Основная цель премирования – повышение эффективности работы предприятия на основе стимулирования трудовой активности персонала.
Принципы премирования:
• Справедливость и обоснованность размеров и дифференциации премии.
• Материальная заинтересованность работников в достижении высших конечных результатов трудовой деятельности.
• Сочетание индивидуальной и коллективной заинтересованности в результатах труда.
• Поощрение творческой инициативы, ответственности, достижения высокого качества труда, работ.
• Простота определения размеров выплат премирования.
• Ясность и доступность для понимания работниками связи между их трудовыми усилиями и вознаграждением.
• Гибкость – изменение премиальной системы в соответствии с изменением целей и задач материального стимулирования.
• Гласность поощрения как сочетание материальных и моральных стимулов к труду.
Показатели премирования:
1. Основные.
2. Дополнительные.
Основными считаются показатели, обязательные к исполнению и получению премии. При их невыполнении премия не начисляется.
Дополнительные показатели обеспечивают выполнение основных показателей, но при их невыполнении размер премии уменьшается.
Показатели премирования:
• Абсолютные (имеющие единицы измерения: натуральные, стоимостные, трудовые и тд.).
• Относительные (в виде коэффициентов).
• Количественные.
• Качественные.
Количественные показатели характеризуют размер, установленную величину, достижение которой должны обеспечить работники в процессе своей деятельности.
Качественные показатели отражают не только повышение качества продукции, но и улучшение технико-экономических показателей работы предприятия (снижение трудоемкости продукции, повышение производительности труда, сокращение потерь материальных ресурсов и рабочего времени).
В качестве показателей, характеризующих эффективность организации заработной платы, относят:
• Объем произведенной продукции в натуральном выражении.
• Производительность труда.
• Наличие штрафов, пени и неустоек за установленный период времени.
• Своевременность выполнения договорных обязательств перед внешними контрагентами.
Выбор конкретного показателя, который является основой при разработке системы стимулирования, зависит от категории работников и целей, которые стоят перед организацией.
В качестве показателей премирования рабочих основного производства могут быть использованы:
1. В целях стимулирования роста производительности труда в качестве показателей могут выступать: наращивание объемов производства продукции, снижение трудоемкости работ, выполнение производственных заданий с меньшей численностью работников и др.
2. В целях стимулирования улучшения качества продукции в качестве показателей могут выступать: сокращение объема брака, числа рекламаций, уменьшение количества возврата продукции и др.
3. В целях стимулирования освоения новой техники и прогрессивной технологии в качестве показателей выступают: сокращение затрат на текущий и капитальный ремонт, повышение коэффициента загрузки, повышение коэффициента сменности и др.
4. В целях стимулирования рационального использования материальных ресурсов в качестве показателей выступают: экономия сырья, материалов и полуфабрикатов, сокращение отходов, уменьшение потерь материальных ресурсов.
При организации премирования руководителей и специалистов выбор показателей зависит от специфики структурного подразделения и выполняемых функциональных обязанностей. Как правило, показатели премирования связывают с конечными результатами деятельности предприятия.
Условия премирования представляют собой совокупность факторов, которые определяют возможность получения премии отдельным структурным подразделением и предприятием в целом.
Условия премирования подразделяются на:
1. Обязательные.
2. Дополнительные.
Соблюдение обязательных условий обеспечивает получение премии в полном объеме при выполнении показателей премирования.
Дополнительные условия представляют собой перечень производственных упущений и нарушений, которые приводят либо к снижению премии, либо к ее полному лишению.
Производственные упущения (как правило, не более 2-ух) разрабатываются для каждого работника или группы работников, которые заняты решением производственных задач.
Размер премии устанавливается в соответствии с каждым показателем премирования и может быть представлен в 2-ух формах:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. В относительном выражении от основного заработка (в %-ах).
2. В твердой денежной сумме.
Периодичность премирования определяется особенностью организации производства и труда на предприятии, длительности производственного цикла, установленными условиями премирования, также установленной периодичностью планирования, учета и отчетности.
Основное премирование, как правило, производится ежемесячно, по отдельным показателям премирования выплаты могут производиться ежеквартально или ежегодно.
Шкалы премирования устанавливают взаимосвязь между выполнением или невыполнением конкретных показателей и условий с размером премии.
При организации премирования также определяется круг лиц, которые подлежат премированию. Это, как правило, группа работников или отдельных работников, для которых предусмотрены конкретные показатели и условия премирования.
Премии рабочим за основные результаты их труда могут быть индивидуальными или коллективными.
Индивидуальная система используется, если каждый работник выполняет работу независимо друг от друга, либо выполняемая работа требует особых навыков и усилий.
Коллективная система используется в случае выполнения единого комплекса работ, который не может быть разделен на отдельные бизнес-процессы.
Источники выплаты премий предприятие выбирает самостоятельно, исходя из финансового состояния и сложившейся структуры капитала.
К типовым источникам выплаты премий относят:
• Фонд заработной платы.
• Прибыль предприятия.
• Экономия материальных ресурсов.
Премирование за основные результаты деятельности называется текущим и осуществляется ежемесячно за счет фонда заработной платы.
Единовременное или разовое премирование осуществляется за счет полученной прибыли, которая остается в распоряжении предприятия.
Если в организации предусматриваются специальные системы премирования, которые являются дополнительными видами материального поощрения и учитывают результаты деятельности организации, направленные на экономию материальных ресурсов, создание и использование новой техники, то используются источники, которые являются результатами экономии.
При организации премирования должны учитываться следующие основные условия:
1. Показатели премирования должны быть направлены на достижение целей предприятия и возникающих задач.
2. Число показателей и условий премирования для каждой категории работников не должно превышать 3-ех.
3. Уровень показателей премирования и размер премии должны учитывать степень выполнения установленных заданий.
4. Показатели и условия премирования не должны противоречить друг другу и исключать друг друга.
5. Способы расчета премии должны быть максимально простыми.
6. Показатели премирования и круг премируемых работников должны быть взаимосвязаны.
7. Все работники предприятия должны быть ознакомлены с положением о премировании.
8. Источники премирования должны полностью соответствовать показателям премирования.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?