Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про ценности поведения, дадим определение понятию, разберем виды, признаки, причины и все что ней связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
Структура ценностных ориентаций личности зависит от социально-экономического развития общества. В современных условиях социально-экономической нестабильности механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему деформированы.
Вместе с тем в условиях новых социально-экономических отношений рынок труда диктует повышенные требования к качеству подготовки конкурентоспособных специалистов. Обществу не безразлично, смогут ли специалисты-профессионалы всесторонне проявить себя на работе, окажутся ли полезными организации, востребованными жизнью. Ценность буквально означает нечто, имеющее стоимость, дорогое, драгоценное или достойное, является ориентиром в профессиональной деятельности.
Ценности – это обобщённые представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности.
Категория «ценность» исследователями понимается как выражение субъективности индивида, которая базируется на его потребностях, выражает его избирательное отношение к объекту-носителю ценности и выполняет функцию побуждения и активности (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, М.С. Каган). Ценностные ориентации представляют собой иерархическую совокупность ценностей индивида, которая отражает систему его представлений об окружающей действительности и определяет стратегическую направленность деятельности и поведения.
Ценности, накопленные всеми предыдущими поколениями, становятся культурным опытом, традициями. Для конкретного индивида эти ценности первоначально являются чем-то внешним, выступают в роли отчуждённых культурных «значений». Индивид способен понять, что культурные достижения значимы для кого-то другого, однако чтобы самому принять их ценности, этого недостаточно. Духовное развитие личности осуществляется через установление связи с высшими ценностями, такими как Истина, Добро, Красота.
Система индивидуальных ценностных ориентаций создаётся на основе общественных, культурных систем ценностей (А.Н. Леонтьев).
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей.
Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, формируются в определённых социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, детерминируют поведение человека. Таким образом, ценностные ориентации являются важнейшей составляющей характеристики личности человека, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулирует его поведение.
Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает своё особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Ценность означает для человека значимость чего-то в мире, выполняет функцию ориентира поведения, считал С.Л. Рубинштейн. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определённой направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. По С.Л. Рубинштейну, в основе удовлетворения человеком непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу, соотношение личностного и общественно значимого.
С возрастом увеличивается влияние системы ценностных ориентаций на поведение личности, к началу юношеского возраста ценностные ориентации окончательно оформляются в целостную, интегрированную систему, которая тесно связана с другими характеристиками личности. Исследованиями мотивационной сферы и ценностных ориентаций детей, подростков и юношей посвящены работы Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Д.А. Леонтьева и др.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Существующие у индивида потребности и интересы служат основой образования мотивов деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей и интересов. Ценностные ориентации взаимодействуют со всеми компонентами структуры личности, находится в тесной связи с познавательными и волевыми процессами.
Сказанное ранее даёт основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность. В данном случае следует ориентироваться на возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения. В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения в упрощённом виде означает выбор альтернативы из числа возможных, находящихся в определённой иерархической зависимости как отражение в сознании стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров.
В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л.С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация, по справедливому замечанию И.С. Кона, отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали. В доподростковом периоде дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как не обладают соответствующими когнитивными способностями.
Создание собственной системы ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е.Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счёт включения в систему его ценностных ориентаций различного рода нравственных качеств.
Осознание несоответствия провозглашаемых родителями нравственных принципов реальной действительности проявляется в резкой и категоричной критике, «бунтарстве», в ряде случаев – в идеализации морали своего поколения, выступающего для подростка образцом «совести общества». Эти и подобные им особенности подросткового возраста, описываемые А.В. Личко как проявления реакций группирования со сверстниками и эмансипации, чаще не воплощаются в реальные дела, основываясь на уровне общих рассуждений.
Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л.И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем всё их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера лежит осознание человеком личностного смысла жизни. Именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Как отмечает И.С. Кон, характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, возникающих в результате обобщения личностных целей, иерархии мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. Появление жизненных планов, выступающих, по его мнению, как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности.
Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве регулятора социального поведения личности, в значительной степени определяя выбор деятельности и строение мотивационной сферы личности. Они формируются в процессе социализации личности, т.е. в процессе усвоения социального опыта, и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своём развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создаёт свою собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития.
Система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Применительно к динамике системы ценностей в зрелом возрасте более адекватным является не термин «формирование», предполагающий некий конечный итог, а термин «развитие», как имеющий, по нашему мнению, более широкое значение. Мы полагаем, что по отношению к взрослому человеку, система ценностей которого уже в основном сформирована, следует, вероятно, говорить не о четко разграниченных стадиях формирования, а, скорее, об индивидуальном уровне её развития.
Обращаясь к ценностным ориентациям, необходимо уточнить, что они являются производными от ценностей личности (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). При этом ценностные ориентации являются не просто добровольным принятием неких социальных норм, а внутренним побуждением, которое выступает в форме переживания смысла всей жизни.
Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции.
Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщённых человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, творчество, труд и т.п.).
Поведение и ценности
Поведение является отражением ценностей. Ценности наблюдать нельзя, можно только видеть, как они проявляются. Именно в поведении человека и группы проявляются ценности организации.
Установленными ценностями компании Harley Davidson являются следующие требования:
• говорить правду;
• быть честным;
• сдерживать свои обещания;
• уважать личность;
• поощрять интеллектуальное развитие.
Все эти ценности можно перевести в поведение, которое можно наблюдать и измерять. Всегда есть возможность определить, когда человек проявляет искреннее поведение, ведет себя честно и справедливо, держит свое слово, выражает уважение к другим, делает все, чтобы поощрять интеллектуальное развитие.
Корпоративные ценности являются руководством для нашего роста как ведущей, уважаемой и ориентированной на ценности организации. Они построены на традициях прошлого и формируют стержень нашей корпоративной рабочей философии, затрагивая все аспекты проводимых нами бизнес-операций. Они являются для нас руководством в процессе внедрения экономических, экологических и социальных вопросов в нашу долговременную стратегию, ежедневную работу и решения.
Их корпоративными ценностями являются:
• Целостность – мы верим в то, что работа во всех наших подразделениях должна проводиться целостно.
• Отчетность – мы стремимся быть открытыми в отчетности и желаем приводить в соответствие силу принятия решений с обязательствами на всех уровнях нашей организации.
• Доверие и прозрачность – мы должны быть прозрачными в общении с другими, предоставлять информацию точно и своевременно.
Ценности компании Alcan можно перевести в поведение, которое можно наблюдать и измерять. В противовес компании Enron они являются реальными, а не двусмысленными и лишенными значения.
• Уважение – мы будем работать для повышения взаимного уважения с общественностью и акционерами, которые находятся в зависимости от нашей работы; мы относимся к другим так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам.
• Целостность – мы изучим влияние, положительное и отрицательное, нашего бизнеса на окружающую среду и на общество, мы интегрируем вопросы здоровья людей, социальные и экологические проблемы в нашу внутреннюю систему ценностей и менеджмента.
• Коммуникация – мы будем стремиться развивать понимание и поддержку с нашими акционерами и общественностью, а также сообщать им о нашей работе.
• Отличие – мы будем продолжать совершенствовать нашу работу и будем поощрять бизнес-партнеров и поставщиков, если они будут придерживаться тех же стандартов.
Мы можем только надеяться на то, что бизнес-партнеры и поставщики Enron не приняли поощрений с его стороны и не последовали его примеру отличия. К сожалению, «другие» не имели возможности проявить к Enron такое же отношение, какое они получили от него.
Поведения социальных норм и ценностей
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные ценности – это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества.
Виды социальных ценностей:
• жизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
• универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
• ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
• ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
• демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
Уровни социальных ценностей:
• ценности отдельного человека;
• социальной группы;
• народа.
Значение социальных ценностей:
• являются ориентирами поведения,
• являются основой критериев оценки поведения.
Общечеловеческие ценности – ценности всех народов, независимо от страны, вероисповедания, традиций, являются общими для всего человечества.
Социальные ценности являются основой социальных норм.
Норма — правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как человек должен вести себя в данной ситуации. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе.
Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями.
Признаки социальных норм:
• Являются общими правилами для членов общества.
• Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
• Регулируют общественные отношения.
• Возникают в ходе сознательной деятельности людей.
• Возникают в процессе исторического развития.
• Являются мерой общественно значимого поведения.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами.
• Дозволение (что можно делать)– указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
• Предписание (что нужно делать) – указание на требуемое действие.
• Запрет (чего нельзя делать)– указание на действия, которые не следует совершать.
Функции социальных норм:
• Регулятивная – нормы регулируют процесс социализации, освоение социальных ролей и ценностей.
• Интегрирующая – нормы способствуют введению человека в социальную среду, окружение, объединяют членов общества.
• Являются образцами, эталонам поведения.
• Контролирующая – являются основой для санкций по отношению к тем, кто нарушает нормы.
Виды социальных норм:
• Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендует выполнять (обычай встречи Нового года).
• Традиции — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников (например, встречи выпускников школы).
• Нормы морали (этические нормы) – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их несоблюдение осуждается обществом (это отношение к старшим, к женщине. Золотое правило: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы потупили по отношению к тебе»).
• Правовые нормы – установленные и санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения (все официальные правила, законы).
• Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.
• Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами. Находят отражение в законах, различного рода документах.
• Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Обязательны для верующих, исповедующих ту или иную религию.
• Нормы этикета – формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества. Они проявляются во внешних образцах поведения, например, поведение за столом, отношение к старшим, женщинам в общественных местах и т.д.
• Эстетические нормы – представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей (красиво-некрасиво).
• Мода – кратковременные нормы, возникающие под влиянием вкусов, господствующих в обществе или в его определённой группе (молодёжная мода, например).
• Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет.
Виды социальных норм по степени официальности:
• формальные (писаные), например, законы, уставы, приказы.
• неформальные (неписаные), например, приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п.
Нравственные ценности и нормы поведения
Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее.
Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу.
Данные нормы сформулировали в виде определенного набора:
• уступать место беременным и пожилым людям;
• не опаздывать;
• здороваться и прощаться;
• носить определенную одежду;
• защищать беспомощных;
• помогать слабым и так далее.
Нравственно-этические нормы и другие ценности составляют образ не только древнего, но и современного человека, успешно сложившегося в смысле эталонного благочестия. Ребенок, и даже взрослые, должны стремиться именно к этому портрету. Так мы можем видеть преследование данной цели, исходя из анализа поступков личности.
В христианстве в виде эталона используется образ Спасителя – Иисуса Христа. Именно он стал закладывать в человеческие души и сердца справедливость, а также нравственные нормы поведения в обществе. Он - Бог.
Нормы этики и другие правила играют роль личностных и жизненных ориентиров для разных людей. Здоровая личность ставит перед собой собственные цели. Таким образом, проявляется позитивная нравственность, которая помогает управлять аморальным поведением, а также мыслями и чувствами человека.
Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде 3, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности.
Нравственные нормы общества зародились достаточно давно. Каждое поколение человечества по-своему трактовала понимание добра и зла. А также по-своему интерпретировало нормы поведения. В традиционном обществе мы видим нравственный облик в неизменном виде. То есть. Человек прошлого времени не имел выбора принимать или не принимать данные нравственные нормы человечества. Ему приходилось безоговорочно их соблюдать.
Сегодня человек соблюдает или рассматривает нормы этики, как рекомендации для достижения блага для себя и окружающих. В большинстве своем современное общество больше соблюдает не моральные законы, а правовые.
Ранее мораль определяли, как свод правил, прописанных Богом. Однако сегодня они представлены, как общественный договор, соблюдать условия которого желательно. Если современный человек нарушает нравственные нормы, его не призовут к ответственности, а лишь осудят за семейным ужином.
Принять моральные законы для себя – выбор каждого. Но помните, что они будут прекрасным удобрением для ростка гармоничной души. Вы можете их отвергнуть, тогда не ждите человеческого отношения к своей персоне. Тем не менее, так сложилось, что человечество и все общество вращается вокруг морали и этики. И без них современное поколение людей не достигло бы гуманности и добродетельности.
Итак. Обилие нравственных принципов и норм предварительно нужно разделить на две области:
• позволения;
• требования.
Философы выделяют в требованиях обязательства и естественные обязанности, а позволения они разделили на сверхдолжные и безразличные. Мораль бывает общественной, то есть, она подразумевает собой общее правило для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Иными словами, это негласный свод правил, который действует в той или иной семье или в каких-либо государствах. Также существуют установки, которые рекомендуют, как выстраивать линию поведения с отдельными личностями. Чтобы познать нравственную культуру, нужно не только читать полезную литературу, но и совершать хорошие поступки, которые будут приняты и оценены окружающими по достоинству.
Существует мнение о том, что значение морали обществом преувеличено. Дескать, нравственные нормы человека загоняют в рамки. Однако ни один грамотный, образованный и воспитанный человек не считает себя пленником или бытовой техникой, используя жизнь по инструкции. Нравственные нормы - это те же ориентиры, схемы, которые помогают человеку выстроить жизненный путь. Не вступая в многочисленные конфликты с совестью.
Как бы там ни было, но нравственные нормы во многом совпали с правовыми. Но жизнь невозможно вложить в рамки закона. Бывают ситуации, когда право и мораль становятся противниками. Например, одна из божьих заповедей гласит «Не укради». Так почему человек не идет на кражу? Если он не совершает этот поступок из страха перед судом, то этот поступок уже нельзя называть моральным. Но, если личность не ворует, исходя из убеждения о том, что кража – это плохо, поступок его основан на соблюдении моральных ценностей. К сожалению, в жизни случается так, что человек идет на кражу лекарства, нарушая правовой закон, чтобы спасти жизнь другому человеку.
Стоит понимать, что нравственная моральная среда сама никогда не сформируется. Человек должен выстраивать правильные отношения по закону и этике. Он должен непрестанно работать над собой. Школьники изучают негласные правила морали на уроках истории, литературы, обществознания и других факультативах. Однако, вырастая, они попадают в общество, где чувствуют себя беззащитными и даже беспомощными. Вспоминая себя, когда в первом классе с ужасом вышли к доске, чтобы решить пример.
Таким образом, мы видим, что благочестие сковывает и делает раба из человека в том случае, если моральные ценности извращены. И подстраиваются под материальные интересы определенной группы людей.
Ценности профессионального поведения
Трудовые ценности и ценности профессиональной деятельности, их императивную силу как социального регулятора, условия формирования и развития нельзя понять и осмыслить вне контекста общих жизненных ценностей, особенностей культуры общества и его ментальности. Российское общество по приоритетам культурных ценностей и в их числе ценностей профессиональной деятельности заметно отличается от других, в частности западных, обществ.
"Специфической чертой русской культуры, – отмечает Б. А. Успенский, – является ее принципиальная полярность... Основные культурные ценности... располагаются в двухполюсном ценностном поле, разделенном резкой чертой и лишенном нейтральной аксиологической зоны".
В основе российской ментальности лежит ценность радикальных способов решения проблем и нелюбовь к компромиссам, что выражается в своеобразном социально-политическое кредо: "кто не с нами, тот против нас", в делении мира на "мы" (народ) и "они" (власть, государство), на "своих" и "чужих". Нелюбовь к государству и его институтам удивительным образом сочетается с требованиями социальной защищенности и патерналистскими надеждами на государство.
В иерархии социальных ценностей россиян на высших позициях находятся ценности социальной защищенности (подразумевается – гарантированной государством), на средних – ценности гражданского общества (свобода, демократия, равенство), на низших – все, относящееся к вертикали подчинения и властным амбициям. Если российский человек связывает свои надежды с государством, его защитой и поддержкой, не особо полагаясь при этом на себя, собственную профессиональную деятельность, то понятно и его отношение к такой базовой ценности, как работа: она не занимает приоритетных позиций.
Идентификация отечественного работника со своим предприятием, учреждением, со своей профессией (специальностью) крайне низка. Вместе с тем без повышения степени интегрированности трудового сообщества, без изменения отношения к труду, в котором человек видел бы не только средство к существованию, но и поле реализации своей индивидуальности, своих внутренних потенций, трудно сегодня рассчитывать на серьезные экономические успехи.
Особенностью системы ценностей россиян является то, что выше ценится, чего не хватает (социальный порядок, богатство, обеспеченность), ниже – все, связанное с активностью человека как личности (индивидуальность, ответственность, терпимость, любознательность, творчество, открытость мышления).
Опрос группы студентов – будущих специалистов-менеджеров, обучающихся в Государственном университете управления – выявил достаточно любопытную картину распределения ценностей: студенты как завтрашние профессионалы на полярные места – первое и последнее – поставили соответственно ценности здоровья и коллективизма. Если в отношении здоровья особых вопросов нет, то вынесение коллективистских ценностей за скобки важнейших жизненных ценностей достаточно симптоматично. В какой-то мере – это реакция на их искусственное насаждение в массовое сознание в течение многих десятилетий.
Для сегодняшней учащейся молодежи куда более значимыми становятся индивидуалистские ценности.
Среди них первое место занимают ценности самоутверждения (самоуважение, обеспеченность, свобода) и ценности, как бы "инструментально" обеспечивающие самоутверждение (справедливость, честность, индивидуальность, независимость).
Второе место отдано группе статусных ценностей (статус, богатство, власть), которые связаны с занятием определенной, по возможности высокой позиции в обществе.
На третьем месте находится группа ценностей, которые можно назвать гражданскими (социальный порядок, социальная ответственность, социальная терпимость), их большинство респондентов считают важными, но не "своими".
Четвертое место (что удивительно, применительно к студентам!) занимает группа креативных ценностей (творчество, любознательность, открытость мышления). Даже в сравнении с общественным мнением населения России эти ценности заметно "проседают". Данный факт требует вдумчивого анализа и дополнительных эмпирический подтверждений, но ясно одно: студенческую молодежь больше всего заботит сегодня личностное самоутверждение и статусная позиция, нежели возможности реализовать свои творческие потенции в профессиональной деятельности.
Знание ориентаций различных социальных групп в пространстве жизненных ценностей позволяет находить нужные механизмы мотивационного регулирования поведения и в сфере профессиональной деятельности. Без этих знаний управленческие воздействия, скорее всего, не дадут желаемого эффекта.
Проблема материального достатка остается первой, центральной и больше других беспокоит россиян. Причем актуальность ее выросла за последние десятилетия.
Снижаются жалобы на недостаток культуры, воспитанности, а также на отсутствие политических прав. В первом случае, скорее всего, отражается то, что "мода" на самобичевание ушла в прошлое, во втором – массовое разочарование в новых политических институтах: права как будто имеются, а реального улучшения положения и реального участия рядового гражданина в государственном управлении нет.
На формирование трудовых ценностей оказывает существенное влияние уверенность в себе. Она то возрастает, то снижается, но выходит на вторую позицию среди того, чего человеку не хватает. За этим стоит, по-видимому, ощущение ненадежности тех опор (в виде знаний, профессиональных умений, квалификации и т.д.), на которых основывается позитивное восприятие самого себя. Высокий уровень неуверенности в себе деформирует систему ценностей личности, в ней начинают укрепляться традиционалистские, консервативные ценности, что препятствует принятию нововведений. Сейчас мы наблюдаем это очень наглядно в виде негативного массового отношения к различным реформам, проводимым правительством.
Что касается столь существенной переоценки "трудолюбия" и "хозяйственности", то произошло это не в результате реальных изменений (люди не стали трудолюбивее и хозяйственнее), а скорее всего, вследствие "когнитивной работы", т.е. переосмысления самих ценностей. Возможно также, что желаемое выдается за действительное, так легче примириться с реальностью ("трудолюбия-то хватает, достатка и порядка только нет").
Устойчивое и растущее большинство россиян выражает предпочтение "советскому" образцу скромных и гарантированных доходов. Понятно, что ожидание маленьких гарантированных зарплат не предполагает серьезных трудовых усилий, особого трудолюбия.
Установка на то, чтобы "много работать и хорошо получать", остается характерной. Все менее популярным становится вариант "малого заработка при большом свободном времени" (по составу предпочитающих – это преимущественно женский выбор).
"Собственное дело" – вполне суровая реальность для немногих. Собственное дело хотят начать всего 6% россиян.
Для формирования трудовой и профессиональной мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидом трудовых норм и ценностей, придающих смысл всей дальнейшей трудовой деятельности, определяющих образ жизни.
Ценности профессиональной деятельности выявляются посредством определения значимости различных сторон трудовой жизни:
• условий, организации и содержания труда;
• заработной платы;
• социального и профессионального статуса (квалификации, должности);
• возможностей профессионального роста;
• межличностных отношений;
• общественной полезности и престижа профессиональной деятельности.
Ценности и стереотипы поведения
Среди граждан современной России долгое время традиционно было восприятие самих себя как «части советского народа». Официальная иерархия и в царской империи, и в СССР строилась одинаково: народ — коллектив (производственная или сельская община) — семья — человек.
Известен графический символ русского мироощущения — устойчивая пирамида, которую венчает лидер (патриарх, царь, генеральный секретарь и т. д.), а внизу — народ. Граждане России действительно ценили свою принадлежность к большой, державно-народной общности и поэтому очень болезненно восприняли крушение Советского Союза.
Реформы перевернули не только реальную жизнь, но и многие ценности и установки в сознании граждан. При советской власти наиболее престижными были такие профессии, как дипломат, космонавт, балерина, актриса, научный работник и преподаватель, писатель или поэт, музыкант — т. е. творческие профессии гуманитарной интеллигенции. При том что зарплата заводского рабочего, например, была в 4–5 раз выше, чем у молодого врача или преподавателя в вузе. Социальным «успехом», несмотря на все несправедливости оплаты труда, считалось получение диплома о высшем образовании, возможность творчества и самореализации.
Сейчас личность оценивается не столько по ее интеллектуальным способностям или возможностям (как это было раньше), не по критерию служения обществу или государству, сколько по имеющейся в ее распоряжении собственности и наличных денег. Появилась и расширяет свое влияние «мораль успеха», ранее не характерная для россиян.
Как россияне воспринимают себя сегодня: как «осколок» бывшей великой общности — «советского народа»? Или как этнос? В каком кругу они испытывают традиционно важное для них чувство общности? С кем предпочитают общаться?
По данным аналитиков, решающую роль в жизни россиян играет здоровье и семья (79,9 %), друзья (74,4 %). Это закономерно, потому что семью и друзей человек выбирает себе сам, «под себя». При любом кризисе глобальных общностей ближайшее окружение человека становится той нишей, куда человек стремится уйти, чтобы укрыться от бурь и потрясений внешнего мира.
Вторую по значимости группу составляют товарищи по работе и учебе (51,3 %), люди, разделяющие те же взгляды на жизнь (52,9 %), люди того же поколения (51,9) и тех же профессий (50,7 %). А вот «национальная принадлежность», «политические взгляды», «соседство», «материальный достаток и богатство» играют для общения гораздо меньшую роль: только 25–40 % русских учитывают эту позицию.
Утратили свою ценность и такие понятия, как «могущество страны», «прогресс», «процветание» и «демократия».
Особенно примечательно, что россияне ценят «порядочность». Разрушение социальной защиты и практического отсутствия государственного контроля, беспредельное развитие индивидуальной свободы имеет свои положительные и отрицательные результаты. Но при этом резко возрастает необходимость включения (иных, чем государственные) механизмов регуляции социального взаимодействия. В такой ситуации люди начинают особо высоко ценить все, что может упорядочить жизнь, и в первую очередь — «порядочность», честность, честь и достоинство. Ценность этих качеств личности возрастает, особенно в сфере личных отношений.
Совершенно отдельной группой выглядит самосознание так называемых «новых русских» — российских предпринимателей. В иерархии их жизненных ценностей самое важное место занимают «свобода», «собственность», «процветание», «стабильность» и «достаток». А вот такие гуманистические ценности, как «согласие», «справедливость» и «духовность», гораздо менее важны для них, чем для представителей других социальных групп. По своим ценностям они отходят от традиционного сознания россиян, более эгоистичны и озабочены личным благополучием.
Парадоксально, но факт, что из числа самых важных ценностей россиян ушло слово «труд». Коммунистическая идеология очень активно опиралась на это понятие, особенно при описании картин светлого будущего. Потребность в труде в доперестроечной России объявлялась высшей потребностью человека. Проводилась соответствующая идеологическая обработка массового сознания. Уклонение от труда на благо общества считалось преступлением перед социалистическим государством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Жестко действовал лозунг: «Кто не работает, тот не ест». Существовала статья закона, наказывающая за тунеядство!
Сегодня труд потерял былую идеологическую нагрузку, перестал «быть на слуху» и занял достаточно низкое место в списке жизненных ценностей россиян. Можно предположить, что такая ситуация связана не с природной ленью русских или их неумением работать, а скорее, с предыдущим чрезмерным давлением со стороны государства.
С кем россияне не очень-то стремятся общаться? С теми, кто слишком интересуется политикой, теми, «кто не любит высовываться» (слишком осторожен, трусоват), кто уверен, что главное в жизни — «как повезет» (расчет на «авось», безалаберность и безответственность) или считает себя «советским народом» (т. е. слишком политизирован и мечтает о возврате прошлого). Такие группы по общности интересов составляют всего 15–18%.
Эти данные говорят прежде всего о большой роли абстрактных, символических ценностей в жизни россиян. Ведущее место у них занимают такие реальные общности, как «семья» «друзья» и «язык» — универсальные во всем мире. Однако ощущение единства с «товарищами по работе», или «по учебе», или с людьми, «разделяющими одинаковые взгляды на жизнь», более традиционно именно для русских. Французы, например, редко заводят друзей на работе, а «одинаковые взгляды на жизнь» для них совсем не обязательное условие приятельских отношений.
То, что половина россиян испытывает доверие и дружбу к тем, у кого «те же взгляды на жизнь», к «людям своего поколения», к «людям той же профессии» или к «тем, кто не ждет «манны небесной», ведет такой же «образ жизни», ценит свое «историческое прошлое», «народные обычаи и традиции», сближающие 20 % русских, выглядят несколько необычно по сравнению с другими народами.
Характерно, что среди приоритетов, которые сближают россиян, «религия» стоит на одном из последних мест. Кстати, как и «внешность».
Интересно, что в выборе ценностей для мужчин более важны «свобода», «законность», «порядок», «профессиональный успех» и «достаток». А вот женщины в качестве основных ценностей жизни выбирают чаще «семью», «милосердие», «здоровье», «любовь», «духовность», «мир», «согласие». Можно сказать, что они менее прагматичны. «Любовь», «успех» и «профессионализм» — это приоритетные ценности молодежи, но с возрастом их ценность падает. Чем старше люди, тем важнее для них «духовность», «стабильность», «мир», «порядок» и «законность».
Как чисто российскую специфику можно оценить политизированность ее граждан: 30,6 % людей чувствуют общность с другими — по мировоззренческим или политическим взглядам. Еще более неожиданной оказалась скромная роль имущественного достатка (только седьмое место). Причем люди с высшим образованием выбирают эту ценность реже, чем без него. А ведь казалось бы, что в условиях снижения уровня жизни можно было бы ожидать гораздо большего внимания к этой позиции. А вот нет….
Пожалуй, главная особенность России последних лет — появление массы активных предприимчивых людей. Впервые за много десятилетий в России появились люди, которым есть что терять (и не только в материальном смысле). Это уже новый тип людей, которые понимают, с чем связаны новые возможности, в том числе и возможность «посмотреть мир». Они понимают, благодаря чему они стали собственниками недвижимости, почему они могут теперь продать, подарить или завещать детям свою квартиру. Люди больше не хотят тратить время на очереди, на бессмысленные партийные и профсоюзные собрания. Они видят, что активному человеку сегодня гораздо легче найти возможность выгодного приложения сил.
Среди них немало и бедных людей, у которых не такие уж примитивные мотивации, как это часто изображают СМИ. Если человек беден, то вовсе не обязательно, что он коммунист. Людям умственного труда, которые составляют в России не менее трети населения, присущи независимо от материального положения взгляды и ценности, характерные для среднего класса. Если учитель и врач, не получив зарплату, выходит на улицу с антиправительственным лозунгом, то и это не значит, что он коммунист. Интеллигенция дорожит своей свободой и хочет сберечь ее для детей и внуков, так что загнать общество в прежнее состояние уже никому не под силу.
Таким образом, россияне вовлечены в очень сложную систему социальных связей и моральных ценностей. Для них потеряло смысл прежнее идеологизированное определение общности — «советский народ». 40 % россиян больше не отождествляют себя с установками периода застоя: «сиди тихо, не высовывайся, жди счастливого случая». Теперь люди надеются, в основном, на свои собственные силы и доверяют, главным образом, только самим себе. Зато очень важно для них все то, что отражает духовную близость людей — взгляды на жизнь, интересы, религия, профессия и национальность. Причем фактор национальности оказывается гораздо важнее, чем гражданство. Интересно, что «русские» в 2 раза чаще предпочитают называть себя именно этим словом, а не словом «россияне». Это очень показательно, особенно в контрасте с традиционным чувством зависти и пиетета русских по отношению к иностранцам, с присущим им в прошлом желанием выглядеть чуточку «иностранцем» или выдать себя за «нерусского»!
Система ценностей и мотивов поведения
Что движет поступками человека? Ответ на этот вопрос для большинства не вполне очевиден. Как я уже писал в первой части введения, в материалистических представлениях, характерных для современной западной цивилизации, человек выступает в роли объекта со свойствами, объективно же заданными. В чём-то люди, смотрящие на человека с этой точки зрения, видят предопределённость его поведения природой, инстинктами и механизмами поведения, заложенными в генах (существует даже целая наука этология, рассматривающая в т. ч. сложные формы социального поведения как обусловленные генетически). В чём-то они видят обусловленность его поведения влиянием внешней среды, усвоенными поведенческими шаблонами и стереотипами, поставленными внешней средой условиями и задачами, в чём-то - той социальной ролью, в которой оказался человек и которую он играет в обществе. За всеми этими предопределённостями они не оставляют человеку свободы выбора, не оставляют места его собственным, автономным и независимым качествам, склонностям, предпочтениям, которые определяли бы его поведение. Тем не менее, именно такие качества и играют в поведении человека главную роль.
Итак, первый тезис, который нужно сформулировать - у человека есть-таки собственные мотивы и ценности, которые определяют его поведение, вне зависимости от каких-либо внешних факторов. Они автономны, в том смысле, что существуют и действуют сами по себе, не являясь следствием каких-то внешних по отношению к личности человека объективных факторов, и они произвольны, в том смысле, что они могут присутствовать или отсутствовать, быть теми или иными и человек, несмотря ни на какие внешние влияния, может свободно их формировать и изменять. В конечном итоге именно они определяют поведение людей. Этот факт может маскироваться всеми теми вещами, которые замечают материалисты, т. е. и социальной ролью, и шаблонами поведения, и прочими внешними влияниями. Тем не менее, и те же поведенческие шаблоны формируются и выбираются под влиянием различных мотивов, и тип реакции человека на любые внешние влияния различен в зависимости от имеющихся у него мотивов и ценностей. В обществе, где распространены определённые поведенческие стереотипы, они согласуются с типичными мотивами и ценностями большинства, но это же большинство вполне может свои мотивы и ценности изменить и изменить привычные стереотипы, образцы поведения. Даже для того, чтобы общество функционировало по привычным схемам, необходимо наличие у людей определённых внутренних мотивов и ценностей, побуждающих людей выполнять те или иные, в т. ч. кажущиеся для нас обычными, действия (подробнее связь между мотивами и ценностями и устройством и функционированием общества будет рассмотрена в следующих частях).
Мотив - первичный пункт любых свободных, самостоятельных действий. Это некое внутреннее побуждение, существующее само по себе, ещё до того, как человек столкнулся с какой-то ситуацией, оказался в каких-то условиях. Условия определяют лишь вариант его проявления. Ценность - некое субъективное предпочтение, которое также существует внутри человека и влияет на его поведение, на то, чего он будет стараться достичь, какой сделает выбор. Мотивы и ценности направляют действия человека, побуждают его стремиться достичь того или иного результата. Характер влияния мотивов и ценностей человека на его действия не всегда прост и легко просматривается. Под влиянием похожих мотивов люди могут совершать различные действия и, напротив, совершать одни и те же действия под влиянием разных мотивов. Например, кто-то может учиться в ВУЗе для того, чтобы стать умнее и больше знать, кто-то - чтобы, получив диплом, сделать карьеру, кто-то, чтобы, получив высшее образование, повысить свой статус в глазах окружающих и т. п. Бывает, что человек не до конца осознаёт свои истинные мотивы и побуждения, не находит способа согласовать их с известными ему целями и образцами поведения, проявить в полной мере в действиях. Бывает, что он ошибается в прогнозировании результатов своих действий, и, совершив их, понимает, что это совсем не то, чего он хотел на самом деле. Тем не менее, именно мотивы и ценности на действия человека оказывают в конечном итоге определяющее влияние, и рассмотрение любых действий нужно начинать с рассмотрения мотивов и ценностей, так же, как коррекцию совершаемых неправильных действий, особенно типичных и систематических, в большинстве случаев нужно начинать с коррекции мотивов и ценностей.
И побуждения к действиям, и выгода, ожидаемый результат от них для человека субъективен. Несмотря на то, что мы видим в жизни действия, совершаемые ради каких-то конкретных задач, действия, которые задаются традициями, правилами, законами и т. д., в конечном итоге действия совершаются ради субъективной выгоды, субъективных ощущений. Причём, эта субъективная выгода, субъективные ощущения, к которым стремятся люди, могут быть различны, разные люди могут задавать их для себя по-разному. При этом различные подобные установки у разных людей могут играть (и для них самих, и для общества) как конструктивную, так и деструктивную роль. Сформировав у себя извращённые установки, человек может получать субъективное удовлетворение от ненормальных, неадекватных, преступных действий, и у него, соответственно, возникнут мотивы для совершения подобных действий. С другой стороны, многие полезные, конструктивные действия также не могут совершаться без развития соответствующих мотивов, не сможет, например, делать научные открытия человек, у которого нет мотивов к изучению, пониманию вещей, который не испытывает субъективного удовлетворения от понимания нового. Ни успешным бизнесменом, ни признанным политиком, ни популярным артистом нельзя стать, не имея необходимых мотивов.
Мотивы и ценности человек может задавать произвольно, они являются его внутренним свойством. Но правильно ли считать, что он действительно может их наобум выбрать, что любые внутренние установки, склонности равноценны? Безусловно, нет. Живя и действуя в материальном мире, человек достигает (или пытается достигать) желаемых ощущений опосредованно, через выполнение тех или иных действий и получение результата. Но материальный мир накладывает ограничения на его действия, и неправильно выбранные мотивы, например, толкающие человека к деградации, к совершению антисоциальных преступных действий, в конечном итоге не приведут его ни к чему хорошему и поставят перед необходимостью коррекции своих мотивов, своих внутренних установок. Поэтому нужно исходить из того, что собственные внутренние установки и склонности, такие, каковы они есть, не есть аксиома и мера всех вещей. Личность человека, его качества, мотивы и ценности нуждаются в правильном развитии и формировании. Уход от ответственности за их выбор (материалистический менталитет), уход от проверки их в столкновении с действительностью (пассивность), уход от их исправления и развития - варианты, которые приведут в тупик.
Конечно, отдельные мотивы и ценности у человека не изолированы. Как правило, они представляют собой комплекс и согласуются между собой, все вместе определяя типичный образ поведения человека, восприятия разных ситуаций и в целом его мировоззрение. Мотивы и ценности можно объединить в группы, выделить среди них наиболее общие, фундаментальные. О таких наиболее общих группах мотивов и ценностей, определяющих базовые типы мировоззрения современных людей, пойдёт речь в следующих частях.
Ценности экономического поведения
В основе оборота громадной массы экономических ценностей в системе рыночного обмена (благ, услуг, информации и т. д.) и их трансформации друг в друга лежат многочисленные и разнокачественные по характеру и содержанию, циклично возобновляющиеся индивидуальные, групповые и массовые акты поведения. Они реализуются для удовлетворения потребностей людей непосредственным или, в большей своей части, опосредованным образом.
Экономическое поведение – это система специализированных социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению ограниченных экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения.
Экономическое поведение как социальный феномен является предметом изучения, как экономической науки, так и социологии. Естественно, что ракурс теоретического и эмпирического анализа в первом и втором случае существенным образом отличается. В первом случае внимание акцентируется, прежде всего, на том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем. Другими словами, экономическая наука анализирует производство, методы организации ресурсов и распределение богатства на основе объяснения влияния «чистых» экономических переменных друг на друга, вынося так называемые неэкономические компоненты за скобки.
В свою очередь социология, выходя за рамки строго заданных категорий экономической науки, акцентирует свое внимание на факторах, условиях, институтах, ситуациях, а также на действующих в их контексте различных социальных субъектах, которые тем или иным образом реализуют свои конкретные экономические интересы.
Предметом внимания социолога являются модели социального поведения, связанные с реализацией принципа максимизации результатов и минимизации затрат, а также те социокультурные институты и сопутствующие им социальные стимуляторы или ограничители, которые делают возможным или существенно лимитируют рациональное использование различных экономических ресурсов (личностных, технологических, финансовых, информационных и других).
Каждый социальный субъект, независимо от статуса, постоянно (прямо или косвенно) включается в различные секторы хозяйственной жизни общества на различных уровнях его организации и в той или иной степени является активным или пассивным участником процессов движения и трансформации экономических ценностей. Последние он создает (производит), потребляет, присваивает, извлекая из этого конкретную пользу (выгоду) в соответствии со своими представлениями, предпочтениями, способностями и интересами. Реализуя множество циклично возобновляющихся социальных действий, он сознательно или бессознательно, профессионально или непрофессионально определяет и оценивает свое участие в системе оборота экономических ценностей, с разной степенью успешности и рациональности рассчитывает и обосновывает свои затраты и выгоды.
Ожидаемым результатом экономического поведения являются различные выгоды (вознаграждения) за те или иные действия, связанные с использованием и рекомбинацией экономических ресурсов. Следует отметить, что множество других видов социального поведения также можно рассматривать в терминах затрат и возмещений (выгод), однако в строгом смысле они не могут относиться к категории экономических. Прежде всего, это связано с тем, что в их структуру и содержание не включены определяющие специфику экономического поведения, так называемые простые и сложные элементы народнохозяйственной жизни. Они имеют стоимостное, натуральное и комбинированное (стоимостное и натуральное) выражение.
Еще раз подчеркнем, что довольно часто в силу тех или иных методологических ограничений упускается из виду, что вышеуказанные простые и сложные элементы хозяйственной жизни включаются в систему рыночных связей и отношений через конкретные действия людей. Люди, если так можно выразиться, приводят рыночные элементы в активное состояние, инициируют их, преследуя при этом свои собственные намерения и интересы. Это с одной стороны. С другой – сама природа используемых людьми рыночных элементов, в том числе различных благ, услуг, средств достижения экономических целей, лимитирует, нормирует и алгоритмизирует специфику и порядок их социального поведения. Оно находится в более или менее строгой зависимости от: функционального назначения этих элементов; структуры их взаимосвязей; конкретных параметров той рыночной среды, в которой эти элементы функционируют; социальных механизмов и институтов, которые регулируют воспроизводство и трансформацию различных хозяйственных элементов друг в друга.
Таким образом, в основе социального поведения экономического типа лежат многообразные системы норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики различных рыночных элементов и являющихся обязательными или желательными для всех легально действующих экономических субъектов. Эти нормы и правила могут быть закреплены: юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в обычаях и традициях обыденной жизни, а также в функциональной программе самих рыночных элементов. Так закрепляются, например, нормы и правила обращения с деньгами (купли-продажи, инвестирования, кредитования, обращения ценных бумаг и др.).
Совокупность норм и правил экономического поведения в одних случаях может быть очень развита и закреплена во всей возможной полноте в специальных законодательных актах, в других – она может не регламентироваться актами государственного регулирования, а отражаться в обычном естественном праве, социальных привычках или стереотипах. Однако, независимо от степени развитости социально-экономических норм, они определяют исходный, стартовый порядок и допустимые пределы социального поведения (например, как в шахматной игре) для абсолютного большинства действующих субъектов, желающих добиться реально возможных и легально допустимых выгод. В пределах этих рамок и ограничений они, в зависимости от своих целей, намерений, способностей, опыта и компетенции, могут строить многообразные комбинации рыночных элементов и связанных с ними решений и действий.
Таким образом, структура экономического поведения идентична структуре социального обмена, но, естественно, имеет свою специфику. К наиболее общим элементам, без которых экономическое поведение не может быть реализовано, относятся экономические субъекты, используемые ими ресурсы, выгоды (предметы) от их использования, а также экономическая среда, определенные нормы и правила экономического поведения. При этом интересы субъектов лимитируются объективными функциями обращающихся ресурсов, а также правилами и нормами, закрепленными в соответствующих социально-экономических институтах и механизмах их реализации.
Универсальным ядром (архетипом) мотивации субъектов экономического поведения является формула – максимум вознаграждения путем минимума затрат. Очевидно, что любой рационально мыслящий экономический субъект ориентирован на выгоды (вознаграждения) в процессе затрат собственных ресурсов и на минимальные издержки, в противном случае инициация различных экономических действий была бы маловероятна. Однако известно, что воплотить в жизнь эту формулу полностью невозможно. Это объясняется тем, что любой из субъектов действует в определенной системе ограничений (лимитов), которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения на различных этапах реализации поставленных целей.
К основным из этих ограничений относятся:
• качественные и количественные характеристики исходных экономических ресурсов, как материальных, так и нематериальных (информации, компетенций и др.), обусловливающих неравенство стартовых условий одних субъектов по отношению к другим;
• статусы субъектов экономического поведения (индивидуальных или институциональных), которые определяют возможности достижения поставленных целей, доступ к ресурсам, секторам рынка, услугам, информации, а также степень доверия потребителей;
• противодействие конкурентов, которые стремятся достичь аналогичных результатов. В связи с этим происходит столкновение их интересов: при распределении исходных ресурсов и контроля над ними, или доступа к ним; при формировании относительно самостоятельных секторов рынка, где эти ресурсы могут обращаться; при выборе партнеров и потребителей тех или иных товаров и услуг и т. п.;
• инфраструктурные, часто очень разнокачественные факторы, относящиеся к состоянию так называемой внешней среды и складывающихся внутри нее конъюнктурных ситуаций, которые для одних субъектов могут быть благоприятными, а для других – нет;
• неопределенность в отношении путей и способов достижения успеха и т. п.
Известно, что принцип максимизации как базовый элемент теории рационального выбора в настоящее время подвергается серьезной критике. Можно выделить два направления критического анализа. Первое акцентирует внимание на том, что, учитывая проблемы сложности и информации, максимизацию нельзя осуществить, даже если постараться сделать это (Шэкл, Боулдинг, Саймон и др.) Второе направление критически основано на экспериментальных работах в области психологии и свидетельствах других наук. Утверждается, что максимизация – далеко не типичный процесс, а в экономической системе возможно даже преобладание «нерационального» поведения.
Тем не менее, в большинстве экономических и социологических работ, где анализируются различные модели экономического поведения, этот принцип является исходным элементом анализа природы экономического поведения. Поскольку даже критики этого принципа берут за основу допущения о возможности максимизации рационального выбора, не предлагая иных вариантов ответа на вопрос, как все-таки при неясности того, как человек максимизирует свою выгоду, он это достигает на практике?
Очевидно, что в нашем случае речь может идти о принципе максимизации в большей степени как об элементе определенной экономической культуры. В рамках нее большинство людей стремятся действовать в соответствии с этим принципом, в то же время не всегда обладая необходимыми знаниями, навыками и технологиями оптимального достижения своих экономических целей.
В этом контексте принцип максимизации в большей степени выполняет методологическую функцию, являясь предпосылкой социологического анализа следующих проблем и противоречий максимизирующего поведения:
• Как базовая ценность экономического поведения этот принцип есть производное определённых социокультурных условий и порядков, развивающихся в процессе социальной эволюции, он не может автономно существовать вне их контекста.
• Как элемент экономического интереса принцип максимизации выполняет «технологическую» роль, связанную с реализацией определённых предпочтений и ценностей, характерных для определенной экономической культуры.
• Как инструментальное средство решения экономических задач этот принцип и технологии максимизации выгоды (полезности, производительности, эффективности), вытекающие из него, предполагают определенную степень компетентности тех, кто формирует и решает эти задачи, что, в свою очередь, предполагает компетентное применение соответствующих средств достижения тех или иных целей.
• Как компонент рационального решения и действия принцип максимизации предполагает, с одной стороны, свободу личного (индивидуального) выбора, которое есть необходимое условие его реализации. С другой, – нормативно-аксиологические границы максимизационной функции, в противном случае, если они отсутствуют, достижение выгоды (успеха) для одних будет обеспечено за счет поражения и неудач других.
• Как фактор многомерного рационального действия он проявляется в вариативности выбора альтернатив, которые могут конкурировать и противоречить друг другу с точки зрения социальной оптимальности и целесообразности. Это касается проблем обоснования и выбора альтернатив максимизации, как на уровне индивидуального действия, так и группового (проблема коллективного, общественного выбора).
• Как элемент поведенческого множества (организации) которое максимизирует свою целевую функцию, принцип максимизации может интерпретироваться в качестве производного действий многих людей, обладающих различными целями, интересами, компетентностью, ресурсами и функционирующих в разных ситуациях. Это порождает проблему социальной оптимальности функционирования «поведенческих множеств» (организаций), которая связана, с одной стороны, с балансом и согласованием экономических интересов внутри них, с другой, – сохранением необходимого «социального пространства» для свободы индивидуального выбора, решения и действия.
Очевидно, что принцип максимизации заложен в самом факте ограниченности экономических ресурсов, находящихся в пользовании тех или иных субъектов, что обусловливает их стремление к выравниванию шансов по отношению друг к другу. То есть, к минимизации преимуществ тех, кто ими в данный момент обладает, что является мощным мотивом экономической активности.
В этом контексте существуют различные варианты выравнивания шансов:
• форсирование личностных ресурсов, если для этого имеются потенциал, возможности и позитивная мотивация (например, повышение компетенции);
• создание нестандартных комбинаций и ситуаций, не учитываемых субъектом, обладающим временным преимуществом;
• получение нового шанса за счет доступа к редкому ресурсу, использование которого минимизирует преимущества других;
• привлечение на свою сторону партнеров, заинтересованных в объединении (интеграции) собственных ресурсов с целью их противопоставления более удачливому конкуренту и т. п.
Ценности ожидания и нормы поведения
В процессе социального взаимодействия большинство людей совершает свои поступки, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе. Вместе с тем каждый из нас иногда нарушает эти правила, а некоторые делают это довольно часто, отклоняясь от принятых в обществе норм.
Взаимодействие с другими людьми, к которым мы привязаны различными отношениями (родства, дружбы, любви) являются важным каналом осуществления социального контроля, то есть корректирование поведения людей в соответствии с ценностями и нормами, принятыми в обществе в процессе либо межличностного, либо межгруппового взаимодействия. Именно во взаимодействии с другими людьми большинство из нас воспринимает действующие в обществе нормы, то есть переносит их в наш собственный мир в качестве стандартов поведения, соответствующих господствующим в обществе ценностям и нормам.
Сам термин социального контроля введен в социологию Г.Тардом. Первоначально социальный контроль понимался как средство возвращения преступника к нормальному поведению.
Можно выделить следующие формы социального контроля:
- элементарные (в основном принудительные санкции);
- социальные институты;
- общественное мнение.
Социальный контроль можно рассматривать в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры и механизма их передачи от поколения к поколению. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом (семьей, группой людей, учреждением, институтом) то он приобретает общественный характер и называется социальным контролем, выступая в качестве средства социальной регуляции поведения людей.
Социальный контроль включает два главных элемента: нормы и санкции. Нормы - это предписания по поводу того, как правильно вести себя в обществе.
Социальные нормы – это предписания. требования и ожидания соответствующего общественно одобряемого поведения – это некие идеальные образцы (шаблоны, определяющие поведение людей в конкретных ситуациях.
Санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенное к индивиду или группе и выраженное в любой форме (устной, письменной, формальной, неформальной).
Социальный контроль представляет собой фундамент стабильности общества. Его ослабление ведет к анархии, разногласиям и социальным беспорядкам. Поэтому социальный контроль выполняет две основные функции: охранительную и стабилизирующую.
Социальные нормы, действующие в обществе, различаются по своему масштабу:
1) нормы, существующие только в малых группах (семье, компании друзей) называются групповыми привычками;
2) нормы, существующие в больших группах или в обществе в целом, называются общими правилами.
Все социальные нормы можно также классифицировать в зависимости от того, на сколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание (неодобрение, замечание), за нарушение других норм - жесткие санкции вплоть до ареста, тюремного заключения, смертной казни.
Если расположить все нормы в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет вид:
Нормы формируют привычки, обычаи и традиции. Привычка — это устойчивый способ поведения, не встречающий негативной реакции группы. Обычай — это форма поведения, морально оцениваемая группой. Традиции представляют собой исторически сложившиеся и социально одобряемые формы поведения или отношения к чему-либо. В большинстве современных обществ наиболее важные и значимые нормы приобретают правовой статус и закрепляются в законах.
Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.
Строже всего наказываются нарушения табу и юридических законов (например: убийство человека, оскорбление божества, государственная измена.).
Мягче всего карается нарушение привычек, будь то индивидуальные привычки или групповые (семейные). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Такого рода привычки называются неформально групповыми нормами. Механизм, контролирующий соблюдение таких норм - групповое давление.
Социальные нормы выполняют в обществе важные функции:
1) регулируют общий ход социализации;
2) интегрируют индивидов в группы, а группы в общества;
3) контролирует отклоняющееся поведение;
4) служат образцами (эталонами поведения).
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, либо стандартов поведения (обязанности, правила), либо ожидание поведения (реакция других людей) например: защита членов семьи обязанность каждого мужчины.