Управление финансами

документы

1. Жилищная субсидия
2. Бесплатные путевки
3. Жилищные условия
4. Квартиры от государства
5. Адресная помощь
6. Льготы
7. Малоимущая семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Молодая семья
12. Налоговый вычет
13. Повышение пенсий
14. Пособия
15. Субсидии
16. Детское пособие
17. Мать-одиночка
18. Надбавка


Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Недвижимость » Оценка земли

Оценка земли

Оценка земли

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Оценка земли (Оценка участка земли)
2. Кадастровая оценка земель
3. Государственная оценка земли
4. Результаты оценки земли
5. Оценка земель населенных пунктов
6. Назначение оценки земли
7. Утверждение результатов кадастровой оценки земли
8. Рыночная оценка земли
9. Нормативная оценка земли
10. Денежная оценка земель

Оценка земли

Для полноправного участия земельных участков в рыночных отношениях необходима их адекватная оценка. Высокая стоимость земельных участков не вызывает желания вовлекать их в хозяйственный оборот. Заниженная оценка порождает неэффективное землепользование в сельском и лесном хозяйстве, а также нерациональную модель городского развития, например, размещение в центральной части города промышленных зон, а также экологически вредных предприятий.

Земля в своём разнообразном функциональном назначении – как природный ресурс, основа формирования среды проживания населения, объект недвижимости и основное средство производства – подлежит стоимостной оценке.

Объектом оценки является земельный участок без находящихся на нём объектов недвижимости и его недр.

Оценка земли по широте охвата подразделяется на два вида: массовую кадастровую оценку земельных участков и рыночную оценку единичного земельного участка.

Целью кадастровой оценки является одновременное определение кадастровой стоимости всех земельных участков в границах административно-территориальных образований (областей, районов, городов, посёлков и т.п.) по оценочным зонам на начало следующего года.

Целью рыночной оценки является определение рыночной стоимости единичного земельного участка на дату оценки независимыми оценщиками в соответствии с принятыми стандартами и методами оценки.

Оценка земли производится по их категориям, исходя из доходности земли, текущей стоимости затрат на создание и воспроизводство её улучшений, соотношений спроса и предложения, складывающихся на земельном рынке.

Земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда оцениваются по их продуктивности, природоохранной и рекреационной значимости, местоположению.

Земли городов и населенных пунктов оцениваются по их функциональному назначению с учётом насыщенности застройки, особенностей местоположения, экологического состояния, социального и инженерно-транспортного обустройства и других потребительских характеристик.

Различия типов оценки вызывают различия и в процедуре оценки. Для выполнения массовой оценки требуется значительный персонал, разработка специальных методик, позволяющих унифицировать процесс оценки большого числа разнородных объектов, использование статистических методов. Массовая оценка в наибольшей степени подходит для налогообложения.

Оценка единичных объектов собственности производится небольшим количеством оценщиков, решение принимается одним оценщиком.

Кадастровая и рыночная оценка земли проводятся на основе комплексного применения трёх типов методов: доходного, сравнительного и затратного.

Затратные:

• изъятия;
• определения затрат на освоение;
• оценки по затратам на инфраструктуру.

Доходные методы оценки земли основаны на учёте ожидаемых доходов от владения землей. Данный подход применим к земельным участкам, приносящим доход. Рыночная стоимость земельного участка представляет собой сумму приведенных к дате оценки ожидаемых будущих рентных доходов или других выгод, а также выручки от последующей перепродажи земельного участка.

В зависимости от целевого назначения земельного участка в качестве дохода могут выступать:

- рента (для оценки сельскохозяйственных и лесных земель);
- часть дохода от имущественного комплекса, приходящаяся на застроенный земельный участок;
- арендная плата (для оценки поселений);
- доход от прироста стоимости земельного участка, получаемый при его продаже в будущем.

Ставка капитализации определяется с использованием трёх подходов:

1) используется ставка Сбербанка по долгосрочным валютным депозитам, т.к. инвестирование в земельный участок выступает одним из направлений движения денежного капитала;
2) методика кумулятивного построения, которая учитывает безрисковую ставку (например, процентную ставку Сбербанка по валютным вкладам), страновой риск (например, для Москвы 3-6% - минимальное значение по России), риск ликвидности (риск, связанный с возможностью возникновения потерь при реализации объекта недвижимости из-за недостаточной развитости или неустойчивости рынка);
3) метод рыночной выжимки (анализ сравнительных продаж). Ставка капитализации равна доходу, деленному на цену продажи объекта-аналога. Желательно рассчитать среднее значение по нескольким продажам.

Метод остатка для земли вытекает из классической теории экономики земли, разработанной изначально для земель сельскохозяйственного назначения, которая трактует весь доход, приписываемый земле, как остаточный. В практике оценки недвижимости этот метод используется, когда здания и сооружения пока не построены (выполняется технико-экономический анализ нового строительства) или сравнительно новы.

Метод сравнения продаж наиболее подходит для оценки свободных земельных участков. Он основан на ценах реальных сделок сопоставимых участков.

Оценка может проводиться двумя способами: по элементам сравнения и с помощью единиц сравнения. Элементами сравнения называют характеристики земельных участков и условий заключения сделок с ними, которые влияют на величину цены продажи.

К числу таких элементов можно отнести следующие факторы:

- состав оцениваемых прав; условия финансирования сделки; условия продажи; рыночные условия (время сделки); местоположение;
- условия зонирования и другие ограничения; физические характеристики;
- доступность коммуникаций (транспортная доступность, наличие или близость инженерных сетей, условия подключения к ним и др.).

Единицы сравнения – это типовые для каждого сегмента рынка единицы оценки, например, цена за:

- 1 гектар (при продажах больших массивов земли сельскохозяйственного или лесного назначения, под промышленное использование, при разделении земельных массивов на стандартные участки);
- 1 кв. метр (при продажах земли в центрах городов под коммерческую застройку);
- 1 фронтальный метр (при оценке земли, предназначенной для торговых предприятий – длина по границе улицы);
- лот (цена за стандартные по форме и размеру земельные участки в районах массовой застройки);
- единицу плотности.

В случае применения данного метода оценщик сначала на соответствующем рынке недвижимости выявляет ряд фактических продаж земельных участков, аналогичных оцениваемому по совокупности показателей. Затем в объекты-аналоги вносятся поправки на различия между объектом оценки и каждым из сопоставимых участков (размер, местоположение, тип почв, рельеф, экономические условия и т.д.).

Если в районе расположения оцениваемого объекта не набралось достаточного числа сравнимых продаж, подбирают продажи аналогичных по использованию участков с аналогичными характеристиками в соседних регионах и делают корректировки на разницу в значимости территорий.

Достоинство метода – простота использования. Недостаток – не всегда имеются сравнительные данные, что характерно для условий современной России.

Метод переноса или соотнесения базируется на теоретической предпосылке, что для каждого типа застройки земельного участка существует определённая пропорция между стоимостью земли и стоимостью построек. Метод основан на выявлении среднего соотношения для определённых типов недвижимости в определённом регионе и учёте его в проводимой оценке.

Метод соотнесения целесообразен при очевидной недостаточности сравнимых продаж свободных земельных участков. Он способен дать приемлемые результаты при анализе участков с относительно новыми постройками, стоимость которых можно определить с помощью затратного метода. По мере старения построек и накопления их износа первоначальное соотношение стоимости земли и улучшений (построек) изменяется в пользу увеличения доли, приходящейся на стоимость земли.

Затратные методы основаны на использовании жестких нормативов и предполагают однозначность оценивания. Вместе с тем, классический затратный подход для оценивания земельных участков, как правило, не применяется, а используется принцип затратной модели. Затратные методы используются при определении лучшего и наиболее эффективного использования земельного участка как свободного. Они помогают определить рыночную стоимость участков в случаях отсутствия данных о совершенных сделках.

Метод изъятия определяет рыночную стоимость собственно земельного участка как разницу между рыночной стоимостью всего объекта недвижимости (земельного участка с постройками) и стоимостью построек.

Этот метод рекомендован Госкомземом РФ для выполнения кадастровой оценки земельных участков, включая участки промышленного назначения, всем субъектам РФ: «…Рыночные цены единицы площади земли типичных земельных участков устанавливаются… по земельным участкам, застроенным индивидуальными жилыми домами, дачами, коттеджами, садовыми домиками, с применением затратного подхода, предусматривающего вычитание восстановительной стоимости здания за минусом его износа… из общей рыночной цены объекта недвижимости…». Аналогичным образом выполняют массовую оценку земельных участков в Швеции.

Метод определения затрат на освоение (или метод разбивки на участки) применяется в основном к незастроенной земле. Он определяет общую стоимость земли, которая будет разделена на отдельные земельные участки, предназначенные для продажи. Из предполагаемой денежной выручки от продажи участков вычитаются все необходимые издержки на их освоение. И таким образом определяется стоимость неосвоенной земли. Как правило, это крупные нестандартные земельные массивы, для которых решается вопрос их рационального перспективного освоения. Разбивка на участки, соответствующие типичным в данном районе условиям рыночных продаж, позволяет не только обосновать оптимальную гипотезу развития, но и оценить инвестиционную привлекательность всего земельного массива.

Оценочная работа заключается в определении:

1. размеров и числа участков, требований к их благоустройству, соответствующих типичным условиям продаж в данном районе;
2. цены продаж улучшенных участков, времени обращения и ожидаемой выручки от их реализации;
3. затрат инвестора на освоение участков и их последующую продажу с учетом ожидаемой прибыли от вложений в улучшения;
4. текущей стоимости земельного массива по ожидаемому чистому доходу с учетом отдачи проекта и периодичности поступления денежных средств.

Метод оценки затрат на инфраструктуру применяется для земель населенных пунктов. Он учитывает величину затрат на создание инженерной инфраструктуры города или посёлка (строительство дорог, подземных коммуникаций и т.д.). Далее выделяется доля затрат, приходящаяся на оцениваемый земельный участок.

Кадастровая оценка земель

Государственная кадастровая оценка земель - оценка земель для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по виду функционального использования.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, ведения земельного кадастра определяется "Правилами проведения государственной кадастровой оценки" утвержденными постановлением Правительства РФ № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".

Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации № 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения предоставляют территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

К инструментам контроля за земельными ресурсами относятся:

• Кадастровая карта, показывающая фактические границы всех земельных участков страны. На карте указываются и данные собственника земельного надела.
• Государственный кадастровый учет представляет собой более подробное описание систематизированных сведений о земельных участках в реестре (ЕГР). Именно, исходя из данных кадастрового учета, и производится государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, городов, лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения всех регионов России.

После определения цены, каждому конкретному земельному участку присваивается персональный кадастровый номер.

Для качественного проведения государственной кадастровой оценки земли (ГКОЗ) применяется сразу несколько методик.

Остановимся подробно на каждой из них:

• Нормативный метод оценки используется при изменении собственника земельного участка в результате: дарения, продажи или вступления в наследство, например. Кроме того, нормативный расчет кадастровой стоимости возможен при изъятии земельного участка органами государственной власти или в том случае, когда участок выступает в форме залога для получения банковского кредита.
• Сравнение продаж. Наиболее понятный, простой и, наверное, самый справедливый метод, который заключается в определении средней стоимости всех похожих предложений на фактическом рынке земли. Сравниваются несколько показателей, таких как: месторасположение участка, наличие коммуникаций, инфраструктура, экономические прогнозы и т. д. Результат оценки, полученный благодаря сравнению продаж, всегда наиболее близок к реальности, хотя и имеет одно обязательное условие – открытость рынка.
• Доходный метод. Основывается на сведениях о размерах арендной платы земельного участка, другое название этого способа оценки – метод капитализации земельной ренты. Рассчитать кадастровую стоимость земельного участка помогает специальная формула. Цена определяется в результате математического деления показателя арендного дохода на ставку капитализации, которая равна сумме фактической арендной платы похожих земельных наделов поделенной на их кадастровую цену. Точность такого метода поддается сомнению, поскольку отсутствует реальный рынок аренды земли и львиная доля арендованных участков принадлежит государству и говорить о рыночных показателях арендной ставки, исходя из которой и рассчитывается кадастровая оценка земельных участков, в таких условиях не приходится.
• Разбивка на участки. Земля условно разделяется на части и с помощью все того же метода сравнения рассчитывается потенциальная прибыль от реализации всех этих частей с обязательным расчетом всех расходов на освоение.

Метод остатка предполагает оценку земельных участков, исходя из их перспективности будущей застройки.

В этом случае используется метод распределения. Метод распределения как раз и основывается на соотношении стоимости земли и сооружений на ней. Такой метод близок по своей сути методу сравнения продаж. И в первом и во втором случае требуются данные о реальной стоимости земельных участков на рынке. К этому разряду можно отнести и так называемый метод выделения. Отличается он тем, что применяется к тем земельным участкам, постройки на которых не имеют высокой цены и ее доля в общей стоимости имущественного комплекса незначительная.

Для проведения оценки привлекаются профильные оценочные компании, с которыми заключается договор на проведение сбора и анализа всей необходимой информации. Результаты расчета кадастровой стоимости оформляются согласно требованиям земельного законодательства в виде отчета.

Чтобы понять, чем же отличается кадастровая стоимость от рыночной, нужно разобраться, что представляет собой рыночная стоимость, так как определение кадастровой нами уже дано. Итак, рыночная стоимость – это та цена, по которой земельный участок торгуется на хорошо развитом рынке земли, в условиях открытости и реальной конкуренции.

Очевидно, что показатели рыночной и кадастровой оценок очень часто значительно отличаются. Наиболее близким к рыночной цене бывает результат метода сравнения, применяемого при расчете кадастровой стоимости, что уже отмечалось нами выше. Кроме того, рыночная стоимость более актуальна для вторичного рынка, когда есть достаточное количество примеров совершенных сделок для качественного сравнения, а вот в случае первичного рынка, когда происходит выкуп земли фактически у государства и при отсутствии возможности сравнения, за основу всегда берется нормативная стоимость участка.

Тот факт, что кадастровая и рыночная стоимости могут существенно расходиться в показателях, является реальной проблемой. Дело в том, что большинство платежей, в том числе и налоги, начисляются исходя из результатов именно кадастровой оценки земельного участка, и если стоимость значительно завышена, не отвечая текущему положению на рынке земли, то и платить приходится больше, иногда даже в разы. Другим нежелательным последствием такого положения дел становится отсутствие возможности реализации некоторых участков земли по их кадастровой стоимости.

Приведение же кадастровой цены в соответствие с рыночной, хотя это и является требованием Земельного кодекса, часто является довольно сложной задачей. Для решения этой проблемы существует два пути: через суд или через комиссию по разрешению споров под юрисдикцией Росреестра.

Государственная оценка земли

У каждого приобретения есть свой набор параметров. Земельные участки не исключение. Их кадастровая стоимость влияет на ставку земельного налога, величину арендной платы. Эта цифра учитывается при покупке-продаже недвижимости, внесении такого имущества под залог, инвестировании. Для актуализации таких данных проводится государственная кадастровая оценка земельных участков с частотой 3-5 лет.

С позиции государства, кадастровая оценка земельных участков проводится с единственной целью – создание налоговой базы. Исходя из полученных данных, формируется сумма налога, которая обязательна к уплате. Размер выплаты фиксируется на определенную дату и не изменяется на протяжении налогового периода. Единственное исключение – законное оспаривание. Весь этот глобальный процесс регулируется Земельным кодексом и некоторым другими нормативными актами.

Типичный алгоритм кадастровой оценки выглядит следующим образом:

1. Принимается решение о проведении такой оценки.
2. Формируется перечень объектов работ.
3. Осуществляется группировка объектов по категориям.
4. Определяется методика расчета.
5. Выполнение непосредственных расчетов.
6. Формирование отчетов и занесение полученной информации в государственную базу.

Во время этой процедуры учитываются все существующие ограничения, связанные со способом использования земельных участков. К кадастровой оценке могут привлекаться не только государственные организации, но и лица (физические, юридические), которые обладают разрешением на проведение такой деятельности.

Существует три общепринятых метода комплексного определения кадастровой стоимости:

Сравнительный способ – наиболее простой и понятный. Конкретный объект сравнивается с похожими земельными участками, кадастровая стоимость которых известна. Главный недостаток такой методики – она включает в себя текущие рыночные тенденции, которые не всегда объективны в долгосрочной перспективе. Также таким методом нельзя оценить уникальный объект. Его цену определяют исходя из себестоимости участка. Такой способ расчета еще называют затратным.

В основе концепции доходного метода лежит предполагаемая прибыль от эксплуатации земельного участка. Основной источник данных в этом случае – статистическая информация, собранная по похожим объектам ранее.

Все земельные участки относятся к одной из семи категорий (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса).

В каждом случае формирование кадастровой стоимости проходит со своими особенностями. Так, кадастровая оценка земельных участков населенных пунктов (города, села) характеризуется использованием сравнительного метода.

Совсем другая картина наблюдается при определении стоимости сельскохозяйственных земель. Тут главное – прибыльность таких объектов. Используют доходный метод. Кроме земель под пашни и выгул скота, к сельскохозяйственным участкам относят леса, озера, которые могут использоваться в коммерческой деятельности. Также учитывают ряд дополнительных факторов: плодородность почвы, удаленность от технологичных объектов и другие.

Земли, которые не подходят для сельского хозяйства и находятся вдалеке от населенных пунктов, обычно оценивают затратным методом. Аргументация проста – на такие объекты низкий спрос и применение сравнительного метода вызывает большую статистическую погрешность.

В реальности, для большинства участков применяют комбинированные алгоритмы расчета стоимости. Ведь зачастую оценить объект лишь одной формулой невозможно. Государственную кадастровую оценку можно обжаловать, если были обнаружены расчетные или другие ошибки.

Результаты оценки земли

Важным условием функционирования любой экономической системы является наличие развитого рынка оборота земельных участков. Стоимость участков при заключении сделок на рынке определяется сторонами самостоятельно, однако для целей налогообложения и расчета платы за арендованные участки земли требуется определить кадастровую стоимость земли.

Для реализации государственных полномочий в сфере налогового права 1проводится кадастровая оценка земли. Эта процедура является государственной функцией и подчиняется жестко регламентированным правилам. На данный момент проведение кадастровой оценки регламентируется Постановлением Правительства РФ № 316, утвердившим Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Заказчиком работ для проведения кадастровой оценки земли выступают уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ. Выбор исполнителя данных услуг происходит в рамках контрактной системы размещения заказов на выполнение услуг для государственных нужд и регламентируется положениями 44-ФЗ. Процесс выбора исполнителя является открытым и публичным, результаты процедуры определения исполнителя доступны на официальном сайте госзакупок.

После выбора исполнителя оценщику передается техническое задание с указанием конкретных участков земли, в отношении которых необходимо проведение оценки.

Порядок выполнения мероприятий для определения кадастровой стоимости земли осуществляется в рамках Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом МЭР № 508. Чтобы провести кадастровую оценку определенного объекта требуется, чтобы сведения о данном объекте были внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Для проведения работ по кадастровой оценке конкретного земельного участка оценщик обязан руководствоваться основными методами оценки (доходный, сравнительный, затратный). Выбор одного из методов является правом оценщика, однако требует обязательного обоснования в итоговом документе о проведении оценки.

Оценщик обязан доказать обоснованность выбора методологии оценки исходя из вида пользования или назначения, которые соответствуют оцениваемому объекту, а также с учетом полноты и достоверности данных, полученных на рынке сделок с земельными участками.

В случае, если оценщик не указал обоснование выбора метода оценки, итоговый результат выполненных работ не может быть принят заказчиком.

Из трех указанных методов предпочтение отдается сравнительному подходу, так как он позволяет учесть текущее состояние рынка сделок и предложений в зависимости от территориальных условий расположения оцениваемого участка. В сравнительном подходе имеется возможность дать оценку кадастровой стоимости земли, максимально приближенную к реальным условиям региона проведения исследования.

В случае, когда проводится оценка группы объектов (земельных участков), оценщик может использовать массовый подход к оценке, который позволяет группировать объекты исходя из наличия похожих характеристик.

Процедура проведения кадастровой оценки начинается с заключения договора с заказчиком, определяющего техническое задание на проводимые работы. В рамках исполнения данного договора оценщик обязан провести полный анализ информации на территориальном рынке объектов, схожих с оцениваемым, собрать данные об основных значениях и факторах, влияющих на определение стоимости земельных участков.

Ценообразующие факторы подбираются с учетом характеристик, соответствующих конкретному объекту, подлежащему оценке, и должны соответствовать методу и модели, который оценщик выбрал для работы.

После выбора модели и способов оценки, проводится расчет кадастровой стоимости земельного участка, результаты которого оформляются в итоговом документе – отчете об определении кадастровой стоимости объекта.

Кадастровая оценка земли проводится профессиональными оценщиками, действующими на основании Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

В соответствие со ст. 24.12 ФЗ-135 установлена периодичность проведения кадастровой оценки земли – не чаще чем один раз в течение трех лет (для городов федерального значения – не чаще одного раза в два года).

После составления оценщиком отчета об определении кадастровой стоимости, указанный отчет направляется на проверку в территориальный орган Росреестра. По итогам этой проверки отчет направляется на утверждение результатов в уполномоченный орган власти субъекта РФ. Именно после утверждения отчета на уровне субъекта РФ и составления соответствующего акта результаты кадастровой оценки земли вступают в силу и могут использовать для целей налогообложения или расчета арендной платы за землю.

Акт об утверждении кадастровой оценки земли размещается в открытом доступе на сайте Росреестра, а также на официальных сайтах исполнительных органов власти субъекта РФ.

Изменение результатов кадастровой оценки может быть проведено в случае установления факта технической ошибки в процессе работы оценщика. В этом случае оценщик повторно выполняет работы по оценке и представляет результат заказчику для внесения изменений в акт об утверждении результатов оценки земли.

Возможность судебного оспаривания результатов кадастровой оценки земли возможно в случаях, когда собственник объекта не согласен с расчетом налоговой базы, сделанной исходя из оценки земли.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» устанавливает, что в случае судебных споров кадастровая стоимость земли может быть определена судом. Ранее рассмотрением таких споров занимали арбитражные суды Российской Федерации. В настоящее время данная категория споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции.

Суд принимает в качестве доказательств по делу отчеты о рыночной стоимости земельного участка, которые составляют оценщики. Если решением суда кадастровая стоимость признается равной рыночной, органы Росреестра обязаны внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Также это решение будет являться основанием для изменения в меньшую сторону налоговой базы при расчете земельного налога.

Общее количество судебных решений, вынесенных в пользу заявителей, постоянно растет. Основной причиной такого роста является развитие методов и средств независимой оценки рыночной стоимости земельных участков. Квалификация оценщиков на данном рынке услуг также постоянно повышается, что позволяет готовить аргументированные отчеты с хорошей доказательной базой.

Оценка земель населенных пунктов

Статья 83 Земельного кодекса РФ дает понятие земель населенных пунктов - ими признаются земли, которые предназначаются и используются для развития и застройки городов, сел, поселков и т.д. Земли населенных пунктов должны быть отделены границей от земель иных категорий.

Кадастровая оценка земель населенных пунктов - есть совокупность действий (технических и административных) для определения кадастровой стоимости участков земли, расположенных в составе населенного пункта.

Целями кадастровой оценки являются:

• формирование систематизированного свода о местоположении, целевом назначении, правовом положении земель РФ - Государственного земельного кадастра;
• определение ставок арендной платы, начальных цен продажи прав собственности;
• уточнение и формирование базы налогообложения;
• определение направлений планирования и застройки.

Объектами кадастровой оценки выступают земельные участки, входящие в состав населенных пунктов. Приказом Минэкономразвития России №39 утверждены методические указания по государственной кадастровой оценке земель, согласно которым все земельные участки классифицированы по типу использования на 17 видов. Населенный пункт делится по частям - административно-территориальным единицам, в состав которых входят, так называемые, кадастровые кварталы, различные по размерам и назначению. Котировка земельного объекта в калькуляции на единицу общей площади объекта называется удельным показателем кадастровой стоимости. Это очень важный параметр, необходимый для определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость - это фиксированная величина, которая может быть изменена только при проведении повторной оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет.

Порядок проведения кадастровой оценки включает следующие этапы:

• Принятие решения о проведении кадастровой оценки земельных участков на уровне субъекта РФ;
• Составление списков земельных участков с полными характеристиками (расположение, назначение, площадь и т.д.). Этим вопросом занимается территориальный орган Росреестра;
• Вычисление удельного показателя кадастровой стоимости каждого кадастрового квартала в зависимости от видов разрешенного использования. На этом этапе подключается оценочная организация, которую привлекает Росреестр;
• Утверждение результатов оценки нормативным актом субъекта РФ;
• Внесение в систему кадастрового учета соответствующих сведений применительно к каждому земельному участку.

Сделки на рынке земли, купля-продажа недвижимости, величина арендной платы, затраты на строительство и обустройство территории - вся информация, благодаря которой можно произвести необходимые расчёты, используется при проведении кадастровой оценки. Информацию, необходимую для проведения расчётов, можно получить из органов исполнительной власти субъектов РФ, органов, осуществляющих регистрацию прав собственности, комитетов по управлению имуществом, организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, а также и из средств массовой информации, отчётов и бюллетеней о рынке недвижимости, с официальных сайтов.

При необходимости, сведения о кадастровой стоимости любого земельного участка на территории Российской Федерации могут быть получены в сети Интернет на сайте Федеральной кадастровой палаты. Для этой цели там представлена кадастровая интерактивная публичная карта. Она предоставляет не только кадастровую стоимость, но и иную значимую информацию по земельному участку. Эти же сведения можно получить в районном отделении Росреестра, где, используя кадастровый номер интересующего участка, можно сделать специальный запрос.

Назначение оценки земли

Рыночная стоимость земли зависит от многих факторов, но одним из наиболее значимых ценообразующих факторов является назначение земли, ее разрешенное использование. Как известно, в нашей стране все земли принято разделять на категории – земли населенных пунктов, земли промышленности, земли сельхозназначения и земли лесного и водного фондов. Рынки земель различных категорий развиваются по собственным правилам, соответственно и стоимость земель различных категорий, расположенных рядом может существенно отличаться.

Для точного установления рыночной стоимости земли используется процедура независимой оценки. Оценка земельного участка сельскохозяйственного назначения имеет свои особенности, связанные, в первую очередь со спецификой использования земли в сельскохозяйственном производстве.

Ценность земель сельскохозяйственного назначения определяется такими факторами как возможное использование участка (пашня, пастбище и т.п.) и плодородие почвы на участке. Возможное использование участка определяется исходя из его физических характеристик – рельефа, почвы, существующего водного режима. Из всех возможных вариантов использования необходимо выбрать тот, который даст наибольший экономический эффект. Например, пахотную землю можно использовать и для выпаса скота и как пашню, но второй вариант использования намного более эффективен в экономическом смысле, поэтому при оценке нужно исходить именно из этого варианта.

Для оценки показателей плодородности почвы на оцениваемом участке земли оценщики часто используют бонитировку почв, то есть сравнительную оценку плодородия почв при сходных агрономических и климатических параметрах в условиях одинаковой интенсивности земледелия. При бонитировке почв принято выделять главные признаки, которые влияют на урожайность. Такими признаками могут быть содержание гумуса в пашне, мощность гумусового горизонта, содержание фракций глины в пашне, реакция среды почвенного раствора и т.п. Процедура бонитировки почв достаточна сложна и трудоемка, поэтому при оценке сельскохозяйственных земель оценщики пользуются уже готовыми шкалами бонитировки.

После определения варианта использования земельного участка и плодородности его почвы, оценщик строит доходную модель сельскохозяйственного производства на этом участке. Эта модель учитывает все расходы собственника по организации сельскохозяйственного процесса, а также все его доходы от продажи выращенной продукции за определенный период времени (например, за год). К расходам в данном случае относятся расходы на сельскохозяйственную технику, оплату труда работников (в том числе и собственника участка, если он самостоятельно обрабатывает землю), проценты за использование капитала, предпринимательская прибыль. Положительная разница между доходами и расходами затем дисконтируется в текущие показатели стоимости и эта дисконтированная величина и будет являться рыночной стоимостью земельного участка.

Описанный выше способ можно использовать для оценки рыночной стоимости земли при отсутствии хорошо развитого рынка земельных участков сельскохозяйственного назначения в рассматриваемой местности, что в современных условиях характерно для большинства районов нашей страны.

Утверждение результатов кадастровой оценки земли

Это комплекс административных и технических действий муниципальных органов для определения кадастровой стоимости участков земли, находящихся в ведении данного органа, по состоянию на конкретную дату.

Кадастровая оценка земли преследует несколько уровней целей:

• На уровне государства – это создание единой общегосударственной системы налогообложения земель, находящихся в государственной и негосударственной собственности, что облегчает для фискальных органов выполнение возложенных на них функций, прежде всего в части наполнения бюджетов.
• На уровне территориальных субъектов РФ – получение точного представления об эффективности использования земель на каждой отдельной территории на определенную дату, принятие обоснованных решений о распределении и перераспределении земельных участков, о более продуктивном их использовании, по поводу приватизации, выдаче разрешений на строительство, и т.д.
• Для собственников конкретных земельных участков – установление справедливого уровня налогообложения земли, получение ориентира для определения ее оптимальной рыночной стоимости, что важно для упорядочивания операций купли-продажи и аренды земли, наследования, внесение земли под залог, инвестиций в земельные участки, и т.д.

Государственная кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Она проводится единовременно для всех земельных участков, расположенных на всей территории административно-территориальной единицы. Эту процедуру осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. Также к оценке могут привлекаться лица и организации, получившие лицензию на проведение оценочной деятельности.

В ходе проведения оценки учитываются сервитуты (права ограниченного пользования участком земли для прокладки и эксплуатации линий электропередач, прохода или проезда через территорию и т.п.), и иные ограничения прав собственников, установленные действующим законодательством, судом или соответствующим административным актом.

Этапы работ:

• Подготовка и создание информационной базы (анализ конъюнктуры местного рынка земель, уровня цен на разные земельные участки в зависимости от их категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики, прецедентов и т.д.).
• Разделение оцениваемой территории на зоны и кадастровые кварталы.
• Обоснование и определение стоимостных показателей, необходимых для кадастровой оценки.
• Выделение ценовых зон в пределах территории.
• Графическое и цифровое оформление итогов кадастровой оценки земель, внесение их в ГКН.

В ходе проведения оценки кадастровой стоимости земли может применяться затратный, доходный или сравнительный метод, либо их комбинации.

Затратный метод используется, как правило, для уникальных земельных участков, которые не имеют аналогов для сравнения или не пользуются спросом, и заключается в определении себестоимости участка.

Сравнительный метод используется при оценке типовых земельных участков, о рыночной стоимости которых имеется достаточно информации. Он достаточно прост и точен, но отражает только текущее состояние рынка, которое может измениться со временем.

Доходный метод основан на определении ожидаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земельного участка. Обычно строится на основе анализа ранее полученных доходов.

Кроме того, оценщик использует данные об арендной плате за использование земельных участков, о ценах заключенных сделок купли-продажи земли, об инфраструктурных объектах, коммуникациях, расположении, физических характеристиках, рельефе, виде и состоянии почвы, наличии улучшений на участке, и т.д.

Основной показатель для определения кадастровой стоимости - удельный показатель кадастровой стоимости 1 м2 земли. Он определяется для определенных категорий земель, видов разрешенного использования или отдельных кадастровых кварталов на основе Методических рекомендаций для каждой из категорий. Путем умножения площади конкретного участка на удельный показатель кадастровой стоимости 1 м2 определяется кадастровая стоимость участка.

Если для земельного участка предусмотрено несколько видов разрешенного использования, то при оценке кадастровой стоимости выбирается тот вид разрешенного использования, для которого удельный показатель кадастровой стоимости 1 м2 будет максимальным.

Если рыночная стоимость земельного участка известна, тогда кадастровая определяется в процентах от нее. Кадастровая стоимость земельного участка не может быть выше его рыночной стоимости.

При государственной кадастровой оценке земель городских и сельских поселений, огороднических, садоводческих и дачных объединений используются данные статистического анализа текущих рыночных цен в динамике и иные сведения о земельных участках, а также результаты других методик оценки земель, то есть, преобладает сравнительный метод.

При оценке сельскохозяйственных угодий, расположенных за чертой городских и сельских поселений, а также и земель лесного фонда учитывается величина капитализации расчетного рентного дохода (доходный метод).

Кадастровая оценка участков земли, находящихся за пределами территории городских и сельских поселений, которые относятся к другим категориям земель, основывается на капитализации расчетного рентного дохода или с учетом из затрат, требуемых для воспроизводства и/или поддержания и обеспечения сохранности ценности их природного потенциала (доходный или затратный метод).

Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий требует определения интегральных показателей, учитывающих плодородие почвы, местоположение и технологические свойства. На их основе рассчитывается кадастровая стоимость и рентный доход.

Итоги проведения государственной кадастровой оценки утверждаются соответствующим нормативным актом административно-территориального субъекта, являются доступными для всех в СМИ и на сайте Росреестра и действительны, как правило, в течение 5 лет, до следующей кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость земельного участка до истечения этого периода может быть оспорена и изменена только в следующих случаях:

• при изменении площади и границ участка;
• при изменении вида разрешенного использования участка;
• при переводе участка в другую категорию;
• при объективных изменениях характеристик участка (в результате наводнений, землетрясений, оползней, обвалов, прохождении дороги через участок, и т.д.);
• при обнаружении ошибок в документах, которые использовались при расчете кадастровой стоимости;
• в случае существенного изменения рыночной конъюнктуры, повлекшего за собой падение рыночной стоимости до уровня ниже кадастровой стоимости.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка может осуществляться:

• в рабочем порядке – путем обращения в территориальный орган Росреестра по местонахождению земельного участка;
• в административном порядке;
• в суде.

Новая кадастровая стоимость вступает в силу с момента внесения соответствующих изменений в ГКН и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Рыночная оценка земли

Рыночная оценка земли – это цена, установленная на ЗУ, с учетом влияния тенденций рынка недвижимости. Используется по преимуществу при купли-продаже ЗУ или объекта недвижимости, расположенного на участке, возведенного с учетом норм, предусмотренных для капитальных строений.

Установление рыночной стоимости земельного участка произвольное, по усмотрению собственника, но только ее актуальное определение сопутствует успешной продаже.

Повышение рыночной стоимости препятствует совершению имущественной сделки, а ее уменьшение приводит к убыткам продавца. Поэтому целесообразно использовать услуги независимого оценщика или самостоятельно ориентироваться на рынок сбыта аналогичных земель.

Нередко возникает вопрос о том, каким образом взаимосвязаны рыночная и кадастровая стоимость земельного участка. Взаимосвязь действительно существует. Определенные стандартные ситуации предусматривают нормы, согласно которым, рыночная стоимость земельного участка от кадастровой стоимости приблизительно на 30% превышена.

Эти виды расчетов ценообразования имеют различное назначение:

• кадастровая стоимость определяется для налогообложения;
• рыночная стоимость земельного участка устанавливается для имущественной сделки.

В первом случае расчет кадастровой стоимости всегда производится с учетом параметров ЗУ, на основании формул, применяемых уполномоченными представителями ревизионной комиссии. Они действуют на основании норм Федерального закона № 52-ФЗ, регулирующего оценочную деятельность в РФ.

Ревизия назначается на федеральном или региональном уровне власти, согласно статье 66 ЗК РФ. Ее оценка определяет фиксированную сумму, которая сохраняется до момента проведения очередной ревизии и допускает исключительных случаев изменения кадастровой стоимости только по решению суда.

ЗК РФ, статья 66 оценка земли:

1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная оценка земельного участка – это цена, которая свободно и беспрепятственно назначается владельцем ЗУ и допускает неоднократного изменения на протяжении имущественной сделки, вплоть до оформления сторонами предварительного договора купли-продажи (ПДКП). Это обосновано рисками за срыв продажи при неправомерном ее завышении или риском убытков, которые несет сам продавец – владелец ЗУ.

Ориентация на разницу в 30% между двумя видами стоимости совершенно условная. Однако предполагается, что более существенное различие в оценке, превышающее 30% должно быть юридически обосновано. В таком случае целесообразно получить официальные сведения в форме акта или справки – от независимого оценщика.

Может быть кадастровая стоимость земельного участка равна рыночной стоимости, допуская несущественные различия. Но такой факт так же может быть обусловлен объективными причинами. Например, если сбыт надела совершается в начале зимнего сезона, когда спрос на землю падает. Или участок не обрабатывался и имеет крайне не ухоженный вид. Но не должно возникать ситуации, когда рыночная цена оказывается существенно ниже кадастровой.

При существенном снижении рыночной стоимости, требуется обратиться в кадастровую палату, с требованием о пересмотре установленных ревизией кадастровых оценочных параметров.

Такие ситуации могут возникнуть, если на ЗУ наложено обременение в виде публичного сервитута или часть участка подверглась порче и существенному искажению конфигурации границ.

Собственник, подготавливающий к продаже земельный участок, может использовать несколько вариантов, как определить рыночную стоимость земельного участка:

1. Обратиться к независимому оценщику.
2. Обратиться в компанию по работе с недвижимостью.
3. Провести оценку самостоятельно.

В первых двух случаях ответственность за определение соразмерной суммы передается специалистам. При самостоятельной оценке выбираются предельно простые расчеты, с использованием элементарных формул, которые не требуют специального образования и наличия компетенций.

Если вами выбрана самостоятельная оценка земли, рыночная стоимость определяется несколькими подходами, о которых поговорим ниже.

Перед тем, как узнать рыночную стоимость земельного участка следует выбрать метод оценки земли:

• доходный метод;
• затратный метод;
• метод сравнения продаж.

Далее рассмотрим, как определяется рыночная стоимость земельного участка, используя каждый из методов.

Доходный способ определения соразмерной денежной суммы, которую целесообразно затребовать при сбыте надела, один из самых сложных для самостоятельного применения.

Использование доходного метода имеет смысл тогда, когда продаются высокорентабельные земли.

Например, он применим в населенных пунктах, где жилые застройки имеют предельно высокую стоимость. Или – оцениваются наделы из числа сельскохозяйственных земель, подходящие для развития бизнеса. То есть в данном случае сделка требует обеспечения земельного продукта бизнес-планом. Например, участок может продаваться в загородной зоне, для возведения туристического комплекса. Прибыль, которую принесет ответственное управление туристическим бизнесом и зоной отдыха существенно влияет на стоимость ЗУ.

Затратный способ может применяется совместно с доходным. В этом случае он учитывает необходимые траты для возведения капитального объекта строительства на участке.

Например, при планировании бизнеса или застройки участка жилым домом, для сбыта квартир гражданам, предусматриваются финансовые вложения. Они вычитаются из планируемого дохода, определяя допустимую стоимость земель.

Формула выглядит следующим образом:

ПД – Р = ПРД, где:
• ПД – планируемый доход, который можно получить от развития бизнеса на участке;
• Р – расходы, определенные затратным методом, которые понесет предприниматель;
• ПРД – потенциальный реальный доход, который может получить предприниматель.

ПРД является основанием, из которого вычитается сумма, допустимая для взимания в качестве рыночной стоимости ЗУ. Для того, чтобы ее определить требуется метод капитализации. Использование формул капитализации выполняется профессиональными оценщиками.

При самостоятельно проводимых расчетах допустимо выделить приемлемую разницу между потенциальным доходом, который имеет реализацию только в будущем, и тем реальным вложением, которое сделает покупатель земель непосредственно в ближайший момент. Исходя из того, что потенциальные и реальные деньги имеют разную стоимость, собственнику продаваемого участка целесообразно учитывать в качестве собственного дохода 25-30% от ПРД.

Так же затратный способ применяется самостоятельно для таких земель, которые имеют среднестатистическую рентабельность.

Например – земли поселений (ИЖС). В этом случае выводится значение Р (расходы), которое предусматривает простое суммирование финансовых вложений собственника.

Если земля под ИЖС была приобретена за 500 тысяч рублей без подведения газа и водопровода, а впоследствии данные коммуникации проводились собственником надела, то ему следует суммировать понесенные расходы. Иные вложения, облагородившие участок, так же следует учесть в качестве затрат, влияющих на ценообразование.

Затратный способ предусматривает наличие сведений о проведенных затратах. После расчета суммы можно сделать поправки в сторону увеличения или уменьшения стоимости, ориентируясь на рентабельность продажи и тенденции рынка.

Метод сравнения продаж используется всегда, когда продают типичные объекты недвижимости. Для этого выявляют цены на ЗУ, которые были проданы в аналогичном районе. При этом выбирают наделы с идентичной площадью или высчитывают удельную рыночную стоимость (УРС).

Можно использовать формулу:

УРС = (ЦЗУ1 + ЦЗУ2 + ЦЗУ3) : ОПУ, где:
• ЦЗУ – цена земельного участка, под соответствующим порядковым номером.
• ОПУ – общая площадь проданных и принятых в расчет участков.

Удельная стоимость – это цена 1 м2 земель в массиве. Допускает использования при определении модели или аналога, в применении к условиям рынка.

Обязательное условие в применении данной формулы – участки требуется скомпоновать по аналогичным признакам, влияющим на ценообразование.

Если самостоятельно проведенный расчет рыночной стоимости земельного участка существенно различается, при использовании обозначенных методов – целесообразно обратиться к профессиональному оценщику.

При обращении к специалисту, имеющему лицензию на предоставление услуг в сфере профессиональной оценки объектов недвижимости, можно получить официальный отчет рыночной стоимости земельного участка. Он выдается в форме справки или акта с заключением о результатах проведенных расчетов. Этот документ имеет юридическую силу и правоспособен для предъявления покупателям во время презентации объекта.

Если расчеты проводились самостоятельно, допускается их добросовестное оформление, с приложением документации о понесенных расходах, с целью последующей демонстрации покупателям. Официальной юридической силы они не имеют, но допускаются к применению в качестве мотивирующего ценообразование, подтверждения.

Нормативная оценка земли

Денежная оценка земли в зависимости от назначения и порядка проведения может быть нормативной и экспертной. Нормативная денежная оценка земельных участков согласно ст. 201 Земельного кодекса используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель и т. п.

А в соответствии со ст. 5 Закона об оценке земель нормативная денежная оценка земли используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Нормативная денежная оценка земельных участков проводится соответственно государственным стандартам, нормам, правилам, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности.

Нормативная денежная оценка земельных участков проводится:

• расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения - не реже чем один раз в 5-7 лет;
• расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 5-7 лет, а несельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 7-10 лет.

Нормативная денежная оценка земельных участков проводится юридическими лицами, которые получили лицензии на проведение работ по землеустройству.

При этом нормативная денежная оценка земли сельскохозяйственного назначения проводится не реже одного раза в 5 - 7 лет, а несельскохозяйственного назначения - не реже одного раза в 7 - 10 лет.

Нормативная денежная оценка земли проводится на основании и в порядке, определенном следующими нормативными документами:

• методикой нормативной денежной оценки земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (Методика № 213);
• методикой нормативной денежной оценки земли несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов) (Методика № 525);
• порядок нормативной денежной оценки земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (Порядок № 18);
• порядком нормативной денежной оценки земли несельскохозяйственного назначения (кроме земель в черте населенных пунктов) (Порядок № 19).

Следует обратить внимание на то, что нормативная оценка земель сельскохозяйственного назначения и земель несельскохозяйственного назначения производится по различным методикам. Так, земельные участки сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов оцениваются по Методике № 213, а земельные участки несельскохозяйственного назначения, кроме населенных пунктов, - по Методике № 525.

Денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов.

В соответствии с п. 1 Методики № 213 нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов осуществляется с целью регулирования отношений при:

• передаче земли в собственность, в наследство, под залог;
• дарении, купле-продаже земельного участка и аренде;
• определении ставок земельного налога;
• ценообразовании, учете совокупной стоимости основных средств производства, определении размера взноса в уставные фонды акционерных обществ, объединений, кооперативов.

Нормативная оценка земельных участков проводится только субъектами оценочной деятельности, получившими лицензию на проведение работ по землеустройству.

Согласно п. 1.3 Порядка № 18 нормативная оценка земли используется для определения размера земельного налога, госпошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизма экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Информационной базой для нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения являются материалы государственного земельного кадастра (количественная и качественная характеристика земель, бонитировка грунтов, экономическая оценка земель), материалы внутрихозяйственного землеустройства.

А для земель населенных пунктов - их генеральные планы и проекты планирования и застройки населенных пунктов, материалы экономической оценки территории, материалы инвентаризации земель населенных пунктов, проекты застройки и распределения территории населенных пунктов, местные правила застройки.

Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, на которые отсутствуют материалы экономической оценки земли, определяется по аналогичным агропроизводственным группам прилегающих к ним грунтов.

Оценка несельскохозяйственных угодий, размещенных под дорогами, сооружениями, лесополосами, водоемами, болотами и другими непригодными для сельскохозяйственного производства земельными участками, определяется по их фактическому использованию согласно Порядку № 19.

Земли под кустарниковыми зарослями оцениваются в размере 25 % от средней оценки земель под лесными насаждениями соответствующего административного района. Нормативная денежная оценка земельных участков под производственными строениями и сооружениями сельскохозяйственных предприятий, расположенных за пределами населенных пунктов и используемых для осуществления экономической деятельности согласно КВЭД, также определяется согласно Порядку № 19.

Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения согласно п. 3 Методики № 213 осуществляется отдельно по пахотным землям, землям под многолетними насаждениями, естественными сенокосами и пастбищами, по рентному доходу, который формируется в зависимости от качества, местоположения и экономической оценки земель. При этом денежная оценка земель осуществляется последовательно по областям, кадастровым и административным районам, сельскохозяйственным предприятиям, отдельным земельным участкам.

Следует также обратить внимание, что нормативная денежная оценка пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, естественных сенокосов и пастбищ в сельскохозяйственных предприятиях, созданных на базе реформированных коллективных сельскохозяйственных предприятий и иных предприятий, исчисляется после уточнения межи и площади земель.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 Порядка № 18 в основу определения нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения заложен рентный доход, образующийся при производстве зерновых культур и определяющийся по данным экономической оценки земель.

В условиях инфляции рентный доход исчисляется в натуральных единицах (в центнерах зерна), который при определении денежной оценки переводится в стоимостное выражение по текущим ценам на дату оценки. Величина нормативной денежной оценки является произведением годового рентного дохода и срока его капитализации, который устанавливается в 33 года.

Порядком № 18 определены также особенности нормативной оценки земли:

• земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель в областях и районах, земель сельскохозяйственных предприятий;
• отдельного земельного участка;
• земель населенных пунктов.

По результатам нормативной денежной оценки земель составляется техническая документация. Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации.

Денежная оценка земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов) в соответствии с п. 1.1 Методики № 525 осуществляется с целью экономического регулирования земельных отношений при заключении гражданско-правовых соглашений и определения размеров налога на землю и проводится для земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения; земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного и водного фондов; земель запаса.

В соответствии с п. 1.3 Порядка № 19 денежная оценка указанных земель используется для определения размера:

• земельного налога;
• госпошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков;
• арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;
• потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Объектами нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения являются земельные участки, используемые по функциональному назначению независимо от того, к какой категории земель они отнесены.

В основу нормативной денежной оценки несельскохозяйственных земель за пределами населенных пунктов, в зависимости от их функционального использования, согласно п. 1.6 Порядка № 19 положена капитализация нормативного среднегодового экономического эффекта или рентного дохода от использования соответствующих земельных участков.

Информационной базой для нормативной денежной оценки являются сведения государственных кадастров (земельного, лесного, водного); землеустроительной, лесоустроительной, градостроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель.

Организация работ по нормативной оценке земель несельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 1.9 Порядка № 19 осуществляется Госкомземом, Республиканским комитетом АР по земельным ресурсам, областными и Севастопольским городским главными управлениями, районными отделами земельных ресурсов.

Процедуру проведения нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения регламентирует Порядок № 19, в котором подробно изложен механизм расчетов нормативной денежной оценки для каждой из категорий земель:

• промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны;
• природно-заповедного и иного природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
• водного фонда;
• лесного фонда.

По результатам нормативной оценки земель составляется техническая документация. Данные о нормативной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации.

Денежная оценка земель

В современных условиях переходного периода к рынку земли денежная оценка земель населенных пунктов осуществляется на основе затрат на освоение и обустройство территории с учетом:

1) природно-климатических и других инженерно-геологических условий;
2) административно-ландшафтной и историко-культурной ценности;
3) экологического состояния;
4) функционального назначения.

В основу денежной оценки земель населенных пунктов положены затраты на освоение и обустройство территории, норму прибыли и норму капитализации дохода, функциональное использование и местоположение земельного участка.

Денежную оценку земель населенных пунктов осуществляет Государственный комитет Украины по земельным ресурсам. Денежная оценка земель населенных пунктов осуществляется преимущественно проектными институтами-разработчиками генеральных планов.

На первом этапе определяется базовая, средняя для населенного пункта стоимость одного квадратного метра земель, которая зависит от статуса населенного пункта.

На втором этапе базовая стоимость дифференцируется на зоны в зависимости от влияния на размер рентного дохода: разница в доступности, уровень инженерного обеспечения; благоустройство территории, развитие сферы обслуживания населения и экологического качества территории; привлекательность среды.

На третьем этапе определяется стоимость одного квадратного метра земельного участка с учетом особенностей их использования.

На заключительном этапе проводится денежная оценка отдельных земельных участков (государственными органами земельных ресурсов непосредственно по заказу юридических и физических лип соответственно установленному порядку).

Информационной базой для определения затрат на освоение и обустройство территории являются данные государственной статистической отчетности о натуральных и стоимостных показателях, предоставленных городскими службами коммунального хозяйства, а также материалы дежурных планов инженерных сетей, которые ведутся городскими службами.

Базой для расчета затрат на освоение и обустройство территории на один квадратный метр является оцениваемая территория, которая равна площади застроенной территории населенного пункта в установленных границах.

В границах населенного пункта базовая стоимость одного квадратного метра земель дифференцируется на экономико-планируемые зоны устанавливаются на основе экономической оценки территории с учетом таких факторов:

1) неоднородность функционально-планируемых качеств территории;
2) доступность к центру, местам концентрации трудовой деятельности, центрам общественного обслуживания, местам массового отдыха;
3) уровень инженерного обеспечения и благоустройства территории;
4) уровень развития сферы обслуживания населения;
5) экологическое качество территории;
6) привлекательность среды.

Оцениваемые районы определяются: магистралями общегородского значения, полосой отвода железной дороги, природными ограничениями и в отдельных случаях границами участков производственных предприятий.

Следующей стадией экономико-планируемого зонирования территории города является объединение оцениваемых районов в экономико-планируемые зоны.

При этом учитывается действие трех факторов:

1) смежность районов;
2) преимущественно однотипное функциональное использование;
3) близость значений индекса ценности территории.

Объектами денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения являются земельные участки, которые имеют фиксированные границы и характеризуются определенным местоположением, природными свойствами, физическими параметрами и хозяйственным состоянием.

Информационной базой для денежной оценки земель являются ведомости государственных кадастров, землеустроительной, лесоустроительной, градостроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель, данные государственной статистической отчетности.

В основу денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения кладется капитализированный рентный доход, или нормативный среднегодовой экономический эффект, который создается вследствие использования соответствующих земельных участков.

Существенным фактором, который влияет на порядок определения и размер денежной оценки земель, имеет отнесение земель к определенным категориям использования, потому что от этого в значительной мере зависит определение объектов оценки и коэффициентов, которые учитывают особенности их функционального использования.

Учитывая отраслевой характер отнесения земель к определенным категориям, возможность принадлежности одного земельного участка к нескольким категориям и сложности, которые возникают в связи с этим, объектами денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения нормативными актами определены земельные участки, которые используются по функциональному назначению, независимо от того, к какой категории они отнесены.

Во всех случаях, когда фактор, который учитывается методикой, отсутствует, значение соответствующего коэффициента принимается равным 1,00. Денежная оценка земельных участков, которые размещены в зонах гарантированного добровольного отселения, уменьшается на 20%, а в зоне усиленного радиоэкологического контроля — на 10%.

В основу денежной оценки земель промышленности, положено капитализированный рентный доход от целевого использования и осуществленного улучшения их обустройства.

Кроме учета рентного дохода, который создается за счет обустройства земельного участка, на денежную оценку влияют также региональная производственная инфраструктура и административный, научно-технический и социально-культурный потенциал местоположения земельного участка, а также тип ее функционального использования (разные виды экономической деятельности имеют разную относительную прибыльность). Указанные факторы учитываются через применение соответствующих коэффициентов.

К региональным факторам относятся:

1) отдаленность от административного центра;
2) отдаленность от ближайшего населенного пункта, который имеет магистральные пути соединения (железные дороги, автомагистрали общегосударственного значения, морские и речные порты, аэропорты);
3) вхождение в пригородную зону больших городов;
4) вхождение в зоны радиоактивного загрязнения.

К локальным рентообразующих факторам принадлежат:

1) инженерно-инфраструктурные;
2) инженерно-геологические;
3) историко-культурные;
4) природно-ландшафтные;
5) санитарно-гигиенические;
6) территориально-планировочные.

Общее значение коэффициента расположения земельного участка (Км) рассчитывается как произведение коэффициентов отдельных региональных и локальных факторов.

В основу расчета денежной оценки земель лесного фонда положено капитализацию нормативного среднегодового экономического эффекта от использования леса, который дифференцируется в зависимости от типа условий в соответствующей зоне, группе и категории защищенности лесов, лесотаксовом поясе и разряде лесных такс.

Нормативный экономический эффект от выращивания леса рассчитывается, как разность между оценкой той продукции и услуг, которые можно получить в эталонном лесонасаждении по действующим ценам, и суммой нормативных затрат, связанных с выращиванием леса за период оборота рубки, рассчитанных по методу относительной стоимости. Среднегодовой эффект определяется, как частное от деления полученной величины на продолжительность периода оборота рубки в годах.

темы

документ Оценка участка
документ Оценка дома
документ Оценка имущества
документ Виды стоимости и назначение оценки недвижимости
документ Массовая оценка недвижимости



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Налог на профессиональный доход с 2019 года
Цены на топливо в 2019 году
Самые высокооплачиваемые профессии в 2019 году
Скачок цен на продукты в 2019 году
Цены на топливо в 2019 году
Что будет с инвестициями в Российскую экономику в 2019 году
Бухгалтерские изменения в 2019 году
Налоговые изменения в 2019 году
Изменения для юристов в 2019 году
Изменения для ИП в 2019 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2019 году
Возврат налога в 2019 году
Бизнес-планы в 2019 году
Отчетность ИП в 2019 году
Вид на жительство в 2019 году
Бухгалтерский учет в 2019 году
Выходное пособие в 2019 году
Бухгалтерская отчетность в 2019 году
Государственные закупки в 2019 году
Изменения в 2019 году
Бухгалтерский баланс в 2019 году
Декретный отпуск в 2019 году
Потребительская корзина в 2019 году
Брокеру
Недвижимость


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты