Относится к первой половине XIX в. Его принято связывать с именами Огюста Конта (1798-1857), Джона Стюарта Милля (1806-1878), Герберта Спенсера (1820-1903) и др.
На данном этапе Конт формулирует идею о трех исторических стадиях развития знания и трех общих мировоззренческих системах (закон двойственной эволюции). Так, первая стадия (теологическая) характеризуется стремлением человека интерпретировать все явления окружающей среды с позиции контроля сверхъестественных (божественных) сил.
При этом данные силы представляются человеку по аналогии с ним самим – боги, ангелы, духи, души и герои. То есть наделяются определенными человеческими признаками.
Вторая, метафизическая, стадия характеризуется похожим методом мышления: пытаясь объяснить окружающий мир за счет различных придуманных первосущностей и первопричин, которые якобы находятся позади мира явлений, позади того, что воспринимается в опыте.
В свою очередь, третья, позитивная, стадия, по мнению Конта, должна быть направлена на описание внешней стороны объектов, умозрение больше не рассматривается в качестве средства получения знания, а метафизика – в качестве учения о сущности.
Соответственно наука выступает как индикатор объективных факторов и эмпирических законов. Основной проблемой на данном этапе становится изучение индуктивно-логической и психологической процедуры опытного познания. Процесс развития науки рассматривается Контом в качестве накопления приобретенных знаний (в первую очередь законов). Знания, таким образом, предстают как описательные характеристики и противопоставляются тенденции объяснения.
Этот этап развития позитивистского направления приходится на вторую половину XIX в. Наиболее яркие представители – Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1843-1896).
На данном этапе вводится понятие элементов мира, в качестве которого выступают непосредственно наблюдаемые объекты. Совокупность данных объектов представляет собой опыт человека. При этом речь идет о неком «бесспорном первичном» материале знания, к которому должны быть сведены все научные понятия.
Те понятия, которые не соответствуют данному материалу, не должны рассматриваться наукой. Формируется идея о том, что объектом исследования науки должны быть прежде всего ощущения.
Неопозитивизм - это третий этап в развитии позитивистского направления (20-е гг. XX в.). Он основан преимущественно на частных логико-методологических исследованиях, а также на анализе языка науки. Также определяется как философский позитивизм. Представители – Мориц Шпик (1882-1936), Ганс Райхенбах (1891-1953), Рудольф Карнап (1891-1970).
Неопозитивизм (логический позитивизм) в основе имеет идеи Дэвида Юма, в том числе идея отказа от познания научным путем таких метафизических вещей, как бессмертие души, существование Бога и т. д. Представители логического позитивизма приходят к мнению, что философия в принципе не может иметь предмета исследования, так как она не является содержательной наукой относительно какой-либо реальности. Собственно философия рассматривается ими как особый способ теоретизирования или род деятельности, но не более.
Можно выделить следующие ключевые идеи, на которые опирается неопозитивизм. Это:
• натурализм - социально-политические явления подчиняются законам, общим как для природной, так и для социально-исторической действительности;
• методы социального исследования должны соответствовать критериям точности и объективности, как и естественнонаучные методы;
• бихевиоризм - субъективные аспекты человеческого поведения исследуются непосредственно через его открытое поведение;
• истинность научных понятий устанавливается на основе эмпирических методов;
• все социальные явления должны описываться количественно;
• социология как наука должна быть освобождена от связи с идеологией.
Ключевые идеи неопозитивизма, несмотря на научный кризис (60-е годы XX в.), стали выступать в качестве основной социологической базы в западной научной школе. С конца же 1980-х гг. неопозитивизм приобретает свою популярность и на Востоке.