Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.
Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.
В Бюджетном кодексе РФ контролю в сфере бюджетных отношений посвящен раздел о государственном и муниципальном финансовом контроле. Действующее бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.
Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.
По содержанию бюджетный контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
а) соблюдение финансового законодательства;
б) обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
в) соблюдение бюджетного процесса;
г) контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;
д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;
е) проверка и координация деятельности контрольных органов.
Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.
Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.
Установление признаков контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно определять организации, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов. Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.
В соответствии с действующим законодательством классификация бюджетного контроля проводится по различным основаниям.
По субъектам бюджетного контроля выделяется:
а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход. В рамках государственного финансового контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль. Данные виды финансового контроля позволяют функционировать основополагающему принципу разделения властей, определенному Конституцией Российской Федерации при осуществлении особого метода государственного финансового контроля, - аудита бюджета. К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением. Внешний государственный финансовый контроль - это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемый "извне" по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;
б) негосударственный бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими лицами, заинтересованными в своевременном и полном получении бюджетных средств. К таковым можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.
По времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 265) выделяет следующие виды бюджетного контроля:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
а) предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;
б) текущий контроль, осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям и убыткам. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;
в) последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период.
Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.
Бюджетный финансовый контроль
Бюджетный контроль представляет собой финансовый контроль органов государственной власти за соблюдением финансовой дисциплины в процессе образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Отметим, что формы, методы, принципы присущи бюджетному контролю в целом, так как данный контроль относится к виду государственного финансового контроля.
Действующее бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности государства.
Особенности бюджетного контроля, отличающие его от других видов государственного финансового контроля, заключаются в специфическом объекте, особых содержании, субъектах, целях и задачах.
Основными задачами бюджетного контроля являются: соблюдение бюджетного законодательства; обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием; соблюдение бюджетного процесса; контроль над реализацией системы межбюджетных отношений; пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере; проверка и координация деятельности контрольных органов.
Предметом бюджетного контроля выступают отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.
В БК РФ четко указаны органы, осуществляющие бюджетный контроль, их контрольные полномочия, содержание проводимого ими контроля на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный контроль осуществляют: Федеральное собрание РФ, представительные органы субъектов РФ, представительные муниципальные органы, а также специально создаваемые представительными органами власти контрольные органы, в частности Счетная палата РФ, Федеральное казначейство, Росфиннадзор, Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Раздел IX БК РФ "Государственный и муниципальный финансовый контроль" регулирует сферу бюджетного контроля, в том числе основы структуры органов бюджетного контроля: финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами (ст. 265 БК РФ); финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (ст. 266 БК РФ); финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством (ст. 267 БК РФ); финансовый контроль, осуществляемый Росфиннадзором (ст. 268 БК РФ); финансовый контроль, осуществляемый частными распорядителями, распорядителям и бюджетных средств (ст. 269 БК РФ); финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 270 БК РФ).
Основным контрольным органом является Счетная палата РФ - постоянно действующий высший (парламентский) орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" задачами Счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе на их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, государственные корпорации и государственные компании.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Счетная плата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по месту расположения проверяемых объектов.
В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.
Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, ФСБ России, Служба внешней разведки РФ, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов РФ, ЦБ РФ, налоговые и другие органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.
При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы, а также на договорной основе - саморегулируемые аудиторские организации.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.
Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" устанавливает общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов РФ и контрольно-счетных органов муниципальных образований. Данный Закон содержит состав и структуру контрольно-счетных органов, основные полномочия контрольно-счетных органов, формы осуществления контрольно-счетными органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля и т.д.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль в области формирования, утверждения, исполнения бюджетов. Данный Закон закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления (ст. 5), вопросы местного значения поселения (ст. 14), вопросы местного значения муниципального района (ст. 15), вопросы местного значения городского округа (ст. 16) и др.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.
Контроль бюджетных учреждениях
Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.
В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.
Можно проводить несколько видов контроля:
1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.
Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.
Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции. Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля. В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.
Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля.
После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий.
Их удобно сгруппировать по направлениям, например:
• денежные средства и бланки строгой отчетности;
• банковские операции;
• дебиторская и кредиторская задолженности;
• фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
• товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
• бухгалтерский учет и отчетность.
По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.
Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.
Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ № 49).
На что смотрят в ходе плановой проверки:
• соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
• насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
• насколько полно и правильно оформлены операции;
• своевременно ли проводится инвентаризация;
• насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.
Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.
Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.
Что проверяет ревизионная комиссия:
• подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
• соответствие данных в первичных документах и бухучете;
• подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
• соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
• правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.
Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения. В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии. Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.
А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.
В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:
• согласованная с руководителем программа проверки;
• состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
• использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
• данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
• выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
• перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.
Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.
Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.
Финансовый контроль бюджетных учреждений
В соответствие c частью 4 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядители бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый аудит учреждения.
Это необходимо для следующих целей:
• Оценка надежности финансового контроля, подготовка плана, связанного с повышением его эффективности;
• Подтверждение достоверности имеющейся отчетности и соответствие алгоритма ведения бюджетного учета стандартам, установленным Минфином РФ;
• Подготовка рекомендаций относительно эффективности расхода бюджетных средств.
Как правило, порядок внутреннего финансового аудита устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти, местной администрацией. При проведении данного мероприятия действуют Правила №193 по реализации средств федерального бюджета. Для гарантии единообразного подхода к аудиту Приказом Минфина РФ №822 приняты особые методические рекомендации.
Объектом представленной разновидности аудита являются структурные подразделения распорядителя бюджета, подведомственные распорядители, получатели финансовых средств.
Согласно ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса и положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового аудита на них не распространяются и такие проверки в отношении их не должны осуществляться. Исключение из данного правила - случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 160.2-1 БК главные администраторы доходов бюджета производят внутренний финансовый контроль учреждения.
Здесь важно соблюдение следующих критериев:
1. Составление стандартов бюджета по расходам;
2. Организация мер, повышающих результативность использования финансовых средств.
Ответственность за проведение финансового контроля несет руководитель, либо заместитель руководителя.
Задачи внутреннего финансового контроля:
• Управление рисками при неудовлетворительных результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
• Устранение нарушений бюджетного законодательства и прочих нормативных правовых актов, имеющих отношение к бюджетным правоотношениям;
• Повышение экономности использования финансовых средств.
Согласно положениям, ст.6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не должны являться участниками бюджетного процесса. Последовательность ведения внутреннего финансового контроля для них не актуальна. Исключением считаются лишь случаи возложения на них функций получателя бюджетных средств.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными организациями реализуется в виде субсидии. Размер субсидий рассчитывается, исходя из нормативных затрат на оказание госуслуг. Отсюда следует, что после списания в оговоренном порядке субсидии на выполнение государственного задания и её дальнейшего зачисления на счет учреждения, субсидия утрачивает статус средств соответствующего бюджета. В этих случаях относительно бюджетных автономных организаций внутренний финансовый контроль производиться не может.
Контроль бюджетных средств
Финансовый контроль охватывает весь оборот государственных и муниципальных бюджетных средств и осуществляется по всем направлениям их получения, распределения и использования. Особое значение здесь принадлежит главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, главным администраторам доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, которые осуществляют контроль за своими подведомственными бюджетополучателями и администраторами.
Правовой статус главных распорядителей бюджетных средств как субъектов бюджетного контроля установлен ст. 269 БК, согласно которой они осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. В целях реализации контрольных полномочий главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Главный распорядитель бюджетных средств исполняет соответствующую часть бюджета и отвечает за целевое использование всех выделенных в его распоряжение бюджетных средств, достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета, эффективное использование бюджетных средств.
Как исполнитель соответствующей части бюджета, он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за всеми подведомственными получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Для этих целей главный распорядитель бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
Кроме этого, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Финансовый контроль главных распорядителей бюджетных средств осуществляется соответствующей финансово-бухгалтерской службой или специально создаваемой в их структуре самостоятельной службой ведомственного контроля.
Внутренний (ведомственный) финансовый контроль всегда считался важным условием обеспечения бюджетной дисциплины участников бюджетного процесса. В соответствии с письмом Минфина России № 1-10/15-2433 «О ведомственном финансовом контроле», изданным по результатам рассмотрения отчетов свыше 20 министерств и ведомств, укрепление ведомственного финансового контроля рассматривалось как непременное условие для наведения порядка в использовании государственных средств и имущества. В государственных органах, сумевших сохранить ведомственный контроль и обновить положения, регламентирующие его деятельность, достигается реальная эффективность контроля, повышается ответственность должностных лиц за нарушения в использовании и необеспечение сохранности денежных средств и материальных ресурсов.
Разработка и внедрение системы внутреннего аудита позволяет выявлять эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также производить оценку целесообразности расходования бюджетных расходов.
Ведомственный бюджетный контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный контроль) контрольно-ревизионными управлениями, иными структурами министерств, ведомств и органов государственного управления. Объектом данного вида бюджетного контроля является деятельность подотчетных предприятий, учреждений и организаций. Внутренний финансовый аудит проводится не реже одного раза в год посредством комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в упреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные с нарушением финансового законодательства, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение одного месяца после выявления контролирующим органом указанных нарушений.
Внутренний бюджетный контроль осуществляется в отношении собственной финансовой деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.
Появление внутреннего финансового аудита обусловлено современным этапом реформирования сферы государственного управления. В условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на конечный результат, контроль за участниками бюджетного процесса не может ограничиваться только проверкой законности и целевого использования бюджетных средств — он должен включать анализ эффективности бюджетных расходов по сравнению с достигнутыми целями.
Сфера бюджетного контроля
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.
Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.
В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:
1) внутрифирменным контролем;
2) контролем со стороны коммерческих банков за организациями;
3) независимым аудиторским контролем.
Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.
Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосудар-ственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровнен, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами.
Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.
Результативность финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения.
Финансовый контроль в бюджетной сфере
Контроль как процесс проверки, анализа, оценки качества выполнения поставленных задач является важнейшим звеном в системе управления финансами в бюджетной системе России.
Финансовый контроль в бюджетной сфере в пределах своей компетенции осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления – Федеральное Собрание России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также представительные органы местного самоуправления.
Финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется также финансовыми и контрольными органами исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительными органами местного самоуправления.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):
• предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) в бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
• текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
• последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:
• получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
• получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджетов;
• утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
• создание собственных контрольных органов (Счетная палата, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
• внесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.
Федеральное Собрание России для осуществления государственных функций финансового контроля образовало Счетную палату. В соответствии с Федеральным законом № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» к основным задачам Счетной палаты отнесены следующие:
• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
• анализ выявленных отклонений от установленных тенденций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;
• контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
• регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами законности, объективности, независимости и гласности.
Счетная палата осуществляет следующие виды (функции) контрольной деятельности:
1) контрольно-ревизионную:
• организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• подготовка и представление в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
2) экспортно-аналитическую:
• экспертиза проектов федерального бюджета, законов, иных нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов России;
• подготовка и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;
3) информационную деятельность:
• информация Государственной Думы о результатах ревизий и проверок;
• информация Совета Федерации о результатах ревизий и проверок;
• представление органам государственной власти предписаний по устранению выявленных нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.
Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на 6 лет. Кандидат на должность Председателя должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином РФ, иметь высшее образование, опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, финансов, экономики.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие основные направления контрольной деятельности Счетной палаты, которые охватывают совокупность ряда статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Аудиторы назначаются сроком на шесть лет и утверждаются палатой Федерального Собрания. В Счетной палате образована коллегия Счетной палаты. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Счетной палате также подконтрольны органы местного самоуправления, организации, банки, страховые компании и иные финансово-кредитные учреждения вне зависимости от форм собственности, деятельность негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или имеют налоговые льготы.
Финансовый контроль осуществляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Таким финансовым контролем наделены: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; распорядители бюджетных средств.
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в стране. Положением о Министерстве финансов РФ на него возложено осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. Минфин РФ осуществляет контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств.
В установленных Бюджетным кодексом РФ случаях Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и проверки организаций – получателей бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов РФ имеет право:
• запрашивать у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации необходимые материалы;
• ограничивать, приостанавливать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета. А также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании полученных средств;
• взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению. Финансовые органы субъектов Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием денежных средств бюджета;
• соответствующего субъекта Федерации наделяются правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям Министерства финансов России.
Контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ (Департамент государственного финансового контроля, КРУ и др.) действуют в соответствии с постановлением Правительства РФ «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» № 888.
Федеральное казначейство Министерство финансов РФ осуществляет контрольные функции – предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе проведения контроля и координирует их работу.
Федеральное казначейство Министерства финансов РФ образует единую систему органов Казначейства, включающую Главное управление Федерального казначейства, подчиненные ему территориальные органы республик, краев, областей и других субъектов РФ.
Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация и контроль за исполнением бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства, открытых в банках исходя из принципа единства кассы, сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление вышестоящим органам отчетности о финансовых операциях и др.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
Финансовый контроль органы субъектов Федерации и муниципальные образования проводят при самостоятельном исполнении бюджетов. Их финансовые органы осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы субъекта Федерации осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
Начал свою деятельность Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с Указом Президента России № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
На Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (в просторечии – финансовая разведка) возлагаются задачи:
• организация надзора и борьбы с финансовыми преступлениями в России;
• координация деятельности правоохранительных органов в области финансового и налогового мониторинга;
• изучение опыта финансового мониторинга в зарубежных странах;
• противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В составе Комитета: председатель, 4 заместителя председателя Комитета и коллегия в количестве 11 человек.
Комитет РФ по финансовому мониторингу образует территориальные органы в субъектах Федерации.
Осуществление бюджетного контроля
Методы проведения бюджетного контроля:
— проверка:
• камеральная – проводится по месту нахождения контрольного органа (налоговые службы) на основе документов, предоставленных предприятиями, учреждениями и организациями (налогоплательщиками) и других, имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах;
• выездная проверка (документальная) – проводится непосредственно на предприятии, в организации в присутствии должностных лиц. Источники информации – первичные документы, регистры бухучета, бухг. и стат. отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам, декларации и др. документация;
— обследование - личное ознакомление контролирующего органа на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций). Не обязательна проверка первичных бухгалтерских документов, могут производиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов налогообложения путем анкетирования, опроса, инспекции на месте, наблюдения и т.п.;
— экономический анализ - анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений, методика анализа выбирается в зависимости от поставленных задач. Этапы анализа – проверка достоверности, свод, группировка необходимых данных; аналитическая обработка (сравнение, определение причин отклонений, раскрытие взаимосвязей между показателями); подведение итогов анализа; разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа;
— ревизия (ведущая форма бюджетного контроля) - комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения гос. собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.
Конкретные субъекты бюджетного контроля:
• законодательные (представительные) органы власти: Счетная палата РФ; другие законодательные и представительные органы;
• исполнительные органы власти — Министерство финансов РФ (федеральное казначейство, федеральная налоговая служба, федеральная служба страхового надзора, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу), Министерство экономического развития и торговли РФ (федеральная таможенная служба, федеральная служба по тарифам), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:
• получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
• получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
• утверждение (не утверждение) отчета об исполнении бюджета;
• создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
• вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Счетная Палата РФ. Основные задачи: осуществление предварительного, текущего и последующего контроля: определение целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов бюджетов (ФБ и БГВБФ); экспертиза проектов федеральных законов и др. нормативных актов, связанных с расходами за счет средств бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Банке России, уполномоченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях.
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
• непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
• непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
• соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
• наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Организация бюджетного контроля
Бюджетный контроль – это совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов.
Как неотъемлемая составляющая финансового контроля бюджетный контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Благодаря тому, что бюджетный контроль охватывает всю сферу бюджетных отношений и множество разнонаправленных бюджетных потоков, он служит важнейшим каналом получения объективной информации об использовании финансовых ресурсов государства.
Его значение заключается в предупреждении правонарушений бюджетного законодательства на всех этапах бюджетного процесса, содействии успешной реализации бюджетной политики государства.
Бюджетный контроль охватывает общественный сектор экономики, предпринимательскую деятельность, проверяя правильность составления налоговых расчетов и деклараций, выполнение предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета, предоставление предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, налоговых льгот.
Задачи бюджетного контроля:
• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
• контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
• проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
• улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
• выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
• контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;
• проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
• контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов;
• пресечение незаконных действий по предоставлению налоговых льгот, бюджетных трансфертов отдельным категориям плательщиков и регионам;
• выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказаний к виновным лицам;
• проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.
По времени проведения различают три формы бюджетного контроля:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Предварительный бюджетный контроль осуществляется при составлении проекта бюджета, проверке смет учреждений, выдаче ссуд и перечислении бюджетных средств.
Текущий бюджетный контроль производится во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризации и визуального наблюдения. Его задача – предотвратить и устранить нарушения в исполнении бюджета по расходам, обеспечить расходование средств в соответствии с фактически выполненными работами, оказанными услугами, с учетом сроков выплаты наличных денежных средств и освоения ранее выданных ассигнований.
При последующем бюджетном контроле проверяются правильность, законность, целесообразность и эффективность произведенных расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей после завершения финансово-хозяйственных и учетных операций по ним, при внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Осуществляется этот контроль на основании анализа отчетов и балансов, проверок и ревизий непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. Его цель – выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины в деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений.
Таким образом, бюджетный контроль – наиболее действенная часть государственного финансового контроля, осуществляемого в финансово-бюджетной сфере.
Система бюджетного контроля
Обязательным условием эффективного функционирования финансово-экономической системы страны выступает финансовый контроль, являющийся составным элементом государственного контроля по управлению социально-экономическим развитием общества. Контроль, будучи одной из форм управленческой функции, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятия управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний.
Бюджетный контроль — составная часть финансово-экономического контроля, совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет и улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, усложнении межбюджетных отношений, роль налогов как источника формирования доходной базы бюджета усиливается и многократно возрастает значимость бюджетного контроля.
Назначение контроля состоит в содействии реализации бюджетной политики государ-ства, в обеспечении эффективного использования денежных средств и решении задач:
• обеспечения правильности составления и исполнения бюджета;
• соблюдения налогового и бюджетного законодательства;
• контроля правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;
• проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
• улучшения бюджетной и налоговой дисциплины;
• выявления резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
• контроля реализации системы межбюджетных отношений;
• проверки обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
• контроля формирования и распределения целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
• пресечения незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
• выявления расточительства и финансовых злоупотреблений;
• принятия адекватных мер наказания к виновным лицам;
• проведения профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.
Государственный бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики. Однако, как видно из перечня задач, он распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности, субсидий, дотаций, кредитов и налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов и пр.).
Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, а весь процесс хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, чем и определяются роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Другими словами, объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, возникающие между государством и юридическими, физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта в территориальном, соци-альном и отраслевом разрезах для выполнения государством своих функций.
В целом система бюджетного контроля состоит из следующих элементов:
1) субъекта контроля (кто контролирует);
2) объекта контроля (кого контролируют);
3) предмета контроля (что контролируют);
4) принципов контроля;
5) метода (методики) контроля;
6) техники и технологии контроля;
7) процесса контроля;
8) сбора и обработки исходных данных для проведения контроля;
9) результатов контроля;
10) принятия решения по результатам контроля.
Перечисленные элементы системы контроля в совокупности составляют механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно-ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объекты, предмет, методика и процесс контроля. Однако все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное, налоговое) право.
Бюджетное право определяет меры ответственности субъектов экономики за выполнение (или невыполнение) бюджетной дисциплины. Без административных или материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства, являющихся элементом (частью) системы бюджетного контроля, невозможно получить высокие результаты в выполнении поставленных задач. Непосредственным предметом бюджетного контроля выступают все этапы бюджетного процесса, от составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении. Также данными этапами следует считать такие, как поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского учета и составление отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей, таможенная стоимость и пр.
Перечень предметов, подвергающихся проверке при бюджетном контроле, довольно широк и охватывает практически все стороны хозяйственной деятельности субъектов воспро-изводственного процесса. Все они взаимосвязаны, дополняют друг друга и в конечном счете влияют на уровень собираемости налогов, на объем бюджетных доходов и финансирования из бюджета, а, следовательно, и на количественно-качественные параметры выполнения государством возложенных на него функций.
Функции бюджетного контроля
Бюджетный контроль служит объективно необходимым методом реализации денежных интересов государства. Являясь реальным выражением контрольной функции финансов, он охватывает совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения бюджетных ресурсов.
В понимании менеджеров контроль — это управленческий процесс обеспечения достижения организацией (управляющим субъектом) своих целей. Он нужен для обнаружения и разрешения возможных проблем раньше, чем они приведут к крайне нежелательным ситуациям.
Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов:
• неопределенностью будущего, отсутствием 100-процентной вероятности развития событий и процессов в желаемом направлении, особенно в финансовых отношениях;
• наличием субъективного фактора — конкретной деятельности человека;
• важностью предупреждения кризисных ситуаций;
• целесообразностью поддержания успеха деятельности управляющего субъекта (развитие уверенности в правильности решений и т.д.).
В связи с этим создание и обеспечение бюджетного контроля являются задачами первостепенной важности для любого государства.
Основные функции бюджетного контроля:
1) обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств;
2) предупреждение кризисный ситуаций в бюджете;
3) стимулирование деятельности субъектов государственный финансов.
Бюджетный контроль — это контроль формирования и использования государственный бюджетных фондов. Его цель — последовательное проведение бюджетной политики государства.
Соответственно функциям бюджетный контроль выполняет следующие задачи:
1) проверка правильности и своевременности формирования поступлений всех звеньев бюджетной системы;
2) проверка правильности и своевременности расходов всех звеньев бюджетной системы;
3) проверка соблюдения финансово-бюджетной дисциплины;
4) предотвращение хищений государственный средств;
5) выявление и мобилизация резервов эффективного формирования и расходования бюджетных ресурсов;
6) проверка соблюдения правил учета и отчетности экономических субъектов.
Бюджетный контроль реализуется через функциональный механизм, важнейшими элементами которого являются:
• субъекты контроля — государство (в лице соответствующих структур власти), граждане, организации, граждане и организации зарубежный государств, межгосударственные организации;
• объекты контроля — денежные отношения, потоки и фонды денежных средств (наибольшее значение имеет государственный бюджет);
• принципы контроля — определяются бюджетной политикой, отраженной в соответствующих законодательствах и нормативных актах;
• методика контроля — охватывает совокупность методов, приемов, способов наблюдения, сопоставления, проверок функционирования финансовых ресурсов;
• процесс контроля — непосредственно контрольная деятельность;
• результаты контроля — оценка функционирования контролируемого объекта.
Характер, масштабы и значение бюджетного контроля определяются состоянием социально-экономической системы общества, уровнем развития товарно-денежных отношений. Его эффективность зависит от масштабности и комплексности.
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?