Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Экономисту » Протекционизм

Протекционизм

Протекционизм

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Протекционизм
2. Политика протекционизма
3. Торговля протекционизмом
4. Внешнеэкономический протекционизм
5. Политика внешнеэкономического протекционизма
6. Протекционизм государства
7. Цели протекционизма
8. Протекционизм во внешнеэкономической деятельности
9. Торговый протекционизм
10. Государственный протекционизм

Протекционизм

Все страны применяют некоторые формы контроля за импортом для развития национального производства. Протекционизм – это широкий спектр препятствий, созданных правительством для изменения потока международной торговли. Разнообразие политических инструментов для торговых барьеров, в том числе тарифы, квоты, субсидии, исторически использовались для защиты отечественных, конкурирующих с импортом, отраслей и стимулирования экспорта. В силу экономических и политических причин могут быть использованы государством крайние меры – полное запрещение определенной категории ввозимых товаров.

Действия правительства и политика, которые ограничивают или сдерживают международную торговлю, совершаются с целью защиты местных предприятий и рабочих мест от иностранной конкуренции. Для этого используются типичные методы: квоты, субсидии, снижение налогов для местных предприятий. Протекционизм – это умышленная защита внутреннего рынка своей страны от попадания на него товаров иностранного происхождения. Основной задачей такой политики является активизация деятельности национальной экономики и дальнейшая ее защита.

Цели протекционизма:

• В долгосрочной перспективе обеспечить защиту стратегическим отраслям, которые в случае ущерба нанесли бы непоправимый урон стране (например, сельскому хозяйству).
• Временно поддержать развитие молодых отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они самостоятельно не смогут конкурировать с аналогичными хозяйствами других стран.
• Осуществить ответные меры при применении подобной политики торговыми партнерами.

После ликвидации государственной монополии во внешней торговле предприятия получили возможность самостоятельно общаться с зарубежными фирмами и принимать решения. Однако открытие экономики, которое заставило конкурировать отечественные фирмы с иностранными товарами, не стало толчком обновления технологий, улучшения качества и снижения цен/издержек.

Поэтому когда страна теряет позиции в конкурентоспособности, возникают условия для создания и поддержки отраслей с возможностью выпускать товары, способные выдержать соперничество на внутреннем и внешнем рынке. Разумный протекционизм – это необходимая политика для протекции внутреннего производителя с помощью субсидирования капиталовложений от пошлин в слабые отрасли.

Формы защитной политики

Развитие протекционистских тенденций допускает выделение нескольких форм защитной политики государства.

1. По объекту защиты выделяют:

• Селективный метод – направлен на защиту определенного товара и/или от конкретного государства.
• Коллективный метод – проведение протекционизма объединенными странами в отношении государств, не входящих в этот союз.
• Отраслевой метод – устанавливает защиту отрасли.
• Скрытый протекционизм – это форма защиты народного хозяйства нетарифными методами.

2. По направлению мер:

• Стимулирующий (экспортный).
• Ограничительный (импортный).

3. По характеру инструментов:

• Тарифный.
• Нетарифный.
• Смешанный.

Инструменты протекционизма

Инструменты международной торговли относительно государственного регулирования делятся на тарифные (с использование таможенной пошлины) и нетарифные (все остальные).

Тарифы – денежные обязательства, возлагаемые на производителей импортируемых и экспортируемых товаров при пересечении границы. Отсюда пошло такое определение, как таможенный протекционизм – это курс государства, направленный на взимание высокого размера пошлин с ввозимых иностранных товаров на внутренний рынок. При использовании тарифной политики существует ряд проблем, одна из которых - нахождение оптимального уровня таможенной пошлины. Ведь завысив этот показатель, можно перекрыть импорт. В настоящее время в России средний уровень тарифа – 11%.

Наиболее популярным инструментом в развитых странах является нетарифное регулирование внешней торговли, инструменты которого условно можно разделить на 3 вида: финансовые, количественные и технические.

Нетарифные методы

Существует более полусотни способов нетарифного регулирования.

1. Количественные методы:

• Квотирование – лимитированное количество товаров на экспорт и импорт.
• Лицензирование – выдача государством разрешений на ввоз/вывоз товаров в определенном количестве и за конкретный период.
• Добровольное ограничение экспорта – договоренность между двумя странами об ограничении объема экспорта.

2. Технический (скрытый) протекционизм в экономике – это барьеры нетаможенного характера, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношениях торговли:

• Внутренние налоги, сборы – платежи, взимаемые с импортного товара, тем самым уменьшающие их конкурентоспособность.
• Технические барьеры – требования, выдвигаемые к ввозимым товарам по соответствию национальным стандартам.
• Политика государственных закупок – проведение тендеров в пользу выбора товаров национального производства, даже если их стоимость выше импортных аналогов.
• Требование к наращиванию национального продукта с целью дальнейшего замещения подобного импортируемого.

3. Финансовые методы:

• Субсидия – денежная помощь, выделяемая государством для развития национальных производителей, которая побочно дискриминирует импорт.
• Экспортное кредитование – финансовая поддержка национальных фирм для производства и сбыта товаров за пределы страны.
• Демпинг – товаропродвижение на внешний рынок путем занижения экспортных цен. Данный метод запрещен правилами международной торговли.

Нетарифные методы протекционизма – это способы внешнеэкономического регулирования деятельности государства, отличные по инструментам торговой политики от таможенно-тарифного воздействия.

Государственный протекционизм

Национальная экономика, которая охватывает народное хозяйство страны, является субъектом международных отношений, конкурирующим с подобными субъектами в сфере устойчивости, самостоятельности и динамики развития. Представителем национальной экономики является государство.

Исходя из этого, государственный протекционизм – это защита национальных экономических интересов, возникающих при взаимоотношениях государства, с одной стороны, с внутренними хозяйствующими субъектами, и внешними агентами – с другой. Цель - создание благоприятных условий для национального воспроизводства, улучшение и укрепление позиций государства в мировой системе экономики, обеспечение самостоятельного экономического развития.

Политика протекционизма – это экономическая политика государства, обращенная на реализацию национальных интересов.

Что лучше - свободная торговля, которая развивается самостоятельно (без вмешательства сторонних сил) и выявляет отрасли, способные конкурировать, или политика протекционизма?

Преимущества политики протекционизма:

• Борьба с безработицей. При потреблении недорогих импортных товаров отпадает необходимость что-то производить, как следствие, происходит сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и, соответственно, выплат из бюджета, что сказывается на снижении уровня жизни.
• Пошлины, сборы, налоги – дополнительные источники наполнения бюджета.
• Помощь в развитии и становлении новой отрасли, динамично развивающейся в других странах. Временный недостаток – более высокие цены на внутреннем рынке для поддержания отечественного производителя.
• Обеспечение национальной безопасности.

Существуют и недостатки политики протекционизма:

• Возможность развития внутренних монополий.
• Торможение экономического роста, когда государство перераспределяет ресурсы с результативных производств в пользу недостаточно эффективных для удовлетворения потребностей на внутреннем рынке.
• Повышение цен из-за тарифов на импортную продукцию и возможность образования национальной монополии, которая заинтересована в высоких ценах.
• Торговые войны.

В любом случае, правильно выстроенная политика протекционизма направлена на развитие отечественной отрасли с высокой производительностью и низкими для своей страны ценами.

Политика протекционизма

Политика протекционизма ставит своей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Однако абсолютно открытой экономики, в процессе функционирования которой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство. В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма преследует следующие цели:

• постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
• временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
• принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:

• селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
• отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
• коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
• скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения. Основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке. Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов соответственно имеет своей целью форсирование экспорта.

Классификация инструментов торговой политики:

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

 

импорт

   

Тарифная квота

 

импорт

Н

е

т

а

р

и

ф

н

ы

е

количественные

Квотирование

 

импорт

Лицензирование

экспорт

импорт

Добровольные ограничения

экспорт

 

скрытые

Государственные закупки

 

импорт

Требование к содержанию

 

импорт

местных компонентов

   

Технические барьеры

 

импорт

Налоги и сборы

 

импорт

финансовые

Субсидии экспорта

экспорт

 

Кредитование экспорта

экспорт

 

Демпинг

экспорт

 


В соответствии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.

Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало это или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — лишь первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.

За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла. Однако степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений. Наиболее эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования. К ним относят технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему валютного контроля, государственные закупки и т. д.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на основе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для экономического роста, взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.

Глобальный индекс конкурентоспособности ежегодно готовится Всемирным экономическим форумом на основании 110 показателей. Российская Федерация опустилась на 12 пунктов по сравнению с прошлым годом (на 63-е место), опережая Румынию, Уругвай и Казахстан и уступая Черногории, Турции и Мексике. Несомненно, мировой финансовый кризис усугубил позиции России в глобальном рейтинге. В группе стран БРИК наша страна, к сожалению, занимает последнее 4-е место. По оценкам ВЭФ, Россия находится на переходной стадии развития от «экономики, движимой эффективностью» к «инновационной экономике». Сравнение РФ со странами, имеющими индекс GCI на 1-3 пункта выше и уровень ВВП на душу населения меньший, чем в России, свидетельствует о нереализованных в нашей стране возможностях.

Стадии развития экономики на основе глобального рейтинга конкурентоспособности:

 

Стадия 1

Переходная стадия 1-2

Стадия 2

Переходная стадия 2-3

Стадия 3

Стадия экономического развития

Экономика, движимая факторами

 

Экономика, движимая эффективностью

 

Экономика, движимая инновациями

ВВП на душу населения (метод Атласа)

<$2000

$2000 — $3000

$3000 — $9000

$9000 — $17000

>$17000

Описание механизма экономического развития

Экстенсивное развитие — эксплуатация природных ресурсов и дешевой рабочей силы

 

Интенсивное развитие — повышение эффективности экономической деятельности; высокая инвестиционная активность

 

Интенсивное развитие — создание инновационных продуктов

         

Global Competitiveness Index, GCI Совокупный индекс на основе ключевых факторов конкурентоспособности

Число стран по этапам развития (133)

38

18

26

14

37

Примеры стран

Индия

Кения

Пакистан

Танзания

Эфиопия

Катар

Египет

Саудовская

Аравия

Сирия

Венесуэла

Армения

Бразилия

Китай

Таиланд

Украина

Латвия

Польша

Румыния

Россия

Турция

Швейцария

США

Сингапур

Швеция

Дания



Несомненно, существует зависимость между уровнем ВВП на душу населения и уровнем конкурентоспособности страны. Однако страны с сопоставимым уровнем ВВП существенно различаются по показателям конкурентоспособности. Это свидетельствует о важности качественных индикаторов, составляющих сводный индекс. Вывод: рост благосостояния и уровня конкурентоспособности России может быть обеспечен и при текущем уровне душевого ВВП, хотя более важны качественные показатели конкурентоспособности.

При анализе качественных характеристик глобального индекса конкурентоспособности (GCI) в России выявлены следующие критичные показатели: общественные институты, инфраструктура, уровень развития финансового рынка и бизнеса, технологическая развитость и инновации. Сравнительный анализ совокупных показателей конкурентоспособности России свидетельствует, что 7 из 12 имеют значения выше среднемировых. Наиболее высокое место (9-е из 133) Россия занимает по размеру рынка. Провальными являются показатели общественные институты (116-е место) и уровень развития финансового рынка (109-е место). Показатели конкурентоспособности России с уровнем выше средне мировых имеют как положительные, так и негативные характеристики.

Характеристики показателей конкурентоспособности России, имеющие значение выше среднемировых:

Показатель, место в рейтинге (средний уровень по миру — 66)

Положительные характеристики

Отрицательные характеристики

Емкость рынка, 9

   

Эффективность рынка труда, 33

Производительность труда, уровень вовлечения женского труда,

практика найма и увольнения, низкий уровень затрат при увольнении

«Серая» схема зарплат, стереотипность, сложность при приеме на работу (прием «по знакомству»), уровень / надежность профессионального менеджмента

Макроэкономическая стабильность, 37

Баланс государственного бюджета,

низкий правительственный долг (во многом это обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)

Инфляция, широкий диапазон процентных ставок по банковским кредитам

Высшее образование и тренинг, 45

Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование

Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета

Инновации, 57

Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D)

Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций

Здравоохранение и начальное образование, 60

Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования

Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность

Инфраструктура, 65

Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий

Качество дорог, качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов



Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда развивающихся стран. В связи с этим возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как природно-ресурсного, так и научно-технического, и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

Итак, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:

• Антимонопольное регулирование. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
• Таможенно-тарифное регулирование: внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
• Нетарифное регулирование: расширение использования нетарифных методов регулирования, которые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
• Инновационное развитие. В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
• Поддержка среднего и малого бизнеса. В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
• Формирование инвестиционно-привлекательной среды, снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов бюджетной системы РФ до 33% ВВП.

В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Торговля протекционизмом

Во всем мире международная торговля является частью повседневной жизни. Американцы ездят в японских автомобилях, французы пьют шотландское виски, шведы едят французский сыр, канадцы импортируют корейские компьютеры и так можно продолжать этот список до бесконечности. Мы все частично или полностью зависим от товаров и услуг, создаваемых в других странах. Существование международной торговли настолько привычно для сознания человека, что мы даже не задумываемся о том, почему возник и процветает мировой рынок?

Страны торгуют друг с другом в надежде получить выгоду от сделок. И они получают ее, поскольку торговля позволяет государствам обменивать товары, которых у них избыток, на то, что им необходимо. Некоторые территории, в силу природно-климатических условий, могут производить то, что другим не доступно. Одни страны, например Заир и Южная Африка, имеют огромные запасы полезных ископаемых. Другие - например, Гондурас и Гватемала, благодаря климату имеют возможность выращивать тропические фрукты. Третьи, например Япония и Америка, располагают гигантскими техническими ресурсами и квалифицированной рабочей силой. В каждом из перечисленных случаев названные условия обеспечивают стране абсолютные преимущества при производстве отдельных товаров и услуг. Специализируясь на производстве, в котором они имеют абсолютные преимущества, и обмениваясь избыточной продукцией друг с другом, страны получают больше, чем имели бы, если бы пытались сами производить все необходимое.

Два столетия назад выдающийся английский экономист Давид Рикардо (1772-1823 гг.) показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества - каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда на ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран.

Рикардо доказал, что у любой страны всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие.

Сравнительные преимущества, были более низкие относительные издержки производства, определяют структуру товарных обменов между государствами и по сей день. Сравнительные преимущества - главный двигатель международной торговли. Страны торгуют между собой, потому что они могут покупать товары у других стран по более низкой цене. Разница в издержках производства возникает в результате различий в методах производства и в доступности факторов производства. Кроме того, экономия на масштабе производства делает его специализацию эффективной.

Для национальных экономик большая открытость, либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала (например, Англия на рубеже XIX и XX вв., США после Второй мировой войны).

Вместе с тем свободная международная торговля является одной из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают «торговые воины». К тому же, несмотря на выгоды международной торговли, все государства различным образом регулируют ее. Одной из форм регулирования является протекционизм - политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными. Торговая политика протекционизма -- государственной политики защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Защита национальной экономики от чрезмерного натиска импортных товаров осуществляется прежде всего с помощью «таможенных пошлин» (тарифов).

«В Республике Узбекистан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики Республики Узбекистан.

Основными целями таможенной политики являются обеспечение эффективного таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Узбекистан, стимулирование развития экономики, защита внутреннего рынка».

Государства, реализуя внешнюю экономическую политику, как уже говорилось, могут придерживаться политики свободной торговли, протекционизма или умеренной торговой политики, сочетающей элементы и протекционизма и фритредерства. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития. Основные задачи государства, осуществляющего политику протекционизма, заключаются в следующем: во-первых, помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав национальные товары более конкурентоспособными на международном рынке, и, во-вторых, ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому методы государственного регулирования направлены обычно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и на форсирование экспорта. Кроме этого она помогает: сохранять рабочие места в отечественных производствах, конкурирующих с импортом; защищать отрасли, связанные с национальной обороной; увеличивать доходы государственного бюджета; принимать ответные меры, если барьеры выводят партнеры по торговле.

Внешнеэкономический протекционизм

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли – это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

К такой политике обычно прибегает отсталая в экономическом отношении страна. Протекционистскими мерами государство стремится поддержать отечественных производителей, особенно в период их становления.

Представим несколько основных положений, ради чего вводятся импортные пошлины на товары, капитал и рабочую силу:

- защита отраслей, связанных с национальной обороной;
- защита отрасли в период ее становления;
- защита отдельных отраслей и предприятий в ходе диверсификации, конверсии или структурной перестройки экономики;
- защита внутреннего рынка от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.

Политика свободной торговли и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывали всю внешнюю торговлю).

Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

- селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);
- коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
- скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Современная система протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.

Среди наиболее значимых следует назвать:

Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, что встречается реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения ведения национальными производителями конкуренции с иностранными корпорациями, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.

Не тарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мер.

Наибольшее распространения получили следующие меры:

- Контингентирование - установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике - это список товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.
- Лицензирование - организация, которая желает заняться внешнеэкономической деятельностью должна получить разрешение (лицензию) у правительственных органов. Такая политика дает государству контролировать международные отношения и успешно осуществлять меры по их регулированию. Лицензирование может также использоваться для получения дополнительных материальных средств при выдачи лицензии, то есть она может выступать в качестве разновидности таможенного обложения.
- Антидемпинговые правила - закон, который позволяет вводить тарифные барьеры, если отечественные производители столкнулись с продажей иностранных товаров по ценам, которые ниже себестоимости продукции. К примеру, такие положения в законе существуют в Соединенных Штатах Америки.

До сих пор мы рассмотрели отдельные прямые ограничения.

В отличие от прямых, косвенные ограничения напрямую не связаны с внешней экономической деятельностью:

- Налоговая система - строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей национальной продукции.
- Транспортный тариф - преимущества имеют экспортеры национальной продукции перед импортерами иностранных товаров.
- Закрытие для иностранцев отдельных портов.
- Запрет, налагаемый на государственные учреждения при приобретении иностранной продукции если имеются аналогичные продукты отечественного производства.

Государственное стимулирование экспорта:

- Прямые дотации.
- Выдача кредита на льготных условиях, льготное налогообложение.
- Добровольное ограничение экспорта. Проводится экспортерами товаров с целью не допущения повышения импортных пошлин в стране-импортере. Такое добровольное ограничение провели производители японских автомобилей на свой экспорт в США.

За прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма, когда государство вполне эффективно защищает интересы не отечественных, а иностранных компаний.

Как известно, протекционизм – это защита местного производителя от иностранных конкурентов. Хотя эта система все чаще порицается мировым сообществом, почти все развитые и развивающиеся страны успешно используют в практике государственного регулирования протекционистские инструменты. Особенно остро данная проблема стоит в отношении импорта готовой продукции. Однако есть рынок, который почти автоматически «отторгает» товары иностранного происхождения – рынок государственных закупок. Но это правило на Россию не распространяется. Как это ни парадоксально, но российские власти более пристальное внимание уделяют «открытым» рынкам, которые часто регулируют с помощью «грубых» тарифных методов, за что и подвергается нападкам со стороны Запада. А в это же самое время иностранные компании внедряются на рынок госзакупок, «забирая» себе деньги отечественного налогоплательщика.

Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.

Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.

Политика внешнеэкономического протекционизма

Политика внешнеэкономического протекционизма основывается на таких методах:

1. 1. Тарифные способы. Они состоят в регулировании и установке таможенных пошлин. Таможенным тарифом является перечень пошлин, которые налагаются на товары, идущие на экспорт или импорт. Такие налоги служат для пополнения бюджета страны, защиты внутреннего производителя, регулировки ввоза и вывоза товаров.
2. Нетарифные приемы.

Такие методы не предполагают пополнение бюджета страны, а служат рычагом регулирования торговой деятельности. Они включают:

• административные меры и количественное регулирование товаров: лицензирование, сертификация или контингентирование;
• технические меры: установка стандартов качества, маркировка и контроль;
• экономические меры: контроль валютных потоков, НДС, контроль цен и другое.

Внешнеэкономическая политика фритредерства, называемая еще политикой свободной торговли – это политика, декларирующая полную свободу в торговых отношениях, которая основывается на конкурентных преимуществах стран. Такая политика предполагает полное обособление торговой деятельности от действий государства. Также дает возможность в достижении эффективного размещения ресурсов в пределах мировой экономики.

Положительные стороны:

• возрастание конкуренции на внутреннем рынке, что ограничивает монополию государства;
• стимулирование деятельности отечественных производителей;
• расширение ассортимента товаров;
• формирование цены на основе согласованности спроса и предложения.

Политика фритредерства предполагает, что таможенные органы отвечают только за регистрационные вопросы. В их обязанности не входит взимание пошлин и установка ограничений на экспорт и импорт.

Современные государства проводят гибкую внешнеэкономическую политику. Она направлена на сочетание протекционизма и свободной торговли.

Тенденциями такой политики являются:

• уменьшение влияния традиционных рычагов политики протекционизма на торговые отношения страны;
• направленность на аграрный протекционизм;
• применения принципа наибольшего благоприятствования на избирательной основе;
• применение мер косвенного регулирования для защиты национального рынка.

Основным стратегическим курсом внешнеэкономической деятельности государства выступает интеграция в мировые экономические связи. Эти связи в дальнейшем будут использоваться для реформирования экономики и становления государства на мировом рынке.

Чтобы экономическое состояние страны улучшалось и не зависело от экспорта и импорта, необходимо выполнение ряда мероприятий:

• Стремление к повышению конкурентоспособности державы. Для этого могут быть использованы конкурентные преимущества в различных сферах хозяйствования.
• Сохранение уже завоеванных позиций на мировом рынке, расширение экспорта в малодоступных отраслях.
• Обеспечение доступности отечественных товаров на мировых рынках при сочетании с политикой защиты внутреннего производителя от недобросовестной конкуренции.
• Адекватная тарифно-таможенная политика, которая позволит обеспечить достаточный уровень конкуренции на внутреннем рынке и расширение национального производства.
• Стремление к сокращению утечки капитала на мировой рынок. Для этого нужно создать благоприятные условия на рынке внутри страны.

Государственное регламентирование необходимо для проведения наиболее эффективных действий в области внешнеэкономической деятельности. Для этого в стране разрабатывается система мер регулирования связей в соответствии с глобальной политикой государства.

Регулирование внешнеэкономической политики включает в себя:

• Направление деятельности государства на расширение экспорта. Такая политика затрагивает вопросы не только сырьевого и товарного экспорта, но и экспорта услуг и технологий.
• Организация доступности отечественных товаров на мировой рынок. Политика предполагает создание комфортных и благоприятных условий для отечественных производителей и их мотивацию к выходу на него.
• Деятельность по защите внутреннего рынка от демпинга и недобросовестной конкуренции. При этом установление дополнительных мер защиты не должно стать инструментом протекционизма экономики. Необходимо сохранение направления защиты конкурентоспособных и перспективных отраслей.
• Формирование региональных преимуществ внешнеэкономической политики.

Внешнеэкономический курс политики нацелен на регламентирование внешнеэкономической деятельности, а именно обмен между странами товарами и услугами. Она также включает в себя перемещение ресурсов – материальных, трудовых, денежных, интеллектуальных – на международном рынке. Деятельность государства в ключе этой политики направлена на регулирование экономических связей с другими странами.

Такое регулирование может иметь разные масштабы:

• Одностороннее регулирование. Предполагает проведение действий государства в одностороннем порядке без координирования и консультаций с другими участниками мирового рынка. Такая политика неблагоприятно сказывается на экономике страны и, обычно, вызывает негативные последствия.
• Двухстороннее регулирование. Такая политика предполагает договоренности между странами – партнерами о взаимной помощи. Она проявляется в согласовании технических моментов (внешнего вида упаковки товара, маркировке, признание сертификатов и другое).
• Многостороннее регулирование. Для этого между странами – партнерами составляется Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Многосторонние отношения также представляются в виде организаций, объединяющих страны: Евросоюз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация объединенных наций (ООН), Всемирная торговая организация (ВТО) и другие.

Протекционизм государства

Учитывая исключительное значение внешней торговли для развития национальной экономики и повышения благосостояния населения, а также угрозы для внутренней стабильности, связанные с чрезмерной экономической зависимостью страны от мирового рынка, каждое государство берется проводить собственную торговую политику.

Внешнеторговая политика — это политика государства, направленная на укрепление позиций страны на мировом рынке и повышения эффективности внешней торговли как фактора развития национальной экономики.

Исторически сложились два противоположных типа государственной торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционизм (от лат. — прикрытие, защита) — это политика защиты национального товаропроизводителя от иностранных конкурентов.

Протекционистская политика осуществляется двумя путями:

1) сдерживанием импорта висококонкурентної иностранной продукции;
2) стимулированием экспорта отечественной продукции.

Основные мероприятия (инструменты) протекционистской политики:

• тарифные барьеры, или таможенные сборы (пошлины) — налоги, которые взимаются таможнями с товаров (имущества, ценностей) при пересечении ими государственных границ. Импортная пошлина увеличивает цену товара и тем самым затрудняет его реализацию на внутреннем рынке. В некоторых случаях практикуют также экспортные пошлины, которые больше выполняют фискальную функцию;
• нетарифные барьеры — ограничения и/или запреты на импорт (квоты, лицензирование, жесткие технические и санитарные стандарты качества товаров, добровольные ограничения экспорта отдельных товаров в определенные страны (государствами или компаниями);
• поддержка экспорта — предоставление экспортерам налоговых льгот, субсидий, дешевых кредитов, информационной и юридической помощи, подготовка квалифицированных специалистов для внешней торговли, помощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка отечественных компаний.

Заметим: таможенные сборы являются наиболее старым и традиционным средством защиты внутреннего рынка. Одновременно они служат важным источником доходов государства. Двоякое экономическое назначение этих пошлин потенциально создает проблему: установление высоких таможенных ставок приводит к сокращению не только объемов импорта, но и доходов государственного бюджета. Что касается экспортных субсидий, то их государства практикуют обычно для проникновения на рынки других стран, даже если те защищены таможенными барьерами. Ведь, когда государство берет на себя часть расходов, то фирмы могут экспортировать продукцию по низким, а то и демпинговым, ценам. В таких случаях страны-импортеры, чтобы защититься от нечестной конкуренции, прибегают к еще более сильному средству — импортных квот и других количественных ограничений.

Политика протекционизма нередко приводит к возникновению торговых войн между странами. Так, периодически вспыхивают "автомобильные", "компьютерные", "текстиль", "банановые", "мясные", "торты", "стальные", "виноваты" и другие острые конфликты в сфере международного обмена товарами. Торговые войны могут использоваться и как средство политического давления. Именно так вызывающе оказывает Россия против Украины, чтобы помешать той осуществлять свою евроинтеграционную политику.

Протекционистская политика глубоко противоречива, она порождает как позитивные, так и негативные последствия.

Положительные последствия политики протекционизма:

- уравновешивает торговый и платежный балансы, оберегая страну от внешних долгов; - поощряет собственное производство товаров и услуг;
- защищает молодые отрасли, которые еще "не стали на ноги" и не готовы конкурировать на мировом рынке;
- обеспечивает экономическую, продовольственную, энергетическую, экологическую и военную безопасность страны;
- временно поддерживает высокий и стабильный уровень занятости в стране.

Негативные последствия политики протекционизма:

- ослабляется конкуренция на внутреннем рынке, а, следовательно, и стимулы к совершенствованию производства;
- снижается благосостояние населения за подорожания импортных и относительную дороговизну отечественных товаров, ухудшение качества товаров собственного производства, ограничение свободы выбора потребителей;
- страна понесет больших убытков из-за неиспользования абсолютных и относительных преимуществ международного разделения труда и обмена;
- поскольку каждое государство стремится вести сбалансированную внешнюю торговлю, постольку усиление протекционизма со стороны одной страны часто приводит к адекватным действиям "в ответ" со стороны ее торговых партнеров.

Свободная торговля, или фритредерство (от англ. free trade — свободная торговля) — политика невмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность субъектов хозяйствования.

Это либеральная политика государства, которая предусматривает свободное движение товаров и услуг между странами, без применения торговых барьеров. Этот вид политики также противоречив.

Положительные последствия свободной торговли:

- значительно усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, ограничивая тем самым монополизм своих производителей;
- заставляет отечественных предпринимателей совершенствовать производство, повышать качество продукции и обслуживания покупателей, снижать издержки производства и цены;
- повышает благосостояние населения, в частности через расширение свободы выбора потребителей;
- обеспечивает более эффективное использование имеющихся производственных ресурсов страны благодаря использованию преимуществ международного разделения труда;
- способствует формированию высоких стандартов жизни (ценность личной свободы, настойчивости в получении хорошего образования, инновационного предпринимательства, международных деловых контактов, широкого обмена опытом и тому подобное).

Негативные последствия свободной торговли:

- угрозы для внутренней макроэкономической стабильности от циклических колебаний конъюнктуры мирового рынка;
- сбыт низкокачественной, морально устаревшей продукции иностранных производителей;
- навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов и тому подобное. Противоречивость обоих типов внешнеторговой политики стала поводом для бесконечных дискуссий теоретиков и политиков относительно эффективности выбора одного из них.

Среди известных научных школ наиболее активными сторонниками политики протекционизма были меркантилисты и немецкий экономист Фридрих Лист. Если меркантилисты средневековья видели в жестких протекционистских мерах государства способ простого обогащения страны деньгами, то Ф. Лист руководствовался другими, более современными соображениями. Учитывая то, что Германия на рубеже XVIII — XIX вв. была еще экономически крайне отсталой, ее заполонили дешевые английские товары, а государство как такая была слабой из-за раздробленности на ряд княжеств и королевств, Лист пришел к убеждению, что его страна сможет осуществить "экономическое чудо", только опираясь на национальную самобытность немцев (организованность, порядок) и сильную протекционистскую политику государства, в частности образования немецкого таможенного союза. Дальнейшие события в этой стране оправдали надежды ученого, хотя за свою короткую жизнь он так и не дождался поддержки со стороны коллег.

Не менее активными сторонниками политики фритредерства были, конечно, английские классики, прежде всего А. Смит и Д. Рикардо. их мировоззренческая позиция в этом вопросе была неразрывно связана с главным принципом их экономического учения — экономическим либерализмом (свободой предпринимательства и свободной торговли). Будучи уже известным ученым и став депутатом парламента, Рикардо требовал отмены протекционистских хлебных законов, свободы торговли и прессы. Конечно, для тогдашней Англии, которая первой в мире осуществила Промышленный переворот и, благодаря ему, доминировала на мировом рынке, либерализация внешней торговли имела неоспоримые преимущества. Но даже в наше время действительно свободная торговля, преимущества которой проповедовали классики, практически для всех стран, независимо от уровня их экономического развития, все еще представляется недостижимым идеалом.

И действительно, специализация экономики исключительно на тех производствах, в которых страна имеет относительные преимущества в издержках, может повредить ее национальному интересу в развитии более диверсифицированной экономики, где бы граждане имели более широкий выбор профессий и сфер реализации своих способностей. Уже не говоря о том, что если бы страна сознательно ограничилась производством узкого набора сырьевых товаров, получаемых от экспорта доходов хронически не хватало для оплаты импорта разнообразных потребительских товаров для нужд населения. Поэтому-то рациональный протекционизм необходим хотя бы для того, чтобы уберечь население от чрезмерных социальных потерь и жертв, связанных со слишком радикальными структурными изменениями в экономике.

Дилемма "протекционизм или свободная торговля?" — это опять таки проблема политического выбора. Протекционистские меры, что, как правило, прикрываются лозунгами "защиты рабочих мест", "пополнение таможенными доходами государственной казны" и тому подобное, кажутся более соблазнительными для рядовых граждан, которые составляют основу электората. Однако, если внимательно взглянуть на аргументы в защиту протекционизма, то часто оказывается, что они защищают не общество в целом, а корыстные интересы отдельных производителей. Последним это удается провернуть через свои лоббистские организации. Поэтому реальные экономические решения далеко не всегда основываются на экономической теории.

Сегодня большинство государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. Впрочем, общим курсом здесь является либерализация внешнеторговых отношений. Это означает, что страны стремятся развивать между собой взаимовыгодную торговлю, налаживая для этого естественный для цивилизованного человечества режим наибольшего благоприятствования. Выбор каждой страной собственной модели политики внешней торговли определяется, главным образом, степенью конкурентоспособности ее национальной экономики и состоянием торгового баланса (соотношение экспорта и импорта).

Развитие мировой торговли в современных условиях регулируется специальными межгосударственными соглашениями, союзами и международными организациями. Непосредственным регулятором международных торговых отношений является Мировая организация торговли (ВТО.

Страны-участницы этой организации обязуются придерживаться единых норм и правил международной торговли, а именно:

1) во взаимной торговле обеспечивать режим наибольшего благоприятствования;
2) делать взаимные уступки и ослабление таможенных барьеров;
3) не допускать дискриминации;
4) руководствоваться нормами частного права.

Цели протекционизма

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли - это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Однако абсолютно открытой экономики, в процессе функционирования которой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство. В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными - предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Можно выделить несколько форм протекционизма:

- селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);
- коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
- скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Политика протекционизма преследует следующие цели:

- постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
- временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
- принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.

Протекционизм во внешнеэкономической деятельности

Выработка внешнеэкономической политики и регулирование внешнеэкономических связей являются исключительной функцией государства. Цель внешнеэкономической политики любой страны состоит в защите и реализации национальных экономических интересов, решении внешнеэкономических проблем на взаимовыгодной экономической основе, обеспечении экономической безопасности страны. Существенное значение в достижении этих целей имеет хорошо продуманная, гибкая протекционистская политика государства.

Государственный протекционизм — это система отношений, в которые вступает государство в качестве выразителя интересов национальной экономики с внутренними и внешними хозяйствующими субъектами по поводу создания и поддержания наилучших условий развития национальной экономики (в целом), обеспечения суверенности экономического развития, сохранения и улучшения положения страны в мировом хозяйстве.

Следует разграничивать узкое и широкое значение понятия «протекционизм». В узком понимании протекционизм ограничен сферой торговли и направлен на защиту национальных производителей на внутреннем рынке.

В широком значении протекционизм представляет систему защитных мер, охватывающих весь процесс воспроизводства и направленных на реализацию долговременных национальных экономических интересов перед внешнеэкономической экспансией.

В рамках политики протекционизма государство защищает широкие общественные интересы. Отстаивая экономические интересы нации, протекционизм представляет собой институциональный регулятор иммунитета национальной экономики.

Государственный протекционизм осуществляется в трех направлениях:

1) на предотвращение существующей или потенциальной угрозы национальным экономическим интересам со стороны внешних сил — оборонительный или пассивный протекционизм;
2) на создание особо благоприятных условий для накопления отечественного капитала в целях ускорения темпов экономического роста и придания устойчивости всей национальной экономике — активный протекционизм;
3) на усиление конкурентных возможностей национальными предпринимателями и выхода на мировой рынок — наступательный протекционизм.

При выработке внешнеэкономической политики следует учитывать, что протекционизм и свободная торговля — это два взаимосвязанных противоречивых процесса в рыночных условиях, в развитии которых можно выделить две тенденции.

Первая — это борьба протекционизма и свободной торговли в один и тот же период. В данном случае прослеживаются два участника этой борьбы — крупный торгово-финансовый капитал с защитой свободной торговли и производительный капитал, заинтересованный в защите отечественного производителя от иностранной конкуренции.

Вторая тенденция — борьба этих двух тенденций (протекционизма и свободной торговли) во времени. Суть в том, что когда отечественное производство только набирает силу, оно заинтересовано в реализации протекционистской экономической политики. Но по мере накопления и роста отечественного производства появляется заинтересованность к свободному рынку.

Страны-лидеры заинтересованы в свободной торговле.

На практике политика свободной торговли для экономически развитых стран служит продолжением политики протекционизма. Развитые страны имели в своей истории длительный период жесткого протекционизма. Следует заметить, что и сейчас они осуществляют избирательную политику протекционизма и жесткой торговли (обеспечение обороноспособности или национальной безопасности, защита молодых и слабых отраслей от демпинга и т.д.).

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов (льгот и ограничений, тарифов, пошлин, квот, лицензий, государственное законодательство), определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Для внешнеторговых отношений России в годы реформирования характерно отсутствие какой-либо хорошо продуманной протекционистской государственной политики. В этой сфере деятельности как и внутри страны правительство по существу отказалось от всесторонне обоснованного экономически эффективного регулирования. Открыв внутренний рынок для зарубежных производителей и разрушив обрабатывающую промышленность, правительство сосредоточило свои интересы на сырьевом экспорте, что придает экономике России неустойчивый и зависимый от внешнего мира характер.

Российская экономика и национальные интересы России нуждаются в выработке и реализации гибкой всесторонне продуманной протекционистской политики государства на всех трех направлениях.

Для выхода на мировые рынки продукции обрабатывающей промышленности практически важное значение имеет повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке за счет снижения издержек на производство продукции и повышение ее качественных характеристик. Присутствие зарубежных производителей этой продукции на рынках России будет полезным для решения названных задач. Ряд же отраслей, таких как производство самолетов и автомобилей, нуждаются в государственной поддержке. «Пропорция — двадцать к одному. Это абсолютно ненормально для страны, особенно с такими большими возможностями. Я далек от мысли советовать господину Грефу, что следует делать в макроэкономических сферах. Но могу сделать один комментарий. Если вы ищете, на чем сконцентрироваться, чтобы это принесло ощутимые плоды, создало новые рабочие места, стало поводом для гордости, то автомобильная промышленность в этом смысле недоиспользована».

Вполне очевидно, что для подъема отечественной автомобильной промышленности, запрета на ввоз иномарок — явно мало. Более того, создание вне конкурентной среды на внутреннем рынке вряд ли способствовало бы завоеванию российскими автомобилями внешних рынков. В данном случае необходима разработка и реализация всесторонне взвешенной комплексной программы развития автомобильного производства с участием всех заинтересованных сторон.

Торговый протекционизм

После выхода из продолжительной экономической депрессии 1860-1870-х гг. в континентальной Европе начался повсеместный переход к протекционистской политике. Во всех странах, которые внедряли эту программу, стал отмечаться значительный промышленный рост.

Свободная торговля и протекционизм

Развивающаяся система хозяйствования требует защиты вновь сформированных и возникающих под воздействием НТП отраслей от деятельности крупных иностранных компаний, которые участвуют в обороте продукции достаточно давно. Методы протекционизма обладают достаточно выраженным социальным характером, особенно во времена структурных преобразований или создания национального промышленного сектора. В такие периоды государство должно обеспечивать защиту тем профессиональным категориям, которым необходима переквалификация вследствие банкротства или закрытия предприятий.

Свободная торговля и протекционизм – два взаимосвязанных явления. При достаточно интенсивном обороте продукции в период обострения отношений между странами или усиления напряженности в мире защитные меры внедряются с целью сохранения государственной безопасности. Этому способствует выпуск на собственной территории жизненно важных, необходимых товаров.

Политика протекционизма, несомненно, обладает определенными достоинствами. Однако далеко не во всех случаях ее внедрение в систему национального хозяйствования является целесообразным. Противники этой теории приводят ряд аргументов в защиту своей позиции.

В частности, они выдвигают ряд тезисов:

1. Протекционизм – это система, которой свойственна определенная нелогичность. Она проявляется в том, что, ставя целью обеспечить достижение в балансе положительного сальдо, программа значительно сдерживает операции импорта. Следствием этого выступает аналогичная реакция международных партнеров, которые снижают объем экспортных поставок. Такие действия приводят в результате к разбалансированности.
2. Протекционизм – это программа, формирующая определенные барьеры в секторах национального хозяйства. Они, несомненно, обеспечивают защиту от активности иностранных фирм. Но вместе с этим барьеры снижают стимул к развитию отраслей, так как происходят сбои в механизме конкуренции. При этом монопольные привилегии и возможность сохранять высокую прибыльность уничтожают стремление к инновациям и прогрессу.
3. Протекционизм – это система, формирующая определенный мультиплицирующий эффект. Он проявляется за счет межотраслевой технологической связи. Если определенные защитные меры введены для одних отраслей, то их потребуют и другие, связанные с ними секторы.
4. Экономический протекционизм наносит значительный ущерб интересу потребителя. Отечественный покупатель платит больше и за импортную, облагаемую ввозными пошлинами продукцию, и за изделия, выпущенные на территории собственного государства.
5. Протекционизм – это схема, в рамках которой невозможно полностью использовать достоинства международной специализации вследствие того, что более доступная импортная продукция не может попасть в страну из-за существующих ограничений.

Политика протекционизма предполагает формирование нетарифных и тарифных ограничений. Последние представляют собой таможенные пошлины на ввоз и вывоз продукции. Этот инструмент считается наиболее простым и достаточно эффективным. Однако сегодня значение пошлин постепенно снижается. Правительства государств все чаще отдают предпочтение нетарифным методам протекционизма. К ним, в частности, относят импортные (ограничение на количество ввозимых изделий) и экспортные квоты (пределы вывозимой продукции по требованию импортера). Тем не менее, исследование тарифных методов в настоящее время не теряет актуальности, поскольку они продолжают использоваться различными государствами.

Торговый протекционизм: пошлины

Тарифные барьеры начали внедряться достаточно давно. К примеру, в начале 19-го столетия Великобритания ввела импортные пошлины для защиты национального сельского хозяйства. К концу века США и Германия стали вводить тарифные барьеры для сохранения новых промышленных отраслей. В России пошлины защищают автомобильное производство.

Отечественные программы

Правительство устанавливает высокие тарифы не только на ввоз новых, но и подержанных импортных транспортных средств. В этом случае государство решает несколько задач. В первую очередь, отечественный производитель ограждается от конкуренции. Во-вторых, сформированы препятствия для заполнения внутреннего рынка подержанными импортными машинами, которые на родине уже выработали свой ресурс. Это, в свою очередь, положительным образом отражается на общем уровне безопасности на отечественных дорогах. Таким образом, российская политика протекционизма имеет и экономическую, и социальную направленность.

Результат введения тарифов

Установление пошлин повышает стоимость не только импортируемого товара, но и среднюю цену продукции на внутреннем рынке. Это выгодно национальному производителю. Достижение такого результата, как правило, выступает в качестве основной цели протекционизма. В рамках такой программы государство обеспечивает защиту отечественных производителей от низкой стоимости на продукцию, возникающей в условиях конкуренции со стороны зарубежных предприятий.

Реальный и расчетный уровень защиты

Следует отметить, что фактический результат введения пошлин может существенно отличаться от планируемого. Эффект тарифного метода может различаться на различных этапах производственного цикла. Рассмотрим пример. Допустим, в России предполагается начать сборку определенных автомобилей, а в США уже налаженные сборочные производства собираются развить выпуск комплектующих. Для поощрения отечественно автоиндустрии РФ вводит пошлину на ввозимые готовые ТС величиной 20%. Таким образом, российский производитель получает возможность поднять цену своей продукции с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае несколько некорректно говорить о том, что отечественные предприятия получат только 20-процентную защиту. До установления пошлины российские производители могли работать только в том случае, если бы цена сборки составила бы не больше 2 тыс. долл. (сумма, появляющаяся при вычитании полной из стоимости готового изделия – 10 тыс. – суммы, затраченной на детали – 8 тыс.). После внедрения тарифа существование предприятий возможно и при 4 тыс. (разница между новой ценой в 12 000 и стоимостью деталей). В этом случае 20-процентная пошлина обеспечит отечественным производителям фактически полную защиту.

Другой вариант защиты

Предположим, что США с целью стимулирования внутреннего выпуска комплектующих вводит 10% пошлину на вывозимые в Россию детали. В этом случае стоимость комплектующих для отечественных сборщиков станет не 8, а 8,8 тыс. долл. Эта мера при стабильных тарифах на готовые ТС сделает производство машин на отечественных предприятиях менее прибыльной. До введения пошлины выпуск автомобилей считался рентабельным, если стоимость сборки составляет не больше 2 тыс., а после установления пошлины этот показатель должен быть не более 1,2 тыс. Таким образом, тарифная система сможет обеспечить защиту отечественному производителю, но уровень ее качества снизится.

Государственный протекционизм

Все без исключения эффективные предпринимательские сообщества ныне развитых стран, а также и новых индустриальных стран сформировались в условиях защищенного от внешних вторжений рынка. Нынешний главный проповедник свободной торговли – США отказались от сверхвысокого таможенного обложения импорта только после Второй мировой войны и краха экономик всех потенциальных конкурентов.

Дать шанс сформироваться российскому предпринимательскому сообществу в эффективном варианте – значит закрепить за ним (а также на началах взаимности – за предпринимателями других стран СНГ) российский рынок минимум на 20 лет.

В течение этого срока жизненно необходимо проведение протекционистской политики либо в рамках России, либо в рамках таможенного союза со странами СНГ. Если это условие не будет выполнено, российское предпринимательское сообщество будет смято конкурентами, и его формирование будет протекать в основном в подпольном полукриминальном и криминальном режиме.

Присутствие крупных иностранных ТНК в российском экономическом пространстве должно быть ограничено.

Принято считать протекционизм разновидностью торговой политики. Однако в широком смысле этот термин означает охватывающую все звенья воспроизводства постоянно действующую разветвленную и дифференцированную систему мер, направленную как на экстренную (тактическую), так и на стратегическую защиту долговременных национальных экономических интересов.

В широком смысле термин “протекционизм” означает охватывающую все звенья воспроизводства постоянно действующую разветвленную и дифференцированную систему мер, направленную как на экстренную (тактическую), так и на стратегическую защиту долговременных национальных экономических интересов.

Национальная экономика как целое выступает субъектом мировых экономических отношений и во взаимоотношениях с другими подобными субъектами является носителем специфических интересов, связанных с самостоятельностью, устойчивостью и динамизмом развития. Отстаивание и реализация национальных экономических интересов осуществляется нередко через столкновение с национальными интересами других стран, и это столкновение или борьба интересов является характерной чертой указанных отношений. Важнейшим институциализированным представителем и выразителем интересов национальной экономики является государство.

Таким образом, государственный протекционизм (в широком значении термина) выражает отношения, в которые вступает государство с внутренними хозяйственными субъектами, с одной стороны, и внешними агентами – с другой, по поводу защиты долговременных национальных экономических интересов – создания и поддержания наилучших условий национального воспроизводства в целом, обеспечения суверенности экономического развития, сохранения и улучшения положения страны в мировой экономической системе.

Реализация национальных экономических интересов – дело комплексной экономической политики государства. Являясь частью комплексной экономической политики, политика государственного протекционизма содействует достижению этой главной цели в своей области.

К политике протекционизма относятся специфические мероприятия государства, направленные:

1) на предотвращение существующей или потенциальной, явной или скрытой угрозы национальным экономическим интересам со стороны внешних сил (иностранных предпринимательских групп, отдельных государств и даже групп стран) – оборонительный (пассивный) протекционизм;
2) на создание особо благоприятных условий для становления и ускоренного накопления отечественного капитала с целью обеспечения динамичного расширенного воспроизводства и устойчивости всей национальной экономики – активный протекционизм;
3) на усиление конкурентных возможностей национальных предпринимателей сверх имеющихся в их распоряжении в случае осуществления экономической экспансии (реже тотальной, чаще в выбранных секторах или нишах) на мировой рынок или на рынки конкретных государств – наступательный протекционизм.

К протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр.

К протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр.

Слово “протекция”, помимо унаследованного из английского корня (protection) значения “защита”, в русском языке означает также “покровительство”, “поддержка”, “продвижение”, “опека”. Протекционизм в широком смысле по сути есть политика покровительства, государственной опеки по отношению к национальной экономике.

Такая опека подразумевает не только тарифные и нетарифные ограничения в торговле, а целостную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, адекватных достижению поставленной цели.

Протекционистские меры направлены на решение широкого круга задач. Помимо отстаивания интересов национального капитала, объективным содержанием протекционизма является:

– отстаивание экономического суверенитета страны перед лицом агрессивных наступательных действий внешних конкурентов, обеспечение максимальной самодостаточности и независимости нации в долгосрочном плане;
– обеспечение относительной равномерности экономической активности (антициклическая функция протекционизма), сохранение баланса между динамичностью и устойчивостью развития;
– защита депрессивных отраслей при одновременном стимулировании структурных и технологических преобразований производства, что решает проблему относительно бескризисной модернизации производства;
– защита, посредством сохранения рабочих мест, совокупной покупательной способности общества, уровня совокупного спроса и, как следствие, условий воспроизводства в целом.

Согласно данной интерпретации, в рамках политики протекционизма государство защищает широкие общественные интересы. Именно данная трактовка точнее отражает экономическую сущность современного государственного протекционизма.

Отстаивая экономические интересы нации, государственный протекционизм представляет собой встроенный институциональный регулятор иммунитета национальной экономики. Можно сказать, что государственный протекционизм аналогичен мероприятиям по усилению механизма иммунной защиты организма, или что он выполняет функции “инстинкта самосохранения” в национальной экономической системе.

Государственный протекционизм аналогичен мероприятиям по усилению механизма иммунной защиты организма, он выполняет функции “инстинкта самосохранения” в национальной экономической системе.

Протекционизм является наиболее важным фактором обеспечения экономического суверенитета страны.

России не стоит стесняться применять протекционизм как орудие своего развития. Через протекционистскую стадию прошли все ныне развитые страны.

Принято, например, считать Англию бастионом “свободной торговли” и экономического либерализма. Однако факты говорят о том, что на начальных стадиях развития в Англии существовала мощная система протекционизма и протекционизм ослабевал по мере приобретения Англией статуса экономического лидера.

В определенный период Англия пробовала оказывать покровительство иностранным судовладельцам и купцам. Но это привело к тому, что в XVII столетии голландцы взяли полный верх на море, а продукты французской промышленности ворвались потоком в Англию, которая стала вывозить почти исключительно одно сырье, причем в основном на иностранных судах.

Поворот в лучшую сторону во внешней торговле и в промышленности начинается в Англии с принятия в 1651 г. радикального протекционистского закона Кромвеля, который ограждал английское судостроение и другие отрасли экономики от зарубежной конкуренции. В дальнейшем на протяжении второй половины ХVII и всего ХVIII в., в период соперничества с Нидерландами, Англия была страной с сильно развитой системой протекционизма.

Под защитой высоких таможенных пошлин на импорт и административных запретов на ввоз в страну тканей, судов и т.п. была подготовлена, а затем и произведена промышленная революция в Англии, и она превратилась из второстепенной в торгово-политическом смысле державы в экономического и политического лидера.

По мере развития и укрепления позиций Англии в мировой торговле многие ограничительные законы и барьеры были отменены. К середине ХIХ века экономика Англии стала самой открытой в мире. Реализация принципа “свободы торговли” фактически стала для Англии в этот период осуществлением “права сильного”. Об этом свидетельствует и применявшаяся тогда политика поощрения использования демпинговых цен. Фабричный демпинг служил целям упрочения экономического лидерства Англии путем подавления развития национальной промышленности других стран.

Протекционизм играл важнейшую роль и в экономической истории США.

Широко известно выражение Т. Джефферсона “Государство – ночной сторож”, в образной форме отразившее фундаментальные особенности общественного устройства США и традиционные американские ценности, такие как принцип “laissez faire” – минимизации вмешательства государства в экономику – и система свободной торговли. Сторонники Т. Джефферсона утверждали, что самое хорошее то правительство, которое меньше всего управляет.

Однако одновременно с “линией Джефферсона” в американской политике и общественной мысли существовала “линия Гамильтона”. В отличие от Т. Джефферсона, А. Гамильтон не признавал личный интерес в качестве организующего принципа общества и последовательно выступал за активную роль государства в экономике. Он писал: “Ничем не ограниченный дух предпринимательства ведет к нарушению законов и произволу, а в итоге – к насилию и войне”. В своей Великой программе 90-х годов ХVIII в. А. Гамильтон призывал государство “предоставлять средства лишь тем, кто готов использовать их под контролем общества на развитие национального производства”, тем самым ставя национальные интересы выше частных. Сторонники А. Гамильтона видели в национальном правительстве эффективный инструмент для превращения аграрной страны в бурно развивающуюся промышленную державу.

В то время как на уровне общественной идеологии и широко декларируемых принципов победила “линия Джефферсона”, в практике политических реалий, в организации национальной государственности и хозяйственной жизни, как свидетельствует история, победила “линия Гамильтона”.

США на протяжении почти трех четвертей периода своего существования были протекционистской страной с высокими таможенными барьерами. Единственными периодами относительно низких протекционистских барьеров было время накануне Гражданской войны и после каждой из мировых войн.

Даже после того, как США обогнали Англию по уровню производительности труда, в 1890 г. были введены новые тарифы, повышающие цену импортных товаров в среднем на 50%, а в 1897 г. – до 57%. Эти меры поставили барьер на пути многих товаров из Англии и других стран. Британские производители обвинили тогда США в создании “закрытого рынка” и в “нечестной” конкуренции.

В разгар Великой депрессии в 1930 г. во имя защиты американских товаропроизводителей был принят закон Смута–Хьюли, поднявший импортные тарифы в среднем на 53%.

В целом за период 1820–1940 гг. усредненный уровень ввозных пошлин в США составил величину порядка 40% от таможенной стоимости товаров.

Только в конце Второй мировой войны США сменили протекционистскую политику на политику свободной торговли и в 1947 г. начали активную борьбу за сокращение тарифных и нетарифных ограничений в торговле через Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Именно в тот период, когда экономика основных конкурентов оказалась разрушенной в результате войны, Соединенные Штаты стали страной с самыми низкими торговыми барьерами и, желая закрепить свое положение единоличного экономического лидера (в начале 50-х гг. на США приходилось 40% мирового производства), выступали за создание свободного мирового рынка.

Во Франции проведение активной протекционистской политики связано с именем Ж.Б. Кольбера, который в 1660–1680-е гг. фактически контролировал всю внутреннюю политику страны. Проводившаяся им экономическая политика, получившая впоследствии название “кольбертизм”, являлась разновидностью меркантилизма и заключалась в обеспечении активного торгового баланса путем поощрения промышленности, создания мануфактур, увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства. В 1667 г. Кольбер ввел новый таможенный тариф, резко повысивший пошлины на ввоз иностранных товаров. По его инициативе были созданы монопольные компании для внешней торговли. Кольбер санкционировал масштабное государственное финансирование работ по строительству и улучшению дорог, каналов, по многократному увеличению численности судов торгового и военного флота. Все эти меры оказались эффективным средством ускоренного хозяйственного развития и упрочения экономической мощи Франции.

Протекционизм был использован для ускоренного развития промышленности в России в период правления Александра III. Протекционизм был центральным звеном политики Бисмарка в Германии. В XX веке после Второй мировой войны протекционизм продуктивно использовали для целей индустриализации Япония, Южная Корея и многие другие страны.

Так что испытывать комплекс неполноценности России нет никаких оснований. Продуманное использование протекционистских мер может на нынешнем этапе послужить целям развития российской экономики. А вот “скороспелое” членство в ВТО никаких выгод нам не сулит, но зато может принести только непоправимый экономический ущерб.

Очевидно, что успешно конкурировать на глобальном уровне можно лишь хорошо подготовившись к этому. Представим на боксерском ринге поединок между чемпионом-профессионалом в тяжелом весе и новичком-любителем, да еще и в более легкой весовой категории. Исход такого поединка предсказать нетрудно. Да и вряд ли его можно признать “спортивным”. Это скорее из разряда “избиения младенцев”.

Поэтому суть протекционизма состоит не в организации защиты отечественного бизнеса раз и навсегда, не в постоянном и тотальном ограждении его от иностранной конкуренции, а в тщательном создании условий подготовки его к глобальной конкуренции. Так было всегда, но особенно актуальным стало в современных условиях глобализации экономики.

тема

документ Промышленная политика
документ Международные отношения
документ Международные региональные конфликты
документ Международные совместные предприятия
документ Мировая торговля
документ Мировая экономика




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара
Курс евро
Цифровые валюты
Алименты

Аттестация рабочих мест
Банкротство
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерские изменения
Бюджетный учет
Взыскание задолженности
Выходное пособие

График отпусков
Декретный отпуск
ЕНВД
Изменения для юристов
Кассовые операции
Командировочные расходы
МСФО
Налоги ИП
Налоговые изменения
Начисление заработной платы
ОСНО
Эффективный контракт
Брокеру
Недвижимость



©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты