Искусство и наука стратегического целеполагания и антикризисного управления сегодня выдвигаются на передний план. Если комплексные целевые программы и проекты – это организационная форма целеполагания, то стратегическое целеполагание определяет в современных условиях содержательную концептуальную основу управления, его глобальную и перспективную основу, генеральную цель на всех уровнях управления.
Стратегическое управление – самый эффективный вид управления. Его значимость увеличивается в условиях повышения нестабильности факторов внешней и внутренней среды, нарастания их неопределенности.
На Западе стратегическое управление становится решающим с начала постиндустриальной эпохи, которая покончила с эпохой массового потребления и открыла этап борьбы за индивидуального потребителя, за совершенствование сбыта на основе прогнозирования и формирования потребностей – маркетинга.
Искусство стратегического управления позволило выйти из кризиса США, Германии, Японии и другим странам, которые в разное время своей истории вышли из него обновленными.
Особого внимания заслуживает опыт Японии, где механизм выработки и реализации стратегий управления был доведен до отдельных предприятий, сельских общин, каждого работника.
В 50-е годы XX в. все население Японии училось думать и мыслить стратегически. «Забудь о сегодняшнем дне, думай о завтрашнем» – такова была установка для массового сознания. Понять природу «японского чуда» – значит, понять, как представители конкретного, созерцательного мышления нашли механизмы возрождения своей страны, не имея для этого практически никаких собственных ресурсов, кроме человеческого и культурного.
Без стратегии не может быть целенаправленного движения вперед, не могут быть целесообразно использованы ресурсы, накоплен потенциал. Без нее возможно только топтание на месте в соответствии с тактикой «латания дыр», что сегодня и происходит в России на общегосударственном и местном уровнях управления.
Беда нашего управления (федерального, регионального и местного) состоит в том, что оно работает на «коротких программах», узкоутилитарных установках, без выделения стратегических приоритетов, выявления перспективных ресурсов развития и поэтапных мер решения постоянно возникающих проблем.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Многие наши беды – результат кризиса управления, лишенного современного стратегического обеспечения, концептуальных проработок. Наше отставание в этой области гораздо больше, чем в научно-технической сфере.
Суть менеджерской революции, осуществленной в развитых странах, состоит в том, что стратегическая власть перестала быть привилегией Центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, районов, городов, местных сообществ, отдельных фирм и промышленных предприятий. Появился многочисленный слой профессиональных управляющих – менеджеров, в своей практике широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мышления, которые лежат в основе разработки и применения инновационных социально-экономических и политических технологий.
Формирование стратегии дает ответы на вопросы: какие направления управленческой деятельности необходимо развивать в приоритетном порядке, каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах и какова возможная отдача по выбранным направлениям.
Обычно выбирается несколько (набор) стратегий среди многих (стратегия стабилизации и выживания, стратегия роста и др.).
Процесс реализации стратегии обычно разделен на два больших этапа:
а) процесс стратегического планирования – выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
б) процесс стратегического управления – реализация определенной стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования и выбора альтернатив. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная – несколько на различных уровнях действия.
Концептуальное моделирование стратегического плана осуществляется в два этапа с последующей дифференциацией внутри каждого из них.
Прежде всего, изучаются внешняя среда и внутренние возможности.
При определении политики организации (целеполагание) выявляются:
Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана, например, предприятия является документ, называемый «Стратегический план предприятия».
Который имеет следующие разделы:
• Цели и задачи предприятия.
• Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
• Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
• Функциональные стратегии.
• Наиболее значимые проекты.
• Описание внешних операций.
• Капиталовложения и ресурсное распределение.
• Планирование неожиданностей.
Количество этапов стратегического развития и их содержание, а также сама форма плана могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов. Не существует и единого временного горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы предпочитают 3-летнее планирование.
Разработка стратегии затрагивает все уровни управления. Технологии разработки и реализации таких стратегий включают анализ внешней среды и ресурсов самой организации, ее организационной структуры.
Организация (фирма, местное сообщество, регион, страны) тщательно анализирует состояние, в котором она находится, и на основе лучших образцов (теоретических моделей) составляет представление о том, чего она хочет достичь к определенному моменту времени. Такое видение в самом сжатом виде определяет стратегические цели организации, ее прообраз по истечении определенного времени, который характеризует ее не только в целом, но и по отдельным структурным элементам, функциям и параметрам деятельности.
Следующим этапом стратегического управления является определение методов достижения целей, последовательности шагов, нахождения ресурсов; так формируется концепция развития организации, которая и является стратегией для руководства, осуществляющего социальное проектирование. При этом используются различные методы анализа среды и внутреннего состояния организации, когда выявляются сильные стороны системы, ее недостатки, возможные угрозы. На этой основе разрабатываются стратегии, учитывающие сильные стороны организации, возможности, предоставляемые внешней средой, и факторы, нейтрализующие ее слабые стороны, блокирующие или снижающие действие «угроз». Затем разрабатываются организационные компетенции, способность к инновациям, просчитывается профессиональный потенциал.
Стратегическое управление затрагивает, прежде всего, местное сообщество, где помогает преодолеть отчуждение населения от власти на местном уровне, реформированию ее оргструктур, способствует включению населения в решение собственных проблем под свою ответственность.
Концептуальная и стратегическая идея организации местного самоуправления предполагает сочетание инициативы «снизу» с финансово-правовым обеспечением «сверху» и дополняется новой концепцией корпоратизма местного самоуправления. С помощью промышленно-финансовых групп, муниципального менеджмента, которые аккумулируют средства населения и объекты собственности, муниципальные сообщества создают новую мотивацию участия людей в решении местных вопросов, привлекают инвесторов, обеспечивающих получение финансовых средств из внебюджетных источников.
Данная концепция развития горизонтальных связей местных сообществ и технологии ее реализации изложены в Программе «СЭПИН». В ней предлагается иная технология антикризисного управления местных сообществ, которая позволяет сделать население региона субъектом управления, мотивирует его к разработке и поддержке местных, региональных и федеральных программ и к более эффективному использованию местных ресурсов.
Выбранная рабочая стратегия развития является основой для разработки стратегического плана, который позволяет уточнить весь организационный механизм реализации выбранной стратегии, ее отдельные структурные элементы, функции, методы и сроки.
Разработка и реализация стратегии развития обычно начинается с осознания необходимости развития, с создания органа стратегического развития, разрабатывающего и принимающего заявление (декларацию).
В которой:
а) признается необходимость объединения всех субъектов управления и населения в решении проблем, определяющих будущее страны и благосостояние ее жителей;
б) признаются основные принципы, генеральные технологии ускоренного развития (укрепления конкретных позиций, достижения партнерства при разработке и реализации, развития социальной инфраструктуры, сочетания долгосрочности и конкретности оздоровления экономики и культуры, всей духовно-нравственной атмосферы, социальных ценностей).
Инициатива в разработке концепции может принадлежать государству, политической власти, общественным институтам, но необходим механизм включения всех заинтересованных партнеров, всего населения, которые, в конечном счете, определяют приоритеты с учетом своих коренных потребностей. Последние обязательно координируются. В процессе публичного диалога заключается договор, который позволяет всем увидеть в нем свои долгосрочные интересы и понять механизм (по шагам) их реализации, создания социальных и экономических условий для достойной жизни и эффективной работы.
После выдвижения стратегических инициатив, их принципиального оформления в декларации определяется головной научный центр, которому предлагается в определенные сроки подготовить концепцию стратегии развития с применением возможных соразработчиков, комиссий и комитетов органов управления. В процессе обсуждения формируется система органов стратегического управления и планирования, которая и создает стратегический план развития, уточняет частные стратегии по отдельным направлениям.
Стратегический план обсуждается экспертами и специалистами на научно-практических конференциях, в процессе социологических опросов населения, СМИ. Затем план принимается законодательным собранием и подписывается всеми субъектами управления, заинтересованными соисполнителями, которые берут на себя обязательства по реализации закрепленных в нем приоритетов. В рамках этого плана обычно разрабатывается стратегический план действий органов исполнительной и законодательной власти, который является концептуальной основой формирования бюджета, правового поля экономической, социальной и других политик. В нем предусматривается механизм согласования текущих и перспективных целей по управлению страной.
Главной целью стратегического управления является постоянное улучшение качества жизни всех граждан государства. Эта цель обычно конкретизируется, что предполагает указания на основные пути ее достижения, поддержки экономики, создания рабочих мест, развития рынка и т.п. Понятие «качество жизни» обычно уточняется через основные критерии, показатели (работа, заработная плата, экология, жилье, образование, безопасность, досуг и т.п.).
После уточнения целевого блока предлагаются основные стратегические направления, к числу которых относятся:
– формирование благоприятного хозяйственного климата и экономической политики;
– взаимодействие с внешней средой, привлечение инвестиций;
– улучшение социальной и духовной среды.
По каждому из направлений уточняются цели и задачи частной стратегии, предлагаются меры их достижения. Они обязательно соотносятся с генеральной целью, оценивается их реалистичность, конкретность и соотнесенность с отдельными проектами и программами, учитывается наличие реальных субъектов деятельности и имеющихся ресурсов. В результате независимой экспертной оценки определяется по всем направлениям группа приоритетных мер, которые подлежат реализации.
Созданные организационные структуры стратегического управления обычно прогнозируют ожидаемые результаты, учитывают не только прямой, непосредственный эффект, но и косвенный: влияние происходящих изменений на другие сферы и стороны жизни. Проведенный анализ и экспертная оценка позволяют прогнозировать основные результаты в количественном и качественном выражении.
Разработка и реализация стратегического плана может стать основным концептуальным документом накопления потенциала развития, выделения приоритетов, сведения всех программ в рамки целостного управления страны, региона, местного сообщества как сложных социальных систем.
В разработке современной парадигмы общественного развития решающая роль принадлежит науке. В результате комплексных междисциплинарных исследований вырисовываются ее контуры, выявляются мировые тенденции будущего прогрессивного развития мира, что и является прочным основанием для оздоровления как общественного сознания, так и политической власти. Последняя сегодня как никогда нуждается в ясной стратегии своего поведения в обществе, в выработке, наконец, взвешенной политики и современной доктрины национальной безопасности страны.
В поиске ответов на непростые вызовы времени наука вправе поставить вопрос о концептуальности самой власти, о ее восприимчивости к тем глобальным переменам, которые происходят сегодня в мире. Если политическая власть перестает быть интеллектуальным и организующим центром общества, не отражает его коренных потребностей и интересов, отстает в своих действиях от развития его духовного потенциала, то неизбежен кризис политической власти. Вопрос только во времени и путях его развития.
Политика должна базироваться и осуществляться на научной основе. Только при этом условии она становится профессиональной. Из «лукавой политики», политики «за семью печатями» она должна стать открытой обществу и, следовательно, быть объектом научного исследования и экспертных оценок. Кризис власти и кризис общественного сознания – взаимосвязанные процессы.
Генеральной линией является социальная стратегия.
Такое положение дел, во-первых, соответствует требованиям мировой тенденции – не экономика определяет цель развития общества, а социальные параметры, улучшение которых является главным источником повышения качества самих экономических показателей, эффективности, надежности, конкурентоспособности, во-вторых, меняет всю систему выдвижения и построения стратегических целей.
Важнейшей стратегией, которая обеспечивает накопление экономического потенциала и выход из кризиса, являются управленческие действия, направленные на рациональное использование экономических ресурсов, прежде всего финансовых. Основная концептуальная идея финансово-экономических ресурсов – отказ от политики быстрого наращивания государственного долга и активное воздействие на уровень доходности реального сектора экономики, ориентация на производство и удержание интеллектуальной ренты как ведущего механизма извлечения сверхприбыли и решающего фактора конкурентоспособности.
В целом стратегия антикризисного развития, отвечая на вопрос, каково основное направление выхода из системного кризиса, как каждого местного сообщества, так и общества в целом, утверждает корпоративный метод организации хозяйственной жизни.
Корпоративный метод хозяйствования характеризуется сбалансированным взаимодействием центральной власти и органов местного самоуправления, рациональным разделением ресурсов, в том числе и финансовых, распоряжением и использованием собственности, прежде всего муниципальной, на основах согласия и договора.
Как показывает мировой опыт, это магистральный путь выхода из кризиса, который позволяет сделать большинство населения собственниками средств производства, субъектами рынка или создать для этого соответствующие условия.
Преодолеть кризис, выйти из него с наименьшими потерями можно, только имея антикризисную стратегию и политическую волю на ее реализацию. Система управления должна предусматривать анализ готовности организаций (города, района) к действиям в различных кризисных ситуациях.
Это предполагает, в свою очередь:
- выявление областей действия организаций, наименее устойчивых в условиях кризиса;
- создание постоянной группы управления кризисом, назначение лиц, ответственных за планирование действий в условиях любых реально возможных кризисных ситуаций;
- обучение персонала действиям в условиях кризиса и регулярную проверку его готовности к действиям;
- моделирование кризисных ситуаций, создание постоянного центра управления кризисом.
Кризис может быть обращен на пользу организации, если использовать его для проведения тех мероприятий по перестройке системы управления, которые давно назрели, но по каким-либо причинам тормозятся и постоянно откладываются.
Важно знать характеристику и причины наиболее часто возникающих кризисных ситуаций, чтобы своевременно предупреждать или правильно реагировать на них.
Кризисы могут быть обусловлены:
– применением технологии, не отвечающей требованиям рынка;
– недостаточной концентрацией производства и распыленностью людских ресурсов;
– быстрым производственным ростом и отставанием ряда систем управления;
– стратегическими просчетами;
– кадровыми недоработками;
– издержками реализации принципа делегирования своих полномочий (по мнению специалистов, на первом этапе руководитель предприятия должен принимать активное участие в решении всех управленческих вопросов, однако в определенный момент, не слишком рано, но и не слишком поздно, он должен передать часть своих прав другим управленцам);
– административными факторами, вызванными слишком большими расходами на реорганизацию, доминированием внутренних проблем над внешними, потерей первоначальной динамики и мотивации, неудачным воплощением целей отдельных организаций в единую стратегию.
В целом мировой опыт свидетельствует, что совершенствование федеральных и региональных программ развития – это те приоритеты, которые позволяют преодолеть кризис и выйти из «учеников» в «учителя». Опыт Японии – яркое тому доказательство. Покупая, например, в США предприятия, японцы обычно не меняют материально-техническое оснащение, технологию, персонал, но создают принципиально новую систему управления и социальной организации, работы и обучения персонала и его мотиваций к труду (пакеты социальных технологий). Используя новые принципы управленческой и организационной культуры, наращивая потенциал интеллектуальной деятельности, они в короткое время добиваются поразительных результатов в производительности труда и качестве продукции.
Решение этих вопросов во многом зависит от интеллектуальной культуры управления (способности субъекта управления успешно реагировать на любую, особенно новую, ситуацию путем быстрой корректировки поведения, выбора решений, ведущих к поставленной стратегической цели).
Такая способность приобретается и развивается человеком в процессе обучения и самообразования, а, следовательно, является динамичной. Она может развиваться в результате повседневной практики, которая выступает ее источником, побуждающим к постоянному совершенствованию умственных способностей. Все это предполагает основательную профессиональную подготовку, гибкость и адаптивность мышления, обеспечивающие возможность ориентироваться в быстро меняющихся экономических и социальных условиях и вновь создаваемой системе управления. Данные качества, представленные как единое целое, раскрывают содержание интеллектуальной управленческой культуры. Интеллектуальная культура и профессионализм высоко ценятся на рынке услуг, владельцы этого вида собственности – управленцы-менеджеры – не только хорошо оплачиваются, но и нередко становятся совладельцами крупных капиталов, ценных бумаг, завоевывают большой авторитет в обществе.
Подводя итог вышесказанному, выделим главное:
1. Стратегическое целеполагание и управление в современных условиях определяет содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяет скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить «прорыв» в антикризисном управлении.
2. Стратегическое управление – сегодня самый эффективный вид управления. Суть управленческой революции на Западе состоит в том, что стратегическое управление перестало быть привилегией Центра и стало достоянием всех субъектов управления, регионов, городов, социальных организаций, фирм и производственных коллективов. Использование ресурсов стратегического целеполагания и управления в России – одна из актуальных задач.
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?