Управление финансами

документы

1. Будут ли ещё разовые выплаты на детей в 2020-2021 годах
2. Новое пособие для домохозяек с 2020 года
3. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
4. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
6. Банки с 2020 года начали забирать пособия на детей
7. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
8. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года

О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Ценообразование 2020

Ценообразование 2020

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Ценообразование 2020

Советуем прочитать наш материал Ценообразование, а эту статью разбиваем на темы:

Не забываем поделиться:

1. Ценообразование 2020
2. Ценообразование в строительстве в 2020 году
3. Ценообразование и сметное нормирование в строительстве в 2020 году
4. Динамическое ценообразование в 2020 году
5. Трансфертное ценообразование в 2020 году
6. Оптимизация ценообразования в 2020 году
7. Совершенствование ценообразования в 2020 году
8. Нарушения ценообразования в 2020 году
9. Ценообразование в условиях кризиса в 2020 году
10. Сметное ценообразование в 2020 году

Ценообразование 2020

Цена - это экономическая категория, означающая сумму денег, которую продавец согласен продать, а покупатель - купить товар.

Ценовой политика предприятия должна определять оптовые и розничные цены, регулировать все имеющиеся стадии ценообразования, тактику определения первоначальной цены товара и тактику ее коррекции в дальнейшем.

Потребитель может удовлетворить свою нужду в чем-либо большим количеством способов. Он может приобрести товар данной марки или товар его конкурента. Кроме основной функции товара, потребитель в 2020 году оценивает и дополнительные показатели: дизайн, удобство, простоту использования и прочее, что при некоторых условиях может стать решающим факторами для покупки товара или отказа от его приобретения.

Ценность - это субъективная оценка человеком способности товара удовлетворять его нужды. Поскольку приобретение любого товара связано с определенными расходами, то потребитель не обязательно выберет товар, обладающий наибольшей ценностью. Сопоставляя ценность товара и цену на него, покупатель выберет тот, у которого соотношение ценности и издержки будет наибольшим.

Ценообразование - процесс определения цен на товары или услуги. Ценовая политика оказывает существенное воздействие на всю деятельность фирмы.

Традиционно выделяют две системы ценообразования:

• рыночное ценообразование - на базе взаимодействия спроса и предложения,
• централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами, причем в основу определения цены закладываются издержки производства и обращения.

Суть целенаправленной политики цен заключается в том, чтобы установить на товары такие цены, так изменять их в зависимости от положения на рынке, чтобы:

• завладеть его наибольшей возможной долей,
• получить запланированный объем прибыли,
• успешно решать и другие стратегические и тактические задачи.

В пределах ценообразования отдельные решения увязываются в единую интегрированную систему:

• взаимозависимость цен на товары в рамках ассортимента,
• использование скидок,
• игра ценами,
• обеспечение наилучшего соотношения цен своих и конкурентов,
• определение цен на новые товары.

Цена - это традиционно основной фактор, определяющий выбор покупателя. Особенно это характерно для бедных государств, неимущих социальных групп населения, а также применительно к товарам широкого потребления.

В условиях рынка на ценообразование оказывает свое действие ряд факторов, не относящихся к издержкам производства и распределения, в тесной зависимости от которых находятся цены:

• степень государственного регулирования;
• уровень и динамика спроса;
• характер конкуренции;
• потребности оптовых и розничных торговцев;
• издержки производства;
• транспортные издержки;
• импортные пошлины и иные сборы;
• реклама и иные элементы стимулирования сбыта.

Для России, а ранее для СССР, было характерно варьирование цен в зависимости от территории, на которой распространяется данный продукт. Один и тот же товар продавался дороже на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере.

Процесс определения цен на товары состоит из ряда этапов:

• постановка задачи ценообразования - это попытка ответить на вопрос: что хочет получить компания с помощью ценообразования? Компанию может интересовать:
- увеличение продаж,
- завоевание репутации,
- захват как можно большей доли рынка,
- привлечение наибольшего числа покупателей и так далее;
• оценка спроса заключается в определении эластичности цен, то есть оценка того, сколько товара можно будет реализовать при различных вариантах цен;

• оценка издержек и поиск возможностей их снижения. Чем больше разница между себестоимостью и ценой реализации, тем больше у предприятия возможностей для развития. На этом этапе целесообразно попробовать использовать преимущества «эффекта масштаба»;
• проведение анализа товаров и цен конкурентов - выявление так называемой «цены безразличия», то есть цены, при которой потребителю безразлично, чей товар купить - фирмы или конкурентов. Определив такую цену, можно решить, как преодолеть это «безразличие» и добиться того, чтобы приобретали товар именно этой фирмы:
- пониженной ценой,
- повышением качества,
- условиями платежа,
- повышением сервиса;
• выбор метода определения цены; наиболее широко распространенные методы:
- затратный, применяемый, если нет конкурентов на рынке и нет возможности их появления,
- «следование за лидером» - метод приемлем для небольших фирм, - маркетинговое исследование с учетом избранной маркетинговой стратегии;
• выбор окончательной цены и установление правил будущих ее изменений состоят в том, чтобы разработать систему скидок и грамотно учитывать в будущей деятельности инфляционные и конъюнктурные влияния;
• учет регулирования цен государством.

Наиболее часто встречающиеся ошибки ценообразования:

• чрезмерно ориентация на издержки;
• отсутствие достаточной гибкости цен в изменяющихся условиях рынка;
• недостаточное дифференцирование цен по сегментам рынка.

Иногда эти и другие ошибки в ценообразовании могут привести к большим убыткам или даже к банкротству предприятия.

Ценообразование в строительстве в 2020 году

Цена в строительстве представляет собой денежное выражение стоимости единицы строительной продукции и определяется количеством общественно необходимого труда, затрачиваемого на ее создание.

Механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности. Прежде всего это связано с индивидуальным характером строящихся зданий и сооружений, особенно проявляющимся в гидротехническом строительстве, существенной зависимостью стоимости от конкретных, часто неповторяющихся условий строительства. Подобные обстоятельства не позволяют установить единые отпускные цены на продукцию строительства, как это делается в других отраслях народного хозяйства. Поэтому цена на строительную продукцию в подавляющем большинстве случаев в 2020 году определяется в индивидуальном порядке на основе сметной документации в соответствии с объемами работ, методами технологии производства работ и ЕР на отдельные виды работ. Для оценки стоимости строительной продукции разработана специальная система ценообразования.

Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные СМР, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков.

Исходя из сметной стоимости объектов определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям. Сметная стоимость является основой для расчета технико-экономических показателей проектируемого объекта, обоснования и принятия решения об осуществлении его строительства.

Вся сумма затрат, определенная сметой на строительство объекта, называется полной сметной стоимостью, или капитальными вложениями.

Полная сметная стоимость складывается из затрат:

- на СМР по возведению зданий и сооружений;
- монтаж технологического оборудования систем автоматизации управления технологическим процессом;
- приобретение основного и вспомогательного технологического оборудования;
- прочих затрат, включающих проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, подготовку строительной площадки, содержание дирекции, подготовку эксплуатационных кадров.

В международной практике строительства, а также в последние годы и в России подрядчик на строительство объекта, как правило, определяется на конкурсной основе путем проведения торгов. В этих условиях структура сметы формируется заказчиком с разбивкой сводного сметного расчета на отдельные части с выделением отдельных объектов или видов СМР, для выполнения которых заказчик имеет намерение пригласить отдельных подрядчиков. Такая порция работ называется лотом.

В соответствии с заданием заказчика проектировщик или сам заказчик, подготавливая тендерную документацию, разбивает проект на отдельные составляющие части - лоты. Лотом может быть как строительство отдельных сооружений, так и выполнение отдельных видов работ (земельно-скальных, бетонных и др.). Стоимость каждого из лотов определяется либо локальной сметой, либо объектной, либо может быть суммой нескольких объектных и локальных смет. Сумма сметных стоимостей по всем лотам образует сводный сметный расчет.

Составленная проектировщиком проектно-сметная документация является собственностью заказчика. В этих условиях стоимость объекта строительства, определенная в проекте, является коммерческой тайной заказчика. Подрядчик или подрядчики, имеющие намерение принять участие в торгах, выкупив за небольшую сумму тендерную документацию, сами определяют стоимость строительства объекта, за которую они могут его построить.

Оценка тендерных предложений и выбор подрядчика определяются рядом факторов, главными из которых обычно являются:

- предлагаемая им цена и гарантии выполнения работ в соответствии с требованиями заказчика;
- имидж подрядной строительно-монтажной фирмы;
- технические и технологические предложения;
- методы технологии производства работ;
- наличие инфраструктуры;
- финансовые условия и финансовые гарантии.

После подведения итогов и определения подрядчика между заказчиком и подрядчиком заключается контракт или договор на выполнение определенного тендером или отдельными лотами объема работ по цене, объявленной в заявке подрядчика.

Важнейшей статьей контракта и для заказчика, и для подрядчика является цена контракта, которая определяется на основании обоюдно приемлемых финансово-экономических условий. К началу обсуждения договорной цены заказчик располагает сметой, составленной проектировщиком при разработке проекта. Подрядчик в пакете тендерных предложений представляет заказчику свою оценку стоимости строительства, в которой показывает предполагаемые издержки производства и планируемую прибыль. В крайне редких случаях заказчик и подрядчик сразу же находят обоюдно приемлемое решение. В подавляющем большинстве случаев компромиссное решение появляется в результате достаточно напряженных переговоров и соответствующего обоснования подрядчиком вопросов ценообразования и формирования сметной стоимости.

В связи с введением в действие Федерального закона № 184-ФЗ "О техническом регулировании" Госстроем России был отменен СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", декларировавший обязательность применения всех СНиПов. Применение СНиПов, не являющихся техническими регламентами, осуществляется на добровольной основе, что должно находить отражение в договорах подряда.

Участники инвестиционного процесса в соответствии со ст. 424 ГК РФ вправе самостоятельно определять уровень базовых цен и соответственно способы определения текущей сметной стоимости строительства. Исключением являются лишь участники инвестиционных проектов, заказчиками которых являются государственные и муниципальные органы. Важно, чтобы выбранная для проведения расчетов сметно-нормативная база содержала полный объем информации, необходимый для составления сметной документации по конкретному виду строительства в конкретном регионе РФ.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя методику МДС 81-35.2004, государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники, которые входят в действующую систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Вместе с правилами и положениями, содержащими необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Сметная норма - это совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке ПОС и ППР.

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.), - к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Сметные нормы и расценки используются на всех фазах, стадиях и этапах инвестиционного цикла:

- при обосновании необходимости строительства (концептуальная фаза);
- при разработке инвесторской сметы;
- на стадии организации и проведения подрядных торгов;
- в контрактном периоде;
- в проектировании и планировании строительного процесса (фаза разработки проекта);
- при осуществлении непосредственно строительства;
- при учете, контроле выполненных работ, взаиморасчетах за выполненные работы (фаза реализации проекта);
- на стадии эксплуатации объекта и создания банка данных (фаза завершения проекта).

Ценообразование и сметное нормирование в строительстве в 2020 году

Действующая система ценообразования и сметное нормирование в РФ подразделяется на государственное и договорное регулирование цен. Государственное (административное) регулирование цен применяется на услуги жилищно-коммунального хозяйства. А также на продукцию естественных монополий (железнодорожный транспорт, энергетика, полезные ископаемые…). Остальные товары (работы и услуги) регулируются договорными отношениями.

Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы, производственные и плановые нормативы, а так же другие сметные нормативные документы, необходимые для определения обоснованной сметной стоимости строительства.

Производственные нормы в 2020 году используются при организации производства работ на строительных объектах. Основными документами производственного нормирования расхода ресурсов являются Единые нормы и расценки на строительные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) и Общие производственные нормы расхода материалов. Производственные нормы в основном предназначены для разработки укрупненных и комплексных норм, составления калькуляций затрат труда и заработной платы, а так же других аналогичных нормативных документов для оплаты труда рабочих учитывающих прогрессивную технологию, механизацию, научную организацию труда и передовой опыт организации строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ.

Плановые нормативы разрабатывают сами строительными организациями для расчета плановых потребностей в ресурсах, затратах на производство. Они также учитывают в себе конкретные условия и специфику своей деятельности. В настоящее время отсутствие современных производственных норм и оказание недостаточного внимания к разработке плановых нормативов, повышают значимость сметных нормативов. Которые в свою очередь используются не только для определения сметной стоимости строительства, но и для организации и планирования строительного производства.

Сметными нормативами называется комплекс сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. В совокупности с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они являются основой для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

1. Государственные (федеральные) сметные нормативы — ГСН;
2. Отраслевые (ведомственные) сметные нормативы — ОСН;
3. Территориальные сметные нормативы — ТСН;
4. Фирменные сметные нормативы — ФСН;
5. Индивидуальные сметные нормативы — ИСН.

Все вышеперечисленные нормативы в комплексе представляют собой систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Государственные (федеральные) сметные нормативы применяются организациями, учреждениями и предприятиями, при определении сметной стоимости строительства объектов. Их используют в различных отраслях народного хозяйства, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или за счет средств предприятий, организаций и учреждений государственной собственности. Применяются во всех субъектах РФ с пересчетом соответствующих поправок (коэффициентов) к местным условиям.

Отраслевые (ведомственные) сметные нормативы. К ним относятся сметные нормативы, введенные в действие министерствами, корпорациями и другими органами исполнительной власти. Применяются для строительства объектов народного хозяйства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

Территориальные сметные нормативы. К ним относятся сметные нормативы, введенные в действие органами государственного управления администраций (правительств). Применяются для строительства или капитального ремонта, осуществляемого на территории соответствующего субъекта РФ. А также применяются независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

Фирменные сметные нормативы (собственная нормативная база) пользователя. К ним относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности заказчика или исполнителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного (федерального), отраслевого (ведомственного) или территориального уровня.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ, допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок. Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Которые как правило, утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта).

Динамическое ценообразование в 2020 году

Динамическое ценообразование - это гибкий подход к переоценке товаров, основанный на использовании различных стратегий и тактик ценообразования, в зависимости от разнообразных событий, происходящих на рынке. Например, ближайший конкурент изменил у себя цены на пересекающиеся с нами товары в сторону уменьшения или запустил акцию по распродаже или же наоборот повысил цены, потому что товар заканчивается на складе – с помощью динамической переоценки можно быстро реагировать на эти события снижением или повышением собственных цен, учитывая при этом глобальные цели компании на данный момент и в перспективе.

По статистике, использование данного подхода к ценообразованию в 2020 году увеличивает прибыль компании на 25% и обратная сторона - без использования такого подхода интернет-магазин становится сильно уязвим перед действиями конкурентов, повышается количество ошибочно принятых решений, влияние человеческого фактора и как следствие уменьшение прибыли компании.

Система динамического ценообразования включает в себя следующие важные элементы:

• Анализ текущего рынка;
• Создание стратегий ценообразования, основанных на результатах постоянно проводимого анализа рынка и глобальной стратегии развития бизнеса;
• Процесс установки цен на товары;
• Анализ продаж и оптимизацию выбранных моделей и тактик ценообразования.

Стратегии ценообразования. Переоценка товаров по заранее определенному плану называется стратегией ценообразования. Любая стратегия должна, в том числе, учитывать и общую стратегию развития бизнеса в целом.

Как правило, любая стратегия основывается минимум на пяти составляющих:

• Собственный товарный запас и наличие товаров у поставщиков;
• Цены, маркетинговые активности и наличие товаров у конкурентов;
• Профиль интересующего нас клиента, история покупок и взаимодействий;
• История продаж товаров и товарных групп, влияние сезонности;
• Допустимый для компании порог получаемой маржинальной прибыли при продаже тех или иных товаров.

Использование этих данных или их сочетаний и позволяет создавать эффективные и достижимые, в нужный момент времени, стратегии ценообразования.

Программное обеспечение. В качестве инструмента для проведения динамической переоценки товаров выступает специализированное программное обеспечение, обеспечивающее оперативное отслеживание цен и наличие товаров у конкурентов и поставщиков и применяющее заложенные в нее стратегии ценообразования. Такое программное обеспечение позволяет ответственному за переоценку товаров специалисту управлять процессом ценообразования с наименьшими временными затратами и минимально возможным количеством ошибок, что особенно важно при большом количестве продаваемых товаров.

Трансфертное ценообразование в 2020 году

Трансфертное ценообразование - это установление трансфертных цен, которые отличаются от рыночных цен, для сделок между взаимозависимыми лицами, как правило, входящими в один холдинг (группу компаний).

Таким образом, под трансфертной ценой принято понимать цену, устанавливаемую в хозяйственных операциях между различными участниками единой группы компаний.

Установление цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием.

Трансфертные цены в 2020 году позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах (территориях) с более низкими налогами.

Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов, что неизбежно требует повышенного внимания со стороны любого государства.

Центральный аппарат ФНС России, а именно Управление трансфертного ценообразования, осуществляет налоговый контроль следующих трех групп сделок:

1) сделок между взаимозависимыми лицами, сумма по которым превышает установленный размер:
а) любых сделок в совокупности, превышающих 1 млрд. руб. в год;
б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, если сумма сделок превышает 60 млн. руб.;
в) одна сторона сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), другая сторона - лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма сделок превышает 100 млн. руб.;
г) одна из сторон сделки либо освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, либо является участником проекта "Сколково" и применяет налоговую ставку 0%, другая сторона не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%, если сумма сделок превышает 60 млн. руб.;
д) одна сторона сделки является резидентом (участником) особой (свободной) экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), другая сторона не является резидентом таких зон, если сумма сделок превышает 60 млн. руб.;
е) одна сторона сделки осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, и исчисляет налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, другая сторона не применяет положения ст. 275.2 НК РФ, если сумма сделок превышает 60 млн. руб.;
ж) одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку по налогу на прибыль в федеральный бюджет 0% и (или) пониженную ставку в бюджет субъекта РФ, если сумма сделок превышает 60 млн. руб.
2) сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами:
а) сделок между взаимозависимыми лицами, проводимых с участием независимых лиц в качестве промежуточного звена;
б) сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями), если сумма сделок с одним лицом превышает 60 млн. руб.;
в) офшорных сделок.
3) сделок, признанных судом контролируемыми.
2. Признание сделок контролируемыми (помимо формального попадания сделки в вышеназванный перечень) осуществляется при выполнении положения п. 11 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому "признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса".

В соответствии с п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:

1) по налогу на прибыль организаций;
2) по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
3) по НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
4) по НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Если в результате трансфертного ценообразования окажутся заниженными НДС, налог на прибыль, НДПИ или НДФЛ, то налоговый орган доначислит налоги с пенями и штрафами.

При проведении налогового контроля за ценами в контролируемых сделках цены в анализируемых сделках необходимо сравнить с ценами, которые применяются для целей налогообложения.

В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.

В частности, НК РФ установлены методы ТЦО в целях налогообложения, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) метод цены последующей реализации;
3) затратный метод;
4) метод сопоставимой рентабельности;
5) метод распределения прибыли;
6) метода цены независимой оценки.

Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.

Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.

Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.

Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.

При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора "лучшего метода", т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.

При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.

Очередность применения методов определения цен:

1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:
- метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;
- метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;
2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;
3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;
4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;
5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Оптимизация ценообразования в 2020 году

Трудно переоценить важность вопросов ценообразования предприятия, так как ценообразование является одним из основных элементов развития рыночной экономики и ключевым моментом в процессе достижения прибыли. От того, насколько тщательно прорабатываются фирмами-производителями вопросы о ценах зависит их благополучие и даже существование на рынке. Чтобы успешно удерживать рыночные позиции в современных условиях, предприятие вынуждено принимать во внимание многочисленные факторы ценообразования, с учетом которых становится возможной разработка наиболее эффективной стратегии ценообразования.

Факторами ценообразования называются движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие влияние на формирование цены. Влияние разнообразных факторов может меняться в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов — непосильная задача. Однако, для установления оптимальной цены в 2020 году необходимо тщательно проанализировать влияние наиболее важных факторов. Анализ влияния ценообразующих факторов — непрерывный процесс, т. к. они изменчивы. При серьезном подходе к ценообразованию руководство предприятия реагирует не только на свершившиеся перемены, но и на вероятные перемены, отраженные в прогнозах развития рынка.

Существует несколько классификаций ценообразующих факторов. Можно сгруппировать факторы, выделив факторы экономические, технические, технологические, политические, психологические. Часто в литературе по маркетингу во главу угла ставится рыночный механизм формирования цен, и факторы ценообразования делятся на факторы спроса и факторы предложения. Но наиболее часто на сегодняшний день встречается деление факторов ценообразования по условиям ценообразования, которые бывают внутренними и внешними.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и определяются рынком, на котором работает фирма: характер спроса, уровень конкуренции на рынке, взаимодействие участников канала товародвижения, государственное регулирование цен, политическая стабильность в стране, общий уровень инфляции, совершенство налогового законодательства.

Внутренние факторы ценообразования связаны непосредственно с деятельностью самой организации. Здесь рассматривают особенности производства (контроль издержек и производственной мощности компании), мобильность производства, себестоимость продукции, особые свойства товара, жизненный цикл товара, ориентацию на сегменты рынка, длительность цикла товародвижения, рекламное обеспечение, организация сервиса, репутация компании на рынке, стратегические цели фирмы.

Ошибки, допускаемые в области ценообразования, могут стать в итоге критическими для компании. Заключаются же они, как правило, в отсутствии анализа факторов ценообразования, игнорировании специфики воздействия разных факторов на деятельность конкретного предприятия, а также ориентация на действие одного или двух факторов ценообразования и пренебрежение прочими факторами. Так компания при формировании цены может учитывать только требование рынка или привязывать цену к уровню производственных расходов. В первом случае компания окажется втянутой в товаризацию, во втором — не максимизирует прибыль. Иногда компании неоправданно долго удерживают цены на одном уровне. Однако, рынок — подвижная структура, которая может радикально измениться за короткий период времени. Ценность продукта в таком случае может не соответствовать рыночной ситуации. Частые ошибки ценообразования связаны с неумением сегментировать потребителей и отсутствием представления о структуре своих покупателей.

Все эти ошибки возникают из-за нехватки данных, анализа и дисциплины. Данные собираются стихийно с пренебрежением точностью. Часто они охватывают лишь один из трех базовых элемента ценообразования: расходы, объем продаж и редко цену. Однако, сосредотачиваясь на размере расходов или объеме продаж, руководители забывают о рентабельности и оказываются не в состоянии оптимизировать цену на продукцию.

Для заключения об оптимальности ценообразования и оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо ответить на ряд вопросов, касающихся:

1. себестоимости каждого вида продукции;
2. минимального объема производства (или продаж), соответствующего точке безубыточности;
3. соотношения постоянных и переменных расходов предприятия;
4. характеру изменения удельной доли накладных расходов при изменении структуры и объема производства (продаж);
5. рентабельности каждого вида продукции, сделки и предприятия в целом.

Ответить на эти вопросы можно, используя данные управленческого учета. Возникновение его было обусловлено необходимостью производить учет и анализ затрат. Сегодня функции управленческого учета намного шире. Грамотно организованный управленческий учет поставляет своевременную, достоверную и точную информацию, необходимую для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.

Исследователи выделяют следующие основные функции управленческого учета:

1. Учет ресурсов организации: материальных, финансовых, человеческих и технических. Учет должен быть полным, оперативным и достоверным.
2. Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности, которые предполагают непрерывный мониторинг ключевых показателей, характеризующих деятельность организации, фиксация отклонений фактических значений этих показателей от плановых, выявление причин таких отклонений.
3. Планирование как процесс постановки целей, выбор тактики и стратегии на краткосрочные и долгосрочные перспективы.
4. Прогнозирование и оценка прогноза предполагают моделирование возможных экономических ситуаций, с которыми организации придется столкнуться в будущих периодах.

Применение управленческого учета в процессе оптимизации процесса ценообразования предприятия необходимо начать с определения стратегических целей компании и разработке комплекса показателей, анализ которых позволит судить о состоянии дел компании. Набор показателей, с одной стороны, должен включать минимальное их число, а, с другой, эти показатели должны характеризовать деятельность организации как можно более полно.

При оценке работы компании в целом, не стоит пренебрегать анализом каждого вида деятельности или продукта (группы продуктов) отдельно, если компания осуществляет несколько видов деятельности или реализует множество разнообразных продуктов. Без такого детального анализа может возникнуть ситуация, когда один или несколько видов деятельности фирмы являются убыточными, но руководство не может оперативно на это среагировать, т. к. убыток покрывается прибылью других направлений работы.

В процессе изучения структуры затрат необходимо четко разделять постоянные расходы (те, которые не связаны с интенсивностью работы производства) и переменные расходы (те, которые зависят от темпа производства). Такое разделение позволит производить анализ безубыточности компании и рассчитывать запас прочности и экономической безопасности. Для распределения постоянных затрат между видами деятельности или выпускаемыми продуктами компании следует разработать систему обоснованных коэффициентов, на основе которых будет производиться разделение таких затрат.

Создание системы бюджетирования позволит контролировать и ограничивать рост расходов. В бюджетировании следует отразить движения денежных ресурсов, основных средств, кадровых ресурсов, транспортных расходов, складских запасов, содержание помещений, оборудования, расходов на связь и т. д. Все, даже самые незначительные, на первый взгляд расходы, должны быть учтены в рамках ценообразования. Регулярное сопоставление бюджетных плановых и фактических показателей поможет разработать адекватные нормативы и выявлять неблагоприятные факторы на ранних стадиях воздействия.

Разработка системы планирования создаст условия для целеполагания. Цели, которые приводят к повышению эффективности в области ценообразования, обязаны включать такие понятия как рентабельность и норма прибыли. Здесь важно помнить правило, что разные продукты обладают разной ценностью в глазах покупателя. Цена должна отражать эту ценность, поэтому для оптимизации прибыли нельзя планировать один и тот же уровень доходности для разной продукции. Также планируя определенный уровень продаж, следует избегать распространенной ошибки: стимулирования объема продаж посредством введения вознаграждения продавцам за проданный объем без учета цен на проданную продукцию. Это приводит к потере прибыли, т. к. продавцы стремятся снижать цену, только бы заключить сделку. В данном случае следует разработать такую систему мотивации торгового персонала, которая позволит максимизировать прибыль. Она должна включать в себя наличие информации о рентабельности продуктов и сделок, контроль над предоставлением скидок, альтернативные предложения для покупателей, стремящихся сбить цену.

Большинство компаний не знают, какие клиенты приносят самую большую прибыль. Однако, как известно, 80 % дохода компании приносит лишь 20 % всех заказчиков. Правильно организованный управленческий учет позволяет выделить наиболее рентабельных покупателей, сфокусироваться на работе с ними и не тратить больше время и ресурсы компании на бесперспективных клиентов.

Кроме того, управленческий учет позволяет контролировать такую важную и неоднозначную часть активов компании, как дебиторскую задолженность. Отчет о просроченной дебиторской задолженности является одним из наиболее востребованных в управленческой отчетности. Он предоставляется с периодичностью не менее месяца и содержит данные об объеме, структуре и сроках задолженности. Данные отчета показывают, кто из клиентов является наименее надежным в плане выполнения обязательств по оплате, а значит менее предпочтительным. Со временем, на основе собранной информации можно разработать систему цен, с учетом отсрочки платежа и работать с клиентами, которые задерживают отплату по специальным прайс-листам. Так же этот отчет покажет, какую часть дебиторской задолженности не целесообразно учитывать в качестве актива и следует считать безнадежной.

В результате использования управленческого учета в рамках ценообразования предприятие может рассчитывать на следующие экономические эффекты:

1. экономия вследствие рационального и контролируемого расхода ресурсов организации, в том числе трудовых,
2. получение дополнительной прибыли в результате пересмотра направлений деятельности и ассортиментной политики, так как появляется возможность определить наиболее доходные виды деятельности, а также определить, какая продукция пользуется наибольшим спросом,
3. повышение уровня дохода за счет определения наиболее перспективных клиентов, упрочнения торговых договоренностей с ними, и разработки более выгодных условий работы с прочими клиентами,
4. получение дополнительного дохода через управление продажами, путем создания сфокусированной системы мотивации специалистов по продажам,
5. укрепление конкурентной позиции компании на рынке.

Подводя итоги, скажем, что основной задачей каждой организации является повышение эффективности через максимизацию прибыли. Прибыль компании напрямую зависит от особенностей его ценообразования, которое находится под влиянием внешних и внутренних факторов. Для эффективного ценообразования предприятию необходимо учитывать воздействие этих факторов и контролировать внутрихозяйственные процессы. Для этих целей каждой организации необходимо иметь систему по сбору текущей информации об экономической ситуации и оценке основных показателей, характеризующих деятельность компании. Осуществить это возможно посредством инструментов управленческого учета, которые позволит вести учет ресурсов предприятия, оперативно контролировать и анализировать ключевые показатели, характеризующие деятельность организации, планировать финансовые и прочие результаты деятельности компании, а также прогнозировать изменения экономической ситуации. Оптимизация управленческого учета в направлении эффективного ценообразования позволит компании увеличить свою доходность и укрепить конкурентные позицию.

Совершенствование ценообразования в 2020 году

Ценовая и финансово-кредитная политика государственного воздействия на развитие агропромышленного комплекса должна быть направлена на решение таких важных задач, как:

• стимулирование самообеспечения страны продуктами питания и достижения продовольственной безопасности государства;
• выход на эквивалентные отношения между сельским хозяйством и промышленностью;
• снижение отрицательного воздействия на сельское хозяйство монополий в первой и третьей сферах агропромышленного комплекса;
• поддержка доходов сельских товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство;
• содействие использованию достижений научно-технического прогресса, росту эффективности производства, повышению производительности труда;
• формирование единого экономического пространства внутри государства, выход на рынок ближнего и дальнего зарубежья.

Необходима тесная взаимоувязанность ценовых и финансово-кредитных механизмов, поскольку в 2020 году лишь их сочетание может обеспечить сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимые доходы для нормальной текущей деятельности и расширенного воспроизводства.

Ценовые отношения в рыночной экономике должны основываться на следующих принципах:

• сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием цен;
• формирование равновесных цен под воздействием спроса и предложения;
• использование нормативных методов при расчете цены предложения;
• обеспечение доходности товаропроизводителей;
• стимулирование научно-технического прогресса;
• повышение эффективности сельского хозяйства и снижение издержек производства;
• оптимизация взаимосвязи ценовых и финансово-кредитных отношений.

Одним из существенных принципов рыночной экономики является формирование равновесных цен. Их уровень определяется при условии совпадения величин спроса и предложения на каждый вид товара. В этом случае цены одновременно выражают общественно необходимые затраты на его производство. Однако, на практике такого полного соответствия не бывает и оно проявляется лишь как тенденция. Это обусловлено действием целого ряда взаимосвязанных факторов: наличием монополий и отсутствием чистой кон-куренции, влиянием инфляции и др. В сельском хозяйстве действуют также рентные факторы и относительно низкая эластичность спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции, что сужает сферу действия равновесных цен. В аграрном секторе ограничены возможности свободного ценообразования и более значительной, чем в других отраслях, должна быть роль дарственного регулирования. Ценовое перераспределение прибавочного продукта отраслей на основе стихийного рынка подрывает основы нормального воспроизводства в одних отраслях, порождая застойные явления в других. Ценовые отношения следует рассматривать в системе всего воспроизводственного процесса от приобретения материально-технических ресурсов, необходимых для производства продукции, до конечной реализации продукции. В ходе этого процесса по всей цепи идет перераспределение доходов. Усиливается обратная зависимость между удельным весом затрат и прибыли в структуре цены между участниками создания конечного продукта. Это особенно затрагивает сельское хозяйство, которое имеет наибольший удельный вес по затратам, но относительно меньшую часть по совокупной прибыли.

Издержки и система цен рассматриваются на следующих этапах их формирования в агропромышленном комплексе:

• на стадии приобретения материально-технических ресурсов и услуг, потребляемых в сельском хозяйстве;
• на стадии производства и реализации продукции сельского хозяйства;
• при переработке сельскохозяйственной продукции;
• в торговле.

В настоящее время цены на материально-технические ресурсы формируют основную часть затрат на получение сельскохозяйственной продукции. На них приходится более половины ее себестоимости. Задача состоит в том, чтобы не вводя жестких ограничений в определении цен на промышленные средства производства для села, на первом этапе сдерживать их рост, а затем постепенно переходить к паритетности цен.

В практике существует несколько методов ценообразования на товары и услуги в рыночных условиях:

• установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;
• обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли;
• установление цены, исходя из реальной стоимости товара;
• установление цены на основе уровня средних текущих цен.

Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной, стандартной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товара. Недостаток данного метода состоит в том, что товаропроизводители руководствуются в основном издержками производства и не учитывают спрос на товары и услуги на рынке.

Методика расчета цен с учетом обеспечения безубыточности и получения прибыли основывается на сопоставлении общих издержек (постоянных и переменных) и ожидаемой выручки при разных уровнях объема продаж. При этом устанавливается такое сочетание объема выпуска товара и цены, которое обеспечивает получение необходимой прибыли предприятия.

Основным фактором установления цены на основе реальной ценности товара являются не издержки производства, а реакция покупателей на конкретный размер цены на продукцию. Для этого используют специальные приемы воздействия на покупателя и проводят соответствующие исследования модели потребительского поведения и выявления ценностных представлений покупателя.

При ценообразовании на основе уровня средних текущих цен товаропроизводитель за основу принимает цену конкурентов и практически не обращает внимания на собственные издержки или спрос на товары и услуги. Цены на рынке ориентируются в данном случае на лидера, поставляющего значительную массу продукции.

Упорядочение ценообразования при поставках материально-технических ресурсов сельскому хозяйству и предоставление услуг целесообразно осуществлять как на основе экономических рычагов, так и организационных преобразований. Поскольку наценки торгово-посреднических организаций удорожают средства производства на 25-50 и более процентов, необходимо установить предельные уровни этих наценок, одновременно исключив из них налог на добавленную стоимость, и дифференцировав наценки по видам средств производства в зависимости от реальных издержек обращения товаров. Поставщики техники должны получать оплату за нее только после реализации ее потребителям, что требует отмены предоплаты.

Ценообразование в сельском хозяйстве призвано способствовать поощрению производства и поддержке доходности сельских товаропроизводителей. В его основу следует заложить право сельских товаропроизводителей реализовать свою продукцию по ценам, определяемым отношением спроса и предложения.

Механизм ценообразования должен представлять целостную систему. Одним из главных эле-ментов ее является расчет целевых цен, обеспечивающих сельскохозяйственным товаропроизводителям, работающим в относительно худших природно-экономических условиях, доходы, достаточные для осуществления не только простого воспроизводства, но и расширения производства.

На основе целевых цен могут разрабатываться гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендуемые), пороговые (для определения таможенных тарифов) цены. Гарантированные (защитные) цены следует применять при закупках продукции в федеральный и гарантированные фонды, при определении размера доплат в тех случаях, когда рыночные цены оказываются ниже гарантированных. Уровень защитных цен может увеличиваться за счет средств местных бюджетов.

Поддержку сельских товаропроизводителей путем применения гарантированных (защитных) цен целесообразно осуществлять в пределах определенных квот. Размеры этих квот необходимо устанавливать ежегодно, дифференцируя их по видам продукции. В целях стимулирования роста производства излишки основных видов продукции, превышающие размеры квот и не нашедшие сбыта, следовало бы государству закупать по ценам, несколько ниже гарантированных.

Наряду с гарантированными (защитными) ценами должна применяться система залоговых операций с использованием залоговых цен. Их следует применять в первую очередь на зерно, масличные культуры, льноволокно, шерсть.

Залоговые цены в пределах квот должны быть на уровне гарантированных (защитных) цен на момент сдачи продукции в залог или на 5-10% ниже. Одновременно следует определять минимальные ставки платежей за хранение продукции при ее залоге.

Система ценообразования на этапе переработки сельскохозяйственной продукции должна носить в основном региональный характер и определяться в значительной степени организационной структурой интеграции сельских перерабатывающих предприятий (кооперация, акционерные общества, контрактная система и др.).

Упорядочению ценообразования на конечную продукцию на стадии торговли будет способствовать постепенное формирование рынка, на котором определяется цена спроса и предложения. Однако, следует осуществить ряд мер экономического характера с тем, чтобы противодействовать неоправданному завышению розничных цен. Целесообразно устанавливать предельный размер посреднических и торговых наценок по видам конечной продукции относительно закупочной цены на продукты сельского хозяйства или оптовой цены перерабатывающих предприятий. Это позволит сократить количество посредников, обеспечить примерно равную выгодность производства, переработки и реализации продукции, поощрять увеличение объемов продаж продовольствия торговыми организациями, а, следовательно, повышение платежеспособного спроса населения.

Нарушения ценообразования в 2020 году

В ходе осуществления торговой деятельности необходимо учитывать экономические догмы и соблюдать определенные требования и правила, изложенные в законодательных актах. Для того, чтобы создать конкурентоспособность во всех сферах предпринимательской деятельности, обеспечить возможность развития субъектов малого предпринимательства, на законодательном уровне был принят ряд законов, направленных на урегулирование правил определения стоимости товаров и услуг. Ответственность за нарушения правил в сфере ценообразования между участниками экономического оборота устанавливается КоАП РФ (гл. 14).

К числу правонарушений в данной сфере относятся: завышение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги (статья 14.6, п.1); занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги (статья 14.6, п.2); завышение и занижение установленных надбавок к ценам (ст. 14.6, п. 1,2); иные правонарушения установленного порядка ценообразования.

Совершение правонарушений в сфере ценообразования в 2020 году в определенной мере обусловлено нестабильностью законодательства, затрудняющей практическое применение норм КоАП РФ. За шесть лет только в главу 14 Кодекса внесено около 100 изменений и дополнений, принятых 27 федеральными законами. Помимо этого, в главу введены десять новых статей (14.26–14.35).

Совершение правонарушений обуславливается недостаточно активным использованием мер административного воздействия контрольными государственными органами в целях предупреждения правонарушений (федеральные службы по тарифам, по надзору в сфере здравоохранения, социального развития, финансовым рынкам, антимонопольная и регистрационная службы и др.).

В соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ субъектами являются граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а также должностные и юридические лица. Их ответственность заключается в обязанности формировать ценовую политику объекта, исходя из принятых государственных требований.

Субъективная сторона выражается в виде умысла, либо неосторожности, а именно в виде осознанного стремления организации к наступлению вредных последствий, либо в виде безразличного отношения к этим последствиям. Так ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» предусматривает ответственность лиц, которые допускают нарушение установленных законом норм в отношении установления цен реализации на товары или услуги. За каждое нарушение порядка ценообразования применяются административные наказания и штрафы в денежном эквиваленте.

Завышение регулируемых государством цен на товары народного потребления, сырьё, продукцию, сервис услуг; завышение розничной цены на изделия табачной продукции, взлет предельной цены по тарифам ставкам, платам; повышение принятых надбавок по отношению к стоимости; является правонарушением и ведет к штрафным санкциям для юридического лица.

Штрафные санкции юридических лиц рассчитываются от приобретенной выгоды, после реализации товара, работы или услуги в двукратном размере. Занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, занижение установленных надбавок к ценам влечет к взысканию штрафа с юридических лиц в размере 100 000 рублей.

Указом Президента РФ № 221 установлено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.

В случае неисполнения субъектом ценообразования решения о взыскании суммы, излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки, уполномоченный орган контроля вправе обратиться с заявлением о взыскании в суд.

В главе 23 КоАП РФ указаны судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. На органы, осуществляющие государственный контроль над соблюдением порядка ценообразования, статьей 23.51 КоАП возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 Кодекса.

Частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах установленной компетенции соответствующего органа.

Кроме того, протоколы об административных правонарушениях, в том числе и в предпринимательской сфере, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти и их учреждений, структурных подразделений территориальных органов, а также иных государственных органов, перечисленных в ч. ч. 2, 3, 5 ст. 28.1 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ.

Законодатель, перечисляя правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 14.6 КоАП, исключил из этой нормы случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 14.33 Кодекса, в которой установлена ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 КоАП и ч. 2 ст. 14.33 Кодекса.

Правонарушения в сфере ценообразования просматриваются в судебной практике, которая отражает ситуацию на конкретный момент времени, при определенных обстоятельствах. Например, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 307-АД17–18956 по делу № А56–21697 суд отменил постановление о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ за завышение регулируемых государством цен, требование было удовлетворено частично: снижен размер подлежащего взысканию штрафа, поскольку в спорный период деятельность общества по продаже электрической энергии частным субъектам являлась регулируемой, в письменных объяснениях антимонопольного органа не сделано выводов о незаконности постановления о привлечении к ответственности, оснований для его отмены не имеется. Также можно привести пример из практики арбитражного суда, арбитражный суд Северо-западного округа оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56–17347/20141, в рамках которого Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области оспорил постановление начальника контрольно-ревизионного управления ФСТ России о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Суд указал, что ФСТ России пропущен срок давности привлечения Комитета к административной ответственности.

Данные судебной статистики свидетельствуют об определенном снижении числа правонарушений в рассматриваемой сфере, а также о снижении количества субъектов, подвергнутых административному наказанию и значительному уменьшению размеров, взысканных в доход бюджета Российской Федерации штрафных санкций.

По итогам исследования, отметим, что рассматриваемое в данной работе административное правонарушение, совершаемое в сфере государственного регулирования цен, посягает на установленный государством порядок регулирования ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав потребителей, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения стабильного функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных частей.

Количество административных дел в данной сфере снижается, однако, учитывая динамичное изменение законодательства и недобросовестное использование предупредительных механизмов воздействия на субъекты ценообразования, данное правонарушение еще значительное время будут занимать существенною долю в числе административных правонарушений.

Ценообразование в условиях кризиса в 2020 году

Во время кризисов затраты компаний растут, а потребители, выбирая товары, все больше ориентируются на цены. Известно шесть методов, с помощью которых компании могут усовершенствовать свою систему ценообразования.

В условиях экономического спада в 2020 году установление правильных цен — непростая задача: спрос сокращается, образуются излишки мощностей, а потребители начинают приобретать товары подешевле. Все эти факторы тянут цены вниз. Чаще всего при экономическом спаде затраты на сырье, другие исходные материалы и на обслуживание покупателей стабилизируются или даже падают из–за замедления деловой активности. В итоге падение розничных цен компенсируется, хотя бы частично, уменьшением затрат в сфере поставок и производства. Однако сейчас не только снижается спрос со стороны конечных потребителей, но и растут цены на сырье, как и их волатильность. Из–за этого особенно трудно поддерживать цены.

Как решать эту проблему? В связи с нетипичным характером нынешнего спада компаниям необходимо уделять больше внимания поддержанию прибыльности отдельных клиентов и операций, учитывать меняющиеся запросы потребителей и их чувствительность к ценам, а также лучше понимать микроэкономические факторы, воздействующие на их отрасль и на бизнес поставщиков. Мы предлагаем рассмотреть шесть тактических приемов, помогающих найти баланс между объемом продаж и уровнем прибыльности в трудных экономических условиях.

Компаниям следует тщательно анализировать свою ценовую политику, особенно те методы, которые приводят к сокращению выручки, — скидки при покупке большого количества или оплате наличными, бонусы и т.д., — а также затраты на обслуживание, в том числе на послепродажную поддержку и транспортные расходы. В условиях спада, из–за роста издержек и падения спроса, эти факторы оказывают более сильный и быстрый эффект, чем прежде. К примеру, при стремительном удорожании топлива резко увеличиваются транспортные расходы. Вследствие падения спроса некоторые потребители получают чрезмерные скидки, если они приобретают сразу много товаров. Ведущие компании гораздо чаще, чем остальные, пересматривают фактический уровень своей прибыльности1, чтобы понять, сколько реально они зарабатывают на каждой сделке, и соответственно корректируют ценовую политику, например, включают стоимость топлива в каждый заказ. В период экономической нестабильности важно учитывать все аспекты сделки, ведь потеря на каждом из них может быстро уничтожить прибыль.

Компаниям нужно внимательно анализировать покупки каждого клиента, чтобы точно представлять себе их прибыльность и отследить момент, когда из–за увеличения затрат на обслуживание или сокращения объема покупок те или иные клиенты становятся нерентабельными. Так, численность многих групп клиентов уменьшается, а обслуживание их, напротив, дорожает. Как выяснила одна промышленная компания, более 20% ее клиентов оказались ниже уровня безубыточности. Поэтому пришлось повысить цены для них и по мере возможности снизить затраты на их обслуживание — сократить частоту поставок, объем послепродажной поддержки или выполнять заказы через альтернативные каналы.

При спаде потребности клиентов и критерии выбора поставщиков резко меняются. В нынешних условиях эти тенденции проявляются еще быстрее. Самые сильные компании постоянно оценивают — с помощью рыночных исследований и благодаря непосредственным контактам, — как экономические условия отражаются на их клиентах. Еще важнее то, что эти компании быстро реагируют на перемены, корректируя цены и предложение. Так, один поставщик пластикатов, разработавший формулу быстро твердеющего пластика (что повышало КПД литья под давлением и было важно для производителей, когда экономика находилась на подъеме), во время спада нашел новую формулу материала, который отвердевает не так быстро, но стоит дешевле. Это позволяло клиентам компании сокращать затраты, так как из–за спада оборудование работает не на полную мощность. Поскольку другие поставщики повысили цены, для многих производителей медленно отвердевающий пластик представляется выгодной заменой. В результате компания–поставщик сохранила прежнюю норму прибыли, продавая альтернативное сырье по меньшей цене. При низком спросе и дорогом сырье подобного рода корректировки предложения имеют огромное значение.

Резкий рост цен на энергоносители и продовольствие заставил потребителей быть разборчивее к ценам. После каждого повышения цен на предметы первой необходимости, такие как продукты питания и топливо, им приходится выкраивать на них дополнительную часть своего бюджета. Уже через несколько месяцев рыночные цены меняются, а данные их анализа устаревают. Чтобы вести верную ценовую политику, оценивать чувствительность потребителей к ценам и анализировать цены нужно постоянно.

Из–за резкого изменения спроса и структуры затрат ранее предсказуемые механизмы рыночного ценообразования дают сбой. Чтобы правильно реагировать на эти колебания, нужно хорошо понимать, какие экономические факторы сильнее всего влияют на развитие отрасли. Так, компания, производящая строительные материалы, в период усиления кризиса оказалась на грани краха: резкое сокращение жилищного строительства в США привело к падению спроса на ее продукцию, хотя затраты на сырье, электроэнергию и транспортные услуги быстро росли. Тогда компания заново изучила показатели своей отрасли, в частности динамику предложения, спроса и себестоимости. Руководствуясь выводами этого анализа, менеджеры сократили объем производства на одном из заводов.

Годом ранее такая мера вряд ли сказалась бы на рыночных ценах, но сейчас благодаря ей удалось сбалансировать спрос и предложение. В результате цены, которые установила компания, оказались на 10% выше, чем они были бы, если бы она ничего не предприняла.

Из–за крайней нестабильности цен в условиях нынешнего спада нужно анализировать основные экономические факторы не только в своих отраслях, но и в отраслях своих поставщиков. Недавно химическая компания разработала модель для анализа текущей динамики предложения, спроса и затрат в отношении одного из видов сырья. Пользуясь ею, компания предсказала, что цена на этот вид сырья вырастет на 15%, причем это удалось сделать заранее — за три месяца до фактического повышения. Такое «попадание» тем более впечатляет, если учесть, что предыдущие шесть лет годовой рост цен на это сырье не превышал 5%. Предвидя резкий взлет цен, компания стала оговаривать в контрактах с клиентами, что, если сырье подорожает, ее отпускные цены тоже вырастут. Тем самым она предупредила протесты клиентов, неизбежные при скачке цен. Более того, переложив увеличивающиеся издержки на потребителей, компания создала в отрасли прецедент.

Сметное ценообразование в 2020 году

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения стоимости строительства.

Сметные нормативы обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Сметные нормативы носят рекомендательный характер для юридических и физических лиц, финансирующих строительство за счет собственных средств.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, они содержат в себе необходимые требования и являются той нормативной базой, на основе которой определяется сметная стоимость строительства.

Сметная норма есть совокупность ресурсов, установленных в 2020 году на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Ресурсы, в свою очередь, представляют собой затраты труда строителей, время работы строительных машин, потребность в материалах, изделиях и конструкциях.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в ресурсах при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено выполнение работ в нормальных условиях, без отрицательного воздействия внешних факторов. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими условиями (безводность, высокогорность и др.) – к сметным нормам применяются поправочные коэффициенты, которые приводятся в общих разделах соответствующих сборников нормативов.

Расценка – это стоимость строительных, монтажных и других работ, установленная на принятую единицу измерения и зафиксированная на определенную дату.

Сметная цена определяет стоимость единицы измерения строительных материалов, изделий и конструкций или стоимость машино-часа эксплуатации машин, зафиксированная на определенную дату (базисный уровень цен).

Системные нормативы подразделяются на:

- государственные – ГСН;
- отраслевые – ОСН;
- территориальные – ТСН;
- фирменные – ФСН;
- индивидуальные – ИСН.

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8-й группы подгруппы 81, 82 и 83 «Документы по экономике».

К территориальным – нормативы, выделенные для строительства, осуществлялось на территории соответствующего субъекта РФ независимо от его ведомственной подчиненности и источников финансирования выполненных работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации – производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на вышеуказанных нормативах с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется тыле их согласовании с соответствующими федеральными органами наполнительной власти в области строительства.

При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов не производится.

Следует отметить, что переход на новую сметно-нормативную базу, происходящий в настоящее время, как в организационном, так и в методическом плане существенно отличался от всех аналогичных переходов на сметно-нормативную базу в строительстве.

Прежние переходы на новую сметно-нормативную базу проходили централизованно. Госстрой СССР готовил Постановление Совета Министров СССР, оно выпускалось, давались поручения, назначались сроки. К работе над разработкой сметных норм привлекались десятки, а иногда и сотни организаций. Для финансирования этой работы централизованно из бюджета выделялись солидные средства. Однако зачастую все сводилось к переписыванию старых норм с некоторой их корректировкой.

Сейчас все иначе. Постановление Правительства России не было. Из бюджета на эту работу средства не выделялись, следовательно, не могло быть и речи ни о каком централизованном привлечении к данной работе десятков и тем более сотен организаций.

В итоге получилось, что инициатива в вопросах перехода на новую сметно-нормативную базу шла не сверху, а снизу, а Госстрой России сумел подхватить эту инициативу и развить ее до масштабов страны.

В методическом плане так же имеется существенное отличие нынешнего перехода на новую сметно-нормативную базу от предшествующих. Ранее были разработаны:

- элементные сметные нормы;
- оптовые (отпускные) цены на материалы, изделия и конструкции;
- сметные цены на привозные материалы;
- сметные цены на транспортировку строительных грузов автомобильным, речным и железнодорожным транспортом;
- сметные цены на работу строительных машин и механизмов;
- единичные расценки на строительно-монтажные работы для базового района;
- нормы накладных расходов;
- нормы плановых накоплений;
- нормы затрат на временные здания и сооружения;
- нормы затрат на удорожание работ в зимнее время;
- методические указания по включению “прочих затрат” в главу 9 сводных сметных расчетов и смет.

На местах оставалась только разработка сметных цен на местные строительные материалы, осуществить привязку государственных единичных расценок к местным условиям и пересчитать всю сметную документацию по новым расценкам.

При нынешнем переходе централизованных разработок значительно меньше:

- государственные элементные сметные нормы (ГЭСН);
- Федеральные единичные расценки для базового района (ФЕР);
- нормы накладных расходов;
- нормы сметной прибыли;
- нормы затрат на временные здания и сооружения;
- нормы затрат на удорожание работ в зимнее время;
- методические указания по включению “прочих затрат” в главу 9 сводных сметных расчетов и смет.

Остальное делалось на местах под методическим руководством Госстроя России. Все сметные цены разрабатывались также на местах, а именно:

- сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции;
- сметные цены на работу строительных машин и механизмов;
- сметные цены на транспортирование строительных грузов различными видами транспорта.

Структура действующей сметно-нормативной базы представлена на рис. 1.1. В ее составе следует выделить три блока: элементные сметные нормативы на строительные работы (ГЭСН-2001), на монтажные работы (ГЭСН-2001), на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001); на пуско-наладочные работы (ГЭСНп-2001).

Сметные цены на ресурсы приняты государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ.

Для специального технологического оборудования; министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пуско-наладочные работы (ВЭСНп).

Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5-ти частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района – Московской области. Территориальные сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах РФ в базовых и текущих ценах (с последующим инднированием или обновлением). На территориальном и отраслевом уровне разрабатываются Сборник сметных цен для перевозки грузов для строительства.

Первый блок содержит сметные нормативы для расчета прямых затрат при составлении локальных смет как ресурсным, так и базисно-индентичным методом.

Во втором блоке представлены сметные нормативы, позволяющие рассчитать затраты косвенным методом – в процентах от принятой базы исчисления: накладные расходы, сметную прибыль, затраты на возведение временных зданий и сооружений, зимнее и удорожание при производстве работ.

К ним относятся:

– укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);
– укрупненные показатели базисной стоимости строительства по видам работ (УПБС ВР);
– сборники показателей стоимости по видам работ (сборники ПВР);
– укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
– укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);
– прейскуранты на строительство зданий и сооружений.

С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:

– изменение технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;
– регионального колебания цен на материально-технические ресурсы;
– нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основам и фундаментам.

Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за соблюдением сметных нормативов.

тема

документ ФСС 2020
документ Хозяйственная деятельность 2020
документ Хранение документов 2020
документ Ценные бумаги 2020
документ Цены на топливо в 2020 году

Не забываем поделиться:



назад Назад | форум | вверх Вверх

важное

Новые налоги с 2021 года
Прогноз курса доллара на 2021 год
Кого следующего затронет прогрессивная шкала НДФЛ
Новые пенсионные удостоверения с 2021 года
Прогноз курса евро на 2021 год
Как получить квартиру от государства в 2021 году
Как жить после отмены ЕНВД в 2021
Изменения ПДД с 2021 года
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2021 году


©2009-2020 Центр управления финансами.