Кредитный анализ – процесс (комплекс мероприятий, процедуры), которые реализуются банком или другим кредитором для принятия решения о предоставлении займа тому или иному клиенту. Основная задача – определить уровень кредитного риска, а также выявить опасность несвоевременной выплаты процентов или займа в целом. Кредитный анализ и его методика может отличаться для физических лиц (обычных граждан) и юридических лиц (компаний, других банков и так далее).
Каждый человек или компания, которая рассчитывает получить кредит в банке, должна быть готова к глубокому анализу со стороны кредитной организации.
Основная цель кредитного анализа – получить полную информацию о потенциальном заемщике, оценить его платежеспособность, кредитную историю в отношениях с другими банками, вычислить текущий уровень риска и перспективы своевременного возврата долга. Такие заключения, как правило, лежат на плечах специальных сотрудников кредитного учреждения (аналитиков) или целых отделов кредитного анализа.
В процессе оценки используется множество показателей, позволяющих определить степень риска.
К основным из них можно отнести:
- источники дохода. В большинстве случаев кредитор интересуется, насколько стабильно финансовое состояние заемщика и каков размер ежемесячных поступлений. Но даже в случае высокого заработка в займе может быть отказано. Причиной может стать наличие других открытых кредитов, плохая кредитная история;
- источники расходов. Кредитор проверяет клиента на наличие непогашенных задолженностей. Если таковые имеются, то в кредите будет отказано. Кроме этого, банк может отказать и в ряде других случаев – при небольшом стаже на рабочем месте, частой смене работы и так далее;
- возможность своевременного погашения займа. Особое внимание уделяется способности человека совершать ежемесячные платежи. К примеру, если выплаты по ипотеке будут «съедать» более 60-70% общего дохода заемщика, то денег он не получит. Часто банки не дают средств на покупку квартиры, если процент ежемесячных выплат превышает 30-40% от уровня ежемесячных доходов.
Кредитный анализ подразумевает исследование и положительных факторов, влияющих на положительное решение банка – хорошая кредитная история, отсутствие претензий со стороны других банков и третьих лиц, наличие обеспечения и так далее.
Информация для кредитного анализа
При выдаче займа банк внимательно изучает данные о клиенте, информацию о его деятельности.
Так, предоставление займа юридическим лицам предполагает изучение следующих документов:
- бухгалтерского баланса компании (форма №1);
- отчета о доходах и убытках (форма №2).
Указанные выше документы должны быть составлены с учетом требований Министерства финансов, касающихся составления и ведения бухгалтерской отчетности.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- квитанцию из налоговой службы, подтверждающую прием документов. Такой документ необходим, если отчетность передавалась через телекоммуникационные сети;
- квитанцию и почтовой структуры о получении документов и их направления в налоговый орган. Здесь обязательна опись имеющихся вложений;
- отметка представителей налоговой службы о том, что отчетность была принята в налоговый орган. Это актуально в том случае, если отчетность передается представителем заемщика или им лично.
Кроме упомянутых выше форм, кредитор может затребовать дополнительный пакет документов:
- справку из банков, которые производят обслуживание предприятия-заемщика. Здесь важно документальное подтверждение о наличии или об отсутствии картотеки по текущим счетам;
- справку клиента (их может быть несколько) с раскрытием интересующих банк статей балансового счета – наличия незавершенных строительных работ, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности;
- справку о кредитной истории у других банков;
- справку из налоговой службы, подтверждающую наличие или же отсутствие просроченных долгов перед государством.
При отсутствии любого из перечисленных документов или неудовлетворения их показателями, банк может отказать в предоставлении займа.
При оформлении займа физическими лицами информации потребуется меньше. Как правило, это финансовая отчетность, информация, которую предоставил сам клиент банка, опыт работы других кредиторов с данным заемщиком, схема кредитуемой сделки, справки с работы и так далее.
Методики кредитного анализа
Основная цель любой кредитной организации – это снижение собственных кредитных рисков. При этом методики кредитного анализа могут различаться, в зависимости от типа заемщика.
Есть несколько вариантов:
1. Методика кредитного анализа для физических лиц. Работа проводится в три основных этапа:
- проверка качественных характеристик деятельности клиента;
- проверка количественных характеристик деятельности клиента;
- сбор информации, ее оценка и окончательный вывод о предоставлении или непредоставлении займа.
Качественный кредитный анализ также проводится в несколько этапов:
- проверка репутации клиента;
- анализ цели кредитования;
- выявление источников, способствующих дальнейшему погашению долга, а также начисленных процентов;
- учет рисков заемщика, которые банк вынужден брать на себя.
Анализ репутации клиента состоит из нескольких этапов:
- проверка кредитной истории и наличия проблем с погашением займов в прошлом;
- анализ личностных и деловых качеств клиента;
- проверки фактов неплатежей по кредитам или прочим обязательствам. Здесь могут учитываться просрочки по квартплате и прочим финансовым обязательствам.
Немаловажный этап - анализ кредитоспособности. Здесь банк оценивает, насколько безопасно выдавать заемщику средства и сможет ли он их вернуть в положенные сроки.
Для решения такой задачи проводится:
- расчет финансовых коэффициентов;
- анализ денежного потока;
- оценка делового риска.
При анализе кредитоспособности банк собирает всю информацию, которая может охарактеризовать клиента.
Основные цели при этом следующие:
- определить наиболее сильные и слабые стороны заемщика;
- выявить важные факторы, которые будут влиять на дальнейшую деятельность и успешность клиента;
- оценить риски кредитования.
В итоге может выставляться общий бал, который характеризует клиента.
Кредитные сотрудники проводят два вида анализа клиента:
- внешний. Предполагает сравнение текущего заемщика с другими потенциальными клиентами;
- внутренний. Здесь делается упор на сравнение финансовой отчетности за определенный период времени. Такой вид анализа часто называют анализом коэффициентов. Преимущество метода – детальная оценка платежеспособности клиента, анализа ликвидности, обеспеченности личными средствами и так далее.
Наиболее популярные коэффициенты для расчета следующие:
К = минимальный размер выплат по займу / доход заемщика;
К = максимально допустимый объем долга / доход заемщика.
При этом все методики кредитного анализа физических лиц делятся на прямые и косвенные.
Прямой метод анализ подразумевает, что условно набранная клиентом сумма баллов приравнивается к максимально допустимому размеру займа.
Косвенный метод предусматривает начисление баллов по различным показателям. Итогом анализа является выведение класса кредитоспособности клиента.
2. Методика кредитного анализа для юридических лиц состоит из нескольких этапов:
- общий анализ финансовой отчетности компании на основании данных бухгалтерского отчета и баланса (проверяются убытки и прибыли компании за определенный период времени);
- вычисление основных финансовых коэффициентов;
- рейтинговая оценка показателей, которые были получены при расчетах;
- оценка платежеспособности (финансового состояния) клиента в зависимости от рейтинга;
- проверка выполненной оценки и ее корректировка с учетом факторов, которые могут ухудшить финансовое состояние.
Все коэффициенты, которые исследуются в процессе кредитного анализа, можно разбить на пять основных групп – показатели задолженности, деловой активности, погашения долга, ликвидности и рентабельности. При этом наибольший интерес для банка представляет изменение величины каждого из коэффициентов за последние несколько лет. Таким способом исследуется динамика предприятия.
Чтобы глубже вникнуть в особенности заемщика, кредитор изучает его финансовую отчетность, оценивает перспективы развития, способности своевременно погашать свои долги.
При анализе кредитоспособности предприятия оцениваются такие параметры - ликвидность и платежеспособность, движение и текущее состояние активов, источники капитала и их структура, показатели финансовой устойчивости (относительные и абсолютные), изменение уровня описанных выше параметров и так далее.
При этом кредитный анализ проводится в несколько этапов:
1. Проводится общий анализ кредитоспособности, итогом которого становится описание финансового состояния клиента.
При этом специфические особенности компании анализируются по следующему алгоритму:
2. Вычисляется рейтинговая оценка, которая дает общую информацию о финансовом состоянии клиента и позволяет сравнить его с другими заемщиками. Здесь расчет производится на основании вычисленных ранее коэффициентов – ликвидности, финансового левериджа, деловой активности и прибыльности. Далее формируется рейтинг. Выполнение коэффициента левериджа или ликвидности – 10%, невыполнение – 0%. Выполнение коэффициента прибыльности – 5%, отрицательно значение – 0%. Соблюдается «золотое правило» - 5%, не соблюдается – 0% и так далее.
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?