Практика показала, что в блоке о профессиональных навыках не надо упоминать о:
• коммуникабельности — эта характеристика показывает не то, насколько человек профессионал, а то, что он умеет находить общий язык с другими членами коллектива;
• работоспособности — данный факт так же не означает что человек профессионал, он только намекает, что соискатель готов много и упорно трудиться;
• стрессоустойчивости — это не профессиональное, а личное качество.
О вышеприведенных качествах рекомендуется писать в пункте «О себе» или «Личные качества».
Несмотря на то, что резюме является официальным документом, рассказ о своих достижения можно разбавить подзаголовками вида:
1. Теоретические знания;
2. Умения выполнять определенные и важные виды работ;
3. Опыт в предлагаемой сфере деятельности;
4. Обоснование для принятия на работу.
Главная ошибка людей при устройстве на работу – описание личных качеств в графе «Профессиональные способности и достижения». Нужно знать, что это разные вещи, и для них выделены отдельные подпункты в резюме.
В этом пункте не стоит описывать свое высшее образование. Акцент делается лишь на конкретных навыках. Лучше всего указать конкурентные преимущества, чтобы повысить шансы получить вакансию.
Другие правила:
• начинать расписывать навыки нужно со слов «знаю», «умею», «могу», «владею», «имею опыт»;
• записывайте только те навыки, которые необходимы для выбранной должности;
• в первую очередь опишите умения, которые были даны в описании вакансии, а позже постепенно дополняйте список;
• пишите легко, связно, придерживаясь логической последовательности.
Не забывайте о грамотности написания слов, предложений. Это также повлияет на первое впечатление о соискателе.
Постарайтесь раскрыть себя с разных сторон, но в границах выбранной должности. Если вакантная должность связана с творчеством, можно проявить креативность. Это поможет придать резюме лучший вид и выделить соискателя среди множества других кандидатов.
Получение профессиональных навыков
Учебная практика для получения первичных профессиональных навыков является первым этапом производственной практики и имеет целью овладение студентами основными практическими умениями и навыками рабочей профессии соответствующей специальности.
Задачами учебной практики являются получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности. Кроме того, учебная практика призвана помочь в овладении рабочей профессией.
Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится либо в учебных лабораториях, либо на предприятиях и в организациях независимо от их организационно-правовой формы собственности, если на данных предприятиях (в организациях) могут быть созданы необходимые условия для выполнения студентами учебного заведения программы практики.
При проведении практики на базе учебного заведения руководители практики на основе рабочей программы составляют календарно-тематический план. Для учета работы руководителей практики и для контроля знаний студентов каждый вид практики оформляется в журнале.
В том случае, если практика для получения первичных профессиональных навыков проводится на предприятиях и в организациях, студенты направляются на практику на основании приказа.
В процессе учебной практики студенты регулярно представляют руководителю практики от учебного заведения для контроля дневники о прохождении практики. По окончании практики студенты представляют в техникум дневник и характеристику-отзыв с места прохождения практики, подписанные руководителем практики от предприятия и заверенные печатью.
Практическое обучение первичным профессиональным умениям и навыкам проводится преподавателями спецдисциплин. В своей повседневной работе со студентами-практикантами преподаватели ведут в журнале учебных занятий регулярный учет выполнения программы практики, посещение студентами-практикантами мест прохождения практики, результатов проверки умений и навыков. По окончании учебных практик преподаватели выставляют студентам итоговые оценки с учетом теоретических знаний и практических навыков.
Студенты, не выполнившие программы практики, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Организация профессиональной практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровням подготовки выпускника.
Непосредственными участниками организации и проведения практики являются студент, руководитель практики от колледжа (преподаватель) и принимающая организация (руководитель подразделения или специалист, которому будет поручено непосредственно руководить практикой.).
Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студентов на практике, являются: программа практики; направление на практику; дневник практики.
Основные функции преподавателя – руководителя практики:
- осуществлять контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- давать рекомендации по прохождению производственной и преддипломной практики;
- оценить результаты выполнения студентами программы практики.
Основные функции непосредственного руководителя практики от Организации, как правило, заключаются в том, что он:
- обеспечивает организацию изучения студентом действующих нормативных правовых актов по режиму работы, делопроизводству, задачам и компетенции организации (органа);
- обеспечивает оформление дневника студента, для чего планирует, основные мероприятия и оказывает студенту помощь в составлении плана с учетом специфики организации;
- предоставляет студенту в пределах программы и полученного задания возможность знакомиться с необходимыми документами и материалами;
- привлекает студента к анализу действующего законодательства и правоприменительной практики организации (органа);
- подводит итоги проделанной работы и уточняет последующие задания, контролирует ведение дневника, объективно оценивает результаты работы;
- изучает уровень теоретической и практической подготовки студента, деловые и психологические качества;
- утверждает (подписывает) составленный студентом дневник практики;
- по окончании практики подводит ее итоги и составляет характеристику на студента.
Непосредственное руководство практикой осуществляет специалист, назначенный руководителем принимающей организации из числа опытных практических работников.
Студенты, проходящие практику, имеют право:
- по согласованию с руководителями практики из числа практических работников - знакомиться с нормативными актами и служебными материалами (как находящимися в производстве, так и с архивными), в объеме заданий, определяемых Программой ознакомительной практики;
- просить необходимую организационную и методическую поддержку от руководителей практики со стороны учебного заведения и практических органов.
Студенты, направляемые на практику, обязаны:
- явиться на установочное собрание, проводимое методистом и руководителями производственной и преддипломной практики;
- получить у методиста направление на практику, дневник прохождения ознакомительной практики;
- внимательно изучить Программу производственной и преддипломной практики;
- соблюдать режим работы, указания непосредственного руководителя практики, выполнять Программу производственной и преддипломной практики;
- регулярно вести учет выполнения Программы практики в дневнике и накапливать материал для составления отчета по итогам практики;
- еженедельно предоставлять отчет о проделанной работе руководителю практики от ТК;
- своевременно подготовить отчет по итогам производственной и преддипломной практики.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку за практику к защите дипломного проекта не допускается.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса Российской Федерации). С момента зачисления студента на практику в качестве практиканта на него распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации. По окончании практики студент обязан сдать дневник, отчет и характеристику.
Практика для получения профессиональных навыков проводится для студентов в соответствии с учебным планом на третьем курсе, в объеме четырех недель производственная практика и четырёх недель преддипломная практика.
Планирование и организация практики для получения профессиональных навыков предусматривают работу студентов по следующим направлениям:
- закрепление навыков в изучении законодательства и приобретение практики его применения, ориентировании в специальной литературе;
- получение профессиональных умений и навыков;
- осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
- применение на практике знаний, полученных при изучении курса документационного обеспечения управления;
- освоение психологических особенностей и специфики делового общения, правил этики в работе юриста;
- привитие стремления к систематическому повышению своей профессиональной квалификации и совершенствованию навыков общения с людьми;
- формирование устойчивых навыков владения вычислительной техникой, работы в информационно-справочной сети.
Практика для получения профессиональных навыков направлена на закрепление и расширение полученных теоретических знаний, получение студентами навыков выполнения отдельных элементов профессиональной деятельности, формирование устойчивых навыков владения вычислительной техникой, работы в информационно-справочной сети.
На организационном собрании по практике студенты получают направление на практику (путевку), дневник практики. В путевке указываются места и сроки прохождения практики для получения профессиональных навыков.
На протяжении практики каждый студент ежедневно ведет дневник, в котором он описывает конкретные ситуации, дела, документы. В случае невыполнение какого-либо задания следует сделать отметку о причинах этого.
По результатам текущего контроля и представленному руководителю дневнику с отчетом студенты получают оценку.
При заполнении данных пунктов соблюдайте одно просто правило: будьте искренни. Не нужно придумывать того, чего нет. Обман откроется, и тогда работодатель будет крайне разочарован. Не пишите, что умеете, например, работать с программой «Фотошоп», хотя на самом деле открывали ее всего лишь пару раз. Очень часто специалисты по подбору персонала дают тестовое задание понравившемуся кандидату для определения уровня его знаний, и вот тут вы рискуете попасть впросак. Также не нужно в графе «персональные качества» писать, например, что вы очень общительный, коммуникабельный и быстро находящий с другими людьми общий язык человек, если это не соответствует действительности. Еще один совет: не пишите слишком много или, наоборот, слишком мало в этих пунктах о себе, соблюдайте меру.
При перечислении своих профессиональных навыков указывайте только то, что является существенным и значимым. Например, если вы составляете резюме для вакансии программиста, то указывать, что хорошо владеете компьютером, будет не нужно, так как это уже подразумевается.
Укажите все, что посчитаете нужным. Также можно открыть требования к вакансии (если есть такая возможность) и дописать оттуда все то, что относится к вам.
Персональные качества кандидата работодателя интересуют не в полном объеме. Речь идет о том, что может потребоваться от сотрудника. Например, писать, что вы добрый и сердечный человек, не нужно, так как это не относится к работе.
Вот перечень того, что можно указать в резюме:
• исполнительность;
• амбициозность (если речь идет о руководящих позициях, вакансиях, требующих творческого и креативного подхода);
• организованность (имеется в виду как самоорганизованность, так и умение организовать работу коллектива);
• пунктуальность;
• ответственность;
• коммуникабельность (подразумевает под собой несколько понятий: умение быстро налаживать контакт с другими людьми, общительность, разговорчивость);
• инициативность (умение брать ситуацию в свои руки и разрабатывать новые идеи, предложения);
• хорошая обучаемость (возможность быстро усваивать новые знания);
• стрессоустойчивость (умение работать в стрессовых условиях).
Профессиональные навыки менеджера
Резюме менеджера по продажам, как и любого другого специалиста, состоит из нескольких тематических блоков. Сначала впишите в соответствующие поля личную информацию (ФИО, дату рождения, город проживания и т. д.), затем переходите к описанию опыта работы. Укажите сроки начала и окончания работы, должность, справочные сведения о компании-работодателе, свои основные обязанности и достижения.
Обязанности нужно сформулировать так, чтобы потенциальные работодатели видели результаты вашей работы. Для убедительности используйте цифры и приводите конкретные примеры.
К примеру:
— Занимался оптовыми продажами компьютерной техники и электроники.
— Ежедневно выявлял потребности клиентов путем ведения переговоров по телефону и лично с первыми лицами малого и среднего бизнеса. Совершал более 70 холодных звонков в день, более 3 личных встреч в неделю.
— Осуществлял обзвон существующей клиентской базы (50 звонков в день при норме 30) с целью предложения новых услуг (комплектующих, сервисного обслуживания), что позволило увеличить прибыль на 25%.
— Благодаря эффективным презентациям удалось привлечь 10 новых клиентов, в том числе 3 особо крупных.
— Провёл более 300 переговоров с потенциальными клиентами, 280 из которых завершились успешным подписанием договоров на общую сумму 19 миллионов рублей.
В разделе «Достижения» расскажите о ваших профессиональных успехах. Важно описать их конкретно, желательно с использованием каких-либо измеримых показателей. Например: «За время моей работы в компании уровень продаж климатической техники вырос на 170%»; «В течение года база постоянных клиентов выросла вдвое».
Блок «Ключевые навыки» предполагает перечисление ваших основных компетенций. Именно здесь вы можете подчеркнуть свой профессионализм.
Вот пример удачного описания ключевых навыков соискателя:
— опыт работы в должности менеджера по продажам — 5 лет;
— отличное знание рынка компьютерной техники, оргтехники и расходных материалов;
— умение работать с возражениями, навыки управления мотивацией клиента;
— отличное владение навыками активных продаж;
— умение составить грамотное коммерческое предложение;
— навыки ведения деловых переговоров с первыми лицами компании, грамотная речь;
— наличие действующей клиентской базы;
— знание технологий и методов оптовых продаж.
В поле «Дополнительные сведения» указываем информацию, имеющую значение для работы на желаемой должности. Хорошо бы привести пример того, как ваши личные качества содействуют вам в работе. Например: «Коммуникабельность и способность заинтересовывать слушателей помогают мне проводить эффективные презентации». Другими важными качествами для менеджера по продажам могут быть стрессоустойчивость, энергичность, активность, нацеленность на результат, инициативность, грамотная речь, легкая обучаемость, энтузиазм, амбициозность.
Формирование профессиональных навыков
Как уже было сказано, конкретный способ выполнения действия превращает последнее в операцию. Нередко цель действия перестает актуализироваться в сознании, и конкретная операция используется как способ достижения цели другого, более крупного действия. Возможность выполнения операции без актуализации в сознании ее цели появляется в результате выработки соответствующих навыков. Навык – это автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.
Существуют разные виды навыков: сенсомоторные, интеллектуальные, перцептивные и т. д. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны. Одними из первых в фило- и онтогенезе начинают вырабатываться моторные навыки, по мере выработки осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами. Двигательный навык – это необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека и взаимодействия его с окружающей средой.
Общая схема формирования навыка заключается в следующем. В процессе многократного воздействия на организм сходных раздражителей внешней и внутренней среды у человека формируется определенная программа поведения как реакция на эти раздражители. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации. Пусковым механизмом любого навыка является сенсорный сигнал, дающий информацию о состоянии среды. Выработка навыка представляет собой активную психомоторную деятельность. Говоря о программе поведения, мы неизбежно предполагаем какие-то изначально заложенные системы действий. Для навыка система ответных действий предстает как совокупность тех автоматизмов, за счет которых и происходит эта стандартизированная деятельность. Навык – прижизненно выработанная структура. Не только начало навыка, его пусковой механизм формируется в виде сенсорного сигнала, но и последующая корректировка навыка осуществляется с помощью сенсорной информации. Важным моментом любой деятельности является ее осознание, а, следовательно, оценка. Оценка присуща и выполнению навыка. Оценка навыка осуществляется осознанно – результатов и подсознательно – процесса.
За формирование навыка ответственны основные церебральные структуры. Навык, формируясь, локализуется на различных уровнях – в зависимости от автоматизированности тех или иных компонентов. Нервной моделью осуществления навыка является афферентный синтез. Афферентный синтез – это нейрофизиологическая основа психологической системы деятельности или действия. Афферентный синтез приводит к решению вопроса, какой именно результат должен быть получен в данный момент. Афферентный синтез – это материальная база информационной основы деятельности, обеспечивающая постановку цели. Афферентный синтез лежит в основе активационного обеспечения навыка. Каждая деятельность в своем развитии приобретает черты оперативности. Цель, которая должна быть достигнута в данном действии, предстает в виде образа – эталона. Осуществляя способы действия, человек воспринимает рассогласование между фактическим состоянием объекта и тем, которое должно быть достигнуто в результате данного действия. Организация предметного действия требует, чтобы это рассогласование было оценено на фоне всех имеющихся сведений о сложившейся в этот момент обстановке. Нейрофизиологическим механизмом такой оценки выступает акцептор действия, т. е. нервная модель параметров предвосхищенного реального результата. По механизму акцептора действия осуществляется корректировка навыка.
Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе знания, не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение – это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшее некоторые черты оперативности.
На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием, по мере тренировки достигается преобразование умения в навык. При этом происходит изменение ориентировочной основы действия.
В трудовой деятельности большее значение имеют двигательные навыки как необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека. Двигательный навык есть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. В связи с этим, большинство исследований посвящено именно двигательным навыкам. Структура двигательного навыка проанализирована Н.А. Бернштейном, считавшим, что в процессе упражнения происходит построение навыка. Каждый двигательный навык представляет многоуровневую структуру. Н.А. Бернштейн выделяет пять таких уровней, начиная с низшего, локализующегося в спинном мозгу, и кончая высшим – кортикальным. В каждом навыке какой-то уровень будет ведущим – остальные фоновыми. (Например: осанка – руброспинальный уровень; письмо – кортикальный.) При изменении условий деятельности может быть переключение ведущего уровня, хотя это очень трудно. Каждый этап выработки двигательного навыка – это активная психомоторная деятельность, образующая навык в содержательном и исполнительном аспектах.
Формирование двигательного навыка представляет собой целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно различных механизмов. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие.
В построении любого навыка Н.А. Бернштейн выделяет два периода.
Первый период – собственно построение навыка. Основная задача операций первого периода – обеспечить точность и стандартность выполнения навыка.
Он включает фазы:
• установления ведущего уровня. На этой фазе определяется тот мозговой уровень, который доминирует в начальной стадии построения навыка. Эта фаза практически предрешена. В детстве это уровень пространственной ориентации, у взрослых – уровень предметного действия. Указанные уровни держат монополию на роль ведущих на начальной стадии всех формируемых навыков;
• определения двигательного состава навыка, т. е. формы и внешнего характера движения. В этой фазе происходит индивидуальное согласование особенностей двигательного состава и личностных свойств субъекта;
• выявления адекватных сенсорных коррекций. Коррекции – это внутренние сенсорные сигналы, управляющие навыком. Это самая трудная из всех фаз. На все поступающие сигналы несут информацию, необходимую для осуществления навыка. Поэтому на данной фазе происходит "сортировка" сигналов на значимые и незначимые.
Автоматизация – это переключение ряда координирующих элементов двигательного акта на нижележащие уровни, более адекватные именно для этих коррекций. Автоматизация может состоять в использовании готовых фонов и в выработке специальных автоматизмов. В каждом навыке осознается только состав, определяемый его ведущим уровнем. Если ведущий уровень очень высок, то бессознательные фоновые цели коррекций могут быть очень сложными по составу и длительными по времени. Внешняя форма таких частей навыков называется машинальными действиями.
Второй период – стабилизации. Осуществляется расширение того диапазона внешних и внутренних условий, в границах которых реализация навыка будет эффективной.
Второй период включает фазы:
• срабатывания элементов навыка. Как сказано выше, корректировка навыка осуществляется на различных мозговых уровнях. Переработка информации обеспечивается фоновыми и ведущим уровнями. Этот процесс должен быть внутренне согласованным. Трудность срабатывания в том, что все потоки информации и коррекционных сигналов попадают на одну и ту же исполнительскую систему. Это так называемое явление симультанной интерференции. Если она протекает болезненно, то появляется плато уже автоматизированного действия, т. е. навык не совершенствуется, а стабилизируется на одном уровне;
• стандартизации. Идет борьба за то, чтобы движение не выходило за уровень допустимой вариативности. ЦНС вырабатывает для стандартизации определенные коррекции и автоматизмы, направленные на сохранение у движения устойчивой формы;
• стабилизации. Отрабатывается стабильность двигательного навыка, сопротивляемость его сбивающим влияниям. В качестве сбивающих влияний могут выступать внешние и внутренние помехи и осложнения. Особое внимание следует обратить на возможность деавтоматизации навыка. Деавтоматизация – частичный или полный распад навыка. Деавтоматизация возникает, когда по какой-то причине подчиненный уровень становится ведущим или когда движение само переключается на иной, непривычный ему уровень. На основе этого механизма разработан метод искусственной деавтоматизации.
Несмотря на сложность навыка, реальный процесс запечатления необходимых связей может происходить молниеносно быстро. Это объясняется многоуровневым активным строительством навыка. Динамика развития навыка состоит в том, что там, где есть развитие, каждое следующее упражнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его. Фактически идет повторение без повторения. При формировании навыка упражнение представляет собой не повторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения этой задачи, а сам процесс решения, от раза к разу изменяя и улучшая его форму.
Построение навыка распределено во времени. Это обусловлено тем, что активный поиск наиболее адекватного решения, происходящий в ЦНС, требует значительных временных затрат. Добавляет затраты времени нестандартность задач и фона общей обстановки, в которых происходит построение навыка.
На основе концепции Бернштейна относительно любого сенсомоторного навыка можно определить, в каком периоде и фазе он находится в данный момент и какие мозговые структуры задействованы. Следовательно, можно моделировать процесс формирования навыка.
Развитие профессиональных навыков
Принципиально изменяется позиция учителя, он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного значения», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации интересов и желаний в направлении поставленных целей.
Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка:
- уметь определять цели;
- уметь включать учащихся в разные виды работы, учитывая склонности особенности, интересы;
- уметь использовать разнообразные приемы и способы включения учащихся в разнообразные виды деятельности;
- уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся;
- уметь быть экспертом;
- уметь осуществлять рефлексию деятельности;
- уметь организовать дискуссию и участвовать;
- умение создавать творческую атмосферу.
Обобщив имеющиеся в литературе классификации ключевых компетенций, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов:
1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).
2. Информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т.д.).
3. Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).
4. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).
5. Работа с числами (вычисление, использование математических методов для решения практических задач).
6. Организационные (координация деятельности людей для достижения цели).
7. Работа в группе (взаимодействие с другим в процессе достижения общей цели).
8. Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников).
9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).
10. Решение проблем.
Современная школа пока в незначительной степени ориентирована на формирование ключевых компетенций. Безусловно, есть ряд учебных предметов, которые, как говорится, по определению имеют компетентностное наполнение (казахский и иностранные языки, информатика, технология, ОБЖ), но смысл компетентностного образования в том, чтобы все школьные предметы заодно решали некоторые общие задачи. Отчасти эти общие задачи уже просматриваются в ГОСО.
Во-первых, во вводных разделах, предваряющих предметные стандарты для каждой ступени общего образования, формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые должны формироваться у школьников в результате освоения содержания образования на данной ступени. Эти формулировки мало отличаются по смыслу от компетенций. Во-вторых, требования к уровню подготовки выпускников по многим предметам предполагают овладение однотипными умениями, связанными с анализом информационных источников, и научными методами познания. Наиболее явно такие требования представлены в Стандартах по физике, естествознанию, познанию мира, история, обществознание. Однако даже эти, довольно скромные признаки компетентностного подхода, наблюдаемые в Стандарте, пока практически отсутствуют в реальном содержаний обучения по большинству предметов. Это и не странно. Содержание образования доводится до учителя и учащегося в виде предметного УМК, ведущую роль в котором играет учебник.
Профессиональные навыки учителя
Какими профессиональными навыками должен обладать любой преподаватель? В резюме учителя обязательно должен быть пункт под названием "грамотная речь". Человек, который разговаривает безграмотно, не умеет строить предложения, никогда не сможет нормально обучать детей.
Разборчивый почерк - еще один момент, который придется учесть. Его отсутствие не критично, но лучше, чтобы он был.
Резюме учителя, образец которого можно назвать успешным, должно содержать в обязательном порядке пункт, говорящий о вашей любви к детям. Это тоже профессиональное качество преподавателя. Оно играет важную роль. Особенно для того, кто хочет обучать детей в начальной школе.
Трудолюбие является очередным важным фактором, имеющим значение для преподавателя. Резюме учителя начальных классов (и старших в том числе), содержащее упоминание о вашем трудолюбии, привлечет внимание к кандидатуре.
Резюме учителя начальных или старших классов также должно отражать ваши положительные личные качества. Те, что указывают на навыки общения с детьми. Люди, которые не умеют общаться, как преподаватели никудышны. Их вряд ли возьмут обучать детей.
Что конкретно писать? В личных качествах обязательно укажите дружелюбность и общительность. Редкие в современном мире черты характера, присущие преподавателям. Особенно они важны для учителя младших классов. С детьми необходимо найти общий язык, чтобы научить их чему-то. Фактически подружиться с каждым ребенком.
Далее идет стрессоустойчивость. Тоже немаловажный пункт. Работа учителем - это постоянный стресс, вечное напряжение. Поэтому вы не должны поддаваться эмоциям. Умение справиться со стрессом и не поддаваться ему очень ценится работодателями на любой специальности.
Быстрая обучаемость и активность - очередные пункты, которые должны быть в резюме учителя. Данные личные качества указываются для всех профессий. Человек, который схватывает все налету, всегда способен принести пользу компании. Для преподавателей же умение учить не менее важно, чем личная обучаемость. Если человек сам способен быстро учиться, то и другим он может давать знания.
Пунктуальность - то, что ценят работодатели. Для учителя пунктуальность особо важна. Ведь такому сотруднику придется четко следовать составленному расписанию. Умение управлять временем встречается не слишком часто, но оно обязательно будет оценено работодателем по существу.
Профессиональные навыки юриста
К профессии юриста, так же как и к любой другой профессии предъявляются различные профессиональные требования. Это значит, что юрист должен обладать необходимым комплексом качеств, профессиональных знаний, навыков и умений.
К личным качествам относятся: высокая гражданственность, интеллектуальность, нравственность, развитое чувство долга и ответственности за исполнение своих обязанностей, преданность своему делу, чувство непримиримости с правонарушениями, справедливость, высокая гуманистическая направленность, следование нормам профессиональной этики и личная безупречность.
К юристам – сотрудникам органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и министерства обороны, кроме того, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, предусмотренные законодательством о прохождении службы в перечисленных органах.
К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, умением разбираться в политических течениях и государственной политике, знать действующее законодательство и уметь его применять, владеть практическими навыками по специальности.
Любой юрист должен знать основы философии, психологии, экономических и политических учений, научной организации управления и труда в необходимом объёме.
Юридическая деятельность требует знания содержания отраслевых и общеюридических наук, а также знания способов уяснения и толкования правовых норм, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридических решений, актов совершения действий, имеющих правовое значение.
Важным условием успешного выполнения юридической работы является обладание такими практическими умениями как: обеспечение законности в деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, соблюдение государственной, трудовой, договорной, финансовой и иной дисциплины, грамотное толкование и применение законов и иных нормативных актов, правильное квалифицирование юридических фактов и обстоятельств, принятие правовых решений, совершение иных юридических действий в точном соответствии с законом.
К необходимым навыкам юристов можно отнести: составление и оформление юридических и иных служебных документов, использование и применение криминалистической, специальной, компьютерной и организационной техники.
К юристам, которые являются сотрудниками органов внутренних дел, помимо общих требований к знаниям, умениям и навыкам, предъявляются специальные требования, продиктованные некоторыми особенностями работы в службах органов внутренних дел. Он должен помимо законодательства знать и ведомственные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере внутренних дел, систему и структуру органов внутренних дел, их виды, правовой статус, формы и методы административно-правовой, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, должностные права и обязанности, ответственность службы в органах внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел, ФСБ и других подобных структур должны уметь быстро, чётко, своевременно и решительно действовать в различных непростых ситуациях и условиях, быстро переключаться с одного вида работы на другой, использовать специальные средства, а в случае необходимости и оружие.
Каждый юрист должен обладать таким качеством, как профессионализм, под которым понимается осуществление юридической деятельности по принятым методикам, соблюдение требований к её процессу и результатам, возмездность деятельности и влияние субъекта на осуществляемую им работу. Профессионализм как совокупность качеств приобретает всё большее значение в структуре анализа и оценки самых различных видов деятельности, тем более такой ответственной и значимой как юридическая, которая не должна быть случайной, осуществляться дилетантски, мало знающими и умеющими людьми.
Профессионализм – это важное состояние или свойство, достижение которого является главным путём совершенствования то или иной деятельности. Он имеет как общесоциальную составляющую (требования и ожидания общества и социальных групп), так и индивидуальную (уровень соответствия требованиям и ожиданиям). Причём вторая составляющая характеризует в большей степени профессионализм субъекта, чем деятельности. Также каждый юрист должен обладать высокой общей и профессиональной культурой.
Юрист всегда должен излагать свои суждения предельно ясно и конкретно, потому что юриспруденция предполагает строгую определённость. Всякий вывод по любому вопросу или проблеме должен быть обязательно подтверждён конкретным нормативно-правовым актом, регулирующим те или иные вопросы. Нельзя использовать общие и расплывчатые фразы и выводы. Конкретность в изложении суждений невозможна без ограничения эмоций, ведь сила настоящего юриста в умении убеждать фактами и нормами права, которые всегда конкретны. Профессиональный юрист не должен кричать, он составит такой юридический документ, который будет сильнее всяких эмоциональных высказываний и необдуманных поступков.
Деятельность любого юриста немыслима без хорошо развитой памяти, так как ему приходится помнить множество нормативного материала, и, прежде всего того, который используется им в соответствии со своей специализацией.
Далее нельзя не упомянуть о таком качестве юриста как наличие аналитического склада ума. Прежде всего, это необходимо учёным правоведам для изучения различных юридических проблем.
Иногда юрист – это в некоторой степени ещё и актер. Например, когда нужно изложить свою позицию в суде. При этом такое качество как красноречие может помочь юристу в обосновании того или иного мнения или убедить судью либо присяжных заседателей.
Следует обратить внимание на такую характеристику юриста как профессиональное поведение, которое, прежде всего, связано с общественной ролью юриста, его должностным и социальным положением.
Так как юристы являются лицами, осуществляющими юридическую деятельность, то они имеют достаточно большое влияние в обществе, и, следовательно, их профессиональное поведение регламентируется рядом нормативно-правовых актов. За нарушение же юристами правил профессионального поведения может последовать применение в отношении виновных определённых санкций.
Проблема профессионального поведения юриста особенно остро возникает при совмещении различных видов деятельности, прежде всего, политической, юридической и предпринимательской, а также, когда они осознанно или нет, стремятся использовать своё положение в личных целях.
Каждый юрист должен обладать и таким качеством как развитая коммуникативность, ведь, в сущности, вся его профессиональная деятельность осуществляется путём взаимодействия с другими людьми, то есть в процессе межличностной коммуникации.
Следует отметить, что ряд элементов и свойств межличностной коммуникации урегулирован законодательством. Уровень межличностного общения юриста является важным условием эффективного решения взятых на себя задач: убеждение клиента, достижение компромисса с партнёром, заключение нужного договора и т. д.
Все виды межличностных коммуникаций должны проводиться с учётом правовых норм и этических правил, направляться на достижение определённого и возможного согласия. Необходимо, чтобы в их основе находился общий язык, использование как можно большего числа различных формальных и неформальных способов и приёмов воздействия.
Профессиональные межличностные коммуникации должны быть целенаправленными, чётко организованными и результативными. Любой юрист должен осуществлять свои коммуникации, обеспечивая правильное взаимодействие и общение сторон. А для этого необходимо учесть все возможные проявления конфликтности и помехи со стороны собеседника. Умение преодолевать трудности, создавать благоприятную и доверительную атмосферу, прощать ошибки и недостатки собеседника, терпение являются обязательными качествами для юриста.
Нельзя не сказать о воле, необходимой юристу для успешного выполнения им своей работы. Различные психические процессы регулируют действия и поступки людей. Любое психическое явление – это и отражение действительности, и звено в регуляции действительности. Высшей, не только побудительной, но и распорядительной формой психической регуляции является воля.
В психической деятельности юриста воля играет две взаимосвязанные роли – активизирующую и тормозящую. Воля – это способность контролировать свою деятельность и активно направлять её на достижение поставленных целей с учётом складывающееся обстановки.
Чтобы не выходить за определённые границы, обусловленные проводимой практической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случае должен проявлять свою волю, сдерживая эмоциональные порывы. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, преобразованию действительности в связи с потребностями, намерениями, целями, интересами. При помощи воли человек организует свою работу и управляет своим поведением.
Развитие воли, способности к волевой деятельности – процесс длительный. Её нужно формировать с детства, но неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности. Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершено не свойственные ему поступки. Если безвольный человек в труде никчёмен, то в экстремальной ситуации он может быть ещё и опасен. Твёрдая воля – предпосылка успехов в трудовой и особенно юридической деятельности.
В практической деятельности юридических работников имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемому поведению в кризисной ситуации. Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние юриста, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И здесь ему приходится себя заставить подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.
Воля – это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Поведение юристов, сотрудников правоохранительных органов или судей по своему содержанию является сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизованным. Такое поведение называют волевым, и оно предполагает наличие у юридических работников определенных волевых качеств.
Целеустремленность – способность личности подчинять свою деятельность и поведение высоким общественно значимым целям. Целеустремлённый человек почти всегда достигает поставленных целей. Большинство юристов имеют хорошую целеустремлённость, ясность целей и задач.
Решительность – это волевое качество личности, которое помогает ей своевременно принимать необходимые решения и правильно реализовывать их. Решительному человеку свойственна критичность и гибкость ума, смелость мыслей, убеждённость в решениях и упорство в достижении цели.
Настойчивость – черта, в которой отражается волевая активность человека. Настойчивые люди способны к длительному и постоянному напряжению сил. При этом сила воли по мере достижения поставленной цели у них не ослабевает, а, наоборот, возрастает.
Выдержка и самообладание – это умение человека сдерживать физическую и психическую активность, которая мешает достижению цели. Это способность человека владеть собой в сложных и кризисных ситуациях, в которых юрист не поддаётся чувству страха, обладая сильной волей, удерживает себя от действий и поступков, вызываемых чувством раздражения, досады или злости.
Исполнительность – волевое качество, выражающееся в активности, прилежном, аккуратном, систематическом, точном и своевременном исполнении юристом своих обязанностей, решений и распоряжений руководства.
Стойкость и мужество – это взаимосвязанные качества, являющиеся основой воли юриста. Они позволяют ему вести себя с достоинством и не терять веру в любой, даже самой экстремальной ситуации. Стойкость – это физическая и духовная выносливость, бодрость и сила духа. Такие волевые свойства особенно проявляются в длительной борьбе с трудностями и неудачами. Мужественность – это способность совладать со своими чувствами, потребностями и убеждениями, сохраняя при этом ясность и остроту ума.
Помимо перечисленных качеств личности, эффективность труда юриста зависит от мотивационной сферы его личности, в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему приходится защищать.
Профессиональные навыки бухгалтера
Согласно Федеральному закону Российской Федерации № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "Цель профессионального образования — заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры".
Профессиональные знания — это совокупность сведений, составляющих содержание бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые составляют основу знаний профессионального бухгалтера.
Профессиональные навыки — это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.
Навыки профессионального бухгалтера чрезвычайно широки: интеллектуальные; специальные и функциональные; личностные; межличностные и коммуникативные; организационные и управленческие.
Интеллектуальные навыки позволяют решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложных организационных ситуациях.
К ним можно отнести:
• владение базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового, управленческого, налогового учета и формирования соответствующих видов отчетности;
• способность комплексно анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать, в каком порядке их нужно решать;
• способность проводить аудит финансовой отчетности;
• достаточное владение знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способность применять их на практике;
• умение находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем; оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии;
• обоснование роли профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этических проблем.
Специальные и функциональные навыки включают в себя общие и специальные бухгалтерские навыки:
- выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;
- понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых результатов их деятельности;
- регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;
- составлять финансовую (в том числе консолидированную) отчетность организаций;
- выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;
- иллюстрировать и оценивать методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
- представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами в судах;
- критически анализировать, каким образом организационные аспекты, рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;
- анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формулирования проблем и нахождения решений;
- представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации.
Личные навыки связаны с отношением и поведением бухгалтера. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личном усовершенствовании.
Работа бухгалтера по оценкам разных специальных исследований относится к наиболее стрессовым.
Это связано со специфическими направлениями профессии:
1) огромные потоки информации — огромное количество документов, регламентирующих работу и порой противоречащих друг другу, поправки к поправкам, комментарии, разъяснения;
2) жесткие сроки — очень серьезный фактор стресса;
3) требовательность, приводящая к конфликтам;
4) огромная ответственность;
5) постоянные стрессы.
В этих условиях бухгалтер должен выбрать единственно правильный ответ своей конкретной задачи и нести ответственность — профессиональную, моральную, а порой и материальную.
Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо знать личные навыки, которыми нужно владеть наряду с профессиональными знаниями.
Среди них:
• самообладание;
• инициативность, авторитетность, способность к самообучению;
• способность выбирать приоритеты в ограниченных условиях и организовывать работу в жестких условиях;
• способность прогнозировать и адаптироваться к изменениям;
• способность учитывать профессиональные ценности и этику при принятии решений;
• профессиональный скептицизм.
Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений.
Наличие этих навыков предопределяет способность:
- работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, находить компромиссы и улаживать конфликты;
-демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыки общения путем совместной работы в коллективе;
- понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;
- находить приемлемые пути решения проблем и владеть умением прийти к соглашению в профессиональных ситуациях;
-эффективно работать с представителями разных культур; - эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды в официальном, неофициальном, письменном и устном общении;
- эффективно слушать, читать.
Организационные и управленческие навыки включают:
- стратегическое планирование, управление проектами, управление ресурсами;
- способность организовывать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей;
- лидерство;
- практические навыки распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;
- методы и способы организации подготовки финансовой, налоговой, управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
- технологии организации финансового, управленческого и налогового учета;
- навыки анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;
- владение приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики;
- профессиональная оценка.
Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы бухгалтеру для подтверждения своей компетентности.
Способности — это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции.
Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. Наличие способностей указывает на то, что специалист способен компетентно работать на рабочем месте.
Компетентность — это возможность выполнять профессиональную роль по определенному стандарту с учетом реальной рабочей обстановки.
Компетентность предполагает действия, которые выполняет человек для определения того, действительно ли он может работать по указанным стандартам. Когда человек благодаря способностям выполняет задачи по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (т.е. человек становится компетентным).
Таким образом, способности — это знания, навыки, профессиональные ценности, этика и отношения.
Способности являются показателем потенциальной компетентности, которая может изменяться в зависимости от среды.
Требования к профессиональным навыкам
Требования к профессиональным знаниям и навыкам определяются с учетом направления деятельности и специализации по направлению деятельности, а также включаемых в профиль должности соответствующих целей и задач, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей по должностям конкретных категорий и групп должностей.
Профессиональные знания могут включать:
• знание законодательства Российской Федерации, включая конкретные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности;
• знание правоприменительной практики, включая конкретные определения и постановления судов Российской Федерации;
• знание писем государственных органов, содержащих разъяснения по соответствующим вопросам;
• иные знания, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности. Например, требование к знанию особенностей банковской системы Российской Федерации для категории «руководители» ведущей группы должностей гражданской службы и направления деятельности «Финансовый контроль» и специализации по данному направлению деятельности «Урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства», реализуемых в Федеральной налоговой службе.
Конкретные нормативные правовые акты, определения и постановления судов Российской Федерации, письма государственных органов, рекомендуется включать в профиль должности и должностной регламент с указанием их основных реквизитов (например, Федеральный закон №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Требования к профессиональным навыкам содержат конкретные профессиональные навыки, заключающиеся в способностях применения профессиональных знаний, которыми необходимо обладать для исполнения обязанностей по должностям конкретных категорий и групп должностей
В специальные квалификационные требования включаются:
• профессиональные знания и навыки, содержащиеся в функциональных квалификационных требованиях;
• профессиональные знания и навыки, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей по конкретной должности.
После этого необходимо включить в специальные квалификационные требования:
• профессиональные качества;
• личностные качества и соответствующие им профессиональные навыки, требуемые для исполнения должностных обязанностей и дифференцированные по категориям и группам должностей гражданской службы.
Указанные профессиональные качества, личностные качества и соответствующие им профессиональные навыки включают:
1. Общие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки;
2. Функциональные профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки;
3. Управленческие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки.
Профессиональные навыки инженера
Профессиональные навыки инженеров разнообразны. Они ответственны за направление технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, за реконструкцию и техническое перевооружение производства, за развитие специализации на перспективу.
Инженеры обеспечивают рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество продукции, обеспечивают техническую эксплуатацию и ремонт оборудования.
Есть направления, где в профессиональные навыки инженера входит контроль за монтажно-строительными работами, за качеством выполненных работ, за соблюдением проектной, конструкторской дисциплины, обеспечением выполнения норм по охране труда и технике безопасности.
Специальностей много и в каждом из этих направлений деятельности трудится отдельный инженер, отвечающий конкретно за это направление. Но, несмотря на многообразие должностей, есть общие требования к навыкам, знаниям, личным качествам инженеров.
На должность инженера принимаются претенденты с высшим, узконаправленным образованием (например: инженер-технолог, инженер-проектировщик, инженер-эколог, инженер по технике безопасности, инженер-нефтяник). Многие профессиональные навыки подходят для любого направления работы.
Поэтому инженер должен:
• обладать глубокими знаниями в сфере технологии и организации производства;
• математическими, экономическими, аналитическими знаниями;
• уметь работать с заказчиками;
• иметь навыки ведения документации, составления актов, ведомостей, смет, графиков финансирования;
• оперативно решать технические вопросы на объектах;
• подбирать подрядчиков и работать с ними;
• хорошо разбираться в проектной документации, поступающей от проектировщиков, и четко следовать ей;
• уметь составлять акты о допущенных нарушениях на объекте;
• знать нормативные документы и ГОСТы;
• иметь высокий уровень пользования компьютером и знания специализированных программ;
• владеть техническим английским языком (документация на многие виды оборудования может быть на английском языке);
• уметь четко и быстро принимать решения в нестандартных ситуациях;
• не бояться брать ответственность на себя в сложных ситуациях;
• уметь разбираться в психологии подчиненных и участвовать в подборе персонала.
Кроме профессиональных навыков инженера, большую роль в работе играют его личные качества. В подчинении у инженера иногда может находиться от нескольких десятков до нескольких сотен сотрудников.
Поэтому умение работать в команде, рационально управлять коллективом, отрегулировать работу так, чтобы не было форс-мажорных обстоятельств – это большая заслуга инженера.
Для этого инженер должен обладать целым рядом личных качеств, способствующих плодотворной работе. К ним относятся:
• высокие организаторские способности;
• дисциплинированность – только на своем примере можно требовать дисциплины от работников;
• внимательность – ведение документации, сметы, проекты, чертежи не терпят никаких ошибок;
• ответственность за порученное дело, возводимый объект, за определенное направление в работе;
• самоорганизация;
• ориентация на результат – добиваться поставленных целей в установленные сроки, преодолевая все препятствия;
• техническое мышление;
• способность к обучению – возможность пройти переподготовку и получить доступ к занятию другой должности, проведению дополнительных работ, руководству новыми объектами;
• желание расширить кругозор;
• хорошая память;
• склонность к точным наукам;
• уравновешенность – необходимая черта при работе с большим количеством сотрудников, способность обходить острые моменты, как с заказчиками, так и с руководством;
• сосредоточенность;
• целеустремленность;
• терпение;
• умение работать в команде;
• вежливость;
• пунктуальность.
Профессиональные навыки руководителя
Руководитель должен быть, в первую очередь, компетентным в том деле, которым управляет.
В своих резюме соискатели, претендующие на высокие должности, перечисляют такие навыки, которые могут помочь им заполнить интересную вакансию:
• опыт управления коллективом с определенным числом человек;
• опыт ведения управленческого учета;
• умение делегировать полномочия;
• умение планировать и контролировать производственный процесс;
• умение составлять краткосрочные и долгосрочные планы;
• опыт подбора, оценки и мотивации персонала.
Руководитель также должен уметь распределять ресурсы организации, формировать команду, собирать информацию о внешней и внутренней среде компании, анализировать и строить на ее основании планы развития компании. Менеджер должен уметь работать в кризисных условиях, владеть управленческими технологиями.
Важность профессиональных навыков руководителя отрицать нельзя, но кроме них менеджер должен обладать целым рядом личных характеристик.
Опросы работников среднего звена показывают, что сотрудники ценят в руководителе такие качества, как:
1. Адекватность. Он должен правильно оценивать ситуацию и соответственно реагировать на нее.
2. Честность. Менеджер должен справедливо поощрять и наказывать, быть честным при распределении ресурсов.
3. Ответственность. Руководитель должен уметь принимать на себя все последствия за принимаемые решения.
4. Коммуникабельность и отзывчивость. Руководитель должен уметь общаться с людьми, оставаться человеком даже в самых трудных ситуациях.
5. Уверенность в себе.
6. Оптимизм.
7. Целеустремленность и инициативность.
8. Пунктуальность.
9. Энергичность.
10. Уравновешенность и стрессоустойчивость.
Так как менеджер должен быть примером и лидером в своем коллективе, немаловажными являются харизматичность и деловой имидж руководителя.
Имидж – это то, как воспринимают управленца сотрудники, клиенты, партнеры.
Это понятие включает в себя характеристики разного порядка. Это, в первую очередь, внешний облик. Руководитель должен быть опрятным, одетым в соответствии с требованиями делового этикета. Костюм должен подчеркивать его статус, отражать профессиональную принадлежность.
Также имидж включает профессиональные навыки руководителя, которые позволяют сотрудникам и партнерам оценить компетентность менеджера. Сюда относят также вербальные и невербальные умения. Важно, как человек говорит и пишет, как он выражает мысль при помощи мимики, жестов, положения тела в пространстве.
Менеджер – это человек, постоянно общающийся с другими людьми. Поэтому ему чрезвычайно важно уметь коммуницировать с ними. А базой культуры делового общения является грамотная устная и письменная речь.
Руководитель должен знать правила и нормы официально-делового стиля речи, уметь составлять деловые письма, вести телефонные переговоры, производственные беседы. Речь является важнейшим инструментом воздействия на других людей, поэтому руководитель должен владеть ею виртуозно. Эффективная деловая речь должна быть понятной, лаконичной, грамотной, ясной, логичной.
Эффективный деловой имидж профессионала базируется на крепких моральных принципах. Не напрасно издавна была важна честь предпринимателей. Современная деловая и профессиональная этика – это основа репутации любого бизнесмена, руководителя.
1. Честность и порядочность. Обман разрушает отношения, репутацию, и руководитель не должен допускать его. Профессионал всегда должен быть честен с партнерами и самим собой.
2. Уважение свободы чужой и своей собственной. Руководитель должен признавать независимость подчиненных в мнениях и мыслях.
3. Терпимость к недостаткам и мнениям других людей.
4. Справедливость. Руководитель должен в соответствии с моральными принципами распределять ресурсы, вознаграждать и наказывать сотрудников.
5. Деликатность и тактичность. Руководитель должен сочувственно относиться к работникам, понимать их человеческие проявления, слабости.
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.