Подчинение всех явлений неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших знаний.
Позитивизм Спенсера – это агностицизм и феноменологизм в философских вопросах. Философия мировоззрения и стихийно материалистический подход к наукам. Например, как Г. Спенсер представляет вопрос о соотношении религии и науки. Основным постулатом здесь является то, что "знание не может монополизировать сознание.
Там где заканчиваются указания здравого смысла, не начинаются обобщения науки. Практика – это убедительное свидетельство ее достоверности. Если и религия, и наука имеют основания в действительном положении вещей, то между ними существует общее согласие. Наиболее отвлеченная истина в религии и таковая в науке должны быть тем, в чем и та, и та согласны. Это является конечным фактом нашего познания.
Г. Спенсер применял в своих исследованиях эмпирический подход, связывали с ним необходимость включения в социальную теорию различных эмпирических данных- этнографической, исторической, экономической и другой информации.
Спенсер рассматривает социологию как естественную науку. Он считал, что в обществе действуют биологические законы эволюции и сохранения энергии, а также борьбы за существование. Знание этих законов позволяет объяснить динамику общественного развития, переход общества от более низких форм к высшим. Основой построения данной концепции послужила теория Дарвина об эволюции видов, их борьбы за выживаемость.
Спенсер выделяет две фазы развития общества: милитаристскую (первобытную, примитивную) и промышленную. Если на первой фазе развития общества личность полностью подчиняется диктату правителей, то на второй фазе она свободна в проявлении своих потребностей и интересов. Отсюда Спенсер выводит положение: побеждает то общество, в котором большее количество людей приспосабливается к промышленному труду, но при этом властные структуры уважают личные потребности и интересы.
На широком научном материале Г. Спенсер доказал наличие эволюции как высшего закона всего существующего, показал всеобщность прогрессивного развития и его объективный характер, что составило одну из специфических особенностей его позитивизма. В концепцию эволюции (прогресса) Спенсер впоследствии внес ряд дополнений. Он выделил две вторичные характеристики эволюционного развития: переход от однородного к разнородному, т. е. количественному усложнению (дифференциация), и переход от неопределенного к структурно определенному (конкретизация).
Спенсер сравнивал общество с организмом, развивающимся по естественным, особенно биологическим, законам.
Он приравнял общество к живому биологическому организму, и обосновал этот комбинацию с помощью следующих доказательств:
1. как живые организмы, также и каждые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;
2. те и другие усложняются;
3. их части все больше зависят друг от друга;
4. те и другие дольше живут как целые, хотя единицы, которые их составляют, постоянно появляются и исчезают.
Г. Спенсер, использовал в своих "синтетических" обобщениях новации естествознания второй половины 19 в., объективной реальности, сущность которой можно понять лишь посредством религии, но не с помощью науки. Задачей позитивных наук состоит в том, чтобы найти ответ на то, «как устроен этот мир». На вопрос, «почему так» наука не обязана давать ответ. Философия становится собранием уже установленных, испробованных научных истин. Философия имеет задачу соединить знания и познакомить с ними общественность. Наука – это постоянное приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некоторое предельное место в новой теории.
Г. Спенсер определил три возможности происхождения мира:
1. Мир сам по себе.
2. Мир кто-то создал.
3. Мир всегда есть и будет.
Спенсер утверждает, что эти три возможности не годны: человек не сможет понять все из ничего. Спенсер считает, что это невозможно, потому что невозможно это представить.
В общий эволюционный процесс включается эволюция человеческих обществ, которая представляет собой форму надорганической эволюции. В числе факторов социальных явлений в ней выделяются внешние факторы, такие как климат, поверхность земли, флора и фауна; и также внутренние, такие как физические, эмоциональные и интеллектуальные качества социальных единиц-индивидов. К вторичным или производным, факторам можно отнести перемену климата в результате вырубки лесов и осушения почвы, изменение флоры и фауны обитаемой местности. Рост общества - одновременно и следствие и причина социального прогресса. Взаимовлияния общества с его единицами постоянно кооперируются в производстве новых элементов. По мере того как общества увеличиваются в объеме и усложняются в строении, они производят глубокие изменения друг в друге путем то военных столкновений, то промышленных отношений. Надорганические продукты, вещественные и духовные, которые постоянно накапливаются и усложняются, образуют новый класс факторов, которые становятся более влиятельными причинами изменений.
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?