Переход России на рыночные отношения существенно повлиял на все составные части экономической политики, в том числе и на политику в области ценообразования.
Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики РФ и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования.
В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:
• многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности, и он, в определенной мере, неповторим. Даже объекты, строящиеся по типовому проекту, имеют свои особенности, так как они привязываются к определенной местности. Из этой особенности вытекает, что каждый строительный объект имеет свою индивидуальную цену;
• длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию;
• высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость строительной продукции, а, следовательно, и на ее цену;
• в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.
Поэтому окончательная цена на строительную продукцию – это согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами.
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода - от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов.
Такие принципы нахождения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.
Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:
• формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
• определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений – предприятий, зданий, сооружений – сумма денежных средств, необходимых для его реализации в соответствии с проектными материалами.
Сметная стоимость служит основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, для формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также для возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных (ремонтно-строительных) организаций и заказчиков. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
• проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомость объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, о принятии в проекте организации строительства (ПОС), а также пояснительные записки к проектным материалам;
• действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на оборудование, мебель и инвентарь;
• отдельные, относящиеся к соответствующей стройке решения федеральных и других органов государственного управления.
Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций подразделяется по следующим элементам:
• стоимость строительных работ;
• стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных; работ);
• затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
• прочие затраты.
Сметная стоимость строительства может быть выражена формулой:
Ссм = Ссмр + Соб + Спр,
где Ссмр – сметная стоимость строительно-монтажных работ, руб.; Соб – сметные затраты на оборудование, инвентарь и мебель, руб.; Спр – сметные прочие затраты, руб.
Для расчета сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др.
Сметная документация составляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства – подрядным или хозяйственным способом.
Локальные сметы признаются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке РД, рабочих чертежей.
Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Объектные сметы объединяют в своем составе в целом данные из локальных смет и считаются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты.
Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т.п.).
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация:
• в составе проекта – сводка затрат (при необходимости), сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат;
• в составе затрат рабочей документации (РД) – объектные и локальные сметы.
Стоимость работ в локальных сметах (расчетах) в составе сметной документации может производиться в двух уровнях цен:
• в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен (1991 или 1984 г.);
• в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:
• ресурсный;
• базисно-индексный;
• ресурсно-индексный;
• базисно-компенсационный;
• на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.
Ресурсный метод определения стоимости – калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.
Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне.
На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих прогнозных индексов, дифференцированная по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровню укрупнения строительной продукции. Расчет индексов цен на строительную продукцию, учитывающих рыночные изменения ценовых показателей на материально-технические, трудовые и другие ресурсы, производится в порядке, указанном в письме Минстроя России № ВБ-26/12-367.
Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения базисной стоимости по срокам сметы и каждому из элементов технологической структуры капитальных вложений на соответствующий индекс по отрасли (подотрасли), виду работ с последующим суммированием итогов сметного документа по соответствующим графам.
Ресурсно-индексный метод – это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно-компенсационный метод – это суммирование стоимости работ и затрат, исчисленных в базисном уровне сметных цен, и дополнительных затрат, связанных с изменениями цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.)
Локальные сметные расчеты
Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:
• параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;
• объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;
• номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов;
• действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных и регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги.
Локальные сметные расчеты (сметы) составляются:
• по зданиям и сооружениям: на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.;
• по общеплощадочным работам: на вертикальную планировку, устройстве инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
При проектировании сложных зданий и сооружений, осуществлении разработки технической документации для строительства несколькими проектными организациями, а также при формировании сметной стоимости по пусковым комплексам допускается составление на один и тот же вид работ двух локальных сметных расчетов (смет) или более.
В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы «нулевого цикла») и наземную часть.
Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, т е. она может быть определена из выражения:
Ссмр = ПЗ + HP + СП,
где Ссмр – стоимость строительно-монтажных работ; ПЗ – прямые затраты, HP – накладные расходы; СП – сметная прибыль
Прямые затраты учитывают стоимость оплаты труда рабочих, материалов, изделий, конструкций и эксплуатации строительных машин. Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
Сметная прибыль – сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам – в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
Накладные расходы в локальной смете определяются на основе:
• общеотраслевых укрупненных нормативов по основным видам строительства;
• нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ;
• индивидуальной нормы для конкретной организации.
Окончательное решение по вопросу варианта исчисления накладных расходов принимается заказчиком и подрядной организацией.
Нормы накладных расходов определяются в соответствии с Методическими рекомендациями с изменениями и дополнениями к ним (письма Минстроя России № БФ-907/12 № ВБ-26/12-368) с учетом Перечня статей затрат накладных расходов, приведенного в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории РФМДС 81-1.99.
Сметная прибыль определяется в локальных сметах в соответствии с Методическими рекомендациями (письмо Минстроя России № БФ-906/12) с последующими изменениями и дополнениями.
Размер сметной прибыли определяется на основе:
• рекомендуемых общеотраслевых нормативов в размере 50% размера оплаты труда рабочих или 12% суммы сметных прямых затрат и накладных расходов,
• индивидуальной нормы для конкретной организации.
Сводный сметный расчет стоимости строительства
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей являются документами, определяющими сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Сводные сметные расчеты стоимости строительства составляются и утверждаются отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
Сводный сметный расчет составляется в базисно-текущем или базисно-прогнозном уровне цен по определенной форме на основе объектных смет и расчетов, а также сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат.
Сводный сметный расчет содержит 12 глав:
Глава 1. Подготовка территории строительства.
Глава 2. Основные объекты строительства.
Глава 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения,
Глава 4. Объекты транспортного хозяйства и связи.
Глава 5. Объекты энергетического хозяйства.
Глава 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения.
Глава 7. Благоустройство и озеленение территории.
Глава 8. Временные здания и сооружения.
Глава 9. Прочие работы и затраты.
Глава 10. Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия.
Глава 11. Подготовка эксплуатационных кадров.
Глава 12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
К сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта, составляется пояснительная записка, в которой приводятся:
• месторасположение строительства;
• перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;
• наименование генеральной подрядной организации (в случае, если она известна);
• нормы накладных расходов (для конкретной подрядной организации по видам строительства);
• норматив сметной прибыли;
• особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;
• особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;
• особенности определения для данной стройки средств по главам 8-12 сводного сметного расчета;
• расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства);
• другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки, а также ссылки на соответствующие решения правительственных и других органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для конкретного строительства.
В сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в графах 4–8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов – по каждому разделу), по сумме глав 1-7, 1-8, 1-9, 1-12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты – «Всего по сводному сметному расчету».
Порядок формирования договорных цен на строительную продукцию
Определение стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений. В ходе определения стоимости рекомендуется составлять при:
• разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов – инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);
• подготовке заключаемого договора, в том числе при подрядных торгах на основании передаваемой инвестором тендерной документации, расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.
Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных отношений, общей экономической ситуации, условий тендера.
Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика рекомендуется составлять в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.
На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют договорные цены на строительную продукцию. Договорные цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).
Формирование договорных цен на строительную продукцию, как правило, реализуется на конкурсной основе через проведение подрядных торгов.
Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации», утвержденным распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 № 660-р/18-7, с последующими изменениями и дополнениями.
При проведении подрядных торгов договорная цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, представленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, – по согласованию ее между заказчиком и подрядчиком.
На основании совместного решения оформляется протокол согласования (ведомость) договорной цены на строительную продукцию, являющийся неотъемлемой частью договора подряда. Принятая заказчиком и подрядчиком договорная цена на строительную продукцию может быть пересмотрена по согласованию сторон.
Договорные цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам.
После установления договорной цены на строительную продукцию и уточнения стоимости оборудования при необходимости заказчиком вносятся коррективы в инвесторскую смету с целью установления общего размера средств для осуществления строительства. За итогом договорной цены на строительную продукцию показывается отдельной строкой сумма НДС.