Проведение доследственной проверки считается крайне важной стадией уголовного процесса. С этого этапа фактически начинается вся деятельность правоохранительной структуры по обнаружению, пресечению и предупреждению преступлений. Эта стадия связана с требованиями ФЗ, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.
Доследственная проверка, сроки которой ограничены тремя, десятью и тридцатью днями, выполняется правоохранительными органами для выявления признаков правонарушения или отсутствия состава преступления. На данной стадии осуществляется опрос свидетелей. Материал доследственной проверки (протоколы, документы и прочие бумаги), согласно УПК, процессуально не являются доказательствами. Тем не менее впоследствии он станет неотъемлемым элементом уголовного дела. Доследственная проверка позволяет установить взаимосвязь между действиями лица и последствиями, наступившими в их результате.
Доследственная проверка осуществляется согласно правилам, изложенным в ст. 144 УПК. В ходе мероприятия орган дознания, дознаватель, руководитель уполномоченного отдела должны принять и установить достоверность сообщения о готовящемся либо уже совершенном правонарушении. Решение о дальнейших действиях должно быть принято в течение 72 часов с того момента, как поступило заявление.
Доследственная проверка осуществляется по:
• Явке с повинной.
• Сообщению или заявлению о правонарушении.
• Результатам проведения какого-либо иного мероприятия, предусмотренного законодательством.
По завершении доследственной проверки выносится одно из следующих решений:
1. Возбудить уголовное дело.
2. Направить сообщение по подследственности.
3. Отказать в начале производства.
В ходе мероприятий должностные лица имеют право на:
• Ознакомление с материалами доследственной проверки.
• Истребование образцов для осуществления сравнительного исследования.
• Назначение судебной экспертизы.
• Получение заключения исследований.
• Самостоятельное проведение осмотра места событий, документов и предметов.
• Привлечение к расследованию узкопрофильных специалистов.
• Поручение органу дознания осуществление оперативно-розыскных мероприятий.
Все, кто участвует в производстве процессуальных мероприятий, имеют определенные юридические возможности. В частности, они могут реализовать свои права в той области, где могут затрагиваться их интересы. Это касается возможности воспользоваться адвокатской помощью, отказаться свидетельствовать против родственников или себя. Участники мероприятий могут также обжаловать поведение (бездействие либо действие) следователя, органов дознания и прочих уполномоченных лиц. Это право установлено гл. 16 УПК.
По ст. 161 УПК все лица, привлеченные к доследственной проверке, предупреждаются о неразглашении сведений производства. После того как будет принято сообщение, при наличии необходимости обеспечивается безопасность участников. Защита свидетелей и прочих лиц осуществляется по установленным правилам.
Все данные, полученные в ходе проверки, могут использоваться в качестве доказательства при соблюдении условий, предписанных в ст. 89 и 75 УПК. В случае поступления от защиты или потерпевшего ходатайства об осуществлении дополнительных мероприятий или повторной экспертизы, оно должно быть удовлетворено даже после возбуждения производства.
Сообщения СМИ проверяются по поручению прокурора органом дознания. По первому требованию редакция СМИ обязана предоставить все имеющиеся у нее данные, если источник не предоставил сведения на условиях анонимности. Могут быть истребованы материалы, документы, фотографии, информация о лице, сообщившем о преступлении.
При подаче заявления лицо получает соответствующий документ. В нем проставляется время и дата, а также сведения о лице, которое приняло сообщение. Согласно ст. 125 и 124 УПК, при отказе в приеме сообщения заявитель вправе обжаловать поведение должностного лица.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В ст. 318 установлены правила рассмотрения судьей сообщения от потерпевшего либо его представителя. О решении, принятом по заявлению, органы, уполномоченные на доследственную проверку, сообщают лицу, его подавшему, в соответствии с предписаниями закона. Кроме этого, гражданину разъясняются правила обжалования принятого решения по сообщению.
Статус потерпевшего приобретается лицом, заявившем о преступлении, совершенном в отношении него, или чьи интересы и права были нарушены, после того, как будет возбуждено производство по уголовному делу и вынесено постановление. С этого момента у гражданина появляются соответствующие обязанности и права, предусмотренные статьями 42-45.
Для потерпевшего этап доследственной проверки начинается или с момента подачи им заявления о возбуждении дела, или по факту совершения противоправных действий в отношении него. Сообщение выражает реакцию гражданина на поведение, затронувшее его интересы и права, со стороны неизвестных лиц или подозреваемого. Особое значение на этом этапе имеет юридически верное изложение всех обстоятельств события, описание примет, действий. Как правило, потерпевший находится в беспокойном состоянии. При изложении обстоятельств случившегося следует в первую очередь успокоиться, постараться вспомнить подробности происшествия. Желательно обратиться к сотрудникам полиции как можно скорее. Вполне вероятно, что по "горячим следам" удастся задержать нарушителей.
На практике не всегда возможно сразу сообщить о случившемся. В любом случае необходимо постараться запомнить как можно больше деталей. Если удалось разглядеть лицо преступника, то следует рассказать все его особенности. Изложение фактов лучше осуществлять в хронологической последовательности. Начать нужно с времени, места, пути следования. Если нарушители что-то говорили потерпевшему, нужно постараться воспроизвести их слова как можно точнее. Также нужно указать тот момент, когда было совершено нападение.
Материалы доследственной проверки
Материал доследственой проверки может собираться в рамках указанных законов как совместно, так и раздельно. Таким образом, сведения о преступлении могут проверятся на основании ФЗ «Об ОРД», однако в последующем по результатам такой проверки принимается решение в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 144 УПК РФ доследственную проверку могут проводить следующие сотрудники:
• дознаватель;
• орган дознания;
• следователь;
• руководитель следственного органа.
Из статьи 40 УПК РФ следует, что к органам дознания относятся органы внутренних дел, состоящей из разных служб сотрудников полиции: оперуполномоченные, участковые и других.
Оперуполномоченные полиции наделены правом проведения в ходе доследственной проверки оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ФЗ «Об ОРД».
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрено право правоохранительных органов на следующие мероприятия:
• получать объяснения (опрос);
• образцы для сравнительного исследования;
• истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ;
• назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;
• производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование лиц;
• требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.
Кроме этого, в случае проведения следователем либо дознавателем доследственной проверки они вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно статьи 6 ФЗ «Об ОРД» сотрудники органов внутренних дел (полиция) могут проводить 15 видов оперативно-розыскных мероприятий в целях сбора материала доследственной проверки.
Наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан: опрос, наведение справок, а также обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Полученные в ходе доследственной проверки сведения могут быть использованы в качестве доказательств, при соблюдении установленного законодательством порядка получения таких сведений.
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения.
В дальнейшем срок проведения доследственной проверки (3 суток) может быть продлен:
— до 10 суток — руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя;
— до 30 суток — руководителем следственного органа по ходатайству следователя либо прокурором по ходатайству дознавателя с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Первоначальный срок доследственной проверки исчисляется с момента регистрации сообщения о совершенном преступлении и составляет 30 суток.
В последующем решения, принимаемые по результатам доследственной проверки, могут неоднократно отменяться, что увеличивает продолжительность (срок) ее проведения.
Совокупный срок доследственной проверки (с учетом сложения всех указанных сроков) может быть и 10 лет (момент исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности по тяжкому преступлению).
Исключения из правил предусмотрены при сборе материалов о налоговых преступлениях.
Порядок проведения доследственной проверки при сообщении о налоговых преступлениях:
1. При поступлении из органа дознания сообщения о налоговых преступлениях, следователь при отсутствии оснований в отказе в возбуждении уголовного дела, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в течение 3 суток направляет:
— по ст. 198-199.1 УК РФ в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов);
— по ст. 199.3-199.4 УК РФ в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь).
2. Налоговой орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
— направляет следователю соответствующее заключение о допущенных нарушениях, в случае если ранее данные обстоятельства были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверке правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
— информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
— информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства и законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.
В то же время, уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или вышеуказанной информации, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
В ходе доследственной проверки предусмотрены следующие права участников процесса:
• не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ;
• пользоваться услугами адвоката;
• приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ;
• обеспечение безопасности в порядке установленной частью 10 статьи 166 УПК РФ;
• иные права, вытекающие из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными правами, а также исходя из требований законодательства, представительство в ходе доследственной проверки осуществляет адвокат.
На практике встречаются случаи, когда в ходе доследственной проверки представление интересов компании осуществляет по доверенности штатный юрист либо юрист (гражданин) по доверенности от физического лица. Такое представительство возможно, но является юридически спорным (могут не допустить для участия в проводимых мероприятиях) и менее квалифицированным.
В соответствии со сложившейся практикой с учетом требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе ознакомится с отдельными материалами, собранными в ходе доследственной проверки.
С этими материалами проверки лица проводившие доследственную проверку обязаны ознакомить, если лицо непосредственно участвовало в производстве отдельных мероприятий (например, дача объяснения).
По результатам доследственной проверки принимается процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о возбуждении уголовного дела.
Юридически спорным остается вопрос о предоставлении лицу для ознакомления всех материалов доследственной проверки.
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации прямо не урегулирован этот вопрос. Исходя из толкования различных статей УПК РФ во взаимосвязи с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, по нашему мнению, право на ознакомление со всеми материалами или с отдельными материалами доследственной проверки у лица, чьи права и интересы затронуты в ходе проверки, имеется.
С целью реализации этого права необходимо написать мотивированное обращение должностному лицу, проводящему доследственную проверку.
Доследственная проверка УПК РФ
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, - в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь - физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье - страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.
По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Ознакомление с доследственной проверкой
Каждый, кто подал жалобу и получил отрицательный ответ, интересуется, почему вынесено такое решение, а не то, который он ожидал, какие основания послужили для принятия такого решения, учли те или иные важные обстоятельства, которые бы подтвердили обоснованность жалобы.
Часть 2 ст.24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Тем самым, заявитель жалобы имеет конституционное право знакомиться с материалами, на основании которых принято решение по его обращению.
Чтобы правильно и грамотно обжаловать принятое решение по жалобе, предварительно желательно ознакомиться с материалами проверки, собранными в порядке рассмотрения жалобы. Ознакомление с материалами проверки дает возможность увидеть информацию от первоисточников, а не опираться на слухи, которые часто искажают объективную действительность. Изучение материалов даёт картину полноты и качество проведенной проверки, необходимых для правильного рассмотрения жалобы. В ходе ознакомления можно увидеть, какие факты и доказательства проверены в ходе проверки, а какие - упущены. Выявленные недоработки и неполноту проверки следует указать в жалобе на принятое решение и подать ее вышестоящему начальнику или в суд, которые последние обязаны учесть и будет учитывать при рассмотрении жалобы на решение должностного лица. Такой подход к подготовке жалобы может привести к принятию результативного решения и эффект от жалобы будет быстрее.
Для ознакомления с материалами проверки следует подать соответствующее письменное заявление на ознакомление с материалами проверки или ходатайство об ознакомлении с материалами проверки либо ходатайство об ознакомлении с материалами дела, где помимо личностных данных желательно указать свой контактный номер телефона для согласования в будущем с вами даты, времени и места ознакомления. Такое заявление или ходатайство рассматривается в течение месяца, иногда возможность ознакомиться предоставляют сразу.
Некоторые должностные лица, предоставив материалы проверки для ознакомления заявителю, не дают реальной возможности ознакомиться со всеми документами, ссылаясь на то, что те или иные документы или материалы являются коммерческой тайной, тайной следствия, персональными данными, государственной тайной и т.д.
На установление ограничений права гражданина на получение собираемой органами прокуратуры информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, действуют Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", обеспечивающие охрану государственной тайны, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью. Вся иная информация, в том числе полученная при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением законов, которая, исходя из Конституции РФ и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи части 2 ст.24 Конституции РФ должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты (Постановление Конституционного суда РФ №3-П "По делу о проверке конституционности п.2 ст.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина").
Ограничения прав граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом (ч.2 ст.24 Конституции РФ). Часть 2 ст.145 УПК РФ и ч.4 ст.148 УПК РФ не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела (Определения Конституционного суда РФ №191-О и №78-О).
Нормы УПК РФ не закрепляют специальный правовой статус информации, содержащейся как в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, так и в постановлении о его отмене, и не устанавливают запрет на ознакомление с такими процессуальными решениями лиц, чьи права и законные интересы ими затрагиваются (Определение Конституционного суда РФ №1239-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко А.П. на нарушение его конституционных прав положениями частей первой и первой.1 статьи 144 УПК РФ").
Лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по сообщению о преступлении, на основании которых было вынесено это решение (Определение Конституционного суда РФ №191-О "По жалобе гражданина Луценко Н.М. на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 113 УПК РСФСР").
Непременной составляющей права на судебную защиту, согласно Определению Конституционного Суда РФ №285-О "По жалобе гражданина Панфилова Р.П. на нарушение его конституционных прав статьей 92 УПК РСФСР", является обеспечение заинтересованным лицам возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать свое мнение относительно позиции, занимаемой противоположной стороной, и приводимых ею доводов; без ознакомления с вынесенным в отношении заинтересованного участника процесса решением и его обоснованием он не в состоянии не только должным образом аргументировать свою жалобу в суд, но и правильно определить, будет ли обращение в суд отвечать его интересам. Ограничения такого рода прав и возможностей участников уголовного судопроизводства были расценены Конституционным Судом РФ как не соответствующие ст.45, ст.46, ч.3 ст.123 Конституции РФ в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда РФ - по делу о проверке конституционности ч.5 ст.209 УПК РСФСР, по делу о проверке конституционности ч.4 ст.113 УПК РСФСР, по делу о проверке конституционности положений ст.133, ч.1 ст.218 и ст.220 УПК РСФСР, по делу о проверке конституционности положений частей третьей, четвертой и пятой ст.377 УПК РСФСР и по делу о проверке конституционности п.2 ст.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Таким образом, в соответствии с позицией Конституционного суда РФ, подчеркнутых во многих его решениях, заявитель или лицо, в отношении которого принято решение, имеют право ознакомиться не только с вынесенным решением, но и с материалами, обосновывающими его.
Проведение доследственной проверки
Согласно закону, доследственная проверка может осуществляться следующими сотрудниками правоохранительных органов:
Органы дознания включают в себя всех, кому на законном основании разрешено проводить расследование в форме дознания, а именно: органы МВД, судебных приставов, таможенных работников, пожарную службу, пограничников.
Все они имеют полномочия на проведение ряда мероприятий в рамках доследственной проверки:
• проведение опросов;
• изучение информации, относящейся к делу;
• проведение сравнительного анализа;
• запрос необходимых документов;
• осуществление судебной экспертизы;
• исследование места преступления, вещей, документов, причастных к делу;
• запрос на подключение узконаправленных специалистов;
• проведение розыскных мероприятий.
Соответственно, все улики, добытые во время доследственной проверки, могут приниматься во внимание в ходе дальнейшего разбирательства.
Для запуска процесса доследственной проверки правоохранительные органы должны зафиксировать одно из оснований для ее назначения.
Основание может быть нескольких типов:
1. Поступление в полицию заявления о преступлении.
2. Прибытие виновного с повинной.
3. Доклад о совершившемся или возможном противоправном деянии, полученном от третьих лиц.
4. Решение прокурора о предоставлении соответствующих документов предварительному следствию по делам уголовного преследования.
5. Заявление ЦБ России о фальсификации документов финансового характера.
После выявления одного из таких обстоятельств, прокурор или следователь могут вынести решение об:
• открытии уголовного дела;
• отказе в начале разбирательства;
• передаче материалов по подследственности.
Как уже было сказано, после принятия правоохранительными органами сообщения о преступлении, необходимо провести его регистрацию.
Сообщение принимается полицией в любое время суток. Оно может быть получено в письменной или устной форме, письмом, по телефону, факсу и т.д. Каждое письмо получает собственный номер и заносится в журнал. Затем информация проверяется начальником, которым выносится решение о старте доследственной проверки.
Если сообщение было предоставлено в устном виде, то его содержание заносится в протокол.
Регистрация сообщения заключается в фиксировании всей полученной информации по преступлению:
• дата получения заявления;
• личные данные лица, предоставившего его;
• само содержание нарушения в краткой форме;
• должность и ФИО полицейского, принимавшего заявление;
• результат проверки запроса;
• принимаемое решение.
Лицо, которое предоставило сообщение, получает специальный документ о том, что заявление было принято.
После регистрации заявления начинается сам процесс доследственной проверки, в процессе которого уполномоченные осуществляются проверку поступившей информации, общаются со свидетелями, задают им вопросы, касающиеся совершенного правонарушения.
Также могут быть подключены экспертные службы, которые выносят вердикт о тех или иных обстоятельствах по делу. Производится осмотр помещений, транспортных средств, места проживания предполагаемого преступника, а также каких-либо вещей, причастных к делу. Если преступление повлекло за собой смерть лиц, то происходит осмотр трупов и опознание.
Итогом мероприятий становится окончательное решение о перемещении дела в суд или же его несостоятельности и закрытии на данном этапе.
Несмотря на то, что к моменту такой проверки дело еще не считается открытым, предполагаемый преступник уже имеет право на защиту.
Так, лица, которых затрагивает проверка, могут:
1. Отказаться свидетельствовать против родных, супругов, детей и прочих членов семьи.
2. Не давать показаний против самого себя.
3. Обратиться за помощью к адвокату.
4. В случае нарушения органами дознания правил проведения процедур – подавать на них жалобы в соответствующие инстанции.
Считается, что к адвокату стоит обратиться уже на этом этапе, чтобы не допустить неправомерных действий правоохранительных структур, которые могут безосновательно вынести постановление о начале или об отказе в возбуждении дела уголовного характера.
Кроме того, адвокат подскажет, как правильно вести себя во время опросов и досмотров, которые проводятся в течение доследственной проверки.
Сроки доследственной проверки
Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер.
Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток.
К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков.
В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев.
При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер.
Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда № 477-О, № 425-О, № 374-О-О, № 667-О, № 1936-О).
Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются.
В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого.
Так, согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.
На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса».
Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом № 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.
УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.
Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.
УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц.
Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».
Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.
Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление. Но ведь данное постановление не в меньшей степени затрагивает интересы лица, в отношении которого проводилась проверка!
Часть 1.1 ст. 144 УПК РФ не предусматривает право стороны защиты знакомиться с материалами доследственной проверки в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Следователь, который вынес формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, намереваясь выиграть время и в будущем возбудить уголовное дело, не позволит ознакомиться с материалами проверки, имея в виду пресловутую тайну следствия.
К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.
Таким образом, так называемая доследственная практика превратилась в полноценное, иногда в многомесячное, не контролируемое со стороны суда расследование, которое проводится еще до возбуждения уголовного дела, но в процессе которого следователь (дознаватель) беспрепятственно добывает доказательства виновности, а лицо, в отношении которого такая проверка ведется, ограничено в процессуальных правах и не имеет эффективной возможности себя защищать.
Такое положение с очевидностью нарушает провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип равноправия и состязательности сторон.
В дальнейшем, уже после возбуждения уголовного дела, дублируются многие процессуальные действия, ранее совершенные в ходе доследственной проверки: опрошенные лица повторно допрашиваются, могут заново проводиться экспертизы и т.д.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, обоснованно указывая на некоторые из отмеченных проблем, предложила вообще упразднить доследственные проверки.
Данное предложение следовало бы проанализировать с точки зрения его практических перспектив.
Если сегодня исключить из УПК РФ ст. 144 и 145, то завтра может произойти следующее.
Основанием для возбуждения уголовного дела станет лишь информация о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, полученная из заявления, явки с повинной или сообщения о преступлении.
Схожий порядок предусмотрен ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой президент адвокатской палаты субъекта РФ при наличии надлежащего повода и формы обращения возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката не позднее десяти дней со дня их получения и никакой предварительной проверки обращения не проводит. И в этом случае такой порядок кажется вполне приемлемым. Однако в отношении уголовного преследования граждан он может повлечь серьезные негативные последствия.
Очевидно, что секвестр только двух статей приведет к значительному увеличению количества возбужденных уголовных дел. После автоматического возбуждения уголовного дела без проведения предварительной проверки встанет вопрос о задержании подозреваемого лица и его дальнейшего помещения под стражу. Из практики нам хорошо известна приверженность представителей стороны обвинения и судов к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, которая оценивается статистикой как переваливавшая за 91% от числа всех заявленных ходатайств.
Может укорениться сложившаяся практика, при которой подозреваемый (обвиняемый) сначала окажется в следственном изоляторе, а лишь потом следователь начнет проверять его причастность к совершению преступления, достоверность и допустимость показаний потерпевшего и иных доказательств. Неизбежно с увеличением количества возбужденных дел увеличится количество арестованных лиц.
С учетом сложившихся следственных обычаев, когда следователь и его руководитель боятся прекратить возбужденное уголовное дело из-за возможных обвинений в коррупции и некомпетентности, могут возникать ситуации, при которых поспешно заведенные уголовные дела попросту не захотят прекращать. По традиции их со страху станут заталкивать в суды для рассмотрения по существу.
Зная практику вынесения оправдательных приговоров (около 0,2–0,3%) и еще более печальную практику отказов прокуроров от поддержания обвинения, мы столкнемся с массовыми фактами осуждения невиновных лиц.
Как видно, исключение из УПК РФ только двух статей (144 и 145) может привести к катастрофическим последствиям для интересов правосудия и правопорядка.
Может произойти так называемый эффект бабочки, когда незначительное влияние на систему создаст большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.
Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления. Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми. Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки. Этого допустить никак нельзя.
Нам следовало бы настойчиво и выдержано найти и распутать все концы этого сложного узла:
• Во-первых, распутать наиболее завороченный конец, связанный со сроками проведения проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ, можно, сократив их до 10 суток, как это было и ранее в УПК РСФСР, ограничив соответствующих должностных лиц возможностью однократной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
• Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.
• В-третьих, найти и вытянуть еще один закрученный конец, который ограничивает процессуальные возможности лица, в отношении которого ведется проверка и его адвоката.
Если все же ставить вопрос об упразднении проверки до возбуждения уголовного дела, то следует предусмотреть фундаментальные изменения самой идеологии УПК, где вместе с проверкой на процессуальную свалку должна уходить и действующая у нас стадия предварительного следствия. Но это совершенно иная тема.
Ходатайство доследственной проверки
В Определении № 1135-О Конституционный Суд РФ указывает на то, что ходатайства должны рассматриваться по УПК РФ, но оставил в силе мой случай, в котором рассмотрение прошло не по УПК РФ, а по Инструкции о порядке рассмотрений обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ.
В ходе неё я направил следователю ходатайство, которое было рассмотрено не по УПК РФ в течении 3-х дней с вынесением постановления, а в течение 30 дней и простым ответом.
Важно отметить, Конституционный Суд пришел к выводу, что положения ст. 121, 122, ч. 1 и ч.1.1 ст. 144 УПК РФ, подлежат применению во взаимосвязи с положениями ст. 119 УПК РФ. То есть, заявленные ходатайства должны быть рассмотрены в порядке, предусмотренном ст. 122 УПК РФ и в сроки, предусмотренные ст. 121 УПК РФ, а не в порядке предусмотренный инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ».
Конституционный Суд указал: «В ходе проверки сообщения о преступлении, составляющей начальную стадию досудебного производства, подозреваемый либо те лица, кому должны быть обеспечены права, которыми мог бы пользоваться подозреваемый, не лишены – как и на других стадиях уголовного процесса – права заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, защищаться всеми иными средствами и способами, не запрещенными законом (пункты 5, 8 и 11 части четвертой статьи 46 УПК Российской Федерации). При этом дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, проводящие такую проверку, с учетом требования части четвертой статьи 7 УПК Российской Федерации не вправе без достаточных оснований и немотивированно отказать в удовлетворении этих ходатайств (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 1003-О)».
Однако, в этом определении Суд коснулся фактических обстоятельств, рассуждая о своем видении и толковании таковых.
В п. 2 (абзац 4) Конституционный Суд указал, «к тому же, как следует из представленных материалов, ходатайство заявителя об ознакомлении с материалами проверки было рассмотрено следователем, который разъяснил ему возможность ознакомиться с протоколами процессуальных и следственных действий, произведенных с его участием, а также с иными документами, которые предъявлялись либо должны были ему предъявляться, в любое удобное время с использованием средств для изготовления копий указанных материалов».
Во-первых, ходатайство заявителя было рассмотрено следователем в порядке, предусмотренном п. 5.1 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе следственного комитета при прокуратуре РФ», а не в порядке УПК РФ.
Во-вторых, в жалобе, направленной в Конституционный Суд, заявителем не ставился вопрос о праве на ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении, а вопрос стоял о самом праве на рассмотрение ходатайства об ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении, в порядке, предусмотренном ст. 121, 122 УПК РФ.
Суды различных инстанций, рассматривавшие мои жалобы, посчитали, что оснований для рассмотрения моего ходатайства в порядке, предусмотренном УПК РФ (ст. 121, 122), не имеется в связи с тем, что на момент подачи жалобы не было принято решение о возбуждении уголовного дела. То есть, правоприменительная практика, складывается по иному пути, нежели так, как об этом пишет Конституционный Суд в определении. Это само по себе является достаточным для пересмотра состоявшихся судебных решений по настоящему делу.
В Определении № 1239-О об ознакомлении с процессуальными решениями в ходе проверки сообщения о преступлении КС РФ делает вывод, что УПК РФ не запрещает знакомиться с материалами по отказу в возбуждении уголовного дела и с постановлениями об его отмене лицами, чьи интересы при этом затронуты. Но на деле все происходит по-другому. Запрещает следователь, который применяет нормы УПК РФ.
В Определении Конституционный Суд вновь принялся исследовать и устанавливать фактические обстоятельства.
В п. 2 (абзац пятый) Конституционный Суд, указал: «согласно материалам, приложенным к жалобе А. П. Голенко, он был уведомлен о процессуальном решении руководителя следственного органа об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и ознакомлен с документами, затрагивающими его права, о чем был составлен протокол».
В приложениях есть само уведомление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которое не содержит текста самого постановления, поскольку следователь отказался предоставлять его в бумажной печатной форме, соответственно заявитель, не зная его содержания, лишен возможности оспорить те или иные основания, по которым руководитель следственного органа пришел к выводу, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела нужно отменить.
Также в приложениях есть протокол предъявления для ознакомления материалов проверки сообщения о преступлении. В нем отражен перечень документов, с которыми был ознакомлен заявитель.
Однако эти два приложения не направлялись в Конституционный Суд вместе с жалобой.
Далее, из определения: «Из представленных судебных решений не следует, что было отказано в получении копии соответствующего постановления руководителя следственного органа и что заявитель оспаривал данное постановление в суд, а суд отказал в рассмотрении его жалобы».
В постановлении Чертновского районного суда отражена позиция старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел СУ по ЮАО ГСУ СК России по г. Москве Шевелев Р. П., который в судебном заседании пояснил: «ознакомление с постановлением об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством».
В том же постановлении старший помощник прокурора по ЮАО г. Москвы Ильин А. В. в судебном заседании пояснил, что: «...ознакомление с данным постановлением заинтересованных лиц не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством».
Обращаю внимание, что Чертановский районный суд пришел к выводу, что права заявителя нарушены бездействием следователя, которое выразилось в том, что он не выдал постановление, отменяющее отказ в возбуждении уголовного дела. По факту проверки сообщения о преступлении, удовлетворил жалобу заявителя и обязал следователя устранить допущенное нарушение.
Таким образом, из судебного постановления Чертановского суда следует, что заявителю отказано в выдаче постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
А теперь что касается вывода Конституционного Суда о том, что «заявитель не оспаривал данное постановление в суд, а суд отказал в рассмотрении его жалобы».
Согласно ч. 1 ст. 125 УПК РФ, в суде могут быть обжалованы не только постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, а также иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
В связи с этим, что также ясно отражено в самом постановлении Чертановского суда, заявитель не оспаривал постановление руководителя следственного органа об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а оспаривал бездействие следователя, которое выразилось в том, что он не выдал того самого постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Хочу обратить Ваше внимание, что в апелляционном представлении позиция прокурора в суде первой инстанции «ознакомление с данным постановлением заинтересованных лиц не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством», была дополнена доводом: «Заявитель, будучи уведомленным о принятом решении об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, не обращался, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что следственный орган отказал бы в ознакомлении либо выдаче указанному лицу данного документа».
Конечно, судом апелляционной инстанции государственное представление прокурора было удовлетворено, но следует подчеркнуть, что судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела, которые были установлены судом первой инстанции, не изучались, следователь не пояснял, обращался ли заявитель с просьбой выдать текст постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Главное, суд апелляционной инстанции согласился с доводами прокурора, что ознакомление лица в деянии которого усматриваются признаки преступления, о принятом решении об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела нормами УПК РФ не предусмотрена, а также не предусмотрена необходимость направления данного постановления в адрес вышеуказанного лица.
В данном случае Конституционный Суд, намеренно или по неосторожности, искажает обстоятельства дела, придавая им свое собственное толкование, позволяющее ему согласиться с подобным ущемлением конституционных прав и свобод гражданина России.
Стадии доследственной проверки
Как уже отмечалось, стадия возбуждения уголовного дела состоит из нескольких самостоятельных, но неразрывно связанных между собой этапов. Поскольку по окончании данной стадии согласно общим требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно быть вынесено законное, мотивированное и обоснованное постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, закон неизбежно предполагает обязательную проверку сообщения о преступлении. Строго говоря, именно такая проверка и составляет содержание интересующей нас стадии, позволяет говорить о ней как о развернутом во времени производстве. В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения. Такую проверку часто называют «доследственной». Этот термин не имеет легального определения, но в силу его краткости и соответствия фактически складывающимся на стадии возбуждения уголовного дела правоотношениям часто используется как в научной литературе, так и практикующими юристами.
Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ субъектами проверки сообщения о преступлении являются дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, т.е. те лица, которые уполномочены возбуждать уголовное дело (отказывать в его возбуждении). Они обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной уголовно-процессуальным законом компетенции принять по нему решение. В силу предусмотренных ч. 1 ст. 39 УПК РФ общих полномочий руководитель следственного органа, кроме того, отвечает за организацию рассмотрения сообщений о преступлениях, поручает проведение проверки конкретному следователю, а при необходимости вправе лично рассмотреть сообщение и иным образом участвовать в его проверке.
Доследственная проверка может не потребовать производства каких-либо процессуальных действий, например, когда из заявления о преступлении и прилагаемых к нему материалов явно усматриваются признаки преступления. В этом случае проверка будет заключаться в анализе сообщения о преступлении и поступивших совместно с сообщением материалов на предмет наличия оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако в подавляющем большинстве случаев для принятия законного, обоснованного и мотивированного постановления, отвечающего требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, дознавателю, следователю недостаточно информации о преступлении, которая содержится в сообщении. В этом случае для проверки сообщения возможно выполнение довольно широкого круга проверочных (их результаты по общему правилу не являются доказательствами), следственных и иных процессуальных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ в ходе проверки сообщения о преступлении следователь, дознаватель вправе получать объяснения (наиболее распространенное проверочное действие), образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов. Необходимой гарантией своевременности производства проверочных действий является обязательность предъявленных следователем, дознавателем в пределах своих полномочий требований, поручений, запросов, которые, согласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. За умышленное неисполнение законных требований указанных должностных лиц предусмотрена административная ответственность (ст. 17 КоАП РФ).
Законодатель также закрепил право следователя, дознавателя при проверке сообщения о преступлении изымать предметы и документы в порядке, установленном УПК РФ. Однако уголовно-процессуальный закон предусматривает изъятие предметов и документов только в ходе следственных действий. В то же время производство таких следственных действий, как обыск и выемка, в рамках доследственной проверки исключено. Это приводит в большинстве случаев к недопустимости принудительного изъятия предметов и документов в стадии возбуждения уголовного дела.
Следователь, дознаватель также вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, полномочия лица, проводящего доследственную проверку, все больше «сближаются» с полномочиями дознавателя, следователя, расследующего уголовное дело, что вряд ли можно оценить положительно.
Помимо собственно проверочных непроцессуальных действий в ходе доследственной проверки допускается и производство некоторых следственных действий. С момента принятия УПК РФ их количество имеет тенденцию к постоянному увеличению. В отличие от УПК РФСФР и УПК РФ в редакциях их производство уже не связано с какими-либо условиями (например, «в случаях, не терпящих отлагательства»).
В настоящее время на стадии возбуждения уголовного дела дознаватель, следователь вправе производить шесть следственных действий:
1) назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;
2) проводить осмотр места происшествия,
3) документов,
4) предметов,
5) трупов;
6) производить освидетельствование.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов стадии возбуждения уголовного дела является объем прав участников процессуальных действий. На этой стадии нет подозреваемого, потерпевшего, свидетеля. Однако широкий круг как проверочных процессуальных, так и следственных действий предполагает необходимость соблюдения интересов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства еще до возбуждения уголовного дела. Поэтому наделение их формально определенными процессуальными правами представляется необходимым.
Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств (ч. 12 ст. 144 УПК РФ). В ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрены специальные гарантии от злоупотреблений при собирании доказательств в ходе доследственной проверки, каковыми являются гласный характер процессуального действия с обязательным разъяснением участвующим в его производстве лицам их прав и обязанностей. Дознаватель и следователь обязаны в том числе разъяснить участникам процессуальных действий их право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться помощью адвоката (защитника, представителя), а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в установленном уголовно-процессуальным законом порядке1Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. Однако видна явная несогласованность норм уголовно-процессуального и уголовного законодательства, так как согласно ч. 2 ст. 161 УПК РФ следователь, дознаватель предупреждает участника уголовного процесса о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, о чем берется подписка с предупреждением об уголовной ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ. В диспозиции указанной статьи уголовного закона содержится указание на криминализацию только разглашения данных предварительного расследования, но не разглашения данных досудебного производства, включающего в себя и стадию возбуждения уголовного дела. Это исключает уголовную ответственность участника уголовного процесса за разглашение информации, ставшей известной в ходе доследственной проверки, даже в случае предупреждения о недопустимости таких действий (аналогия уголовного закона исключена). При необходимости применяется такая мера безопасности как сохранение в тайне данных о личности, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
В качестве одной из гарантий, необходимых для соблюдения прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, является их участие в вопросах назначения экспертизы. В связи с отсутствием в стадии возбуждения уголовного дела указанных участников после возбуждения уголовного дела сторона защиты или потерпевший вправе заявить ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы. По смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению, несмотря на то, что в ст. 207 УПК РФ названное основание для назначения дополнительной или повторной экспертизы отсутствует. Вероятно, имеет место не банальная несогласованность норм уголовно-процессуального закона, а невозможность такого согласования в связи с «искусственностью» наполнения стадии возбуждения уголовного дела процессуальными формами, что в принципе невозможно без предоставления заинтересованным участникам процесса соответствующих статусов (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший) и необходимого объема прав при производстве следственных действий. А это уже фактически предварительное расследование преступления в процессуальных формах, а не проверка сообщения о наличии признаков преступления. Также отметим, что полученное в стадии возбуждения уголовного дела заключение эксперта остается в числе допустимых доказательств даже в случае проведения повторной или дополнительной экспертизы. Кроме того, заявление ходатайств стороной защиты предполагает ее обязательную процессуальную активность, что не в полной мере соответствует положению ч. 2 ст. 14 УПК РФ, согласно которой обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Важным фактором, обеспечивающим доступ заинтересованных лиц к правосудию и достижение других задач уголовного судопроизводства, является соблюдение установленных законом сроков разрешения сообщений о преступлениях. С учетом ограниченных задач, которые стоят перед стадией возбуждения уголовного дела (установление наличия оснований для возбуждения уголовного дела при отсутствии оснований для отказа в принятии такого процессуального решения), законодатель предусматривает краткий срок проведения доследственной проверки. По общему правилу, решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении должно быть принято в течение трех суток (что при наличии повода и основания не исключает принятие решения и сразу после регистрации сообщения о преступлении). В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ этот общий срок может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя до 10 суток. Мотивы продления срока в законе не указаны и определяются исходя из конкретной ситуации. Для дальнейшего продления срока проверки сообщения о преступлении установлены не подлежащие расширительному толкованию основания - необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий. Срок проверки до 30 суток может быть продлен руководителем следственного органа по мотивированному ходатайству следователя. Решение о продлении срока проверки дознавателю принимается уже не начальником органа дознания, а прокурором.
Возможность продления срока доследственной проверки свыше 30 суток законом не предусмотрена. Однако в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела и его последующей отмены срок дополнительной проверки также может быть продлен в общем порядке. Это превращает стадию возбуждения уголовного дела фактически в стадию «без срока». Один из возможных вариантов решения этой проблемы видится в следующем: при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела по истечении максимального срока проверки сообщения (соответственно 10 или 30 суток) уголовное дело должно быть возбуждено.
Некоторыми особенностями обладает проверка сведений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. Согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ такие проверки проводятся по поручению прокурора органом дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователем. Указанной нормой закона редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязываются передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Исключения составляют случаи, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации, что соответствует требованиям законодательства о средствах массовой информации.
Выделяются и особенности рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях (ст. 198-199 УК РФ). Проверка таких сообщений, поступивших из органа дознания, относится исключительно к компетенции следователя. Как следует из ч. 7 ст. 144 УПК РФ, следователь в течение трех суток со дня поступления сообщения о налоговом преступлении должен проверить наличие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. При отсутствии таких оснований следователь по общему правилу направляет в налоговый орган, вышестоящий по отношению к тому, в котором стоит на учете налогоплательщик, копию сообщения о налоговом преступлении с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и сборам.
Налоговый орган должен в течение 15 суток с момента получения таких материалов направить следователю один из трех документов:
• заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах;
• информацию о проведении налоговой проверки, по результатам которой решение еще не принято или не вступило в законную силу;
• информацию об отсутствии сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Однако ни один из указанных документов не имеет для следователя обязательного значения. Согласно ч. 9 ст. 144 УПК РФ процессуальное решение должно быть принято по результатам рассмотрения заключения в течение 30 суток, но при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения заключения или информации. Таким образом, специальный режим возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям не является императивным. По усмотрению следователя уголовное дело может быть возбуждено и без учета мнения налогового органа, т.е. в общем порядке, что соответствует принципу самостоятельности следователя при принятии процессуального решения.
По результатам рассмотрения любого сообщения о преступлении компетентным должностным лицом (органом) в обязательном порядке должно быть принято одно из трех возможных процессуальных решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Заявитель уведомляется о любом принятом решении с разъяснением порядка его обжалования.
Первые два из возможных по окончании доследственной проверки решений — о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ), являются итоговыми для данной стадии. Третий вид решения — о направлении сообщения о преступлении по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения в суд - предусматривает принятие итогового решения по сообщению о преступлении другим органом расследования (или судом). В случае направления сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь, принимает меры по сохранению следов преступления.
Порядок доследственной проверки
Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях определен уголовно-процессуальным законодательством, непосредственно статьей 144.
В целом органы расследования обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему законное и обоснованное решение.
Порядок приема, регистрации и проверки поступивших сообщений о преступлениях регламентируются внутриведомственными нормативно-правовыми актами.
Под сообщением о преступлении подразумеваются все предусмотренные в УПК РФ информационные сигналы (поводы): заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно.
Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки. При обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
Информация о признаках преступления, содержащаяся в информационном сигнале, как правило нуждается в проверке. О возможности проведения проверочных действий указывается в УПК (ч. 1 ст. 144 и ч. 4 ст. 146).
Самым доступным и распространенным проверочным средством является получение объяснений от граждан. Содержание объяснения не является показаниями. Следующим проверочным действием является истребование необходимых письменных материалов от различных органов, учреждений и организаций.
Эффективным способом проверки поступившей информации о преступлении являются оперативно-розыскные мероприятия. Перечень проводимых мероприятий оперативного характера определен статьей 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности.
При проведении предварительной проверки органы дознания могут использовать полномочия, предоставленные им отраслевым законодательством, в частности Законом «О полиции».
При проверке сообщения о преступлении следственные действия не проводятся. Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Представляется, что под местом происшествия следует понимать место совершения преступления и место обнаружения следов совершения преступления.
Проверка информации о преступлении производится сотрудником органа дознания по поручению начальника органа дознания. Проверка должна быть завершена в течение 3 суток. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
На практике десять суток как правило максимальный срок для проведения проверочных действий.
Доследственная проверка следователя
Чтобы успешно осуществлять свою защиту на стадии доследственной проверки, нужно иметь представление не только о своих правах, но и правах следователя при ее проведении. Не зная этого, невозможно обжаловать какие-либо действия следователя, поскольку любое обжалование должно иметь под собой правовую основу. Если следователь вышел за рамки своих процессуальных полномочий на стадии доследственной проверки, то, соответственно, все произведенные им действия следует считать незаконными, а собранные доказательства недопустимыми.
Разумеется, при проведении проверки документальное закрепление действий следователя становится известным стороне защиты только после ознакомления с материалами доследственной проверки. Однако часть из них может быть проведена с участием потенциального подозреваемого, что дает защите право с ними знакомиться.
Итак, давайте разбираться, какими правами обладает следователь, проводя доследственную проверку.
В ходе доследственной проверки, проверяя сообщение о преступлении, следователь имеет право получать объяснения от любых лиц, которые, по его мнению, могут предоставить сведения по вопросам, являющимся предметом проверочных действий.
Данное право следователь реализовывает как путем непосредственного вызова гражданина для производства опроса, так и личного посещения гражданина по месту жительства или работы. Место получения объяснения гражданина зависит от усмотрения следователя и продиктовано, чаще всего, экономией времени. Если требуется опросить большой круг лиц, например, работающих на предприятии, то, соответственно, удобней сделать это по их месту работы.
Что касается получения объяснения от потенциального подозреваемого, то опрос преимущественно происходит в кабинете следователя. При этом порядок вызова может быть любым, как непосредственно по телефону, повесткой или оформлением. До возбуждения уголовного дела следователь не вправе вынести постановление о приводе. Как вариант, следователь может поручить и устно оперативным сотрудникам доставить гражданина по месту опроса.
Следователь имеет право задавать любые вопросы, которые сочтет нужным, касательно любых сфер жизни гражданина. Какие именно вопросы задавать, решает сам следователь. Если есть хоть малейшие сомнения, что проверка проводится исключительно в отношении Вас на предмет выявления именно в Ваших действиях состава какого-либо преступления, то здесь нужно знать о том, что право следователя на получение объяснения совершенно не предполагает Вашу обязанность его давать.
В ходе доследственной проверки следователь имеет право получать образцы для сравнительного исследования, которые необходимы для назначения последующих судебно-медицинских экспертиз и, в конечном счете, для решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела. Поэтому назначение данных образцов содержатся в самом названии – «образцы для сравнительного исследования».
Так, например, у гражданина следователь имеет право получать образцы отпечатков пальцев, биологического материала (волос, слюны, крови, потожировых выделений и т.д.), чтобы в дальнейшем с помощью экспертизы сравнить их с образцами, обнаруженными в ходе осмотра места происшествия или других следственных действий.
Также следователь для сравнительного исследования имеет право изъять образцы любых материалов, предметов, веществ, например, образцы почвы, товаров, изделий и т.д.
В этой связи необходимо знать о том, какие именно права следователя в этой части корреспондируют к обязанности гражданина предоставлять образцы. Речь, конечно, идет о тех образцах, которые изымаются у гражданина. Совершенно очевидно, например, предоставить образцы голоса можно только с согласия гражданина. А вот, например, биологические образцы уже могут быть изъяты в принудительном порядке.
Правомерность изъятия других образцов можно лишь установить в процессе ознакомления с материалами доследственной проверки или с материалами уголовного дела.
Следователь может истребовать документы и предметы путем составления письменных запросов в соответствующие органы и организации. С этим правом следователя, в принципе, все понятно и вопросов здесь не возникает. Но, что касается изъятия документов и предметов, то на этот счет существуют разные точки зрения.
Прежде всего, спорные моменты возникают в порядке и оформлении изъятия. На этот счет в законе указано, что изъятие должно происходить в порядке, установленном УПК РФ, но при этом не указаны конкретные статьи закона, где установлен данный порядок.
Когда дело возбуждено, то следователь вправе изымать предметы путем выемки и обыска. Однако проведение данных следственных действий в рамках доследственной проверки, с точки зрения защиты, не допустимы. Составление протокола изъятия УПК РФ также не предусматривает.
Поэтому единственно возможным способом является изъятие в ходе осмотра места происшествия, который следователь также вправе проводить в рамках доследственной проверки. При этом, когда осматривается, например, участок местности, то следователь имеет возможность проводить изъятия любых предметов. Но что делать, когда предметы или документы необходимо изъять, например, в жилом или нежилом помещении, если их собственники возражают против проведения осмотра в данных помещениях, требуя санкцию суда на обыск или возражая против выемки? По большому счету данные помещения могут и не являться местом происшествия, хотя в законе и не определяется это понятие. Поэтому в следственной практике допускаются данного рода осмотры.
Право следователя на проведение осмотра места происшествия, предметов, документов, трупов. Следователь вправе проводить данные следственные действия в рамках доследственной проверки. Они прямо предусмотрены уголовно-процессуальным законом, которым четко регламентированы. И только грубые нарушения порядка их проведения могут повлечь признание собранных доказательств недопустимыми.
Хотелось бы отметить, что в связи с изменениями ст.170 УПК РФ следователь получил право при производстве указанных выше следственных действий не привлекать к их участию понятых. При этом обязательным является применение технических средств фиксации при проведении осмотров.
Данным правом следователи стали пользоваться довольно часто. С одной стороны, конечно, это право существенно облегчает работу следователя, особенно когда осмотры носят длительный временной характер и присутствие понятых действительно затруднительно, с другой стороны лишают сторону защиты в дальнейшем подвергнуть сомнению объективность проведения осмотров. Тоже самое относится и к осмотру вещественных доказательств.
Право следователя назначать судебную экспертизу. Данное следственное действие также может проводиться при осуществлении доследственной проверки и в дальнейшем являться доказательством по уголовному делу. Результаты судебной экспертизы могут стать окончательной точкой в процессе принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Какие имеются особенности при назначении и проведении экспертизы на данной стадии процесса?
Если экспертиза проводится в рамках уголовного дела, то помимо права следователя, имеется и его обязанность ознакомить подозреваемого или обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы, с ее результатами, то есть предоставляется возможность задать свои вопросы, а ознакомившись с заключением написать свои замечания и обосновать свое несогласие с ее результатами.
В доследственной же проверке, в этой части, есть свои особенности, которые не предполагают данные действия следователя. Однако если стороной защиты после возбуждения уголовного дела будет заявлено о производстве дополнительной или повторной экспертизы, то такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.
Право следователя провести освидетельствование гражданина до возбуждения уголовного дела возможно только в случаях, не терпящих отлагательства. Для освидетельствования следователь в обязательном порядке должен вынести соответствующее постановление.
В основном для освидетельствования следователь привлекает специалистов. Например, при установлении алкогольного опьянения, наличия телесных повреждений и т.д. привлекается врач. При этом нужно знать, что какие-либо фото и видеозаписи проводятся только с согласия освидетельствуемого лица, что должно быть отражено в протоколе.
Право следователя требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих действиях специалистов. В основном данное право следователь реализовывает при доследственных проверках, выявляющих признаки преступлений экономической или должностной направленности. Здесь также привлекаются специалисты, обладающие специальными познаниями в области бухгалтерии, криминалистики и т.д.
На основании этих проверок, отраженных в специальных заключениях, в последующем назначаются соответствующие экспертизы, придающие им доказательственное значение. Так, например, прежде чем возбуждать уголовное дело о незаконном обороте наркотических средств, следователь прибегает к помощи специалиста, который устанавливает, является ли изъятое вещество наркотическим или нет.
Право следователя давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРД). При проведении доследственной проверки следователь имеет право поручить проведение оперативно-розыскных мероприятий органам дознания. Полученные данные ОРД следователь анализирует с точки зрения наличия в действиях лица состава преступления.
Порученные следователем действия органы дознания должны осуществлять в строгом соответствии с законом об ОРД. Иначе полученные данные в дальнейшем также могут быть исключены из доказательств по делу. Поручение следователя должно носить только письменный характер для обоснования необходимости проведения ОРД.
Таким образом, даже при проведении доследственной проверки следователь обладает широким кругом полномочий, направленным для установления наличия или отсутствия состава преступления. Тем не менее, данные проверочные действия строго оговорены в уголовно-процессуальном законе. В случае его нарушения все собранные доказательства являются недопустимыми.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?