Изучение состояния земель проводиться с целью получения информации по количественным и качественным показателям состояния и использования земель имущественного фонда как основного механизма экономического регулирования земельных отношений.
Это позволит улучшить оборот земель, совершение платы за землю, развитие землеустроительного проектирования.
Изучение состояния земель включает в себя следующие виды работ:
- геодезические и картографические работы;
- почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
- оценка качества земель;
- инвентаризация земель.
1) К геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся:
- определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях;
- создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно - исследовательских и иных задач; издание этих карт и планов;
- создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно - исследовательских и иных задач;
- дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;
- геодинамические исследования на базе геодезических и космических изменений;
- создание и ведение федерального и региональных картографо - геодезических фондов;
- создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;
- проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт, и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;
- проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
- геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации;
- картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств, Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;
- производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;
- метрологическое обеспечение геодезических, картографических и топографических работ;
- стандартизация, учет и упорядочение употребления географических названий;
- выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;
- организация серийного производства геодезической и картографической техники.
К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся:
- создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;
- создание и ведение географических информационных систем специального назначения;
- создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;
- геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;
- выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте.
Государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осуществляют Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) и ее территориальные инспекции.
2) Почвенные обследования и изыскания могут включать такие работы, как:
- почвенное районирование - разделение территории на части по характеру почвенного покрова;
- почвенно - мелиоративное районирование - разделение территории по характеру почвенного покрова, природным и ирригационно - хозяйственным условиям, определяющим направленность почвообразования, приемы мелиоративного воздействия, скорость и характер изменения плодородия почвы под влиянием мелиораций и орошения;
- составление почвенно - эрозионной карты - карты, отображающей распределение почвы с учетом степени эродированности;
- проведение почвенных съемок - съемка и нанесение на план или карту нужных для изучения почв объектов, почвенных разрезов, прикопок и контуров почвенных разновидностей, определение и нанесение на плановую основу информации, характеризующей качество почв и их границ;
- составление карты бонитировки - графическое изображение средневзвешенной балльной оценки почв определенной территории.
3) Оценка качества земель представляет деятельность (процесс) по установлению экологического состояния и свойства конкретных земельных участков для определенных целей, т.е. в данном случае речь идет об экологической и сельскохозяйственной оценке земли.
Эколого - сельскохозяйственная оценка может быть взаимоувязана с экономической оценкой земли. При экономической оценке земель (определении цены стоимости земли) используются различные математические (экономические) методы в зависимости от категории земель. Сама оценочная деятельность регулируется Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
Следует иметь в виду, что под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Под рыночной стоимостию объекта оценки (например, земельного участка) понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
4) Инвентаризация земель - учет и оценка земель, с выявлением ее принадлежности, описанием ее основных признаков и определением технического состояния.
Планирование и организация рационального использования и охраны земель
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Планирование - это программирование органами государственной власти и органами местного самоуправления отдельных сторон использования земель.
Планирование и организация рационального использования и охраны земель осуществляется и на местном уровне. В соответствии с Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" вопросы планирования и использования земель, их охраны, а также осуществления государственного контроля в этой сфере деятельности в пределах подведомственных территорий отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Планирование и организация рационального использования земель включают в себя следующие основные виды работ:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1) разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
2) природно - сельскохозяйственное районирование земель;
3) определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;
4) определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;
5) определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
В настоящее время планирование использования земель и их охраны предусмотрено комментируемым Законом, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и в иных нормативных правовых актах (преимущественно отраслевой направленности).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 100 "О государственной программе мониторинга земель Российской Федерации" предусматривалось поэтапное введение на территории страны мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного вовлечения изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
В Программе определены основные задачи:
- формирование нормативно - правовой и научно - методической базы мониторинга земель;
- ландшафтно - экологическое районирование территории РФ с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;
- формирование информационной базы;
- совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель;
- формирование организационных структур мониторинга земель.
В Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации" определен комплекс мероприятий, включающих повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли, а также превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.
Целью этой Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно - технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в основном завершить осуществление земельной реформы в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
К основным мероприятиям вышеназванной Программы отнесены:
- разработка и совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений;
- проведение массовой оценки земель;
- картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы;
- ведение мониторинга земель;
- техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель;
- создание денежного фонда охраны земель;
- повышение плодородия почв и охрана земель.
На втором этапе реализации Программы проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:
1) выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения;
2) разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;
3) провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
4) установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими;
5) составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель;
6) разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;
7) установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;
8) уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений;
9) установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель.
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации Программы разработать правовые и нормативно - технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.
Предусматривается обеспечить:
• своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений;
• прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов, особенно в районах Крайнего Севера и зонах проявления процессов опустынивания земель;
• совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.