Нормы административного нрава разновидность правовых норм. Особенности норм административного нрава. Нормы-предписания и логические нормы. Нормы и система административного нрава. Законодательная техника и практика текстового изложения административно-правовых норм.
Нормы административного права являются разновидностью правовых норм, поэтому обладают общими для них признаками. Для норм данной отрасли права характерны наряду с общими признаками правовых норм и специфические особенности.
Нормы административного права:
1) могут исходить от государственных органов законодательной и исполнительной власти, администрации государственных органов и организаций;
2) ориентированы преимущественно на закрепление публичных интересов;
3) направлены на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере организации и деятельности государственной администрации, а также отношений с участием физических и юридических лиц, организаций, подпадающих под юрисдикцию государственной администрации;
4) обладают содержанием, отражающим признаки общественных отношений, регулируемых административным правом;
5) их адресатами являются субъекты государственной администрации, а также иные физические и юридические лица, организации, подпадающие под юрисдикцию государственной администрации;
6) применяются в основном субъектами, наделенными государственной административной властью;
7) предусматривают меры поощрения и условия их применения в отношении лиц, которые исправно осуществляют предписанную им деятельность в административно-правовой сфере;
8) в случае отказа от добровольной их реализации и нарушения обеспечиваются мерами правового принуждения, прежде всего служебно-дисциплинарного и административного.
Среди норм административного права (и других отраслей) различают правовые нормативные предписания (нормы-предписания) и правовые логические нормы. Нормативные предписания являются первичными клеточками административного права и в точно определенной словесной форме выражены в тексте нормативного правового акта или ином источнике права. Логические нормы составляются, компонуются из нескольких норм-предписаний, находящихся в одном или разных нормативных правовых актах (источниках).
Правовые нормы-предписания имеют четко выраженную законодателем словесную форму и вполне определенное конкретное место в том или ином нормативном правовом акте. Правовые логические нормы, хотя и передают волю законодателя (правотворческого субъекта), ее "правовой дух", но содержат элементы интерпретации, толкования и потому не обладают столь жесткой словесной оболочкой, как нормативные предписания. Первые можно называть реальными, вторые - интерпретационными. Особенности тех и других легче понять, если вспомнить о трех классических структурных элементах правовой нормы: гипотезе, диспозиции, санкции.
Гипотеза определяет условия, фактические обстоятельства, при которых действует норма. Диспозиция содержит само правило поведения, права и обязанности, которым должны следовать участники общественного отношения. Санкция указывает на неблагоприятные последствия и меры для тех, кто нарушает диспозицию и попадает в зону действия нормы.
Административно-правовые нормы-предписания представляют собой логически завершенные и закрепленные в нормативном акте (его статье, параграфе, пункте) элементарные текстовые юридические конструкции в форме юридически обязательных велений (установлений).
Они выражены в одном или нескольких предложениях конкретной части текста нормативного правового акта, связанных между собой, и рассчитаны на регулирование множества типичных случаев и ситуаций. Их очень легко найти в тексте акта и выделить из него. Например, в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" содержится одна правовая норма-предписание, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете: "Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В том же Законе, определяющем порядок организации бухгалтерского учета, имеется сразу три правовых нормы-предписания, в которых установлены требования к учетной политике организации:
1) "принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год";
2) "изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности";
3) "в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года".
Известно, что реальные нормы-предписания состоят из двух структурных элементов: гипотезы и диспозиции либо гипотезы и санкции. Логические правовые нормы включают вес три структурных элемента одновременно: гипотезу, диспозицию, санкцию.
В каждом из приведенных выше четырех нормативных правовых предписаний есть гипотеза и диспозиция либо гипотеза и санкция. Следовательно, они могут быть изложены по схеме "если - то". Элемент "если" соответствует гипотезе, "то" - диспозиции или санкции.
В качестве примера для иллюстрации возьмем последнее из предписаний, приведенное в п. 3, и изложим его по структурной схеме, принятой для нормы-предписания: если организация решит изменить учетную политику (гипотеза), то в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета она должна вводить указанные изменения с начала финансового года (диспозиция).
Административно-правовая логическая норма представляет собой общее юридически обязательное правило поведения, составленное на основе логического выявления органических связей между несколькими и вполне определенными нормами-предписаниями.
Такие нормы существуют в неявном виде в административном законодательстве. Их выявляют на основе логического анализа ряда вполне конкретных нормативных административно-правовых предписаний в результате целенаправленной мыслительной деятельности, основанной на профессиональных навыках.
Нормы-предписания, лежащие в основе правовых логических норм, могут быть размещены в разных частях нормативного правового акта или даже в различных актах. Административно-правовые нормы-предписания объединяются логическим путем в рамках правовой логической нормы по известной триаде "гипотеза - диспозиция - санкция" и благодаря этому приобретают более законченную с юридической точки зрения форму существования. Формула всякой логической нормы права звучит очень просто: "если - то - иначе". Элемент "если" соответствует гипотезе, "то" - диспозиции, "иначе" - санкции. Видение логических норм позволяет лучше оттенить и понять ту силу эффективной регуляции общественных отношений, которой обладают юридические нормы.
С целью иллюстрации примеров мыслительных операций по выявлению административно-правовой логической нормы вновь обратимся к Федеральному закону "О бухгалтерском учете". В каждой из его 19 статей содержатся нормы-предписания, устанавливающие требования к бухгалтерскому учету в Российской Федерации.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Их юридический и логический анализ дает нам возможность вывести следующую объективно существующую правовую логическую норму: если организации находятся на территории РФ (гипотеза), то их руководители обязаны осуществлять организацию бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ о бухгалтерском учете при выполнении хозяйственных операций (диспозиция), иначе они привлекаются к административной или уголовной ответственности согласно законодательству РФ (санкция).
В основу приведенной правовой логической нормы положен ряд конкретных норм-предписаний.
Среди них, в частности, предписания:
а) о распространении Федерального закона "О бухгалтерском учете" на все организации, находящиеся на территории РФ;
б) возложении ответственности за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций на руководителей организаций;
в) привлечении руководителей и других лиц организаций, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, к административной или уголовной ответственности согласно законодательству РФ в случае их уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
Чтобы получить законченную для данного случая логическую административно-правовую норму, необходимо обратиться также к ст. 15.11 КоАП РФ, в которой установлены вполне определенные административные санкции за нарушение правил и порядка ведения бухгалтерского учета. Указанная статья предусматривает, что "грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда".
В примечании к той же статье дается разъяснение, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% либо искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Таким образом, правовые логические нормы являются более сложными по содержанию и структуре юридическими конструкциями, чем правовые нормативные предписания. Они могут включать несколько или множество норм-предписаний. Нормы-предписания совпадают но смыслу с определенной частью (частями) логической административно-правовой нормы (гипотезой, диспозицией, санкцией).
Законодательная техника и практика текстового изложения административно-правовых норм своеобразны. Наиболее сложная техника используется законодателем для изложения норм логических.
Она состоит в том, что все три структурных элемента нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут:
1) непосредственно следовать друг за другом в одном нормативном административно-правовом акте;
2) находиться в разных частях одного и того же акта;
3) вообще быть помещенными в разных актах. При рассмотрении административной ответственности за правонарушения в бухгалтерском учете мы имели пример изложения логической административно-правовой нормы, указанной в третьем варианте.
Ничего не пишите и не используйте калькулятор, и помните - вы должны отвечать быстро. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось? Ответ 5000? Опять неверно.