Договор перевозки по коносаменту, Коносамент — один из главных инструментов в сделках, связанных с использованием морских судов. С юридической стороны коносамент представляет собой расписку перевозчика о приеме груза указанного рода, в указанном количестве и состоянии, доказательство договора перевозки, а также товарораспорядительный документ, позволяющий его владельцу распоряжаться грузом.
Законом установлены основные руководящие принципы для перевозчика и отправителя о времени выдачи коносаментам тех условиях, при которых допустима его выдача. Содержание понятия «выдача коносамента» раскрывается в ч. 1 ст. 142 КТМ РФ указанием на две главные обязанности перевозчика: выдать коносамент после приема груза и выдать его управомоченному лицу — отправителю. Выполнять свойственные ему функции может только коносамент, обеспеченный грузом. По российскому праву выдача коносамента допустима после того, как весь груз будет вверен перевозчику и принят им.
В праве зарубежных стран также указывается, что для выдачи ко-носамента требуется, прежде всего, фактическое вручение груза пере-возчику, передача ему физического владения грузом и контроля над ним.
Выдача коносамента допускается только после приема груза к перевозке. Он выдается один раз для перевозки данной партии груза. Вторичная выдача коносамента по одному и тому же грузу допустима только при условии возвращения перевозчику ранее выданных отправителю экземпляров. Несоблюдение этого правила приводит к имущественной ответственности перевозчика. Коносамент выписывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно. В зависимости от времени выдачи отправителю применяется два вида коносаментов: для груза, принятого к перевозке (received/or shipment), и для груза, принятого на борт (on board или shipped on board). Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и при линейных перевозках, когда груз принимается на склад для дальнейшей его отправки на очередном судне по расписанию, В результате грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и распоряжаться им по своему усмотрению. Бортовой коносамент выдается на погруженный па борт товар. В ряде случаев условия контракта требуют, чтобы на коносаменте была еще дополнительная надпись: «па борту» (со board). Коносаменты, используемые в российской внешней торговли, выписываются обычно па товар, уже погруженный па судно.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания коносамент содержит следующие реквизиты:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1) наименование судна;
2) наименование перевозчика (судовладельческого предприятия);
3) порт и страна погрузки;
4) порт и страна выгрузки;
5) наименование отправителя;
6) наименование получателя.
При 31 ом предусматриваются следующие варианты.
Коносамент с конкретным наименованием получателя, или именной; применяется в том случае, когда товар уже продан и отправлен по адресу получателя.
Коносамент на предъявителя. В этом случае графа грузополучатель не содержит никаких указаний и груз выдается тому, кто его предъявит.
Коносамент может быть выписан по «приказу отправителя» или «приказу получателя». В этом случае коносамент носит название ордерного. В графе «наименование получателя» должно быть указано: to order of и далее наименование организации отправителя или получателя.
В практике международной торговли и внешней торговли России преобладают ордерные коносаменты, так как они упрощают передачу прав на груз. Именные же коносаменты выписываются реже, преиму-щественно на ценные грузы.