В России вырастет число безработных. Через три года число не трудоустроенных граждан увеличится в два раза. Об этом говорится в пояснительных записках к бюджету на плановый период 2021-2022 годов.
Однако в правительстве не ожидают реального роста безработицы, а данный факт объясняют популярностью государственного центра занятости. Сейчас услугами службы пользуются менее 20% населения, но в будущем эта доля увеличится до уровня выше трети.
В результате, к 2022 году уровень регистрируемой безработицы может достичь 1,9%. Сейчас этот показатель составляет 0,89%, свидетельствуют данные Минтруда.
Власти также планируют улучшить сервис центров занятости за счет современных технологий. В 16 регионах службы уже перестраивают работу по принципам бережливого производства: меньше времени тратится на оформление ненужных бумаг и больше – на решение основной задачи, пишет газета.
Ранее Минтруд прогнозировал рост безработицы в следующем году в 1,6 раз. Ведомство ожидает, что россияне предпенсионного возраста в ближайшее время начнут массово регистрироваться в качестве не трудоустроенных. Так, среднемесячная численность официально зарегистрированных безработных в 2020-2022 годах составит больше 150 тысяч человек.
Макроэкономическая нестабильность выражается и в колебаниях занятости, в том числе и в безработице.
Безработным считается человек, который хочет и может работать, не имеющий работы, но ищущий её.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производстве товаров и услуг.
Английский экономист – священник Мальтус объяснял безработицу демографическими причинами, в результате которых темпы роста народонаселения определяют темпы роста производства.
К. Маркс в качестве причины безработицы отмечал изменение в ходе НТП соотношение между стоимостью средств производства и стоимостью рабочей силы. В результате чего происходит относительное отставание роста спроса на труд от темпов накопления капитала. Одновременно К. Маркс рассматривал в качестве причины безработицы цикличность экономики.
В западной экономической литературе длительный период господствовала теория о добровольном характере безработицы. Вынужденный ее характер был обоснован в 30-е годы 20 в. Дж. Кейнсом. Он выводил безработицу из недостаточного совокупного спроса.
Виды безработицы:
1) Фрикционная безработица включает работников, которые ищут работу или ждут её получения в ближайшем будущем. Это время между увольнением с одного места работы и поступлением на другое. Фрикционная безработица непродолжительна и существует всегда. Ее причина - естественное передвижение трудовых ресурсов между фирмами, отраслями, регионами. Следовательно, фрикционная безработица неизбежна. В какой-то мере фрикционная безработица желательна. Работники меняют место работы, стремясь улучшить свое положение: получить повышение в должности, большую зарплату, более интересную или более удобную работу, в любом случае фрикционная безработица способствует росту доходов наемных рабочих, более рациональному использованию ресурсов и, следовательно, увеличению реального ВНП.
2) Структурная, она вызвана действием научно-технического прогресса и структурными сдвигами в экономике. Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли отмирают, в то же время появляются новые производства и отрасли. Соответственно изменяется структура спроса на рабочую силу. Структурная безработица может возникнуть из-за территориальных диспропорций. Например, Кузбасс - регион, где традиционно мужских рабочих мест всегда было больше, чем женских. В любом случае рабочая сила на изменения спроса быстро реагировать не может, и ее структура не отвечает полностью новой структуре рабочих мест, поэтому возникает безработица. Хотя фрикционная и структурная безработица похожи, есть некоторые существенные различия между ними. Одно состоит в том, что “фрикционные” безработные обладают квалификацией, навыками и профессиональной подготовкой, которые требуются бизнесу; “структурные” безработные не могут получить работу без подготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства. Кроме того, фрикционная безработица менее продолжительна (от одного до трех месяцев), структурная безработица длится от одного месяца до года и считается более серьезной. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной. Поэтому полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Понятие полной занятости включает кроме занятого населения так же и “фрикционных”, и “структурных” безработных. Уровень безработицы при полной занятости называют естественным уровнем безработицы. Реальный объем ВНП, созданный в условиях полной занятости, определяется как потенциальный ВНП или производственный потенциал экономики. Естественный уровень безработицы составляет примерно 5-6 % от рабочей силы. Естественная безработица обеспечивает возрождение эффективного роста и экономической стабильности.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
3) Циклическая безработица – результат экономического спада и депрессии. При уменьшении совокупного спроса занятость сокращается, а безработица растет и охватывает все отрасли национальной экономики. В отличие от других видов безработицы, она характеризуется абсолютным превышением численности безработных над количеством вакантных рабочих мест. Циклическая безработица может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма - сокращение рабочего дня или рабочей недели, принудительные неоплачиваемые отпуска. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода. В условиях полной занятости циклическая безработица равна нулю.
4) Сезонная безработица - следствие сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, строительстве.
5) Застойная безработица - результат перенаселения, избытка рабочей силы. Она охватывает наиболее неквалифицированных работников и может длиться годами.
Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размеры безработицы, определить ее уровень и продолжительность.
Для определения количества безработных все население страны делят на:
- экономически активное население (рабочая сила) – это часть трудоспособных граждан, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг;
- экономически неактивное население – это учащиеся дневной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, отчаявшиеся найти работу; те, у кого нет необходимости работать и др.;
- безработные – лица, не имеющие работу, занимающиеся ее поиском, готовые приступить к работе или обучающиеся в центре занятости.
Чтобы определить величину рабочей силы нужно из всего населения вычесть экономически неактивное население. Таким образом, к экономически активному населению можно отнести занятых по найму (полный и неполный рабочий день) и безработных, имеющих этот статус официально.
Продолжительность безработицы – время, в течение которого человек находится без работы.
Вполне очевидны экономические издержки безработицы. Они выражаются в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины. Размер отставания рассчитывается на основе закона Оукена. Закон Оукена устанавливает, что если фактический уровень превышает ее естественный уровень, то реальный объем ВНП отстает от потенциального ВНП на 2,5%.
Социальные последствия безработицы выражаются в потере квалификации незанятой рабочей силы, распаде нравственных устоев и морали, в острых социальных и политических коллизиях, способствует росту преступности, подрывает психическое здоровье граждан.
Пособие по безработице в 2020 году
Деньги для безработных в 2020 году государство направо и налево не раздает. И вот почему. Если человека уволили с работы за то, что он часто появлялся в нетрезвом виде на месте выполнения прямых обязанностей. Или вот еще пример. Работяга допускал прогулы и нарушения трудовой дисциплины.
И вот уволили такого горемыку, а государство его на государственное пособие. Мол, не срослось у человека, характер такой. Вот посидит на пособии по безработице месяц, другой, одумается, да и работку ему подберем. Вот замечательно. Получается, что правительство как бы поощряет разгильдяев.
Но, к сожалению (а может и нет), в России так не заведено. Чтобы получить деньги при увольнении, надо соответствовать некоторым критериям, которые узаконены. Весь процесс и нюансы прописаны в постановлении №1032-1. Документ содержит исчерпывающие указания к назначению пособия.
А вот кому платят субсидию:
1. Людям, которых уволили по любым основаниям.
2. Воякам, срок службы которых закончился (только призывники).
3. Россиянам, которые ищут место работы первый раз.
4. Тем, кто решил вернуться в трудовую деятельность после долгого перерыва (более 1 года).
5. Работникам, которых уволили из-за грубых нарушений трудового распорядка и дисциплины.
Получается, что все-таки всем без исключения (даже грубым нарушителям) платят эту субсидию. Но есть исключение. Размер пособия для каждой категории различается. Если человек на работе допускает пропустить рюмку, другую, ему перечислят меньше денег.
Стоит отметить, что для назначения выплаты по безработице, гражданин должен обратиться не позднее, чем 12 месяцев после увольнения. При этом он должен непрерывно (до увольнения) работать на прежнем месте 26 недель, что соответствует полугоду. График работы – полный рабочий день или неделя.
А вот величина этой субсидии определяется несколькими критериями. Здесь роль играет как регион назначения, так и категория уволенного гражданина. Давайте подробнее разберемся с этим вопросом.
Определять размер этой субсидии вверено правительству. Для установления величины, парламентарии издают приказы, регулирующие пособие.
Именно в эти дни законодатели устанавливали, сколько будет получать человек, которого уволили с работы, и который не может устроиться на новое место.
После проведения пенсионной реформы, и официального закрепления всех норм и нововведений, величину выплат изменили.
Стоит отметить, что возраст человека считается предпенсионным, если ему осталось до выхода на заслуженный отдых по старости меньше, чем 5 лет.
В соответствии с последней версией закона, сейчас по стране такой возраст:
• 60 для женщин;
• 65 для мужчин.
Конкретная сумма зависит от того, сколько гражданин зарабатывал на последнем месте работы. Но тут есть нюансы. Давайте в них разберемся.
Чтобы понять, сколько будет государство платить безработному, надо разобраться, из-за чего трудягу уволили. Дело в том, что характер прекращения трудовых взаимоотношений работника с бывшим работодателем непосредственно влияет на порядок расчета окончательной суммы.
Так вот, если увольнение произошло по собственному желанию, или предприятие обанкротилось, либо произошло сокращение штата в связи с трудным финансовым положением, в этом случае гражданин может рассчитывать на:
• 75% от своей прошлой зарплаты в первые 3 месяца;
• 60% от того же значения в следующие 3 месяца;
• 45% в оставшийся срок (только для россиян, возраст которых относится к предпенсионному).
Важно понимать еще и то, что если человек получал приличный заработок, его пособие по безработице не может быть больше, чем установленная максимальная величина. В общем случае – это 8 тысяч рублей.
Для минимального значения в 1500 это правило действует для всех (ниже минимального не может быть в любом случае не может).
Еще один нюанс. Чтобы определить, от какой суммы брать установленные проценты, берется средняя величина заработка за 3 последние месяца. Сюда входят все выплаты, включая отпускные, премии и другие официальные надбавки, установленные на законном уровне.
Процентный подсчет размера пособия осуществляется только для тех людей, которые перед обращением в службу занятости проработали хотя бы 26 недель (полгода).
Но не для всех такой порядок предусмотрен. Есть категории уволенных, которым назначается лишь минимальная сумма выплат.
Давайте перечислим этих людей:
1. Для людей, кто первый раз решил устроиться на работу.
2. Если человек решил возобновить деятельность после большого перерыва (больше года).
3. Для тех, кого уволили из-за нарушения дисциплины на рабочем месте (за пьянство, неуважение или невыполнение своих обязанностей).
4. Граждане, которые не наработали 26 недель.
Для этих категорий законодатели установили другой порядок, а именно – минимальную величину. Если вы попадаете под 4 описанных случая выше, тогда максимум, на что можно рассчитывать – это 1500р. за месяц.
Сейчас те, кто рассчитывает на пособие по безработице, немного опечалятся. Дело в том, что увеличение выплат почти в 2 раза не прошло бесследно для старой системы начисления. При том, что сумму увеличили, период предоставления субсидии снизили.
Вот по какому принципу начисляли пособие раньше. Выплата осуществлялась на протяжении 12 месяцев всем без исключения категориям безработных. Не важно, из-за чего уволили человека. Единственное, на что влиял повод сокращения – сумма пособия. При виновных проступках начислялось минимальное значение.
Сроки предоставления этой льготы были скорректированы. Теперь появилось деление по категориям. Также, парламентарии добавили новую категорию – уволенные граждане предпенсионного возраста.
А вот как теперь платят:
1. Для людей, которые проработали 26 и больше недель, уволенных по собственному желанию, при сокращении или ликвидации фирмы – 6 месяцев.
2. Тем, кто работал меньше 26 недель, впервые ищущим место работы и провинившимся – 3 месяца.
3. Для предпенсионеров система сложнее. В общем случае субсидия платится 12 месяцев. Но возможно ее увеличить до 24. Для этого у человека должен быть наработан стаж 20/25 лет (для женщины/мужчины). А вот при наработке большего стажа, за каждый год свыше прибавляется по 2 недели к основному сроку в 12 месяцев. Также это правило распространяется на необходимый стаж.
Стоит отметить, что для людей, которым до пенсии осталось 5 лет (предпенсионерам) также нужно иметь за плечами отработки в 26 недель на прежнем месте. При нехватке нескольких дней, государство заплатит лишь минимальную сумму, то есть 1500рублей. То же самое касается и уволенных за нарушение порядка.
Расчет суммы для предпенсионеров происходит по такой же схеме, как для обычных людей. В любом случае, сумма не может быть выше, чем установленные МРОТ. При превышении государство заплатит установленный максимум.
Оформлять пособие могут только те граждане, которых уволили или они ушли с работы сами, не позднее 12 месяцев до дня обращения. Днем обращения является день, когда человек пришел в отделение службы занятости, написал заявление и предоставил все документы.
А вот какие бумаги нужно принести:
1. Само собой паспорт гражданина (у нас в стране без паспорта вообще ничего не делается).
2. Если вы инвалид, то нужно предоставить программу реабилитации (выдается в местной поликлинике).
3. Документы, подтверждающие трудовую деятельность (трудовая книжка или ее копия, а также трудовые договора).
4. Диплом или свидетельство о вашем уровне образования (сюда входит корочка о квалификации, звании, ученой степени и другая значимая информация о человеке и его профессиональным навыкам).
5. Справка, которая бы подтвердила средний заработок за крайние 3 месяца по последнему адресу работы.
6. Бумага, которая подтвердит прекращение трудовой деятельности обратившегося.
7. Документ, который бы подтвердил трудное положение (материальное или иное) обратившегося. Норма устанавливается законодательством.
Но деньги переводятся не сразу в день обращения. У органа занятости есть 11 дней для того, чтобы предоставить обратившемуся варианты для трудоустройства на работу. Если по истечении 10 дней таких не найдено (место работы), тогда человеку назначают выплаты по безработице со дня его обращения.
Из перечня, приведенного выше, только первые два пункта являются важными. То есть, без предъявления этих бумаг, в регистрации будет отказано. Последующие же документы приносятся при их наличии.
Стоит отметить, что эти требования являются одинаковыми для все регионов России. Не важно, где зарегистрирован нуждающийся в пособии: в Московской области, Санкт-Петербурге, или другом городе – порядок оформления субсидии одинаков.
Очень интересный вопрос, который волнует людей, испытывающих сложности при поиске постоянного рабочего места: увеличится ли пособие в ближайшем 2020 году? Для поиска ответа, обратимся к самому официальному источнику, а именно, указу № 1032-1, регламентирующему все нюансы, касающиеся пособий по безработице.
В статье 33 указанного документа четко определен порядок обозначения предельной величины этой выплаты. Там сказано, что правительство каждый год определяет суммы, подлежащие начислению.
На деле, весь процесс выглядит так. Парламентарии, при обсуждении госбюджета страны, планируют финансовые траты на год. Выделяются особо важные направления, смежные отрасли, а также те, которые будут финансироваться в последнюю очередь.
Отметим еще вот какой момент. В регионах местные власти могут делать доплаты к федеральному уровню пособий. Например, в Москве, при тех еще уровнях выплат, мэрия увеличила минимальную величину в 2 раза. Дополнительно, безработным москвичам оплачивали транспортные расходы в общей сумме 1100 рублей.
Для определения доплат в остальных регионах, надо обратиться в местный орган власти за информацией.
Справка для пособия по безработице в 2020 году
В соответствии с п.2 ст.3 закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ», в 2020 году справка о среднемесячной заработной плате за три полных месяца, предшествующих увольнению, является одним из обязательных документов, предоставляемых для получения статуса безработного. Используется данная справка для определения размера пособия по безработице, расчет которого производит центр занятости, где уволенный встает на учет.
Справка выдается работодателем по требованию уволенного сотрудника. Прямого указания, в течение какого срока выдается работодателем справка о заработке для пособия по безработице, ни одна законодательная норма не содержит. Однако, ч.4 ст. 84.1 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя выдать высвобождаемому работнику в день увольнения, кроме трудовой книжки, и «документы, связанные с работой», к числу которых, по правилу ст. 62 ТК РФ, можно отнести и справку для пособия по безработице (она же – справка о среднемесячной заработной плате за последние три полных месяца работы). Когда к работодателю за выдачей такой справки обращается бывший работник, уволенный ранее, вступает в действие ч.1 ст.62 ТК РФ, согласно которой документ предоставляется по письменному заявлению в течение трех рабочих дней с момента его подачи.
В альбом унифицированных документов бланк справки для начисления пособия по безработице не включен, поскольку официально законодательными актами форма унифицирована не была.
Однако, учитывая важность документа и осуществляемые на ее основании выплаты государственных пособий, в свободной форме эту справку составлять все же не стоит. В настоящее время разработана единая для всех регионов РФ форма, рекомендованная письмом Минтруда РФ № 16-5/В-5. Приложением к данному письму является «Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы)». В то же время, Минтруд обращает внимание, что составление справки в произвольной форме с указанием всех необходимых для назначения пособия сведений, не является основанием для отказа в ее принятии органом занятости.
Порядок расчета средней заработной платы для пособия по безработице утвержден Министерством труда отдельным документом, и отражен в Приложении к Постановлению Минтруда РФ № 62. Он во многом схож со схемой расчета командировочных, отпускных и прочих выплат, рассчитываемых с учетом среднего заработка, но все же имеет некоторые отличия.
Так, для службы занятости средний заработок исчисляется за 3 последних месяца работы, предшествующих месяцу увольнения (в отличие от 12 месяцев, принимаемых в расчет в иных случаях).
В расчет включают все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, в т.ч. в него входят (п. 2 Порядка):
• зарплата (в т.ч., выданная в натуральной форме),
• различные коэффициенты, надбавки и доплаты (районные, при особых условиях труда, за выслугу лет, совмещение должностей и т.п.),
• премии, вознаграждения, включая годовые и единовременные за выслугу лет,
• комиссионные вознаграждения,
• авторские вознаграждения, гонорары (работникам творческих организаций, СМИ),
• иные выплаты работникам, принятые в компании.
Не включаются в расчет периоды, указанные в п. 4 Порядка, среди которых время, когда:
• за работником сохранялся средний заработок,
• работнику выплачивалось пособие (больничное или по беременности и родам),
• работник находился в простое по вине работодателя (или по иным не зависящим от сторон причинам),
• использовались дополнительные оплачиваемые выходные по уходу за ребенком-инвалидом,
• работник не мог работать в связи с забастовкой, хотя в ней не участвовал,
• работник освобождался от работы (с сохранением или без сохранения заработка),
• при вахтовом методе предоставлялись отгулы за переработку, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Если в расчетном периоде у работника не было начисленного заработка, или весь он состоит из исключаемых дней, для расчета берется предшествующий трехмесячный период, в котором начисления были. Когда заработка не было и в предыдущие периоды, средний заработок считается из фактической зарплаты за дни, отработанные в месяце, в котором сотрудник был уволен.
Сначала определяют среднедневной заработок работника, разделив сумму выплат на отработанные в расчетном периоде дни. Полученный результат умножают на среднемесячное число рабочих дней в том же периоде. Итогом и будет средний заработок за 3 месяца, отражаемый в справке.
Заполнение информативной части справки стандартно, в документе указывается:
• ИНН и ОКВЭД работодателя;
• ФИО уволенного работника;
• наименование организации и период работы в ней;
• сумма среднего заработка, полученная в расчете за три последних месяца работы перед месяцем увольнения (указывается цифрами и прописью);
• продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
• реквизиты и подписи руководителя и главного бухгалтера, ответственных за составление справки;
• дата заполнения документа и контактные данные.
Нижняя часть справки отведена для заполнения органом службы занятости.
Пособие по безработице в 2020 году предпенсионерам
Для обычных граждан, которые не являются в установленном законодательством порядке предпенсионерами, пособие по безработице составит уже привычные нам 1 500 - 8 000 рублей.
Что касается предпенсионеров, то минимальная планка пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста составляет как и для обычных граждан - 1 500 рублей, а вот максимальная планка немного повыше. И составляет она 11 280 рублей.
Повторимся, что эти параметры в 2020 году пересматриваться не будут.
Пенсионный фонд России в своем отчете за первое полугодие прошлого года отчитался о том, что справки для подтверждения статуса предпенсионера он выдал 724 000 гражданам предпенсионного возраста.
Из них для подтверждения своего статуса предпенсионера в центры занятости населения Пенсионный фонд выдал 270 000 человек.
То есть 270 000 человек, которые теперь в установленном законодательством порядке являются предпенсионерами только за первые пол - года обратились в центры занятости за пособием по безработице и для прохождения переобучения на другие специальности.
Как сообщает Минтруд, граждан предпенсионного возраста, которые обратились в Центры занятости именно как безработные для получения пособия по безработице сейчас 92 000 человек.
По прогнозам, в 2020 году таких безработных пенсионеров станет на 60% больше и их число достигнет 150 000 человек.
Конечно, вопрос безработицы лиц предпенсионного возраста вызывает огромное беспокойство.
Как говорят многие опрошенные предпенсионеры, несмотря на все законодательные льготы для предпенсионеров, вопрос о работе для них остается наиболее острым.
Вполне спокойно в этом плане чувствуют себя те предпенсионеры, которые работают в бюджетной сфере.
Для тех, кто, как говорится, находится в "свободном плавании" потеря работы становится основным тревожащим их вопросом.
Предпенсионеры понимают, что если они потеряют работу, то найти ее будет не просто, практически невозможно.
Занятость и безработица в 2020 году
Трудовой потенциал людей реализуется через их занятость. Занятость населения в 2020 году является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ).
В соответствии с действующим законодательством, «занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход».
Как социально-экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. Другими словами, как экономическая категория занятость характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов.
Экономически активное население по статусу занятости подразделяется на пять групп:
1) наемные работники;
2) работающие на индивидуальной основе;
3) работодатели;
4) неоплачиваемые работники семейных предприятий;
5) лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости.
Это безработные, не занимающиеся ранее трудовой деятельностью, приносящей им доход. Сюда относятся и лица, имеющаяся информация о которых недостаточна для того, чтобы отнести их к одной из перечисленных выше категорий.
В качестве основных принципов осуществления занятости в стране закон предусматривает ее добровольность, недопустимость любых форм принуждения к труду, право граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Для реализации этих принципов определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:
• развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
• обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
• поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
• осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
• обеспечение социальной защиты в области занятости населения;
• предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
• координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм и др.
В осуществляемой государством политике занятости обычно выделяют ее пассивную и активную части. Пассивная политика занятости — это совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она включает в себя регистрацию лиц, ищущих работу, выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи и психологической поддержки безработным и членам их семей. Действие пассивной политики ограничивается безработными.
Активная политика занятости — это совокупность правовых, организационных и экономических мер, нацеленных на снижение уровня безработицы, повышение конкурентоспособности работника в борьбе за рабочее место, содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду. Активная политика занятости носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.
Основными формами активной политики занятости являются:
• стимулирование создания новых рабочих мест;
• организация общественных работ;
• использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, рабочая неделя);
• развитие нестандартных форм занятости (надомничество, совместительство);
• содействие развитию малого бизнеса и самозанятости.
Таким образом, можно сказать, что активная политика занятости на рынке труда представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных, с одной стороны, на стимулирование роста предложения рабочей силы за счет повышения ее качественных характеристик, развития самозанятости, управления миграционными процессами, а с другой — на создание привлекательных условий деятельности для предприятий и территориальных образований, стимулирующих спрос на рабочую силу за счет инвестирования высокотехнологичных производств, снижения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства и привлекающих работников с ограниченной трудоспособностью, организации общественных работ на основе развития нестандартных форм занятости.
Характеристиками эффективности занятости являются: оптимальность распределения трудоспособного населения (трудовых ресурсов) по видам экономической деятельности, отраслям и секторам экономики; рациональность профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов; соотношение фактического и естественного уровней безработицы.
Безработица. Антиподом занятости населения является его незанятость, одной из форм проявления которой выступает безработица. Безработица — это социально-экономическое явление, отражающее существующее на рынке труда несоответствие между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее, в результате чего часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг и не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.
Специалисты различают множество видов безработицы, классифицируя их по различным признакам: причинам возникновения, характеру проявления, степени учета, продолжительности, периодичности, составу безработных и др.
Открытая (явная) безработица представляет собой отсутствие юридически оформленной занятости у части экономически активного населения, которое хочет работать и ищет работу. Те граждане, которые в поисках работы регистрируются в органах государственной службы занятости, формируют регистрируемую (официальную) часть безработицы, отражаемую государственной статистикой. В соответствии со ст. 3 Закона о занятости населения «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней». Граждане, которые ищут работу самостоятельно или с помощью негосударственных структур трудоустройства, составляют нерегистрируемую (неофициальную) часть безработицы. Ее количественные параметры могут быть установлены экспертным путем или на основании специальных периодических опросов трудоспособного населения.
Скрытая (латентная) безработица — это такое состояние на рынке труда, когда некоторое количество работников, формально числящихся занятыми, в результате спада производства или структурных изменений в нем в действительности оказываются «лишними» и не используют свой трудовой потенциал в полной мере. Скрытую безработицу подразделяют на официальную и неофициальную. В официальную часть скрытой безработицы включаются регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. Неофициальную часть скрытой безработицы составляет избыточная численность работников, вызванная низкой интенсивностью труда, большим количеством целодневных и внутрисменных простоев из-за отсутствия сырья, материалов и других нарушений нормального режима производства.
Следует отметить, что в условиях развития рыночных отношений — усиления финансового давления на предприятия и организации со стороны конкурентов и потребителей, ужесточения финансово-кредитной политики со стороны правительства — скрытая безработица практически ушла в прошлое, хотя в периоды экономических кризисов может наблюдаться ее существенный рост.
Институциональная безработица — это безработица, порождаемая самими институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. К ним относятся недостатки действующего законодательства, несовершенство налоговой системы, системы информации о свободных рабочих местах и др. В качестве примера институциональной безработицы обычно называют высокий размер пособия по безработице, других социальных выплат и льгот, которые снижают заинтересованность безработных в поиске работы.
Суть фрикционной безработицы (ее еще называют безработицей трения) состоит в том, что в отношениях «работник — производство» могут возникать шероховатости, трения, состояние неудовлетворенности, которые понуждают работника менять место работы. Период поиска новой работы и вызывает фрикционную безработицу. По своей сущности она включает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы, а по форме проявления совпадает с понятием текучести.
Технологическая безработица представляет собой результат воздействия научно-технического прогресса, когда в результате использования в производстве новой техники и технологии повышается производительность труда и происходит высвобождение части работников. Ярким примером технологической безработицы является высвобождение работников в результате автоматизации производства и внедрения новых инновационных технологий. В то же время научно-технический прогресс способствует появлению новых профессий, созданию и развитию новых производств и отраслей, которые открывают новые рабочие места и нуждаются в рабочей силе.
Структурная безработица возникает на базе изменений в структуре и технологии производства. В результате этого рабочая сила по своим профессионально-квалификационным характеристикам перестает соответствовать новым требованиям и не может быть эффективно использована в производстве. Причиной структурной безработицы является несоответствие структуры предложения рабочей силы изменившейся структуре рабочих мест. Основным средством противодействия структурной безработице является создание эффективной и гибкой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Экономическая безработица — это безработица, вызванная сокращением или прекращением производства в результате неэффективного хозяйствования (например, банкротством предприятий) или общим спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью инвестиций в экономику, уменьшением совокупного спроса на товары и услуги, сокращением занятости (так называемая циклическая безработица).
Конверсионная безработица — специфическая для современной России форма структурной безработицы, связанная с резким сокращением производства предприятий военно-промышленного комплекса и далеко не всегда удачными попытками реальной конверсии — перевода их на производство гражданской продукции.
Для количественной оценки безработицы и характеристики происходящих на рынке труда изменений используются показатели уровня безработицы, ее средней продолжительности, напряженности на рынке труда.
Уровень безработицы — основной показатель, дающий представление о состоянии рынка труда и происходящих на нем изменениях, определяется (в процентах) как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Расчет может вестись как за какой-то период (тогда используются средние за период данные о численности занятых и безработных), так и на определенную дату (тогда в расчет принимаются абсолютные данные о численности занятых и безработных на эту дату).
Продолжительность безработицы — величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработного на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены. Эта величина характеризуется двумя показателями. Первый показатель свидетельствует о том, сколько месяцев в среднем находятся без работы все те, кто на соответствующую дату зарегистрирован в службе занятости как безработный. Второй — сколько в среднем месяцев были без работы те лица со статусом безработного, которые в рассматриваемом периоде получили работу.
Сроки выплаты пособия по безработице в 2020 году
Пособие должно выплачиваться всем безработным вне зависимости от причин увольнения и по регламенту назначается с первого дня приобретения статуса безработного.
Стандартный срок оплаты выплат в 2020 году составляет 12 месяцев. Период самих выплат не должен превышать двух лет (24 месяца, в том случае если гражданин отнесен к категории, перечисленной статьей 32), а сумма месяцев общем объеме 36 месяцев (3 года).
Получать пособие по безработице постоянно – невозможно. Закон регламентирует сроки выплат для граждан.
Такие выплаты являются временными и ограниченными. Сроки определены различные для некоторых категорий.
Главным условием для начала выплат является присвоение статуса безработного гражданину. Законодательство Российской Федерации закрепляет пункт, согласно которому любой гражданин имеет право на обращение в территориальные центры занятости.
Для постановки на учет ему необходимо собрать пакет документов и написать заявление. Сумму, выплачиваемую как пособие по безработице, гражданин имеет право получать по истечении 11 дней после постановки на учет, то есть с 12 дня.
Однако для выплаты пособий необходимо оформление специального приказа, который подтверждает принадлежность гражданина к категории безработных.
Пакет документов и заявление гражданина рассматриваются специальной комиссией. Рассмотрение документов обычно не превышает одиннадцати дней.
Выплата пособий по закону не должна осуществляться более чем 12 месяцев, при определенных условиях, обозначенных законодательством 18 месяцев.
Период выплат может прерываться и восстанавливаться, например, когда гражданин устроился на работу, но через пару месяцев уволился.
После увольнения выплаты возобновляются. В свою очередь месяцы, в которые оплата производилась, суммируются. Существует вариант оформления выплат на второй срок.
Этот случай происходит тогда, когда срок (суммарное количество месяцев) истекает, а гражданин по-прежнему остается нетрудоустроенным.
В таком случае ему выделяется дополнительный год, в который выплачивается минимальный размер пособия (850 рублей).
Условия продления определенной суммы пособия по безработице закрепляет статья 32 закона N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Для конкретных категорий граждан предусмотрена возможность продления выплат, даже в том случае, когда период, составляющий один календарный год закончен.
Пособие по безработице могут получать люди, которые по каким-либо причинам были уволены незадолго до пенсии (за два года).
Срок выплаты пособий не может превышать 24 месяца, то есть к моменту выхода безработного гражданина на пенсию выплата пособия по безработице завершается.
Для различных категорий граждан сумма пособия может выплачиваться разная. Для тех, кто работал ранее:
1. На протяжении первых трех месяцев после прекращения осуществления трудовой деятельности государство через службу занятости выплачивает пособие гражданам в размере 75% от среднего заработка в месяц на последнем месте работы.
2. В течение следующих четырех месяцев сумма пособия снижается до 60% от среднемесячной заработной платы.
3. В период последних пяти месяцев пособие будет составлять 45%.
Для гражданина, который никогда не работал, пособие составляет 850 рублей. Эта выплата является минимальной.
На такое же пособие могут рассчитывать и граждане, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, но прекратившие эту деятельность.
Выплаты по безработице можно как приостановить, так и прекратить. Для определенных категорий людей существует срок выплаты 6 месяцев (для тех, кто совершил кражу, не работал ранее и т.д.) с правом продления до 12 месяцев.
По истечении календарного года выплата суммы прекращается. Беременные женщины получают средства, выделяющиеся по безработице только в момент вынашивания ребенка.
После рождения им необходимо оформить другой вид социальной поддержки – выплаты по уходу за ребенком.
Основания для прекращения выплаты пособия по безработице:
1. Трудоустройство гражданина.
2. Непосещение службы занятости на протяжении периода, превышающего месяц.
3. Установление стипендии (поступление в высшее учебное заведение).
4. Переезд в другой город (после переезда нужно обращаться в территориальную службу занятости).
5. Заключение гражданина под стражу.
6. Документы не соответствуют нормам.
7. Достижение пенсионного возраста и выход на пенсию.
8. Официальный отказ от статуса безработного и принадлежности к нему.
Федеральный закон устанавливает, что срок выплат, осуществляемый в пользу безработных, не может быть меньше шести месяцев (такой первоначальный срок обычно назначается тем, кто не работал ранее).
Максимальным сроком считается период трех лет, однако это не значит, что выплачиваться деньги будут ежемесячно. Непосредственно сами выплаты не могут превышать срок 12 календарных месяцев.
Срок выплат пособия составляет 12 календарных месяцев. В данный срок центр занятости параллельно выплатам осуществляет поиск работы.
Размер пособия по безработице зависит от профессиональной деятельности (ее наличии либо отсутствии), а также сроков по месяцам (в первые больше).
Главной возможностью является приостановление выплат на определенный срок и их возобновление после этого.
Пакет необходимых документов не является большим, необходимы лишь базовые (паспорт, заявление, трудовая книжка, официальный документ, подтверждающий увольнение с места работы).
Стипендия по безработице в 2020 году
Стипендия безработным гражданам выплачивается в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности в соответствии с Законом РФ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в дальнейшем по тексту - Закон N 1032-1).
В 2020 году размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, устанавливает статья 29 Закона N 1032-1:
• Уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, - в размере 75 % их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
• Уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, - в размере 75 % их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), предшествовавшему призыву на военную службу, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
• Уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, - в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день, предшествующий началу обучения, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
• Впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, - в размере минимальной величины пособия по безработице. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
• Утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - за счет средств соответствующих работодателей в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
• Гражданам предпенсионного возраста, - в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
• Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными в повышенном размере в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
Размер стипендии на профессиональное обучение может быть уменьшен на 25 % сроком на 1 месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до 1-го месяца в случае неуспеваемости безработного или нерегулярного посещения им занятий без уважительной причины.
Документы для пособия по безработице в 2020 году
Для постановки на учет в ЦЗН в 2020 году гражданину придется представить определенные документы, в число которых входят:
• трудовая книжка (если гражданин ранее был официально трудоустроен);
• паспорт;
• документ об имеющемся образовании (если он выдан за рубежом, то потребуется нотариально удостоверенный перевод);
• пенсионное свидетельство, выданное в ПФР;
• свидетельство налоговой инспекции об ИНН;
• справка о средней зарплате с последнего места официального трудоустройства (не требуется гражданам, не имевшим работы);
• для инвалидов, сохраняющих частичную трудоспособность, — программа реабилитации с рекомендациями о возможном труде.
Трудовая книжка, документ об образовании и иные бумаги представляются в подлинниках. При отсутствии любого из перечисленных документов гражданин на учет поставлен не будет, а значит, и пособие ему не начислят.
Справку о средней зарплате должны заполнить в бухгалтерии организации, где ранее трудился уволившийся сотрудник, в течение 3 рабочих дней с момента письменного обращения о ее выдаче. Она заполняется на основании сведений, содержащихся в справке 2-НДФЛ, но на другом бланке — выдаваемом в службе занятости (поскольку нужны сведения только о доходах за последние 3 месяца). Справка, как и любой финансовый документ, должна быть оформлена без каких-либо зачеркиваний, приписок, незаверенных исправлений. Разумеется, она должна содержать достоверные сведения. Ответственность за это несут руководитель организации и главный бухгалтер.
Специалисты государственной биржи труда имеют право проверять достоверность поданных документов. Для этого направляются запросы в организации, выдавшие ту или иную бумагу, а также госучреждения, располагающие необходимыми сведениями.
Если гражданин обратился на биржу труда с полным комплектом документов, это все равно не означает, что он будет в тот же день зарегистрирован в качестве безработного.
В течение 10 дней с момента обращения служба занятости должна предложить ему:
• имеющиеся вакансии (в том числе временные);
• при отсутствии вакансий — участие в общественных работах;
• профессиональное обучение (при отсутствии специальности) или переподготовку.
Если за этот период гражданину не будет подобрано подходящей работы, то на 11 день он ставится на учет по безработице. При этом он получает официальный статус безработного и право на соответствующее пособие.
Однако есть и исключения. Так, закон говорит о том, что человек не может быть поставлен на учет по безработице в случае:
1. отказа от 2 различных вариантов устройства на подходящее место работы. При этом подходящей признается работа:
• соответствующая образованию,
• допустимая по состоянию здоровья,
• оплачиваемая не ниже прожиточного минимума (если ранее зарплата была ниже этого минимума, то подходящей будет работа с вознаграждением не ниже такого заработка),
• расположенная в зоне доступности городского транспорта;
2. 2 отказов от вакансий или обучения, если человек не имеет профессии и никогда не работал;
3. неявки в ЦЗН для подбора вакансий в 10-дневный срок после подачи документов;
4. неявки на биржу труда в назначенный срок для постановки на учет;
5. подачи подложных документов.
В названных случаях выносится решение об отказе в признании безработным. Однако по прошествии 1 месяца гражданин вновь может обратиться в ЦЗН в целях постановки его на учет.
Строго говоря, с постановкой на учет не стоит медлить любому безработному, так как до этого момента ему не полагается выплата пособия. Но есть категория сотрудников, лишившихся работы, которым особенно важно обратиться в ЦЗН в кратчайшие сроки. Это касается лиц, уволенных по сокращению штатов либо в связи с ликвидацией предприятия. Согласно Трудовому кодексу, за ними на период поиска новой работы сохраняется средняя зарплата на срок до 2 месяцев. Если же сотрудник после увольнения встал на учет по безработице в течение 2 недель, то по решению ЦЗН ему может быть выплачен средний заработок и за 3 месяц.
Сотрудникам, уволенным по другим основаниям, тоже не стоит откладывать в долгий ящик обращение на биржу труда.
Дело в том, что безработные, вставшие на учет по истечении года после увольнения, находятся в менее выгодном положении по сравнению с теми, кто обратился в ЦЗН вскоре после прекращения трудовых отношений:
• если с момента ухода с работы прошло больше года, то при постановке на учет по безработице будет назначено пособие не в процентах от среднего дохода, а лишь в минимальном размере;
• если безработный, уволившийся больше года назад, откажется от обучения или общественно-полезных работ (за плату), то его ждет санкция в виде приостановления выплаты пособия (при условии, что он находится на учете более 3 месяцев);
• подходящей для лиц, не работавших больше года, считается любая оплачиваемая работа (даже неквалифицированная).
Рассматривая вопрос о том, как получить пособие по безработице, нужно отметить, что для его получения безработный должен надлежаще выполнять определенные обязанности. Иначе возможно сокращение величины выплаты, ее приостановление или даже прекращение начисления пособия.
Какие же правила должен выполнять безработный для сохранения права на получение пособия:
1. Посещать биржу труда для перерегистрации. При этом специалист ЦЗН не может приглашать безработного чаще 2 раз в месяц. При прибытии на перерегистрацию необходимо при себе иметь паспорт и трудовую книжку (никогда не работавшие лица вместо нее представляют аттестат или диплом). Каждый раз сотрудник ЦЗН под подпись уведомляет безработного о дате следующего посещения.
2. Получать в центре занятости направления в организации, нуждающиеся в работниках.
3. Прибывать к потенциальному работодателю на собеседование в течение 3 дней после получения направления.
4. Незамедлительно сообщать в службу о трудоустройстве, поступлении на очную форму обучения, открытии ИП.
5. По прошествии 3 месяцев нахождения на учете — принимать участие в общественных работах или пойти учиться (эта обязанность касается тех, кто не работал больше года или вообще никогда не был трудоустроен).
6. Выбирать хотя бы 1 из 2 предлагаемых вакансий, если она является подходящей.
Закон о пособиях по безработице 2020 года
Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.
Закон в 2020 году определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей.
Они включают следующие положения:
• в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
• 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
• в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
• 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
• 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
• в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
• 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.
Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования. Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.
Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.
Парламентарии дополнили некоторые положения уточнениями и изменили текст нескольких разделов. Существенного влияния на смысл правового документа поправки не оказали. Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта в последней его редакции. Вы можете скачать закон о безработице по следующей ссылке.
Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.
После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного. В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования.
Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:
• трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
• справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
• документы, свидетельствующие о квалификации служащего.
В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:
• жителям РФ младше 16 лет;
• людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
• человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
• если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
• лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
• это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.
Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.
Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.
Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.
Согласно предлагаемым нововведениям, налог на безработицу будут платить нетрудоустроенные граждане, которые при этом имеют доступ к бесплатным государственным услугам, в том числе к медицине. От уплаты налога предлагают освободить лиц, официально зарегистрированных в службах занятости. Однако о принятии нового законопроекта пока говорить рано, поскольку он обсуждается уже не первый год, но так и не был одобрен хотя бы в первой редакции.
ФЗ о занятости населения предусматривает ежемесячную выплату определенной суммы гражданам, официально зарегистрированным на биржах труда.
Существует несколько вариантов получения государственной материальной поддержки:
• выплата пособия для нетрудоустроенных лиц;
• стипендия для студентов, получающих профессиональное образование;
• общественные работы, которые оплачиваются отдельно.
Главный способ социального обеспечения для неработающих граждан – это пособие по безработице. Эта мера государственной поддержки может выплачиваться безработным в течение полутора лет после увольнения с предыдущего места службы. Существуют определенные условия для получения пособия. Гражданин должен отработать до увольнения как минимум 26 недель.
Сумма выплат рассчитывается следующим образом:
• первые 3 месяца выплачивается пособие в размере 75% от средней заработной платы на предыдущем месте службы;
• следующие 4 месяца оплачивается 60% от среднего заработка;
• в течение остального периода оплачивается 45%.
Если в течение года человек так и не был трудоустроен, еще полгода ему начисляют минимальное пособие. Для получения положенных выплат необходимо состоять на учете в службе занятости.
Законопроект о занятости населения содержит сведения о мерах поддержки безработных жителей страны. Определены условия, которые позволяют претендовать на получение материальных выплат. Также закон предусматривает отказ в получении статуса безработного некоторым категориям граждан и утрату этого статуса при несоблюдении ряда условий.
Пособие по безработице беременным в 2020 году
В случаях, когда женщина, будучи беременной уволилась с прежнего места работы по каким-либо причинам, она имеет законное право в 2020 году встать на учет в органах службы занятости населения и претендовать на получение пособия. Но если женщина уже состоит на учете на бирже труда, то она не имеет прав на пособие по беременности и родам, и орган службы занятости населения пособие не выплачивает.
Также не осуществляется выплата пособия по безработице на весь период отпуска по беременности и родам, поэтому беременная женщина должна на сроке в 30 недель предоставить в центр занятости листок нетрудоспособности. Специалист центра занятости на протяжении всего времени, прописанного в листке, не назначает посещение органа службы занятости населения.
Когда данный отпуск подойдет к концу, и женщина изъявит желание искать работу, чтобы сразу приступить к ней, то выплата пособия по безработице восстанавливается. Это происходит в том случае, если период выплаты еще не кончился. В случае если женщина еще не готова работать, то выплаты приостанавливаются на срок, когда она будет находиться в отпуске по уходу за ребенком.
Женщина должна знать, что беременность, а также отпуск по беременности и родам не могут быть вескими основаниями для того, чтобы ее сняли в качестве безработной с учета в центре занятости.
Беременные женщины, вставшие на учет в женской консультации на раннем сроке беременности (до 12 недель), в соответствии со статьёй №9 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» имеют право на получение дополнительной единовременной выплаты к пособию по беременности и родам.
Есть еще ряд выплат, на которые может претендовать беременная женщина. Например, в Москве, помимо федеральных выплат, имеется еще выплата за то, что женщина встала на медицинский учет в консультацию на сроке до 20 недель. Данная выплата производится единовременно. Если женщина имеет московскую прописку, то она вправе претендовать на эту выплату в одном из РУСЗН города Москвы (Районные управления социальной защиты населения). Она не зависит от места учебы, факта службы или работы, но получить ее можно при наличии справки установленного образца, что зафиксировано в Письме Департамента Здравоохранения г. Москвы № 33-18-3165.
Один из родителей имеет право получить при рождении ребенка единовременное пособие, и если у семьи родилось двое детей или более, то единовременное пособие будет назначено и выплачено на каждого малыша. Многих неработающих беременных женщин беспокоит вопрос, где получить единовременное пособие. Ответ зависит от того, трудится ли супруг женщины: В случае, когда один из родителей трудится, а второй безработный, при рождении ребенка единовременное пособие будет назначено и выплачено по месту работы родителя. Это значит, что если отец ребенка официально работает, то получить единовременное пособие по рождению малыша может только он. Оно выплачивается по месту его работы.
В случае, когда оба родителя являются безработными или проходят обучение в учреждениях послевузового профессионального образования, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, то единовременное пособие будет назначено и выплачено органом социальной защиты населения по месту фактического пребывания (проживания), или по месту жительства одного из родителей. Важное условие – это очная форма обучения.
Мать-одиночка, которая не работает, имеет право на получение единовременного пособия по месту жительства – его выплачивают в органах социальной защиты населения. В случае, когда безработная мама является студенткой и обучается по очной форме, то выплата единовременного пособия осуществляется органами защиты населения. Раньше за данной выплатой женщина обязана была обратиться в свое учебное заведение. Подробно об этом моменте указано в абзаце 2 ст.30 Приказа Минздравсоцразвития РФ №1012н.
Пособие будет выплачено органами социальной защиты населения либо через отделение почтовой связи, либо кредитные организации, которые укажут получатели пособия. Выплата должна осуществиться не позднее 26 числа месяца, который следует за месяцем приема (регистрации) соответствующего заявления.
В случае, когда неработающая женщина не получает пособие по безработице, ей назначается ежемесячное пособие по уходу за ребенком в органах социальной защиты населения со дня рождения ребенка до исполнения ему полутора лет. Ежемесячное пособие женщина будет получать по месту жительства.
Если мама является студенткой и обучается по очной форме, то выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится:
1. Со дня, когда ребенок родился по достижении им полуторагодовалого возраста – если мама выбрала получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
2. Со дня, который следует за днем окончания отпуска по беременности и родам по день, когда малышу исполнится полтора года. Это происходит в том случае, если мама остановила свой выбор на пособии по беременности и родам.
После подачи заявления с необходимым пакетом документов, в течение десятидневного срока пособие должно быть назначено. Органы социальной защиты занимаются выплатой пособия – это может быть осуществлено через указанные получателем кредитные организации или почтовые отделения связи. Выплата осуществляется не позднее 26 числа ежемесячно на основании минимальных размеров пособий.