Выявить, осознать, принять или поменять личностные особенности необходимо для:
• самопознания и развития;
• понимания других людей;
• распознавания вариантов ненадлежащего отношения к себе;
• поиска любимого человека;
• продвижения по карьерной лестнице.
Их можно классифицировать по различным основаниям. Самым распространённым является деление на положительные и отрицательные. Положительные качества характеризуются их бесспорной пользой, которую они приносят самому обладателю качеств и окружающим людям. Отрицательные всегда несут вред самому субъекту и его окружению.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• повышают производительность труда;
• укрепляют межличностные отношения в коллективе;
• чётко выстраивают вертикаль начальник — подчинённый;
• вызывают рост продаж;
• помогают подниматься по карьерной лестнице;
• стимулируют появление новых идей.
Среди положительных свойств личности, без которых не обойтись в профессиональной деятельности, можно выделить:
• ответственность — способность брать на себя обязательства и самостоятельно отвечать за них;
• настойчивость и упорство — умение доводить дело до конца, несмотря на трудности;
• исполнительность — неукоснительное выполнение всех поручений и приказов;
• организованность — умение подчинить все обстоятельства выполнению главной цели;
• инициативность — внесение новых рабочих предложений;
• коммуникабельность — способность находить общий язык с коллегами и партнёрами по бизнесу;
• внимательность — самоконтроль за правильным выполнением трудовых обязанностей;
• пунктуальность — выполнение всех поручений вовремя;
• целеустремлённость — видение конечного результата и грамотное продвижение к нему;
• стрессоустойчивость — способность не реагировать на негативные ситуации извне.
Однозначно отрицательными личностными качествами в деловой среде являются:
В вакансиях для соискателей выставляются те или иные требования относительно характеристик личности. Для различных профессий нужны прямо противоположные свойства. Категории руководителей не обойтись без набора лидерских качеств — ответственности, гибкости, решительности, уверенности в себе, работоспособности. Для некоторых работников (бухгалтер, делопроизводитель) основополагающими будут такие качества, как усидчивость, внимательность, скрупулёзность, терпение.
Руководитель может оценить качества личности претендента на должность, прочитав о них в резюме. Потенциальный сотрудник должен уделить этому пункту своего резюме значительное внимание, но не нужно, чтобы их описание занимало больше половины текста и не следует превозносить себя. Следует постараться объективно отнестись к своим качествам, акцент необходимо сделать на тех личностных особенностях, которые как-то связаны с предлагаемой работой. По этому показателю начальник будет оценивать, подходит этот кандидат или нет. Лучше, если описание подкрепляется конкретными профессиональными достижениями.
Личностные качества играют важную роль во всех сферах нашей жизни. Они могут быть как положительные, так и отрицательные. Чтобы отрицательные стороны не создавали проблем, нужно с ними бороться, работая над собой.
Качества личности выражают особенности психических процессов, состояний и свойств индивида, его черты характера, особенности темперамента, специфику поведения, взаимодействия с другими людьми, окружающей средой, самим собой, то есть все индивидуально-психологические особенности личности. Кроме того, личные качества человека включают имеющиеся у него знания, умения и навыки.
Существует немало классификаций качеств личности и еще больше типологий личности, основанных на этих классификациях. Психологов всегда интересовала загадка человеческой личности и они старались разложить ее “по полочкам”.
Но зачем обычному человеку (не профессиональному психологу) знать о том, какие бывают личностные качества? Дело в том, что знания порождают самосознание, повышают осознанность. Человек, знающий какие существуют качества личности, может определить их у себя, а после обозначить пути и направления работы над собой.
Также, зная о качествах личности, можно больше понять об окружающих людях, научиться правильно выстраивать и сохранять отношения.
Первый этап отношений любого рода предполагает узнавание друг друга, что по сути и является прояснением личностных качеств. При первой встрече двух людей (будь-то собеседование при приеме на работу или первое свидание мужчины и женщины), всегда есть потребность узнать, что за человек перед тобой. Неспроста в резюме требуется указывать не только свой опыт работы и основные данные, но и перечислять личные качества, знания, умения и навыки.
Итак, если свои личные качества нужно знать для того, чтобы понимать как дальше развивать свою личность, то знание личностных особенностей другого человека, важно постольку, поскольку оно позволяет определить совместимость с ним и предположить, какого рода отношения могут сложиться.
Положительные качества личности обычно поддерживаются, подкрепляются и развиваются, а отрицательные люди стараются исправить, изменить или искоренить.
Но разделение качеств личности на положительные и отрицательные условное! Оно основано на общепринятых правилах и нормах морали и нравственности. Нужно понимать, что такую тонкую материю, как личность человека, на самом деле, невозможно разложить на “черное” и “белое”.
Качества личности, которые принято называть отрицательными, не абсолютно, а относительно отрицательные, точно так же, как и положительные качества. К примеру, в ситуации, когда требуется постоять за себя, агрессивность (которую принято считать отрицательной чертой) становится нужной и просто необходимой.
Личные качества человека могут быть как врожденными, так и приобретенными. Вырабатываются те или иные качества личности либо под влиянием окружающей среды и социума (воспитание) либо являются следствием самовоспитания.
Многие качества, черты, особенности поведения, способности, умения человек в себе может как развить, выработать, так и искоренить.
Безусловно, есть такие особенности личности, которые практически не поддаются изменениям, но все же вешать “ярлыки” (что на себя, что на других) не стоит!
Человек всегда может, если не измениться кардинально, то хотя бы научиться компенсировать одни свои качества за счет развития других.
Отрицательные качества человека, которые являются нежелательными и требующими коррекции, все вместе сложились бы не просто в большой, а в огромный список.
Все эти черты личности порождают и соответствующее поведение. Так, лживый человек все время и всем врет, ленивый и халатный не торопится выполнять работу, а безответственный постоянно подводит себя и других.
Наличие того или иного негативного качества портит жизнь самому человеку и/или другим людям, но во всяком случае, это не приговор. Поработав над собой, можно улучшить качество своей жизни, отношения с окружающими, стать счастливее.
Список положительных качеств человека такой же бесконечный, как и список отрицательных черт.
Пожалуй, более всего почитаются и приветствуются такие положительные качества, как:
Эти положительные качества порождают и соответствующие умения и навыки: умение дружить, любить, учиться, творить, трудиться и так далее.
Как можно заметить, и список отрицательных качеств человека и список положительных, включает не только те качества, что выражают отношение личности к другим людям и социуму, но и к себе, труду, вещам, миру в целом. Все потому, что личные качества человека проявляются во всем: от того, кем он работает, до того, каким цветам в одежде отдает предпочтение.
Редко можно встретить человека, в личности которого присутствуют только положительные человеческие качества. Но есть множество людей, в структуре личности которых преобладают такие качества.
В любом человеке всегда есть условно отрицательные особенности личности, те, над которыми стоит поработать, но наличие их должно быть не проблемой, а стимулом к развитию и росту.
Личностные качества педагога
Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.
Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Развитие личностных качеств
Для развития личностных качеств нужно быть организованным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми неожиданностями, которые жизнь создает на вашем пути. От степени самоорганизованности, которой вы обладаете, во многом будет зависеть и успех вашей деятельности.
Самоменеджмент – это прежде всего самоорганизация, умение управлять собой, руководить этим процессом в самом широком смысле слова, т. е. – во времени, пространстве, общении с людьми, деловом мире. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы вы могли максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда со всех сторон сваливаются разные задания, можно благодаря последовательному планированию времени лучше осуществлять свою деятельность каждый день, выделяя резерв времени для важных дел.
Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций.
Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:
1) постановка цели – анализ и формирование личных целей;
2) планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
3) принятие решений по конкретным делам;
4) организация и реализация – составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
5) контроль – самоконтроль и контроль (в случае необходимости – корректировка целей);
6) информация и коммуникация – фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.
Преимущества овладения искусством самоменеджмента состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост деятельности; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение целей кратчайшим путем.
Одним из полезных технических приемов планирования личного труда и самоорганизации является ведение ежедневника личной работы.
Ежедневник студента представляет собой одновременно календарь памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, контроля, справочник, абонементную книжку и картотеку идей. Ведение ежедневника является сильнейшим средством дисциплинирования ума.
Ежедневник должен стать вашим постоянным спутником. Это важнейшее вспомогательное средство планирования времени, которое поможет вам не только успевать больше в меньшее время, но и будет способствовать достижению желаемых целей и успеха.
Успех зависит от складывающихся отношений с людьми. Каждый человек живет признанием себя другими, поэтому в современной жизни надо использовать любой шанс, чтобы понравиться людям.
Оценка личностных качеств
Приему на работу очень часто предшествует оценка личностных качеств потенциального сотрудника наряду с его профессиональными навыками. Обычно для первичной оценки персонала достаточно резюме и личного интервью: грамотно составленное резюме создает представление об основных вехах жизненного пути кандидата, его образовании, навыках и способностях, а личное общение помогает заполнить пробелы и уточнить данные.
Вдобавок соискатели склонны преувеличивать свои достоинства и приуменьшать недостатки при составлении резюме, поэтому интервью необходимо, чтобы прояснить ситуацию и понять, о чем умолчал кандидат.
Определенную информацию о человеке можно получить, читая резюме «между строк» и обращая внимание на:
• общее впечатление, полученное при прочтении;
• объективность требований к заработной плате и условиям работы;
• стиль написания и уровень грамотности;
• хобби, увлечения.
Во время интервью спрашивайте соискателя не только о профессиональных навыках, карьере и образовании, но и о жизненных установках, ценностях, привычках. При этом рекомендуется чередовать действительно важные вопросы с незначительными, чтобы слегка усыпить бдительность интервьюируемого и получить более искренние и эмоциональные ответы. Наблюдая за проявлениями эмоций, можно определить темперамент человека и понять, насколько он совместим с коллегами и начальством.
Если результаты оценки личностных качеств персонала неутешительны и свидетельствуют о низком уровне развития полезных для работы навыков, необходимо принимать меры. Это не означает, что следует расставаться с работниками, которые во всем остальном вас устраивают: нужно знать, как помочь сотрудникам развивать полезные личностные качества.
Не надейтесь, что человек начнет менять свое поведение только потому, что авторитетный эксперт или руководитель велит ему это сделать. Не оказывают особого эффекта и обещания-приманки (получение отдельного кабинета, повышение по карьерной лестнице и так далее) – работник может что-то сделать для достижения обозначенной цели, но устойчивыми такие изменения вряд ли будут. Гораздо лучше работают другие методы, например, оказание помощи человеку в составлении личного представления о своем будущем. Важно также помочь работнику понять, благодаря развитию каких личностных качеств будущее его точно не разочарует. Такой подход работает даже с самыми «трудными» сотрудниками.
В то время как некоторые личностные качества помогают человеку в деле профессиональной реализации, другие особенности характера могут навредить. Например, излишняя принципиальность в сочетании со склонностью к развязыванию конфликтов может мешать сотруднику работать в команде, а привычка откладывать дела на завтра — приводить к накоплению нерешенных вопросов и незавершенных дел. Сюда же относится стремление сделать все и сразу, нежелание и неумение задавать вопросы даже при решении нестандартных задач, пассивность, низкий эмоциональный интеллект, полное отсутствие самокритики.
Если речь идет о сотруднике, занимающем руководящую должность, список можно дополнить отсутствием лидерских качеств и организаторских способностей, склонностью к перекладыванию ошибок на плечи других, чтобы избежать ответственности или не подорвать авторитет, неготовностью к компромиссам и неспособностью к рискам или новаторству.
Социально-личностные качества
Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность – это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.
Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.
Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание — свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация — результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми с другой общностью; активность — способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы - постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения — социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать — это важнейшая характеристика сформировавшейся личности.
Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы:
1) материальные блага;
2) знания и творчество;
3) власть, престиж, авторитет;
4) духовное совершенство.
Личность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, которые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль, присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие – статусный набор, т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должностью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.
Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания — то, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.
Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо. Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их полного состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. В настоящее время в науке существует множество классификации потребностей. В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Д. Макклелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Например, потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совершенства, стремление превзойти их.
Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу.
По мнению Маслоу, потребности первых двух групп врожденные, т.е. биологические, а с – третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых – потребность в самореализации. Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно предопределена, прежде всего, тем, что условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Когда потребности определенной группы удовлетворены, они перестают быть актуальными и направлять активность человека и мотивируется переход к следующей более высокой группе потребностей. Однако эту зависимость не следует абсолютизировать. Не всегда потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей, о чем свидетельствуют биографии многих выдающихся людей. Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех.
Можно выделить три основных уровня удовлетворения потребностей существования:
1) минимальный,
2) нормальный,
3) уровень роскоши.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса. После достижения нормального (базового) уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после удовлетворения базовых потребностей будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других — к духовному совершенствованию и т.д. Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни.
Личностные качества руководителя
Один человек не может быть компетентен одновременно во всех вопросах и задачах, особенно когда речь идет о крупной организации. Поэтому для каждого управленца важно создать эффективную работу команды специалистов-отраслевиков, финансистов, маркетологов, юристов и т.д.
К личным качествам идеального руководителя относятся:
1. Адекватная самооценка. Невозможно анализировать способности и корректировать работу других людей, если человек не умеет объективно оценивать и контролировать себя. Самоконтроль и самокритика – качества, необходимые руководителю для создания четкого взаимоотношения внутри коллектива.
2. Высокие амбиции, целеустремленность. Руководитель, который нацелен на успех, стремиться к развитию компании и создает не только собственный настрой, но и цели всей команды.
3. Решительность и настойчивость. Принятие нестандартных и иногда рискованных решений, упорство в достижении поставленных целей – отличительные черты успешных людей.
4. Уравновешенность, выдержка и стрессоустойчивость. Человек, склонных к субъективному эмоциональному восприятию препятствий, не способен принимать взвешенные решения и брать ответственность на себя.
5. Коммуникабельность, тактичность и уважение к подчиненным. Создание комфортных условий для работы, умение конструктивно высказывать критику, уважительное отношение к членам коллектива формируют главную базу для успеха – командную работу.
6. Требовательность. Требовательность и авторитет руководителя гарантируют дисциплину и в коллективе, слаженность работы, исполнение должностных обязанностей.
7. Новаторство и креативность. Стремление к преобразованиям, готовность пробовать и внедрять новые методы работы, умение идти на риск и увлекать за собой других – качества настоящего лидера.
По оценке специалистов, самым редким личным качеством среди руководителей является объективность. Человеку с лидерскими качествами руководителя сложно сохранять ровное отношение к подчиненным, поэтому стоит развивать в себе склонность к самоанализу и умение отстраняться от личных предпочтений в пользу профессиональных ценностей.
В зависимости от отрасли руководителю необходимы специфические профессиональные знания. К важным качествам руководителя относятся:
• высокий уровень образования, компетентность в своей сфере деятельности, опыт работы;
• эрудиция, широта взглядов, базовые знание смежных профессий и отраслей производства;
• умение находить и применять на практике новые методы работы;
• способность к самосовершенствованию, стремление к получению новых знаний и опыта;
• критическое восприятие, умение переосмысливать новые факторы.
Мы сознательно оставили оценку профессиональных качеств руководителя напоследок. Тому есть две причины:
1. Для управления организацией или предприятием важными качествами руководителя выступают организационные способности и личностные особенности человека. Есть множество примеров, когда управленец приходил на руководящую должность с совершенно иной сферы деятельности и успешно организовывал работу предприятия, благодаря умению анализировать потенциал и ресурсы, оценивать способности сотрудников, четко распределять задачи.
2. Профессиональные знания, как правило, выступают базовой основной для развития лидерских задатков, социального и практического интеллекта. То есть, специфические знания и навыки работы в определенной сфере деятельности безусловно важны для руководителя, но их значимость уступает место деловым и личным качествам руководителя. Именно поэтому не каждый профессионал способен управлять компанией.
Характеристика личностных качеств
Выбрать, какие именно положительные качества стоит указывать в резюме, бывает не так легко. Ведь желательно ограничится 5-7 характеристиками, которые будут наиболее явно показывать ваш характер. Учтите, при собеседовании рекрутер может попросить остановиться на этом пункте поподробнее и привести примеры.
В резюме вы можете указать свои позитивные качества, которые влияют на взаимоотношения:
• общительность, неконфликтность, умение в коллективе находить общий язык;
• коллективизм, любовь к работе в команде;
• готовность всегда прийти на помощь и в трудный момент подставить плечо;
• толерантность, уважение к мнению других людей;
• отзывчивость, чуткость;
• индивидуализм, умение самостоятельно работать и нести ответственность за полученные результаты.
По отношению к труду можно выделить такие положительные черты характера:
• трудолюбие, ответственный подход ко всем поручениям;
• инициативность, интерес к разработкам новых проектов;
• настойчивость, упорство, нацеленность на достижение результата;
• творческий подход к работе, креативность, находчивость;
• добросовестность, исполнительность, надежность.
Охарактеризовать свое отношение к вещам и организации работы можно следующим образом:
• аккуратность, педантичность, скрупулезность;
• организаторские способности;
• бережное обращение с вещами.
Отношение к самому себе можно показать, используя конструкции:
Для составления наиболее полной картины рекомендуется подобрать пункты из всех списков.
Каждый претендент может при написании резюме подобрать наиболее приемлемый для него вариант.
В указанном документе можно обозначить свои положительные черты следующим образом:
• активность, толерантность, аккуратность, коммуникабельность, инициативность;
• скрупулезность, аккуратность, честность, умение обращать внимание на детали, трудолюбие;
• вежливость, пунктуальность, находчивость, добросовестность, дисциплинированность;
• амбициозность, креативность, коммуникабельность, организаторские способности, повышенная работоспособность;
• любовь к творчеству, быстрая обучаемость, внимательность к деталям, креативность.
Любой из представленных вариантов может быть записан в резюме. Но не забывайте о том, что единой правильной конструкции не существует, вы должны ориентироваться на свои особенности.
Часто работодатели пишут еще в объявлении, какого человека они хотели бы видеть на предложенном месте. Например, будущим руководителям можно указать качества:
• организаторские способности, коммуникабельность, многозадачность, ориентация на результат;
• предприимчивость, творческий подход, стрессоустойчивость, оптимизм;
• готовность брать ответственность за результаты, грамотная речь, настойчивость, организованность, уверенность в своих силах.
Бухгалтеру, аналитику или экономисту предпочтительнее указать список следующих положительных личностных качеств:
• аккуратность, скрупулезность, внимание к деталям, усидчивость;
• повышенная работоспособность, педантичность, ответственность, самокритичность;
• трудолюбие, педантичность, внимательность, целеустремленность, честность.
Менеджерам по продажам и людям, работа которых предполагает активное общение, можно эту графу заполнить так:
Будьте готовы рассказать на собеседовании, как проявляются те или иные ваши черты характера в работе. Например, подтвердить инициативность можно, если рассказать, что вы разработали и внедрили новую схему документооборота или разработали иную, более результативную, стратегию продаж. Не стоит забывать, что излишняя общительность для аналитика или педантичность для продавца окажутся скорее негативными качествами.
Формирование личностных качеств
Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера, личности. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от остальных личностных свойств человека тем, что их истоки уходят в младенческий и ранний возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Жизненная устойчивость этих качеств объясняется, в частности, тем, что в начальный период формирования данных свойств мозг ребенка еще незрелый, а его способность к дифференциации раздражителей недостаточно развита.
Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие - по крайней мере в начальный период - в определенной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия (направленность внимания на внешний мир) и интроверсия (направленность внимания на внутренний мир), тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условно-рефлекторного научения, подражания и ряда других.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его «внутренней позиции» - довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования, - пишет Л. И. Божович, - становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка».
Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.
Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.
Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный (самый благоприятный) период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем - в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, суть которого заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.
В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоятельность в игре. Современные игрушки - это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.
Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.
Личностные качества для резюме
В резюме должны войти только Ваши самые сильные стороны. Если качества в резюме на работу будут описаны правильно, работодатель сможет выделить Вашу кандидатуру среди прочих заявок.
На самом деле нет хороших или плохих качеств человека, есть подходящий или не подходящий кандидат на определенную должность – так докажите, что компания нуждается в вас!
Поиски работы могут затянуться надолго: кто-то месяцами не может подыскать подходящий вариант, другие перебиваются трудоемкими и нестабильными заработками. Выровнять ситуацию можно с помощью резюме. Оно должно, прежде всего, быть грамотно составленным, адекватным, запоминающимся и предельно информативным.
Как отразить личные и профессиональные качества для резюме, чтобы работодатель заметил именно Вас и отдал Вам свободную вакансию? Что же думает по этому поводу эксперты и психологи?
По их мнению, необходимо информативно описать свои личностные качества таким образом, чтобы они выглядели в лучшем свете:
• соблюдайте структуру документа;
• не пользуйтесь шаблонными образцами;
• применяйте творческий подход.
Перед тем, как начать работу, ознакомьтесь с требованиями интересующего Вас вакантного места. Максимально подстройте свою анкету под условия, выдвигаемые работодателем к этой должности.
Некоторые соискатели бездумно вписывают данные в графу «деловые качества» для резюме. Не нужно надеяться, что будущий босс даже не обратит на нее внимания, хотя бывает и так. Настоятельно рекомендуем отнестись к этому пункту также серьезно, как и к тем, которые Вы считаете важными.
Здравомыслящие руководители не только обращают внимание на Ваши персональные качества, но и тщательно изучают их. На основании предоставленных данных рекрутер решает: зачислять соискателя к числу первоочередных кандидатов или оставить его запрос на скамейке запасных.
Чтобы список качеств для резюме имел презентабельный вид, нужно научиться красиво себя преподносить. Стандартной подборки параметров просто не существует. Все мы разные и соответственно выбираем различные сферы деятельности.
Психологи советуют писать только о тех личных качествах человека, которые присущи именно Вам. Лукавить не стоит, поскольку, оказавшись на собеседовании, работодатель непременно попросит продемонстрировать их на каком – то конкретном примере. Подумайте о том, какие черты характера можно считать выигрышными.
Число ваших сильных сторон должно ограничиться пятью пунктами – это повысит Ваши шансы на получение вакантного места.
Соискателю, подавая резюме, необходимо скрупулезно оценить свои профессиональные способности, проанализировать и разобрать по полочкам все стороны своего характера.
Шаблонный набор личных качеств в резюме, пример может выглядеть так:
• Уравновешенность, самообладание, упорство, трудолюбие, дисциплинированность;
• умение убеждать, амбициозность, хорошая дикция, целеустремленность;
• уверенность в себе, умение адаптироваться к переменам, умение работать в команде;
• аккуратность, быстрая обучаемость, хорошая дикция, настойчивость;
• ораторское мастерство, порядочность, презентабельная внешность;
• стремление к развитию, ориентация на результат, пунктуальность;
• честность, справедливость ,чувство юмора, энергичность, организованность.
Многие задаются вопросом: а нужно ли перечислять недостатки в резюме? В тех случаях, когда работодатель не просит останавливаться на Ваших негативных качествах, лучше опустить этот пункт и ограничиться только сильными чертами характера. Но что если, рекрутер все же настоятельно требует указать Ваши минусы?
Это один из тех пунктов, где откровенность не пойдет Вам на пользу. Опишите только нейтральные стороны своего характера, которые никак не смогут отразиться на желаемой должности или в данной сфере деятельности будут трактоваться, как достоинства.
Описание личных качеств в резюме для менеджера по продажам могут звучать, например, так: чрезмерная общительность, трудоголизм, непоседливость, недоверчивость.
Вот некоторые версии качеств, которые Вы безболезненно можете представить работодателю как негативные:
Хороший менеджер должен иметь организаторские способности, быть приятным в общении, заинтересовать и найти контакт с людьми. Зная это, нужно уметь определить какими из этих характеристик обладаете Вы.
Требования к личностным качествам
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Остановимся немного подробнее на требованиях, предъявляемых к личностным качествам к современному менеджеру компании.
Если рассмотреть задатки менеджмента в период СССР, то в тот период при выборе управленческих кадров основывались четырьмя требованиями: моральная устойчивость, политическая грамотность, способности организатора и компетентность сотрудника.
Проведя сравнение с современными квалификационными требованиями к личности менеджера в Великобритании, можно выделить следующие аспекты:
1. Ораторские навыки и умение выражать свои мысли.
2. Наличие навыка управления людьми, подбора и подготовки кадров компании, а так же умение создавать правильные взаимоотношения внутри коллектива.
3. Наличие способности грамотной самооценки, навык делать выводы, и постоянный рост, в своей профессиональной сфере.
4. Навык правильной оценки своих знаний, и умение применять их на практике.
5. Навыки по построению взаимоотношений между компанией и ее партнерами, а также умение прогнозировать деятельность компании, и четко видеть ее будущее.
6. Навыки по управлению ресурсами компании.
7. Навыки в сфере техники и технологий, средствах коммуникациях.
8. Навыки в теории основных видов управления, обязанностей, а также владение техники эффективного управления компании.
Если рассмотреть градацию государственных служащих на примере США, то все менеджеры разделяются по рангам, которых всего восемнадцать. С первого по восьмой ранги - это категория низшего персонала, к ним относятся машинистки и другие конторские служащие; с девятого по двенадцатый ранги - это руководители низшего звена; с тринадцатый по пятнадцатый ранги - руководители среднего звена, их в государственных учреждениях США называют уже менеджерами; с шестнадцатый по восемнадцатые ранги - высшее профессиональное руководство, к ним относятся, к примеру, министры, начальники управлений.
Согласно исследования, которое было проведено американским институтом общественного мнения - Институтом Гэллапа - показывает нам, что невзирая на управленческий ранг, при наличии конкретных сочетаний требований, которые могут гарантировать успех в работе любого менеджера.
В частности, в системе управления США, выделяют пять основных требований к личностным характеристикам менеджера:
1. Знание дела.
2. Здравый смысл.
3. Высокий уровень развития.
4. Способность доведения начинаний до их логического конца.
5. Уверенность в своих собственных силах.
Вышесказанное позволяет спроектировать некую модель личностных характеристик современного менеджмента.
Личные качества - нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.
Этические нормы - это соблюдение норм прежде всего деловой этики, т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы.
Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются информация и информационный потенциал в целом, время и люди. Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.
Навыки и способности менеджера эффективно управлять. На эффективность управления влияют:
- умение определить темперамент и характер подчиненных;
- умение управлять собой;
- умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
- умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива;
- изобретательность и способность к инновациям;
- высокая способность влиять на окружающих;
- знание современных управленческих подходов.
Ограничения в саморазвитии менеджера. Определенный интерес в этой связи представляет собой концепция ограничений. Идея ее состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны, что и является для менеджеров ограничением. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера.
Здесь можно выделить десять ограничений в деятельности управленца:
1. Отсутствие умения управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и общаться с подчиненными как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно "разряжаться", бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки), ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.
2. Отсутствие четких личных ценностей. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится. Те менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограничены этой размытостью. Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен этой нечеткостью.
3 .Заторможенное личностное развитие. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания. Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно повышать свое общее развитие. Отсутствие признания потенциала менеджера - главное ограничение. Руководители, которые не развивают свои способности, все чаще и чаще начинают избегать острых ситуаций.
4. Отсутствие навыков в принятии управленческих решений, в решении проблем. Особый талант менеджера - это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты. Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско.
5. Отсутствие творчества в работе. Можно привести много примеров, как тот или иной менеджер проявляет творческий (нестандартный) подход в своей деятельности. Это качество особенно необходимо современным менеджерам, когда повсеместно ведется поиск путей эффективного перехода к рыночной экономике. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, ограничен недостатком творческого подхода.
6. Отсутствие навыка влияния на людей. Ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.). Руководители, имеющие склонность к высокой влиятельности, одеваются соответствующим случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания. Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными. Недостаточно настойчивый руководитель не имеет взаимопонимания с окружающими, у него не развито умение выражать себя. Такой руководитель не может влиять на окружающих.
7. Отсутствие четкого понимания специфики работы управленца. Менеджер должен добиваться результатов не личным трудом, а через труд других лиц. До тех пор, пока руководители не оценят эффективности своего управления другими людьми, высоких результатов в деятельности организации им не добиться. Менеджеры, недостаточно понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.
8. Неспособность руководить, или еще можно сформулировать отсутствие организаторских способностей. Речь идет о способности менеджера "заряжать" энергией членов коллектива, о его умении оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и, соответственно, работают ниже своих возможностей. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.
9. Неумение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, - важнейший элемент управленческой эффективности. Менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать развитию других, ограничен неумением обучать.
10. Неумение формировать команду. Формирование коллектива - процесс сложный и противоречивый. Это связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации).
Распадение коллектива происходит, если менеджер не обладает достаточными навыками руководства, исповедует антиколлективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям. Такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.
Подведя небольшие итоги можно сказать, что современный темп жизни требует от менеджера следующее личностные характеристики:
1. Разумных личностных ценностей;
2. Постоянное саморазвитие;
3. Наличие навыков в решении конфликтных ситуаций;
4. Способность управлять собой;
5. Наличие способностей оказывать влияние на окружающих;
6. Отличное знание современных управленческих подходов;
7. Способности к обучению сотрудников;
8. Навыки и способности в формировании и работы с трудовым коллективом;
9. Открытость и восприимчивость инноваций.
Умения и личностные качества
Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности.
Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:
• индивидуальные прохождения внутренних психических и психологических процессов внутри человека;
• комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
• особенности характера;
• тип темперамента;
• особенности поведения;
• характер общения и взаимодействия с окружающими;
• отношение к самому себе и проч.
Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.
Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.
Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным.
Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.
Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.
Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.
Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо действия. Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.
Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается психологией как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.
На профессиональные достоинства влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера.
Выделяют несколько категорий:
• вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
• числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
• тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
• визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
• корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
• координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
• зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
• сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
• обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).
Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.
Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:
1. Свойства индивидуально – типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется.
5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам.
7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.
Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.
В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:
• расовая;
• религиозная;
• гуманистическая.
Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.
Психологические личностные качества
Развитие науки управления пришло к тому, что современный бизнесмен и менеджер должны быть высококвалифицированными специалистами в области человековедения и обладать разносторонними знаниями: по управленческой психологии; управленческой этике; социологии; производственной педагогике; деловой риторике; ортобиотике. Знание вопросов психологии управления помогает менеджеру осознавать свои личные цели, понимать и правильно оценивать себя и других людей, адекватно строить отношения с подчинёнными, руководителями и партнёрами, уметь принимать решения в экстремальных ситуациях, снимать стрессы, быть способным к личностному росту и рефлексии, доходчиво излагать свои мысли. Содержательная область психологии управления, как составной части менеджмента, включает психологию индивидуальности, психологию отношений в организации, психологию профессиональной деятельности и психологию обыденной жизни. При этом понимание природы поведения человека опирается на ту реальность, в которую он включён – на управление.
Главным компонентом психологической культуры менеджера является познание себя и другого человека. Менеджер, основываясь на умении провести психологический анализ индивидуальных особенностей человека, может гораздо более эффективно осуществлять управленческую деятельность.
Каждый человек обладает присущей только ему индивидуальностью. При этом под индивидуальностью понимаются свойства личности, обуславливающие особенности ее поведения и деятельности. Б.Г. Ананьев выделяет три группы таких свойств: психофизиологические; психологические и социально-психологические. Базовым блоком в структуре личности является индивидуальный опыт личности, в котором реализуются в знаниях, умениях, навыках, привычках и поступках свойства личности. Управляющим блоком в этой системе является самосознание. Все выделенные уровни в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое по двум признакам. Во-первых, субординационному признаку, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиоло-гические и психологические свойства. Во-вторых, координационному признаку, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, относительную автономию каждого из них.
В приведённой структуре личности можно выделить следующие основные блоки: индивидуально-психологические особенности человека. К ним относятся свойства и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности, и характер, определяющий устойчивую сторону личности; общие и специальные способности человека, имеющие природную основу в свойствах нервной системы и задатках; структура интеллекта как целостное многоуровневое образование, складывающиеся из определенных элементов познавательной деятельности человека; направленность личности, в основе которой лежит определенная иерархия потребностей, интересов и убеждений; социальные свойства личности, включающие моральные качества и социальную активность.
На основе оценки свойств личности можно составить психологический портрет личности - как свой собственный, так и другого человека. В психологический портрет обычно включают: темперамент; характер; способности; направленность, ее виды (деловая, личностная, коммуникативная); интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели; общительность; самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.
Психофизиологические качества человека обуславливают: тип телосложения и особенности строения и функционирования головного мозга и желез внутренней секреции. Они, в основном, формируют естественные потребности и влечения личности, обуславливая оперативность, содержание и качество принимаемых управленческих решений.
Выделяют три основных типа телосложения: пищеварительный (висциротонический эндоморф); мускульный (сомототонический мезоморф); интеллектуальный (церебротонический эктоморф).
Висциротонический эндоморф выглядит округлым и мягким, с большой грудной клеткой, но с еще большим животом. У людей, с данным типом телосложения, широкое лицо, короткая, толстая шея, объемистые бедра и руки, но сравнительно маленькие ладони и ступни. Как правило, это веселые, коммуникабельные люди с легким нравом, добрые. Руководители используют преимущественно демократический стиль руководства.
Сомототонический мезоморф выглядит грубоватым и мускулистым. У него большие руки и ноги, широкая грудь и плечи, квадратный подбородок. Работники с данным типом телосложения стремятся во всем одерживать верх, они смелы, бесцеремонны, склонны к авантюрам и авторитарному стилю управления.
Церебротонический эктоморф выглядит длинным. У него тонкие кости, вялые мускулы. Он сутул, с тонкой шеей и длинными пальцами. Выглядящие так люди, как правило, нерешительны, порывисты, но предпочитают сдерживаться и не раскрывать своего отношения. Они ведут себя спокойно, избегают любых осложнений и демонстрируют либеральный стиль руководства.
Железы внутренней секреции в значительной степени определяют с какой скоростью расходуется физическая энергия и отвечают за возникновение разнообразных по силе и содержанию эмоций. Так, щитовидная железа регулирует активность и подвижность человека. При этом, одни люди могут быть очень активными, а другие вялыми. Она также регулирует объем деятельности (выносливость). Надпочечные железы позволяют человеку получить дополнительную энергию, когда он вынужден «сражаться» или «спасаться бегством». Гипофиз является связующим звеном между железами внутренней секреции и мозгом, управляет всеми другими железами.
Научение, память, мышление, сознание – являются функциями мозга. При этом наш мозг не представляет собой единый орган. Наше поведение регулируется спинным мозгом, промежуточным мозгом, полушариями головного мозга. Все они постоянно взаимодействуют, но остаются относительно самостоятельными органами, которые в силу своей самостоятельности могут даже противопоставляться. Индивидуальное развитие этих участков мозга в значительной степени предопределяет нашу личностную структуру.
Определяющее значение для поведения человека имеет головной мозг. Головной мозг дифференцирует окружающую среду, анализирует обстановку, изобретает новые программы и конструкции. При этом правое полушарие головного мозга отвечает за творчество, эвристические приемы решения задач, и импровизации и т.п., левое – за логику, рассудительность, стремление к порядку, систематизации, категоризации. Распознание доминирования того, либо иного участка мозга осуществляется на основе тестов. Правое полушарие головного мозга регулирует левую половину тела и наоборот.
Причиной многих различий в поведении является темперамент. Под темпераментом понимается индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Выделяют четыре основных типа темперамента: холерический; сангвинический; флегматический; меланхолический.
Холерик – человек быстрый, порывистый, глубоко вникающий в дело, способный увлекать за собой людей, зажечь их своей эмоциональностью. Для него характерна большая работоспособность, одновременно он может делать несколько дел. Часто получается так, что сама смена одноного дела другим является для него отдыхом. При монотонной и другой работе он быстро утомляется, а оперативная, разнообразная работа более соответствует его характеру. С другой стороны для него характерны эмоциональные вспышки, резкие смены настроения, невыдержанность в отношениях с людьми, т.е. он позволяет себе срываться, быть не сдержанным в силу большой возбудимости. Руководитель такого типа темперамента должен научится более спокойно реагировать на рабочие ситуации, спокойно выслушивать подчиненных, не перебивая их и не раздражаясь на те их качества, которые не мешают им быть хорошими работниками; давать возможность высказываться своим сотрудникам, не подавляя их своей монологичностью.
Сангвиник – человек энергичный, эмоциональный, работает быстро, живо отзывается на окружающие события. Способен к живой работе, требующей активности и смекалки, менее способен к выполнению однообразной, монотонной работы, требующей большой усидчивости, сосредоточенности. Руководитель с сангвиническим типом темперамента способен разобраться в людях, эмоционально их зажечь. Однако, при этом он склонен выпячивать свою значимость, скоропалительно принимать решения, может быть, недостаточно собран и организован.
Флегматик – человек по натуре спокойный, уравновешенный, чаще всего невозмутимый, эмоциональное состояние у него обычно слабо проявляется внешне. Он работает упорно, с большой настойчивостью, четко и организованно, но любит ту работу, к которой привык. Всякие неожиданности, необходимость внезапно перестраиваться, что-то менять в работе раздражает его, выбивает из ритма. Руководитель флегматического типа должен стараться быть более оперативным, не ждать внешних стимулов, меньше углубляться в себя, развивать в себе свободную, нескованную общительность, больше интересоваться подчиненными.
Меланхолик – эмоционален, легко раним, склонен сильно переживать, не любит выступать публично, не сразу сходится с людьми, в работе, по-видимому, ответственен, исполнителен, однако в условиях заметных моральных и физических напряжений ему работать трудно – сильно переутомляется, плохо переносит стрессовые ситуации. Руководитель с меланхолическим темпераментом должен развивать большую уверенность в себе, базирующуюся на опыте, знании дела. Он должен стараться опираться на актив коллектива, на лидеров коллектива, проявлять во всех вопросах больше личной активности. При общении с руководством должен использовать свои сильные качества: аккуратность, четкость в оформлении документов, логическое обоснование своих мыслей, ответственную подготовку к вопросу, знание и понимание пружин поступков и качеств отдельных подчиненных.
Способности – это совокупность природных данных человека, являющихся необходимым условием успешной деятельности. Умелое использование своих способностей позволяет человеку организовать свою работу и вовлекать людей в активную трудовую деятельность. Различают общие и специальные способности. К первым относятся такие психические свойства как внимание, наблюдательность, запоминание, творческое воображение, рассудительность и т.п. Ко вторым - способности, которые имеют значение для определенных видов деятельности (например, организаторские способности). Общие и специальные способности взаимосвязаны. Специальные способности легче и быстрее развиваются при развитости общих. Например, человек с более развитыми общими способностями имеет больше шансов стать хорошим менеджером, чем человек с менее развитыми.
Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах поведения. Характер формируется в процессе активной общественно полезной деятельности человека, в процессе влияния семьи, школы, коллектива. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающие отношение человека к определенной стороне жизнедеятельности: к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, инициативность, лень, пассивность и т.д.); к другим людям (общительность, чуткость, коллективизм, уважение, грубость и т.п.); к самому себе (чувство собственного достоинства, самокритичность, заносчивость, тщеславие, обидчивость и т.п.); к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.п.).
Стержнем характера являются морально-волевые качества личности.
Воля – это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств. В основе деятельности менеджера лежит сознательное целенаправленное поведение. Такое поведение является волевым. Осуществляя волевое поведение, менеджер должен обладать соответствующими волевыми качествами. Важнейшие из них: целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка, решительность.
Целеустремленность – способность человека подчинить свое поведение поставленным целям.
Инициативность – это особенность человека, который стремится во все этапы своей деятельности включать элементы творчества. Инициативность во многом тождественна предприимчивости, побуждает руководителя идти на известный риск, нести последствия действий, преодолевать умственное, физическое и психологическое напряжение.
Настойчивость – показатель высокой волевой активности. Настойчивые люди способны к длительному напряжению воли. Волевой натиск по мере преодоления препятствий и движения к цели у таких людей не ослабевает, а возрастает.
Выдержка (самообладание) – способность сдерживать психическую напряженность, мешающую достижению поставленной цели. Это умение владеть собой, гасить свои внутренние побуждения и не поддаваться влиянию внешних воздействий (соблазнов и неприятностей). Руководитель обязан развивать у себя выдержку, всегда удерживаться от действий, связанных с проявлением раздражения, досады, злости.
Решительность – это волевое качество, благодаря которому руководитель оказывается способным принимать решения без излишних колебаний и проволочек. В условиях становления рыночных отношений решительность приобретает все большее значение. Решительность проявляется вместе с такими качествами, как быстрота, гибкость и прогностичность.
Мыслительная деятельность – это сложный психологический познавательный процесс, включающий постоянное осмысление задач и поиск эффективных способов их решения. Важное место здесь принадлежит мышлению, памяти и воображению. Важнейшие формы мышления – это анализ, синтез, способность к обобщению.
Социально-психологические качества в отличие от психофизиологических и индивидуально-психологических являются социально приобретенными, хотя и формируются на базе первых. К ним относятся: социальные чувства; ценностные ориентации; социальные установки; притязания; стереотипы; мировоззрение.
В психологии выделяют три основных группы социальных чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических. В основе моральных чувств лежит нравственная оценка человека своих поступков (долг, честь, гордость, стыд). Интеллектуальные чувства связанны с удовлетворением творческо-познавательных потребностей (радость новатора, разочарование ученого). Интеллектуальные чувства аккумулируют умственную энергию человека, усиливают проявление способностей. Эстетические чувства выражают осознание человеком прекрасного в деятельности и в искусстве. Социальные чувства оказывают огромное воздействие на морально-психологическое состояние людей: объединяют их (или противопоставляют), способствуют совместной деятельности (или индивидуальному творчеству).
Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, социально избирательное отношение человека к материальным и духовным благам, которые выступают для него как цель или средство удовлетворения потребностей. В формировании ценностных ориентаций социальное окружение играет решающую роль (мнение сотрудников по работе, родных, традиций в организации).
Социальная установка выражает состояние психики, которое выступает как готовность человека реагировать определенным образом в определенной ситуации. Она выступает как фактор, во многом определяющий возможность восприятия и логической обработки информации.
Стереотип – это устойчивого сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой. Укоренившись в сознании стереотипы нередко препятствуют процессу восприятия нового. Устаревшие стереотипы мышления особенно опасны в бизнесе и менеджменте, они как-бы «блокируют» мышление руководителей, препятствуют развитию.
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение моделей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленными этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
В основе профессионального и гражданского мировоззрения лежат личные убеждения руководителя. Оно имеет следующие основные компоненты:
1. Признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности или к суверену.
2. Бережливое обращение с природой, активная экологическая деятельность.
3. Неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических норм и свобод.
4. Законопочитание и законопослушание, охранительное отношение к правопорядку.
5. Постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их различном практическом применении.
6. Неуемность в своем личностном самоутверждении, вера в себе и в людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.
Различные профессии и должности в определённых условиях предъявляют различные требования к психологическим качествам людей. Перечень требуемых качеств определяется в профессиограмме.
Профессиограмма может быть общей и развернутой. Общая профессиограмма включает следующие общие требования личности кандидата: пол; возраст; образование; развитость процессов восприятия, внимания, памяти и мышления; устойчивость эмоциональных состояний (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии); психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.); характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях; деловые качества характера; профессиональные и специальные знания, умения и навыки; общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям. При составлении профессиограммы менеджера учитывают качества, значимые для данной профессии, основными из которых являются следующие: коммуникативные способности; готовность к разумному риску; решительность; обязательность; терпеливость; компетентность; способность к самооценке собственной деятельности; изобретательность и способность к инновациям; профессиональная интуиция.
Личностные качества профессии
Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности.
К психологическим характеристикам профессии относиться та информация, в содержание которой входят требования, предъявляемые профессией к различным психологическим особенностям человека:
- к его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
- к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;
- к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
- к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.
Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям.
Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии - так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется.
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.
Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.
На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:
• реалистический,
• интеллектуальный,
• социальный,
• конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),
• предпринимательский,
• художественный.
Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:
• реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
• интеллектуальный - на умственный труд,
• социальный - на взаимодействие с социальной средой,
• конвенциональный - на четко структурированную деятельность,
• предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,
• художественный - на творчество.
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.
Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.
Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах - менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.
По характеру труда выделяются два класса профессий:
1. Профессии исполнительского класса: связаны c выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
2. Профессии творческого класса: связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. Человек - техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. Человек - человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. Человек - знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. Человек - художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Личностные качества общения
Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как другие, воспринимать поступки с их же позиции («Я понимаю других и могу чувствовать себя в его шкуре»).
Доброжелательность - способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.
Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность - отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы («Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг да около»).
Инициативность - склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать («Я вступаю в контакт и не жду, когда вступят в контакт со мной»).
Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям («Я действую открыто и прямо во взаимодействии с окружающими, не раздумывая как я буду выглядеть»).
Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими.
Конфронтация - умение с «глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственности, в случае несходства мнений - готовность пойти на конфронтацию, но не с целью покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя.
Принятие чувства - отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
Гибкость - (процесс общения во многом зависит от гибкости) способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера. Научиться гибкости - значит обрести способность видеть в поведении партнера особенности его восприятия, мышления, и, варьируя свое поведение, добиться взаимопонимания и достижения своих целей (упражнение: посмотри на мир другими глазами, какой ты в 20 лет, в 40 лет, продумай несколько способов достижения одного и того же результата).
Конгруэнтность - от лат «congruens» - встретиться, прийти к соглашению. В каждом из нас много разных частей: делового человека, родителя, честолюбца, весельчака, покорителя сердец. Если все части личности действуют согласованно, объединяются, направляя свои усилия на достижение результата, важного для всех, выбирая при этом единый способ взаимодействия, то личность конгруэнтна. Если мы говорим одно, делаем другое, а желаем третьего, то мы неконгруэнтны.
Общительность - мера стремления личности к общению. По этому признаку людей делят на чрезмерно или умеренно общительных, необщительных.
Отрицательные качества:
• Эгоизм - себялюбие, равнодушие к другим людям, игнорирование потребностей других людей и социальных групп.
• Инфантилизм (детскость) - сохранение человеком детских форм поведения, потребность в опеке со стороны, уход от ответственности, неспособность самому справляться с жизненными трудностями.