В психологии выделяются несколько важных понятий, которые характеризуют духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т.д.
Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя биологического класса homo sapiens. Индивидуальные свойства характеризуют общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству.
Особенные черты, которые присущи каждому отдельному человеку и отличают его от других, называют индивидуальностью. Индивидуальные особенности не наследуются, они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения.
Выделяют два уровня в становлении индивидуальности:
• первый уровень связан с особенностями строения и динамики работы нервной системы;
• второй — сочетание разнообразных черт обеспечивает своеобразие поведения и познания человека, которое проявляется в индивидуальном стиле жизни человека.
Понятие «субъект» говорит о том, что активность и энергия исходят только от него, а не извне, т.е. субъект сам выбирает объекты своего внимания, общения, дружбы. Из этого следует, что источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире.
Понятие «личность» включает все те качества, которые приобрел человек в процессе жизни под влиянием разных обстоятельств.
наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.
Личность как субъект
Личность – одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует ёмким понятием “человек”, которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке “вообще”, о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят “личность”, то чаще всего имеют в виду “человек”. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей – на темперамент, характер, особенности поведения. Под личностью психологи понимают индивидуальность. В социологии личность – целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.
Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.
Социализация личности
Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. Многие существа рождаются совершено готовыми к самостоятельной жизни, то есть рождаются взрослыми (например, насекомые). Другим существам нужен некоторый период, чтобы адаптироваться в мире. Этот период называют детством. Он бывает разной длины: у птиц – 1 сезон, у тигров, обезьян и слонов – несколько лет. Но ни у кого, кроме человека, нет социализации – периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и прочие генетически не передаются.
Социализация – это не только обучение в школе, институте. Такое обучение – лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и так далее. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь.
Понятно, что научиться жизни в обществе можно, только живя в обществе. Известно несколько реальных случаев, когда человеческие детеныши были изолированы от общества и их воспитывали звери. “Маугли” вели себя как животные – передвигались на четырех конечностях, испытывали сильный страх перед огнем, не смеялись. Когда их вернули в общество людей, они обрели лишь самые элементарные навыки, но не научились абстрактно мыслить, дружить, улыбаться. Они овладевали речью, состоящей не более чем из 30 слов, и в человеческом обществе жили не более 10 лет.
Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.
Этапы социализации
Детство и юность – начальная социализация, зрелость и старость – продолженная социализация. Самый важный – первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые – нет.
Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, – институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее “институтом” социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие “агенты”.
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Существует два варианта интерпретации первичной и вторичной социализации.
Существуют агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, учителя, лидеры в молодежных группах и прочие, то есть те, кто непосредственно влияет на человека. На этапе вторичной социализации на личность в значительной степени начинают влиять институты социализации – администрация города, района, школы, университеты, армия.
Второй вариант интерпретации социализации
Первичная социализация – это социализация “набело”. Подобная социализация проходит преимущественно в детском возрасте, в том случае, когда в процессе социализации образцы поведения, ценности являются абсолютно новыми, то есть как бы “ложатся” на чистый лист бумаги. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Вторичная социализация начинается по времени позднее, чем первичная, и проходит, как правило, во взрослом возрасте. Однако жестко привязывать два вида социализации к возрасту – то есть говорить о том, что первичная социализация проходит в детском возрасте, а вторичная во взрослом неправильно, так как у детей и подростков определенные ценности могут меняться и, наоборот, взрослый человек может получить какой-то новый опыт в уже зрелом возрасте.
Социализация и воспитание личности
Процесс социализации зависит от социальной организации общества, от ценностей, которым общество привержено. Например, в обществах с типом хозяйства, ориентированном на охоту и рыболовство, воспитание детей направлено на то, чтобы сделать их независимыми и самостоятельными. А земледельческие и животноводческие типы делают акцент на ответственность и послушание. И это оправдано – ведь успех охоты и рыболовства больше зависит от проявления индивидуальной инициативы, от умения действовать по ситуации, от самостоятельности. А в земледелии важны терпение и ответственность.
По признаку воспитания ребенка выделяют 4 типа общества:
1. слабая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;
2. строгая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;
3. в раннем детстве дисциплина строгая, в позднем – слабая;
4. в раннем детстве дисциплина слабая, в позднем – строгая.
Например, японцы относятся к четвертому типу общества – маленьким детям они предоставляют максимум свободы и практически не наказывают их. Строгость появляется позже, по мере взросления. Детей постарше японцы воспитывают в духе строгой, требующей послушания конфуцианской морали.
Европейские общества до XVIII века практиковали строгую дисциплину в любом возрасте. Считалось, что детское своеволие – основа всех пороков. После XVIII века Европа превращается в третий тип, так как появляются понятия человеческого достоинства, права молодого человека на самостоятельный выбор жизненного пути и пр.
Модель воспитания обусловлена социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральную модель социализации). Конкретные исполнители, как правило, не могут изменить эту модель по собственному произволу.
Процесс социализации тесно связан с этапами морального развития личности:
1. В раннем детстве ребенок руководствуется эгоистическими мотивами. Он слушается, чтобы избежать наказания или в обмен на конкретные блага и поощрения.
2. На следующем этапе дети ориентируются на модель “хорошего ребенка” и стремятся заслужить доверие тех, кого они любят. Постепенно создается установка: “хорошо то, что соответствует правилам”. На этом этапе формируется нравственное сознание. Люди осознают правила поведения в обществе, их необходимость. Человек начинает совершать поступки, самостоятельно ориентируясь на уже принятые, усвоенные ценности.
3. Но собственно свобода поведения и саморегуляция приходят (а часто и не приходят) много позже, когда человек осознает условность нравственных правил (релятивизм) и стремится найти более высокие принципы, которым и подчиняет – по своей воле – свое поведение.
Межличностные отношения и конфликты в межличностных отношениях
Межличностные отношения возникают посредством явлений взаимодействия. Социальное взаимодействие – взаимное влияние явлений и процессов, лиц или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности.
Существует два основных уровня взаимодействий:
1. Межличностное взаимодействие – это взаимодействие, при котором социальная связь людей определяется их общими интересами, дружбой, привязанностью, то есть отношения строятся на личностном уровне.
2. Межролевое взаимодействие – это взаимодействие, которое строится исходя из социальных статусов людей, осуществляющих социальное взаимодействие, их социальных ролей.
Через определенное время межролевое взаимодействие может перейти на уровень межличностного в том случае, если у людей появляются общие интересы, не связанные со статусной структурой.
Межличностный конфликт – конфликт между отдельными личностями. Особой специфики межличностного конфликта в отличии от конфликта социального не существует. Поэтому можно говорить о типичности межличностного конфликта, как конфликта социального. Смотрите подробнее о структурировании и разрешении конфликта в разделе “Социальный конфликт”.
Индивид субъект личности
Для понимания природы личности нужно выяснить соотношение этого понятия с другими понятиями, которые используются как в классической, так и в современной психологии. Это прежде всего понятие индивида, человека, личности, индивидуальности, субъекта.
Человек рождается на свет с генетически заложенными в ней потенциальными возможностями стать именно человеком. Не следует считать, что младенец - это "чистая доска" (tabula rasa), на которой под влиянием социума "пишутся" признаки человечности. Младенцу присущи анатомические и физиологические свойства тела и мозга, которые принадлежат только человеку. Они обеспечивают в перспективе овладение прямохождением, орудиями труда и языком, развитие интеллекта, самосознания и тому подобное. Но система биологических, генетических, анатомических, физиологических факторов предусматривает становление человека лишь в определенных социальных, культурно-исторических условиях цивилизации. Чтобы подчеркнуть биологически обусловленную принадлежность новорожденного ребенка и взрослого человека именно к человеческому роду и отличить их от животных, используют понятие индивида как противоположное понятию особи животного.
Только качества, т. е. присущи человеку задатки, анатомо-физиологические предпосылки, закладывают основы создания личности. Индивид - это человеческая биологическая основа развития личности в определенных социальных условиях.
Если представить, вслед за ее Жане, невероятное: что вследствие каких-то драматических событий исчезли созданные человечеством культура, искусство, наука, техника, разнообразный предметный мир, институты человеческой социализации, а маленькие дети остались в этих условиях без взрослых, которые воплощают в своей совместной деятельности общественные отношения, то развитие индивида по антропологическому типу прекратился бы, стал невозможным, а в лучшем случае пошел путем, характерным для животного мира. Понятно, что о развитии личности в этих условиях говорить излишне.
Об этом свидетельствуют факты из жизни детей, которые с детства попали к животным (волчьих) стай. Такие дети хоть и родились индивидами, но их развитие было деформировано в среде животных. Поэтому эти дети не стали людьми, их так и не удалось вернуть на путь человеческого развития. Эти факты доказывают решающую роль социального окружения, культур по исторической среды и свойственных человеку средств социализации Индивида, созидание личности.
В отношениях с родителями, другими людьми психика ребенка развивается именно как психика человека. На определенном этапе возникает личность с присущими ей социально обусловленными признаками - высшими психическими функциями, сознанием и самосознанием, способностью к активному познанию и преобразованию окружающей среды и себя.
Личность - это индивид Ь социально обусловленной системой высших психических качеств, определяется вовлеченностью человека в конкретных общественных, культурных, исторических отношений. Эта система проявляется и формируется в процессе сознательной продуктивной деятельности и общения. Личность опосредует и определяет уровень взаимосвязей индивида с общественным и естественной средой. В философско-психологическом аспекте личность-это объект и субъект исторического процесса и собственной жизни.
В ходе своего становления как личности индивид постепенно становится субъектом целенаправленного познания и преобразования объективной действительности и самого себя.
Сначала он воспринимает преимущественно как объект - разносторонние влияния со стороны взрослых и созданного человечеством еще до Его рождения общественной, культурной среды. Это влияние специально организованный обществом в форме игровой, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи, дошкольных и школьных учреждений, профессионального и высшего образования и производства. Одновременно создаются внутренние психические новообразования, которые с детского возраста формируют собственную сознательную активность человека, направляя ее на познание и преобразование объективной действительности и себя. Личность выступает как субъект деятельности и общения.
Развитие личности происходит в конкретных общественных условиях. Личность всегда конкретно-историческая, она - продукт эпохи, жизни своей страны, своей семьи. Она - очевидец и участник общественного движения, создатель собственной и общей истории, объект и субъект современности.
В процессе развития личности человек овладевает средствами человеческой деятельности и общения, языком, у него формируются высшие психические функции, сознание, воля, самосознание, она становится субъектом активного целенаправленного познания и преобразования окружающей социальной и природной среды. У нее появляется способность к самосовершенствованию, самосозиданию собственной личности в процессе самопознания, самовоспитания и самообучения. Она вступает в "субъект-объектные" отношения с другими людьми.
Следует адекватно соотносить понятие человека и личности. Человек как социальное и биологическое существо является носителем личности Понятие человека значительно шире понятия личности, ибо включает в себя большой круг социальных и биологических признаков - антропологических, этнографических, культурных и др.
Личность характеризуется качественными и количественными проявлениями психических особенностей, которые образуют п индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в способностях человека, в доминирующих потребностях, интересах, склонностях, в чертах характера, в чувстве собственного достоинства, в мировоззрении, системе знаний, умений, навыков, в уровне развития интеллектуальных, творческих процессов, в индивидуальном стиле деятельности и поведения, в типе темперамента, в характеристиках эмоциональной и волевой сфер и тому подобное. Индивидуальность формирует важную характеристику личности человека, которая обеспечивает присущий только ей стиль взаимосвязей с окружающей действительностью.
Понятие личности трактуется неоднозначно - в зависимости от того, какой подход реализуется исследователем. Можно выделить как минимум четыре аналитических подхода - социально-психологический, индивидуально-психологический, более деятельный и генетический, реализованы такими психологами, как Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, Л. Г. Ковалев, О. М. Леонтьев, Г. С. Костюк, Ф. Лерш, В. М. Мясишев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов и др.
Личность как субъект деятельности
Проблемы личности, ее изучения и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Американский психолог Г.В. Олпорт в своей книге "Личность" привел около пятидесяти определений личности.
Приведем только некоторые из них:
Личность - динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде в смысле характерических способов поведения и переживания.
Личность - более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственную индивидуальную адаптацию к среде.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная гипотетически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития человека.
Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К. Платонов).
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности).
Анализ различных определений личности позволяет выделить инвариантное ядро ее основных характеристик. Личность - это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только с возникновением у человека сознания и самосознания. Личность - это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. В психологии под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические явления индивида и придающее его поведению соответствующую последовательность, разумность и устойчивость.
Представляют интерес типологические теории личности. Еще в начале XX века У. Джемс отмечал, что понятие "личность" можно подразделить на составные элементы, которые, в свою очередь, подразделяются на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность.
Э. Шпрангер в 1922 году предложил следующую типологию личностей:
1) теоретический человек (у него основная установка - страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению);
2) экономический человек (у этой категории индивидов - главное – мотив полезности, достижений в деятельности);
3) эстетический человек (для него существенным является собственное миропонимание, красота духа, бережного отношения к природе и т.д.);
4) социальный человек (для него характерным является социальная направленность деятельности, внешние проявления, стремления к контактам и т.п.);
5) политический человек (для него главное - власть как основная ценность, стремление свою ориентацию сделать ведущими мотивами других людей и т.д.);
6) религиозный человек (для этого типа человека - главное переживание высших ценностей души, мистическое единение с богом).
Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов (в зависимости от связи между второй и первой сигнальными системами) выделил три типа личностей:
а) тип художественный (преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности);
б) тип мыслительный (преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления);
в) тип смешанный, средний - уравновешенное отношение обеих сигнальных систем. (Первая сигнальная система представлена безусловными, врожденными
рефлексами, вторая - условными, приобретенными в процессе жизни, приобретения опыта, воспитания и формирования личности).
В психологии Е. Кречмер и В. Шелдон высказывали идею об отличиях в психической сфере индивидов в зависимости от их телосложения. Их взгляды образовали так называемую конституциональную теорию поведения личности.
В. Шелдон на основе 4000 фотографий (спереди, профиль и сзади) студентов Гарвардского университета и анализа их поведения обосновывал три морфологические системы:
1) эктоморфный тип - высокие и худые люди, которые по его мнению являются робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности индивидами;
2) мезоморфный тип - сильные мускулистые люди, склонные к высокой динамике в поведении и доминированию над другими людьми;
3) эндоморфный тип - невысокие люди с признаками тучности, которые склонны к общительности, спокойствию и хорошему настроению.
Гипотезы В. Шелдона тщательно проверялись другими исследователями, которые пришли к следующим выводам:
а) люди, знающие о стереотипах поведения полных или худощавых, ведут себя в соответствии с ожиданиями окружающих;
б) в целом общие тенденции, по Шелдону, оказались верны, но не все зависимости так отчетливы, как первоначально предполагалось;
в) в определенных видах деятельности (например, в спорте) лица, достигшие высоких результатов, имели специфические характеристики телосложения.
К. Юнг в 1923 году высказал предположение о существовании двух главных типов личности: экстравертированной личности, склонной к общению, открытой для окружающих и предрасположенной порой к авантюрам и интровертированной личности, характеризующейся застенчивостью, скромностью, замкнутостью, стремлением избегать социальных контактов и риска. Его гипотеза была обоснована, а Г.Ю. Айзенк разработал специальный тест по измерению интроверсии и экстраверсии в поведении индивида.
Дж. Роттер обосновал идею о существовании экстернального и интернального локуса контроля у различных людей. Индивиды с экстернальным локусом (местом, способом) контроля, в основном, в своем поведении рассчитывают на удачу, на случай, помощь других лиц и т.д. Люди с интервальным локусом контроля рассчитывают только на свои силы, а промахи, ошибки и неудачи объясняют собственными недостатками в деятельности и поведении.
Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности.
Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах:
- что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т.д.);
- что он есть (характер, способности и т.д.);
- что он может (опыт, умения, знания и т.д.).
В психологии хорошо известна динамическая функциональная структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым.
Структура личности состоит из четырех подструктур:
1) направленность, включающая в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания;
2) опыт, включающий в себя привычки, умения, навыки, знания;
3) психические процессы, в которые входят память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции;
4) темперамент, состоящий из основных характеристик темперамента, а также из половых, возрастных и патологически обусловленных свойств.
Характер и способности, по мнению К.К. Платонова, не входят в содержание четырех обозначенных подструктур, но зависят от их элементов и ощущают на себе их воздействие.
Личность как субъект отношений
Как уже отмечалось выше, понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким образом подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики.
Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя (сравните например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи).
Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.
В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется: действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество».
Социализация личности
В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность. Эта сторона развития личности определяется как ее социализация.
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.
В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации - основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.
В исследовании процессов социализации-индивидуализации важно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и как благодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе.
Изучение развития личности предполагает анализ не только то, как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни общества, но и ее оригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значение личностной активности, а также то, что социализация неразрывно связана с индивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно - в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие.
Таким образом, человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.
Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.
По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Различают агентов:
- первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности;
- вторичной социализации: должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д. Агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью. Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
Итак, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
Межличностные отношения
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные (социальные) отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения , т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям.
В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные, которые отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Например, во многих школах существует перечень требований к поведению учеников в стенах школы. В них, в частности, фиксируется характер отношений между учащимися и учителями, а также между учащимися разных возрастов. В отличие от них, на базе личного отношения человека к человеку, в группе складываются неофициальные отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений.
Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены, прежде всего, симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют друг друга.
Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Например, отношения между начальником и подчиненным — это отношения по вертикали, а взаимоотношения между коллегами — это отношения по горизонтали.
Нередко различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.
Субъекты социализации личности
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т.е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Первый подход предполагает или утверждает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации его к обществу, которое формирует каждого члена в соответствии с присущей ему культурой. Под адаптацией понимается способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для своего развития. Так, например, французский социолог Эмиль Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на социализацию, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. Содержание же "идеала" очень меняется в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального и политического строя общества. Т.Парсонс определял социализацию как "освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли".
"Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми".
Второй подход предполагает активное участие человека в процессе социализации. Человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект - субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули, У.И.Томаса и Ф.Знанецкого, Джорджа Герберта Мида.
Чарльз Кули, автор теории "зеркального Я" и теории малых групп, считал, что индивидуальное "Я" приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.
Основываясь на субъект - субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Таким образом, социализация как двусторонний процесс означает, что, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации.
Социализированность - результат социализации.
Это сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.
Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.
Личность как субъект развития
Такое понятие как «личность» лежит в основе всех концепций, которые в полной мере отображают интерес к человеку как к личности и индивидуальности.
Известно, что ребенок не рождается личностью, он становится ею в обществе, приобретая все необходимые навыки и знания для того, чтобы впоследствии стать индивидуальностью.
Все люди похожи между собой, но психологи изучают не схожесть людей, а их различия, поскольку не бывает двух совершенно одинаковых личностей.
Личность – это общественное явление, а субъектом можно назвать того человека, который изменяется внутренне путем событий, происходящих в обществе.
Личность как субъект развития и деятельности можно рассматривать тогда, когда человек может творить свою историю, изменяя ее и действуя в своей жизни таким образом, чтобы впоследствии найти свой идеальный жизненный путь.
Самое важное из всех качеств человека – это быть субъектом. Личность как субъект развития должна стремиться воплощать свои навыки в практической деятельности, что поможет достичь тех результатов, к которым она стремится.
Личность как субъект развития и деятельности подразумевает под собой активную деятельность разного рода, например, творческую, интеллектуальную, а также способность и стремление к созиданию, общению, способность и стремление к анализу своих поступков и поступков других людей, стремление меняться и быть лучше, познание всего нового.
Всего существует четыре критерия становления субъекта.
Первый – от 1 до 2 лет, когда ребенок способен простейшими словами выделить важнейшие для него вещи и объекты.
Второй – от 6 до 9 лет, когда ребенок может обобщать все необходимые понятия и действия.
Третий критерий личности как субъекта развития – это способность нести нравственную ответственность за свои поступки и способность осознавать всю ответственность перед собой и обществом, поскольку субъектом можно назвать только того человека, который является свободным и сильным внутренне. Человека, который сможет найти силы и способы решать поступающие проблемы с точки зрения нравственности и морали.
Четвертый критерий – умение смотреть на себя со стороны, адекватно оценивать и принимать критику в пользу себе, поскольку стремится к самопознанию, самосовершенствованию и к самоанализу, что делает личность истинным субъектом.
Субъект воспитания личности
Личность - это качественно новое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие личность применимо только к человеку, который достиг определенного возраста и результатов своей деятельности. В ходе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, т.н. общественные отношения, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Субъектом воспитательного процесса традиционно считается руководитель (педагог), а объектом – учащейся и группа. В условиях централизованной иерархической структуры такого рода субъект-объектные отношения приемлемы. Однако в современных условиях при решении сложных воспитательных задач все чаще наблюдаются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимную активность и взаимодействие всех участников в качестве полноправных участников. Таким образом, субъектами воспитания выступают все члены групп и отдельные учащиеся. При этом принципиальным является то, что границы, рамки функционирования каждого субъекта определены законами, установленными нормами, правами, полномочиями и ответственностью.
Такой характер взаимоотношений стимулирует обоюдную активность: как руководителя, так и, что особенно важно, подчиненного. Это обусловлено тем, что любой человек эффективно развивается и формируется тогда, когда ему предоставляется возможность раскрыться, проявить свой творческий потенциал и активность. Воспитание становится плодотворным, если оно обращено к субъектным, творческим силам личности. В этом случае объект воспитания не только правильно понимает воспитующее воздействие, но и принимает его и активно исполняет все содержащиеся в нем требования. При таком подходе внешнее воспитующее воздействие эффективно влияет на учащегося, причем только проходя через внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней.
Важно понимать, что множество взаимоотношений и взаимодействий, в которые вступает человек, не усваиваются им пассивно и механически. Одни из них стимулируют деятельность и формируют мотивы поведения; другие оказываются нейтральными; третьи - вызывают сопротивление. В воспитании спонтанно проявляются природные сущностные силы человека. Все это характеризует человека как целостный феномен, который одновременно является как субъектом, так и объектом воспитания.
Человек как субъект воспитательного процесса представляет собой активный саморазвивающийся феномен, который на основе интеллектуальных, эмоциональных, физических и волевых сущностных сил стремится к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия, принимая их или сопротивляясь им.
Другим полноправным субъектом воспитательного процесса является руководитель (педагог). Он становится им уже потому, что живет, действует и делает выбор нравственного поведения для удовлетворения своих потребностей и интересов в присутствии подчинённых. Кроме того, начальник (педагог) становится субъектом воспитательного процесса тогда, когда осознает смысл и цель труда, ответственность за свое влияние на подчиненных (учеников). Тем самым руководитель реализует свою потенциальную возможность и обязанность быть активным воспитателем. Именно он руководит и несет ответственность за организацию эффективного воспитательного процесса в учреждении, его подразделениях.
Третьим участником воспитательного процесса является коллектив, где каждый участник находит благоприятные условия для своего развития, удовлетворения собственных потребностей и интересов, применения своих способностей для самосовершенствования, самоутверждения и самопроявления.
Как субъект воспитания коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, во многом обусловливает его деятельность, формируя мировоззрение, методологию, продуктивную практику труда и жизненную стратегию. В то же время коллектив является и объектом воспитания для руководителя.
Итак, в воспитательном процессе диалектически взаимодействуют его субъекты: руководитель, подчиненные, коллектив и др., которые одновременно являются и его объектами.
Личностью принято обозначать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, который детерминирован конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А.Н.Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
В научном, зауженном (по сравнению с житейским) понятием «личность» вычленены такие важные аспекты бытия человека, как характер его общественной жизни, благодаря которому человек обретает новые (личностные) качества. От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, - пишет С.Л.Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».
Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых – воспитательных – задач, итогом – изменение психологических характеристик личности.
Задача воспитания – организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т.е. параметров актуальных отношений между людьми.
Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальностью – специфичности существа, обладающего свободной волей; существа, которое может выступить причиняющей силой. Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась – это отношение к самому себе.
Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи – глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.
Понятие личности и субъекта
"Личность" и "субъект" - два давних соседа не только в психологической, но и философской литературе. Казалось бы, за многие столетия работы с данными понятиями философы и ученые должны были бы установить, что за реальность скрывается за ними, и насколько различны или схожи между собой те области реальности, которые мы ограничиваем при их употреблении. Однако на деле мы видим, что психологи так и не смогли договориться между собой о содержании названных понятий и об их соотношении. Причину такого положения вещей мы усматриваем в отсутствии четкой определенности в содержании каждого их данных понятий, т.е. в их многозначности.
В силу специфичности психологического знания практически каждый крупный исследователь выдвигал свое, особое понимание как о личности, так и о субъекте, об общности или различности данных ипостасей человека.
Нами было обнаружено несколько вариантов соотношения понятий "личность" и "субъект" в психологической литературе:
1. Понятие "субъекта" шире понятия "личность". Подобный взгляд разделял А. В. Брушлинский, писавший, что "каждая личность есть субъект (хотя последний, как мы видели, не сводится к личности)". Согласно данной позиции, с помощью понятия "субъект" выражается активная, деятельная сущность человека. При этом субъект - это не свойство, не характеристика человека, а сам человек. Понятием же личности обозначается некоторое свойство человека-субъекта, а именно его социальность, его способность быть субъектом социальных отношений, быть субъектом в социальном контексте.
2. Понятие "личности" шире понятия "субъекта". Так, А.К. Абульханова считает, что не случайно существуют понятия "аномальная личность", "деликвентная личность", и использует понятие "субъекта" для обозначения высшего уровня развития личности, когда личность становится способной оптимально для себя и безболезненно для окружающих организовывать жизненный путь, деятельность и общение. Близок к этому В.А.Петровский, убежденный, что личность только тогда является личностью, когда она является субъектом: субъектом жизнедеятельности (витальности), во-первых, субъектом предметной деятельности, во-вторых, субъектом деятельности общения, в-третьих, и субъектом деятельности самосознания, в-четвертых.
3. Понятия "личности" и "субъекта" отражают разные стороны психологии человека. Приведем в пример точку зрения Б. Г. Ананьева: "Субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений, определяющих положение человека в обществе". Отметим, что приверженцы данного воззрения понимают под субъектом исключительно "субъекта деятельности", трактуя деятельность довольно безлично, что позволяет представить личность в качестве ее "одушевляющего" фактора.
Таким образом, можно сделать вывод, что психология фактически находится в ситуации, когда нецелесообразно говорить о соотношении понятия "личность вообще" и "субъект вообще", когда проводить сравнительный анализ понятий "личность" и "субъект" можно только в рамках определенной авторской концепции или, реже, в рамках одной психологической школы. Однако данное положение вещей не всегда осознается молодыми исследователями. В результате мы встречаем в работах или попытки скрестить ежа с ужом (т. е. соединить точки зрения многочисленных авторов и вывести некоторое среднее арифметическое решение данной проблемы), или доказать "кто прав, кто виноват", или предложить еще одно авторское понимание данной проблемы. При всей целесообразности данных подходов в рамках отдельных исследований необходимо отметить, что все они не вносят ясности в решение обозначенной проблемы, а, напротив, продолжают дробить психологическое знание в данной области, еще больше запутывая вопрос.
Поэтому, как ни банально это прозвучит, мы убеждены, что психологическому сообществу необходимо подключаться к глобальным геополитическим процессам интеграции и, как бы это ни казалось невозможно и даже смешно с позиции сегодняшнего дня, пытаться и пытаться договариваться по ключевым проблемным точкам психологической теории. Пора искать не различия теорий, а точки их соприкосновения, не питать старые обиды, а посмотреть друг на друга как на партнеров, которые могут обогатить друг друга. И тогда, возможно, мы обретем, наконец, твердую теоретическую почву под ногами.
Личность как субъект социальных отношений
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
Это обуславливается рядом факторов:
1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;
2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;
3) личность представляет собой индикатор общественного развития.
Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».
Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.
Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.
Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.
В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов:
1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.
2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.
3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.
4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».
6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.
Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:
1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;
2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;
3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;
4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.
Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.
Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.
Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.
Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:
1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
3) нравственный (мораль, нравственность).
Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.
К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.
Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.
Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.
Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.
Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г.
Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности:
1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.
Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.
Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.
Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.
Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.
Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.
Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.
Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.
В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.
Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.
Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.
Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».
Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.
Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.
Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.
Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.
Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.
В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?