Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Юридический аспект

Юридический аспект

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Юридический аспект

Сегодня мы поговорим про юридический аспект, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постарался раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбил её на темы:
Не забываем поделиться:


1. Юридический аспект
2. Правовые и юридические аспекты
3. Аспекты юридической ответственности
4. Юридические аспекты права
5. Аспекты юридического лица
6. Аспекты юридической науки
7. Юридический аспект собственности
8. Аспекты юридической психологии
9. Виды юридических аспектов
10. Правовые аспекты юридической деятельности

Юридический аспект

Формы организации бизнеса – это способы организации предпринимателями своего дела, способы их взаимодействия друг с другом.

Формы организации предпринимательской деятельности подлежат юридическому оформлению и называются организационно-правовыми.

Формы организации бизнеса зависят от форм собственности. Собственность – это определенная форма присвоения материальных ценностей, услуг и средств производства. Собственность имеет юридический и экономический аспекты.

Юридический аспект выражается в имущественных отношениях, которые обусловлены Конституцией РФ и другими законами. К имущественным отношениям относятся: право владения, право распоряжения и право пользования.

Право владения представляет собой вступление в права наследования, купли, дарения имущества. Вступление в право владения должно подкрепляться документально: завещание, купчая, дарственная.

Право распоряжения означает распоряжения собственностью по усмотрению ее владельца. Собственник имеет право продать, передать в аренду или использовать имущество самому. Если собственность подлежит продаже, право распоряжения используется владельцем однократно. Покупатель становится полноправным собственником. При передаче собственности в аренду право собственности переходит к ее временному владельцу.

Право пользования дает владельцу собственности возможность использовать ее по собственному усмотрению в зависимости от назначения. В случае передачи собственности в аренду оговариваются сроки аренды и арендная плата. Денежный капитал может использоваться в качестве инвестиционных ресурсов (вложение в производство), в качестве проведения финансовых операций на фондовых рынках.

Экономический аспект собственности состоит из трех видов экономических отношений: присвоение, экономическая реализация и хозяйственное использование материальных ценностей.

Присвоение является экономической формой отношений, которая заключается в использовании права владения собственностью. Одновременно с присвоением происходит процесс отчуждения.

Объектами отчуждения являются земля, капитал, природные богатства, средства производства. Документальным основанием для подтверждения отчуждения может быть договор о закупке продукции или трудовой договор в случае использования труда наемных работников. В результате присвоения появляется юридическое лицо, именуемое собственником.

Экономическая реализация представляет собой способность извлечения прибыли при использовании собственности. В этом случае собственность является источником прибыли. Величина дохода зависит от способа использования имущества. Это может быть использование капитала для производства и дальнейшей реализации товаров, в результате чего происходит получение дохода. В случае передачи имущества в аренду владелец получает ренту, а в случае вложения капитала в финансовые операции владелец получает процентную прибыль. Продажа собственности является одноразовой реализацией. В этом случае доходом является продажная стоимость имущества.

Правовые и юридические аспекты

Развитие самоуправления в школе тесно связано с темой прав человека. Современная школа работает в условиях глубоких изменений в обществе. Эти изменения необходимо учитывать при выработке образовательной политики. Но построение демократического правового государства в огромной степени определяется уровнем правовой культуры общества. От активности самих людей в защите своих прав зависит улучшение ситуации с правами человека в стране.

Сегодня перед школой стоит непростая задача преодоления авторитарных традиций, сформированных десятилетиями. Если мы хотим, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и уважении к правам человека. В этом - сверхзадача школы: выпускать в жизнь граждан, способных внести вклад в построение демократического общества и правового государства.
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Одним из важнейших прав человека является право на участие в управлении делами государства. Не случайно у школьников, педагогов и родителей есть право на участие в управлении школой. Это право было закреплено в Законе «Об образовании» и усилено в Законе «Об образовании», но так и не реализовано в подавляющем большинстве школ.

В законе написано: «К органам самоуправления образовательной организации относятся советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации. Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации».

Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый, с одной стороны, государством, а с другой - общественностью в лице участников образовательного процесса - учеников, родителей и педагогов. Директор школы должен стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления.

Учреждение образования заинтересовано в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека. Школа, в центре внимания которой ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Права человека и самоуправление - необходимые слагаемые успеха школы.

Правовые основы школьного ученического самоуправления определяют следующие документы:

- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 20/2);
- Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Устав школы;
- Положение об ученическом самоуправлении.

Несмотря на существование правовых документов, регулирующих самоуправление, следует отметить, что законодательное (и даже правовое) определение понятия ученического самоуправления отсутствует. Это приводит к неоднозначному пониманию сущности самоуправления, а также к необходимости общественного обсуждения положений и уставов школьного самоуправления.

Установлено, что дисциплина в образовательном учреждении должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. В Законе «Об образовании» ученикам дано немало прав: на уважение человеческого достоинства, на участие в управлении образовательным учреждением и др. Администрация образовательного учреждения вправе уволить педагога, допустившего применение методов физического или психического насилия даже однократно.

Учащиеся могут ходатайствовать (лично либо через своих выборных представителей) перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка.
интересное на портале
документ Тест "На сколько вы активны"
документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
документ Тест "Для начинающего миллионера"
документ Тест который вас удивит
документ Семейный тест "Какие вы родители"
документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


Ученики также могут направить своих представителей в комиссию, которая будет проводить это дисциплинарное расследование. После того как комиссия проведет расследование, директор школы должен принять решение. Если учащиеся не согласны с этим решением, они могут обратиться в вышестоящие органы через своих выборных представителей.

Учащиеся могут проводить в школе собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Эти мероприятия должны проходить во внеучебное время, не мешая учебно-воспитательному процессу. Если в Уставе школы указаны условия проведения таких собраний и митингов, то организаторы митингов должны их выполнить.

Ученик может быть исключен из школы только за правонарушения, грубые и неоднократные нарушения Устава школы и только по достижении 14-летнего возраста.

Согласно Закону «Об образовании» управление школой осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. Это означает, что в школе должны быть созданы органы самоуправления - совет школы, общешкольная конференция, педагогический совет, родительский комитет и др. Органы самоуправления имеют собственные полномочия по управлению школой. Эти полномочия должны быть указаны в Уставе школы.

Органы школьного самоуправления, созданные учениками, называют органами ученического самоуправления. Они представляют интересы учеников в управлении школой.

Важным документом, определяющим и регламентирующим деятельность органов школьного самоуправления является Устав школьного самоуправления или Положение о школьном самоуправлении. Данный документ утверждается в органе школьного самоуправления и является таким же важным, как устав образовательного учреждения.

Устав школьного самоуправления и по сути аналогичное ему Положение о школьном самоуправлении - юридические документы, которые составляются для эффективного функционирования системы школьного самоуправления.

Эти документы обязательно должны включать в себя разделы:

1. Общие положения. Здесь должны быть указаны:
- юридические документы, на основании которых составляется Устав (Конституция РФ, Закон «Об образовании» и т.д.);
- юридическая форма образовательного учреждения (обратите внимание на точное юридическое название вашей школы - если учреждение написано неверно, то документ не имеет юридической силы);
- характер организации - школьного самоуправления;
2. Цель, задачи и предмет деятельности. Здесь должны быть перечислены задачи, которые участники ставят перед собой в совместной деятельности:
- реализация социальных проектов;
- создание условий для реализации учениками права на образование;
- развитие образовательного пространства как учитывающего интересы и потребности учеников;
- издательская деятельность и еще много чего, на что хватит фантазии у учеников.
3. Принципы школьного самоуправления - это правила взаимодействия членов самоуправления друг с другом и с иными участниками образовательного процесса: администрацией, учителями, родителями:
- добровольность;
- равноправие всех членов самоуправления;
- законность и гласность;
- приоритет интересов детей и подростков, общечеловеческих ценностей;
- неприятие национальной, идейной, религиозной вражды и неприязни;
- открытость для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с другими молодежными коллективами, разделяющими его цели и задачи;
- уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления;
- коллегиальность принятия решений;
- взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений;
- свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
4. Порядок руководства самоуправлением. В этом разделе следует указать:
- высший руководящий орган, его права и обязанности;
- должности, существующие в рамках школьного самоуправления, и обязанности лиц, избранных на эти должности;
- порядок работы высшего руководящего органа;
- кто и каким образом становится членом школьного самоуправления;
- кто и каким образом может утратить членство в этой организации;
- кто и как будет контролировать хозяйственную деятельность органов самоуправления.
5. Права и обязанности членов школьного самоуправления. В этом разделе описываются:
- права и обязанности членов управляющего органа и всех занимающих выборные должности, а также всех остальных членов школьного самоуправления;
- порядок избрания на должности и порядок обжалования результатов выборов;
- срок полномочий управляющего органа школьного самоуправления.
6. Порядок внесения изменений в Положение о школьном самоуправлении. Здесь устанавливаются:
- кто, как и при каком условии вносит изменения в документ;
- сколько участников руководящего органа или учеников школы должно проголосовать за внесение изменений.

Например, может быть написано: изменения и дополнения в Устав школьного самоуправления вносятся парламентом при принятии их большинством голосов на заседании парламента либо на общем заседании школьного самоуправления.

Аспекты юридической ответственности

Различные определения юридической ответственности и обобщив сказанное, можно выделить следующие признаки юридической ответственности:

• юридическая ответственность состоит из двух аспектов: норм материального и норм процессуального права, причем процессуальное право регулирует порядок и условия вложения, применения юридической ответственности из правонарушения;
• юридическая ответственность является наряду, например, с экономической, одним из видов социальной ответственности и в принципе ей присущи все те же признаки, что и социальной ответственности;
• определяющим признаком юридической ответственности является наказание, хотя некоторые ученые не соглашаются с такой с постановкой вопроса, поскольку, ответственность некоторыми из них рассматривается в двух аспектах: активности и ретроспективности. Когда речь идет об активном аспекте ответственности, то в этом случае она выступает как осознание лицом своего места в обществе. В данном случае ответственность является моральным регулятором поведения людей. Во втором говорят о ретроспективном аспекте ответственности за прошлое. В этом смысле, с данной стороны, ответственность за суть принятия лицом неблагоприятных последствий за свое противоправное поведение лицу этих лишений. О юридической ответственности в данном случае можно говорить только в плане наказания;
• юридическая ответственность, в отличие от социальной, устанавливается только правовыми актами, которые издаются государственной власти и управления, а также должностными лицами;
• отличительным признаком юридической ответственности является то, что она применяется за совершение правонарушения, за нарушение правовых норм;
• юридическая ответственность является одной из форм государственного принуждения, а поэтому возлагается либо государственными органами, либо по поручению государственных органов общественными органами. Государственное принуждение предусмотрено любой правовой нормой, поскольку волевой характер является главной чертой права как общественного явления.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет ограничивать ее от других правовых и внеправовых категорий. На основании этого можно сделать выводы: юридическая ответственность – это установленная, государственная мера принуждения за совершенное правонарушение.

Для более полного уяснения сущности юридической ответственности важно определить принципы, на которых она базируется. В принципах любого явления отражаются глубокие, устойчивые, закономерные связи, благодаря которым оно и существует. Познание признаков ответственности позволяет правильно определит охранительные нормы, разрешать дела при пробелах в праве, обеспечивать государственно-правовое принуждение. Успешному осуществлению задач, связанных с разработкой концепции юридической ответственности будет способствовать реализация ее основных признаков: законность, необратимость, справедливость, целесообразность и гуманизм, индивидуализация наказания, ответственность за вину, состязательность процесса и право на защиту лица.

Принцип законности означает неуклонное исполнение требований законов и соответствующих им нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное требование законности с точки зрения материального права заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяние предусмотренное законом, хотя в жизни бывают различные ситуации, и в частности вызванные коллизией двух законодательных актов. При этом при осуществлении ответственности не должна придаваться обратная сила закону, запрещающие какое-либо деяние. Содержание принципа законности в значительной степени зависит от состава субъектов. Из этого состава нельзя исключать некоторых участников, например, граждан, т.е. граждане должны нести ответственность за правонарушения по закону, в соответствии с принципом законности. Однако существует категория граждан, которые не могут попадать под юридическую ответственность (например, граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом).

Принцип неотвратимости. Неотвратимость ответственности более всего зависит от четкости работы правоохранительных органов, от подготовленности, компетентности и добросовестности работников, уполномоченных привлекать к тому или иному виду юридической ответственности. Принцип неотвратимости предполагает: ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным; быстрое и оперативное применение мер юридической ответственности за совершение того или иного правонарушения; профессионализм персонала правоохранительных органов; эффективность применяемых мер по отношению к правонарушителям.

Принцип справедливости означает, что за противоправный проступок отвечает лишь тот, кто его совершил, причем за одно и тоже правонарушение ответственность наступает только один раз; при назначении санкции должна учитываться тяжесть правонарушения; более суровый закон не имеет обратной силы. Справедливость юридической ответственности не абстрактное нравственное либо психологическое понятие.

Она проявляется в следующей системе формальных требований:

• нельзя за административные и дисциплинарные проступки устанавливать уголовное наказание;
• недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
• карательные меры юридической ответственности должны соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

При установлении ответственности учитывается как отягчающие, так и смягчающие обстоятельства. В отдельных предусмотренных законом случаях возможно определение меры наказания установленного санкцией нормы предела либо вообще освобождение лица от наказания.

Принцип целесообразности. Он связан как с правом, так и с моралью. Это означает, что лицо, совершившее правонарушение и признанное виновным, может быть полностью или частично освобождено от санкции по тем причинам, что правонарушитель добровольно возместил причиненный ущерб или устранил причиненный вред, раскаялся, в силу чего назначение ему административного наказания или иного наказания нецелесообразно. Требование целесообразности не должно противоречить требованию законности при реализации ответственности (целесообразность не допускает возможность принятия произвольных, субъективных решений государственным органам.) И уж тем более нельзя нарушать требования закона под видом его нецелесообразности. В таком нарушении нет необходимости, либо сам закон дает возможность выбора целесообразного решения. Например, санкции уголовно-правовых норм является относительно определенными, что позволяет государственному органу избрать наиболее целесообразную в конкретных условиях меру наказания.

Принцип гуманизма учитывается при осуществлении противовосстановительной ответственности. Но сложность в том, если государство и его органы вправе простить правонарушителя, смягчив его штрафную, карательную ответственность или вообще освободить ее по основаниям, указанным в законе, то там, где нарушены права частных юридических лиц и речь идет об их установлении – право отказать от осуществления ответственности принадлежит только тем, чьи права восстанавливаются посредством такой ответственности. Однако и здесь по просьбе лица, привлеченного к ответственности, при наличии уважительных причин возможны по решению суда или других правоохранительных органов изменения порядка исполнения, отсрочки и рассрочки платежей, снижение размеров выплат.

Индивидуализация наказания. Данный принцип заключается в том, что ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта (например, за безответственные действия руководителя ответственность нередко возлагается на предприятие как юридическое лицо, за правонарушения подростков часто к ответственности привлекаются родители).

Ответственность за вину. Ответственность может наступать только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения или вызванных им результатов. Если же лицо невиновно, то, несмотря на тяжесть деяния, оно не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем в исключительных случаях нормы гражданского права допускают ответственность без вины, т.е. за сам факт совершения противоправного асоциального явления.

В уголовном праве при привлечении лица к уголовной ответственности действует презумпция невиновности. Лицо предполагается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Также самым важным принципом юридической ответственности является принцип состязательности процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности. В настоящее время этот принцип наполняется новым содержанием. Комплекс прав лица, привлеченного к ответственности, дающий ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела и отстаивать свои интересы, называется – право на защиту. Право на защиту закреплено законом в виде процессуальных прав, привлеченного к ответственности, обеспечивающих ему возможность знать, в чем именно состоит обвинение, оспаривать его, участвовать в сборе и исследовании доказательств, пользоваться помощью адвоката, обжаловать применение мер пресечения и другие акты, предшествующие принятию решения, обжаловать само решение и порядок его исполнения.

Юридические аспекты права

Одна из фундаментальных задач нынешнего времени (особенно для стран, освобождающихся из-под ига тоталитарных режимов и проходящих в таком многосложном процессе ряд промежуточных стадий) – это переход от общих деклараций и славословий по правам человека к реальному делу.

Условия, пути и способы решения возникающих здесь проблем, направленные на превращение в жизненную реальность современной культуры прав человека, многообразны. Они сопряжены со степенью утверждения в обществе начал последовательно демократической, либеральной цивилизации, институтов современного гражданского общества, с природой, характером и честностью политической власти, деятельностью общественных правозащитных организаций, реальной практикой и мужеством действительных подвижников правозащитного дела, со многими другими реалиями и факторами нашего сегодняшнего бытия.

Но быть может, среди этих различных условий, путей и способов есть ключевое звено?

Да, есть такой центральный пункт. Это как раз такое юридическое возвышение прав человека, когда они обретают качество объективного права.

Отмечая только что названные (и кратко рассмотренные) проблемы прав человека, не упустим из поля зрения то обстоятельство, что решающее значение по вопросам прав человека имеет их юридический аспект. И, стало быть, понимание того, что все они так и останутся острыми и нерешенными вопросами современности, выраженными в лозунгах, заклинаниях и призывах, до тех пор, пока не будут выработаны оптимальные варианты их решения, которые должны выходить на право. То есть пока они не воплотятся в праве человека, содержащем отработанные юридические нормы, юридические конструкции и принципы, способные фактически, на деле, реализовать при помощи всей системы юридических механизмов данной страны высокие гуманитарные ценности и идеалы.

Что это за юридические нормы, конструкции и принципы?

К счастью, многие из них (во всяком случае, по своим основам, классическим построениям) уже выработаны за многовековую историю юриспруденции, стали достоянием юридической культуры. Другие нуждаются в модификации, развитии, выработке новых компонентов, соответствующих требований надлежащего юридического обеспечения прав человека.

Так, при решении вопросов, связанных с юридическим обеспечением свободы слова, была бы оправданной проработка возможности использования таких юридических конструкций и принципов, которые построены на признании абсолютного характера (по существующим юридическим определениям или с известными элементами sui generis) субъективного права, выражающего и гарантирующего свободу слова, и, стало быть, такого построения (допустим, права по лицензии на телевещание и радиовещание), в соответствии с которым продолжение, пролонгация этого права на то или иное время носит автоматический характер (и, соответственно, лишение этого права может производиться только в судебном порядке по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных в законе).

Аналогичные соображения можно высказать и по другой острой проблеме – исключение самой возможности уничтожения людей без суда (во всяком случае, без судебного подтверждения соответствующих фактов, подчас констатируемых только спецслужбами) и действия всего комплекса процессуальных процедур, неизбежно наступающей в результате использования методов войны при решении внутригосударственных проблем.

Такого социального результата можно достичь не только путем введения соответствующих конституционных запретов (запрет на использование регулярных вооруженных сил при решении внутригосударственных проблем предусматривался в первых вариантах проекта российской Конституции), но одновременно и путем установления юридически отработанного порядка использования регулярных вооруженных сил внутри страны. Порядка, при котором подобное использование армии допускается, например, лишь по основаниям, строго определенным законом в исчерпывающем перечне, с констатацией их наличия в правосудном порядке, что и должно в автоматическом режиме открывать или не открывать по данным акциям бюджетное финансирование (вопрос о выработке и введении подобных законодательных установлений выдвигался в печати еще в обстановке Первой чеченской войны).

Аспекты юридического лица

В статье 33 ГК определяется юридические лица как организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечают этим имуществом по своим обязательствам от своего имени приобретаются и осуществляются имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием.

В указанной статье закрепляются следующие признаки юридического лица как субъекта права:

1) имущественная обособленность;
2) самостоятельная имущественная ответственность;
3) выступление в гражданском обороте от своего имени.

Имущественная обособленность - признак юридического лица и выражающейся в обладании им вещного права на имущество: права собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления. Имущество юридических лиц отражается в его самостоятельном балансе.

Самостоятельная имущественная ответственность юридических лица базируются на имущественной обособленности, по своим обязательствам юридические лица несут ответственность всем принадлежашим им имуществом. Имущество юридических лиц обособлено от имущества учредителей именно для того, чтобы оно несло ответственность этим имуществом.

Самостоятельная имущественная ответственность, исключает ответственность учредителей по долгам юридических лиц. Таким образом, юридические лица не несут ответственности по обязательствам его учредителей и участников.

Законодательным актом или учредительным документом юридических лиц предусмотрена ответственность учредителей и участников по обязательствам юридического лица.

Рассматриваемый признак юридических лиц содержатся в статье 44 ГК РК. Если юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, учреждение, а также казенное предприятие, согласно части 2 пункта 1 статьи 44 ГК РК, отвечают по обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами.

Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения и казенное предприятие несет собственник имущества.

Исключение из правил о самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц установлены законодательными актами.

Исключения предусмотрены ГК РК:

1) ответственность собственников имущества учреждения и казенного предприятия по обязательствам последних при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения требований кредиторов (часть 2 п. 1 ст. 44 ГК);
2) ответственность участников полного товарищества и в коммандитном товариществе по обязательствам соответствующего товарищества (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 72 ГК);
3) ответственность членов производственного кооператива по обязательствам кооператива (п. 3 ст. 96 ГК);
4) ответственность учредителей по обязательствам юридических лиц, если банкротство последнего вызвано действиями учредителя (п. 3 ст. 44 ГК);
5) ответственность материнской компании по сделкам дочерней (часть 2 п. 2 ст. 94 ГК), а также в случае банкротства дочернего хозяйственного товарищества по вине материнской компании (часть 3 п. 2 ст. 94 ГК);
6) ответственность участников товариществ с ограниченной ответственностью, не внесших полностью вклад, по обязательствам товарищества (часть 2 п. 1 ст. 77 ГК).

Выступления в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность быть истцом и ответчиком в суде, возможность от своего имени заключать договоры, совершать односторонние сделки. Юридические лица согласно пункту 2 статьи 33 ГК РК должны иметь печать со своим наименованием.

Аспекты юридической науки

Понятие "наука" включает сумму научных знаний о действительности, образующие в совокупности научную картину мира, а также деятельность по получению этих знаний, целью которой является описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, то есть в широком смысле - ее теоретический отпечаток. Термин "наука" употребляется для обозначения одной из форм общественного сознания, системы знаний о действительности, сферы человеческой деятельности, целью, назначением и функцией которой является наработки и систематизация знаний о действительности, отдельных отраслей науки. Когда наука рассматривается как совокупность знаний о действительности, в ее состав входят: гипотезы и теории, законы и тенденции, принципы и постулаты, методы, категории и понятия, научные факты, научные проблемы и задачи и т.д.

Если наука рассматривается как специфическая человеческая деятельность, то в ее состав входят:

- субъекты деятельности - ученые с их знаниями и умениями, квалификацией и опытом, разделением и кооперацией труда; научные учреждения, творческие коллективы и т.д.;
цели деятельности - познание мира, его отражение;
- функции деятельности - описания, объяснения, прогнозирования;
- средства деятельности - экспериментальное и лабораторное оборудование, системы информации;
- методы деятельности - правила, приемы, операции научно-исследовательской деятельности, понятийный аппарат, теории, концепции, теоретические конструкции, а также другие формы научных знаний;
- формы деятельности - теоретизирования, экспериментирования, исследования, конструирование и т.д.;
- объекты деятельности - действительность или окружающий мир, его отдельные фрагменты, сферы, области;
- результаты деятельности - совокупность научных знаний. Изучение различных сторон науки осуществляется науковеденням, а также рядом ее специализированных отраслей, в частности историей науки, логике науки, социологией науки, психологией научного творчества и т.п.

Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) - это специализированная область научных знаний в области гуманитарных наук, научная деятельность, направленная на изучение права в теоретическом и прикладном аспектах, правовых форм организации и функционирования государства, общества, их отдельные институты.

Структуру или систему юриспруденции составляют различные юридические науки:

- историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история учения о государстве и праве, философия права и социология права и др.);
- науки управленческого цикла (конституционное право, теория управления, административное право и др.);
- цивилистические науки (гражданское право, гражданский процесс, арбитражный процесс, семейное право и др.);
- криминалистические науки (уголовное право, уголовный процесс, исправительно-трудовое право и др.);
- прикладные науки (судебная медицина, судебная психология, судебная бухгалтерия и др.).

Особенностью юридической науки по сравнению с другими гуманитарными науками является то, что она имеет прикладной характер, призвана обслуживать практические потребности правового регулирования общественных отношений, способствовать совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Поэтому юридические научные знания отличаются конкретностью, точностью, выражаются в логически связанных, формализованных понятиях, категориях, научных конструкциях.

Социальное назначение, место и роль юридической науки в обществе, гуманитарных науках и правовой системе наиболее полно и конкретизированы раскрываются через понятия и виды функций науки. Благодаря функциям можно проследить пути развития систем научно-юридических знаний, их влияние на систему социальных связей, научное и практическое значение результатов научных исследования, задачи, которые стоят перед юридической наукой. Таким образом, в результате изучения функций юридической науки становится более понятным ее социальное назначение и практическая ценность, определяются основные направления влияния на государственно-правовую действительность и на процесс ее превращения в ходе социальной практики. Юридическая наука осуществляет как обще-научные функции, присущие любой науке, так и специально-юридические функции, которые являются прерогативой только юриспруденции.

К общеобразовательных научных функций юриспруденции относятся:

- познавательная функция, которая предусматривает теоретическое отражение государства и права как на уровне их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования, так и формирование общих представлений об отдельных государственные и правовые институты, а также констатацию существующего положения развития и функционирования государственно-правовой действительности;
- интерпретационная функция направлена на объяснение сущности государственно-правовых явлений, освещение их причинной связи, структурной организации, социального назначения и тому подобное;
- прогностическая функция отражает способность юридической науки на основании выявленных закономерностей и тенденций развития государственной и правовой систем, путем выдвижения гипотез и прогнозов, анализа различных вариантов и альтернатив, определять перспективы их дальнейшего развития. Научное предвидение имеет большое значение для практики социального строительства, является одной из важнейших функций общественных наук;
- эвристическая функция по своему характеру близка к познавательной функции, но в отличие от нее, означает не теоретическое освоение действительности и распространения, систематизацию существующих юридических знаний, а выявление новых, ранее неизвестных свойств государства и права;
- коммуникативная функция обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие юридических наук, соблюдение оптимальных темпов прироста и усовершенствование юридических знаний, использования юридическими науками научных достижений неюридической сферы, предотвращения дублирования научных исследований и образованию пробелов в юридических знаниях, преодоление неконструктивных и необоснованных дискуссий;
- прикладная функция отражает назначение любой науки способствовать решению практических задач социальных преобразований, служить на пользу людям. Эта функция юридических наук реализуется через разработку проектов нормативно-правовых актов, концепций реформирования государственных и правовых институтов, анализ и обобщение юридической практики, выполнение научных исследований по заказу практических юридических органов и тому подобное;
- идеологическая функция отражает роль юридических наук в формирование общественной идеологии, в частности, правовые идеи, принципы, теории, концепции являются составными идеологии, закрепляют в-человеческие ценности и идеалы, отражают интересы и волю определенных социальных слоев, для образования партийных программ, определения основных основ внутренней и внешней политики и т.д.;
- воспитательная функция конкретизирует роль науки в проведении правового образования, правового воспитания различных слоев населения, формировании у членов общества определенных правовых ориентиров, установок правомерного поведения, навыков правового общения на принципах гуманизма, взаимного уважения и тому подобное.

Специально-юридические функции раскрывают те особенности назначения юридических наук, которые обусловлены их направленностью на исследование государства и права как особых социальных явлений, имеющих собственную природу и тенденции развития, в частности:

- право-ориентирующая функция отражает роль юриспруденции в определении правовых ориентиров, правовых ценностей, правовых идей и принципов, путей совершенствования законодательства, правового регулирования, создании надежных правозащитных механизмов и тому подобное;
- инструментальная функция определяет значение юридической науки как инструмента общества и государства по научного обеспечения государственно-правовой практики, например, по государственным заказам учеными исследуются определенные проблемы практического характера, прорабатываются соответствующие рекомендации, создаются новые технологии государственно-правовой практики, разрабатываются новые методы и средства ее осуществления и тому подобное;
- критически экспертная функция означает, что юриспруденцией не только познаются общие закономерности и тенденции государственного правового развития, или определяются правовые ориентиры, прогнозы, но и критически осмысливается состояние законодательства, организации и деятельности органов государства, их соответствие общепринятым правовым и демократическим принципам, проводится научная экспертиза проектов нормативно-правовых актов и государственной и правовой практики.

Юридический аспект собственности

Собственность – это система экономических отношений между людьми выражающаяся во владении, пользовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им формы присвоения средств и результатов производства. Ее рассматривают с экономических и юридических точек зрения.

С экономической точки зрения собственность можно представить как систему отношений между людьми в производстве и быту.

Основные моменты:

1. Присвоение фактора производства и продуктов труда;
2. Это хозяйственное их использование;
3. Это реализация экономической выгоды от них.

Юридические аспекты собственности. Здесь собственность можно представить как имущественные отношения. Основные моменты:

1. Владение объектом собственности.
2. Пользование объектом собственности.
3. Распоряжение объектом собственности.

Как юридическая категория собственность это субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения. Здесь право собственности устанавливается законом правил. А эти правила определяют, какими вещами может пользоваться то или иное лицо, какими оно может распоряжаться и правила определяют при каких условиях такое пользование, распоряжение возможно.

Теоретический анализ собственности показывает, что она являет собой совокупность как экономических, так и правовых отношений в обществе. Собственность – это единство субъективного и объективного. Американские ученые-экономисты Кодз и Алчиан создали новую теорию собственности. Согласно этой теории ни ресурсы сами по себе являются собственностью. В обществе же существует пучок или доля прав по использованию ресурсов.

Такой пучок состоит из 11 прав:

1. право владения;
2. право использования;
3. право управления (т.е. кто и как будет использовать блага);
4. право на доход;
5. право на отчуждение, вплоть до уничтожения (право суверена);
6. право на безопасность;
7. право на передачу благ в наследство;
8. право на бессрочное обладание благом;
9. запрет на использование благ во вред внешней среде;
10. право на ответственность;
11. право на остаточный характер.

В этой теории права собственности понимаются как санкционированные обществом (законы государства, традиции и обычаи, распоряжения администрации). Права собственности представлены как поведенческие отношения людей. В этой теории собственности выводятся из факта ограниченности экономических ресурсов. Если отсутствует доступ к ресурсам, т.е. они не чьи или ни кому не принадлежат или они принадлежат всем – такие ресурсы не являются объектами собственности.

Преобразование форм собственности происходит путем национализации либо приватизации. Цель процессов преобразования форм собственности - повышение эффективности национальной экономики.

Национализация – это процесс преобразования частной (индивидуальной, коллективной, смешанной) собственности в государственную собственность.

Приватизация – это процесс преобразования государственной собственности в частную (индивидуальную, коллективную, смешанную) собственность. Пути приватизации: акционирование предприятия и открытая (закрытая) продажа акций, аренда с правом выкупа, выкуп трудовым коллективом либо товариществом покупателей, аукционная продажа и др.

Разгосударствление – это комплекс мер, направленных на сокращение государственного сектора в экономике, снижение монополии государственной власти.

Главной целью приватизации для России было становление новой системы хозяйства и формирование новых институтов, позволяющих существенно увеличить эффективность экономики как в целом, так и на микроуровнях. А также целью приватизации в переходной экономике является создание условий для нормального функционирования рыночной системы, а, следовательно, повышения эффективности производств.

Развитие форм собственности осуществляется через такие процессы, как огосударствление и разгосударствление.

Сегодня преобразование собственности в России характеризуется приватизацией государственного имущества.

Приватизация собственности в России осуществляется в соответствии с "Законом о приватизации".

Приватизация государственного имущества - это есть отчуждение имущества предприятий и организаций, находящихся в общегосударственной и коммунальной собственности, в пользу граждан и юридических лиц, которое заключается в передаче гражданам и юридическим лицам государственного имущества в частную, коллективную или смешанную форму собственности.

Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

- предоставление льгот на приобретение государственного имущества трудовым коллективам приватизируемого предприятия;
- принцип законности;
- обеспечение социальной защищенности и равенства граждан России в процессе приватизации;
- приоритетное предоставление прав собственности гражданам России;
- безвозмездная передача части государственного имущества каждому гражданину России;
- принцип приватизации государственного имущества по его реальной стоимости на платной основе за личные средства граждан и их хозяйственных объединений, кредитные ресурсы и приватизационные ценные бумаги;
- принцип свободного выбора способа и объектов вложения средств и финансовых посредников;
- принцип полного, своевременного и достоверного информирования общественности обо всех действиях, о приватизации и контроль над ее осуществлением.

Аспекты юридической психологии

Юридическая психология - это самостоятельная отрасль науки, которая изучает различные психологические аспекты личности преступника, мотивы преступления, психологию осужденного.

Юридическая психология совмещает несколько различных областей знания для их прикладного применения. Психологические особенности людей, их отношения, регулируемые при помощи различных правовых норм, нуждаются в изучении для наиболее успешной работы юриста. Ведь человек, подчиняющийся законам, соблюдает определенные нормы поведения, принятые в обществе. В этом случае социальные нормы поведения, подкрепленные правом и моралью, становятся важной особенностью при характеристике личности человека.

Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект - это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет - это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.

Объект психологической науки - психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построение неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

Предмет юридической психологии — изучение психических закономерностей, психологических знаний, которые используются для правового регулирования, а также юри-дической деятельности.

Предмет юридической психологии включает комплексное освоение юристами психологической реальности, непосредственно граничащей с правовыми нормами. Научные знания психологии поведения людей в обществе рассматриваются через призму права, и, пересекаясь, они формируют новую науку, изучающую психологические особенности людей, их взаимодействие и влияние, основываясь на понятиях права.

Задачи юридической психологии следующие:

- создание государства, в котором будет преобладать система правовых отношений в обществе;
- реализация научного соединения знаний психологических и юридических наук;
- выявление психологической и юридической сути основных категорий права (т.е. способность применять в юридической практике знания психологических основ для повышения профессионализма юриста);
- доступное объяснение юристам понятия психологии поведения людей, являющихся непосредственным объектом их профессиональной деятельности;
- обнаружение на примере деятельности людей, являющихся субъектами правонарушений, состояния их психики в условиях правоприменения, а также правоохранения;
- формирование (составление) рекомендаций, направленных на улучшение правового урегулирования общественных отношений;
- решение задач в комплексном приложении психологических и правовых знаний для совершенствования работы правоохранительных органов.

Знания психологии необходимы юристу в его непосредственной профессиональной деятельности, для понимания основных положений уголовно-правовых категорий, важ-нейшие из которых — цель, мотив, а также личность преступника, совершившего деяние.

Наряду с постоянными задачами могут ставиться и временные, связанные с освоением новых знаний работниками правоохранительных органов для улучшения качества правосудия. В своей профессиональной деятельности они тесно соприкасаются с такими психологическими факторами, как общение с подследственным, свидетелем, а также потерпевшим. Ко всем из перечисленных категорий требуется особый подход.

Общая часть юридической психологии включает предмет, систему, принципы, методы, историю, а также связь данной науки с другими научными дисциплинами.

Юридическая психология имеет структуру, которая состоит из следующих разделов, каждый из которых делится на подразделы.

Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий правовую социализацию личности, психологию правосознания и правопонимания.

Судебная психология — раздел юридической психологии, который подразделяется на два подраздела: психологию судебного следствия и психологию судебного разбирательства.

Психология судебного следствия изучает психологические особенности судебного следствия, психологию личности следователя, психологию участников процесса, психологию проведения следственных действий в системе расследования (психологию допроса, обыска, очной ставки, опознания, осмотра места происшествия), порядок и основания назначения судебно-психологической экспертизы.

Психология судебного разбирательства изучает аспекты судебной деятельности, психологию планирования и проведения судебного разбирательства, психологические особенности проведения судебного следствия, психологию допроса участников уголовного процесса, психологические особенности деятельности участников уголовного процесса (прокурора, защитника), их речь, психологию судебных прений, психологию подсудимого, психологию вынесения законного и обоснованного приговора по делу.

Криминальная психология изучает понятие личности преступника, типы преступников, психологию совершения преступления, психологические особенности совершения неосторожных преступлений, психологию вины и ответственности, психологию групповой и организованной преступности, психологию несовершеннолетних. Она разрабатывает рекомендации, направленные на профилактику и предупреждение преступлений, совершенных несовершеннолетними, изучает психологические особенности личности потерпевшего, его поведения. Криминальная психология разрабатывает определенную методику допроса потерпевшего.

Исправительная психология (пенитенциарная психология) изучает психологию осужденного, жизнедеятельности осужденного в условиях исправительного учреждения, ресоциализации осужденного, психологические особенности адаптации к социальным условиям, приобщение его к трудовой деятельности. Главная задача — создание таких условий, при которых осужденный должен изменить свое отношение к совершенному деянию.

Психология гражданского судопроизводства изучает психологию гражданских правоотношений; психологические особенности подготовки гражданских дел к рассмот-рению судом, организации судебного разбирательства, деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела в суде; психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском процессе, его выступление; психологические особенности деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве, его выступление, основания и порядок назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе; психологию принятия законного и обоснованного судебного решения; психологические аспекты деятельности арбитража, нотариата.

Виды юридических аспектов

Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определенна. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по-разному, что обусловливает специфику их регламентации и реализации. В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д. Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

Уголовная ответственность – наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст. 13 УПК РСФСР). Меры уголовного наказания – наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие преимущественно на личность виновного: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – расстрела. В основе процессуальной формы уголовной ответственности, как говорилось, лежит презумпция невиновности.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами государственного управления, круг которых закреплен в гл. 16 КоАП (административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, народными судами, органами внутренних дел, таможенными органами, органами специализированной охраны и надзора и т.д.). Меры административного принуждения – предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т.е. за совершение гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда – основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами (ст. 11 ГК РФ). Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо, право которого нарушено.

Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями. Меры дисциплинарной ответственности – выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате (1/3, 2/3 месячного заработка).

Кроме указанных в качестве самостоятельного вида ответственности в литературе выделяется отмена актов, противоречащих законодательству (подобная отмена предусмотрена, например, ст. 13 ГК РФ). Несмотря на определенную близость к юридической ответственности и значимость этого юридического феномена, полагаем, что он отличается от ответственности.

Правовые аспекты юридической деятельности

Корпоративные правоотношения следует выделять в качестве самостоятельной группы гражданских правоотношений. С учетом специфики данных правоотношений они должны сопровождаться надлежащим правовым сопровождением. Вместе с тем, парадоксальным является то обстоятельство, что в отличие от представителей иных юридических профессий и должностей (судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов и др.), которыми также выполняются функции в области защиты законности и правопорядка в корпоративных правоотношениях, корпоративный юрист - единственный, кто не имеет законодательно определенного правового статуса и надлежащего правового обеспечения деятельности. В целях детализации правового статуса юристов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в иных сферах, законодательством РФ достаточно давно приняты специальные нормативные правовые акты.

Корпоративный юрист ежедневно осуществляет деятельность по выявлению нарушений законодательства РФ, при их наличии - уведомляет менеджмент о допущенных нарушениях, либо визирует документы, указывая нарушения. Эта деятельность – не его личная инициатива, а прямая должностная обязанность, в силу особенностей его работы. В связи с чем, по нашему мнению, недостаточное правовое регулирование правового статуса корпоративного юриста является проблемой.

В связи с чем интересен опыт зарубежных правопорядков. В частности, нормы германского права, завершившего правовое положение юриста, работающего в интересах корпорации. Так, в Германии единый федеральный закон - Положение об адвокатуре (Bundesrechtsanwaltsordung, BRAO) определяет правовой статус юриста, обеспечивающего функционирование корпораций, и адвоката, который не сотрудничает с корпорацией постоянно. Профессиональная деятельность в области юридического обеспечения деятельности корпорации (корпораций) достаточно престижна и востребована.

В Германии правовое положение юриста, который работает в интересах корпорации (Syndikusanwalt) принципиально отличает именно его статус адвоката. Порядок допуска к профессии и гарантии профессиональной деятельности как адвоката, так и корпоративного юриста едины, они производны от общего адвокатского статуса.

Помимо общих положений, регулирующих профессиональную деятельность всех адвокатов законом предусмотрен еще и ряд специальных норм, детализирующих юридическую деятельность в интересах отдельной корпорации – а именно - адвокатов sui generis. Особый адвокатский статус адвоката, осуществляющего профессиональную деятельность в качестве корпоративного юриста, подчеркивается его наименованием, а именно: Rechtsanwalt (Syndikusanwalt) ("адвокат (корпоративный юрист)").

Анализируя современный этап развития законодательства РФ следует отметить, что правовое регулирование деятельности корпоративного юриста неудовлетворительно и не соответствует потребностям не только корпоративного юриста, но и самой корпорации.

Единственный нормативный правовой акт, который действует в настоящее время и регулирует деятельность юридического подразделения корпорации, - это Постановление Совмина СССР N 467 "Об утверждении Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения" (далее - Положение), которым на юриста организации возлагаются обязанности обеспечивать правовыми средствами соблюдение состояния законности в деятельности организации. Кроме того, предусматривается, что юрист организации несет персональную ответственность за соответствие документов корпорации положениям действующего законодательства РФ, как и руководитель организации.

Так, согласно п. 12 Положения на начальника (заведующего) юридического отдела организации возлагается ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых им проектов документов правового характера (к которым относятся приказы, инструкции, положения, постановления и т.д.).

Далее, п. 14 Положения установлено, что при несоответствии законодательству РФ проектов правовых документов, которые представляются на подпись руководителю организации начальником (заведующим) юридического отдела, юрисконсультом указанные проекты документов не визируются, а дается заключение, включающее в себя, в том числе, предложения законного разрешения вопросов.

В том случае, если начальником юридического отдела организации не были приняты меры в соответствии с данным Положением и, соответственно, не были устранены нарушения законности, он привлекается к ответственности наряду с руководителем.

Вследствие чего можно сделать вывод о том, что правовое обеспечение деятельности корпоративного юриста и его правовой статус возможно определить путем систематического толкования нижеуказанных пунктов Положения:

- п. 2, определяющий функциональные задачи юриста (п. 2);
- п. п. 12 – 14, предусматривающий обязанность укреплять законность в организации и перечень необходимых мер в данной области;
- абз. 3 п. 14, закрепляющий ответственность корпоративного юриста, если вышеуказанные меры не будут приняты.

Вместе с тем п. 6 Положения закрепляет единственную законодательную гарантию профессиональной деятельности юриста организации, которая была нами выделена: это норма о подчинении юриста руководителю организации.

Отметим также, что при выполнении своих должностных обязанностей по укреплению законности, корпоративный юрист является и работником организации тоже. Он зависим от решения работодателя в связи с возникшими трудовыми отношениями, что отличает его, например, от нотариусов и адвокатов, которые самостоятельны в осуществлении своей деятельности. Корпоративный юрист также не относится к категории государственных служащим, что также отличает его от судей, работников прокуратуры.

На основании изложенного мы приходим к выводу о том, что сама сущность правового статуса, должностного иммунитета корпоративного юриста должна подразумевать обязательную функциональную независимость юридического отдела организации от ее менеджмента. Это может выражаться, в частности в наделении его полномочиями письменно обосновывать и доводить до собственника бизнеса свою мотивированную юридическую позицию, если она противоречит управленческому решению генерального директора, а также определенные гарантии защиты от возможного преследования корпоративного юриста (дискриминации, незаконного увольнения), за то, что им было выражено профессиональное мотивированное мнение.

В завершение предлагаем закрепление в положениях действующего законодательства РФ нижеуказанных правовых основ деятельности корпоративного юриста:

1) гарантий при выполнении корпоративным юристом своих должностных обязанностей. В частности, необходимо законодательно урегулировать двойное подчинение корпоративного юриста, так как он находится в подчинении и единоличного исполнительного органа, и коллегиального органа управления корпорацией;
2) гарантий при увольнении корпоративного юриста. В данной области представляется целесообразным предусмотреть предварительное письменное согласование увольнения корпоративного юриста с председателем совета директоров (или наблюдательного совета), либо другим лицом, которым осуществляются функции работодателя в отношении генерального директора корпорации;
3) гарантий при осуществлении корпоративным юристом своего права на судебную защиту, в частности:
- процессуально закрепленной возможности коллегиального рассмотрения спора судом первой инстанции, если корпоративным юристом подано заявление о дискриминации в связи с его профессиональной деятельностью.
4) предусмотреть административную ответственность за преследование корпоративного юриста за выражение профессионального мотивированного мнения, связанного с его должностными обязанностями. В частности, внести в КоАП РФ состав административного правонарушения: «Дискриминация корпоративного юриста вследствие осуществления деятельности по обеспечению законности в предпринимательских отношениях», предусмотрев ответственность, которая является соразмерной тяжести совершенного административного проступка, в виде дисквалификации виновного должностного лица.

темы

документ Юридические нормы
документ Юридические факты
документ Юридический акт
документ Юридический долг
документ Юридический калейдоскоп

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

3 московских + 3 питерских + 3 красноярских + 4 новгородских = ???

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
Удержания по исполнительным листам в 2025 году
Что изменится с 2025г. у предпринимателей на УСН



©2009-2023 Центр управления финансами.