Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Полезные статьи » Политическая перестройка

Политическая перестройка

Перестройка

Вернуться назад на Перестройка

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

К концу 70-х гг. для части советского руководства стала очевидной невозможность сохранения без изменений, существовавших в стране порядков. На экономической ситуации неблагоприятно сказывались и внешние факторы. Усиление гонки вооружений, разорительная война в Афганистане и резкое понижение мировых цен на нефть к началу 80-х гг. - всё это поставило экономику СССР в крайне тяжёлое положение.

Обозначился и кризис социальной сферы. B начале 80-х гг. по сравнению с 1966-1970 гг. темпы прироста национального дохода уменьшились в 2,2 раза, реальных доходов на душу населения - в 2,8 раза. После смерти Черненко в Политбюро ЦК КПСС началась борьба за пост руководителя страны. В марте 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С Горбачёв. Начиная свою деятельность в качестве реформатора страны, Горбачёв явно не мог предвидеть, насколько глубокими станут преобразования, на которые он пошел. Заранее подготовленной программы реформирования страны у него не было. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был намечен курс на ускорение социально-экономического развития СССР, который предполагал активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации управления народным хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на производстве. Эти шаги, поддержанные широкими массами, не могли не дать определённой отдачи.

За 1985-1986 гг. темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили среднегодовые показатели 11 пятилетки в 1,3 раза, в сельском хозяйстве - в 3 раза. С 1985 г. началась широкомасштабная антиалкогольная кампания, призванная в кратчайший срок сократить производство и потребление алкогольной продукции. В 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором Горбачёв объявил о новых подходах во внешней и внутренней политике - о новом политическом мышлении.

Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Термин «ускорение» постепенно вытесняется понятием «перестройка». Раскрывая его, Горбачёв подчёркивал, что перестройка охватывает не только экономику, но и социальные отношения, политическую систему, духовно-идеологическую сферу, стиль и методы работы партии, всех кадров. Генеральный секретарь поставил знак равенства между словами «перестройка» и «революция», подчеркнул, что «перестройка» - не разовый, одномоментный акт, а процесс, который будет протекать в рамках определённого исторического периода. В июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС была принята программа первой за годы перестройки экономической реформы.


Целью её провозглашался переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства.

На 19-й Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости реформы политической системы. Горбачёв и его окружение пришли к убеждению, что решение всех стоящих перед страной проблем упирается в неэффективность существующей в СССР политической системы. С этого времени её реформа рассматривается как главное условие поступательного движения советского общества. Был провозглашён курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма и даже разделения властей.

Принятая резолюция «О гласности» открывала пути к созданию нового информационного порядка. Каждому гражданину гарантировался доступ к широкой информации, за исключением той, которая содержала государственную и военную тайны. Первым шагом политической реформы стало учреждение высшего законодательного органа в стране — Съезда народных депутатов. Выборы, которые теперь можно было назвать демократическими, проводились по новому избирательному закону. Состоялось пять Съездов народных депутатов, которые транслировались по телевидению и радио. На первом съезде М. С. Горбачёв был избран Председателем Верховного Совета СССР. Председателем Совета Министров СССР стал Н. И. Рыжков. В 1988 г. в стране появляются первые независимые общественно-политические организации и партии. В мае оппозиционной КПСС партией провозгласил себя Демократический союз.

С апреля возникают Народные фронты - первые массовые политические организации. Уже к середине 1989 г. Народный фронт Эстонии насчитывал 60 тыс., Народный фронт Латвии - 115 тыс., Саюдис (Литва) - 180 тыс. человек. В период становления многопартийности образовалось несколько партий с названием «демократическая». Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) была основана в 1989 г. В числе других демократических партий образовались Демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Социал-демократическая партия России и др. Все они выступали против КПСС, в целом поддерживали реформы в стране, но путь дальнейшего развития страны видели по-разному. Постепенно стали образовываться праворадикальные, националистические организации и партии.

Политический плюрализм затронул и КПСС, где выделились пять направлений, но в целом партия шла ещё за своим Генеральным секретарём. При всём многообразии возникших организаций, движений и партий в центре политической борьбы оказались «коммунисты» и «демократы». Последние выступали за решительные реформы: приватизацию государственной собственности, создание полноценной парламентской системы и обеспечение политических прав. Горбачёв и «коммунисты» ратовали за «обновление социализма» и призывали преимущественно к развитию и реформированию общественной собственности. Компенсировать падение авторитета власти было решено введением поста Президента на 3-м съезде народных депутатов в марте 1990 г. Первым и последним Президентом СССР был избран Горбачёв.

Начало разочарования масс в Горбачёве и его политике было связано с ощущавшимся народом разрывом между обещаниями лидера и отсутствием позитивных сдвигов в реальной жизни. Показателем кризисного состояния экономики и Щерившей в середине 80-х гг. бесхозяйственности стала авария на Чернобыльской атомной станции в апреле 1986 г. Советское правительство пыталось искать выходы из кризиса. Была разрешена индивидуальная трудовая деятельность и созданы кооперативы. В ноябре 1989 г. был принят закон об аренде и арендных отношениях, что означало предоставление права брать землю в аренду, т.е. начало фермерского движения.

Однако попытки возродить частное предпринимательство не изменили критическую ситуацию, сложившуюся на продовольственном рынке страны. Более того, в декабре 1989 г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства, которое продолжалось весь 1990 г. и ещё более ускорилось в 1991 г. Уменьшалось производство и потребление продуктов питания. В большинстве районов СССР в 1990 г. по талонам распределялись основные. Продукты питания - хлеб, сахар, крупы, яйца, мясо. В марте 1991 г. бастовало 542 предприятия. Только из-за забастовок шахтёров прямые и косвенные потери за этот месяц превысили 4 млрд. руб. Начался «парад суверенитетов» союзных республик, попытавшихся самостоятельно найти выход из углубляющегося кризиса. Инициатором «парада» стали прибалтийские республики.

В ноябре 1988 г. Эстония первая из советских республик - объявила о своём государственном суверенитете. Идентичные решения были приняты Литвой, Латвией, Азербайджаном и Молдавией. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о российском государственном суверенитете, в которой закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Распад единого хозяйственного комплекса, стремление республик к самостоятельности вынуждало руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарёво. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в который вошли бы девять бывших республик СССР. В этих условиях Верховный Совет принял постановление о переходе к рыночной экономике.

Одной из альтернативных программ перехода к рынку стала программа «500 дней», разработанная С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Однако под давлением консерваторов Горбачёв отказался от поддержки этой программы. Внутренняя оппозиция курсу радикальных реформ продолжалась. Она набрала новые обороты в период предвыборной кампании по выборам Президента РСФСР (май-июнь 1991 г.). Около 57% участников выборов отдали свои голоса; Ельцина и вместе с ним - за радикальную программу реформ.

Для консерваторов, которые всё более сосредоточивались в руководящих структурах государства, КПСС и созданной в 1990 г. КПРФ, это был тревожный сигнал. На пленуме ЦК КПСС 24 апреля 1991 г. рядом его участников впервые публично был поставлен вопрос о недоверии Горбачёву и о необходимости введения в стране чрезвычайного положения. Горбачёв заявил о своей отставке с поста Генсека ЦК КПСС, однако после срочно созванного заседания Политбюро снял своё заявление. Становилось очевидным, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформирования общества вступает в решающую фазу. К лету 1991 г. в стране сложилась переломная ситуация. Центр во главе с Горбачёвым продолжал топтаться на месте, а либералы всё более активно выступали за радикальное реформирование общества. Нарастала угроза со стороны коммунистических консерваторов.

В августе 1991 г. противники перестройки предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовский путч». Утром 19 августа группа государственных и партийных деятелей во главе с Г.И. Янаевым создала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и заявила о прекращении «по состоянию здоровья» президентских полномочий Горбачёва, который в это время находился на отдыхе в Форосе, в Крыму. В состав ГКЧП вошли 8 человек: вице-президент СССР Г.И Лнаев, премьер-министр В.С Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председатель Крестьянского Союза В. А. Стародубцев, заместитель Совета обороны О. Д. Бакланов, президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков.

ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения на 6 месяцев. В «Обращении к советскому народу» сообщалось, что приостанавливается деятельность политических партий я массовых движений, запрещается проведение митингов и забастовок. В Москве вводился комендантский час. В столицу были введены войска. Сопротивление путчистам возглавил Б. Н. Ельцин, который объявил действия антиконституционным переворотом.

Уже к вечеру 19 августа тысячи москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. Ряд регионов страны, некоторые воинские части отказались выполнять решения ГКЧП. После трёхдневного противостояния члены ГКЧП были арестованы. Указом Б. Н. Ельцина деятельность КПСС приостанавливалась, её имущество национализировалось на её денежные средства накладывался арест, временно прекращался выпуск некоторых её газет. КПСС как государственная структура перестала существовать. События ускорили распад СССР, который окончательно был оформлен в результате подписания соглашений в Беловежской Пуще.

Лидеры трёх суверенных государств - России (Б. Н. Елышн), Украины (Л. М. Кравчук), Белоруссии (С. С. Шушкевич) провозгласили, что СССР как субъект международного права прекратил своё существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ). К подписанному соглашению позже присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Устав СНГ предусматривает сферы совместной деятельности государств, обеспечение прав и свобод человека, решение внешнеполитических задач, вопросы социальной и иммиграционной политики, сотрудничество в обороне и охране внешних границ. Органами СНГ являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея.

Постоянно действующий орган СНГ - координационно-консультативный комитет в Минске. Попытка создания объединённых вооружённых сил СНГ не увенчалась успехом. С распадом СССР, образованием независимой России в начале 90-х гг., с уходом в декабре 1991 г. М. С. Горбачёва в отставку перестройка потерпела крах. К этому времени она, выработав весь свой ресурс, утратила значение как политическая концепция развития общества.

тема

документ Монархия
документ Оценка предприятий
документ Теория организации
документ Оценочная деятельность
документ Теории мотивации



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты