дело, и «инкубатор народов» был разрушен.
Будучи сложными и громоздкими административными организмами, Австро-Венгрия и СССР жили в ситуации то затихавшего, то вновь обострявшегося конфликта между центральной и региональной властью, и в обоих случаях центр в конце концов проиграл. Основные причины краха обеих империй опять-таки схожи. Их две. Первая — война (в случае с Австро-Венгрией — «горячая» Первая мировая, в случае с СССР — «холодная»), которая привела к обострению диспропорций в экономике страны и острому социально-экономическому кризису. Вторая — неурегулированность отношений между центром и «национальными окраинами», в результате которой крепнущие национальные элиты, возникшие во многом благодаря умышленным или невольным усилиям центра, начали предъявлять центру ультиматумы и в конце концов дали ему «шах и мат».
Да и масштабы крушения советской империи и дунайской монархии, вообще-то, вполне сопоставимы.
Оба события отразились на судьбах десятков миллионов людей. Оба привели к резкому изменению геополитической картины Европы и мира. После распада СССР биполярный мир превратился в однополярный Pax Americana. Как видим, во многих отношениях менее стабильный и безопасный, чем мир времен «холодной войны», но в определенном смысле и более свободный. (Если не забывать о том, что люди склонны порой чудовищным образом злоупотреблять своей свободой.) После распада Австро-Венгрии Центральная Европа, ранее во многих отношениях ключевой регион Старого Света, утратила самостоятельную геополитическую роль и превратилась в сферу влияния сменявших друг друга внешних акторов — Франции, Германии, СССР, США...
Поражение в «семинедельной войне» поставило монархию Габсбургов в сложное положение. Помимо военной катастрофы и дипломатического унижения, империя переживала острый кризис авторитарно-централистской системы правления, заведенной юным императором Францем Иосифом I и его советниками сразу после подавления революции. С начала 60-х императорское правительство проводило ограниченные либеральные реформы, но после поражения в войне с Пруссией стало ясно, что сохранить древнюю империю можно лишь ценой кардинального изменения ее устройства. Речь шла, в первую очередь, об уступках политической элите Венгрии, которая в течение почти 20 лет, после того, как австрийские и русские войска разгромили венгерское национально-освободительное движение, находилась с Габсбургами в состоянии «холодной войны».
Итогом непростых переговоров между Веной и Будапештом стало принятое соглашение, вошедшее в историю под названием Ausgleich (нем. «выравнивание»). Франц Иосиф торжественно короновался в Будапеште в качестве венгерского короля, а монархия была преобразована на основе принципа дуализма: отныне она состояла из двух равноправных частей, располагавших широкой автономией, почти независимостью. Венгерское королевство, в состав которого, помимо собственно венгерских земель, входили тогда нынешние Словакия, Хорватия, Трансильвания, Воеводина и Закарпатье, получило почти полную самостоятельность от западной части империи, которую в обиходе называли Австрией, официально же она носила длинное и неуклюжее наименование — «земли, представленные в Имперском совете». Земель этих было немало, от собственно Австрии до Чехии и Галиции, каждая из них обладала собственными государственно-правовыми традициями и непростой историей отношений с центральным правительством и династией. Западную часть империи объединяли с Венгерским королевством, помимо особы монарха, именовавшегося в «большой» Австрии императором, а в «большой» Венгрии — королем, также единая армия и три общих министерства — иностранных дел, обороны и финансов (последнее ведало лишь небольшой общей «кассой» обеих частей империи).
Сложное государственное устройство было следствием многочисленных компромиссов между династией и ее разноплеменными подданными.
Недовольными остались многие, как к западу, так и к востоку от внутренней австро-венгерской границы. В 1871 году чехи почти уговорили Франца Иосифа короноваться в Праге — в качестве чешского короля, однако позднее император вынужден был отказаться от своего обещания под давлением венгерских политиков, опасавшихся, что Чешскому королевству будет предоставлена столь же широкая автономия, как и королевству Венгерскому. В самой Венгрии тем временем был принят весьма демократичный, по тогдашним меркам, «закон о национальностях», где говорилось о наличии «единственной политической нации — единой и неделимой венгерской нации, членами которой являются все граждане страны, к какой бы национальности они ни принадлежали».
На деле, однако, все было иначе. Декларируя гражданский национализм, признающий права членов нации за всеми гражданами страны, политическая элита Венгрии на практике склонялась к национализму этнокультурному, распространяющему эти права только на носителей титульного языка и культуры. В последней четверти XIX века в Венгерском королевстве осуществлялась программа мадьяризации административных органов и системы образования, принуждавшая представителей этнических меньшинств ассимилироваться, превращаться в мадьяронов — людей, отказавшихся от собственных этнических и культурных корней во имя более «высокой» венгерской культуры. Естественно, такая политика не могла не натолкнуться на сопротивление меньшинств — хорватов, словаков, сербов, румын, у которых начался процесс формирования наций. Вдобавок меньшинства, строго говоря, являлись таковыми, лишь будучи взятыми по отдельности: в начале ХХ века этнические мадьяры составляли лишь 48% населения королевства, а остальные народы — 52%! В этих условиях политика мадьяризации, естественно, вызывала все более сильный отпор.
В западной части империи самый тугой гордиев узел затянули чехи и немцы, которых на тот момент в чешских землях проживало около трех миллионов. Быстрая культурная, экономическая, а затем и политическая эмансипация чехов во второй половине XIX столетия привела к острой конкуренции между ними и местными немцами. В 90-е годы обстановка обострилась настолько, что в ряде городов Чехии и Моравии власти несколько раз вводили чрезвычайное положение. Трения на национальной почве наблюдались и в других провинциях — между словенцами и немцами в Каринтии, Горице и Крайне, поляками и украинцами в Галиции, сербами, хорватами и итальянцами в Хорватии и Далмации... Постепенно многие народы в обеих частях Австро-Венгрии начинали воспринимать государственный строй империи как монархию «на двоих», благоприятствующую главным образом венграм и австрийским немцам — за счет славян и румын.
Межэтнические противоречия были характерны главным образом для крупных городов. Кроме того, габсбургская традиция и вырабатывавшаяся веками соответствующая идентичность, которая связывала подданных императора-короля прежде всего с монархией и династией, а уже во вторую очередь с той или иной территорией и народом, оставалась достаточно сильной вплоть до последних полутора-двух десятилетий существования Австро-Венгрии. У некоторых бывших подданных дунайской монархии эта идентичность даже пережила крах государства: известны случаи, когда бывшие офицеры, чиновники, представители интеллигенции отказывались принимать гражданство той или иной страны-преемницы, предпочитая «нансеновские паспорта» и иные документы лиц без гражданства.
Обострение межнациональных противоречий, протекавшее в течение многих десятилетий и отнюдь не лавинообразно, казалось, не мешало монархии добиваться экономических успехов.
Серьезным экономическим потрясением стал крах венской биржи в 1873 году, после чего Австро-Венгрию ожидали четверть века экономического подъема и роста благосостояния — пусть даже распределенного весьма неравномерно между процветающими областями и отсталыми провинциями. Вплоть до рокового 1914 года экономика дунайской монархии знала гораздо больше благополучных лет, чем периодов спада и кризисов.
Развитие капитализма в Австро-Венгрии вело к формированию единого обширного центрально-европейского рынка, разрушение которого после 1918 года весьма отрицательно сказалось на экономике практически всех стран-преемниц.
В Австро-Венгрии (как и в кайзеровской Германии) проводилась наиболее передовая по тем временам социальная политика. Уже в конце XIX века были введены пенсии по инвалидности и специальные накопительные счета для рабочих, запрещено использование детского труда (до 14 лет), а в 1917 году, за год до крушения монархии, было создано первое в мире министерство социальной защиты населения. Возможно, благодаря всем этим обстоятельствам времена Австро-Венгрии по сей день остаются в исторической памяти жителей Центральной Европы своего рода «золотым веком».
Власти хорошо сознавали, что национальный вопрос является главной угрозой для монархии. Франц Иосиф говорил о себе «Я немецкий князь», имея в виду скорее культурную и историческую принадлежность Габсбургов к германскому миру, нежели их политику, последовательно антинационалистическую, в том числе и по отношению к национализму части их подданных-немцев, которые ориентировались на Германию и мечтали о присоединении к ней. В конце 90-х годов XIX века император несколько раз подряд отказывался утвердить в должности популярного политика Карла Люгера, побеждавшего на выборах бургомистра Вены, пеняя ему на антисемитские и антиславянские взгляды, которые, по мнению монарха, могли бы обострить обстановку в многонациональной столице империи. В качестве одного из средств борьбы с национализмом императорское правительство рассматривало демократизацию — прежде всего, введение всеобщего избирательного права, надеясь, что на всеобщих выборах победят умеренные антинационалистические силы.
В 1907 году, незадолго до того, как это право было предоставлено всем подданным-мужчинам в западной части монархии, один из приближенных пытался предупредить императора о грозящей, по его мнению, опасности получить «красный» парламент. Франц Иосиф с непроницаемым лицом кивал головой, а потом спокойно и даже с каким-то удовлетворением заметил: «Да, будет много социалистов». Монарх, кстати, просчитался: преимущество в рейхсрате все равно получили разнообразные националисты.
В начале ХХ века Габсбурги начали рассматривать умеренных социалистов с их интернационалистской идеологией не как противников, а как тактических союзников в борьбе с главной угрозой — националистической.
Отношение австрийских левых к монархии также менялось в лучшую сторону — настолько, что во дворце Шенбрунн шутили насчет «императорской и королевской социал-демократии», а на собраниях социалистов, в свою очередь, в шутку называли престарелого императора «товарищем Францем Иосифом». Неудивительно, что именно «австромарксисты» сделали наиболее убедительные теоретические попытки разрешить национальный вопрос в рамках дунайской монархии. Свои планы реформирования монархии вынашивал и эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австрийского и венгерского престолов. Но день, когда наследник престола и его супруга были убиты в Сараеве сербским националистом Гаврилой Принципом, положил конец не только планам реформирования Австро-Венгрии, но и многим другим малым и большим планам миллионов людей.
К тому времени в империи не было ни одного сепаратистского движения, всерьез угрожавшего ее существованию.
Проблемы Австро-Венгрии носили хоть и хронический, но скорее латентный, неострый характер, и лишь великая катастрофа 1914–1918 годов резко обострила их, поставив 400-летнюю монархию на грань гибели.
Многонациональная армия
Знаменитый император Франции, мудрый полководец, решительный государственный деятель и амбициозный политик Наполеон Бонапарт прославился во всем мире благодаря своему стремлению расширить границы Франции, превратить ее в великую империю, подчинив политико-экономическим интересам страны европейские монархии.
Наполеон командовал огромной армией, отличавшейся многонациональностью.
Армия французского императора получила название «армия двунадесяти языков». Завоевывая все новые и новые территории, Наполеон Бонапарт заставлял покоренные народы платить налог кровью, поставляя своих солдат в его армию.
Этот факт и есть то, чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона.
Часть солдат вступила в армию добровольно, часть являлась подданными государств-сателлитов или союзных стран. Однако большинство иностранцев были включены в состав армии насильно, поэтому они враждебно относились к французскому командованию, его действиям и распоряжениям. Это существенно влияло на дисциплину, не позволяя поддерживать ее на должном уровне. Но, несмотря на это, армия полководца имела опытных начальников, отличалась хорошей боевой выучкой и была грозной силой для соседних государств.
В армии Наполеона хорошей выучкой обладали итальянцы, поляки, часть немцев (боеспособность представителей этой нации зависела от региона проживания).
1806 год ознаменовался поражением Австрии при Аустерлице, и к союзу с Наполеоном присоединилось Королевство Бавария. В связи с этим армия Наполеона пополнилась 10 линейными полками, число которых в 1811 году увеличилось до 13. Однако в 1813 году Бавария заняла антинаполеоновскую позицию, примкнув к коалиции враждебных Франции государств из-за ее поражения под Лейпцигом. Благодаря этому Баварии удалось сохранить большую часть вновь присоединенных территорий.
К 1812 году состав великой армии Наполеона включал в себя и польские полки, которые были едва ли не самыми воинственными и лояльными по отношению к командующим другой национальности. Объясняется этот факт тем, что, распавшись на отдельные территории из-за внутренних междоусобиц и будучи поделенным Россией, Пруссией и Австрией, Великое Герцогство Варшавское стремилось восстановить государственность и искало поддержки у французского императора. В отличие от многих союзников, поляки не покинули Наполеона до самого конца, до его последней битвы при Ватерлоо. Стремление восстановить единое государство (чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона) - одна из важных причин вхождения в состав войска разных национальностей.
Помимо немцев и поляков, армия императора включала также представителей Италии, Пруссии, Австрии, Саксонии, Бадена, Вестфалии, Вюртемберга, Неаполитанского королевства, Испании, Голландии, Гессен-Дармтштадта.
Все они имели определенные цели или же были просто вынуждены вступать в ряды войска, подчинившись натиску Наполеона.
Французская армия к началу Отечественной войны 1812 года отличалась пестрым национальным составом, что, с одной стороны, ослабляло ее, а с другой – позволяло пополнять ряды все новыми солдатами, приближая императора к достижению поставленной цели.
Благодаря сильной многонациональной армии император Наполеон Бонапарт завоевал страны Западной Европы (кроме Англии), а 1807-1812 годы были периодом расцвета Франции. Однако, несмотря на многочисленные успехи, амбициозный император так и не смог покорить своего главного противника - стоявшую на пути к господству Франции над миром Россию.
Все то же, чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона, дает пояснение и другому факту – поражению на решающем этапе войны.
Власть многонационального народа
Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.
Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость: народ обладает всей полнотой власти на территории страны.
Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. "Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону", — гласит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа — ее единственного источника.
Все рассмотренные главные организационно-правовые формы осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа — единого и единственного конституционного источника власти в стране.
Современное государственное устройство Российской Федерации в значительной мере наследует структуру РСФСР советского периода. Это по-своему логично и объяснимо, поскольку в эпоху суверенизации авторы нынешней российской Конституции в большей степени были озабочены сохранением целостности страны, поэтому искали приемлемые для субъектов самоопределения юридические рамки или, скорее, юридические формулы. Однако после стабилизации государственно-правовой системы России назрела необходимость социологического, политического и правового анализа сформировавшейся реальности с целью обеспечения подлинного равноправия различных народов и национальностей не только в провозглашаемых принципах, но и в жизни.
Действительно, даже если не уходить глубоко в историю, а поближе познакомиться с конституционно-правовой системой России, её «юридическим скелетом», становятся очевидны явные несоответствия провозглашаемому исходному принципу многонациональности. Более того, противоречия настолько основательны и вопиющи, что сам вопрос о существовании многонационального государства представляется открытым. При этом под ним мы понимаем не просто государство, распространяющее свою власть на множество различных народов и этнических групп (подобных примеров в истории человечества предостаточно), а такое, которое создали и через которое реализуют свою волю эти народы и этнические группы.
Однако, прежде чем перейти к рассмотрению поставленного вопроса, необходимо уточнить некоторые определения.
Расхожий, многократно повторённый тезис гласит: демократия — власть народа. По сравнению с абсолютной монархией или, допустим, теократией, безусловно, да. Но нужно сделать ряд оговорок. Так, сегодня одним из ведущих принципов демократии являются свободные всеобщие выборы. Победившая сторона, иногда даже не получившая поддержки абсолютного большинства избирателей, и признаётся «народом». Нередко случается, что это относительное большинство оказывается меньшинством в масштабах всей страны или, если угодно, народа.
В итоге выработалось некое правило игры, согласно которому часть населения (или даже его большинство), по своему желанию не участвовавшая в выборах, добровольно принимает результат таких выборов от имени народа и готова подчиниться ему. Полагаем, что это всё же правило игры, а не общественное соглашение, поскольку значительное число избирателей не участвует в выборах отнюдь не в связи с согласием с их будущими результатами, а по множеству иных причин, требующих отдельного обсуждения и осмысления.
Как бы то ни было, очевидно, что в современном мире демократия подразумевает, строго говоря, власть не народа, а в лучшем случае его большинства, в том числе относительного. При этом, как показывает опыт последних лет, перевес может составлять 1-5%, что вообще ставит под сомнение легитимность такого большинства, его моральное право управлять страной, в которой практически каждый второй не согласен с ним.
Порядок и общественное согласие в таких случаях удаётся удерживать часто благодаря тому, что меньшинство всё-таки готово принять победу большинства как своего рода социальный эксперимент: «Пусть попробуют! Посмотрим», — при наличии реального шанса провести свою линию на следующих выборах.
Такой исход возможен, если присутствуют ценности, разделяемые всеми группами населения. В противном случае, когда разногласие между большинством и меньшинством возникает из-за отношения к этим ценностям, победу на выборах одной из сторон сложно признать легитимной; более того, её следствием может стать их столкновение.
Таким образом, правильная с юридической точки зрения победа большинства на честных и свободных выборах не всегда является действительным осуществлением власти народа. Иногда она приводит к распаду некогда единого народа или к противостоянию в обществе, что, в свою очередь, может закончиться расколом внутри него. Из этого утверждения следует: упование на демократию как на власть большинства может не оправдать ожиданий, поскольку демократия сама по себе не является достаточным залогом стабильности и общественного единения.
В отчётах многих международных организаций, в аналитических статьях специалистов, в официальных документах правительств нередко приводятся данные о вовлечённости в различные представительские институты тех или иных слоёв населения, в том числе по национальному признаку.
Однако зачастую нам приходилось сталкиваться с отказом правительств предоставлять статистику по национальной/этнической принадлежности людей, занимающих должности в общегосударственных или местных выборных органах власти или самоуправления. Причём у нас нет доступа также к данным по уровню занятости представителей различных национальностей, их образования, доходов, обеспеченности социальными благами и другим показателям.
В ответ на подобные запросы Правительство РФ указывает на равенство людей в стране независимо от их национальности и объясняет отсутствие такой статистики невозможностью её сбора. По нашему мнению, чаще всего это плохо завуалированное нежелание: любое правительство умеет собирать подобную информацию и прекрасно ориентируется в ней, когда речь идёт об обороне, национальной безопасности, распределении трудовых ресурсов и т. п.
Мнимое отсутствие таких данных позволяет власти, как нам кажется, обходить неудобные вопросы и скрывать массовую и систематическую дискриминацию, существующую в отношении определённых национальностей, народов, этнических групп, что является темой для отдельного разговора.
Суверенитет многонационального народа
Как следует из преамбулы Конституции РФ («Мы, многонациональный народ РФ … принимаем Конституцию РФ»), а также из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ («носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»), в России на конституционном уровне провозглашается и признается принцип народного суверенитета, народ (т. е. все население России – совокупность граждан и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ) является верховным сувереном, в этом аспекте многонациональный народ России предстает как единый конституционно-правовой субъект особого рода.
Вместе с тем в Конституции РФ понятие «народ» используется и в другом смысле – как исторически сложившаяся социальная общность, самоидентифицирующая себя в качестве таковой, объединенная по национальному, территориальному, бытовому, языковому и иным признакам (напр., коренные малочисленные народы Крайнего Севера). В этом смысле, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, за народами в РФ признаются равноправие и право на самоопределение (т. е. влияние на процесс государственного управления). Надо заметить, что право на самоопределение – это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ РФ. Формами национального самоопределения в РФ, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и автономная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава Федерации) не допускается.
Как следует из ст. 4 Конституции РФ, государственный суверенитет РФ распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию, в частности, Конституция РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории РФ. Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают. Это было подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ № 10П, которым не соответствующим Конституции РФ было признано положение Конституции Республики Алтай о суверенитете данного субъекта РФ. Указанная позиция была подтверждена и в других решениях КС РФ. Конституция РФ не допускает существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти в РФ.
Статья 67 Конституции РФ определяет, что к территории РФ относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом нормами международного права и федеральным законодательством.
Проблема многонациональных стран
Во многих странах Западной Европы и Северной Америки обострились взаимоотношения между различными этническими группами населения. Среди жителей франкоязычной провинции Квебек, в англоговорящей Канаде все большую популярность завоевывала идея создания самостоятельного государства. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии автономии требовал Уэльс. Еще более радикальными (вплоть до отделения) подобные настроения были в Шотландии. В Северной Ирландии усилилось противостояние между католиками, выступавшими за объединение с Ирландской республикой и протестантами - сторонниками сохранения шести графств в составе Соединенного Королевства. Автономии добивалось большинство провинций Испании, а самая беспокойная из них - Баскония - независимости. Во Франции сходные сепаратистские лозунги (за отделение и создание собственного государства) выдвигали корсиканские националисты. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. Два основных этноса Бельгии, валлоны и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.
Обострение межэтнических отношений было вызвано многими причинами.
Рост образовательного и культурного уровня, улучшение условий жизни породили у этнических меньшинств новые требования и запросы. В ряде стран Западной Европы в среде интеллигенции возникли движения за сохранение и возрождение местных исторических традиций, языков, диалектов, наречий. Стали выдвигаться требования признания языков меньшинств государственными.
Структурная перестройка экономики привела к тому, что некоторые национальные регионы превратились в «зоны упадка». Так, например, в Уэльсе закрывались угледобывающие предприятия, возросла безработица. В Северной Ирландии упал спрос на продукцию верфей. Корсика и Баскония оставались слаборазвитыми, аграрными регионами.
Поэтому местное население было недовольно политикой центральных властей.
Другие национальные регионы, наоборот, экономически преуспевали. Например, в Шотландии нашли богатые месторождения нефти на прибрежном шельфе. Шотландские националисты были убеждены, что приобретение независимости позволит быстро повысить уровень жизни населения.
Власти прибегли к репрессиям для подавления выступлений этнических меньшинств. Однако насилие породило ответное насилие. Среди сепаратистов возросло влияние радикальных групп, использовавших методы террора. В Северной Ирландии активизировалась деятельность Ирландской республиканской армии (ИРА), которая перенесла партизанскую войну на территорию Англии. В Басконии действовала террористическая группировка «Баскония и свобода», более известная как ЭТА (по первым буквам своего названия). Повстанческие отряды возникли на Корсике. Действия террористов вызывали большую тревогу и озабоченность в обществе.
Власти вынуждены были обратить серьезное внимание на проблемы регионального сепаратизма, и в результате они частично были решены.
Борьба с террористами сочеталась с уступками тем требованиям, которые не подрывали целостности государства. Так, Бельгия стала федерацией. В Шотландии и Уэльсе после проведения референдумов были созданы органы самоуправления - Шотландский парламент и Ассамблея Уэльса. В Квебеке также был проведен референдум, который (хотя и с минимальным перевесом в 1 % голосов) показал, что его граждане хотели бы жить в едином канадском государстве.
На общегосударственном уровне предпринимались специальные меры по развитию национальных регионов. Привлечение инвестиций в зоны экономического упадка позволяло снизить остроту этнических противоречий. В рамках Европейского союза начали действовать общеевропейские программы помощи регионам, признанным зонами социального бедствия.
Наиболее острая ситуация сложилась в Северной Ирландии. Конфликт, уходивший своими корнями в глубь веков, обострился. За сорок лет он унес жизни около 3 тыс. человек. Однако даже здесь ситуация была взята под контроль. Радикальные террористические группировки оказались в изоляции, большинство из них начали сдавать оружие.
В государствах, где существовали крупные общины коренных жителей (эскимосы и индейцы в Канаде, индейцы в США, аборигены в Австралии, маорийцы в Новой Зеландии), были приняты законы, обеспечивавшие их равноправие. Коренным жителям выплачивались компенсации за захват земель белыми колонистами в XVIII-XIX вв., предоставлялись льготы при получении образования, принимались меры по сохранению их традиционного образа жизни.
В странах Запада возникла новая наука - конфликтология, которая занимается поиском универсальных рецептов решения любых конфликтов. Главный из них - сочетание диалога с умеренными сепаратистами с жесткими мерами в отношении экстремистов. Однако в многонациональных государствах Севера в конфликты были вовлечены этносы, разделявшие общеевропейские, культурные, христианские ценности, приверженные демократии. Это обеспечивало возможности диалога, взаимных уступок, тем более что сторонники насильственных действий были малочисленны. Более сложные проблемы возникли в связи с появлением в развитых странах многочисленных общин этнических меньшинств с иными системами ценностей.
Многонациональный коллектив
Сегодня не найти крупную компанию, в коллективе которой состояли бы работники одной веры. Многонациональные коллективы подразумевают различие в религиях, каждая из которых имеет свои традиции, ценности и порядки. Управление сотрудниками разных религий является сложной задачей для руководителя.
В западноевропейских и американских компаниях считается признаком хорошего тона внимательное и лояльное отношение к подчиненным иных религиозных течений. Руководители компаний отпускают сотрудников мусульман на пятничную молитву, в корпоративных ресторанах для иудеев и буддистов предлагают особое меню и в религиозные праздники подчиненных переносят им выходные.
Бизнесмены, уважающие религии разрабатывают системы стимулирования с учетом данных факторов. В борьбе за равенство сотрудников всех верований в компаниях создают отделы, занимающиеся вопросами управления с учетом принадлежности к определенной религии.
Такая политика, если и не устранит все непонимания людей разных религий, то снизит их количество и подготовит прочную базу того, чтобы многонациональный коллектив стал боле гармоничен. Последние годы и в России компании стали корректно относиться к подчиненным другой веры. Например, такую позицию демонстрирует Артемий Лебедев. В законе его Студии записано: «Студия Лебедева является светским предприятием. Нет никакой обязательной или официальной религии для сотрудников. Деятельность, направленная на разжигание религиозной, национальной и расовой розни, нарушающая целостность Студии Лебедева, запрещается».
Иногда желание руководителей организаций показать лояльное отношение к людям иных религий доходит до абсурда. Например, в авиакомпании "British Airlines" произошла история, где сотруднице, регистрирующей пассажиров, запретили носить нательный крест. Запрет был аргументирован тем, что христианский символ может оскорбить сотрудников или пассажиров других вероисповеданий. Однако сотрудники мусульмане и сикхи могли носить хиджабы и тюрбаны. Такие случаи чрезмерной заботы о людях другой веры нередки в западных фирмах.
Так, несколько лет назад, в Британии 2/3 компаний запретили к Рождеству украшать офисы, чтобы не задеть коллег-мусульман. В США это уже не новость. Некоторые американские работодатели обращаются с поздравлениями к сотрудникам со словами «зимние каникулы», «зимний праздник», «праздничное дерево» вместо «Рождества» и «Рождественской елки». Пасху здесь называют «весенний праздник».
Еще один случай излишней политкорректности произошел на заводе компании «Форд» во Всеволожске. Представители священника Андрея Кураева обратились в компанию с просьбой организации экскурсии по заводу. Руководство в просьбе не отказало, но попросило диакона не надевать рясу церковника во время визита. Просьбу объяснили, тем, что в компании работают сотрудники разных конфессий, и появление священника в церковном облачении может быть расценено работниками как предпочтение компании одной религии другим.
Чрезмерная забота работодателей о лояльности к подчиненным разных верований связана с увеличившимся количеством судебных исков от сотрудников, которые обвиняют руководителей в религиозной дискриминации. Так в компании Alamo Rent a Car" произошел скандал, после чего компания выплатила бывшей сотруднице около 300 тыс. долларов. Американский суд обязал компанию выплатить внушительную компенсацию за моральный ущерб, так как компания запрещала сотруднице носить во время месяца Рамадана хиджаб. Девушка вышла на работу с покрытой головой, за что ее уволили.
В компании "AMD" руководители остановили проект ливанца после событий 11 сентября. Американец ливанского происхождения подал в суд на руководителей, обвиняя их в религиозной дискриминации.
Иногда предприниматели не просто демонстрируют лояльность к сотрудникам другой веры, но строят бизнес на религиозных принципах. В мировом бизнесе построение культуры организации на религиозных принципах не редкость: это и японские фирмы, и компании стран Ближнего Востока, где традиционно бизнес основывается на духовных ценностях. В России формированием корпоративных культур на базе религиозных постулатов занимается бизнес-тренер Виталий Кандалинцев. Он разработал методику формирования в компаниях православной корпоративной культуры. Тренер считает, что такая культура вносит в жизнь компаний новый духовный компонент, и она развивается по-другому. Приоритетом становится ценность жизни по вере и поведение сотрудников, нормы осознаются с точки зрения Православия, например.
Предприниматели, построившие корпоративную культуру компании на православии, получают осязаемые плоды: ограничение греховных поступков, лояльность персонала, запуск механизма самосовершенствования подчиненных, устойчивую к трудностям (резистентную) культуру.
Примерные десять заповедей в предпринимательской деятельности:
1. Осознание того, что деятельность предпринимателя является сотворчеством Богу в пределах положенных человеку.
2. Нельзя считать предпринимательство началом материального интереса людей, стремлением к богатству.
3. Не нужно узкокорыстные действия в бизнесе оправдывать принципами справедливости и благом для общества.
4. Уделять время размышлению о соответствии бизнеса призванию сотворчества Богу.
5. Не забывать о людях (предпринимателях), оказавших тебе поддержку в начале бизнеса или в трудное для тебя время. В фирме должно достигаться уважение к старшим и к служебному положению.
6. Не нужно подавлять конкурентов незаконными методами, не ставь цель разорить их.
7. Не отказывайся от взятых обязательств, даже если нет юридической ответственности за их неисполнение.
8. Не кради. Вовремя погашай задолженности: по зарплате, по кредитам, по расчетам с поставщиками и с бюджетом. Не разглашай информацию, которую тебе доверили партнеры.
9. Никому не предоставляй ложную информацию о других предпринимателях. Соблюдай умеренность в рекламе. Не искажай документов и бухгалтерских данных.
10. Не нужно стремиться приобретать что-либо против воли владельца и давить на другого предпринимателя с целью получения его фондов.
Многие руководители считают, что вера – дело лично человека, если она не переходит границ. Но бывают ситуации, когда религия работников мешает работе. Например, когда сотрудник-сектант на рабочем месте активно агитирует других работников вступить в религиозную организацию. И даже, когда верующий человек не навязывает другим коллегам свою веру, но отстраняется от корпоративных вечеринок, отказывается от спиртных напитков во время праздников компании, то он может стать «белой вороной» в коллективе.
Еще серьезнее проблема возникает, если свою веру подчиненным навязывает руководитель. Подчиненные, скорее всего, встретят такие начинания с сопротивлением. Такую культуру сформировать довольно сложно и долго, а главное – не навязывать веру коллективу.
Многонациональный характер
Окончательно оформилось единство советской многонациональной литературы — одно из замечательных и принципиально важных качеств, имеющих значение для развития всей мировой литературы. Впервые в истории осуществился реальный тесный творческий союз разных национальных литератур с разными историческими традициями на базе коммунистической партийности и общих творческих принципов. Многонациональный характер советской литературы — следствие и проявление ленинской национальной политики, основанной на принципах пролетарского интернационализма и дружбы социалистических наций.
Складывание многонационального комплекса советских литератур отразило особенности исторического развития народов СССР. Рядом с литературами, имевшими богатую историю письменной словесности (грузинская, армянская, украинская, татарская литературы), существовали литературы молодые, у которых был только древний фольклор (калмыцкая, карельская, абхазская, коми, народов Севера), а письменная литература отсутствовала или делала первые шаги. При этом процесс благотворного национального обновления бывших униженных, забитых и угнетенных окраин царской России вызвал временное оживление буржуазного национализма (нео-джадидизм в тюркских литературах и т. д.).
На Украине и в Белоруссии, где литературная жизнь шла рука об руку с Россией и где реализм еще в XIX в. одержал решающие победы, бурно развиваются революционно-романтическая поэзия и новый роман. Украинская поэзия выдвигает интересных писателей, в творчестве которых революционный пафос соединяется с национальной песенной поэтической традицией (В. Сосюра, П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажан). Характерными чертами украинской прозы (А, Головко, Ю. Смолич) являются романтическая напряженность действия и пафосность интонации. Ю. Яновский создает роман «Всадники» о героическом времени гражданской войны. Пьесы А. Корнейчука «Гибель эскадры» и «Платон Кречет» посвящены революционной советской действительности.
В Белоруссии становление литературы социалистического реализма связано главным образом с именами Я. Коласа и Я. Купалы. Белорусская советская поэзия возникает в тесной связи с народным творчеством, ее отличает внимание к простому трудовому человеку и к социалистическому преобразованию мира. Развивается жанр поэмы (П. Бровка). В прозе ведущее место занимает эпическая форма (1-я и 2-я книги эпопеи Я. Коласа «На росстанях») рисующая широкую картину борьбы белорусского народа за социальное освобождение.
В закавказских литературах в 30-е годы отмечается бурное развитие поэзии. Темой творчества ведущих поэтов грузинской (Т. Табидзе, С. Чиковани), армянской (Е. Чаренц, Н. Зарян) и азербайджанской (С. Вургун) поэзии становится социалистическое преобразование жизни. Поэты Закавказья внесли в советскую литературу элемент напряженного романтического переживания, публицистический пафос, соединенный с лирической интонацией, яркость ассоциаций, идущую от восточных классиков. Развивается и роман. (Л. Киачели, К. Лордкипанидзе, С. Зорян, М. Гусейн, С. Рустам).
Поэты республик Средней Азии и Казахстана использовали для создания революционной поэзии старую устную традицию, но проза в этих литературах, а также в литературах народов Поволжья (татарской, башкирской, чувашской, удмуртской, мордовской, марийской, коми) развивалась под решающим влиянием русской классической и советской литературы. М. Ауэзов, С. Айни, Б. Кербабаев, А. Токомбаев, Т. Сыдыкбеков утвердили в казахской и среднеазиатской литературах жанр многопланового эпического романа.
Развитие литератур народов СССР определялось в первую очередь двумя факторами. Один из них — это использование в большей или меньшей степени народных поэтических традиций, особенно ясное, например, в молодых литературах и в тех, где становление реализма шло почти параллельно с оформлением национального письменного литературного языка. Другой фактор — влияние русской классической и советской литературы. Творчество Горького, по определению казахского писателя М. Ауэзова, нашло отзвук в творчестве писателей всех национальностей СССР.
Так в результате сочетания национальной традиции и передовых революционных идей, носителем и проводником которых была советская русская литература, сложился многонациональный комплекс советских литератур.
Многонациональное общество
Согласно Конституции, Россия – многонациональное государство. На территории страны проживают представители более 180 коренных народов. Многообразие языков и культур обогащает наш совокупный национальный характер, предъявляя в то же время чрезвычайно высокие требования к проведению национальной политики.
Нельзя сказать, что в сфере межнациональных отношений в нашем обществе все гладко. Подход к этому важному вопросу не был исторически неизменным. Достаточно гибкая национальная политика царской России сменялась утопической идеей большевиков, мечтавших устранить какие бы то ни было национальные различия.
«Гениальная» идея Сталина о слиянии всех этносов СССР в 5-6 основных народов с последующим созданием «единой общности советских людей» показала свою несостоятельность. Более того, эта несостоятельность на протяжении 20 века вылилась в многочисленные национальные конфликты, прогрессировавшие с распадом Советского Союза.
В результате такой национальной политики пострадали как русский народ, так и многочисленные малые народы. Русскому народу советская пропаганда долгое время отказывала в статусе «основного», «государствообразующего», подменяя веками устоявшиеся национальные идеи упрощенно-вульгарным интернационализмом. Последствия этого сказываются сегодня как в усилении ультранационалистических настроений, так и в утрате патриотических «скреп» нашего общества.
Малые народы, существовавшие в составе Российского государства столетиями, в советский период вообще понесли тяжелые утраты – от ассимиляции до полного исчезновения.
Следует помнить, что любые нерешенные национальные проблемы в современном мире могут активно политизироваться в интересах различных центров силы. А таких «нерешенностей» на территории бывшего СССР, к несчастью, хватает. Начиная от общеизвестных Нагорного Карабаха и Южной Осетии до редко упоминаемых русинов на Украине, эвенков в Якутии, талышей, лезгин на Кавказе, мишарей в Поволжье, бадахшанцев в Средней Азии.
Президент Путин в послании Федеральному собранию назвал национальное многообразие России «нашей красотой и силой». Крайне важно, чтобы многонациональность государства оставалась именно силой, а не смертельно опасной слабостью.
Краеугольной проблемой современного периода русской истории является поиск баланса между многообразием и сплоченностью, культурным богатством и идеологическим единением.
Думается, нам есть чему поучиться в данном вопросе у других государств мира. В последующих материалах мы попытаемся проанализировать опыт национальной политики наших ближних и дальних соседей, найти различные решения встающих перед нами вопросов, оценить актуальность в российских условиях различных моделей национального развития.