Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про практический аспект, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
В преимущественно практическом плане, с другой стороны, деятельность по рассмотрению спорных вопросов также обладает целым рядом особенностей. Это — деятельность противоречивого и процедурного характера, предназначенная для заинтересованных лиц, обычно ведущаяся вспомогательным механизмом юстиции и обусловленная представлением доказательств.
Деятельность по рассмотрению спорных вопросов — это деятельность, которая, прежде всего, основана на принципе, называемом принципом противоречия. Согласно этому принципу судья обязан выслушать на процессе все стороны, участвующие в деле.
Таким образом, судебный процесс становится сопоставлением всех противоположных требований, доводов и аргументов истца и ответчика, их сравнением, непременным и обязательным для надлежащего проведения расследования дела, без которого правосудие будет представлять собой всего лишь видимость или пародию.
Деятельность по рассмотрению спорных вопросов — это также деятельность, носящая по существу процедурный характер. Действительно, эта деятельность, осуществляемая судами, явным образом выделяется целой совокупностью самых четких норм, имеющих целью направить и гарантировать действия судьи и все операции участвующих в процессе сторон.
В задачи этих норм входит уточнить самым кропотливым и пунктуальным образом компетенцию судьи, порядок обращения в суд, технику возбуждения дела и ведения процесса, продолжительность отведенных сроков, полномочия судьи, принципы, относящиеся к вынесению постановления, способы обжалования принятых решений и т.д.
Процедурный аспект деятельности по рассмотрению спорных вопросов является надежным гарантом эффективности и непредвзятости механизмов по разрешению споров, но подчас он также становится причиной определенной медлительности или неповоротливости органов юстиции, а иногда и источником значительных материальных расходов.
Кроме того, деятельность по рассмотрению спорных вопросов является деятельностью, предназначенной исключительно для лиц, заинтересованных в разрешении юридического спора. Такой ее характер соответствует идее о том, что различные субъекты права должны сами проявить определенную озабоченность и приложить некоторые старания для защиты своих прав или интересов. Следовательно, судебный процесс не может быть так называемой "всенародной" операцией, то есть не может предлагаться любому отдельному лицу или группе людей для того, чтобы нападать на неизвестно кого за абсолютно любое поведение, не соответствующее закону.
Зал суда не может быть доступен любому жалобщику. Правовой субъект может надлежащим образом возбудить дело в суде только тогда, когда он обладает так называемым "иском о защите справедливости", а именно, юридическим полномочием обратиться в суд с требованием принять решение по спору, относящемуся к его законным правам или интересам. Практически во всех видах процессов судья требует того, чтобы истец доказал, что его права были нарушены или что его интересы были ущемлены тем лицом, которое станет ответчиком. Это требование отражено в классическом правиле, возведенном в подлинный основной принцип процедуры: "Нет интересов, нет и иска".
Деятельность по рассмотрению спорных вопросов представляет собой деятельность, которая не подчинена полной автономии подсудимых. Действительно, подсудимые не пользуются абсолютной свободой ведения процесса по своей инициативе и на свой лад. В достаточно обобщенном виде — за исключением нескольких иногда значительных замечаний — судебные процессы за каждую из участвующих в споре сторон ведут специальные помощники из сферы юстиции, каковыми чаще всего являются адвокаты, а в некоторых узко специфических случаях — поверенные лица.
После проведенной реформы адвокаты являются, с одной стороны, мандатариями вовлеченных в процесс сторон, принимающими на себя в этом качестве задачи представлять их перед судом и совершать от их имени все акты процедуры по разрешению спора. С другой стороны, адвокаты становятся советниками своих клиентов, дающими им юридические консультации и защищающими подсудимых своими речами в суде. Профессия адвоката — это свободная и независимая профессия; на местном уровне адвокаты организуются по "разрядам" или по "степеням", этот термин показывает уровень суда, в котором адвокат выступает защитником.
Наконец, последний важный принцип, определяющий деятельность по рассмотрению спорных вопросов, — это необходимость так называемого представления доказательств. При разрешении спора любое право, любой интерес, любая юридическая ситуация, любая возможность или способность должны быть доказаны.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Доказательство заключается в любом законном методе, при помощи которого одна из сторон четко устанавливает существование своего права или реальность своих претензий.
В суде доказательства приобретают первостепенное и почти всегда решающее значение. При отсутствии доказательств судья будет вынужден, иногда даже против своей воли, против своего личного убеждения, оставить без внимания указанные права или способности и отклонить иск неудачливой стороны, которая утратила доказательства своего права или не смогла собрать достаточные свидетельства. В этом случае судья должен отвергнуть ходатайство в пользу противной стороны. По закону доказательство прав является одним из условий правосудия.
Социально-практический аспект
Понятие деятельности близко к понятию практики и может быть отделено от него лишь условно, когда необходимо противопоставить практику науке как теоретической деятельности человека. Соответственно этому, в системе социальной работы можно выделить две подсистемы: практическую, включающую в себя профессиональную и непрофессиональную социальную работу, и теоретическую - научное знание о социальной работе.
Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.
Профессиональная социальная работа связана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда. Профессиональная деятельность представляет собой постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано на совокупности знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения.
Непрофессиональная социальная работа включает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессиональный уровни практики социальной работы - это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ.
С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоление личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предполагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и индивидуальных проблем.
С этой точки зрения она является средством конструирования общества, объектом социального проектирования и моделирования.
Изучив Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», определите сущность и цели благотворительности как основной формы непрофессиональной социальной работы.
Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению. Вследствие широты и разнообразия указанных проблем эта деятельность имеет интегративный характер, т.е. требует применения комплекса средств и влияний с целью обеспечения уровня жизнедеятельности, определенного нормами данного общества. Она включает выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требованиями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д. Практическая социальная работа, таким образом, затрагивает интересы различных слоев общества, его институтов, организаций и граждан.
Формы социальной деятельности дифференцированы: так, по критерию масштабности ее субъектов принято различать общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, по способу выполнения - физическую и умственную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, духовную, экзистенциальную и социальную деятельность.
С точки зрения практики социальной работы, важно выделить социальную деятельность по критерию взаимосвязи ее целей и средств. Соответственно, различают репродуктивную деятельность, которая направлена на достижение известной цели известными же средствами, и продуктивную деятельность, вырабатывающую новые цели и средства и выражающую собой социальное творчество.
В современной России, где социальная работа является, с профессиональной точки зрения, инновационным видом деятельности, возникшим лишь 15 лет назад, особую важность представляет ее продуктивный ракурс. Это не исключает важности репродуктивной деятельности, в поле которой функционируют основные технологии и методы социальной работы, апробированные ранее в отечественной системе социальной защиты и в профессиональной социальной работе других государств.
Основные аспекты практики социальной работы могут быть раскрыты с помощью деятельностно-активистского подхода в современной науке (Дж. Александер, М.Арчер, П.Бурдье, П.Штомпка, Э.Гидденс и др.), который показывает, как через совместную деятельность акторов происходит становление и изменение личностных качеств человека, его социальных ролей, а также развитие и изменение самого общества. Этот подход является одним из основных методологических подходов в теории социальной работы.
При этом на микроуровне деятельности в социальной работе важно, чтобы взаимодействия разворачивались в зоне актуальных интересов и возможностей клиента, инициируя его активность. Деятельность на макроуровне социальной работы может быть признана эффективной, если она адекватна социальным задачам и реальным возможностям общества, а общество, в свою очередь, признает целесообразность и проявляет готовность развивать ее основные формы.
Рассматривая содержание практики социальной работы с точки зрения важнейшего компонента деятельности - активности субъектов, исследователи выделяют четыре ее аспекта.
Первый аспект - оказание индивидуальной помощи человеку или группе, имеющим проблемы. Социальная работа, прежде всего, связана с защитой личности, ее прав и интересов. Этот аспект социальной работы разворачивается на микроуровне, во взаимодействиях специалиста и клиента. Английский исследователь Ш.Рамон отмечает, что самая главная задача социального работника - защитить уязвимых людей, выступая посредником между клиентом и государством. В современных российских условиях этот аспект социальной работы продолжает оставаться весьма актуальным в связи со сложностями процесса формирования рыночной экономики и его влиянием на общество и индивида.
Второй аспект - активизация потенциала лиц, имеющих проблемы, с целью самопомощи. В процессе совместной со специалистом деятельности по решению конкретной проблемы клиент должен иметь возможность раскрыть свою индивидуальность и реализовать способности. В связи с этим актуальным является создание условий, в которых люди могут в максимальной мере проявить свою субъектность, самостоятельно контролируя собственную жизнедеятельность, и научиться делать выбор из множества вариантов дальнейшего развития. В частности, у клиентов должно сформироваться умение осознавать свое поведение и действовать в соответствии с изменившимися представлениями о личностной и социальной ситуации.
Сложность этой задачи заключается в том, что, с одной стороны, для своего решения она требует привлечения разнообразных и значительных материальных и духовных ресурсов. С другой стороны, формирование субъектности клиента ограничено трудностью преодоления традиционной для российского гражданина позиции просителя помощи и получателя льгот от государства.
Третий аспект практики социальной работы - это осуществление превентивной (предупредительной) деятельности в социальной сфере. Саму социальную сферу, охватывающую все пространство жизнедеятельности человека, в широком смысле слова можно признать объектом социальной работы. В таком случае на первое место выходит упреждающий характер деятельности, т. к. предпочтительнее предупредить болезнь, в том числе и социальную, чем устранять ее последствия.
Следовательно, в социальной работе важно вовремя обнаружить нарушение равновесия между человеком и группой, человеком и обществом и помочь клиенту избежать возникновения проблемы. Для этого в каждой сфере жизнедеятельности людей в социальном пространстве необходимо заботиться о создании для них нормальных условий труда, отдыха, быта, медицинской помощи и т. д., обеспечивая позитивную направленность их социализации.
Четвертый аспект - влияние на формирование и реализацию социальной политики государства на всех уровнях, с целью урегулирования социальных отношений. Этот аспект социальной работы разворачивается на ее макроуровне. Идея ответственности государства и общества за реализацию потребностей каждого человека является основополагающей в теории социальной работы.
Важным аспектом социальной политики является задача достижения социальной гармонии в обществе, которая решается в отдельных странах по-разному. Специалисты указывают, что в России социальная политика является патерналистской по своей идеологии и децентрализованной по форме воплощения. В результате во многих случаях социальные службы оказываются неспособными решать проблемы социума, а индивиды в то же время не могут справиться с жизненными трудностями.
Аспекты практики социальной работы тесно взаимосвязаны - так, решение проблем ее объектов и силами самого специалиста, и совместно с клиентом, неотделимо от предотвращения возникновения социальных проблем. Обе эти взаимообусловленные задачи, в свою очередь, выступают как составляющие социальной политики государства.
В точки зрения структурных компонентов практики социальной работы, выделяют ее формы, связанные с методами и институтами. Они реализуются в основных подсистемах социальной сферы (сфера здравоохранения, социального обеспечения, образования и пр.).
Такой критерий как новизна использования технологий позволяет различить формы социальной работы, которые подразделяют на традиционные (например, социальная работа с семьей, детьми, подростками, молодежью, медицинская и школьная социальная работа и т.д.); и инновационные (например, социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами, в группах самопомощи, в доме и микрорайоне и т.п.).
Кроме того, возможно выделение социальной поддержки как формы содействия трудоспособным, активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации; и социальной помощи как формы социальной работы с нетрудоспособной частью населения с низким уровнем доходов, у которой отсутствует возможность преодолеть жизненные трудности самостоятельно.
Применение методов социальной работы обусловлено спецификой объекта, на которого направлена практическая деятельность, и его индивидуальной или социальной проблемой.
Выделяют следующие группы методов:
• по формам социальной работы: экономические, правовые, административно-управленческие, медико-социальные, психолого-педагогические и др.;
• по объектам социальной работы: методы работы с группой, в общине, индивидуальной работы и т.д.;
• по субъектам социальной работы: методы, применяемые специалистом, коллективом социальной службы, органом управления и пр.
Институты социальной работы как устойчивые образцы социальной практики в данной сфере подразделяют, прежде всего, на общепрофильные и специализированные. Первые оказывают социальную помощь всему населению, вторые - его определенным категориям (инвалидам, кризисным семьям, участникам современных военных действий и пр.). Каждый из институтов занимает место в общей структуре взаимодействия, в пространстве социальной работы.
Следовательно, социальная работа выступает как процесс социальной деятельности, осуществляемой в различных подсистемах общества. В современных условиях усложнения социума и появления множественных глобальных и локальных проблем она приобретает особое значение, позволяя оказывать разнообразные виды помощи нуждающимся в ней гражданам.
Практические аспекты организации
Организация управленческого учета — внутреннее дело любой организации и предприятия. Администрация сама решает вопросы о необходимости и рамках применения этого вида учета.
При положительном ответе перед ней могут встать проблемы:
- как классифицировать затраты;
- насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности;
- в разрезе каких видов затрат организовать учет: фактических или плановых (нормативных), полных или производственных;
- каким образом организовать взаимодействие управленческого и финансового учета и др.
В международной практике существуют четыре варианта организации управленческого учета. При первых двух вариантах управленческий и финансовый учет ведутся раздельно. Учет затрат в разрезе экономических элементов и доходов по видам деятельности ведется в финансовой бухгалтерии, а затрат в разрезе статей калькуляции и доходов по видам вырабатываемой продукции (работ, услуг) — в управленческой. Для этой цели на предприятиях используются три класса счетов: финансового учета; управленческого учета; забалансового учета. При этом учет затрат и доходов как в финансовом, так и в управленческом учетах ведется методом "затраты — выпуск" и требует применения специальных счетов для отражения затрат в пределах установленных норм (стандартов) и по отклонениям от них.
При первом варианте для осуществления взаимосвязи между финансовым и управленческим учетами используются специальные связующие счета.
При втором варианте управленческий учет по отношению к финансовому становится полностью автономным, а взаимосвязь между ними осуществляется оперативным путем, т. е. вне системы счетов бухгалтерского учета.
При третьем варианте учет затрат в разрезе экономических элементов и доходов по видам деятельности ведется в финансовой бухгалтерии. Ведение управленческого учета в аналитическом разрезе организуется без использования системы бухгалтерских счетов, но управленческий учет объединяется с оперативным учетом.
При четвертом варианте управленческий и финансовый учеты ведутся в общей бухгалтерии с использованием единого счетного плана. Этот вариант основан на полной интеграции довольно громоздкой системы учета затрат и доходов в общую бухгалтерию. Следует отметить, что на большинстве российских предприятий применяется именно этот вариант организации бухгалтерского учета.
По какому варианту целесообразнее организовать во многом зависит от того, какому счетному плану отдать предпочтение. Одни экономисты предлагают эволюционный путь — расширение действующего счетного плана, его приспособление к требованиям финансового и управленческого учетов.
Другие экономисты выбирают революционный путь — принятие нового плана счетов, согласно которому все счета синтетического учета подразделяются на три части:
Третьи экономисты предлагают ограничиваться рамками действующего счетного плана, т. е. никаких изменений в него не вносить. Вместо этого усилить аналитические возможности управленческого учета, расширив его дополнительными управленческими функциями.
Правильнее всего строить управленческий учет на основе индивидуального плана счетов управленческого учета. Вопрос о создании такого плана счетов необходимо решить централизованно только в общих чертах. Детали нужно отрабатывать в каждой организации индивидуально.
На практике могут применяться разные варианты корреспонденции счетов и соответственно взаимосвязи финансового и управленческого учета.
При первом варианте такую взаимосвязь можно осуществить с помощью контрольных счетов. К ним относятся счета доходов и расходов, с которых обороты зачисляются на соответствующие счета управленческой бухгалтерии. При прямой корреспонденции счетов управленческого учета с контрольными счетами финансового учета обеспечивается интегрированная, однокруговая система бухгалтерского учета в организации, но с выделением подсистем финансового и управленческого учетов.
При втором варианте используются парные контрольные счета одного и того же наименования, так называемые зеркальные счета, или счета-экраны. Через них обороты финансового и управленческого учетов разграничиваются изначально. При данном варианте финансовый и управленческий учеты существуют независимо друг от друга.
При третьем же варианте применяются специальные связующие, так называемые передаточные счета, через которые передаются обороты из одной подсистемы в другую.
Коммерческие организации технически управленческий учет могут вести либо автономно, либо в рамках единой с финансовым учетом бухгалтерии. Действующий план счетов для этого предоставляет все возможности. В нем, в частности, синтетические позиции 30—39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат в разрезе экономических элементов. При этом связь между финансовой и производственной бухгалтерией можно организовать с помощью отражающих счетов, т. е. счетов-экранов.
Счета, отмеченные звездочкой, являются счетами-экранами.
Учет основных хозяйственных операций в управленческой бухгалтерии осуществляется в соответствии с ее задачами. Цикл учетных записей при этом варианте завершается сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 27 "Результаты производственной деятельности". В этом случае списание результата производственной деятельности (прибыль или убыток) отражается не в управленческой, а в финансовой бухгалтерии. При этом управленческий учет можно организовать как по системе директ-костинг, так и по системе стандарт-кост.
В заключение хочется отметить, что не нужно насильно, в обязательном порядке вводить управленческий учет во всех организациях и предприятиях. Его введения, как уже отмечалось, — дело самой организации. В то же время нельзя и запрещать его ведение. Кто считает управленческий учет полезным, пусть организует его и обеспечивает эффективность своей производственной и коммерческой деятельности. В российских организациях управленческий учет еще не нашел широкого распространения. Этот вид учета является одним из наиболее эффективных средств при прогнозировании и планировании деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий определить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Менеджеры, бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Оценить по достоинству аналитические возможности управленческого учета могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.
Практический аспект экономики
Экономика природопользования предстает как наука, изучающая экономическими методами процессы и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая комплекс взаимосвязанных проблем рационального природопользования.
Это наука об организации и управлении системой «природа - общество - производство», управлении природными ресурсами (ПР) в процессе их эксплуатации обществом и о рациональном (эффективном) использовании природных благ.
В литературе имеются и другие определения экономики природопользования:
• Экономика природопользования является экономической наукой, занимающейся изучением социально-экономических вопросов взаимодействия общества и окружающей природной среды на глобальном, региональном, национальном и локальном уровнях такого взаимодействия.
• Экономика природопользования - это наука, которая отражает формы производственных отношений в процессе рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Цель экономики природопользования состоит в освоении основных закономерностей взаимодействия между экономикой и экологией, выявлении подходов к исследованию сложных многофакторных проблем рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды в интересах обеспечения устойчивого развития.
К основным задачам экономики природопользования относятся следующие:
1. Исследование средств, методов и форм рационального природопользования, достижение благоприятных условий жизнедеятельности.
2. Прогнозирование состояния качества окружающей природной среды.
3. разработка и обоснование мероприятий, направленных на комплексное использование ресурсов.
4. Обоснование экологизации экономики.
5. Разработка методов оптимизации взаимодействия общества и природы с учетом интересов будущих поколений (обеспечение перехода человечества на модель устойчивого развития).
6. Формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления природопользованием.
7. Определение перспективных направлений развития общественного производства с учетом состояния качества ОС, степени удовлетворения потребностей населения.
8. Определение путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов.
9. Учет экономической оценки природных ресурсов при разработке баланса национального богатства.
10. Эколого-экономическая оценка производства, строительства и технического перевооружения предприятий и отраслей народного хозяйства, снижение материало- и энергоемкости производства.
11. Разработка финансово-кредитного механизма охраны и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и охраны недр, водных, земельных и лесных ресурсов, снижение загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы отходами промышленности, строительства, транспорта, сельского и коммунального хозяйства.
Конкретные задачи науки заключаются в поиске приемлемых форм экономической реализации собственности на ресурсы природы, в формировании экономического механизма природопользования на основе платного природопользования, рыночных рычагов посредством регулирования со стороны государства в лице социальных субъектов собственности на природные богатства.
Объектом исследования выступает взаимосвязь между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предмет - исследование отношений людей в процессе использования, охраны, воспроизводства ресурсов природы с целью удовлетворения потребностей, а также механизма действия и использования эколого-экономических закономерностей по поводу ООС и вовлечения природных ресурсов в процессе расширенного воспроизводства на основе достижения НТП.
Непосредственным предметом экономики природопользования являются процессы воспроизводства качества окружающей природной среды как специфического общественного блага в условиях усиливающейся ограниченности природно-ресурсного потенциала, так и охраны окружающей среды.
В целом, практический аспект экономики природопользования объединяет три группы проблем:
1) экономическую оценку ресурсов природы;
2) расчеты (оценку) экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;
3) способы вовлечения экологических факторов в хозяйственный механизм и процесс принятия решений в обществе.
Экономика природопользования входит в группу экономических дисциплин, возникших на стыке наук, следовательно, и она является междисциплинарной. Поэтому она базируется на основе концепции устойчивого развития, направленного на гармонизацию социальных экономических и экологических интересов общества, сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.
Методология экономики природопользования - взаимосвязь с различными общественными, естественно-научными и экономическими дисциплинами. Кроме природопользования экономика природопользования тесно связана с экономической теорией (противоречия потребностей и ограниченных ресурсов, внешние эффекты, спрос, предложение и т.д.), функциональными и отраслевыми экономическими дисциплинами (финансы, статистика, экономика леса, экономика водного хозяйства и т.п.), социальной и экономической географией, а также рядом естественных (прежде всего с экологией) и технических наук. Также экономика природопользования связана с региональной экономикой.
Данная наука в своих исследованиях использует следующие методы:
• Важным методом выступает материалистическая диалектика. Согласно диа-лектическому методу, предмет исследования рассматривается всесторонне, в раз-витии, самодвижении, через возникновение и разрешение противоречий, так как противоречия - источник развития.
• К другим методам относятся балансовый, нормативный, системный, экономико-математический, статистический, картографический, моделирования, аналитический метод, метод экспертных оценок.
Сущность экономики природопользования находит свое проявление в производственной, пространственной и эколого-экономической функциях.
Производственная функция экономики природопользования базируется на диалектическом единстве природы и материального производства. Используя природные ресурсы в форме, пригодной для последующей переработки, общество потребляет эти ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей и воспроизводства природного капитала. Природные ресурсы принимают непосредственное участие в процессе расширенного воспроизводства материальных благ. Особенно ощутимо производственная функция экономики природопользования прослеживается в процессе воспроизводства с участием земельного, лесного, водного и других природных фондов. Важную роль эта функция играет при разработке экологических программ, обосновании привлечения инвестиций.
Пространственная функция экономики природопользования базируется на территориальном зонировании природно-хозяйственных комплексов и в значительной мере зависит от различий в природных условиях производства, существующих возможностей энерго- и водообеспечения, перспектив хозяйственного освоения территории, ее экологической емкости, социально-демографических факторов.
Эколого-экономическая функция экономики природопользования отражает процесс экологизации производственных отношений. Эта функция означает, что дальнейшее развитие производительных сил может осуществляться лишь при условии обязательного применения методов экологической регламентации хозяйственной деятельности.
Главными признаками эколого-экономической функции выступают:
- экологические приоритеты в регулировании экономических отношений;
- социально-экономическая оценка окружающей среды и природных ресурсов;
- определение экологических издержек производства и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;
- совершенствование налоговой, ценовой, инвестиционной политики с учетом экологических факторов;
- развитие системы платы за природные ресурсы и платы за загрязнение окружающей среды;
- развитие системы экологического страхования и др.
Практический аспект психологии
Основная цель психологической науки состоит в познании психики во всех ее проявлениях — от элементарных психических актов (например, ощущений) до целостных поведенческих паттернов зрелой личности. Процесс достижения этой цели предполагает, с одной стороны, выяснение места человека в мире и роли психики в его жизнедеятельности, а с другой — использование полученных психологических знаний в повседневной практике. Цель, следовательно, включает теоретическую и практическую составляющие. Теоретическая психология представляет собой совокупность теорий и методов, признанных большинством представителей научного сообщества и утвержденных в качестве эталона. Практическую психологию можно определить как направленную на оказание психологической помощи деятельность, в ходе которой используются как научные, так и ненаучные профилактические, коррекционные и реабилитационные технологии. Практическая психология ориентирована на работу в сфере образования, здравоохранения, социальной помощи, бизнеса и обеспечения деятельности государственных служащих.
Психологи-теоретики стремятся к созданию единой психологической парадигмы, универсальной теории. В настоящее время ни одна из психологических концепций не может позиционировать себя как обобщающая совокупное психологическое знание. В то время как материалом для развития психологических теорий служат получаемые эмпирически и обобщаемые в понятиях факты, материалом теоретической психологии могут стать сами эти теории. Если в конкретных психологических направлениях их авторы ориентируются на один относительно изолированный, заведомо приоритетный психологический феномен (например, бихевиоризм ориентируется на поведение, а гештальт психология — на образ), то в теоретической психологии предлагается ввести категориальный строй как фундамент, на котором выстраиваются основные психологические понятия. Категории, как известно, выступают базовыми определениями (понятиями, терминами), охватывающими наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений. В рамках теоретической психологии системообразующие категории каждого направления психологии могут использоваться для формулирования категорий более высокого порядка — метапсихологических категорий. Например, базисные категории «образ», «мотив», «действие», возникшие соответственно в гештальт психологии, психоанализе и бихевиоризме, могут трансформироваться в мегапсихологические категории «сознание», «ценность», «деятельность».
Важно понимать, что фундаментальные и теоретические психологические дисциплины во многом связаны, но имеют и различия. Если в фундаментальной психологии стоит задача выявления универсальных, свойственных всем людям законов функционирования и развития психики, то в теоретической психологии — создание и обоснование психологической метатеории, непротиворечиво объясняющей и объединяющей выявленные научные факты и феномены.
Паттерн трактуется в психологии как набор стереотипических поведенческих реакций или последовательностей действий.
Теоретическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические теории для создания универсальной психологической метатеории.
Практическая психология — направленная на оказание психологической помощи клиентам деятельность, в ходе которой используются научные и ненаучные профилактические, коррекционные и реабилитационные способы.
Эклектика, эклектизм — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов.
Граница между практической и прикладной психологией не столь очевидна. Цель прикладной психологии — обоснование, разработка и внедрение в практику основанных на достижениях фундаментальной науки технологий, а практической психологии — непосредственное использование существующих технологий в конкретной ситуации для решения конкретной проблемы. Прикладная психология связана с созданием целостной концепции профессиональной деятельности практического психолога, наиболее важным аспектом которой являются организационные вопросы и принципы работы. В практической психологии основная направленность — непосредственное разрешение организационных и личностных проблем. Прикладная психология представляет собой научную дисциплину и в качестве продукта предлагает научно обоснованные рекомендации и технологии, а практическая психология — эклектическое сочетание как научно обоснованных (прикладных) технологий, так и ненаучных (эзотерических, биоэнергетических, астрологических, мистических, и др.) способов коррекции психологического состояния клиента. Большинство психологов-практиков считают эклектичность оправданным и даже необходимым принципом своей работы. В частности, К. Юнг полагал, что у психотерапевта в отношении клиента не должно быть никаких фиксированных понятий о правильном, и он не должен делать вид, что знает истину: «Если нечто, представляющееся терапевту ошибочным, оказывается чем-то более эффективным, чем правда, то он должен вначале следовать ошибке, ибо в ней сила и жизнь, которые он теряет, придерживаясь того, что ему кажется верным»1. Важно понимать, что эта установка не должна оправдывать непрофессионализм и она не является, как писал Зигмунд Фрейд, поводом для работы вслепую.
Практические аспекты контроля
Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля - формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства организации к контролю. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля - внутренний аудит.
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, для которых характерны:
• усложненная оргструктура (дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации);
• многочисленность филиалов, дочерних компаний;
• разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;
• стремление органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Кроме задач чисто контрольного характера внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.
Большое значение имеет также классификация по типам внутреннего контроля. Известны следующие типы внутреннего контроля: неавтоматизированный; не полностью автоматизированный; полностью автоматизированный.
Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств. Не полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей). Полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется целиком в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля.
Примерами полностью автоматизированного внутреннего контроля могут служить:
• автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой;
• работа программ, обеспечивающих выделение или перечисление тех пунктов, которые не соответствуют установленным критериям (например, если сумма по счетам на закупку находится вне установленных пределов);
• работа антивирусных программ;
• программные проверки типа подсчета общих сумм для контроля правильности расчетов (например, согласование суммы счетов на закупки с общей суммой счетов, рассчитанной в результате другой операции);
• программные проверки на соответствие данных и выдача информации по отсутствию соответствия (например, сравнение неоплаченных счетов - фактур на закупку с файлами записей по полученным товарам, производимое программой перед оплатой счета продавца);
• работа контрольных модулей корпоративных систем (например, модулей системы "Галактика", решающих задачи контроля себестоимости продукции, контроля исполнения бюджета и др.);
• самодиагностика программных средств.
Внутренний контроль целесообразно классифицировать и по значимости субъектов внутреннего контроля с точки зрения их участия в общей деятельности по внутреннему контролю в организации. В этом аспекте всех субъектов внутреннего контроля целесообразно распределить по следующим уровням.
Субъекты внутреннего контроля первого уровня - это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов). В обязанности субъектов внутреннего контроля второго уровня непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования). Субъекты внутреннего контроля третьего уровня выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров). В обязанности субъектов внутреннего контроля четвертого уровня входят контрольные и другие функции (административно - управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности). В функциональные обязанности субъектов внутреннего контроля пятого уровня входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, отделов входного и технического контроля и т.п.).
Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:
• отношение руководства к внутреннему контролю;
• внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;
• количество и региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;
• стратегические установки, цели и задачи;
• степень механизации и компьютеризации деятельности;
• ресурсное обеспечение;
• уровень компетентности кадрового состава.
В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:
1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.
2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово - хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.
3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положения об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.
4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово - хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.
5. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).
При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования.