1. Обсуждение важных и интересных тем, таких как психология здоровья, любви, профессионального успеха, отношения к деньгам и многое другое;
2. Полезная и интересная информация, практические рекомендации;
3. Возможность оценить «долю истины и лжи» в знакомых с детства стереотипах, «изменить угол зрения» на привычные вещи;
4. Общение с людьми интересными и интересующимися.
У каждого современного человека (у вас, конечно, тоже) на все есть свое мнение. При этом многие люди часто действуют исходя из привычных стереотипов по отношению к людям, себе, событиям в жизни.
Примеры таких стереотипов знакомы каждому:
1. Миф о женской логике. Или о женском стиле вождения;
2. Большие деньги — грязные деньги;
3. Что бы меня полюбили, нужно быть красивым, умным, интересным, а лучше «божественно идеальным»;
4. Работодатель скорее примет на работу опытного соискателя, чем вчерашнего выпускника.
Во многих стереотипах есть «доля правды». Но если бы это было совершенной правдой, тогда нам не приходилось бы удивляться тому, что:
1. Люди ведут себя не так, как мы ожидаем;
2. Некоторые вещи (например, деньги) или события (например, свадьба) вызывают у нас совершенно «не те» эмоции, которые нам хотелось бы;
3. Работу или повышение дают не тем людям, которые, на наш взгляд, этого заслуживают;
4. Оказывается, блондинки могут цитировать Шекспира в оригинале, получать научные степени и быть эффективными управленцами;
5. Очень «странные» парочки создают очень крепкие и завидные отношения.
Чтобы лучше понимать людей и события своей жизни, научиться управлять ими, годятся разные способы: чтение литературы, посещение тренингов, беседы с умными и успешными людьми. Эти способы по-своему хороши, но иногда трудно решить, с чего именно начать, как «не промахнуться», потратить время, а иногда и деньги, с пользой.
Психологическая безопасность образовательной среды
Психологическая характеристика образовательной среды будет неполной, если не будет определено, каковы должны быть условия, чтобы внутренняя природа человека раскрылась в полной мере. Именно совокупность этих условий может быть определена понятием «психологическая безопасность».
Большинство определений подтверждают, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования. Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство.
Школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе, который может строить свою локальную (частную) систему безопасности, основываясь на общей теории национальной безопасности. Общение участников учебно-воспитательного процесса «порождает» психологическую безопасность образовательной среды школы.
Центральным понятием концепции национальной безопасности является «угроза». Что же угрожает участникам образовательной среды в процессе взаимодействии? От чего следует их защищать, чтобы создать психологическую безопасность? Источник угроз в нашем подходе носит социально-психологический характер и выступает как проявление психологического насилия во взаимодействии, создаваемого как внутреннюю, так и межличностную напряженность.
Основную угрозу представляет именно психологическое насилие, выявление уровня психологического насилия во взаимодействии должно выступать основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды.
Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становления личности. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются однозначно осуждаемыми, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном сознании, так и в научных исследованиях.
Нежелание ребенка посещать школу, отказ находиться в классе, чаще всего связаны с жалобами: «меня обзывают, игнорируют, насмехаются, унижают и т.п.», что может относиться, как к одноклассникам, так и к учителям.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Учителя в беседах с психологами часто отмечают, что основная трудность, проблема в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются, справиться с ними можно только строгим, а порой жестким обращением. (А что стоит типичная ассоциация: учитель = синдром эмоционального выгорания).
Все перечисленные жалобы имеют отношение к проявлениям психологического насилия, которое мы определяем как такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При грубых формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.
Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека, порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешнее: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что, называют нарушением дисциплины, «актом неповиновения». Внутренним: когда есть уход от контактов, самобичевание, аутоагрессия.
Эмоциональное длительное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уход из среды, где ты подвергаешься насилию. Снижение психологического насилия в образовательной среде может являться одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной – наркотической). Среда, пораженная насилием, создает желание уйти, избавиться от деструктивного воздействия, и как следствие порождает безнадзорность - одну из важнейших социальных проблем современного общества. Или другой печальный исход - трансляция условий этой среды на другие сферы жизни.
Таким образом, основная угроза психологической безопасности в образовательной среде - наличие психологического насилия, также угрозами психологической безопасности является неудовлетворенность потребности в личностно - доверительном общении и отсутствием референтной значимости образовательной среды.
Итак, психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Психологическая экспертиза образовательной среды
В процессе реформ последних лет ситуация в школьном образовании изменилась радикально. В настоящее время экспериментирование в сфере начального и среднего образования представлено самыми разнообразными направлениями: авторскими программами и учебниками, уровневой дифференциацией учебного содержания и дифференциацией детей по способностям, инновационными педагогическими технологиями, индивидуальными и групповыми формами организации процесса обучения, изменением системы оценок и оценивания.
Тем самым, школы приобрели значительно большую свободу и самостоятельность, при этом возросло число и разнообразие внутренних задач, которые смогла ставить перед собой и решать различными средствами каждая конкретная школа.
В силу этого становится необходимым достоверная информация о состоянии условий среды, в которой происходит образовательный процесс.
Одним из способов психолого-педагогического анализа образовательной среды является экспертиза, которую можно считать не только источником получения достоверной информации, требующей специальной подготовки и наличия профессиональных знаний, но и важнейшей составляющей управленческого процесса в образовании.
В настоящее время образовательная среда понимается как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.
По мнению В. А. Ясвина данное понятие можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Однако успешное становление личности возможно при условии обеспечения в образовательной среде комплекса возможностей для развития свободной и активной личности, при этом необходима диагностика потенциала среды и отнесение ее к определенному типу, определение ее ключевых качественных характеристик, выявление условий ее совершенствования, моделирование векторов развития.
Обобщив опыт ведущих педагогов и их понимание воспитательной роли школьной среды, В. А. Ясвин разработал методику экспертной оценки образовательной среды, которая предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей:
1) «свобода — зависимость»;
2) «активность — пассивность», и назвал ее методикой векторного моделирования.
Для построения в этой системе координат вектора, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо на основе психолого-педагогического анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов. Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития личности и три вопроса — возможностей ее активности. Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале («активности», «пассивности», «свободы», «зависимости») один пункт.
«Активность» понимается как наличие у учащихся таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. д. «Пассивность» в свою очередь, понимается как отсутствие этих свойств. «Свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т. п. И, наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля.
По итогам ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду, что впоследствии позволяет корректировать ее в соответствии с задачами образовательного характера и социализации.
На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов:
– «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости обучаемого;
– «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости;
– «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обуславливающая формирование пассивности;
– «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного обучаемого.
Исследование восприятия образовательной среды учащимися и учителями проводилось с помощью методики векторного моделирования В. А. Ясвина.
На основании проведенного исследования было выявлено, что, по мнению 24 % учащихся в образовательном учреждении преобладает творческая среда, 10 % учащихся воспринимают среду как карьерную среду активной зависимости, 14 % учащихся — как типичную карьерную среду, а остальные 52 % учащихся соотносят среду с карьерной средой зависимой активности.
По данным опроса учителей, можно сказать, что педагоги немного иначе воспринимают образовательную среду. Большинство, 57 % учителей, определили ее как творческую. Остальные педагоги, а их 43 %, считают, что преобладает карьерная среда зависимой активности. Такие параметры как осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность и когерентность находятся на среднем уровне. Данные показатели требуют стабилизации и дальнейшего развития.
Так, широта образовательной среды данного учебного заведения находится на низком уровне. У школы есть возможность, чтобы организовать экскурсии в пределах своего населенного пункта, однако поездки в другие города являются возможными не для всех учащихся. Так как школа находится в сельской местности обмен педагогами и учащимися не производится. В школе имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений. В школе множество кружков, секций, клубов по интересам, в которых каждый учащийся может заниматься совершенно бесплатно. Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, праздники). А также школу иногда посещают гости (ветераны, местные власти) выступают с рассказами перед учащимися и педагогами.
Интенсивность образовательной среды также имеет низкий показатель. Это характеризуется, прежде всего, тем, что требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают требований госстандарта. Лишь некоторые педагоги на отдельных уроках используют интерактивные формы и методы. На уроках занятия проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются дать минимум домашнего задания, как правило, после уроков учащиеся уходят из школы. На период летних каникул для детей организуются лагеря, спортивные площадки, походы.
Социальная активность образовательной среды на низком уровне в силу того, что ученики не достигли известности за рубежом, школа не создает специальные буклеты, которые рассказывали бы о данной образовательной организации, помимо образовательных услуг, школа не выпускает на рынок больше никаких других товаров и услуг.
Мобильность образовательной среды имеет низкий показатель, отчасти потому, что в образовательном учреждении в основном используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии и наглядные пособия. Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их методику и структуру, что снижает качество образования.
Тем самым, результаты проведенного исследования убеждают в необходимости специальной работы, направленной на повышение уровня компетентности педагогов, в вопросах понимания, изучения, создания образовательной среды.
Организация психологической среды
В настоящее время в контексте решения задач подготовки специалистов к компетентному использованию на практике современных оценочных средств с привлечением к экспертной деятельности непосредственных субъектов изучаемых процессов, проблема изучения и освоения в ходе профессиональной подготовки методов оценки психологической безопасности образовательной среды участниками педагогического процесса является важной и практически значимой.
Психологически безопасной образовательной средой можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия. Это состояние, характеризующее образовательное пространство, фиксируемое, прежде всего, через отношения ее участников.
К основным характеристикам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие: отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников; удовлетворение потребностей учителей и учащихся в личностно-доверительном общении; создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей референтную значимость и причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды; реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов; профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности; обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие риски.
Нарушение психологической безопасности образовательной среды может происходить из-за действия различных угроз, которые условно делятся на две группы: внешние и внутренние. Внешние угрозы обычно имеют социальный, техногенный, эпидемиологический или природный характер. Внутренние (внутришкольные) угрозы могут быть обусловлены нескладывающимися взаимоотношениями ребенка с одноклассниками. Это может быть связано с негативным социально-психологическим климатом, преобладающим в классе, доминированием асоциальных малых неформальных группировок, конфликтами между учащимися, традициями и обычаями, опасными для жизнедеятельности учащихся, школьным насилием; личностными особенностями ученика (отклоняющееся поведение; отрицательные индивидуально-личностные качества; нарушение психического развития и психологического здоровья); неадекватным поведением учителей и персонала школы (принуждения, публичное унижение, неуважительное отношение, вымогательства, сексуальные приставания, проявления грубости, агрессивности при взаимодействии с учащимися и пр.); неадекватной учебной нагрузкой и организацией учебного процесса (большой объем учебных нагрузок, информационный стресс и т. д.).
Необходимость диагностики психологической безопасности образовательной среды была актуализирована научно-педагогическим сообществом в конце XX века, что нашло отражение в исследованиях многих авторов (И. А. Баева, Е. В. Величко, С. Д. Дерябо, В. А. Ясфин и др.).
Мы полагаем, что оценивание показателей психологической безопасности образовательной среды является важным условием для дальнейшего обоснования программы психологического сопровождения субъектов педагогического процесса в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов.
В настоящее время для диагностики психологической безопасности образовательной среды используются прежде всего различные виды мониторинга: информационный, который предполагает слежение за объектом исследования, накопление и распространение информации о нем; базовый, направленный на выявление закономерностей осуществляющихся в образовательной среде процессов; проблемный, имеющий своей целью диагностику возникающих трудностей, рисков образовательной среды, определение степени их опасности, типологизацию выявленных проблем; управленческий, с помощью которого осуществляется отслеживание и оценка эффективности и последствий эффектов принятых ранее решений.
Перечислим комплекс методик, которые мы рекомендуем для оценки психологической безопасности образовательной среды с точки зрения изучения перечисленных выше ее основополагающих характеристик и потенциальных угроз. Данные методики представляют собой современные диагностические средства, отвечающие необходимым показателям качества, среди которых представлены несколько авторских, прошедших соответствующую процедуру апробации. Многие методики основаны на самооценочной деятельности, что позволяет привлечь в качестве экспертов для оценки показателей психологически безопасной образовательной среды разных участников педагогического процесса: педагогов-психологов, учителей, социальных педагогов, учащихся, их родителей, администрацию. Предполагается применение перечисленных методик в комплексе, что будет способствовать целостному, многоаспектному рассмотрению изучаемой проблемы. Ведущая, интегрирующая роль в диагностике показателей и обобщении результатов исследования психологической безопасности образовательной среды отводится психологу.
Таким образом, предлагаемый нами комплекс диагностических методик позволяет изучить основополагающие характеристики и риски психологической безопасности образовательной среды. Работа по освоению теоретических основ и овладению предлагаемым диагностическим инструментарием проводится нами на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам с будущими учителями, социальными педагогами и психологами в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.
Критерии психологической безопасности среды
Происходящие в обществе изменения связанные с модернизацией российского образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, привели к изменениям в жизни человека и играют двойственную роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой — оказывают дезориентирующее воздействие, негативно отражаются на планах, целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность, приводят к ухудшению социального здоровья общества. Все эти факторы по отдельности и в совокупности лишают общество такой важной характеристики, как безопасность, увеличивают общую виктимизацию населения.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Нарушения безопасности приводят к разрушению ощущения психологической защищенности, что детерминирует снижение адаптации, развитие социальной некомпетентности, нарушение параметров групповой включенности (стремление быть как все и со всеми), ожидание социального непринятия, чувство одиночества, отсутствие чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе (стремление к уникальности). Таким образом, нарушение безопасности приводит к разрушению всех базовых параметров организации эффективного развития и существования личности.
Рассматривая вопросы формирования безопасности, мы встречаемся с понятием безопасной среды, которое не имеет однозначного определения в мире науки. В общем смысле, «среда» понимается как окружение и состоит из совокупности природных, материальных и социальных факторов, которые прямо или косвенно постоянно воздействуют на человека. Обобщенные представления о среде, создаваемой человеком вокруг себя, закрепились в понятии социокультурная среда. Рассматривая безопасность с точки зрения организации «среды», способствующей формированию личности безопасного типа, необходимо выделить ряд сфер безопасности, организация которых является первостепенной задачей. Это в первую очередь сфера семейных отношений, система социальных (государственных) отношений, сфера образовательного пространства.
Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности.
В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, определяющая вектор развития и формирование психики ребенка. С этой точки зрения образовательная среда включена в механизмы развития ребенка, что, по сути, и определяет ее целевое и функциональное назначение. Однако содержание и основные параметры среды будут напрямую зависеть от культуры и специфики мировоззрения общества, склонности определять те или иные явления, как опасные или безопасные.
Баева И. А. психологическую безопасность образовательной среды рассматривает как защищенность от психологического насилия во взаимодействии по таким структурным компонентам как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение.
Нами под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье всех включенных в нее участников.
Однако существует значительная разница в представлениях об условиях психологической безопасности образовательной среды детерминированных референтной средой, возрастными и ролевыми особенностями участников взаимодействия.
Анализ основных параметров формирования психологической безопасности, проведенный нами на протяжении ряда лет, позволил выделить ряд компонентов, находящихся в сложных иерархических отношениях друг с другом, обеспечивающих эффективное формирование безопасного пространства. Как наиболее значимые параметры выделяются: значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоционально-близкие отношения; состояние адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что интегрально означает переживание чувства психологической защищенности; коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах; внутренняя установка, связанная с готовностью действовать определенным образом, личностная позиция; реальная безопасность окружающей среды.
Важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит еще и в том, что школа, во всех своих образовательных структурах (начальное, среднее, профессиональное, высшее образование), являясь социальным институтом, включает в себя все остальные социальные институты и их участников: самих учащихся, педагогов, родителей, а значит способна строить свою локальную (частную) систему безопасности и условия психологической безопасности и помощи личности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Данная перспектива предполагает учет всех факторов, задействованных в учебно-воспитательном процессе, и всех его субъектов, поскольку в образовательной среде существуют социально организованные психолого-педагогические условия общения и взаимодействия и возможности их реализации, «порождающие» психологическую безопасность среды и личности. Образовательное пространство имеет все необходимые компоненты, позволяющие полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи. Значимым элементом этого процесса является соблюдение требований безопасности. И. А. Баева, исследуя образовательную среду школы, в качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач в рамках определенной территории, выделяет образовательную систему, построенную на принципах здоровьесберегающей, безопасной для жизни и здоровья, единой образовательной политики и образовательной деятельности.
Безопасность образовательного пространства обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья детей и молодежи.
Рассматривая вопросы безопасности образовательной среды, необходимо отметить угрозы безопасности образовательного пространства.
Вопросы угроз безопасности образовательного пространства активно обсуждаются разными авторами. Как важные факторы виктимизации образовательного пространства выступили: личность ребенка и уровень сформированного виктимного потенциала, наличие закрепленных форм виктимного поведения; социально-психологическая деформация личности педагога (недостаточный уровень психологической культуры общения учителей, нервные перегрузки, разногласия между администрацией и учителями, личностные особенности учителей, наличие противоборствующих группировок в коллективе); школьные подсистемы (нормы и правила конкретной школы, рейтинг подростка среди сверстников, престиж, положение и принятие сверстниками); отсутствие здоровьесберегающих технологий (совокупность методов, которые направлены на охрану и укрепление здоровья учащихся); виктимное мировоззрение участников образовательного пространства.
Нахождение в ситуации «опасного» образовательного пространства побуждает ребенка мобилизовать силы на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие, активизирует потребность в безопасности, которая является жизненно важной и потому не исчезает при нарушении механизмов ее функционирования и реализации, а трансформируется в виде ухода в себя, возникновения внутриличностных конфликтов, аддиктивной компенсаций.
При этом воздействие, связанное с нарушением оптимального уровня психологической безопасности личности, вызывает негативные психические состояния (эмоции), направленные либо на активное реагирование, борьбу с источником угрозы (гнев, раздражение, собранность), либо на пассивное подавление (уныние, вина, робость). Ожидание угрозы, порицания со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение нервной системы и приводят к различным соматическим и функциональным заболеваниям.
Концепция психологической безопасности образовательной среды позволяет нам проектировать систему взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. То есть создать среду, в которой возможна организация благоприятных условий для обучения, воспитания и развития личности самих учащихся, взаимодействия их семьи и педагогического коллектива, сохранения физического и психологического здоровья, инициации или поддержание личностного роста педагогов.
Проектирование безопасной образовательной среды в данном контексте должно опираться на принципы: организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принципы помощи в социально-психологической умелости, входящие в концепцию гуманизации образования. При этом основой конструирования психологической безопасности выступает внутриличностное общение, свободное от психологического насилия во взаимодействии. Результирующим ее итогом, по мнению многих авторов, является психологически здоровая личность.
Однако, на наш взгляд, ограничение только этими принципами недостаточно для формирования действительно психологически благополучной личности безопасного типа. Нам необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где личность бы востребовалась и свободно функционировала, где все ее участники чувствовали бы защищенность и удовлетворенность основных потребностей (в том числе потребности в познании и преодолении), сохраняли и развивали психическое здоровье. Системообразующим параметром такой среды выступает индекс психологической безопасности, выделенный И. А. Баевой.
Однако на наш взгляд, рассматривать психологическую безопасность образовательной среды только как показатель удовлетворенности и отсутствия насилия было бы не обоснованно. Совершенно естественным становится вопрос формирования безопасного способа поведения, безопасного мировоззрения участников образовательного процесса, что требует чего-то большего, чем просто отсутствие насилия и угроз безопасности. Особенную значимость приобретает данное утверждение, если рассматривать образовательную среду как элемент общего социально-экономического пространства, которое на данный момент полно угроз, и без их наличия развиваться не способно. В этой парадигме встает вопрос об обучении навыкам справляться с угрозами, сохраняя уровень личной психологической безопасности, позволяющий развиваться и даже проводить значимую экспансию по освоению новых политических, экономических, общественных пространств. На наш взгляд полное отсутствие угроз безопасности, в том числе и в образовательном пространстве, может даже навредить развитию ребенка, привести его к рафинированности, потере стимула к развитию, экспансии. С этой точки зрения значимым аспектом безопасности образовательной среды будет выступать наличие угроз, соответствующих возрасту и индивидуальным возможностям ребенка, знаний об этих угрозах, механизмов компетентностного преодоления данных угроз, при наличии ощущения базовой безопасности личности, чувстве защищенности и принятости в референтной среде. Такой подход позволил бы сформировать личность, уверенную в своей компетентности по отношению овладению жизненными невзгодами, с чувством защищенности и стремлением к развитию и саморазвитию, активной эмоционально-волевой компонентой, стремлением к познанию и овладению окружающей средой, сформированным мировоззрением и не боящуюся трудностей.
С этой точки зрения формирование безопасного образовательного пространства должно обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования. Безопасная личность, на наш взгляд, рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом законов безопасного поведения.
В данной логике и должна разрабатываться стратегия организации безопасной образовательной среды. Основными компонентами которой выступят не только педагогическое прогнозирование опасностей и рисков, их обнаружение и проектирование способов контроля, ликвидации (или минимизацию) опасностей и рисков, но комплекс мероприятий направленный на создание регулируемых рисков, позволяющих личности овладевать навыками компетентностного поведения, с сохранением базового чувства психологической безопасности.
С этой точки зрения социокультурная безопасность образовательной среды ВУЗа должна рассматриваться на нескольких уровнях.
Нормативно–деятельностный уровень, напрямую связанный с выполнением образовательных стандартов в организации пофессиональной подготовки студентов, освоения ими основных знаний, навыков, умений. Личностно–профессиональный уровень рассматривается с точки зрения особенностей реализации всех участников образовательного процесса. Это наличие возможностей для развития и становления студента, присутствие потенциала и организованной системы рисков, в процессе преодоления которых, идет становление активной жизненной позиции личности, ощущение собственной компетентности, успешности, самоуважения. Необходимым компонентом данного уровня является наличие возможностей для реализации, самореализации, личностного и профессионального роста преподавателя. Базовыми компонентами этого аспекта будут: побуждение высокой творческой активности педагога, получение удовлетворения от деятельности, ощущение собственно профессиональной компетентности.
Социально–педагогический уровень, на наш взгляд, связан с учетом потребности заказчика в творчески развитых компетентностных специалистах, способных эффективно справляться с трудностями, опасностями. Данный аспект особенно ярко выступает в заказе общества на специалистов кризисного типа, способных длительное время находиться в ситуации психической и профессиональной напряженности, успешно справляться с постоянно возникающими рисками.
Хочется отметить, что низкий уровень склонности к риску, традиционно связываемый с психологическим здоровьем и благополучием, в данной социальной ситуации можно рассматривать скорее как помеху реализации. Вопрос должен быть поставлен в ином аспекте, позволяющим рассматривать склонность к риску через призму повышенного познавательного интереса в контексте компетентностного поведения, наличия навыков овладения рисками, уверенностью в своей ценности, принятости в обществе, значимости собственных действий в индивидуальном и социальном плане.
Такой специалист является, несомненно, востребованным на рынке труда, а его стремления к познанию, достижениям, социальному признанию, преломляющиеся через призму ощущения безопасности и компетентности становятся социально ценными.
Несомненно, по-прежнему остается до конца не разработанной модель формирования такого специалиста.
В настоящее время в России выделяется два основных направления в контексте обеспечения безопасности образовательной среды. Первое направление связанно с ознакомлением с рисками через систему практических и лекционных занятий, с последующим формированием навыков, совладания с данными рисками. Второе направление связанно с формированием свободного от насилия и угроз образовательного пространства. В Сибирском регионе ни одно из данных направлений активно не представлено. Уровень образовательной среды школы двигается в отношении организации отдельных трененговых занятий по профилактике насилия в межличностных отношениях учащихся (центры «Коралл», «Прометей», «Вита» и т. д.), никоим образом не обозначая компоненту психологического насилия.
Вопросы профилактики виктимизации и профессиональной деформации непосредственно педагогов, также частно отражены в программах социально психологических центров (например, программа «Реабилитация синдрома психического выгорания» в центре «Магистр»). Все общественные программы кратковременны и направлены на отдельные аспекты насильственных отношений в обществе, семье, образовательной среде. Нет ни одной централизованной программы по формированию безопасного образовательного пространства школы. Приблизительно та же ситуация наблюдается в системе высшего и среднего профессионального образования.
Таким образом, крайне актуальной становится задача формирования личности безопасного типа, характеризующейся активной жизненной позицией, высоким познавательным интересом, склонностью к оцениваемому риску, психологической устойчивостью, толерантностью к неизвестности, способностью к творческой реализации, навыками безопасного поведения и здорового образа жизни.
Исходя из этой задачи, актуальным становится формирование безопасной образовательной среды, важными характеристиками которой будут: отсутствие насилия в отношениях, наличие управляемых рисков и навыков их преодоления, наличие условий для формирования безопасного мировоззрения, творческой самореализации всех участников образовательного процесса, активизация познавательных интересов.
Психологические риски образовательной среды
Образовательная среда школы и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.
На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним - чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.
Таким образом, определяя психологическую безопасность, как состояние устойчивости психики, психологи предполагают поддержание некоторого баланса между устойчивостью человека и негативными воздействиями на него окружающей среды. Психологическая безопасность среды и личности неотделимы друг от друга, они представляют собой модель нормального функционирования и устойчивого развития человека во взаимодействии со средой.
Мы считаем, что образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Школы и ВУЗы являются субъектами безопасности, и включают в себя множество участников: подрастающее поколение (учащихся), взрослых (учителей, воспитателей, психологов) и семью (родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев), и способны влиять на систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития и формирования личности и профилактики психологического неблагополучия.
Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы и участия педагогов при наличии жесткой дисциплины; отсутствие толерантности к представителям других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям, предъявляемым к учащемуся образовательным учреждением; чрезмерная нагрузка и увеличение объема знаний, необходимых для того, чтобы соответствовать этим требованиям; неправильное и неравномерное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года; страх ожидания экзаменов, непосредственно сам экзаменационный стресс; постоянно возрастающая конкуренция и конкурс результатов ЕГЭ и аттестатов при поступлении в ВУЗ – все это уменьшает способность образовательной среды быть безопасной.
И наоборот, доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
Баева И.А. также считает, что главным механизмом, способствующим созданию психологической безопасности в образовательной среде является внутриличностное общение, способствующее движению личности и самоактуализации и определяющее позитивную «Я-концепцию». Функционирование внутриличностного общения такого рода возможно только при определенном качестве непосредственного и опосредованного межличностного общения. Значимой характеристикой является отказ от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательной среды.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач службы психологического сопровождения в школе. Ее реализация возможна через применение программ и технологий, обеспечивающих устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованных всем участникам учебно-воспитательного процесса. Психологическое сопровождение как идеология и комплексный метод (как модель организации психологической работы в системе образования) наиболее созвучен идее обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Целью деятельности службы психологического сопровождения является укрепление и поддержание психического здоровья участников образовательной среды. Итогом работы является психологически здоровая личность.
В качестве основных понятий в области изучения образовательной среды и ее психологической безопасности являются «риск», «опасность», «угроза».
Могут быть в образовательной среде следующие факторы риска: низкая активность педагогов и учащихся, недостаточное обеспечение материально-технической базы школы, а также кадрового состава, несформированность практических и социальных навыков, опыта и умений, уровень культуры и воспитания, особенности личности участников образовательного процесса, недостаточность профилактики физического и психического нездоровья.
Объединяя все это, можно выделить такие факторы риска:
1. Фактор учебной нагрузки (он представляет собой информационную сторону организация обучения: объем заданий, уроков, распределение учебной нагрузки во время учебного года, четверти, недели, учебного дня);
2. Фактор условий обучения (сюда входят реальные условия учебного процесса: размеры учебной мебели, освещение, полиграфические параметры учебников, вентиляция учебных помещений и т. д. - все, что подлежит нормированию в аспекте гигиены);
3. Фактор взаимоотношений (он обобщает стили взаимоотношений учащегося и педагога, включая оценку результатов педагогом учебной деятельности ученика, а также взаимоотношения школьника с родителями). Нарушения в системе этих взаимоотношений будут отражаться на психическом состоянии учеников.
Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.
Слово «неблагополучие» имеет синонимы: беда, бедствие, горе, неблагополучное положение, невзгода, неприятность, несчастье.
Наличие психологического неблагополучия в жизни человека может быть обусловлено множеством причин, а также иметь различные этиологии происхождения, но многообразие и интенсивность проявления психологического неблагополучия индивидуально и произрастает, на мой взгляд, из одного источника – психотипа человека, а точнее из формирующегося характера личности и его акцентуаций. То, что для одного человека ничего не значит, и он не придает этому особого значения, для другого может являться неразрешимой проблемой, источником переживаний и беспокойства, а порой может обернуться трагедией и несчастьем. Это зависит от воспитания, личностных особенностей и характера каждого отдельно взятого человека. Поэтому для предотвращения психологического неблагополучия психологу необходимо досконально разбираться в характере своих подопечных и индивидуально подходить к решению психологических проблем каждого.
Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Переживая безусловное непринятие себя, своей сущности и природы, изначальной врожденной данности, - генетически запрограммированных особенностей внешности, темперамента, наличия ограниченности или недостаток определенных качеств и способностей, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.
Степень неблагополучия у разных людей различна и ее невозможно объективно оценить или измерить каким-либо мерилом. Часто психологическое неблагополучие бывает замаскировано от окружающих, если человек хорошо владеет собой, умеет контролировать себя и свои эмоции, живет по принципу: «Чем тебе хуже, тем лучше надо держать себя в руках». Многие сознательно отказываются от внутреннего своеобразия и посвящают себя служению навязанной им социальной роли. И под маской внешне вполне успешного и благополучного человека может скрываться страдалец, мучающийся от психологического дискомфорта. Каждый в различные моменты жизни может ощущать себя в той или иной мере «неблагополучным».
Взрослый, умудренный жизненным опытом, человек способен не вступать в борьбу со своей внутренней природой, осознать свои слабые стороны и принять их, сделать акцент на сильных сторонах, на том, что получается лучше, пусть зачастую путем отказа от амбиций, не подкрепленных необходимыми для их реализации способностями. Таким образом, иногда, неблагополучие может стать катализатором продуктивного развития и самореализации, но это скорее исключение из правил, и возможно лишь в случае с уже сформированной без дефектов личностью, а для подростка такой внутренний психоанализ своих сильных и слабых сторон и построение в зависимости от него стратегии поведения оказывается непосильным. В этом случае на первый план должен выступить психолог, который может помочь разобраться подростку в себе, преодолеть возникающие трудности, научить справляться со своими эмоциями, представлять себя в наиболее выгодном свете, раскрывать свои наилучшие черты и маскировать слабые стороны характера.
Всем известно, что подростковый период является наиболее сложным этапом развития в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, психологических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении со сверстниками, отношениях с учителями, родителями. Эти изменения можно объяснить с научной точки зрения, психологически, и раскрыть причины негативных проявлений в личности и деятельности подростка.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Это связано с возникновением совершенно новых требований, предъявляемых к подросткам происходящими социально-экономическими преобразованиями. Резким изменениям оказались подвержены различные сферы, оказывающие влияние на динамику развития личности подростка (семья, школа, неформальные объединения и т.д.). Играют свою далеко не всегда позитивную роль и средства массовой информации, деструктивно влияя на психику подростка, становясь предпосылками нарушений эмоционально-волевой сферы личности, психических расстройств, девиантного поведения.
Задача взрослых, окружающих подростка: родителей, учителей, психологов, облегчить процесс взросления, постараться сделать его менее болезненным, чтобы он проходил естественным образом, не вызывая негативных последствий. Этот процесс имеет множество индивидуальных нюансов, которые необходимо понять и принять, а взросление – регулировать, вмешиваясь в трудности и научив подростка их преодолевать.
Поэтому особое внимание следует уделять психологической помощи подростку, а также консультированию родителей и учителей. Такую помощь должны оказывать профессионалы. В связи с этим необходимо обозначить (выявить) основные психологические проблемы взрослеющего человека, требующие разрешения и помощи, и причины их возникновения.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.
Снижению уровня психологического здоровья школьников способствуют: не соответствие требований возможностям ученика, чрезмерные, постоянно увеличивающиеся нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — психологическое неблагополучие и варианты его проявления: отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страхи, сложности в обучении.
Также опасностям и угрозам психического здоровья школьников можно отнести трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся при выполнении домашних заданий. Одним из показателей психологической безопасности образовательной среды школы, обеспечивающим состояние психического здоровья ее участников, является защищенность от насилия во взаимодействии.
Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
К сожалению, сегодня констатируется учащение возникновения случаев насилия в педагогической среде. Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей и их родителей; она может служить причиной школьных неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде школы. Насилие, особенно психологическое, не так ярко выражено и его последствия не всегда очевидны в воспитании, образовании и каждодневном общении, однако в действительности они могут быть весьма разрушительными.
Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов) и формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми, приводят к стойким личностным изменениям.
Рост насилия в педагогической среде связан с возрастанием насилия и агрессивности в обществе в целом и с низким культурным уровнем и моральным (этическим) воспитанием, а иногда отсутствием такового в частности.
Психологические модели образовательной среды
В трудах российского психолога В. И. Панова систематизированы основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными: "эколого-личностная" (В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо), "коммуникативно-ориентированная" (В. В. Рубцов), "антрополого-психологическая" (В. И. Слободчиков), "психодидактическая" (В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. А. Ясвин) и "экопсихологическая" (В. И. Панов).
"Эколого-личностная" модель образовательной среды разработана В. А. Ясвиным. По его утверждению термином "образовательная среда" следует обозначать "систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении". Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов).
Этот комплекс, по мнению В. А. Левина, включает три структурных компонента:
1) пространственно-предметный компонент – помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
2) социальный компонент – характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
3) психодидактический компонент – содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.
"Коммуникативно-ориентированная" модель образовательной среды разработана В. В. Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной с взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса.
В. В. Рубцов определяет образовательную среду как "...сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе".
Сотрудники В. В. Рубцова – Н. И. Поливанова и И. В. Ермакова – выделили следующие структурные компоненты образовательной среды:
• внутренняя направленность школы;
• психологический климат;
• социально-психологическая структура коллектива;
• психологическая организация передачи знаний;
• психологические характеристики учащихся и т.д.
Антропопсихологическая модель образовательной среды предложена В. И. Слободчиковым. В качестве базового понятия у В. И. Слободчикова, как и у В. В. Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. В. И. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность.
При трактовке понятия "среда" В. И. Слободчиков предлагает учитывать два смысловых контекста:
1. Среда – как совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка, и соответственно, граница, определяемая масштабом защиты от среды и ее утилизации (способностью к ассимиляции и аккомодации).
2. Среда, понимаемая как "середина = сердцевина, связь = средостение, средство = посредничество".
В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность.
Образовательная среда, по В. И. Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у В. А. Ясвина и С. Д. Дерябо), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.
Психодидактическая модель дифференциации и индивидуализации образовательной среды школы предложена коллективом авторов: В. П. Лебедевой, В. А. Орловым, В. А. Левиным и др. Авторы исходя из концепции "личностно-ориентированного образования", подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования. Однако понимают их роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Если при традиционном обучении школьник в результате специальной организации обучения и воспитания при целенаправленных педагогических воздействиях становился личностью, то моделируемое ими образование, ориентировано на признание за школьником приоритета его индивидуальности. Речь идет о подчеркивании его значимости как субъекта познания до погружения его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением.
Построение этой среды производится авторами в соответствии с познавательными интересами учащихся, учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды. Как видим, в этой модели само понятие "образовательная среда" ограничено рамками образовательного учреждения.
Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен В. И. Пановым. Исходным основанием модели экопсихологической образовательной среды В. И. Панова служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы "человек – окружающая среда". Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность раскрытия как еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.
В качестве основных структурных компонентов образовательной среды В. И. Пановым выделяются: деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный. Деятельностный компонент, с точки зрения автора, представляет собой пространство (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Пространственно-предметный компонент – пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. В качестве ключевых понятий здесь выступают: территориальность, персонализация, место-ситуация и т.п.
Образовательная среда в общекультурном контексте. Идея о том, что развитие и функционирование образовательной среды закономерно зависит от особенностей культурно-исторического контекста, относится к числу аксиом. Образовательная среда – неотъемлемая часть культуры. Для того чтобы подчеркнуть факт ориентации образования на характер и ценности культуры в современных гуманитарных науках, при моделировании образовательных систем, часто обсуждается "принцип культуросообразности". Настаивающие на его существовании специалисты тем самым стремятся подчеркнуть теснейшую связь образования с общими процессами, происходящими в различных сферах культуры. Эта тесная связь существовала всегда, при этом факт ее осознания и принятия в качестве руководства к действию – относительно недавнее приобретение общественного сознания. Важной характеристикой этой связи является то, что она двусторонняя – любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов.
Для ответа на вопрос о том, какие тенденции преобладают в современном образовании, необходимо рассмотреть наиболее рельефно выраженные особенности развития современной культуры. В этой связи представляет интерес концепция культуры французского культуролога Абрахама Моля. Разработанная в 1970-х гг., она, тем не менее, отражает современное положение дел. Автор делит культуру на индивидуальную и социальную, традиционную и современную.
Традиционная культура, по его мнению, предполагает некоторую иерархию – упорядочивание идей в умах людей. Она опирается на существование всеобъемлющих общих и связанных с ними второстепенных понятий. Благодаря этому любое вновь воспринятое явление можно соотнести с некоторой системой знания, обладающей четко выраженной структурой, словно сотканной из основных, второстепенных, третьестепенных линий. В качестве графической метафоры, иллюстрирующей строение этого "устаревшего" типа культуры, А. Моль предлагает "экран знаний", напоминающий паутинку или сетку.
В противоположность этому, современная культура мозаична. В созданной таким образом образовательной среде, человек познает мир по законам случая, в процессе проб и ошибок. Он постигает требующиеся профессиональной деятельностью причинно-следственные связи в силу случайностей своей биографии. Совокупность его знаний – плод случайностей. Лишь накопив определенный объем информации, человек начинает обнаруживать скрытые в ней структуры. Он идет от случайного к случайному, но порой это случайное оказывается существенным.
"Экран знаний" в этом случае больше похож не на относительно хорошо структурированную сетку или паутинку, а, скорее, на войлок, где нити хаотично, но прочно переплетены. Знания человека складываются из разрозненных блоков (объектов), связанных простыми, случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает экрану знаний определенную плотность, компактность, не меньшую чем в традиционном варианте культуры.
Такую культуру А. Моль называет "мозаичной", потому что она сложена из множества соприкасающихся, но не образующих ясной конструкции фрагментов. В ней нет точек отсчета, мало подлинно общих понятий. При этом много понятий, обладающих большой весомостью. Эта культура уже не является в первую очередь продуктом университетского или школьного образования, как некого рационально организованного процесса познания. Она есть результат повседневного опыта, полученного в результате воздействия на человека бесконечно больших информационных потоков, случайных по своей сути. В этом типе культуры знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации.
Эта особенность современной культуры очень важна для понимания современного состояния образовательной среды. Она позволяет сделать вывод о том, что доля традиционных государственных образовательных институтов в общем объеме образования человека снижается. Этот процесс продолжается на протяжении нескольких десятилетий.
Другие особенности современной образовательной среды, выведенные на основе анализа особенностей современной культуры, мы обозначим конспективно. Их подробное описание осложнено, так как речь идет о высокодинамичных процессах.
Поэтому обозначим их в виде тенденций:
• интенсивное развитие средств коммуникации;
• стирание экономических границ;
• новое соотношение рабочего времени и досуга;
• изменения в характере труда;
• женское лидерство;
• культурный национализм;
• поляризации общества;
• быстрое старение населения;
• триумф личности и др.
Психологическое насилие в образовательной среде
Одной из проблем в образовательной среде признается проблема жестокого обращения между членами образовательного процесса.
Под жестоким обращением понимаются «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства».
Насилие над ребенком в школе – это острейшая проблема, из-за которой каждый год калечатся миллионы детских душ и судеб. Насилие строго запрещено законодательством, и за него предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Физическое насилие. Это нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, причинение физической боли, удары, бросание в него предметов, связывание, ограничение свободы, порча и отнятие вещей и т.д. Например, заклеивание ребенку рта или связывание его, без сомнения, относятся к грубейшим случаям физического насилия.
Психологическое или эмоциональное насилие. Это унижение, оскорбление, обзывание и «клеймение» ребенка, унижающие насмешки, присвоение кличек, явно необъективное отношение, в том числе, необъективные оценки, отторжение, изоляция, запугивание и угрозы, использование ненормальной лексики по отношению к ребенку, демонстрирование враждебности и т.д.
Пример: «Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».
« На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила. Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает» ребенок обмочился прямо на уроке».
«Учительница говорит: «Козлов полностью оправдывает свою фамилию» козел – он и есть козел».
С точки зрения психологов, жертвами насилия при этом являются не только непосредственно те, на кого оно направлено, но и другие дети, которые при этом присутствуют: они ощущают себя в роли потенциальных жертв и находятся в постоянном страхе.
Учителя часто жалуются на беспомощность перед распущенностью и безнаказанностью детей. Поддержание дисциплины ненасильственными методами – это сложный, но достаточно изученный в современной науке процесс. О таких методах существует множество исследований, литературы, рекомендаций психологов. Переход к таким методам – задача не только одного педагога, но и всей школы. Целесообразно установить в школе единую систему правовых нерепрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе и должны быть известны каждому ученику. Положительную роль могут сыграть демократические элементы в управлении школой. Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученика.
Необходима также поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины. Активно должна использоваться помощь школьного психолога: в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных психологов, обладающих необходимыми знаниями.
Благоприятная психологическая среда
В каком месте вы хотели бы работать? Там, где холодно и где у вас чувство, что всем все равно, или там, где вы чувствуете себя хорошо и вас ценят? Деньги и нематериальные выгоды важны, но исследования показывают, что, в конечном счете, рабочая среда — чувство, которое получают, когда приходят на работу — важнее для удержания и мотивации людей.
Рынок труда столкнулся с нехваткой рабочей силы в 8–10 миллионов человек. Во многих отраслях промышленности сегодня, рабочие места незаполнены. Излишне говорить, что, если вы не можете привлечь и сохранить вашу рабочую силу, то вы должны изменить то, что вы делаете или столкнуться с вымиранием.
В настоящее время абсентеизм рассматривается как индикатор отношения сотрудника к компании и своей работе. Данный феномен негативно сказывается на эффективности работы компании. Естественно, каждому руководителю, перед которым стоит задача обеспечения слаженной работы коллектива, хочется повысить уровень удовлетворенности сотрудника работой. В связи с этим представление о первостепенной важности психологического климата для обеспечения эффективности как отдельного подразделения, так и организации в целом в настоящее время превратилось из гипотезы в аксиому менеджмента.
Люди предпочитают работать в дружелюбных местах. Дружественный фактор не требует больших инвестиций и затрат, но он требует времени и вдумчивого подхода.
Если вы хотите создать и взрастить успешную компанию, необходимы счастливые, продуктивные сотрудники. Итак, в чем же секрет поддержания ваших сотрудников довольными? Ключ — поддержание великолепной рабочей среды.
Все, начиная от физических изменений (таких как освещение и организация) до изменений в корпоративной культуре и методах управления могут превратить компанию из места для проведения времени и получения зарплаты в место, куда сотрудники любят ходить каждый день. Даже незначительные изменения могут поднять вашу компанию на следующий уровень — не только, чтобы помочь вам сохранить ваших текущих сотрудников, но также, чтобы возбудить интерес потенциальных новых сотрудников.
Рабочая среда стала наиболее важным фактором в удовлетворенности сотрудников сегодня. Всего двадцать лет назад, на тот же вопрос только 9 процентов специалистов утверждали, что место работы является решающим фактором. Работа может быть требовательной и напряженной, с большим количеством профессионалов, испытывающих чувство неудовлетворенности от полученных доходов по сравнению с испытываемым стрессом, которую позорно окрестили как убийцу номер один во всем мире.
Современное рабочее место иное, разнообразное и постоянно изменяющееся. Типичные взаимоотношения работодатель — работник изменились коренным образом. Люди живут в условиях растущей экономики и имеют почти неограниченные возможности для трудоустройства. Эта комбинация факторов создает среду, где бизнес должен своим сотрудникам больше, чем сотрудники должны бизнесу.
Для растущего числа современных работников, корпоративная культура становится одним из ключевых факторов при выборе организации на долгосрочную перспективу.
Чтобы сохранить сотрудников удовлетворёнными, сегодня требуется совсем другой подход, чем это было несколько лет назад. В самом деле, одна треть руководителей изменили своё мнение, и теперь говорят, что рабочая среда является наиболее важным фактором в поддержании удовлетворенности сотрудника в современном деловом мире.
Положительная рабочая среда — место, где сотрудники счастливы, здоровы, мотивированы и чувствуют, что они будут вознаграждены. Люди проводят большую часть своей жизни на работе; следовательно, оно и понятно, что ее выбор играет такую важную роль. Когда сотрудники чувствуют себя более позитивно, они более мотивированы. Это создает здоровую конкуренцию среди работников, которая является полезной как для компании, так и для сотрудников.
Вот несколько ключевых факторов, которые влияют на формирование благоприятного климата в коллективе и соответственно на желание работать в данном коллективе:
- любой сотрудник может дать уверенный ответ на вопрос о целях компании и о своих личных целях на год;
- совместимость членов коллектива;
- цели структурного подразделения определяются руководителем подразделения совместно с сотрудниками, а не единолично;
- ежегодно для ключевых сотрудников компании проводятся выездные конференции по подведению итогов года и постановке целей на следующий год;
- при проектировании офиса и рабочих мест учитываются пожелания сотрудников;
- в компании отлажены и продуманы бизнес-процессы;
- информационные потоки направлены вниз, вверх и по горизонтали;
- каждый сотрудник имеет доступ к любой информации, необходимой ему для решения рабочих задач;
- сотрудники выполняют свою работу и рассказывают о ней с энтузиазмом;
- компания реализует проекты по развитию персонала, проводит ротацию;
- руководитель понимает, какая именно работа нужна каждому из сотрудников: кому-то — интересная, кому-то — «с вызовом», кто-то мечтает о карьере и счастлив делать работу, которая находится в зоне ответственности коллеги или руководителя, а кому-то нужна спокойная и постоянная трудовая деятельность;
- в организации развита культура доверия. Действия менеджеров не расходятся со словами, это обусловливает доверительное отношение к ним со стороны работников;
- персонал свободно обсуждает с руководителями рабочие проблемы, высказывает разные точки зрения;
- существует система адаптации, в рамках которой новый сотрудник проникается целями организации и начинает испытывать ответственность за их достижение.
Если все указанные выше факторы получают высокую оценку сотрудниками, это означает, что в коллективе складывается благоприятная атмосфера.
Роль руководителя в создании оптимального климата является решающей. На рабочем столе одного из президентов США очень долго простояла взятая в рамочку надпись: «Фишка дальше не идет». Фишка — это предмет, который передавали игроку в покер, для напоминания, что сейчас его черед сдавать карты. Каждый из игроков пытался как можно быстрее спихнуть с себя эту ответственность. Как пишет британский публицист-сатирик Сирил Норткот Паркинсон в своей книге Законы Паркинсона, сегодня эту фразу используют американские и британские чиновники, имея в виду, что передающий фишку перекладывает ответственность на другого человека. Чтобы разорвать этот порочный круг безответственности, глава Белого Дома и поставил у себя на столе табличку — Фишка дальше не идет. Это отличная демонстрация роли руководителя в создании атмосферы.
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т. д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества труда.
Многие из лидеров говорят, что труднее создать значимые рабочие места, когда внимание полностью сосредоточено на нижнем уровне и лидеры имеют меньше личной свободы распределять ресурсы. Возможно, именно поэтому лидеры, как правило, сосредоточены на самом главном и так упорно трудятся, чтобы создать целостную культуру на рабочем месте. Они создают здоровую атмосферу, обращая внимание на систему вознаграждения и предоставление мест для ума, тела и духа. Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т. е. на психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности в целом.
Можно сказать, что для благоприятной атмосферы важны все факторы и такие как, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, сработанность. Хорошая среда характеризуется высокой степенью доверия и уважения среди сотрудников всех уровней. Это позволяет избежать конфликта и нездоровой конкуренции. Она также создает ощущение открытости.
Важность позитивной рабочей среды не может быть преувеличена. Трудное испытание — преобразовать отрицательное рабочее место в положительное, и изменение идеалов и общепринятых моделей поведения занимает значительное время. Работа менеджеров — сделать первый шаг, чтобы сотрудники, в конечном счете, следовали за ними.
Если вы можете найти работу, которая имеет все факторы, то вы будете заводить новых друзей, найдете счастье, и позволите лучшему варианту себя светить и внести свой вклад в уже успешное предприятие.
Психологическая адаптация и социальная среда
Приспособление человека к новым условиям называют адаптацией. Социальная адаптация – это процесс освоения гражданином норм и правил поведения в обществе. С точки зрения обществознания и психологии, социальная адаптация выполняет важные функции в процессе социализации. У одних людей формирование социально одобряемого поведения идет быстрее, у других – медленнее. Скорость протекания приспособления к жизни в обществе зависит от множества факторов.
Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.
Изучать социальную адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.
Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:
• В основе характера человека лежит самокритичность;
• Требовательное отношение к себе и окружающим;
• Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
• Объективное оценивание результатов своего труда;
• Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.
На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности.
Адаптация в обществе выполняет следующие значимые для человека функции:
• Обогащает его новыми рабочими знаниями;
• Стимулирует проявление активной жизненной позиции во благо страны;
• Учит мириться с противоречиями внутри себя;
• Учит правильно реагировать на противоречия между собственными ценностными установками и требованиями общества;
• Дает чувство безопасности в трудовом коллективе;
• Позволяет работать в той сфере, которая привлекает человека;
• Позволяет обеспечивать себя и свою семью;
• Помогает обрести гармонию.
Психологическое определение адаптивности связано с физиологическими и психическими свойствами организма. В социологии адаптация – это разновидность активности личности, целью которой является обретение комфортного самочувствия в социуме. Этого состояния человек достигает за счет аналитических способностей, адекватной оценки своих умений и потенциала, развитых навыков самоконтроля.
Социально адаптированная личность – это человек, способный принимать обдуманные решения, предвидеть развитие той или иной ситуации.
Социально адаптированный человек это тот, кто успешно решает задачи взаимодействия на 3 уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.
Психологи считают, что социальная адаптация – это такой процесс жизни человека в обществе, при котором он хорошо себя чувствует, не испытывает дискомфорта при незначительном изменении обстоятельств, его психика не дает сбоев при воздействии на нее негативных внешних факторов.
Социальная адаптация не может существовать отдельно от социализации. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимодополняемы.
Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления. Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным.
Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:
• Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
• Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
• Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.
Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде. Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.
На психологическом уровне под факторами, обеспечивающими становление адаптированности, понимаются внешние условия, в которых пребывает человек.
Факторы социальной адаптации принято подразделять на внешние и внутренние. К внутренним факторам относят все личностные характеристики человека:
• Пол;
• Возраст;
• Национальность;
• Тип темперамента;
• Состав семьи;
• Систему ценностных ориентаций личности;
• Характер.
К внешним факторам адаптации относятся все виды деятельности человека и принадлежность его к тем или иным социальным группам.
Известно также подразделение факторов социального приспособления на:
• Педагогические (усвоение ребенком норм и правил поведения в обществе, знание Конституции РФ и других нормативно-правовых документов, регламентирующих те или иные стороны общественной жизни);
• Психологические (интеллектуальные способности, свойства нервной системы, черты характера, социально-психологический статус личности в коллективе, система жизненных ориентиров и ценностей);
• Социальные (пол, возраст, национальность).
Если психологу поступает запрос на решение проблем, связанных с адаптацией к современному обществу, то специалист начинает работу с анализа предпосылок возникновения проблем, то есть с определения неблагоприятных факторов.
Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.
Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.
Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:
• Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.
• Экономическая адаптация – это усвоение законов функционирования экономики и общества, формирование основ финансовой грамотности человека, умения планировать свои доходы и расходы. Экономический блок крайне важен для формирования у человека умения зарабатывать и обеспечивать себе комфортную жизнь.
• Педагогическая адаптация – это привыкание ребенка к принципам организации непрерывного образовательного процесса, в ходе которого формируется ценностный блок в структуре личности. Показателями сформированности этого блока адаптации являются развитый познавательный интерес, любовь к чтению, жажда деятельности, постоянное саморазвитие, успешная самореализация в том или ином виде деятельности, занятия творчеством.
• Психологическая адаптация – выработка адекватных реакций со стороны нервной системы на воздействие внешних раздражителей. Социально адаптированными, с позиции данного блока, можно считать уравновешенных людей, умеющих найти общий язык с разными партнерами по общению, способных сохранять самообладание и не показывать окружающим свое плохое настроение.
Социальная адаптация сопряжена с сознательными глобальными изменениями представлений, установок и моделей поведения человека. Условия жизни в обществе динамичны, поэтому необходимо тренировать стрессоустойчивость и гибкость, чтобы успешно адаптироваться в социуме.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?