Прибыль является основным стимулом частно предпринимательской деятельности в рыночной экономике. Поэтому при ее налогообложении остро встает проблема количественных критериев, которые необходимо соблюдать, чтобы чрезмерные налоговые изъятия из прибыли не подрывали ее производственно-стимулирующую функцию. Международная практика выработала такие критерии. Считается, что доля налоговых изъятий из прибыли не должна превышать 30—40%. Если подобные изъятия составляют более 50% прибыли, то они крайне отрицательно и даже разрушительно действуют на ее производственно-стимулирующую функцию. Налогообложение прибыли в странах с развитой рыночной экономикой формируется в соответствии с этими критериями. Поэтому доля налогов на прибыль в общих налоговых поступлениях этих стран, как правило, относительно умеренна (5—10%).
В России ситуация в налогообложении прибыли противоположная, что вызвано преимущественно фискальными соображениями. Это характеризует показатель доли налога на прибыль во всех налоговых поступлениях.
В оценке фискальной роли налога на прибыль следует выделять два периода: 1992-1995 и 1996-1998 гг. В первый период доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях достигала примерно 1/3, что явно не соответствовало международным стандартам. Каковы же основные факторы завышения налогообложения прибыли в России?
Во-первых, несмотря на установленную в 1992-1998 гг. умеренную ставку налога на прибыль (35% для предприятий и 43% для банковских и других кредитных учреждений), реально она была намного выше. В развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки разрешено исключать практически все издержки производства. Ограничения подобных исключений, например «чрезмерных» представительских расходов, незначительны. В России эти ограничения гораздо шире и жестче. Так, в себестоимость при определении налогооблагаемой прибыли разрешается включать лишь незначительную часть процентных платежей за кредит, которые в России весьма велики. Это приводит к тому, что реальная ставка налога на прибыль, соответствующая международным стандартам, завышается по сравнению с официально объявленной ставкой.
Во-вторых, на увеличении налогообложения прибыли сказывается слабое использование общих налоговых льгот: преобладали и преобладают индивидуальные льготы.
В-третьих, в 1992-1995 гг. в рамках налога на прибыль взимался еще и своеобразный налог на сверхнормативную заработную плату (35% к средней заработной плате работников за вычетом небольшого минимума).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В-четвертых, заметные изъятия из прибыли российских предприятий происходят за счет налога на их имущество, налогов на природные ресурсы (в добывающей промышленности), ряда местных налогов и т.д.
В результате, по косвенным оценкам, общая ставка налога на прибыль в 1992-1995 гг. составляла около 70%, а в 1996-1998 гг., после отмены налога на сверхнормативную заработную плату, — около 55%. С учетом указанных иных налоговых изъятий из прибыли вполне обоснованы заявления предпринимателей, что они вынуждены отдавать в виде налогов до 70-100% прибыли, а то и выше.
Налоговая нагрузка распределяется по различным видам предпринимательской деятельности крайне неравномерно. По оценкам 1995— 1996 гг., суммарная величина всех налоговых изъятий из прибыли в реальном секторе производства товаров колебалась по отдельным предприятиям в пределах 45-185% прибыли; в торговле — 58-150; в предоставлении услуг — 65-86%. В особо благоприятном положении находились финансовые услуги, пользовавшиеся в 1995-1996 гг. широкими налоговыми льготами, например освобождением от налогообложения высоких доходов по государственным ценным бумагам. Финансовый кризис в августе 1998 г., резко ухудшив ситуацию во всех сферах деятельности, не изменил указанных различий налогообложения прибыли.
Столь чрезмерная налоговая нагрузка вместе с сокращением производства и другими негативными факторами привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины предприятий страны стали убыточными, ряд других перешли в теневую экономику. В результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях в этот период со-кратилась более чем вдвое, составив 10—16%.
Подобное «сближение» доли налога на прибыль во всех налоговых поступлениях России с аналогичным показателем в странах с развитой рыночной экономикой определялось принципиально разными причинами. В этих странах относительно умеренная доля налога на прибыль была вызвана в первую очередь проведением в 1980-1990 гг. налоговой реформы, приведшей и к заметному снижению ставок налога на прибыль, и к уменьшению предоставляемых по этому налогу льгот. В России снижение доли налога на прибыль было вызвано, как отмечалось выше, прежде всего заметным сокращением налогооблагаемой базы в результате огромного уменьшения реального производства и роста теневой экономики.
Что касается такой специфической формы налогообложения, как вмененный налог, то его установление и взимание требует особого контроля для предотвращения чрезмерных налоговых ущемлений индивидуального и малого предпринимательства.