Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про коррупционный риск, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постарался раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбил её на темы:
В системе противодействия коррупции основополагающим является выявление и минимизация коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению.
Оценка коррупционных рисков, уровня их распространенности в различных сферах общественных отношений, установление причин и условий, мотивов воспроизводства коррупционных отношений способствует выявлению пробелов в законодательном регулировании противодействия коррупции, проблем, возникающих в практике их реализации, а также недостатков в организационном, ресурсном, идеологическом обеспечении этой деятельности и соответственно выработке мер, адекватных существующим возможностям и потребностям современного общества.
Анализ специальной литературы и нормативных источников свидетельствует о том, что, несмотря на широкое употребление словосочетания «коррупционные риски», единого и четкого определения этому понятию не выработано даже применительно к конкретной сфере деятельности или властной структуре. Разные авторы вкладывают в эту дефиницию различное содержание, что осложняет разработку методов по их выявлению. Нормативно закрепленные определения также разняться. Так, например, «Методические рекомендации по выявлению зон потенциально повышенного коррупционного риска в системе государственного и муниципального управления для разработки антикоррупционных мер целевых программ по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований» содержат такое определение: «Коррупционные риски - это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действия (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий».
В докладе «Оценка коррупционных рисков в проектах законов, изменяющих действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных заказов», подготовленном Центром аниткоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р», как коррупционные риски рассматриваются риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций.
Группа авторов, исследующих психологические проблемы коррупции в таможенных органах, считает, что коррупциогенный фактор (риск) - явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения, или способствующие их распространению.
Применительно к государственной службе В.В. Астанин рассматривает коррупционные риски, как вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для государственных служащих в связи с прохождением государственной службы; реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего.
Группа разработчиков «Методики экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области и их проектов на коррупциогенность нормативно-правовых актов» в контексте оценки нормативно-правовых актов под коррупциогенным фактором понимает нормативно-правовую конструкцию (отдельное нормативное предписание или совокупность нормативных предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями либо управленческими обыкновениями с большей или меньшей степенью создает риск совершения коррупционных действий субъектами, реализующими нормативные предписания (коррупционные риски).
О.В. Казаченкова предлагает понимать под коррупционными рисками обстоятельства, факторы и явления, возникающие в процессе функционирования органов государственной власти, осуществления служебной деятельности государственных служащих, создающие ситуацию возможного совершения коррупционного правонарушения.
Известный исследователь коррупции Сатаров Г. характеризует коррупционные риски следующим образом: Риск коррупции - это шанс оказаться в коррупционной ситуации, войдя в контакт с должностными лицами, представляющими наше государство. Риск коррупции определяется коррупционным энтузиазмом взяткополучателей, создающих дефицит государственных услуг и выстраивающих бюрократические барьеры для примитивного вымогания взяток. Риск коррупции - это оценка вероятности того, что респондент, попадая в определенную ситуацию (решая проблему), окажется в условиях коррупционной сделки. Например, если гражданину потребуется получить помощь или защиту в милиции (без учета автоинспекции), то в 27,4 % случаев он столкнется с коррупцией.
В целом, обобщая имеющиеся теоретические и нормативные определения, можно сделать вывод, что все они сводятся к наличию благоприятных условий и обстоятельств, обеспечивающих возможность вступления в коррупционные отношения. Исходя из изложенного, под коррупционными рисками следует понимать условия и обстоятельства, мотивирующие и открывающие возможность вступления в коррупционные отношения.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Следует отметить, что появившееся в последнее время понятие «зона коррупционного риска» определяется авторами аналогично понятию «коррупционные риски». Так, Уполномоченный по противодействию коррупции при Губернаторе А. Павлов в своем блоге указывает, что зона коррупционного риска - это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действия (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий.
В «Методике формирования базы данных зон повышенного коррупционного риска...» под зоной повышенного коррупционного риска понимается намеренно или ненамеренно созданная ситуация, при которой имеется высокая вероятность проявления коррупции либо уже выявлены факты проявления коррупции при реализации полномочий исполнительных органов государственной власти и в деятельности подведомственных им учреждений, а также некоммерческих организаций, учреждённых исполнительными органами государственной власти.
То есть, в данном случае, авторы в содержание данного понятия вкладывают не только факторы, способствующие совершению коррупции, но и уже выявленные факты таких проявлений.
Т.Я. Хабриева, характеризуя зоны коррупционного риска, указывает: «...области регулирования, в которых в наибольшей степени проявляются соответствующие коррупциогенные факторы (так называемые «зоны коррупционного риска»: регулирование систем внутреннего контроля и внутреннего аудита в кредитных и иных организациях; регламентация полномочий надзорных органов; установление требований к профессиональной пригодности и добросовестности руководителей, отбору персонала и его профессиональной подготовке; взаимодействие государственного и частного сектора (устанавливающие требования к регистрации, лицензированию и иным разрешительным процедурам).
Исходя из толкований, содержащихся в различных толковых словарях, под «риском» понимается «возможная опасность», « возможность наступления вреда, убытка, ущерба», «угроза» и т.п.
На наш взгляд, под зонами коррупционного риска следует понимать сферы общественных отношений, содержащих наиболее вероятные, опасные факторы благоприятствующие возникновению коррупционных отношений.
Оценка коррупционных рисков
Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными (трудовыми) обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства.
В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
- что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
- какие коррупционные схемы используются.
Должности федеральной государственной службы, должности в государственной корпорации (государственной компании), которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной (трудовой) деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:
• необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
• использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;
• предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу, на работу в государственную корпорацию (государственную компанию);
• оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
• использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
• требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- а также сведения о:
- нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;
- искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной (трудовой) деятельности;
- попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
- действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным (трудовым) полномочиям;
- бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными (трудовыми) обязанностями;
- получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
- получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
- совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;
- совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.
По итогам реализации вышеизложенных мероприятий федеральным государственным органам и государственным корпорациям (государственной компании) рекомендуется сформировать и утвердить перечень должностей в федеральных государственных органах и государственных корпорациях (государственной компании), замещение которых связано с коррупционными рисками (издание соответствующих нормативных правовых актов предусмотрено пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", подпунктом "а" пункта 22 и подпунктом "в" пункта 23 Указа Президента Российской Федерации N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции").
Утверждение данного перечня осуществляется руководителем федерального государственного органа, государственной корпорации (государственной компании) посредством издания нормативного правового акта преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).
Основанием для проведения заседания комиссии будет являться представление руководителя федерального государственного органа, государственной корпорации (государственной компании) или любого члена комиссии, касающееся осуществления в федеральном государственном органе, государственной корпорации мер по предупреждению коррупции (подпункт "в" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 821).
Уточнение (корректировку) перечня должностей в федеральных государственных органах и государственных корпорациях (государственной компании), замещение которых связано с коррупционными рисками, предлагается осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков и не реже одного раза в год.
В соответствии с антикоррупционным законодательством лица, замещающие должности, включенные в обозначенный перечень должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, федеральными государственными органами и государственными корпорациями (государственной компанией) будет определен круг должностных лиц, деятельность и имущественное положение которых является объектом пристального внимания, как со стороны общественности, так и со стороны сотрудников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что позволит осуществлять обоснованный контроль за благосостоянием и имущественным положением данных должностных лиц и их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно-опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:
• значительно уменьшается риск отклонения должностного лица при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
• снижается степень усмотрения должностных лиц при принятии управленческих решений;
• создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
• обеспечивается единообразное осуществление функций должностными лицами различных федеральных государственных органов, государственных корпораций (государственной компании);
• создается гласная, открытая модель реализации коррупционно-опасной функции.
При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами позволит обеспечить взаимный контроль.
В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:
• перераспределение функций между структурными подразделениями внутри федерального государственного органа, государственной корпорации (государственной компании);
• введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);
• исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;
• совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
• сокращение количества должностных лиц, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
• оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;
• сокращение сроков принятия, управленческих решений;
• установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий должностным лицом при осуществлении коррупционно-опасной функции;
• установление дополнительных форм отчетности должностных лиц о результатах принятых решений.
В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящих методических рекомендациях, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:
• организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Указ Президента Российской Федерации N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"), контроля за соответствием расходов доходам (Федеральный закон N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"), так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в СМИ;
• использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
• проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.
Таким образом, осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций либо минимизировать их.
Минимизация коррупционных рисков
Управление коррупционными рисками включает целый пакет процедур и действий, которые позволяют своевременно выявлять, объективно оценивать, в непрерывном режиме отслеживать и оперативно устранять коррупционные риски, причем делать это не после, а до или, по крайней мере, во время превращения этих рисков в реальные коррупционные действия.
Управление коррупционными рисками состоит из следующих этапов:
• мониторинг коррупционных рисков;
• выявление (идентификация) коррупционных рисков;
• анализ и оценка коррупционных рисков;
• выработка мер по устранению коррупционных рисков.
Антикоррупционный мониторинг — это наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также общих и специальных мер по реализации антикоррупционной политики. Проводится уполномоченным органом по противодействию коррупции либо иным специализированным учреждением или организацией. Мониторинг коррупционных рисков направлен на выявление, анализ и оценку коррупционных зон и соответствующих коррупционных рисков в системе государственного и муниципального управления, т.е. условий и факторов, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных и связанных ними общим коррупционным интересом лиц, и служит важнейшим информационным источником для последующего принятия и оперативной реализации соответствующих антикоррупционных мер.
Мониторинг, как правило, включает следующие направления:
• анализ определенных сфер деятельности органа государственного или муниципального управления, которые являются коррупционно опасными, включающий также правовую экспертизу на коррупциогенность правовых и процедурно-процессуальных норм;
• систематическую проверку деятельности государственных органов и лиц, занимающих коррупциогенные должности, включая государственный аудит и финансовые ревизии;
• анализ проведения административных процедур в части предоставления государственных и муниципальных услуг;
• анализ жалоб граждан на предмет выявления фактов коррупции и коррупционно опасных факторов в деятельности органов государственного или муниципального управления;
• контент-анализ публикаций средств массовой информации и информации в сети Интернет.
Выявление (идентификация) коррупционных рисков включает поиск и определение возможностей системы государственного управления, которые могут вызвать коррупционные проявления.
Анализ и оценка коррупционных рисков. Для того чтобы определить потенциальное влияние коррупционного риска на систему государственного управления, выявленный риск следует проанализировать и оценить. Кроме того, по каждому риску выявляется степень вероятности, с которой он может реализоваться. Смысл оценки коррупционных рисков заключается в том, чтобы определить, существуют ли какие-либо факторы (действия или события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование государственных средств в проверяемой сфере или негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения, связанные с риском возникновения коррупционных проявлений.
Выработка мер по устранению коррупционных рисков. На данном этапе для каждого коррупционного риска определяются меры, необходимые для снижения вероятности проявления риска и его последствий.
В целях оценки коррупционных рисков разрабатывается перечень критериев и индикаторов. Каждому критерию должен соответствовать набор индикаторов, которые количественно и качественно характеризуют соответствующие процессы и процедуры.
Индикаторы оценки коррупционных рисков в системе органов государственной власти — показатели, свидетельствующие о наличии условий и факторов для коррупционных проявлений. При помощи индикаторов можно выявить и оценить динамику системы государственного управления в части сокращения потенциальных возможностей для коррупционных проявлении со стороны должностных лиц.
Критериями оценки уровня коррупционных рисков являются признаки, на основании которых формируется оценка качества системы государственного и муниципального управления с точки зрения наличия возможностей и условий для коррупционных проявлений.
Примерный перечень критериев оценки коррупционных рисков может быть представлен следующим образом:
1) уровень административных барьеров;
2) степень детализации административных процедур;
3) показатель участия граждан в контроле над деятельностью органов государственной власти;
4) показатель доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и их должностных лиц;
5) показатель ответственности за коррупционные действия (бездействие) должностных лиц;
6) уровень конкуренции;
7) уровень качества предоставляемых государственных услуг и др.
Рассмотрим каждый из указанных критериев отдельно.
Для оценки коррупционных рисков по каждому критерию сформированы группы индикаторов:
- Первый критерий — уровень административных барьеров. В группу индикаторов, отражающих уровень данного критерия, в обязательном порядке входят:
• частота проверок организаций со стороны контролирующих органов;
• степень снижения расходов предпринимателей, связанных с преодолением административных барьеров;
• степень упрощения процедуры регистрации организаций и внесения изменений в регистрационные документы;
• показатель сокращения числа согласований и их упрощения при оформлении разрешений на строительство, реконструкцию и перепланировку помещений, на подключение к коммунальным сетям и др. при получении лицензий и иных документов, требующихся для открытия и ведения бизнеса и др.
- Второй критерий — степень детализации административных процедур — включает:
• наличие правовых пробелов в процедурных нормах;
• наличие регламентации и стандартизации административных процедур, касающихся исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг.
- Третий критерий — показатель участия граждан в контроле над деятельностью органов государственной власти — включает:
• количество общественных инициатив, касающихся противодействия коррупции;
• частота обращений граждан в правоохранительные органы по фактам коррупции;
• доля граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в деятельности государственных и муниципальных служащих, и др.
- Четвертый критерий — показатель доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц — включает:
• наличие механизмов контроля за представлением должностными лицами деклараций о доходах, собственности, об экономических и хозяйственных интересах;
• наличие условий, способствующих использованию независимой экспертизы при принятии решений;
• наличие механизмов обратной связи при обращении граждан в органы власти.
- Пятый критерий — показатель ответственности за коррупционные действии (бездействие) должностных лиц — включает:
• наличие в законодательстве санкций за несоблюдение положений о конфликте интересов, а также за совершение коррупционных действий;
• доля привлеченных должностных лиц за коррупционные действия и др.
- Шестой критерий — уровень конкуренции — включает анализ и оценку доли государственных (муниципальных) закупок, проведенных с единственным поставщиком.
- Седьмой критерий — уровень качества предоставляемых государственных услуг — включает:
• наличие системы электронного обмена информацией и получения государственных и муниципальных услуг гражданами и организациями;
• уровень удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг.
Мониторинг коррупционных рисков предполагает, во-первых, выявление, анализ и оценку коррупционных рисков и факторов с учетом разработанной системы индикаторов и, во-вторых, разработку предложений по устранению коррупционных факторов и рисков. Предложения по устранению коррупционных рисков могут носить общий характер или содержать разные способы устранения коррупционных рисков путем либо разработки необходимых процедур, либо отмены (изменения) соответствующих норм закона.
На основе полученных данных разрабатывается механизм снижения рисков, включающий целый комплекс мер правовой, информационной, организационной кадровой, просветительско-пропагандистской направленности. В их числе мероприятия: по ротации кадров; декларированию доходов, расходов, имущества и имущественных прав лиц, занимающих должности в аппарате государственного и муниципального управления, государственных корпорациях, государственных фондах и фондах с государственным участием; оптимизации системы материальной и финансовой заинтересованности работников; пересмотру должностных регламентов в сторону их ужесточения и др. Основная цель таких мероприятий — снижение степени свободы усмотрения чиновником, замещающим должность из перечня должностей наибольшего коррупционного риска.
Таким образом, минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается следующими методами:
• введением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем;
• перераспределением функций между структурными подразделениями внутри федерального государственного органа, государственной корпорации;
• использованием информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция);
• исключением необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;
• совершенствованием механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп и др.
В целях недопущения коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности Минтруда России рекомендует постоянно осуществлять следующие действия:
• внутренний контроль за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанный на механизме проверочных мероприятий. Проверочные мероприятия должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, гак на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в средствах массовой информации;
• использование средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
• проведение разъяснительной и иной работы для снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно опасных управленческих функций.
Из сказанного следует, что мониторинг коррупционных рисков представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, анализ и оценку условий и обстоятельств, мотивирующих и открывающих возможность вступления в коррупционные отношения с целью выработки мер упреждающего действия. Тем самым открывается возможность своевременно выявлять, отслеживать, строже оценивать и оперативно устранять риски до или, по крайней мере, во время их превращения в то, что называется коррупцией.
Перечень коррупционных рисков
Перечень коррупционных рисков:
1. Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
2. Право решающей подписи;
3. Подготовка и визирование проектов решений;
4. Участие в коллегиальных органах, принимающих решения;
5. Устранение нарушений, выявленных в результате проверки и контроль за устранением выявленных нарушений т.п.;
6. Непосредственное ведение реестров, баз данных, содержащих «коммерчески» значимую информацию;
7. Использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;
8. Предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на работу в учреждение;
9. Оказание неправомерного предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
10. Использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
11. Требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12. Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, организаций;
13. Дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания, протокольных мероприятий и др.;
14. Нарушение должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных актов, регламентирующих вопросы организации планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
15. Искажение, сокрытие или представление заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом их служебной деятельности;
16. Попытки несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
17. Действия распорядительного характера, превышающие или не относящиеся к их должностным полномочиям;
18. Бездействие в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их служебными обязанностями.
Повышенный коррупционный риск
В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
• Наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
• Высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
• Высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
Должности, замещение которых связано с повышенными коррупционными рисками:
1) осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
2) предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
3) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участков недр и др.);
4) управление государственным имуществом;
5) осуществление государственных закупок;
6) выдачу лицензий и разрешений;
7) хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Управление коррупционными рисками
Когда около двадцати лет назад коррупция стала набирать обороты, то было принято консенсусное решение о том, что поскольку лучшее объяснение не придумано, то коррупция означает использование общественной власти в личных целях. На сегодняшний день слово «общественный» перед властью или позицией убрано, и коррупция означает использование своей власти или позиции в личных целях, независимо от того, в каком секторе действует соответствующее лицо. Слово «личный» также получило широкое значение, которое охватывает близких, какую-либо группу или партию. Согласно одному широкому и более правильному для меня определению, коррупция – это злоупотребление данным человеку доверием.
Коррупционные формы частного сектора до сих пор мало изучены, тогда как наибольшее внимание обращено на ценности руководителей предприятий и на персонал. Пока окончательно не условлено, что такое коррупция в частном секторе.
Три основных принципа борьбы с коррупцией:
1. При общении с представителями и работниками предприятия руководители предприятия должны обращать внимание на незаконность дачи взятки, в том числе и за пределами Эстонии (напр., курсы, оповещение персонала при найме на работу, при отправке в командировку и т.д.).
2. На предприятии и в общении между предприятиями следует исходить из этического и честного ведения дел, а также применять способствующие этому меры (напр., кодексы этики вместе с механизмами применения, защита сообщающих о коррупции лиц и т.д.).
3. При выявлении случаев коррупции необходимо передавать соответствующую информацию полиции или прокуратуре. Каждый обязан сообщить о совершенном другим лицом преступлении первой степени и не скрывать этого. Согласно Пенитенциарному кодексу, невыполнение этих обязанностей влечет за собой денежный штраф или даже лишение свободы на срок до пяти лет.