Монополия - это тип рыночных отношений, при котором всю отрасль производства товара одного вида контролирует лишь один продавец. Других поставщиков однородных товаров на таком рынке не существует.
То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности. По своей сути монополия препятствует возникновению и функционированию стихийных рынков, а также подрывает свободную конкуренцию.
Невозможно понять, что такое монополия, не изучив причины ее возникновения на рынке. Пути образования монополий весьма разнообразны. В одним случаях более крупная компания покупает более слабую, в других слияние происходит добровольно. При этом объединяться могут организации-производители не только одной и той же продукции, но и предприятия, не имеющие общего ассортимента и технологии производства.
Следующий способ образования монополии на рынке - так называемое "грабительское" ценообразование. Данный термин обозначает установку фирмой настолько низких цен, что предприятия-конкуренты несут большие издержки, в результате чего покидают рынок.
Что такое монополия? Это главное желание каждого производителя и продавца. Суть монополий - не только ликвидация огромного количества проблем, связанных с конкуренцией, но и концентрация в одних руках определенной ветви хозяйственной власти.
Монополист способен влиять не только на других участников рыночных отношений, навязывая им свои условия, но и на общество в целом!
Монополии - это хозяйственные объединения, находящиеся в собственности частных лиц и осуществляющие единоличный контроль над определенными отраслями рынка с целью установки на нем монопольных цен.
Конкуренция и монополия - неотъемлемые элементы рыночных отношений, однако последняя препятствует их экономическому развитию.
Характерные черты монополии:
• Вся отрасль представлена одной фирмой-производителем данного товара.
• Покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него. Производитель, как правило, обходится без рекламы.
• Монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость.
• Производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими.
Монополия отдельного предприятия - так называемая "честная" монополия, путь к которой проходит через постоянное повышение эффективности производства и достижение весомых преимуществ перед конкурентными предприятиями.
Монополия как соглашение - добровольное слияние нескольких крупных фирм с целью прекращения конкуренции и самостоятельного регулирования ценообразования.
Естественная монополия возникает по ряду объективных причин. Естественным монополистом на рынке является производитель, в наибольшей степени удовлетворяющий спрос на определенный товар. В основе подобного превосходства лежит совершенствование технологий производства продукции и обслуживания потребителей, при которых конкуренция нежелательна.
Государственная монополия возникает в ответ на определенные действия правительства. С одной стороны, это заключение государственных контрактов, предоставляющих предприятию исключительное право производства определенных видов товаров. С другой стороны, государственная монополия - это объединение государственных предприятий в обособленные структуры, выступающие на рынке в качестве одного субъекта хозяйствования.
Экономическая монополия на сегодняшний день распространена больше остальных, что объясняется закономерностями хозяйственного развития.
Достичь положения экономического монополиста можно двумя способами:
• развитие предприятия за счет увеличения его масштабов путем постоянного наращивания капитала;
• централизация капитала, т. е. добровольное или принудительное поглощение конкурентных организаций и, как следствие, доминирующее положение на рынке.
По степени ограничения конкуренция рынки классифицируются на 2 типа:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Совершенной конкуренции - характеризуется абсолютной невозможностью влияния его участниками на условия реализации продукции, а главным образом - на цены.
2. Несовершенной конкуренции. Он в свою очередь подразделяется на 3 группы:
• рынок чистой монополии - функционирует в условиях абсолютной монополии;
• олигополистический - характеризуется небольшим количеством крупных производителей однородных товаров;
• рынок монополистической конкуренции - подразумевает наличие большого количества независимых друг от друга продавцов схожих, но не идентичных товаров.
Что такое монополия? Это лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.
Однако это не единственный ее недостаток, есть и другие:
1. Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.
2. Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.
3. Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.
4. Замена свободного экономического рынка административной диктатурой.
Достоинства монополии:
1. Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.
2. Наибольшая стойкость по отношению к экономическим кризисам.
3. Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.
Каждое экономически-развитое государство сталкивалось с необходимостью проведения антимонопольной политики, цель которой - защита конкуренции.
В планы государства не входит всеобщая организация свободных рынков, его задача - устранить наиболее серьезные нарушения в рыночной системе. Чтобы ее выполнить, создаются такие условия, при которых конкуренция и монополия одновременно не могут существовать, и первая более выгодна для производителей.
Антимонопольная политика реализуется посредством некоторых инструментов. Регулирование монополии осуществляется за счет поощрения свободной конкуренции, контроля над крупнейшими производителями на рынке, содействия мелкому и среднему бизнесу и постоянного мониторинга цен.
Реестр естественных монополий в 2019 году
В соответствии с технико-технологическими особенностями производства, ряд российских предприятий не может функционировать в условиях рыночной конкуренции, однако, товары, работы и услуги, предоставляемые такими организациями, являются уникальными и незаменимыми (например, природные ресурсы). В связи с этим, им необходимо пройти процедуру регистрации в качестве субъекта ЕМ. Естественные монополии в России в 2019 году, список которых в разрезе направлений деятельности представлен на официальном сайте ФАС России, в своих действиях руководствуются 147-ФЗ.
Реестр естественных монополий 2019 года — это специализированный источник, в котором ведется учет организаций, работающих в условиях естественных монополий. Ответственность за его формирование и функционирование возложена на Федеральную антимонопольную службу. Основное назначение данной информационной базы — определение цен и тарифов на услуги ЕМ и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.
Обновленные списки субъектов ЕМ регулируют следующие направления деятельности:
Поиск по реестру естественных монополий осуществляется по наименованию или ИНН предприятия, по территориальному коду, по типу реестра. В некоторых списках присутствуют подразделы, детализирующие отраслевые особенности.
Механизм рассмотрения и принятия решения по включению экономических субъектов в реестр естественных монополий законодательно не установлен.
Порядок рассмотрения документов и последующего принятия решения о введении, изменении или прекращении функционирования ЕМ отражены в приказе ФСТ России № 481-э.
Реестр естественных монополий формирует и ведет ФАС в полном соответствии с информационными данными, предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней, и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (изменение, прекращение деятельности) в списки ЕМ.
Все документы совместно с приложениями и дополнительными сведениями к ним заявитель направляет в ФАС либо электронно, либо посредством почтовых отправлений. Представитель организации также может подать заявление о введении, изменении или прекращении деятельности лично. Надлежащий пакет документов в бумажном виде, который подает организация-заявитель, должен быть пронумерован, завизирован руководителем и закреплен «живой» печатью предприятия.
Если в предоставленной информации с заявлением о включении, изменении или прекращении регулирования содержатся неполные, искаженные или недостоверные сведения, специалисты ФАС возвращают документы организации-заявителю в течение 10 рабочих дней после даты их принятия (п. 15 Порядка).
Если все поданные сведения корректны и непосредственно относятся к вопросу о введении, изменении или прекращении деятельности субъекта ЕМ, то на их рассмотрение и согласование ФАС отводит до 6 месяцев с момента поступления (п. 19 Порядка).
По итогам изучения и анализа документальной базы принимается одно из двух решений (п. 6 Порядка):
• приказ о введении, изменении, прекращении госрегулирования деятельности;
• отсутствие оснований для введения, изменения, прекращения госрегулирования деятельности.
Естественные монополии в России в 2019 году
Российский монополизм имеет свои специфические особенности. Одна из основных таких особенностей – тенденция к развитию крупного производства, преимущественно тяжелой промышленности. Также развитию монополизма в российской экономике способствовало практически полное отсутствие малого и среднего предпринимательства.
Ранее монополии в России были не столь важным элементом экономики. Со временем монополии охватили все наиболее важные отрасли промышленного производства. Начали образовываться тресты, синдикаты, картели.
В годы первой мировой войны количество промышленных монополий и их мощь значительно возросли, ударными темпами развивался военно-промышленный комплекс.
Развитие монополий в начале 20 века затрагивало не только экономическую, но и политическую сферу жизни общества. Это связывают с появлением частных коммерческих банков и финансовой олигархии при тесном взаимодействии банковского капитала с промышленным. В то же время российские монополии стали осваивать международные рынки, что показывает их значительное укрепление не только на российском рынке, но и на зарубежных.
После революции и провозглашения коллективной собственности на средства производства появилась идея о том, что можно было бы использовать высокомонополизированную экономику для создания централизованного натурального планирования всего народного хозяйства.
По мнению исследователей, командно-распределительная система создала идеальные условия для развития монополизма. Полное огосударствление экономики, повсеместная государственная собственность, административное ограничение рынка, жесткое централизованное планирование, иерархические управленческие структуры, основанные на принципе подчинения нижестоящих элементов вышестоящим – вот основные причины, обуславливающие высококонцентрированную экономику и узкоспециализированное производство.
Из-за распада СССР встал вопрос о переходе экономики к рыночной форме и появлении частной собственности на средства производства. Приватизация привела к демонополизации национальной экономики, но не обеспечила ее эффективное функционирование. Приватизация в инфраструктурных отраслях привела к росту концентрации капитала в определенных руках, что оказало негативное влияние на экономику страны. Вновь образовались монополии.
В то же время некоторые отрасли никак нельзя была подвергнуть разгосударствлению, и роль естественных монополий снова возросла. Однако монополисты фактически «давили» мелкий и средний бизнес, не давая ему развиваться и выходить на иностранные рынки. Повышение тарифов на электроэнергию, тепло, воду, связь вызывало повышение цен российских производителей, что привело к их полной неконкурентоспособности на мировом рынке.
Таким образом, предоставление экономической свободы естественным монополиям вызвало разбалансированность национальной экономики, повлекшей за собой кризис неплатежей и усиление структурных диспропорций.
Кризис показал, что политика рыночных преобразований не принесла ожидаемого результата и не создала условий для экономического роста. Вместо этого многократно снизился уровень жизни населения, произошли резкое расслоение общества и невероятный рост инфляции.
По мнению Юрия Саакяна, генерального директора института проблем естественных монополий, естественно-монопольные отрасли стали восстанавливаться вместе с экономикой. Во многом это произошло из-за роста платежеспособного спроса на их товары и услуги. При этом одновременно стали возрастать их объективные инвестиционные возможности.
Однако на фоне колоссальных усилий правительства по необоснованному реформированию естественных монополий (в случае РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД») и огосударствлению ранее приватизированных предприятий (ПАО «Газпром») не был обеспечен достаточный объем своевременных инвестиций в развитие базовой инфраструктуры.
Таким образом, к современному периоду развития российская экономика подошла с высоким уровнем монополизации национального хозяйства. Помимо всего прочего это усугубляется зависимостью социального благополучия российского населения от деятельности монополий, а также общей зависимостью экономики страны от естественных монополий в добывающих отраслях, так как топливно-энергетические ресурсы составляют основную доходную часть государственного бюджета страны.
Функции естественных монополий в экономике России. Естественные монополии справедливо можно назвать структурообразующим звеном экономики, гарантирующим ее устойчивость, целостность и эффективность. Хозяйственная деятельность естественно-монополистических образований довольно заметно отражается на итоговых макроэкономических показателях. Также значительное влияние оказывается на социальную сферу и безопасность страны. Как одна из важнейших структурных единиц экономической системы России, естественные монополии выполняют множество функций.
Во-первых, социальная, или общественная, функция. Она выражается в том, что естественные монополии обслуживают общественно значимые сферы хозяйства. В силу этой общественной важности конкуренция недопустима, чтобы обеспечить население всем необходимым с наименьшими издержками и наибольшей эффективностью. Именно поэтому естественные монополии обычно получают дотационную или инвестиционную поддержку государства.
Естественные монополии являются базой для всей экономической системы, так как формируют значительную часть издержек других производителей. Следовательно, они косвенно влияют на уровень цен всех товаров. Также товары и услуги, производимые естественными монополиями, удовлетворяют жизненно важные потребности населения. Из этого следует, что рассматриваемый вид монополий оказывает значительное влияние на повышение или понижения благосостояния каждого гражданина страны.
Во-вторых, системообразующая функция. Некоторые исследователи также называют ее интегративной. По сути, на естественные монополии опирается вся экономика государства. Образуется четкая система организации национальной экономики, соответственно, какие-либо сбои в работе этих основных отраслей негативно отразятся и на остальных элементах, и на всей системе в целом.
Производственная, социальная и институциональная инфраструктуры определяют комплекс условий, обуславливающих эффективность отдельных сфер экономики. Транспортная система производственной инфраструктуры, благодаря которой осуществляется движение и перемещение готовой продукции, сырья и трудовых ресурсов, инициирует воспроизводство естественных монополий. Инфраструктурные объекты являются частью производственного цикла товара, а широчайшая сфера деятельности предприятий инфрастрактурных отраслей и размытая граница «ассортимента» производимых продуктов обуславливают единство их функционирования.
Третья функция естественных монополий – стабилизирующая (дестабилизирующая) функция. Она заключается в том, что естественные монополии в силу своих особенностей могут разрабатывать долгосрочную стратегию свой деятельности и следовать ей без особых проблем. Они мало подвержены воздействию различных экономических факторов, например, кризисов. Именно по этой причине естественные монополии зачастую становятся бюджето-образующими для регионов и всей страны.
Однако, если над монополиями не производится должного контроля, они способны наоборот дестабилизировать экономику страны. Действуя в соответствии со своими интересами и обладая значительными ресурсами, естественные монополии могут оказывать воздействие на финансовый рынок, политическую власть и другие сферы.
Четвертая функция – функция обеспечения национальной безопасности. Естественные монополии за счет своих ресурсов могут проводить корпоративную политику в интересах своей страны на международном рынке, поддерживать отечественных поставщиков и отечественные разработки, параллельно контролируя утечку этих технологий. Также монополии способны поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны.
И последняя рассматриваемая функция естественных монополий России, имеющая огромное значение, - функция воспроизводства единого экономического пространства. Она, безусловно, необходима в странах, расположенных на обширной территории, поэтому для России, как государства с наибольшей площадью, эта функция имеет особое значение. В первую очередь из-за сильно дифференцированного климата на всей территории страны, месторождений полезных ископаемых и энергоресурсов.
Итак, в силу выполняемых функций естественные монополии по праву можно назвать структурообразующим звеном российской экономики, гарантирующим ее устойчивость, целостность и эффективность.
Адвокатская монополия в 2019 году
Справедливо будет заметить, что идея введения адвокатской монополии не нова. Рассматривая ее историю, мы остановимся на рассмотрении только современных ее этапов.
В проекте Кодекса административного судопроизводства, внесенного Верховным Судом в Государственную Думу предусматривалось обязательное наличие у представителя статуса адвоката Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации №37.
В распоряжении исследователей и СМИ оказался проект закона "Об оказании квалифицированной юридической помощи". В соответствие со ст. 3 указанного закона процессуальными представителями могли являться адвокаты, а также лица, имеющие степень кандидата или доктора наук. Проект вызвал шквал критики. Неудачное исполнение заслуживающей одобрение идеи грозило ограничить доступ малообеспеченным слоям населения доступ к юридической помощи, поскольку на тот момент ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" принят не был.
Цель подпрограммы 1 - повышение уровня защиты интересов, реализации прав граждан и организаций. В целом она предусматривает постепенных переход к адвокатской монополии на процессуальное представительство. В рамках этой программы предусматривается принятие ФЗ "О профессиональной юридической помощи в РФ".
Особого внимания заслуживает проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция" (далее - проект Концепции). Во-первых, Концепция будет утверждаться распоряжением Правительства, а не приказом Министерства юстиции, как это предусмотрено в действующей редакции государственной программы, что автоматически исключает возможность ее общественного обсуждения.
Во-вторых, сам текст проекта вызывает обоснованные сомнения, поскольку в настоящее время баланс между интересами адвокатуры, частного юридического бизнеса и публичными обязательствами государства перед своими гражданами не найден. При сохранении названий институтов кардинально меняется их содержание. Особенно стоит обратить внимание на следующие положения концепции: возможность адвокатов работать по трудовому договору (в частности это позволит адвокатам избегать ограничений на рекламу своих услуг, выдавая ее за рекламу организации), появление адвокатских партнерств (системный анализ действующего законодательства и нормативных предложений позволяет сделать вывод о возможной коммерциализации адвокатской деятельности, которая классически не рассматривается как предпринимательская).
Однако, предполагаемый план переходного периода не является хоть сколько-нибудь надежным гарантом включения в адвокатское сообщество исключительно квалифицированных специалистов, т.е. не гарантирует достижение цели, ради которой проводится реформа. Так же реформа не затронет корпоративных юристов ("юристконсультов" по терминологии проекта Концепции). Вероятно, это возродит практику трудоуствойства в штат клиента на 1/40 ставки, как это было в период с принятия АПК до принятия Постановления Конституционного Суда.
Все вышесказанное справедливо исключительно для реализации идеи. Сама перспектива введения адвокатской монополии заслуживает более подробного изучения.
Введение адвокатской монополии имеет ряд существенных преимуществ.
Решетняк В.И. считает, что при отправлении электронного правосудия представитель должен иметь статус адвоката, для того, чтобы уравновесить положения сторон, поскольку не все граждане обладают достаточным уровнем технической грамотности. При этом адвокаты должны будут сдать квалификационный экзамен и получить аккредитацию.
В качестве дополнительного аргумента авторы приводят зарубежную практику. В развитых странах романо-германской правовой системы (Франция и Германия) стороны должны действовать исключительно через адвокатов. Исследователи полагают, что повторение опыта положительно скажется на состоянии законности в стране.
Идея введения адвокатской монополии представляется перспективной еще и в связи с распространяющейся тенденцией, касающаяся осуществления представителем полномочий, не указанных в доверенности. Подробнее эта проблема будет рассмотрена в следующем параграфе.
Интересам доверителя отвечает широкий круг прав адвоката таких как адвокатская тайна, страхование ответственности, совершенствование адвокатского запроса (законопроект прошел первое чтение) Законопроект № 993553-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи".
Нельзя не подчеркнуть, что согласно буквальному толкованию п. 3 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката помощь, оказанная pro bono, не является адвокатской деятельностью, а значит адвокат при ее оказании не пользуется вышеуказанной системой прав.
Нами уже была упомянута возможность привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности (ст. 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре"). При этом Закон о защите прав потребителей на адвокатов не распространяется, поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской Постановление Пленума Верховного Суда РФ. Таким образом, довод о невозможности привлечения представителя, не имеющего статуса адвоката, к ответственности следует признать несостоятельным. Более того, в случае привлечения к гражданско-правовой ответственности представителя доверитель получает реальное возмещение (выполняется компенсаторная функции), чего нельзя сказать о дисциплинарной ответственности адвоката. При этом оба вида ответственности выполняют в равной степени функцию превенции недолжного поведения.
Наличие адвокатского статуса и не является безусловной гарантией качества услуг и не свидетельствует о его квалификационном преимуществе перед лицом, не имеющим такого статуса Панченко В.Ю.
Адвокатская монополия вызывает опасения возможности введения жесткого контроля со стороны государства и ликвидацию самоуправления адвокатуры и ее независимости и снижение конкуренции, что отразится на качестве и стоимости услуг.
Особый интерес представляет анализ Постановления Конституционного Суда №15-П. Оно является главным аргументом противников введения адвокатской монополии. Положение было признано неконституционным, но лишь потому что ограничение возможности участия процессуальных представителей, не имеющих статуса адвоката, в суде было связано с организационно-правовой формой представляемого. При этом само Постановление выражало одобрение Конституционным Судом перспективу введения адвокатской монополии как наилучшего средства обеспечения квалифицированного процессуального представительства при соблюдении баланса публичных и частных интересов Латыев А.Н.
При этом, по мнению Конституционного суда, обязанность государства обеспечить квалифицированную юридическую помощь корреспондированная правом, указанным в ст. 48 Конституции, не связывает доверителя обязанностью пользоваться помощью исключительно адвоката, поскольку иное нарушает его право, закрепленное в ст. 52 Конституции.
Анализ действующего законодательства и законопроектов показывает давнее стремление представителей юридических кругов обеспечить гарантированно высокое качество осуществления процессуального представительства. Наиболее разработанным способом такого обеспечения является постепенное введение адвокатской монополии. Это позволит создать реально действующий механизм привлечения процессуального представителя к ответственности за ненадлежащее или халатное исполнение взятых на себя обязательств, легализует деятельность представителя с точки зрения налогового законодательства, активизирует деятельность процессуального представителя как субъекта судебного процесса, способствующего наиболее правильному и скорому разрешению гражданского или арбитражного дела, но главное - существенно обезопасим субъектов, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи, от некачественно оказанных юридических услуг.
Регулирования естественных монополий в 2019 году
Состояние конкурентной среды в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инфраструктуры и наличием возможности беспрепятственного к ней доступа.
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:
• ценового (тарифного) регулирования;
• инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к услугам субъектов естественных монополий;
• регулирования доступа к услугам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранения инфраструктурных ограничений для экономики в целом.
Значительный рост тарифов на услуги субъектов естественных монополий, наблюдавшийся за последние 8 лет, в основном обусловлен объективными причинами - сдерживанием цен относительно инфляции в конце 90-х годов, значительным объемом инвестиций в инфраструктуру, осуществляемых за счет тарифа. При этом действующая система государственного регулирования субъектов естественных монополий, в том числе посредством установления тарифов методами индексации и экономически обоснованных затрат, не стимулирует в должной мере субъекты естественных монополий сокращать операционные затраты, повышать эффективность инвестиций.
Практика исключительных тарифов на железнодорожные перевозки, направленная на поддержку перевозки одних товаров за счет других (перекрестное субсидирование), оказывает значительное влияние на развитие конкуренции. Вместе с тем в условиях больших расстояний перевозки некоторых видов продукции и сырья изменение или дифференциация размера тарифа способствует поддержке конкурентоспособности российских предприятий.
Тарифы на подключение к электрическим и другим сетям коммунальной инфраструктуры могут стать непреодолимым барьером входа на любые рынки не только для малого, но и крупного бизнеса. Таким образом, конкурентная среда сможет развиваться только в условиях взвешенной тарифной политики, основанной на эффективной и современной системе регулирования.
Качество конкурентной среды во многом обусловлено динамикой структурных реформ естественных монополий, в ходе которых:
• выделяются конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности посредством структурных преобразований или раздельного учета по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности;
• устанавливаются рыночные правила конкурентных секторов;
• определяются направления повышения эффективности государственного регулирования.
В настоящее время естественные монополии регулируются на основании концептуально устаревшего Федерального закона "О естественных монополиях". Ряд перечисленных в законе сфер не всегда является естественной монополией (услуги общедоступной электрической связи, железнодорожные перевозки), другие, напротив, необоснованно исключены из предмета его регулирования (деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению).
В законодательстве не определены направления обеспечения недискриминационного доступа потребителей к оказываемым субъектами естественных монополий услугам, а также правовой статус реестра субъектов естественных монополий, в результате чего сложилась противоречивая правоприменительная практика относительно того, может ли являться не включенная в указанный реестр организация субъектом естественной монополии.
Не определены система органов регулирования, принципы ее построения, основы разграничения полномочий регулирующих органов, что на практике приводит к конфликту компетенций антимонопольного органа и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:
• внесение изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий;
• внедрение в систему государственного регулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других "квази-конкурентных" механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;
• обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов;
• выделение из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры);
• активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности;
• принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.